Мы производим профессиональную настройку процессоров звука и процессорных усилителей в нашей студии по установке автозвука «AutoHiFi-Customs». Чтобы не быть голословными, постараемся в этой статье объяснить, как именно у нас происходит этот процесс и описать основные этапы настройки.
Не секрет, что само подключение процессоров не вызывает затруднений у многих фанатов автозвука, а вот разобраться во всех тонкостях настройки для большинства является проблемой, причем значительной. Также стоит знать, что правильно настроить процессор получится только после того, как будет выполнена настройка десятков таких устройств. То есть понимание того, как сделать всё правильно приходит только с серьезным практическим опытом. Рядовой же любитель автозвука, скорее всего, будет иметь в своей жизни несколько процессорных устройства, что делает для него бессмысленным глубокое изучение процесса настройки - куда проще довериться профессионалам. Поэтому услуга настройки процессоров звука весьма востребована и пользуется стабильным спросом.
Итак, начнем.
Этап 1 настройки процессора звука.
Проверка полярности подключения все динамиков аудиосистемы. Для этого мы запускаем специальный трек на источнике звука, на котором последовательно записаны 3 щелчка в фазе и 1 в противофазе. Берем калиброванный измерительный микрофон AudioControl CA-4100i, подключаем его к смартфону с установленным на него ПО. Последовательно, в полной тишине, включаем по одному динамику аудиосистемы, подносим к ним микрофон и проверяем правильность фазировки подключения.
Стоит знать, что большинство современных процессоров и процессорных усилителей позволяют менять полярность любого динамика программно, но мы считаем, что нагружать процессор действиями, которых можно избежать - бессмысленно, поэтому, в случае обнаружения неправильного подключения, предпочитаем исправлять его физически. Также есть профессионалы, которые слышат разницу между программным и физическим переключением полярности.
Этап 2 настройки процессора звука.
Снимаем амплитудно-частотные характеристики (далее сокращенно АЧХ) каждого динамика аудиосистемы. У большинства современных динамиков в инструкциях есть графики АЧХ, но измерения их произведены обычно в идеальных условиях, которые не всегда достижимы при установке в реальных условиях в автомобиль. Поэтому, закрепляем наш микрофон на месте головы слушателя:
Запускаем специальный трек, в котором записана звуковая волна, ровно проходящая по всему динамическому диапазону и меряем АЧХ каждого динамика аудиосистемы.
В результате получаем вот такие кривые:
АЧХ левого высокочастотника
АЧХ правого высокочастотника
АЧХ левого среднечастотника
АЧХ правого среднечастотника
АЧХ левого мидбаса
АЧХ правого мидбаса
АЧХ левого сабвуфера
АЧХ правого сабвуфера
Этап 3 настройки процессора звука.
Стыкуем динамики аудиосистемы друг с другом. Производим анализ полученных данных при замере АЧХ и задаем срезы частот в процессоре звука. Это один из самых сложных процессов, описать который не возможно. Тут требуется опыт и понимание как работает фильтрация в современных цифровых процессорах звука, какой фильтр и для какого диапазона лучше использовать. Задача, получить максимально ровное АЧХ на выходе.
Меряем результаты левой и правой стороны после стыковки.
АЧХ левой стороны
АЧХ правой стороны
АЧХ фронта полностью
Итоговая АЧХ, которую получили после добавления сабвуфера
Как мы видим, получилось достаточно ровно, поэтому следуем далее.
Этап 4 настройки процессора звука.
Выставляем временную коррекцию. Включаем одну пару динамиков аудиосистемы и запускаем специальный трек с нашей тестовой флэшки. Кстати, на ней у нас записан набор необходимых аудиозаписей в трех разных форматах: Flac, WAV и MP3 с максимальным битрейтом. То есть, если источник звука аудиосистемы поддерживает Lossless, то используем первые два, а если не поддерживает, то используем MP3, т.к. его воспроизведет любое современное устройство.
В треке записан голос, который должен находиться по центру торпедо, в середине нашей виртуальной сцены. Добиваемся этого, настраивая временную коррекцию. Для настройки сабвуфера используем следующий трек.
Этап 5 настройки процессора звука
Самый приятный этап. Слушаем знакомые композиции и вносим мелкие корректировки в настройки процессора звука, чтобы получить максимально приближенный к натуральному результат. Понимание того, как должен звучать каждый из инструментов в этих треков нам дают периодические посещения живых концертов, прослушивание этих и других треков на домашних аудиосистемах уровня Hi-Fi.
Вот так происходит процесс настройки процессоров звука у нас в студии, который в среднем занимает 1-2 часа с небольшими перерывами. Мы не гонимся за количеством, не устраиваем из настройки конвейер и считаем, что один специалист может качественно настроить не более одной аудиосистемы в сутки. Также мы не считаем свою настройку идеальной и «лучшей в мире», как делают некоторые известные настройщики автозвука. Мы просто стараемся выполнить настройку процессора звука максимально приближенно к натуральному звучанию и выжать максимум из компонентов Вашей аудиосистемы.
PS. Мы не настраиваем аудиосистемы с эстрадной акустикой.