Искусство баланса
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика ESB 3.10D2 Tremila (3000 серия)


Не стану скрывать, акустика ESB серии 3000 (Tremila) – одна из моих любимых: сбалансированная, музыкально универсальная, предсказуемая в настройке. Да и вообще, её звуковая подача как-то хорошо «ложится на ухо». Поэтому когда появилась возможность пощупать саб из этой же серии, не стал упускать эту возможность.

В лаборатории оказалась 10-дюймовая модель ESB 3.10D2 с катушкой 2+2 Ом, но, к сведению, есть ещё версия 4+4 Ом, она обозначается ESB 3.10D4. Цена на обе модели на момент теста – 19990 рублей (по данным интернет-магазина компании «ММС», официального дистрибьютора ESB в России).



Первое знакомство, конструктивные особенности



Первое, что привлекло внимание – диффузор. Вернее, его фронтальная часть сферической формы.



Материал похож на полипропилен. Фронтальный элемент приклеен к основному конусу точно по внутренней части подвеса.



Сам конус, впрочем, выполнен традиционно – из непрессованной целлюлозы.



Корзина – штампованная. Вроде бы простая, но на удивление очень хорошо заглушенная – при простукивании вообще никаких призвуков.



Мотор собран на двух 15-сантиметровых ферритовых кольцах и закрыт защитным кожухом. Охлаждение и декомпрессия – через осевой канал и окна под центрирующей шайбой. Механический ход приличный – при продавливании диффузора достать катушкой нижнюю шайбу магнитопровода нереально.



Сама звуковая катушка – 2-дюймовая.



Для лучшего понимания геометрии намотки снял с мотора защитный кожух. Толщина верхней шайбы магнитопровода – 8 мм, здесь она определяет высоту магнитного зазора и, соответственно, длину рабочей части катушки.



Судя по видимой части катушки вне зазора, линейный ход должен составлять что-то около 1 см в каждую сторону. Ну или если считать Xmax с небольшим падением BL (так делают некоторые производители), то получается ещё немного больше. Короче, ещё не насос, но при необходимости может помолотить диффузором, не уходя при этом в разнос.



Измерение параметров и анализ работы динамика



Динамик, как обычно, размял перед измерениями – сначала лёгкий «мануальный массаж» центрирующей шайбы, потом терзания на синусе с низкой частотой. Сразу скажу, что конкретно в данном случае для стабилизации параметров понадобилось чуть больше времени, чем обычно. Т. е. на практике сабу нужно дать поработать какое-то время, первое впечатление наверняка окажется обманчивым.

После разминки параметры заметно приблизились к заявленным, хотя динамик всё равно получился немного жёстче. Впрочем, дальнейшее моделирование показало, что принципиально эта разница меняет немного, основная концепция сохраняется.



Заявленные/фактические параметры ESB 3.10D2:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 29,4 Гц / 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 29,4 л / 23 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,62 / 7,37
  • Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,47 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 152 г / 156 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 15,7 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 2,4 Ом / 4,7 Ом*
  • dBspl (опорная чувствительность 1 м, 1 Вт) – н. д. / 83,5 дБ


* - результат измерения при последовательном включении катушек

Мотор достаточно сильный. Резонансная частота для 10-дюймового саба низкая, и это достигнуто не столько мягкостью шайбы, сколько массой подвижки. Как по мне, соблюдён тонкий баланс – динамик далеко не нежный легковес, но с таким сочетанием параметров для нормального усилителя проблемой не станет.

Теперь лёгкий анализ работы динамика. Снова применил методику снятия характеристик в ближнем поле (микрофон практически у самого диффузора) – по ней наглядно видно, где в динамике возникают резонансы. И вот тут ESB прямо порадовал: составная конструкция диффузора явно дала свои результаты – практически никаких механических призвуков в подвижке не возникает. Значит, можно ожидать чистого и неокрашенного баса (собственно, это и на деле подтвердилось).



По искажениям картина типичная для сабвуферных динамиков, хотя, по большому счёту, придраться тоже особо не к чему.



Расчёт акустического оформления и проба в деле



Описание приводит вполне конкретные рекомендации по акустическому оформлению, причём даже с размерами корпусов. А для фазоинверторного – даже в двух вариантах – с круглым и щелевым портами.



Для понимания идеи производителя моделирую рекомендуемые оформления с параметрами из описания (как обычно, учёт влияния салона по передаточной характеристике Тома Ньюзена):



Обратите внимание, вариант со щелевым портом формально почти такой же, как и с круглым, но за счёт того, что порт узкий и вытянутый, происходит демпфирование воздушной массы (упрощённо можно сказать, что воздух сильнее «трётся» о стенки), и его характеристика оказывается ближе к ЗЯ (в программе расчёта это можно учесть в параметре QL, потери оформления).

Рекомедации выглядят вполне разумными, хотя ЗЯ можно смело уменьшить без ущерба для баса – в 18 литрах результирующая добротность Qtc как раз выходит на классическое значение 0,7, а в 16 литрах Qtc получится 0,73 – тоже вменяемо. Это особенно актуально для стелсов, где битва порой идёт за каждый литр объёма.

Попробовал в деле. В закрытом ящике ESB выдал неожиданно глубокий для своего калибра бас. Пожалуй, в этом он способен потягаться с иными 12-дюймовыми моделями. Сам бас без сухости, немного «округлый» что ли. Но достаточно собранный и какой-то плотный, без размазни и тянущихся нот. Я бы сказал, «мясной».

Вариант с ФИ я бы рассматривал, только когда количество баса в приоритете над качеством. Хотя, если подрезать сабсоником самый-самый инфраниз, который обычно не несёт музыкальной информации, можно получить весьма неплохой компромиссный результат. Причём в этом случае я бы выбирал именно вариант со щелевым, а не с круглым портом.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



В первую очередь к этому сабу можно присмотреться, когда нужно уместиться в минимальный объём – ESB 3.10 будет нормально играть в корпусе с чистым объёмом от 16 до 20 литров.

Саб, скорей всего, не зайдёт любителям сухого «академичного» баса, а вот если нужен плотный, мясной характер, он подойдёт отлично. К тому же ESB способен забираться неожиданно глубоко для 10-дюймового калибра.

Разменом за эти способности стало закономерное снижение чувствительности, но не настолько, чтобы это стало проблемой – оформление и салон добавляют к опорному значению несколько децибел даже в ЗЯ. От ФИ можно получить прибавку ещё больше, хотя это уже совсем другая история.

Ломовой усилитель этому сабу не нужен, хотя лично я предпочитаю иметь хотя бы небольшой запас мощности, так что смотрел бы в сторону моноблоков (или двухканальников в мостовом включении), способных выдать хотя бы 400 Вт на 4 Ом (ну или на 2 Ом для версии 3.10D4).

Ну и напоследок. В лаборатории сабвуфер пришлось разминать немного дольше обычного, так что не пугайтесь, если в первое время он будет играть «как-то не так». Дайте ему размяться, при стабилизации параметров звучание меняется достаточно сильно. Зато потом бас получается весьма и весьма «вкусный».

  • Способен работать в компактном оформлении
  • Для своего калибра хорошо забирается в глубокий бас
  • Отсутствие механических призвуков в подвижной системе
  • Понравится тем, кто ищет плотный, «мясной» бас

  • Не зайдёт тем, кто ищет сухой, «академичный» бас
  • Относительно невысокая опорная чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-10-03
Усилители мощности Helix: Helix M FOUR 24V, Helix M ONE X 24V.

2023-10-02
Акустика AMP SUB-17.2.

2023-10-02
Морская магнитола Infinity PRV315.

2023-10-01
Корпус типа «стелс» для сабвуфера Drive Box Stealth Ssangyong Actyon 2.

2023-09-30
Акустика Kicx Headshot Q80.

2023-09-29
Акустика Alpine: Alpine S2-S40, Alpine S2-S40C, Alpine S2-S50, Alpine S2-S65, Alpine S2-S65C, Alpine S2-S69, Alpine S2-S69C, Alpine S2-S80C.

Почитать

Правильный кевлар
Тест компонентных акустических систем AMP SUB-17.2

Без лобзика
Тест компонентных акустических систем AurA: универсальных Indigo-CL6C и для штатных мест Indigo-6RLC, Indigo-6HKC и Indigo-6TYC

Финал автозвуковых соревнований EMMA 2023 года в Воронеже

Держи пять
Тест 4-канального усилителя Five LM-4.100

Вопросы масштабирования
Тест 2-канальных усилителей Kicx RX 2.120 ver.2 и RX 2.200 ver.2

Посмотреть

Плоские сабвуферные динамики Helix K 10S и Eton Move M10 FLAT

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Новое на форуме

Доброго времени суток. Для замены штатки по штатным местам присматриваюсь к этим вариантам: BLAM 165 R2S, Focal Slatefiber PS 165 SF. Выбо . . . . .

Всем привет! На данный момент аудио система такая: магнитола pioneer dmh-z5350bt, от него играют пищалки best balance a25t, миды hertz c 1 . . . . .

Всем привет! Поделитесь опытом, кто чем отрезал "уши" на dego sp 3.0? Пилящий инструмент создаёт много мелких опилок, которые можно легко . . . . .

Привет, уважаемые!!!! В каталоге усилителей бренда DLS больше не будет??? . . . . .

Добрый день. Посоветуйте динамики в 2 полосный фронт. Нч/сч,(нч динамик), твиттер или середину которая заменит твитер. Можно что то из дом . . . . .

Здравствуйте, всем! Имею прекрасно звучащую и доставляющую удовольствие систему на повседнев в Skoda Octavia A7: 1. Поканальный фронт Mo . . . . .

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста по усилителю E.O.S AE 100f, может кто слышал его? Вопрос для каких частот он и какого он уровня если с . . . . .

Всем привет , хочу выразить огромную благодарность коллективу Auto-hifi , проконсультировали от а до я , ставил год назад панацею 4 отыгра . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Alpine X-A90M → Тяжело оценивать звучание моноблока... С басом у усилителей Alpine высших линее . . . . .

Сабвуфер Gladen SQX 12 → Очень качественный динамик. ЗЯ 35 Л. Главное качество этого динамика, это детал . . . . .

Сабвуфер Infinity Primus 1270 → Знакомый дал мне данный динамик для тестирования.... ЗЯ 28 л. А саб то действит . . . . .

Автомагнитола RedPower 710SLIM10 → Redpower серии 710 не самая продвинутая, но идеально мне подходящая магнитола. М . . . . .

Акустика Swat SP-R165 → Динамики отличные, своих денег однозначно стоят. Подключал изначально поканально . . . . .

Акустика Helix F 62C → Всем привет. Ставил данную акустику в передние двери Nissan Terrano 2015 года. С . . . . .

Акустика Black Hydra HDC-2.23 → Колонки хорошие. Как минимум стоят своих денег. При хорошей шумке дверей они то . . . . .

Усилитель Pride Uno → Слабый ,басс та себе. . . . . .

Ваши установки

Акустика Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT в Lada Vesta

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70