Акустика «на вырост» Тест 3-полосных компонентных акустических систем BLAM 165 R3
Эта трёхполоска появилась на рынке совсем недавно и стала первой в серии Relax – одной из начальных в модельном ряду BLAM. Ги Бонневиль позиционирует эту серию в основном для апгрейда штаток и кастом-инсталляций в умеренном бюджете. Так что почти все модели в ней имеют достаточно высокую чувствительность, их не нужно «раскачивать» ломовыми усилителями, а конкретно у BLAM 165 R3 – ещё и сниженный до 2 Ом номинальный импеданс.
Задача теста – понять, какого звучания можно ждать от этой 3-полоски, как ставить динамики, чтобы раскрыть их возможности, и какие их особенности нужно учесть при настройке процессора, если вдруг захочется использовать эту акустику в поканалке.
Ну и по традиции перед началом озвучу цену – по данным интернет-магазина официального дистрибьютора, компании ММС, цена BLAM 165 R3 на сегодняшний день – 38990 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Приятно иметь дело не с очередной безликой акустикой, а когда за ней стоит конкретный разработчик. Думаю, Ги в особом представлении не нуждается – его творения заслужили репутацию ещё до того, как он образовал собственный бренд BLAM.
Когда-то давно я уже имел дело с первым поколением серии Relax и даже года два ездил с мидбасовыми динамиками из комплекта 165 RS. Сейчас 2-полоска имеет индекс R2, мидбасовые динамики из этого комплекта можно отличить по фазовыравнивающим пулям. На диффузорах R3 – классические пылезащитные колпачки.
Корзины полностью пластиковые. С акустической точки зрения, кстати, это довольно удачный материал, кто бы что ни говорил: вызвать в нём резонансы – это ещё постараться надо.
Диффузор – с жёстким песочно-шероховатым покрытием. К слову, удачный: хорошо сочетает в себе конструктивную жёсткость, мало весит, и ещё у него практически отсутствуют собственные призвуки. По измерениям потом сами увидите.
Основа – прессованная целлюлоза, это хорошо видно с тыльной стороны.
Намотка звуковой катушки выходит из зазора на 4 мм, при этом высота магнитного зазора (в данном случае она определяется толщиной верхней шайбы магнитопровода) составляет 5 мм. Т. е. в зазоре находится почти 43% намотки, что обещает неплохую контролируемость динамика усилителем.
Среднечастотники BLAM R80 я уже разбирал отдельно в сравнительном тесте в конце прошлого года, они продаются не только в составе комплекта 165 R3, но и отдельно.
Тоже собраны на пластиковых корзинах, а моторы – на ферритовых магнитах.
Диффузоры – тот же лёгкий целлюлозный композит с таким же, как у мидбасовых динамиков, покрытием лицевой стороны.
Кстати, обратите внимание на двухволновый профиль верхнего подвеса – такая форма делает нагрузку на края диффузора более линейной и устраняет резонансные колебания в самом подвесе.
Твитеры BLAM R2T 20, как нетрудно догадаться из индекса, с номинальным калибром куполов 20 мм. Сами купола – мягкие тканевые.
Как обычно, по умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть симпатичные «пули» для наружной установки.
Кроссоверы выполнены раздельно: для каждого динамика – своя маленькая «коробочка».
Мидбасовые динамики включаются через катушку, которая ограничивает их сверху по частоте. Среднечастотники подрезаются только снизу неполярным электролитом на 150 мкФ (не гадайте, на какую частоту настроен этот фильтр, потом на измерениях посмотрим результат). Ну и для твитеров – тоже ФВЧ первого порядка с аттенюацией – можно подключать их к выводам «0 дБ» и «-3 дБ».
Измерение электромеханических параметров
Описание, как обычно, даёт исчерпывающий список параметров, так что сравниить есть с чем. Попадание в заявку хорошее, а там, где есть небольшой разбег, это принципиально ничего не меняет.
Заявленные/фактические параметры BLAM 165 R3 (НЧ/СЧ динамик):
- Fs (собственная резонансная частота) – 69 Гц / 66 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,3 л / 11,4 л
- Qms (механическая добротность) – 10,39 / 6,80
- Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,64
- Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г / 13,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м / 4,0 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,2 Ом / 1,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,6 дБ / 89,2 дБ
Заявленные/фактические параметры BLAM 165 R80 (СЧ динамик):
- Fs (собственная резонансная частота) – 162 Гц / 152 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,5 л / 0,5 л
- Qms (механическая добротность) – 7,30 / 6,38
- Qes (электрическая добротность) – 1,72 / 1,53
- Qts (полная добротность) – 1,39 / 1,23
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,4 г / 2,4 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,1 Тл м / 2,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность) – 86,5 дБ* / 82,67 дБ**
* – 1 м, 2,83 В
** – 1 м, 1 Вт
Мидбасовые динамики – лёгкие и отзывчивые, с хорошей чувствительностью – классика «дверной» инсталляции. Среднечастотники явно не любят корпусов, дальнейшие измерения и проба в деле это тоже подтвердили.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков BLAM 165 R3
Для начала – АЧХ. Тут мало к чему можно придраться, всем бы динамикам в этой цене иметь такие же характеристики – ровная АЧХ по оси вплоть до 5 кГц. Проявлять направленность начинает с 2 кГц, что вполне ожидаемо для своего калибра.
Если всё же придираться, то можно заметить небольшой локальный резонанс в районе 1,5 кГц (вряд ли это центрирующая шайба, скорее, колпачок или конус диффузора что-то эдакое вытворяют). Но тоже не особо принципиальный. Выше по частоте – никакой звонкости диффузор не проявляет, переход из поршневого режима работы в модальный происходит плавно.
Искажения с понижением частоты чуть подрастают, но при разделе с сабом в районе 60 Гц никаких проблем не ожидается.
Анализ работы СЧ динамиков BLAM R80
В принципе, я мог бы полениться и стащить результаты измерений из упомянутого ранее сравнительного теста, но чтоб всё было честно, снял характеристики ещё раз. Заодно повод проследить повторяемость, т. к. динамики с большой вероятностью из разных производственных партий.
Всё в пределах естественного метрологического разброса, зачёт. Абсолютно никакой ломки диффузора и локальных резонансов не наблюдается. К тому же динамики тянут чуть ли не до самого верха. Неравномерности выше 5 кГц – уже просто следствие геометрии, когда длины волн сопоставимы с физическими размерами динамика.
Картинка распределения искажений тоже повторилась, разве что в этот раз снял её при чуть большей подаваемой мощности, поэтому рост КГИ с понижением частоты выражен сильнее. Но выводы – те же: в поканалке их нужно подрезать снизу примерно в районе 300 Гц, или можно чуть выше.
Анализ работы твитеров BLAM R2T 20
Твитеры классные: купол вообще нисколько не ломает. Заслуга не только самого купола, но и внутренней геометрии (часто купол начинает идти волной как раз из-за его «подпора» с тыльной стороны упругой воздушной массой в маленьком закрытом внутреннем объёме).
Ну и плавная фазовая характеристика это показывает более наглядно – в рабочем диапазоне никаких областей, где сигнал бы «сбивался» и «подтормаживался».
С понижением частоты искажения растут плавно. Совсем уж низкой настройки ФВЧ они всё равно не любят, но для 20-миллиметрового калибра всё выглядит очень достойно.
Работа пассивных фильтров из комплекта
Если «разрулить» эту трёхполоску в поканалке, можно получить весьма интересный результат – стык мидбасового звена со среднечастотниками можно начинать искать в области 300-400 Гц, а стыковать СЧ и твитеры я бы начинал в районе 4-5 кГц.
Но в пассивном варианте это потребовало бы довольно сложного кроссовера, а в серии Relax основная задача – минимум инсталляционных затрат. А потому фильтры оставляют довольно широкую область для совместного воспроизведения мидбасовым звеном и серединками, сверху серединки вообще ничем не ограничены, а твитерам, фактически, остаётся только самый-самый верх:
Несмотря на то, что графики далеки от тех, что рисуют «теоретики автозвука», на слух такая стыковка полос получилась вполне рабочей. Поэкспериментировал, попробую описать главные особенности.
Какого ожидать звучания, и как «готовить» акустику?
Итак, эксперименты проводил в «пассивном» варианте, т. е. при включении динамиков через фильтры из комплекта. Прослушивание – не дальше, чем в полутора-двух метрах от акустики.
Боксы для мидбасовых динамиков сразу развернул под углами, чтобы видеть динамики примерно так, как они видны в машине. Среднечастотники и твитеры для начала направил в сторону слушателей. В таком варианте почти весь информативный диапазон взяли на себя серединки, твитеры действительно лишь чуть помогают им на самом верху. Тем не менее, их даже так многовато, так что переключаю кроссовер на «-3 дБ». Вот теперь верха поровнее, можно начинать слушать.
При направлениях СЧ и твитеров в сторону слушателей получается лёгкое, ясное звучание, местами даже яркое. Впрочем, именно такой характер Ги Бонневиль и называет «French Sound». На нижних частотах чувствуется некоторая «облегчённость», порой хочется чуть добавить мидбас по уровню. Я бы рассматривал такую ориентацию динамиков для поканальных систем, а вот в пассивном включении лучше поиграться с разворотами СЧ и твитеров.
Разворачиваю среднечастотники под углами к слушателям, твитеры оставляю направленными в лоб. Так серединка становится менее яркой, но на самом деле воспринимается даже естественней. Поскольку твитеры играют самый верх, отрываться от музыкальной картинки не начинают. Но чтобы получить слитное звучание, твитеры желательно установить чуть дальше среднечастотников.
Третий вариант – разворачиваю твитеры, чтобы они тоже были видны под углами. На мой взгляд, для простой, не поканальной системы это самый сбалансированный вариант. Мидбас уже не так сильно «маскируется» СЧ/ВЧ звеном, да и в целом звучание как-то ровнее. Твитеры в таком варианте лучше располагать или прямо над СЧ динамиками или опять же стараться отодвинуть их чуть дальше серединок (как вариант – вертикальная или горизонтальная «матрёшка» на стойки).
Что касается уровня твитеров, то во всех вариантах самым сбалансированным показалось включение «-3 дБ». Однако «0 дБ» может оказаться востребованным, если их предполагается упрятать под какую-нибудь плотную штатную сетку.
Коротко по делу
Те, кто засматривается на 3-полоску, с большой вероятностью планирует процессорную систему, и в таком варианте BLAM 165 R3 имеют неплохие перспективы – особенности каждой из полос я как раз разобрал – в каких диапазонах каждый динамик чувствует себя лучше всего (напомню, смотрите не столько на АЧХ, сколько на самые линейные участки ФЧХ и на начало роста искажений с понижением частоты).
«Пассивный» вариант чуть попроще, но тоже имеет право на существование. Это хороший вариант для поэтапного построения системы – на первых порах можно обойтись включением через пассивные кроссоверы, а потом, если захочется большего, продолжать копить на процессорный усилитель для поканалки. Так сказать, акустика «на вырост».
Что касается установочных особенностей, то получается следующее. Мидбасовые динамики – классика дверной установки. Серединки в тесные корпуса не прячьте, оставляйте их свободно «дышать» Free Air. В поканалке выбирать направление динамиков можно любое, а вот в обычной, не поканальной системе будет лучше, если СЧ и твитеры будут видны под небольшими углами. Твитерам по возможности лучше найти такое место, чтобы они были отодвинуты чуть дальше, чем среднечастотники – так звучание на ВЧ получается более цельным, полосы лучше состыкуются между собой.
- Отсутствие в динамиках выраженных проблемных диапазонов
- Предсказуемая настройка при построении поканальной системы
- Хорошее попадание фактических параметров в заявку
- Среднечастотники не любят тесных объёмов
- Пассивные фильтры не раскрывают возможности динамиков
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-09-24 Акустика Aura Indigo-CL6C. 2023-09-23 Акустика ESX QXE8.2C. 2023-09-22 Сабвуферы Aura: Aura Indigo-10.D2, Aura Indigo-12.D2. 2023-09-21 Корпуса типа «стелс» для сабвуферов : Drive Box Stealth BMW 3 F30, Drive Box Stealth BMW X4 G02, Drive Box Stealth Geely Coolray, Drive Box Stealth Hyundai Creta 2, Drive Box Stealth Hyundai Tucson 4 Long, Drive Box Stealth Volkswagen Passat B8 универсал. 2023-09-21 Магнитолы Aura: Aura Storm-515BT, Aura Storm-535BT, Aura Storm-545BT, Aura Storm-555BT, Aura Venom-D541BT, Aura Venom-D762DSP. 2023-09-20 Акустика ACV T38 PRO.
Вопросы масштабирования Тест 2-канальных усилителей Kicx RX 2.120 ver.2 и RX 2.200 ver.2 Морской премиум по-итальянски Тест «морского» головного устройства Hertz HMR 50 Калибры и моторы Тест эстрадных динамиков Oris EX-65, EX-80 и EX-65NEO Пожалуй, самая доступная 3-полоска Тест 3-полосных компонентных акустических систем Skylor EVO6.3C Особенности рельефа Тест сабвуферных динамиков Best Balance E10 (10 дюймов) и E12 (12 дюймов)
Плоские сабвуферные динамики Helix K 10S и Eton Move M10 FLAT Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50
Здравствуйте. Кто сравнивал audison b-con и helix hec bt hd? Ощутима ли разница? . . . . . Всех приветствую! У меня необычный вопрос :)
Стояла система, все работало нормально. Появилась необходимость заменить усилитель, поменял. . . . . . Приветствую. Кто сравнивал по оптике bluetooth ресиверы audison B-con и fiio bta30/bta30 pro? Какой из них будет лучше передавать ldac ко . . . . . Какие миды выбрать к ширикам BLAM LFR 52 ? У меня были Ground Zero GZUK 65SQX , но они погибли в пожаре в одной мастерской... А так как он . . . . . Всем привет, пытаюсь собрать следующий конфиг с бюджетом 150-200к на железо:
- Трехполосный фронт (с с/ч купольного типа так как в моей д . . . . . У меня две пары Pride Solo 150. Усилитель Pride Quattro XL. Динамики 150 ватт. Усилитель при 4 ом выдает 175 ватт, а при 2 ом 300 ватт. Ди . . . . . Добрый день. Посоветуйте какой из вариантов будет интереснее и динамичнее звучать. 1 вариант процессор helix dsp pro mk3 + усилители audi . . . . . Всем привет,авто lexus gx без марк левинсон,хочеться хорошего обьемного звука ,до этого был вольво xc 90 с музыкой B&W хочеться звук такой . . . . .
Усилитель Blaupunkt GTA 470 → Отличной усилитель с мощным звуком слушал года 3 саб у меня стоял сони 1350w . . . . . Акустика Audison Prima AP 6.5P → Пока что это самые ровные динамики что были, без выплесков наверху ачх, с ровнен . . . . . Акустика Pioneer TS-A1600C → Акустика своих денег стоит, но не более. неплохая детализация, твиттер в лоб нел . . . . . Усилитель Ground Zero GZUA 2SQ → Отличный усилитель. Установлен на мидбасовые динамики в трехполосном фронте.Ток . . . . . Усилитель Audison Forza AF M6D → Отличный шести канальный усилитель итальянской сборки компактных размеров. Звучи . . . . . Акустика Hertz EV 165 → Это лучшие динамики за их цену, перепробовал много разных и подороже и примерно . . . . . Усилитель Audison Forza AF M6D → Очень хороший компактный 6-ти канальник. Качественная итальянская сборка. До фор . . . . . Автомагнитола Sony DSX-A110U → Магнитола отличная . Звук чистый . Тащит отлично стоит на 2115 . Впереди стоят s . . . . .
Акустика Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT в Lada Vesta Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70
|