Лёгкий или тяжёлый
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB


Какой сабвуфер считать «правильным»? А вот смотря что ставить в приоритет. Если сильно упрощённо, то для работы в компактном корпусе будьте готовы подобрать усилитель помощнее. А если нужна лёгкость и способность шевелиться от нежных усилителей, то тут уже корпус может оказаться не совсем «удобным». Физику не обмануть, хотя порой действительно получается достичь удачных компромиссов. Если что, я сейчас про нормальные сабы для SQ, а не про этих самых, у которых «долбит нормально».

Ну и сходу небольшой спойлер – BLAM L25 DB оказался довольно привлекательным вариантом для стелсов. При этом не то чтобы совсем от дохлых усилителей умеет играть, но и дуболомных «сварочных агрегатов с возбуждением от RCA» тоже не просит.

В общем, есть смысл посмотреть, как он работает, а вы уж решите, подходит он под ваши требования или нет. Цена, для сведения, на момент теста составляет 28990 рублей.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Конструкция без декоративных излишеств, все материалы относительно привычны: диффузор – жёсткая непрессованная целлюлоза, центральный колпак – пластиковый, подвесы – плотный вспененный полиуретан.



Корзина, считаю, очень удачная: она максимально открытая – с тыльной стороны диффузора не будет образовываться воздушная подушка, которая нехило добавляет нелинейности на больших ходах.



Центрирующая шайба – из материала Conex, так что после разминки механические параметры должны сохранять стабильность долгое время. Имеет прогрессивный профиль – шаг и высота «волн» слегка увеличиваются от центра к краям.



Теперь попытаюсь понять внутреннюю геометрию мотора. Высота верхней шайбы магнитопровода – 8 мм. Насколько смог заглянуть через сеточку, она тут определяет и высоту магнитного зазора (фактически, рабочую часть катушки). Общая длина намотки указана в описании – 30 мм.

По всему получается, что подвижка имеет ход по 11 мм в каждую сторону без выхода катушки из зазора. В описании указан ход Xmax +/-13 мм, что на самом деле тоже соответствует действительности – иногда эта величина указывается при условии небольшого падения BL на краях хода. Ну или это получается 26 мм от края до края, если вам так привычней считать.



Диаметр звуковой катушки – 60 мм. Именно так, с округлением по метрической системе. Или, если вам удобней в британской имперской системе мер, то примерно 2,4 дюйма. В торце нижней шайбы магнитопровода по её периметру как раз имеются отверстия для охлаждения и декомпрессии. Осевой канал, правда, это не отменило.



Монтажная глубина динамика получилась 14,2 см. Будете рассчитывать глубину корпуса – добавляйте к ней ещё пару сантиметров, чтобы динамик совсем не упёрся мотором в заднюю стенку, и осевой канал не оказался перекрытым.



И да, отмечу ещё одну интересную особенность конструкции – отсутствие аэродинамических шумов даже при больших ходах диффузора. Обратил на это внимание, когда разминал динамик перед измерениями. Это редкость, обычно при разминке вечно что-нибудь подфыркивает. Зачту в плюсы.

Измерение параметров и их разбор



Описание приводит внушительный перечень параметров (впрочем, это традиционно для BLAM). У реальных измеренных параметров есть небольшой разброс, но общая концепция динамика соответствует заявке. Больше того, реальные параметры даже поинтересней получились. Единственное, заметно «уплыло» сопротивление звуковой катушки Re.



Заявленные/фактические параметры BLAM L25 DB:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,7 л / 17,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,78 / 8,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,68 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,63 / 0,53
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 132 г / 143 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м / 15,8 Тл м*
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 1,23 Ом / 2 х 2,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 92,3 дБ** / 84,1 дБ


* - результат измерения при последовательном включении катушек
** - в описании явно указана не опорная чувствительность динамика, а, скорее всего, чувствительность в оформлении

Итак, постараюсь разложить всё по полочкам. Чтобы динамик меньше чувствовал «воздушный подпор» и мог работать в компактных корпусах, подвесы сделаны умеренно жёсткими (Vas меньше 20 литров – это для 10-дюймового динамика немного). Чтобы резонансная частота при этом не задралась в мидбасовую область, о лёгкой подвижке пришлось забыть. Хотя, чего уж там, видали «десяточки» и потяжелее. Чтобы таскать такую подвижку, мотор должен быть соответствующим. Силовой фактор BL тут пусть не бешено-рекордный, но этого и не требовалось – он ровно такой, чтобы Qts оказалась самой подходящей для применения динамика в ЗЯ. А это, как известно, самое компактное из всех оформлений (экзотику сейчас не рассматриваем).

В общем, вуаля, круг замкнулся, всё сошлось – имеем динамик для компактного оформления, с вполне вменяемым значением опорной чувствительности и 2,4-дюймовой звуковой катушкой, способной переварить мощность даже с некоторым запасом. Что и требовалось получить.

Ещё чуть-чуть анализа работы динамика



Снимаю АЧХ и ФЧХ динамика без учёта оформления в ближнем поле (есть такая методика среди рекомендованных для измерительного комплекса Audiomatica Clio). Задача – понять резонансы в подвижной системе.



Более-менее значимый артефакт есть лишь ближе к отметке 1 кГц (тут обычно «чудят» пластиковые колпаки), но он не тех масштабов, чтобы придать басу какую-либо окраску (в отличие, к примеру, от некоторых сабов с полипропиленовыми диффузорами, где окраска баса часто бывает слышна слишком явно). Центрирующая шайба вроде ни на каких частотах не чудит. В общем, по этой части зачёт.

Искажения снимал на уровнях подаваемого сигнала выше среднего – к нижней частотной границе ход диффузора достигал 1,5 см (от края до края):



Как видите, более-менее заметный рост КГИ начинается лишь ниже 50-40 Гц, что для 10-дюймовых сабов – обычное дело. В наиболее же информативном (для сабвуфера) частотном диапазоне до 100 Гц искажения достаточно низкие. Нормально.

Расчёт акустического оформления



Описание рекомендует три варианта ЗЯ и ни одного варианта ФИ. Оно и верно: при таких параметрах в ФИ можно получить дурную отдачу, но это будет не саб, а «дуделка». Для таких извращений есть сабы попроще, так что для BLAM L25 DB – только ЗЯ. Если смоделировать по заявленным параметрам, вот что получается (как всегда, расчёт с учётом усреднённой передаточной характеристики салона Тома Ньюзена).



Не уверен, что динамику будет уютно в большом корпусе, да и реальные параметры вышли чуть интереснее заявленных. Так что моделирую ещё раз, на этот раз с учётом фактических измеренных значений.



А что, очень даже недурно. Можно смело ставить динамик в ЗЯ объёмом от 15 до 20 литров, даже объём подгонять с высокой точностью не обязательно. Для оценки в деле попробовал закинуть динамик в свой тестовый корпус и скорректировать его объём до 17-18 литров (точнее не скажу, да оно тут и не нужно).

Проба в деле



Послушал сначала в лаборатории (вспомнил кое-какие принципы оценивания басового потенциала со времён работы в «бумажном» журнале Car&Music), потом не удержался, утащил тестовый корпус в машину (усилитель АВ-класса, самодел на базе старичка E.O.S. AE-1500T с переделанными выходными каскадами, способный отдать на 4 Ом что-то около 600 Вт).

На слух бас без сухости, плотненький, «мясной», с небольшим таким «жирком», но без гудения и затягивания отдельных нот. Гонять ветры и тянуть негров за низкие синусы не умеет, но приготовить отбивную печень и пробивать в грудь может. На жёстком современном роке бас-бочка и бас-гитара чуть «раздуваются», но звучат раздельно, не смешиваются. На ритмичной электронной музыке получаются сочные тактильные удары. На современном блюзе и инструментальной музыке даёт «мясцо», но звучание сверх необходимого не утяжеляет. Вообще, если не накосячить с оформлением и настройками, можно получить довольно «вкусный» бас.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?



Достаточно универсальный саб. Подача далека от каких-нибудь легковесных моделей, она скорее «мясная», но, главное, BLAM не тянет басовые хвосты и не гудит на одной ноте, а остаётся достаточно музыкальным. Это особенно заметно, если фронтальные динамики не слишком басовитые, и приходится поднимать частоту раздела с ними до 60-70 Гц (для определённости, в моих экспериментах саб срастался с фронтом при крутизне ФНЧ 24 дБ/октава, но это всё сугубо индивидуально).

И да, возвращаясь к тому, с чего начинали – он способен работать в корпусах не больше 20 литров и, как показали эксперименты, ему вполне хватает усилителя, выдающего на 4 Ом около 500 Вт. Если такой расклад подходит под ваши требования, BLAM L25 DB можно смело рассматривать к применению.

  • Удачная жёсткая, но максимально открытая корзина
  • Способность работать в корпусах менее 20 литров
  • Не нужно подгонять объём с точностью до литра
  • Способен на «мясо», но при этом остаётся достаточно музыкальным

  • Глубина динамика не позволит сделать ему плоский корпус



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-06-01
Сабвуфер ESX DBX206A.

2023-06-01
Переходные рамки InCar: InCar RAU-FC829, InCar RCH-FC878, InCar RCV-N16, InCar RDF-FC835, InCar RFI-FC420, InCar RFI-FC836, InCar RFI-FC860, InCar RFI-FC861, InCar RFO-FC281, InCar RFO-FC862, InCar RFR-FC696, InCar RFR-FC697, InCar RFR-FC834, InCar RFR-FC854, InCar RFR-FC894, InCar RFR-FC919c, InCar RGL-FC863, InCar RHO-FC864, InCar RHO-FC866, InCar RHO-FC868, InCar RHO-FC869, InCar RHO-FC870, InCar RHO-FC874, InCar RHO-FC930, InCar RHY-FC418, InCar RHY-FC846, InCar RHY-FC877, InCar RIF-FC934, InCar RKIA-FC373, InCar RKIA-FC374, InCar RKIA-FC828, InCar RKIA-FC880, InCar RKIA-FC937, InCar RLA-FC853, InCar RLF-FC409, InCar RMB-FC889, InCar RMB-GLK01, InCar RMS-FC859, InCar RMS-FC890, InCar RMS-FC943, InCar RMS-FC948, InCar RMZ-FC430, InCar RMZ-FC433, InCar RMZ-FC884, InCar RMZ-FC941, InCar RNS-FC892, InCar RNS-FC893, InCar RNS-FC954, InCar RNS-FC955, InCar ROP-FC694, InCar ROP-FC916c, InCar ROP-FC917c, InCar ROP-FC958, InCar RSU-FC899, InCar RSZ-FC693, InCar RSZ-FC900, InCar RTY-FC559, InCar RTY-FC727, InCar RTY-FC743, InCar RTY-FC904, InCar RTY-FC905, InCar RTY-FC907, InCar RTY-FC908, InCar RTY-FC909, InCar RTY-FC910, InCar RTY-FC912, InCar RTY-FC920, InCar RTY-FC939, InCar RTY-FC970, InCar RTY-FC971, InCar RTY-FC972, InCar RTY-FC976, InCar RUN-FC915, InCar RUN-FC989, InCar RVL-FC980, InCar RVW-FC914, InCar RVW-FC983.

2023-05-31
Сабвуферы Awave: Awave V11, Awave V11 PRO.

2023-05-31
Корпуса типа «стелс» для сабвуферов : Drive Box Stealth Geely Tugella ver.1, Drive Box Stealth Geely Tugella ver.2, Drive Box Stealth Kia Rio 3 хэтчбек, Drive Box Stealth Mitsubishi ASX, Drive Box Stealth Opel Astra H хэтчбек.

2023-05-30
Сабвуфер Nakamichi NBX25M.

2023-05-29
Акустика Focal: Focal Performance PC 165 Last Edition, Focal Performance PS 165 V1 Last Edition.

Почитать

Тест акустики Light Audio LAS-17.2 и LAS-17C

Тест сабвуфера Light Audio LASW-10

Подросший муравей
Тест компактного и мощного 4-канального усилителя Kicx Angry Ant F4

Тест громкоговорителей УРАЛ ЧЕ 03 и ЧЕ 006

Концентрат баса в одной таблетке
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Господа, всех приветствую! Прошу осведомленных указать на технические различия акустических систем кроме буквенного обозначения и года вы . . . . .

Всем привет! Нужен совет по сабу. На данный момент инстал такой: стоит в торпедо Ground Zero GZUF 60SQX в отражение от стекла Миды в п . . . . .

Здравствуйте! Прошу совета. Установкой автозвука заморачивался единожды 20 лет назад- в десятке сам шумил двери, на фронт двухкомпонентн . . . . .

Всем здравствуйте! Помогите Разобраться. Есть ли разница между GZ gzrm 80sq и gzum 80sq. Просто где то читал, что это одни теже СЧ. толь . . . . .

Здравствуйте, установил себе аудиосистему из TEYES CC3 через оптический кабель подключил к BestBalance DSP 6H, а от BB запитал моноблок AM . . . . .

Здравствуйте товарищи, подскажите, кто сравнивал, слушал, настраивал MadBit DSP Ultra SE r2 и Helix DSP Pro MK3? Расскажите + и -, кому б . . . . .

Помогите определиться. Авто Range Rover Velar. Стоит Meridian Signature 1700w, 24 канала. Звук можно забрать только с выхода после усилите . . . . .

Добрый день, подскажите по подключению, установил процессорный усилитель Best Balance DSP 6H в связке с Amp pro 1.1000, акустика Blam 165 . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Helix K 10W → Opus BX-250 звучит не хуже а цена в разы дешевле.У этого саба есть существенный . . . . .

Сабвуфер Challenger Opus SD-250BX → Отличный саб. Собрал ему закрытый ящик литров на 20. Играет кайфово . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 → По всем параметрам один из лучших усилителей D класса. Helix m four ему уступает . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Отличные твитеры. До этого использовал hertz MP 28.3 Pro. SOaudio 26neo играют п . . . . .

Акустика E.O.S. Maestro HD650 → Акустику брал не слушая по отзывам,мидбас впечатлил увесистый,с литой мощной кор . . . . .

Автомагнитола Aura VENOM-D41DSP → магнитолу мы выбираем по звуку в первую очередь! у меня простой logan с легкой с . . . . .

Усилитель Vibe PowerBox 400.1M-V7 → Усилитель мне понравился, качает саб нормально, а главное размеры маленькие, под . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-50UB → пользую уже год этой магнитолой. ставил другие sony 7750 kenwood 7537 и вернулся . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70