«Дженерик» или нет?
Тест плоского 12-дюймового сабвуферного динамика Hertz MPS 300 S4


Свою «плоскую» серию Hertz Mille Pro Shallow компания Elettromedia выпустила в продажу только в этом году, причём дебют получился громким – 10-дюймовая версия даже получила награду EISA в номинации «Лучший автомобильный сабвуфер 2022-2023». Впрочем, опытный взгляд тут же увидит явное сходство с JL Audio TW3, и в этом нет ничего удивительного: компания внимательно следит за патентными сроками своего главного заокеанского конкурента и при возможности использует «джиэлевские» решения. Короче, является ли MPS полным «дженериком» (аналогом) TW3 или схожесть заканчивается на внешнем виде? А вот давайте это выяснять.

Перед тем, как вдаваться в техническую часть, немного о ценах. Сейчас у меня в лаборатории – 12-дюймовая модель Hertz MPS 300 S4 с катушкой 4 Ом, и на момент теста она стоит 39700 рублей (2-омная версия MPS 300 S2 стоит столько же). Если что, есть ещё 10-дюймовые Hertz MPS 250 S4 и S2 (4 и 2 Ом, соответственно), их цена на текущий момент – 31700 рублей. Между прочим, получается даже немного дешевле упомянутого JL Audio TW3.



Первое знакомство, конструктивные особенности



Раз уж сравниваем с JL Audio, то сходу вот ещё один плюсик в пользу Hertz – защитный гриль уже идёт в комплекте и, соответственно, входит в цену.



Он держится за счёт фетровой окантовки (кстати, опять же как у некоторых сабов JL Audio), причём довольно плотно.



Для снятия сетки (если понадобится) в комплекте идёт пластиковая лопаточка. Ну и прочая мелочёвка вроде длинных саморезов под шестигранник и магнитной биты для шуруповёрта – мелочь, а приятно.



Итак, непосредственно к конструкции. Монтажная глубина Hertz MPS 300 – 8,8 см.



Литая корзина как бы обхватывает мотор снизу.



При этом центрирующая шайба крепится не к звуковой катушке, как у обычных динамиков, а к цилиндрической траверсе...



...которая, в свою очередь, крепится к диффузору. Вернее, является продолжением его центральной части.



Сам же мотор целиком находится внутри всей этой подвижной конструкции. Наглядно строение динамика, кстати, есть на коробке – можно поизучать при случае, тут много чего интересного.



К примеру, выемка в верхней части керна решает сразу две задачи. Первая – формирует в нём нужное распределение плотности магнитного потока, чтобы он получился максимально симметричным в зазоре. И вторая – создаёт завихрения воздуха при движении диффузора для лучшего отведения тепла от того же керна и катушки. Накопал эту же картинку в лучшем качестве:



На форму магнитопроводов вообще есть смысл обратить внимание. Она сложная – верхняя и нижняя шайбы имеют переменное сечение, они не плоские, как это чаще всего делается. Задача – всё та же, формирование нужного распределения плотности магнитного поля, чтобы получить максимальную линейность динамика.

Звуковая катушка имеет размер 1,5 дюйма. И это, считаю, самый рациональный калибр в данном случае: если сделать больше, пришлось бы и магнит увеличивать (иначе мотор получился бы дохлым), а если меньше – это негативно сказалось бы на выдерживаемой мощности.



Ход диффузора весьма приличный. Механических ограничений – почти никаких (может смещаться, насколько вообще позволяет растяжение центрирующей шайбы). Намотка выходит из зазора почти на 17 мм. Т. е. от края до края линейный ход составляет внушительные 34 мм. И это, на минуточку, для плоского саба с монтажной глубиной меньше 9 см!



Ну и ещё обращу внимание на нажимные клеммы – они предполагают подключение снизу. При установке это удобней, чем если бы провода торчали в стороны. Подводящие идут от них к цилиндрической траверсе, заходят внутрь, поднимаются вверх и под колпачком проходят к катушке.



Измерение параметров и характеристик



По измерениям динамик оказался крайне интересным. Сначала, как всегда, циферки, потом «разбор полётов»:



Заявленные/фактические параметры Hertz MPS 300 S4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 23 Гц / 22 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 62 л / 63 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,30 / 6,58
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45 / 0,44
  • Qts (полная добротность) – 0,42 / 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 320 г / 307 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 18,7 Тл м / 18,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 85,0 дБ / 84,2 дБ


Итак, что имеем. Все эти «танцы» с конструкцией – ради возможности установить динамик в предельно компактный и плоский корпус. А чтобы он при этом не превращался в мидбасовый и выдавал действительно глубокий бас, нужна низкая резонансная частота. Сделать это можно двумя способами – сделать мягче центрирующую шайбу и утяжелить подвижную систему. Здесь использовано и то, и другое.

Фактически, динамик сделан с тем расчётом, что задавать жёсткость будет не только, и даже не столько его собственная центрирующая шайба, сколько упругий объём воздуха в корпусе.

Теперь что у нас с резонансами в конструкции. А их особо-то и нет. Вернее, есть, но, во-первых, они за пределами сабвуферного диапазона, а во-вторых, не такие сильные, чтобы привести к «окрашиванию» баса. То есть, всякого рода «полипропиленовых» или, там, каких-нибудь «металлических» окрасов можно не опасаться – бас в этом смысле обещает быть чистым.



Во-вторых, искажения. Вот тут Hertz реально удивил. Обычно КГИ с понижением частоты активно растёт, а тут даже на отметке 20 Гц оказался неожиданно низким. И это при том, что измерение проводилось на довольно приличном уровне сигнала, ход диффузора доходил до 2 см от края до края.



В общем, с линейностью – зачёт и респект, хитрое строение магнитопроводов работает – это вам не «китайский конструктор» из однотипных комплектующих.

Расчёт акустического оформления и проба в деле



Описание даёт две вполне конкретные рекомендации по корпусу – либо ЗЯ объёмом около 22 литров (что для двенашки очень компактно), либо ФИ 37 литров с достаточно низкой настройкой порта (уже не так компактно, но терпимо).

Кстати, начиная с серии Cento итальянцы предпочитают давать для ФИ параметры не круглого, а щелевого порта . У него больше площадь стенок и, соответственно, больше граничный слой воздуха, который демпфирует резонансы воздушной массы. В итоге пик отдачи такого саба «размывается» по более широкой полосе, саб получается не таким «дудящим» и чуть более музыкальным.

Моделирую. Как всегда, с учётом усреднённой передаточной характеристики салона Тома Ньюзена:



В качестве приоритетного варианта я бы выбрал ЗЯ: он более универсален, а акустическое усиление в салоне с лихвой компенсирует невысокую чувствительность самого динамика. Фазоинверторный корпус (даже с учётом «музыкальной» формы порта) получается «ну такой себе»: уж слишком под этих самых... как там принято нынче... афро-америко-европо... Ну вы поняли.

Попробовал в тестовом корпусе (ЗЯ) у себя в машине. Подключал к АВ-классу, выдающему на 4 Ом чуть больше 600 Вт (подробностями не гружу, ибо это handmade).

Первый вывод – сабвуферу нужен достойный усилитель. Не тупо «сварочник с возбуждением от RCA», а усилитель с действительно хорошим контролем. Уровнем не ниже JL Audio серии RD или чего-то похожего. Если смотреть среди усилителей Hertz, то я бы выбрал, скорей всего, HCP 1DK.

Второй вывод – сабвуфер понравится тем, кто хочет получить могучий, увесистый характер баса. Аудиофилы могут придраться к неизбежному следствию тяжёлой подвижки – «резинистому» и какому-то «вязковатому» что ли характеру баса. Но тут, как мне кажется, опять же многое зависит от усилителя. Есть ощущение, что моего АВ-класса ему хватало, но вот прямо совсем впритык. Хотя даже с ним саб выдавал звучание с эдакой приятной плотностью.

Впрочем, Hertz MPS и не задумывался для вылавливания тонких музыкальных флюидов (собственно, как и упомянутый в самом начале JL Audio TW3). Его задача – максимум плотного и тактильного баса в минимальном объёме. Выключайте «аудиофила», включайте «клубного тусовщика», и всё встанет на свои места. Электроника с плотным ритмическим фундаментом и какой-нибудь retrowave с сочным синтезаторным басом – реально до мурашек.

Третье, что заприметил, – невысокая чувствительность динамика на деле вообще не ощущается: в дело вступает акустическое усиление салона, и, полагаю, саба вполне может хватить не только на седан или средний хэтчбек, но и на кроссовер приличных размеров. Разумеется, если строится нормальная музыкальная система, а не эспиэльный корч.

Коротко по делу. Ответы на главные вопросы



Действительно ли Hertz MPS является «дженериком» известного JL Audio TW3? С инженерной точки зрения – да. Конечно, не «под копирку», но общего в конструкциях и правда много.

Отличаются ли параметры? Да, отличаются, но концепция у них общая – оба динамика полноценно используют упругую воздушную массу в корпусе как часть подвеса диффузора, а не «борются» с ней. Иными словами, они оба не просто МОГУТ работать в компактных корпусах, а именно ДОЛЖНЫ быть установлены в корпуса небольшого объёма.

На какой бас можно рассчитывать? Как и JL Audio TW3, сабы Hertz MPS нацелены на любителей тактильного, могучего и увесистого баса. И пусть невысокая чувствительность самого динамика вас не смущает – у готового сабвуфера получается некислое акустическое усиление.

Что нужно, чтобы Hertz MPS заиграл? Хороший усилитель. Причём киловаттные монстры не обязательны, важно подобрать усилитель именно с хорошим контролем. Уровня JL Audio RD или Hertz HCP 1DK.

Короче, Склифосовский, можно ли рассматривать Hertz MPS как альтернативу TW3? Да, пожалуй. Больше того, Hertz обладает теми же способностями и даёт тот же характер баса при меньшей цене. Может, даже чуть более массивный и могучий. Ах, да, и ещё у него гриль уже в комплекте…

  • Способность работать в компактном корпусе
  • Линейный ход больше, чем у иных сабов с традиционной конструкцией
  • Неожиданно низкие искажения вплоть до инфрабаса
  • Понравится любителям могучего, тактильного, «уплотнённого» баса

  • Явно тяготеет к ритмичной электронной музыке (но делает это хорошо)
  • Требователен к усилителю, нужно подбирать с хорошим контролем



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70