Про характеристики и тонкости настройки
Тест «сборки» для поканального подключения: НЧ/СЧ динамики Oris Element W2 плюс твитеры Oris JB-T32


Изначально этот отчёт задумывался как тест металлических твитеров Oris JB-T32, которые в последнее время у многих на слуху. Однако потом было решено добавить практической полезности и состыковать их в поканалке с мидбасовыми динамиками из комплекта Oris Element Type 2 – они продаются отдельно под модельным индексом Element W2. И тут возникло столько тонкостей, что получилось своеобразное «пособие» – как учитывать параметры динамиков при настройке систем.

Если что, его можно применять не только к указанной связке, но и (если включать голову и уметь анализировать) вообще для любой акустики. Просто в данном случае получилось уж очень наглядно: диффузоры мидбасовых динамиков и купола твитеров – металлические, а металл всегда имеет свои особенности, из-за которых нормально настроить систему удаётся далеко не каждому (отсюда и стереотип, мол, «металл не звучит»). Что ж, будем смотреть, как эти особенности обходить.



«Встречаем по одёжке»



Рассматривать в деталях мидбасовые Element W2 сейчас не стану: я про них рассказывал относительно недавно, можете глянуть тест акустики Oris Element Type 2.



А вот твитеры JB-T32, пожалуй, изучу повнимательней.



В описании указано, что мембраны титановые. На вид вроде похоже. Подвесы – тканевые. Вообще, металл плюс ткань – многообещающее сочетание, посмотрим, как оно реализовано в данном случае.



Монтажная глубина небольшая – всего около 12 мм. Внешний диаметр фланца – 53 мм.



По умолчанию твитеры идут в корпусах для наружной установки.



Простые пластиковые, но симпатичные – такие не стыдно и напоказ выставить.



В комплекте есть и более привычные плоские чашки, но они чуть меньше фланца твитера, так что их главное предназначение – быть заготовкой при изготовлении подиума.



Ещё в комплекте идут разделительные конденсаторы. Между прочим, вполне приличные полипропиленовые плёночники. Впрочем, вопрос об их применимости конкретно в связке JB-T32 с Element W2 я ещё рассмотрю отдельно, там не всё так однозначно получается.



Оценка возможностей динамиков, или что важно учитывать при настройке



Первый шаг. Что умеют мидбасовые динамики. Вообще-то я их уже измерял ранее, но чтобы уж всё было честно, снял АЧХ заново. Снимать остальные характеристики не стану, чтобы не перегружать отчёт лишней инфой.



Тут основной вопрос вызывает горб на верхнем краю рабочего диапазона динамика, характерный для тонких и жёстких диффузоров. Именно его и будем потом «обходить».

Второй шаг. Что умеют твитеры. А вот твитеры в лаборатории впервые, так что их поковыряю по полной программе. Важно знать, есть ли у АЧХ наклон или какие-то особенности, которые нужно компенсировать настройками, до какой частоты можно снижать настройку ФВЧ, и как они вообще работают в зоне предполагаемого раздела с мидбасовыми динамиками.

Первым делом снимаю импеданс. По графику видно, что собственный резонанс твитера – в районе 1,5 кГц. Вспоминаем эмпирическое правило – не настраивать твитеры ниже, чем удвоенная частота резонанса, т. е. в данном случае – не ниже 3 кГц (на самом деле лучше чуть выше, но об этом позже).



Теперь АЧХ. Она не имеет особого наклона, который нужно было бы компенсировать, так что настройки обещают быть более-менее предсказуемыми. Тоже посмотрим.



Небольшая неравномерность на самом верху, судя по всему, – это резонансное колебание жёсткого металлического купола, поскольку эта «волна» лишь слегка уменьшается при развороте твитера, но полностью не уходит. Главное, чтобы этот резонанс не попадал в тонально значимую область частот. В данном случае он получился в районе 14-15 кГц, так что нормально. Наглядно его влияние ещё на фазовой характеристике видно.



Теперь смотрим, насколько низко твитеры могут забираться по частоте. Это лучше всего показывает график искажений. Тут JB-T32 преподнесли сюрприз – у них нет выраженной «переломной» частоты, ниже которой начинается резкий рост искажений. С понижением частоты они растут плавно, так что за «нижний предел» пока условно примем определённую ранее отметку в 3 кГц.



Поканалка или не поканалка? А вдруг?



Прежде, чем приступить к «сращиванию» Element W2 и JB-T32 в поканальном включении, попробовал включить твитеры просто параллельно мидбасовым динамикам через комплектные конденсаторы. А вдруг этой связке поканалка и не нужна?



Ну нет, нужна. Вариант наверняка кому-то зайдёт, но лично мне он совсем не понравился: звучание слишком яркое и даже жёсткое. За этой яркостью теряется мидбасовый диапазон, и получается что-то похожее на типичную «эстраду» средней руки. Пусть не так звенюче и крикливо, но… всё же нет, возможности динамиков так точно не раскрываются.



Как видите, горб на верхнем краю диапазона мидбасового динамика явно требует компенсации, да и твитер стыкуется с ним не оптимально. В общем, поканалка, поканалка и ещё раз поканалка.

Поканальное подключение



Чем настраивал? Для раздела полос использовал процессор Alpine PXA-H800. Ну просто мой Resolut T-DSP наконец-то переехал в машину, и на момент теста ничего больше под рукой не оказалось. Так что эксперименты проводил с фиксированными фильтрами Баттерворта (другие типы фильтров Alpine выставлять не умеет). Тем не менее, сделать кое-какие очевидные выводы, исходя из практики, всё же получилось, буду их отмечать по ходу дела.

С чего начинать стыковать полосы? Вот тут подход вышел немного нестандартный. При настройке на слух аксакалы автозвука обычно рекомендуют начинать с твитеров и первым делом определять, насколько низко они могут играть. Например, потихоньку снижать частоту ФВЧ и слушать, когда они начинают «грязнить» звук. Потом немного «откатывать» настройку частоты вверх. И следующим этапом – уже «пристыковывать» к ним мидбасовые динамики.

Это логично, но в нашем случае лучше поступить иначе, и вот почему. Мидбасовые динамики имеют характерный горб наверху своего диапазона, который нужно нивелировать настройками. А твитеры, напротив, дают некоторую свободу настройки стыка. Так что конкретно в данном случае начинать лучше именно с мидбасовой полосы.

Настройка ФНЧ мидбасовой полосы. Сначала поэкспериментировал с настройками ФНЧ, выставив крутизну 12 дБ/октава. Серый график – это исходная АЧХ без фильтрации (просто для сравнения):



Смотрите, горбик хоть и уменьшается, полностью убрать корявость на верхнем краю диапазона не удаётся. А провернуть тот же финт, который я сделал с пассивным кроссовером (режекторный фильтр, я писал об этом в обзоре компонентного комплекта Element Type 2), позволит далеко не всякий процессор.

Вот не люблю я фильтры с высокой крутизной, но в данном случае переход на 24 дБ/октава оказался оправданным. Смотрите, так намного лучше «гасится» резонансный пик жёсткого алюминиевого диффузора. И на слух это тоже хорошо заметно. Фильтр просто «не пускает» динамик работать на этих рискованных для него частотах, и АЧХ имеет меньше корявостей в зоне раздела полос. Короче, вариант 24 дБ/октава берём в качестве основного.



Настройка ФВЧ для твитеров. Тут тоже поэкспериментировал с двумя вариантами фильтров – с крутизной 12 и 24 дб/октава:





И знаете, с твитерами всё вышло наоборот, нежели с мидбасами – с крутизной ФВЧ 12 дБ/октава (независимо от выбранной частоты) звучание неизменно получалось более комфортным, чем с 24 дБ/октава. В последнем случае постоянно присутствовала какая-то жёсткость. Причём дело не в фазовом сведении полос (благо, при наличии измерительного комплекса стыковать полосы относительными задержками получалось достаточно оперативно).

Но совсем отбрасывать вариант с высокой крутизной я бы не стал. Предположу, что в данном случае всё упёрлось в ограниченные возможности 800-го процессора, ведь он имеет только один тип фильтров – Баттерворта. Если же выбрать фильтр, например, Линквица-Райли или Бесселя, можно было бы получить стыковку поинтересней: у них более пологий переход от плоского участка АЧХ к наклонному.

Короче. Как ставить и настраивать?



Установка. С мидбасовыми динамиками всё понятно – их в двери. С твитерами вариантов больше. Их лучше направлять не в лоб, а с небольшим разворотом. От ориентации «в центр салона» до «друг на друга». Хотя, можно и на отражение от стекла (например, в штатные места в панели с направлением вверх).

Настройка мидбасовой полосы. Динамики Element W2 обязательно подрезаем сверху, в полную полосу не распускаем. Конечно, тут лучше ориентироваться на собственный слух, но я бы держал в приоритете ФНЧ с крутизной 24 дБ/октава и частотой что-то в районе 3-4 кГц, не выше. Такие настройки хорошо учитывают особенности динамиков и нивелируют их.

Настройка твитеров. С высокочастотниками интересней всего получается при крутизне ФВЧ 12 дБ/октава и выставлении частоты в районе 5-6,5 кГц. И не нужно бояться «разбега» в настройках ФВЧ и ФНЧ – именно он нивелирует горб АЧХ мидбасового динамика и позволяет добиться сбалансированного звучания. Если пробовать крутизну 24 дБ/октава, то можно опустить частоту ФВЧ (но несильно, не ниже 4 кГц), но тогда тип фильтра лучше выбрать Бессель или Линквиц-Райли.

А если не поканалка? Вариант обычного, не поканального включения (твитеры параллельно мидбасовым динамикам через конденсаторы из комплекта), в принципе, имеет право на существование, но понравится лишь тем, кто проходит неспешную реабилитацию после увлечения «эстрадой». Или просто любит очень «яркое» звучание. Если хотите сбалансированного звучания с динамиками W2, но без поканалки, выбирайте комплект с пасскроссами Element Type 2 и не парьтесь – там всё уже играет как надо.


У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70