Из дома – в студию, из студии – в машину
Тест акустических систем Focal серии Slatefiber: Focal PS 165 SF и Focal PC 165 SF


У производителей, которые занимаются не только автомобильной, но и домашней и студийной акустикой, технологии часто перетекают из одного сегмента в другой. Именно так вышло с серией Slatefiber: в 2019 году Focal выпустили домашнюю систему Chora с характерными необычными диффузорами, потом с аналогичными диффузорами вышли мониторы Studio Alpha Evo, а в 2022 году настал черёд автомобильных динамиков.

Буквально на днях продажи этой акустики начались в России, и у меня в лаборатории оказались две модели (собственно, пока они и составляют всю серию автомобильных Slatefiber) – компонентная PS 165 SF и коаксиальная PC 165 SF.



Если судить по модельной линейке на официальном сайте, Slatefiber позиционируется между сериями Polyglass и Flax. На момент этого теста компонентный комплект стоит 16420 рублей, а коаксиалы – 13670 рублей. Учитывая заморочную технологию изготовления и то, что это «made in France», получается вполне умеренно.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Компонентная и коаксиальная модели построены на одной базе – их различия, по сути, сводятся лишь к компоновке твитеров и стыковке полос. Так что основное внимание уделю компонентке, и по ходу дела просто буду отмечать особенности коаксиалов.



Первым делом, диффузоры: именно в них вся фишка. В описании указано загадочное «нетканый углекомпозит», так что за подробностями полез в спеки домашней акустики Focal Chora и студийных мониторов Studio Alpha Evo (откуда, собственно, они и перекочевали).

Оказалось, что в основе этого материала – углеродные волокна, связанные термопластичным полимером. В одной из презентаций откопал вот такую картинку:



Ну и ещё накопал фото станка для их изготовления (диффузоры делаются на основной фабрике Focal в Сен-Этьене):



Сами динамики тоже собираются во Франции, так что имеют характерную для Focal особенность – лазерную маркировку серийного номера на юбке верхнего бутилового подвеса:



На ощупь диффузоры создают впечатление очень лёгких. Материал конусов тонкий, однослойный (тем не менее, как потом показали измерения, с жёсткостью и демпфированием у них полный порядок – не зря французы старались).



Корзины – литые алюминиевые.



Интересная особенность – подводящие дополнительно закреплены на своеобразных «столбиках». Они задают подводящим нужный загиб и заодно снимают с пайки вибрационную нагрузку при работе динамика.



В коаксиальной модели к терминалам подпаяны провода, уходящие через центральную стойку к твитерам. Фильтр верхних частот, судя по всему, находится внутри стойки.



Сами твитеры в коаксиалах полностью повторяют твитеры в компонентной модели.



Традиционно для Focal использованы обращённые купола, на этот раз – из алюминиево-магниевого сплава.



Конструкция на самом деле интересная. Посмотрите, насколько тесно апертурная «шайба» прижата к куполу. В итоге центральная часть мембраны исключается из работы, и излучающая поверхность сводится к эдакому кольцу. Как это работает, потом наглядно показали измерения – при развороте твитеров АЧХ остаётся почти неизменной вплоть до угла 40-45 градусов, и лишь при более сильном развороте начинает проявляться направленность.



Как всегда, есть чашки для врезного и наружного монтажа. Последние – в виде довольно симпатичных вытянутых «пуль».



Кроссоверы выполнены непривычно, но задумка, считаю, классная. ФНЧ для мидбасовых динамиков и ФВЧ для твитеров выполнены раздельно, но корпуса можно сцепить – хоть в две пары, хоть все четыре в общую конструкцию. И да, вот вам идея – можно реализовать поканалку с пассивной фильтрацией.



С креплением долго заморачиваться не придётся – габариты и небольшой вес позволяют зацепить их в подходящем месте хомутами или же просто приклеить на двусторонний скотч. Тем более, последний уже «заготовлен» заранее.



В схемах фильтров обошлось без экзотики: первый порядок в мидбасовом звене и второй – для твитеров.



Плюс выбор уровня твитера переключателем на три положения.



Ну и пару слов о том, что ещё есть в коробках. Обе модели – коаксиальная и компонентная – комплектуются защитными сетками.



Плюс куча всякой мелочёвки в компонентной модели вплоть до винтов с гайками для крепления мидбасовых динамиков (что совсем уж редкость).



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Параметры компонентки и коаксиалов немного различаются, но несильно: концепция у них общая. Вот вам сначала циферки, потом прокомментирую.





Измеренные параметры Focal PS 165 SF (компонентные):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,12
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Qts (полная добротность) – 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,1 дБ


Измеренные параметры Focal PC 165 SF (коаксиальные):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 59 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,10
  • Qes (электрическая добротность) – 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,51
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,9 дБ


Описание называет динамики 4-омными, хотя на деле их номинальный импеданс ближе к 3 Ом. Подвижные системы лёгкие, что могло бы привести к повышению резонансной частоты, но подвесы мягкие, так что Fs осталась невысокой для своего калибра – в районе 60 Гц.

Силовые способности моторов близки к среднестатистическим, но если вспомнить про малый вес подвижных систем, то их хватает даже с запасом – соотношение получается хорошим. В результате чувствительность заметно выше среднестатистической – динамики обещают быть отзывчивыми на подаваемый сигнал (что, собственно, и на деле подтвердилось).

В твитерах явно используется ферромагнитная жидкость: резонанс сильно задемпфирован, даже на графике импеданса его практически не видно. А он тут, кстати, довольно высоко – где-то в районе 3 кГц, что может отразиться на сведении полос. Но о кроссоверах скажу чуть позже.

Идём дальше, к более глубокому анализу. Мидбасовые динамики имеют достаточно ровную АЧХ, которая в отведённом им частотном диапазоне укладывается в «коридор» всего 3-4 дБ. На верхней границе начинается плавный спад отдачи без характерных для тонких и жёстких диффузоров выкрутасов и «крикливостей».



Чуть нагляднее все резонансы в подвижке и подвесах можно проследить на фазовой характеристике. Вернее, их отсутствие (мелкие задемпфированные возмущения чуть выше 1 кГц и выше 2,5 кГц в расчёт можно не принимать). Удачные подвесы и «нетканый углекомпозит» диффузоров своё дело делают хорошо.



На нижних частотах искажения подрастают, но повода бить тревогу не дают. Во-первых, это измерение я обычно делаю на весьма приличном уровне громкости, а во-вторых, говорят, есть такая штука – сабвуфер, его тоже никто не отменял.



В твитерах обращу внимание на две вещи. Во-первых, вернусь к геометрии купола и апертурной «шайбы». Обратите внимание, АЧХ под углом 30 градусов почти в точности повторяет АЧХ по оси динамика. Эксперименты показали, что твитеры начинают проявлять свою направленность лишь будучи развёрнутыми под углами вообще больше 40-45 градусов. В небольших же пределах АЧХ остаётся практически неизменной.



Второй момент – это горбик на самом верху в районе 15-17 кГц и последующий спад. Верный признак небольшого резонанса излучающего купола. Но, судя по всему, контролируемого, поскольку он придаёт звучанию некоторую лёгкость ВЧ, но ещё без холодного и колкого окраса, обычно характерного для жёстких куполов (это из наблюдений на примере многих твитеров и широкополосных динамиков).



Чуть выше я обращал внимание на высокую резонансную частоту твитеров – около 3 кГц. Ферромагнитная жидкость, конечно, в значительной мере «тормозит» разбалтывание при приближении к этой частоте, но совсем физику не отметить, так что искажения ниже 3,5-4 кГц начинают плавно, но упорно ползти вверх. Это ни хорошо, ни плохо – это просто нужно учитывать при проектировании кроссовера.



А, собственно, с кроссоверами у Slatefiber всё хорошо. Вот как стыкуются полосы в компонентной модели:



В коаксиалах стык чуть иной. Во-первых, кроссовер, судя по всему, свёлся к ФВЧ, а мидбасовое звено подключено напрямую. Во-вторых, ожидаемо проявляется интерференция за счёт расположения твитера перед диффузором НЧ/СЧ динамика, она приводит к дополнительной болтанке АЧХ в области стыка. Хотя на деле динамики ведут себя вполне прилично, а под небольшим углом АЧХ вообще близка к идеальной.



Параметры и характеристики – это хорошо, но и субъективную оценку никто не отменял. Тут, понятное дело, основное внимание сосредоточил на компонентных PS 165 SF.

Что по звуку?



Серединка звучит ровно, но оно и по измерениям было видно – в самом информативном СЧ диапазоне проблем с резонансами и фазовыми «набегами» нет. Бас без фееричной сабвуферной глубины, но плотный, без гудения, и в меру увесистый – ни вокал, ни инструменты основательности не теряют, у контрабаса объём обозначается уверенно. На ритмичной электронной музыке получается неплохой такой плотный удар. Для акустики со столь лёгкими диффузорами это нетипично, но факт.

В звучании верхов узнаются твитеры с металлическими куполами, но в данном случае звучание воспринимается нормально, не утомляет, в нём нет характерной колкой жёсткости. Буду откровенен, не во всех моделях Focal жёсткие обращённые купола давали нейтральный звучание, но вот тут их реализацию я бы признал удачной. И понравилось, что верха звучат без «отрыва» практически при любой ориентации высокочастотников и положении переключателей в кроссах. Дальше попробовал поиграться с переключателями уровня твитеров.

Вариант «+3 дБ». Верхов много, хотя если развернуть твитеры, тональный баланс приходит в норму. Так что вариант подойдёт, например, когда пищалки упрятаны в штатные места в панели с направлением вверх. Ну или если вы, к примеру, недавно перешли на нормальную акустику с «эстрады», и большое количество верхов вам кажется привычным.

Вариант «0 дБ» – действительно «золотая середина». Если твитеры стоят с небольшими разворотами, то с большой вероятностью именно так получится самое ровное и сбалансированное звучание.

В положении «-3 дБ», как по мне, звучание становится «темноватым», появляется эффект «наброшенного покрывала» и заметно скрадывается микродинамика. Хотя он тоже может оказаться рабочим, если, например, твитеры смотрят почти на слушателей. Хотя сложилось впечатление, что они созданы всё же для установки с небольшими разворотами.

Коротко по делу



Весьма интересная по свей концепции акустика. Лёгкие и отзывчивые подвижные системы, высокая чувствительность и чуть пониженный импеданс обещают хорошую работу от компактных усилителей невысокой мощности. При этом поводов придираться к звучанию я не обнаружил: акустика звучит вполне основательно и сбалансированно и, честно говоря, при прослушивании закралась мысль, что она могла бы стоить дороже. Опять же, «made in France», что в этой цене встречается, мягко говоря, нечасто. А ещё с компонентными PS 165 SF можно реализовать поканалку с пассивной фильтрацией: кроссоверное сведение полос удачное, не всякий настройщик сделает лучше, по факту останется лишь с задержками поиграться. В общем, серия однозначно стоит рассмотрения.

  • Лёгкие и чувствительные, не требуют ломовых усилителей
  • Ровное, основательное и сбалансированное звучание
  • Удобная реализация кроссоверов
  • Made in France (для многих это тоже имеет значение)
  • Адекватная для своих возможностей цена

  • Каких-то особо критичных минусов не обнаружено



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70