Гештальт для акустики Тест 3,5-дюймовых среднечастотных динамиков Oris Element M3
У многих, кто склонен к «брендовщине» и «шильдикопоклонству», имя Oris пока мало ассоциируется с SQ тематикой. А меж тем компания всерьёз взяла курс на «доступное Sound Quality» и вывела модели с такой концепцией в отдельную линейку Element. Недавно я рассказывал о двухполоске Element Type 3, которая замахнулась на вполне себе серьёзный уровень. Однако в этом сегменте строятся не только двух-, но и трёхполосные системы, так что СЧ динамики в компанию к ним просились очень настойчиво. Теперь можно сказать, что гештальт в этой части закрыт – можно собрать систему практически в любой конфигурации.
Итак, сегодня в лаборатории 3,5-дюймовые среднечастотники Element M3. В отличие от моделей акустики Type 2 и Type 3, к разработке которых я немного приложил руку, тут мой вклад ограничился лишь отбором предложенных прототипов, так что сегодняшний тест в некоторым смысле можно считать «выходным контролем» серийных динамиков.
И сразу для информации – на текущий момент «серединки» Element M3 продаются по цене 9400 рублей за пару. Если учесть их возможности, вполне адекватно.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Итак, поехали. «Серединки» имеют номинальный размер 3,5 дюйма – внешний диаметр фланца составляет ровно 9 см. Посадочная глубина – 4,1 см.
Собраны динамики на литых алюминиевых корзинах. По дизайну, кстати, перекликаются с мидбасовыми динамиками Element W3 (они входят в комплект Type 3).
Диффузоры выполнены из алюминия. Центральная фазовыравнивающая «пуля» – тоже алюминиевая, жёстко закреплена на керне.
Диффузор однослойный и достаточно лёгкий – потом на измерении это увидите. Мягкий резиновый подвес подклеен к нему с тыльной стороны.
Звуковая катушка намотана медным проводом на алюминиевом каркасе диаметром 20 мм (0,8 дюйма). Подводящие уходят от клемм непосредственно на каркас катушки.
В магнитных системах используются распространённые магнитопроводы-чашки, так что «с дивана» все подобные динамики выглядят копиями, о чём «экспертные эксперты» обычно немедленно заявляют. На деле это как говорить о похожести, например, Audi и BMW лишь по тому признаку, что в каких-то моделях используются шины одинаковой размерности.
Но оставлю «диванные войска» в покое, к работе динамиков внешняя похожесть не имеет никакого отношения. Лучше перейду к делу.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Первым делом – импеданс и электромеханические параметры. График намекает на присутствие в моторе кольца Фарадея – оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, и импеданс с повышением частоты почти не растёт. Усилитель будет «видеть» такую нагрузку почти как резистивную, что уменьшает интермодуляционные искажения на СЧ и ВЧ. Собственно, что нам для «серединок» и нужно.
Измеренные параметры Oris Element M3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л
- Qms (механическая добротность) – 3,71
- Qes (электрическая добротность) – 0,76
- Qts (полная добротность) – 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,4 дБ
Коротко пробегусь параметрам. Резонанс достаточно низкий для 3,5-дюймового динамика, но не за счёт тяжёлой подвижки (тут она как раз лёгкая), а за счёт мягкого подвеса. Вместе с добротностью, близкой к оптимальной «фриэйрной» это обещает способность неплохо забираться вниз по частоте. Что, в принципе, потом и в деле подтвердилось. Правда, обратная сторона этого достоинства – динамик не терпит установки в тесные корпуса.
Очень мягкие подвесы (Vas почти 2 литра – это немало для 3,5-дюймового динамика) обещают отзывчивость к слабым изменениям сигнала. С детальностью в СЧ диапазоне у M3 действительно всё хорошо, а учитывая малый вес подвижки (параметр Mms всего 2,5 грамма) динамик оказался способным забираться по частоте высоко вверх и работать почти как широкополосник:
Что понравилось, так это редкая линейность АЧХ в довольно широкой полосе, начиная уже от сотни Герц. Резонансов в подвесах практически никаких, до 5-6 кГц фазовая характеристика тоже достаточно ровная:
Перевожу на простой язык – линейность фазовой характеристики означает, что ни одна частотная составляющая сигнала не «набегает» и не «отстаёт». Это залог живого и естественного звучания в этом диапазоне. Да и выше по частоте фазовые колебания совсем невелики и обусловлены в основном тем, что длины волн становятся сопоставимыми с размерами самого динамика (а что вы хотели, физику не обмануть).
Теперь к анализу искажений. График КГИ достаточно равномерный, никаких выбросов на отдельных частотах или резкого роста с понижением частоты и приближении к резонансной Fs. Это говорит о хорошей контролируемости динамика усилителем и, опять же, обещает хорошо сказаться на звучании.
В общем, по объективным измерениям динамик получился многообещающим. Проверил его в деле и постарался подметить характерные особенности.
Как готовить и какого звучания ожидать?
Во-первых, M3 раскрывают свои возможности, только когда свободно «дышат». Я их пробовал в своих тестовых 2-литровых корпусах, и так они звучали вполне прилично. А вот при зажатии в более тесные объёмы, они не только теряли способность играть низко, но и на СЧ грубели, появлялась какая-то резкость. Так что не зажимаем их – и всё будет играть как надо.
Во-вторых, динамики уверенно чувствуют себя внизу. Загонять их в бас, понятное дело, не нужно: 3,5-дюймовый калибр к этому не располагает. Но нижнюю середину они играют на редкость уверенно, и настраивать ФВЧ можно смело хоть от 200-250 Гц. Вернитесь к графику искажений и обратите внимание – динамики с понижением частоты ведут себя спокойно и бунтовать не начинают.
В-третьих, я неспроста каждый раз так топлю за фазовую линейность – в СЧ диапазоне M3 звучат вот просто кайфово. Когда ни одна частотная составляющая не «набегает» на другую и не отстаёт, на слух такой саунд ложится очень естественно.
В-четвёртых, динамики забираются высоко вверх. На роль широкополосников не претендуют, но на слух каких-то значимых артефактов на ВЧ не имеют – не шепелявят, не цыкают, не песочат. Так что свобода настройки стыка с твитерами ничем особо не ограничена. Оптимум я бы искал в районе 4-6 кГц: именно до этой границы динамики показывают наилучшую линейность АЧХ и ФЧХ.
Коротко по делу
Весьма удачные серединки: стоят умеренно, но по своим возможностям достойны систем классом повыше. В отведённом им СЧ диапазоне показывают редкую линейность характеристик. Динамика звучания – на уровне, тембрально достаточно нейтральны. Хорошо чувствуют себя на нижней середине и чуть ли не в бас пытаются забраться (пускать их туда, конечно, не нужно, но ФВЧ можно настраивать хоть от 200-250 Гц). Вверху тоже почти широкополосниками пытаются прикинуться.
По большому счёту, придраться можно лишь к нетерпимости тесных корпусов, хотя это и в лютом High End сплошь и рядом встречается (особенно почему-то у итальянцев). Так что это не столько недостаток, сколько просто особенность. В общем, рекомендую обратить на Element M3 внимание.
- Подрезать снизу при стыковке с НЧ динамиками можно достаточно низко
- Забираются высоко по частоте – дают свободу при стыковке с твитерами
- Редкая линейность АЧХ и ФЧХ в диапазоне от 100-150 Гц и до 5-6 кГц
- Отсутствие характерного «алюминиевого» окраса звучания
- Не любят тесных объёмов
- В комплекте нет защитных грилей
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-09-22 Сабвуферы Aura: Aura Indigo-10.D2, Aura Indigo-12.D2. 2023-09-21 Корпуса типа «стелс» для сабвуферов : Drive Box Stealth BMW 3 F30, Drive Box Stealth BMW X4 G02, Drive Box Stealth Geely Coolray, Drive Box Stealth Hyundai Creta 2, Drive Box Stealth Hyundai Tucson 4 Long, Drive Box Stealth Volkswagen Passat B8 универсал. 2023-09-21 Магнитолы Aura: Aura Storm-515BT, Aura Storm-535BT, Aura Storm-545BT, Aura Storm-555BT, Aura Venom-D541BT, Aura Venom-D762DSP. 2023-09-20 Акустика ACV T38 PRO. 2023-09-20 Активный сабвуфер Sennuopu SW-2010T. 2023-09-19 Акустика Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-M81AC NEO, Deaf Bonce Hannibal HM-6E, Deaf Bonce Hannibal HM-6S.
Вопросы масштабирования Тест 2-канальных усилителей Kicx RX 2.120 ver.2 и RX 2.200 ver.2 Морской премиум по-итальянски Тест «морского» головного устройства Hertz HMR 50 Калибры и моторы Тест эстрадных динамиков Oris EX-65, EX-80 и EX-65NEO Пожалуй, самая доступная 3-полоска Тест 3-полосных компонентных акустических систем Skylor EVO6.3C Особенности рельефа Тест сабвуферных динамиков Best Balance E10 (10 дюймов) и E12 (12 дюймов)
Плоские сабвуферные динамики Helix K 10S и Eton Move M10 FLAT Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50
Всех приветствую! У меня необычный вопрос :)
Стояла система, все работало нормально. Появилась необходимость заменить усилитель, поменял. . . . . . Приветствую. Кто сравнивал по оптике bluetooth ресиверы audison B-con и fiio bta30/bta30 pro? Какой из них будет лучше передавать ldac ко . . . . . Какие миды выбрать к ширикам BLAM LFR 52 ? У меня были Ground Zero GZUK 65SQX , но они погибли в пожаре в одной мастерской... А так как он . . . . . Всем привет, пытаюсь собрать следующий конфиг с бюджетом 150-200к на железо:
- Трехполосный фронт (с с/ч купольного типа так как в моей д . . . . . У меня две пары Pride Solo 150. Усилитель Pride Quattro XL. Динамики 150 ватт. Усилитель при 4 ом выдает 175 ватт, а при 2 ом 300 ватт. Ди . . . . . Добрый день. Посоветуйте какой из вариантов будет интереснее и динамичнее звучать. 1 вариант процессор helix dsp pro mk3 + усилители audi . . . . . Всем привет,авто lexus gx без марк левинсон,хочеться хорошего обьемного звука ,до этого был вольво xc 90 с музыкой B&W хочеться звук такой . . . . . Какой будет интереснее отыгрывать такие жанры как rage against the machine и limp bizkit. Best balance c10 или kicker 44cvx102 ? Или ещё к . . . . .
Акустика Audison Prima AP 6.5P → Пока что это самые ровные динамики что были, без выплесков наверху ачх, с ровнен . . . . . Акустика Pioneer TS-A1600C → Акустика своих денег стоит, но не более. неплохая детализация, твиттер в лоб нел . . . . . Усилитель Ground Zero GZUA 2SQ → Отличный усилитель. Установлен на мидбасовые динамики в трехполосном фронте.Ток . . . . . Усилитель Audison Forza AF M6D → Отличный шести канальный усилитель итальянской сборки компактных размеров. Звучи . . . . . Акустика Hertz EV 165 → Это лучшие динамики за их цену, перепробовал много разных и подороже и примерно . . . . . Усилитель Audison Forza AF M6D → Очень хороший компактный 6-ти канальник. Качественная итальянская сборка. До фор . . . . . Автомагнитола Sony DSX-A110U → Магнитола отличная . Звук чистый . Тащит отлично стоит на 2115 . Впереди стоят s . . . . . Автомагнитола JVC KD-X482BT → По 2023 году достойная магнитола . . . . .
Акустика Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT в Lada Vesta Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70
|