Гештальт для акустики
Тест 3,5-дюймовых среднечастотных динамиков Oris Element M3


У многих, кто склонен к «брендовщине» и «шильдикопоклонству», имя Oris пока мало ассоциируется с SQ тематикой. А меж тем компания всерьёз взяла курс на «доступное Sound Quality» и вывела модели с такой концепцией в отдельную линейку Element. Недавно я рассказывал о двухполоске Element Type 3, которая замахнулась на вполне себе серьёзный уровень. Однако в этом сегменте строятся не только двух-, но и трёхполосные системы, так что СЧ динамики в компанию к ним просились очень настойчиво. Теперь можно сказать, что гештальт в этой части закрыт – можно собрать систему практически в любой конфигурации.

Итак, сегодня в лаборатории 3,5-дюймовые среднечастотники Element M3. В отличие от моделей акустики Type 2 и Type 3, к разработке которых я немного приложил руку, тут мой вклад ограничился лишь отбором предложенных прототипов, так что сегодняшний тест в некоторым смысле можно считать «выходным контролем» серийных динамиков.



И сразу для информации – на текущий момент «серединки» Element M3 продаются по цене 9400 рублей за пару. Если учесть их возможности, вполне адекватно.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Итак, поехали. «Серединки» имеют номинальный размер 3,5 дюйма – внешний диаметр фланца составляет ровно 9 см. Посадочная глубина – 4,1 см.



Собраны динамики на литых алюминиевых корзинах. По дизайну, кстати, перекликаются с мидбасовыми динамиками Element W3 (они входят в комплект Type 3).



Диффузоры выполнены из алюминия. Центральная фазовыравнивающая «пуля» – тоже алюминиевая, жёстко закреплена на керне.



Диффузор однослойный и достаточно лёгкий – потом на измерении это увидите. Мягкий резиновый подвес подклеен к нему с тыльной стороны.



Звуковая катушка намотана медным проводом на алюминиевом каркасе диаметром 20 мм (0,8 дюйма). Подводящие уходят от клемм непосредственно на каркас катушки.



В магнитных системах используются распространённые магнитопроводы-чашки, так что «с дивана» все подобные динамики выглядят копиями, о чём «экспертные эксперты» обычно немедленно заявляют. На деле это как говорить о похожести, например, Audi и BMW лишь по тому признаку, что в каких-то моделях используются шины одинаковой размерности.



Но оставлю «диванные войска» в покое, к работе динамиков внешняя похожесть не имеет никакого отношения. Лучше перейду к делу.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Первым делом – импеданс и электромеханические параметры. График намекает на присутствие в моторе кольца Фарадея – оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, и импеданс с повышением частоты почти не растёт. Усилитель будет «видеть» такую нагрузку почти как резистивную, что уменьшает интермодуляционные искажения на СЧ и ВЧ. Собственно, что нам для «серединок» и нужно.



Измеренные параметры Oris Element M3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,71
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,4 дБ


Коротко пробегусь параметрам. Резонанс достаточно низкий для 3,5-дюймового динамика, но не за счёт тяжёлой подвижки (тут она как раз лёгкая), а за счёт мягкого подвеса. Вместе с добротностью, близкой к оптимальной «фриэйрной» это обещает способность неплохо забираться вниз по частоте. Что, в принципе, потом и в деле подтвердилось. Правда, обратная сторона этого достоинства – динамик не терпит установки в тесные корпуса.

Очень мягкие подвесы (Vas почти 2 литра – это немало для 3,5-дюймового динамика) обещают отзывчивость к слабым изменениям сигнала. С детальностью в СЧ диапазоне у M3 действительно всё хорошо, а учитывая малый вес подвижки (параметр Mms всего 2,5 грамма) динамик оказался способным забираться по частоте высоко вверх и работать почти как широкополосник:



Что понравилось, так это редкая линейность АЧХ в довольно широкой полосе, начиная уже от сотни Герц. Резонансов в подвесах практически никаких, до 5-6 кГц фазовая характеристика тоже достаточно ровная:



Перевожу на простой язык – линейность фазовой характеристики означает, что ни одна частотная составляющая сигнала не «набегает» и не «отстаёт». Это залог живого и естественного звучания в этом диапазоне. Да и выше по частоте фазовые колебания совсем невелики и обусловлены в основном тем, что длины волн становятся сопоставимыми с размерами самого динамика (а что вы хотели, физику не обмануть).

Теперь к анализу искажений. График КГИ достаточно равномерный, никаких выбросов на отдельных частотах или резкого роста с понижением частоты и приближении к резонансной Fs. Это говорит о хорошей контролируемости динамика усилителем и, опять же, обещает хорошо сказаться на звучании.



В общем, по объективным измерениям динамик получился многообещающим. Проверил его в деле и постарался подметить характерные особенности.

Как готовить и какого звучания ожидать?



Во-первых, M3 раскрывают свои возможности, только когда свободно «дышат». Я их пробовал в своих тестовых 2-литровых корпусах, и так они звучали вполне прилично. А вот при зажатии в более тесные объёмы, они не только теряли способность играть низко, но и на СЧ грубели, появлялась какая-то резкость. Так что не зажимаем их – и всё будет играть как надо.

Во-вторых, динамики уверенно чувствуют себя внизу. Загонять их в бас, понятное дело, не нужно: 3,5-дюймовый калибр к этому не располагает. Но нижнюю середину они играют на редкость уверенно, и настраивать ФВЧ можно смело хоть от 200-250 Гц. Вернитесь к графику искажений и обратите внимание – динамики с понижением частоты ведут себя спокойно и бунтовать не начинают.

В-третьих, я неспроста каждый раз так топлю за фазовую линейность – в СЧ диапазоне M3 звучат вот просто кайфово. Когда ни одна частотная составляющая не «набегает» на другую и не отстаёт, на слух такой саунд ложится очень естественно.

В-четвёртых, динамики забираются высоко вверх. На роль широкополосников не претендуют, но на слух каких-то значимых артефактов на ВЧ не имеют – не шепелявят, не цыкают, не песочат. Так что свобода настройки стыка с твитерами ничем особо не ограничена. Оптимум я бы искал в районе 4-6 кГц: именно до этой границы динамики показывают наилучшую линейность АЧХ и ФЧХ.

Коротко по делу



Весьма удачные серединки: стоят умеренно, но по своим возможностям достойны систем классом повыше. В отведённом им СЧ диапазоне показывают редкую линейность характеристик. Динамика звучания – на уровне, тембрально достаточно нейтральны. Хорошо чувствуют себя на нижней середине и чуть ли не в бас пытаются забраться (пускать их туда, конечно, не нужно, но ФВЧ можно настраивать хоть от 200-250 Гц). Вверху тоже почти широкополосниками пытаются прикинуться.

По большому счёту, придраться можно лишь к нетерпимости тесных корпусов, хотя это и в лютом High End сплошь и рядом встречается (особенно почему-то у итальянцев). Так что это не столько недостаток, сколько просто особенность. В общем, рекомендую обратить на Element M3 внимание.

  • Подрезать снизу при стыковке с НЧ динамиками можно достаточно низко
  • Забираются высоко по частоте – дают свободу при стыковке с твитерами
  • Редкая линейность АЧХ и ФЧХ в диапазоне от 100-150 Гц и до 5-6 кГц
  • Отсутствие характерного «алюминиевого» окраса звучания

  • Не любят тесных объёмов
  • В комплекте нет защитных грилей



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-01-28
Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8.

2023-01-28
Магнитолы Teyes: Teyes CC3 2K 3+32 9", Teyes CC3 2K 4+64 9", Teyes CC3 2K 6+128 9".

2023-01-27
Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C.

2023-01-27
Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component.

2023-01-26
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3.

2023-01-26
Акустика Steg MSS 1M.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Всем доброго дня! Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112 Характеристики: Nominal power 80W Maximum power 160W Sensitivity 92.5 . . . . .

Приветствую всех! Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70