Ещё один шаг в SQ
Тест компонентных акустических систем Oris Element Type 3


Эта акустика вышла в продажу совсем недавно, хотя подготовка к её производству, так уж вышло, длилась больше двух лет. Не стану скромничать, я помогал в этом компании и долгое время сам катаюсь с рабочими прототипами мидбасовых динамиков из этого комплекта – вот как-то сразу они запали в душу. За это время в конструкцию были внесены кое-какие изменения, были разработаны кроссоверы для пассивных двухполосок (тоже со своими хитростями, как и в Type 2), и вот наконец-то в лабораторию на изучение приехал уже готовый продукт.

Просто для информации, Type 3 – это на сегодняшний день верхняя модель в линейке Oris Element, нацеленной на SQ-системы (да, Oris Electronics всерьёз взялись за сегмент доступного SQ, и лично я это только приветствую). Изначально задумано, что у каждой модели своё применение и своя целевая аудитория: Type 1 – хороший звук на каждый день за небольшие деньги. Type 2 – акустика повыше уровнем для ценителей ровного и комфортного саунда. Type 3 – для тех, кто далёк от лютого High End, но твёрдо нацелен построить систему с серьёзным звуковым потенциалом и не прочь поучаствовать в соревнованиях.



Цена двухполосного комплекта на момент теста – 18800 рублей. По своей идеологии ближайший конкурент Type 3 – это, пожалуй, Best Balance серии А. К слову, увидев похожие верхние подвесы и услышав про алюминий в диффузорах, «пилоты экспертно-скоростных диванов» уже назвали их копиями. Правда, диффузоры всё же другие, моторы – тоже, да и корзины разные. А так вообще один-в-один, ага. Короче, изучить есть что.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Итак, мидбасовые динамики носят свой индекс – Oris Element W3. Если что, их можно купить отдельно, на текущий момент цена за пару составляет 12400 рублей.



В отличие от моделей помладше – Type 2 и Type 1 – эти динамики собраны не на штамповке, а на литых корзинах. Сами корзины удачные – крепкие, с крупными онами. Моторы не самые мелкие, но проблем с перекрытием внутреннего пространства подиумов не возникнет.



Диффузоры, как отметил чуть выше, алюминиевые. Только в отличие от упомянутых Best Balance серии A они однослойные и, как показали измерения, чуть легче. Это ни хорошо, ни плохо, это просто немного другая концепция. Такие же конусы использованы и в Type 2, только тут жёсткий вогнутый центральный колпачок было решено заменить на мягкий выпуклый – он в определённой степени демпфирует характерный «алюминиевый» окрас звучания на верхней середине (это решение возникло почти сразу после анализа первых образцов).



Клеммные терминалы – под колечки или вилочки. Подводящие проводники имеют изгиб, исключающий касания тыльной стороны диффузора. За два года жёсткого молотилова этих динамиков в моей машине (вернее, их макетных прототипов) никаких проблем в этой части не выявлено.



Моторы на 1,2-дюймовых катушках заслуживают особого внимания, поскольку ломают устоявшиеся стереотипы. Вернее, в них удалось добиться тонкого баланса между количеством и качеством баса, причём способом, который не выглядит общепринятым в акустике этой ценовой категории. Но он сработал, и это факт.



Толщина верхней шайбы магнитопровода (и, соответственно, высота магнитного зазора) – 6 мм. При этом катушка выходит из зазора примерно по 2 мм с каждой стороны. В итоге получается лютый контроль, поскольку в зазоре находится около 60% намотки. Линейный ход, на первый взгляд, небольшой, но практика показала нехилые басовые возможности – лично у меня они долгое время были распущены в полную полосу, и недостатка в «мясе» вот как-то точно не было. Причём даже на приличной громкости звук не зажимается. Никаких диванных выводов, проверенный факт.



Твитеры в акустике Type 3 тоже носят свой модельный индекс – Element T3, и их тоже можно купить отдельно (на момент теста – 5400 рублей за пару). Купола – шёлковые, диаметром 25 мм.



Выполнены в алюминиевых корпусах под врезной монтаж. Глубина от посадочной плоскости – 15 мм, внешний диаметр – 51 мм.



Кроссоверы очень похожи на те, что используются в Type 2, но на деле они совсем другие. Иной производитель забабахал бы одинаковые кроссы на обе модели, ведь это было бы дешевле и проще. Признаюсь, я тоже пробовал сделать универсальные кроссоверы для Type 2 и Type 3, но нет, чтобы раскрыть полнее возможности динамиков, каждому комплекту акустики нужно своё сведение полос. Уважуха компании Oris за то, что не стали «экономить на спичках», и расставили приоритеты в пользу хорошего звучания.



Строго говоря, сама схема-то у кроссоверов Type 2 и Type 3 одинаковая, что позволило сэкономить хотя бы на корпусах и платах. А вот номиналы элементов подгонялись конкретно под динамики W3 и твитеры T3. Причём в мидбасовом звене тут тоже применена режекторная цепочка, «успокаивающая» пик АЧХ на верхней середине, характерный для тонкого и жёсткого алюминиевого диффузора. Чуть дальше измерения наглядно покажут, как это работает.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Как-то у меня возникла дискуссия с одним из любителей автозвука, который лишь по одному параметру добротности ванговал – будет ли акустика басовитой или нет. На самом деле факторов влияния сильно больше, чем кажется на первый взгляд. В данном случае добротность Qts действительно выглядит не совсем дверной, но… масса подвижки тоже не как у эстрадных динамиков, подвесы сравнительно мягкие, так что динамики уверенно забираются вниз по частоте. На деле получился удачный баланс, позволяющий динамикам выдавать вполне точный и артикулированный бас без существенной потери отдачи.



Измеренные параметры Oris Element W3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,28
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,52
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,3 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,3 дБ


Динамики имеют достаточно ровную АЧХ вплоть до 3-4 кГц. Выше – ожидаемый подъём АЧХ, характерный для тонких и жёстких диффузоров. У первых образцов, кстати, он был злее, но его во многом удалось снизить заменой жёстких центральных колпачков мягкими резиновыми. А остатки потом добить кроссовером, но о работе кроссовера скажу чуть дальше.



Диффузор, кстати, не ломает, существенных резонансов в подвесах тоже нет. Более-менее заметны лишь остатки «размазанного» и не слишком значимого резонанса в центрирующей шайбе в районе 400 Гц. К слову, у исходных образцов он был заметней.



Искажения равномерны по частотному диапазону, а самое главное, что с понижением частоты КГИ не растёт, как это часто бывает. Вот вам и наглядный пруф контролируемости динамика усилителем.



Шёлковые твитеры T3 довольно удачные – АЧХ ровная уже от 2-3 кГц. Конечно, это не значит, что их можно отпускать работать от этой частоты, но в настройке они очень предсказуемы.



Купола практически не ломает, небольшой фазовый перепад есть в районе 10-12 кГц, но он не настолько велик, чтобы испортить АЧХ и заметно повлиять на звучание. Скорее, это так, придирки на общем фоне хорошей линейности в рабочем диапазоне.



Теперь наглядно о том, как настраивать ФВЧ твитеров (для тех, кто будет использовать их в поканалке). Они достаточно выносливые, рост искажений начинается лишь ниже 2 кГц, так что настройку ФВЧ можно начинать примерно от 3 кГц и выше (для определённости, 12 дБ/октава). Хотя, как по мне, лучше не опускать её ниже 3,5-4 кГц – твитерам в этом случае работается полегче.



Ну и вот так стыкуют полосы пассивные кроссоверы, которые, признаюсь, попили немало крови, пока я над ними трудился. Обратите внимание, режекторной цепочкой удалось избавиться от того самого пика выше 5 кГц, а твитер «подвести» к ним так, чтобы ВЧ не «отслаивались» и звучали слитно. Кому интересно, кроссовер разрабатывался поэтапно: сначала снятие характеристик динамиков в Audiomatica Clio и предварительное моделирование кроссов в VituixCAD, потом живое макетирование с инструментальным контролем АЧХ и доводка с обязательным контролем результата на слух... В общем, не просто на бумажке по паре формул прикинуть.



Для усилителя двухполоска тяжёлой нагрузкой не станет, импеданс нигде особо не проседает.



А что по звуку?



Наверное, было бы некорректно расписывать звучание акустики, которого сам же и добивался. Поэтому, как и для Type 2, просто обозначу задачи, которые решались при разработке кроссовера, и некоторые впечатления от использования мидбасовых динамиков W3 (вернее, их «макетных» прототипов, но сути это не меняет) в своей системе.

Характер мидбасовых динамиков

Скажу честно, в своё время они зацепили меня как раз своими низкочастотными возможностями, за что и были оставлены в системе. Не в том смысле, что баса много, они как раз не дают той жирной гипертрофированной тяжести, которую часто принимают за басовитость. Зацепило, что они не гудят и играют достаточно точно и разборчиво. И, что важно, при повышении громкости не размазывают звук вязкой кашей, а начинает «по-концертному» толкать в грудь.

Вниз динамики забираются уверенно. Долгое время я ездил вообще без сабвуфера, распустив мидбасы в полную полосу, и обратил внимание, что они позволяли пошалить с эквалайзером – я поднимал параметриком 60 Гц в широкой полосе, и динамики стойко это выдерживали, не устраивая истеричные пляски диффузоров. В итоге получалось сочетание – бас есть, его достаточно (можно даже сделать много), но не за счёт «ожирения», а именно с сохранением упругости и артикуляции. Сейчас, кстати, когда я вернул саб на место, они подрезаны ФВЧ всего на 45 Гц с крутизной 12 дБ/октава – справляются.

Про стыковку полос

Теперь что касается стыковки полос. В пассивном кроссовере применена режекторная цепочка, которая «успокаивает» характерный пик АЧХ выше 5 кГц. Как результат, звучание в этой области лишено неестественной яркости и жёсткости, но не стало слишком томным и осталось достаточно ясным. Если будете строить поканалку, тоже учтите эту особенность динамиков при настройке.

Например, если поискать настройку ФНЧ в мидбасовом звене в районе 2,5-4 кГц (возьмём для определённости 12 дБ/октава, хотя тут тоже есть поле для экспериментов), это чуть приопустит подъём АЧХ в этой области, и по факту динамики будут доигрывать выше. Так что настраивать ФВЧ твитера близко к этой же частоте уже нет необходимости, оптимум можно поискать чуть выше, в районе 4-5 кГц, и тоже поиграться с крутизной фильтров. То есть, формально мы вроде бы разводим полосы, но акустически это даёт как раз более равномерную стыковку.

И да, большинство процессоров сегодня позволяют включать разные типы фильтров – Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли… От этого звучание тоже зависит очень сильно. Используйте этот инструмент, не пренебрегайте им.

Коротко по делу



Type 3 разрабатывался с таким приоритетом – получить максимально (насколько это возможно в заданном ценовом диапазоне) ясное звучание с высокой детальностью и точным, артикулированным басовым диапазоном. Считаю, это получилось, и лично мне не стыдно за результат своей части работы. Не стану называть Type 3 абсолютным High End, но в своём ценовом диапазоне акустика имеет все шансы дать жару очень многим конкурентам.

  • Для поканалки все компоненты можно приобрести раздельно
  • Хорошая контролируемость усилителем, низкие искажения на НЧ
  • Высокая перегрузочная способность
  • Можно смело использовать в SQ-системах, включая соревновательные

  • Может не зайти тем, кто привык к гипертрофированному, жирному басу



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70