Качественно другой
Тест-обзор 10-канального аудиопроцессора Madbit DSP Ultra SE


Помнится, когда первые отечественные процессоры только появились на российском рынке, к ним было снисходительное отношение, мол, недорогой продукт, далёкий от аудиофильских высот. Прошло не так много времени, и те же Madbit начали мелькать в системах далеко не начального уровня (особенно с появлением версий в доработке от Алексея Воронцова). Признаюсь, в сегодняшнем подопытном я ожидал увидеть просто очередной хороший продукт в своей категории, но… по звуку он оказался реально прорывным. Очень интересный процессор, в своей ценовой категории конкурентов ему я просто не припомню.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что DSP Ultra SE далеко ушёл от своих предшественников как по цифровой обработке сигнала, так и в аналоговой части. Разумеется, это не могло не сказаться и на цене, однако взятый при разработке ориентир на 85-95 тыс. рублей удалось снизить, и процессор получился доступнее. На момент теста его можно купить за 70000 рублей.



SE в названии означает Special Edition. Изначально это был «заводской твик» процессора Ultra образца 2021 года на топовых компонентах. Правда, так уж вышло, что та Ultra на обзор не попала. В 2022 году Ultra SE был полностью переработан, и сейчас в лаборатории – уже вторая ревизия этого процессора.

Первое знакомство, общие возможности



Внешних отличий от предыдущих «мэдбитов», побывавших в лаборатории (последний протестированный был в версии DSP PRO), вроде бы немного. Но если перевернуть корпус, внизу обнаруживается кулер охлаждения. Его задача – не бороться с перегревом, а обеспечить компонентам более правильный тепловой режим. Работает не постоянно, включается по температуре. Боковые стенки с лапами крепления сделаны так, что процессор чуть приподнят над плоскостью, так что при инсталляции ничего лишнего городить не придётся – воздух будет циркулировать свободно.



По выходам и входам – всё как прежде: 10 выходов, 6-канальный аналоговый вход (линейный или высокоуровневый, принимает сигнал с амплитудой до 13 В), цифра (оптика или коаксиал), вход USB Audio (фактически, процессор может работать как внешняя звуковая карта) и собственный плеер, который управляется через приложение.



По работе плеера существенных изменений не произошло – читает только флешки в exFAT (предпочтительно) и FAT32. Будем считать, это вариант не на каждый день, а, скорее, для избранной коллекции любимых альбомов в высоком качестве.



Пожалуй, плеер – самый пуристский источник: считанный с флешки файл идёт сразу в обработку, минуя любые преобразования. К слову, по части преобразований Ultra SE как раз имеет радикальные отличия от предшественников, но об этом чуть дальше. Насколько знаю, именно собственный плеер использовал в качестве источника Евгений Гундарев – он выступал с этим процессором на AMT и стал Чемпионом России в классе «Профессионал SQ».

Впрочем, лично мне нравится ещё и вход USB Audio. Докупить OTG-кабель, поставить правильный плеер, «выгоняющий» аудиопоток на USB мимо программного микшера операционной системы (скажем, UAPP, HF Player, HiBy Player и т. п.) – и вот уже смартфон становится полноценным аудиофильским источником. Единственное, Madbit не поддерживает зарядку, но это решаемо «активным» OTG-кабелем или OTG-хабом. Ну и для ГУ на Android это тоже недурной вариант: наверняка он окажется лучше оптики или коаксиала (как минимум, в силу особенностей вывода сигнала в таких «головах»).

Так. По входам-выходам прошёлся, идём дальше. Снова отмечу глазок вместо пульта. Крутая штука: можно использовать вообще любой пульт, прописав соответствие кнопок в программе управления. Помнится, в первых тестах я вообще заставил управлять процессором пульт от кондея. В этот раз обошлось без экзотики, для дальнейшего тестирования прописал пульт от старого медиаплеера – заняло это буквально пару минут.



Настраивается процессор, как и прежде, по Bluetooth через приложение для Android – установить его можно с Google Маркет или скачать apk-файл с официального сайта Madbit. Особо рассматривать его сейчас не стану, отличия в новых версиях есть, но концептуально мало что поменялось. Так что велкам к предыдущим обзорам MadBit DSP Player и Madbit DSP PRO. Ну и есть ещё ПО для компа, но оно чуть скромнее по своим возможностям.

Отличия от предыдущих версий



Вот теперь, пожалуй, самое интересное – что повлияло на столь заметный отрыв DSP Ultra SE от прежних версий по звуку.



Вся «математика» обработки по-прежнему возложена на достаточно мощный STM32H743 от ST Microelectronics – один из популярных представителей 32-разрядных микроконтроллеров на базе ядер ARM Cortex-M7. Но вот алгоритмы в «ультре» совершенно иные.



В прежних версиях обработка велась жёстко в разрешении 44,1 кГц / 64 бит. И если к битности вопросов не возникало, то частота дискретизации была узким местом. То есть формат CD Audio (неважно, по цифровому входу или через собственный плеер) залетал в процессор как родной, с сохранением бит-перфекта, а вот все вкусности файлов в более высоком разрешении съедались ещё на подлёте к цифровой обработке – на этапе преобразования частоты в 44,1 кГц. Особенно это заметно на сигналах с частотами, кратными 48 кГц.

А вот DSP Ultra SE умеет переключать частоту дискретизации, и обработка сигнала идёт на исходной частоте поступаемого потока. Загоняем в него 44,1 кГц – обработка идёт на частоте 44,1 кГц. Загоняем 48 или 96 кГц – DSP обрабатывает его как есть, на частотах 48 или 96 кГц, соответственно. Само собой, переключается не только сам DSP, но и ЦАП. К слову, когда процессор работает с аналоговыми входами, он работает на максимальной частоте 96 кГц.

За преобразование аналога в цифру отвечает PCM3168A. На самом деле этот же чип использовался и в прежних версиях Madbit, но здесь он играет чуть другую роль.



В прежнем MadBit DSP Player на него было возложены не только задачи АЦП, но и ЦАП: он «обслуживал» первые 8 каналов, а в последней паре каналов трудился PCM5102.

В более продвинутом Madbit DSP PRO он был отодвинут на вторые роли, и трудился на каналы 5-10, а первые 4 канала обслуживались ЦАП на PCM1796 линейки Burr Brown от Texas Instruments.

А вот «Ультра» зашла ещё дальше: в ней ЦАП построены на самых топовых PCM1792А, причём все 10 каналов абсолютно равноценны по своему звуковому потенциалу. Найдёте в этой ценовой категории процессор на таких же крутых ЦАП? Удачи, расскажите потом, если вдруг найдёте.



Чтобы добраться до аналоговой части, пришлось снять «материнку» и добраться до субплаты.



В этой части использованы OPA1612A – так любимые многими «твикарями» операционники. И, должен сказать, заслуженно: с правильной обвязкой и соответствующим питанием звучат действительно хорошо.



Поскольку к DSP PRO были вопросы по поводу слабого уровня выходного сигнала, решил посмотреть, что с этим у «ультры». Подключил процессор к ноуту через USB Audio и запустил трек 1 кГц, записанный с максимально возможным «цифровым» уровнем 0 дБ. На максимуме громкости амплитуда составила чуть меньше 3,2 В, (т. е. примерно 2,2 В RMS). Маловато? Да вроде нет. Клиппирования даже при максимальной громкости не возникает.



А что по звуку?



Оценивать звучание процессоров – занятие неоднозначное, делать это лучше в сравнении с чем-то известным. В моём случае это домашний ЦАП, который неоднократно выступал в качестве такой реперной точки. А ещё в лаборатории оказался уже неоднократно упомянутый Madbit DSP PRO.



Остальной тракт выстроился следующим образом:
  • Источник – ноутбук, подключение через USB Audio и через USB/SPDIF конвертер
  • USB-кабель – handmade
  • Межблочные кабели – RockQ и The Chord Indigo Plus
  • Усилители – handmade от Андрея Сосова (Самара)
  • Акустические кабели – E.O.S. TA-11
  • Акустика – PSB Synchrony One B


Ну что сказать… Поначалу я приготовился отлавливать нюансы, но… DSP Ultra SE оказался лучше предшественника буквально во всём, причём вот на несколько порядков. Динамика звучания, атака, разрешение – это абсолютно другой продукт, совсем другого уровня.

Если у DSP PRO звуковые образы формируются в пространстве эдакими «облачками», то Ultra рисует почти голографичную картинку с кристально очерченными образами. Атака более чёткая. Мидбас подобрался и стал более плотным, «вибрирущим» что ли, эмоциональным, улучшилась артикуляция. Верха с «воздухом», но достаточно нейтральные, без синтетичных «колючек». Хотя их и у предшественников-то не было, но разрешение – однозначно в плюсе: в звучании знакомых треков заметно больше деталей. Слушать стало интересно и, я бы сказал, даже увлекательно.

Режим работы USB Audio поддерживает поток максимум до 48 кГц, так что для оценки работы с Hi-Res переключился на коаксиал (через USB/SPDIF преобразователь на СМ6631А). На такие случаи у меня припасена подборка «HDtracks 2020 Hi-Res Sampler» в двух вариантах – в исходном 96 кГц / 24 бит и сконвертированная в Adobe Audition в разрешение 44,1 кГц /16 бит. В DSP PRO разница если и улавливается, то, скорее, на уровне «угадайки». В «ультре» же при быстром переключении чётко слышно, когда играет Hi-Res, а когда – «обычный» формат. Не считаю свой тракт эталоном, но в смысле разрешения он вполне достаточен, и эту особенность процессора показал хорошо.

Коротко по делу



Скажу честно, не ожидал таких результатов, процессор очень приятно удивил своим звучанием. Если раньше я уважал Madbit за то, что он отлично вписывается в свою ценовую нишу, пусть и не претендуя на ортодоксальное аудиофильство, то версия Ultra SE однозначно замахнулась на более высокий SQ-сегмент. Если сравнивать с теми же Helix (разумеется, с моделями в сопоставимой цене), то «ультра» не просто наступила им на пятки, но откровенно потопталась и, пожалуй, во многом оказалась на несколько шагов впереди.

  • Отличное звучание, выходящее далеко за рамки своей ценовой категории
  • Топовые ЦАП на PCM1792A и выходы на OPA1612A
  • Переключаемая частота дискретизации при обработке в DSP
  • Широкие возможности переключения и микширования источников
  • Настройка и управление без проводов по Bluetooth
  • Для управления можно использовать практически любой ИК-пульт
  • Возможность подключить для управления рулевые кнопки
  • Встроенный плеер с управлением через Android-приложение
  • Может работать как USB звуковая карта
  • Может работать при просадках питания до 6 Вольт

  • Плеер по-прежнему не поддерживает USB-носители в NTFS



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70