Расширение «доступного SQ»
Тест компонентных акустических систем Oris Element Type 2


В начале этого года Oris Electronics выпустили в продажу акустику, которую можно условно отнести к сегменту «доступного SQ» – это серия Element. Протестированная в феврале компонентная модель называлась Type 1. И тогда же я упомянул, что это только начало, и серия будет расширяться. Причём не хаотично, каждая модель в ней решает свою задачу. Type 1 ориентирована на тех, кто не готов вкладывать в систему большие средства, но хочет получить приличный звук, а вот Type 2 и Type 3 – это уже акустика уровнем выше (впрочем, тоже не по заоблачным ценам), и тоже со своими приоритетами.

Например, задача Type 2 – понравиться любителям инструментальной и электронной музыки, предпочитающим тонально ровное и спокойное звучание, чтобы систему можно было слушать долго, и слух при этом не утомлялся. Type 3 имеет чуть другие цели, но о ней потом будет отдельный отчёт.

Почему я так уверенно об этом говорю? Буду откровенен, я не просто был в курсе подготовки к выпуску серии Element, но и помог компании Oris Electronics спроектировать некоторые её компоненты. В частности, приложил руку к кроссоверам в Type 2 и Type 3 (потом расскажу о паре нестандартных хитростей в них), а прототипы мидбасовых Type 3 (с некоторыми изменениями в исходную конструкцию) уже второй год проходят «ресурсные испытания» в моей машине.



Но вернусь к Type 2. Одна из особенностей серии Element – возможность приобрести акустику не только комплектом, но и поэлементно (каламбурчик, зато название серии оправдывает). Мидбасовые динамики носят индекс Element W2, их цена на момент теста 6700 рублей, а твитеры называются Element T2, и их можно купить за 3300 рублей. Ну а весь комплект Type 2 вместе с пассивными кроссоверами можно купить за 11000 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности



Итак, поехали. Одна из особенностей мидбасовых Element W2 – алюминиевые диффузоры. Привычные выпуклые центральные колпачки заменены вогнутыми сферическими, продолжающими профиль конусов. Они тоже из «крылатого металла».



Диффузоры однослойные и относительно лёгкие. Не рекордно, но по нынешним меркам не тяжеловесы: масса подвижки (параметр Mmd, не путать с Mms) около 13 грамм.



Корзины – стальная штамповка (а как иначе уместиться в ценовые рамки), но с большими окнами, чтобы избежать эффекта «воздушной подушки» под диффузором, и в то же время не очень-то и звонкие. Нормально.



Моторы построены на магнитах диаметром 8,5 см, но я бы обратил внимание на другое – толщину верхней шайбы магнитопровода (по факту – высота магнитного зазора), и как она соотносится с высотой намотки звуковой катушки. Здесь это соотношение выбрано таким, что в зазоре находится больше трети звуковой катушки, а это – залог хорошей контролируемости движения диффузора (мотор не отпускает диффузор трепыхаться и не даёт рано выходить за пределы линейного хода). Особенно это актуально на нижних частотах, потом обратите внимание на графики искажений: там это будет наглядно видно.



Твитеры имеют привычное классическое исполнение в пластиковых чашках. Диаметр мягких тканевых куполов – 28 мм. Профиль куполов не очень высокий.



Монтажная глубина твитеров – примерно 1,5 см. С тыльной стороны – нагрузочная акустическая камера.



В комплекте идут чашки для наружного монтажа, на этот счёт всё более-менее стандартно.



А теперь, как обещал, пару слов про кроссоверы.



В них применена немного непривычная схема. Дело в том, что алюминиевые диффузоры хоть и дают многообещающее сочетание лёгкости и жёсткости, но избежать характерного «алюминиевого окраса» на верхней середине не удаётся ни одной акустике, в которой используется «крылатый материал».



Решение этой проблемы родилось в ходе экспериментов над рабочими прототипами акустики – ФНЧ в звене мидбасовых динамиков было решено совместить с режекторной цепочкой, вырезающей «звонкий» пик на АЧХ. И это сработало. Причём проектирование не свелось к расчёту кроссовера в программе, все номиналы подгонялись с контролем АЧХ и обязательным «отслушиванием» каждого промежуточного результата. В общем, перейду к измерениям и покажу, что из этого получилось.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Классические «дверные» динамики: добротность после установки в двери доберётся до 0,7. Масса подвижки средняя. Мягкость подвесов – компромисс: они достаточно мягкие, чтобы обеспечить «отзывчивость» динамика и хороший импульсный отклик, но не настолько, чтобы динамики оказались слишком чувствительны к объёмам дверей за ними. Моторы чуть сильнее «среднего по больнице», но их пыл утихомирен кольцами Фарадея, слегка поднявшими добротность. В результате сочетание добротности, близкой к так называемой «оптимальной дверной», и невысокой резонансной частоты обещает неплохие басовые способности. Что, собственно, подтверждается и на деле.



Измеренные параметры Oris Element Type 2 (Element W2):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 56 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,98
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72
  • Qts (полная добротность) – 0,64
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ


У динамиков абсолютно ровная АЧХ вплоть до 2 кГц. Выше начинает проявляться направленность и вылезает пик, характерный для многих динамиков с тонкими и жёсткими диффузорами. На самом деле он не стал проблемой, но как его удалось побороть – об этом чуть дальше.



Главное, что в рабочем диапазоне частот значимых резонансов в подвижке не наблюдается: акустическая фаза вплоть до 4-5 кГц без резких перепадов.



А вот и подтверждение того, о чём говорил чуть выше – соотношение длины намотки звуковой катушки к высоте магнитного зазора позволили и рыбку съесть, и на ёлку влезть – и басовые возможности сохранить, и от неконтролируемой болтанки диффузора избавиться. Обратите внимание, с понижением частоты искажения не растут, как это часто бывает у типичных динамиков с добротностью, близкой к 0,7 и выше.



Теперь твитеры. Тут всё вполне себе «шёлково» – традиционная АЧХ нормальных высокочастотников с мягкими куполами.



Несмотря на рискованную геометрию куполов (а небольшая высота куполов – это всегда риск получить резонанс, когда купола на отдельных частотах начинают идти волной), их практически не ломает – акустическая фаза близка к линейной.



С понижением частоты искажения начинают расти плавно, так что некоторая свобода в настройке ФВЧ есть (если вдруг захотите обойтись без пассивных кроссоверов и построить поканалку).



Впрочем, не спешите отказываться от пассивных кроссоверов. Взгляните, как они стыкуют полосы между собой. И кстати, а где тот самый «алюминиевый» резонансный пик? Упс... а нету пика!



Чтобы свести полосы твитеров и мидбасовых динамиков акустически, электрически их пришлось чуть развести между собой по частоте, ну и режекция, опять же, пришлась к месту. Признаюсь, кроссы «попили кровушки» во время проектирования, но за результат не стыдно. Кстати, для усилителя такая нагрузка не будет проблемной: импеданс ни на каких частотах не проседает ниже 3,5 Ом.



А что по звуку? Или о том, как решались поставленные задачи



Было бы странно говорить о звучании акустики, которого сам же и добивался, поэтому просто расскажу о том, как решалась поставленная задача – получить ровное звучание без яркой навязчивости, комфортное при долгом прослушивании. Разумеется, повлиять абсолютно на все параметры динамиков возможности не было, но я постарался выжать из них максимум.

В качестве отправной точки были взяты привычные домашние PSB Synchrony One B, которые лично мне нравятся своей нейтральностью на СЧ/ВЧ, и не в последнюю очередь за счёт редкой линейности фазовой характеристики.

В самой информативной области средних частот W2 тоже очень линейны, так что основа уже неплохая. Режекторной цепью, играми с разведением полос и добротностями фильтров в кроссовере удалось избавиться от характерного «алюминиевого» пика на верхнем краю рабочего диапазона мидбасовых динамиков (ну это вы и по измерениям уже видели). Так что в итоге звучание в области СЧ/ВЧ получилось без характерной жёсткости и приблизилось к звучанию динамиков с хорошими бумажными или недешёвыми полипропиленовыми диффузорами.

Твитеры, признаюсь, потребовали особого внимания. При проектировании ВЧ звена пришлось лавировать между противоречивыми требованиями. С одной стороны, не хотелось опускать частоту ФВЧ слишком низко, чтобы не перегружать их и не получить в звуке грязь. С другой стороны, слишком высокая частота среза – это почти гарантированный «отрыв» верхов от остальной музыкальной картинки. Но в итоге всё вроде бы срослось – свистяще-шипящие звуки в голосах не выделяются, всякие тарелочки-бубенчики не теряют «телесности» и не превращаются в шуршащие пластиковые стаканчики. Не буду идеализировать, но для своей ценовой категории получилось вполне прилично.

Единственный момент, который желательно учитывать при установке, – это разворот твитеров. Самое интересное звучание получается, если направлять их, например, в центр салона, не отворачивая сильно от слушателей. При сильном развороте звучание как-то скучнеет, так что не нужно этого делать.

Так что в итоге?



Итак, напомню, при проектировании Type 2 стояла задача – чтобы эту акустику можно было слушать долго и без быстрой усталости слуха. Для этого она должна обладать ровной тоналкой, не выпячивать отдельные звуки и не сверлить уши своей яркостью, но обладать достаточной (насколько это возможно в этом ценовом диапазоне) детальностью.

Сами динамики имеют для этого хороший задел: у мидбасовых – ровные АЧХ и ФЧХ вплоть до 2 кГц, у твитеров – тоже отсутствуют какие-либо значимые резонансы, и они предсказуемы при настройке. Так что всё решали кроссоверы, пришлось учесть множество особенностей именно в области стыка полос.

Если же вы хотите попробовать динамики в поканалке (тем более, их можно купить отдельно) и выстроить своё звучание, тоже учтите все их особенности, о которых я описал в этом отчёте. Многое будет зависеть не только от частот и крутизны ФВЧ и ФНЧ, но и не в последнюю очередь – от выбора типа фильтра (Баттерворт, Линквиц, Бессель и т. д.). Но тут уже всё будет исключительно в ваших руках.

  • Для поканалки все компоненты можно приобрести раздельно
  • Хорошие басовые способности, низкие искажения на НЧ
  • Акустика понравится любителям ровного, комфортного саунда

  • Тем, кто привык к яркому звучанию, акустика может не зайти




Для информации тем, кто вознамерился строить поканалку. Держите состав серии Element – какие именно компоненты можно купить отдельно, и как из них составлены комплекты (информация от представителей Oris Electronics):
  • 2-полосная система Oris Element Type 1 (7000 рублей)
  • 2-полосная система Oris Element Type 2 (11000 рублей)
  • НЧ/СЧ динамики Oris Element W2 (6700 рублей)
  • Твитеры Oris Element T2 (3300 рублей)
  • 2-полосная система Oris Element Type 3 (18800 рублей)
  • НЧ/СЧ динамики Oris Element W3 (12400 рублей)
  • СЧ динамики Oris Element M3 (9400 рублей)
  • Твитеры Oris Element T3 (5400 рублей)



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-06-02
Усилитель мощности Nakamichi NDSK4285AU.

2023-06-02
Усилители мощности Steg: Steg S1000, Steg S600.

2023-06-01
Переходные рамки InCar: InCar RAU-FC829, InCar RCH-FC878, InCar RCV-N16, InCar RDF-FC835, InCar RFI-FC420, InCar RFI-FC836, InCar RFI-FC860, InCar RFI-FC861, InCar RFO-FC281, InCar RFO-FC862, InCar RFR-FC696, InCar RFR-FC697, InCar RFR-FC834, InCar RFR-FC854, InCar RFR-FC894, InCar RFR-FC919c, InCar RGL-FC863, InCar RHO-FC864, InCar RHO-FC866, InCar RHO-FC868, InCar RHO-FC869, InCar RHO-FC870, InCar RHO-FC874, InCar RHO-FC930, InCar RHY-FC418, InCar RHY-FC846, InCar RHY-FC877, InCar RIF-FC934, InCar RKIA-FC373, InCar RKIA-FC374, InCar RKIA-FC828, InCar RKIA-FC880, InCar RKIA-FC937, InCar RLA-FC853, InCar RLF-FC409, InCar RMB-FC889, InCar RMB-GLK01, InCar RMS-FC859, InCar RMS-FC890, InCar RMS-FC943, InCar RMS-FC948, InCar RMZ-FC430, InCar RMZ-FC433, InCar RMZ-FC884, InCar RMZ-FC941, InCar RNS-FC892, InCar RNS-FC893, InCar RNS-FC954, InCar RNS-FC955, InCar ROP-FC694, InCar ROP-FC916c, InCar ROP-FC917c, InCar ROP-FC958, InCar RSU-FC899, InCar RSZ-FC693, InCar RSZ-FC900, InCar RTY-FC559, InCar RTY-FC727, InCar RTY-FC743, InCar RTY-FC904, InCar RTY-FC905, InCar RTY-FC907, InCar RTY-FC908, InCar RTY-FC909, InCar RTY-FC910, InCar RTY-FC912, InCar RTY-FC920, InCar RTY-FC939, InCar RTY-FC970, InCar RTY-FC971, InCar RTY-FC972, InCar RTY-FC976, InCar RUN-FC915, InCar RUN-FC989, InCar RVL-FC980, InCar RVW-FC914, InCar RVW-FC983.

2023-06-01
Акустика Steg: Steg BZN4C, Steg BZN8L/R.

2023-05-31
Сабвуферы Awave: Awave V11, Awave V11 PRO.

2023-05-31
Корпуса типа «стелс» для сабвуферов : Drive Box Stealth Geely Tugella ver.1, Drive Box Stealth Geely Tugella ver.2, Drive Box Stealth Kia Rio 3 хэтчбек, Drive Box Stealth Mitsubishi ASX, Drive Box Stealth Opel Astra H хэтчбек.

Почитать

Тест акустики Light Audio LAS-17.2 и LAS-17C

Тест сабвуфера Light Audio LASW-10

Подросший муравей
Тест компактного и мощного 4-канального усилителя Kicx Angry Ant F4

Тест громкоговорителей УРАЛ ЧЕ 03 и ЧЕ 006

Концентрат баса в одной таблетке
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Господа, всех приветствую! Прошу осведомленных указать на технические различия акустических систем кроме буквенного обозначения и года вы . . . . .

Всем привет! Нужен совет по сабу. На данный момент инстал такой: стоит в торпедо Ground Zero GZUF 60SQX в отражение от стекла Миды в п . . . . .

Здравствуйте! Прошу совета. Установкой автозвука заморачивался единожды 20 лет назад- в десятке сам шумил двери, на фронт двухкомпонентн . . . . .

Всем здравствуйте! Помогите Разобраться. Есть ли разница между GZ gzrm 80sq и gzum 80sq. Просто где то читал, что это одни теже СЧ. толь . . . . .

Здравствуйте, установил себе аудиосистему из TEYES CC3 через оптический кабель подключил к BestBalance DSP 6H, а от BB запитал моноблок AM . . . . .

Здравствуйте товарищи, подскажите, кто сравнивал, слушал, настраивал MadBit DSP Ultra SE r2 и Helix DSP Pro MK3? Расскажите + и -, кому б . . . . .

Помогите определиться. Авто Range Rover Velar. Стоит Meridian Signature 1700w, 24 канала. Звук можно забрать только с выхода после усилите . . . . .

Добрый день, подскажите по подключению, установил процессорный усилитель Best Balance DSP 6H в связке с Amp pro 1.1000, акустика Blam 165 . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Helix K 10W → Opus BX-250 звучит не хуже а цена в разы дешевле.У этого саба есть существенный . . . . .

Сабвуфер Challenger Opus SD-250BX → Отличный саб. Собрал ему закрытый ящик литров на 20. Играет кайфово . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 → По всем параметрам один из лучших усилителей D класса. Helix m four ему уступает . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Отличные твитеры. До этого использовал hertz MP 28.3 Pro. SOaudio 26neo играют п . . . . .

Акустика E.O.S. Maestro HD650 → Акустику брал не слушая по отзывам,мидбас впечатлил увесистый,с литой мощной кор . . . . .

Автомагнитола Aura VENOM-D41DSP → магнитолу мы выбираем по звуку в первую очередь! у меня простой logan с легкой с . . . . .

Усилитель Vibe PowerBox 400.1M-V7 → Усилитель мне понравился, качает саб нормально, а главное размеры маленькие, под . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-50UB → пользую уже год этой магнитолой. ставил другие sony 7750 kenwood 7537 и вернулся . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70