Расширение «доступного SQ» Тест компонентных акустических систем Oris Element Type 2
В начале этого года Oris Electronics выпустили в продажу акустику, которую можно условно отнести к сегменту «доступного SQ» – это серия Element. Протестированная в феврале компонентная модель называлась Type 1. И тогда же я упомянул, что это только начало, и серия будет расширяться. Причём не хаотично, каждая модель в ней решает свою задачу. Type 1 ориентирована на тех, кто не готов вкладывать в систему большие средства, но хочет получить приличный звук, а вот Type 2 и Type 3 – это уже акустика уровнем выше (впрочем, тоже не по заоблачным ценам), и тоже со своими приоритетами.
Например, задача Type 2 – понравиться любителям инструментальной и электронной музыки, предпочитающим тонально ровное и спокойное звучание, чтобы систему можно было слушать долго, и слух при этом не утомлялся. Type 3 имеет чуть другие цели, но о ней потом будет отдельный отчёт.
Почему я так уверенно об этом говорю? Буду откровенен, я не просто был в курсе подготовки к выпуску серии Element, но и помог компании Oris Electronics спроектировать некоторые её компоненты. В частности, приложил руку к кроссоверам в Type 2 и Type 3 (потом расскажу о паре нестандартных хитростей в них), а прототипы мидбасовых Type 3 (с некоторыми изменениями в исходную конструкцию) уже второй год проходят «ресурсные испытания» в моей машине.
Но вернусь к Type 2. Одна из особенностей серии Element – возможность приобрести акустику не только комплектом, но и поэлементно (каламбурчик, зато название серии оправдывает). Мидбасовые динамики носят индекс Element W2, их цена на момент теста 6700 рублей, а твитеры называются Element T2, и их можно купить за 3300 рублей. Ну а весь комплект Type 2 вместе с пассивными кроссоверами можно купить за 11000 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Итак, поехали. Одна из особенностей мидбасовых Element W2 – алюминиевые диффузоры. Привычные выпуклые центральные колпачки заменены вогнутыми сферическими, продолжающими профиль конусов. Они тоже из «крылатого металла».
Диффузоры однослойные и относительно лёгкие. Не рекордно, но по нынешним меркам не тяжеловесы: масса подвижки (параметр Mmd, не путать с Mms) около 13 грамм.
Корзины – стальная штамповка (а как иначе уместиться в ценовые рамки), но с большими окнами, чтобы избежать эффекта «воздушной подушки» под диффузором, и в то же время не очень-то и звонкие. Нормально.
Моторы построены на магнитах диаметром 8,5 см, но я бы обратил внимание на другое – толщину верхней шайбы магнитопровода (по факту – высота магнитного зазора), и как она соотносится с высотой намотки звуковой катушки. Здесь это соотношение выбрано таким, что в зазоре находится больше трети звуковой катушки, а это – залог хорошей контролируемости движения диффузора (мотор не отпускает диффузор трепыхаться и не даёт рано выходить за пределы линейного хода). Особенно это актуально на нижних частотах, потом обратите внимание на графики искажений: там это будет наглядно видно.
Твитеры имеют привычное классическое исполнение в пластиковых чашках. Диаметр мягких тканевых куполов – 28 мм. Профиль куполов не очень высокий.
Монтажная глубина твитеров – примерно 1,5 см. С тыльной стороны – нагрузочная акустическая камера.
В комплекте идут чашки для наружного монтажа, на этот счёт всё более-менее стандартно.
А теперь, как обещал, пару слов про кроссоверы.
В них применена немного непривычная схема. Дело в том, что алюминиевые диффузоры хоть и дают многообещающее сочетание лёгкости и жёсткости, но избежать характерного «алюминиевого окраса» на верхней середине не удаётся ни одной акустике, в которой используется «крылатый материал».
Решение этой проблемы родилось в ходе экспериментов над рабочими прототипами акустики – ФНЧ в звене мидбасовых динамиков было решено совместить с режекторной цепочкой, вырезающей «звонкий» пик на АЧХ. И это сработало. Причём проектирование не свелось к расчёту кроссовера в программе, все номиналы подгонялись с контролем АЧХ и обязательным «отслушиванием» каждого промежуточного результата. В общем, перейду к измерениям и покажу, что из этого получилось.
Измерение параметров и анализ работы динамиков
Классические «дверные» динамики: добротность после установки в двери доберётся до 0,7. Масса подвижки средняя. Мягкость подвесов – компромисс: они достаточно мягкие, чтобы обеспечить «отзывчивость» динамика и хороший импульсный отклик, но не настолько, чтобы динамики оказались слишком чувствительны к объёмам дверей за ними. Моторы чуть сильнее «среднего по больнице», но их пыл утихомирен кольцами Фарадея, слегка поднявшими добротность. В результате сочетание добротности, близкой к так называемой «оптимальной дверной», и невысокой резонансной частоты обещает неплохие басовые способности. Что, собственно, подтверждается и на деле.
Измеренные параметры Oris Element Type 2 (Element W2):
- Fs (собственная резонансная частота) – 56 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л
- Qms (механическая добротность) – 5,98
- Qes (электрическая добротность) – 0,72
- Qts (полная добротность) – 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ
У динамиков абсолютно ровная АЧХ вплоть до 2 кГц. Выше начинает проявляться направленность и вылезает пик, характерный для многих динамиков с тонкими и жёсткими диффузорами. На самом деле он не стал проблемой, но как его удалось побороть – об этом чуть дальше.
Главное, что в рабочем диапазоне частот значимых резонансов в подвижке не наблюдается: акустическая фаза вплоть до 4-5 кГц без резких перепадов.
А вот и подтверждение того, о чём говорил чуть выше – соотношение длины намотки звуковой катушки к высоте магнитного зазора позволили и рыбку съесть, и на ёлку влезть – и басовые возможности сохранить, и от неконтролируемой болтанки диффузора избавиться. Обратите внимание, с понижением частоты искажения не растут, как это часто бывает у типичных динамиков с добротностью, близкой к 0,7 и выше.
Теперь твитеры. Тут всё вполне себе «шёлково» – традиционная АЧХ нормальных высокочастотников с мягкими куполами.
Несмотря на рискованную геометрию куполов (а небольшая высота куполов – это всегда риск получить резонанс, когда купола на отдельных частотах начинают идти волной), их практически не ломает – акустическая фаза близка к линейной.
С понижением частоты искажения начинают расти плавно, так что некоторая свобода в настройке ФВЧ есть (если вдруг захотите обойтись без пассивных кроссоверов и построить поканалку).
Впрочем, не спешите отказываться от пассивных кроссоверов. Взгляните, как они стыкуют полосы между собой. И кстати, а где тот самый «алюминиевый» резонансный пик? Упс... а нету пика!
Чтобы свести полосы твитеров и мидбасовых динамиков акустически, электрически их пришлось чуть развести между собой по частоте, ну и режекция, опять же, пришлась к месту. Признаюсь, кроссы «попили кровушки» во время проектирования, но за результат не стыдно. Кстати, для усилителя такая нагрузка не будет проблемной: импеданс ни на каких частотах не проседает ниже 3,5 Ом.
А что по звуку? Или о том, как решались поставленные задачи
Было бы странно говорить о звучании акустики, которого сам же и добивался, поэтому просто расскажу о том, как решалась поставленная задача – получить ровное звучание без яркой навязчивости, комфортное при долгом прослушивании. Разумеется, повлиять абсолютно на все параметры динамиков возможности не было, но я постарался выжать из них максимум.
В качестве отправной точки были взяты привычные домашние PSB Synchrony One B, которые лично мне нравятся своей нейтральностью на СЧ/ВЧ, и не в последнюю очередь за счёт редкой линейности фазовой характеристики.
В самой информативной области средних частот W2 тоже очень линейны, так что основа уже неплохая. Режекторной цепью, играми с разведением полос и добротностями фильтров в кроссовере удалось избавиться от характерного «алюминиевого» пика на верхнем краю рабочего диапазона мидбасовых динамиков (ну это вы и по измерениям уже видели). Так что в итоге звучание в области СЧ/ВЧ получилось без характерной жёсткости и приблизилось к звучанию динамиков с хорошими бумажными или недешёвыми полипропиленовыми диффузорами.
Твитеры, признаюсь, потребовали особого внимания. При проектировании ВЧ звена пришлось лавировать между противоречивыми требованиями. С одной стороны, не хотелось опускать частоту ФВЧ слишком низко, чтобы не перегружать их и не получить в звуке грязь. С другой стороны, слишком высокая частота среза – это почти гарантированный «отрыв» верхов от остальной музыкальной картинки. Но в итоге всё вроде бы срослось – свистяще-шипящие звуки в голосах не выделяются, всякие тарелочки-бубенчики не теряют «телесности» и не превращаются в шуршащие пластиковые стаканчики. Не буду идеализировать, но для своей ценовой категории получилось вполне прилично.
Единственный момент, который желательно учитывать при установке, – это разворот твитеров. Самое интересное звучание получается, если направлять их, например, в центр салона, не отворачивая сильно от слушателей. При сильном развороте звучание как-то скучнеет, так что не нужно этого делать.
Так что в итоге?
Итак, напомню, при проектировании Type 2 стояла задача – чтобы эту акустику можно было слушать долго и без быстрой усталости слуха. Для этого она должна обладать ровной тоналкой, не выпячивать отдельные звуки и не сверлить уши своей яркостью, но обладать достаточной (насколько это возможно в этом ценовом диапазоне) детальностью.
Сами динамики имеют для этого хороший задел: у мидбасовых – ровные АЧХ и ФЧХ вплоть до 2 кГц, у твитеров – тоже отсутствуют какие-либо значимые резонансы, и они предсказуемы при настройке. Так что всё решали кроссоверы, пришлось учесть множество особенностей именно в области стыка полос.
Если же вы хотите попробовать динамики в поканалке (тем более, их можно купить отдельно) и выстроить своё звучание, тоже учтите все их особенности, о которых я описал в этом отчёте. Многое будет зависеть не только от частот и крутизны ФВЧ и ФНЧ, но и не в последнюю очередь – от выбора типа фильтра (Баттерворт, Линквиц, Бессель и т. д.). Но тут уже всё будет исключительно в ваших руках.
- Для поканалки все компоненты можно приобрести раздельно
- Хорошие басовые способности, низкие искажения на НЧ
- Акустика понравится любителям ровного, комфортного саунда
- Тем, кто привык к яркому звучанию, акустика может не зайти
Для информации тем, кто вознамерился строить поканалку. Держите состав серии Element – какие именно компоненты можно купить отдельно, и как из них составлены комплекты (информация от представителей Oris Electronics):
- 2-полосная система Oris Element Type 1 (7000 рублей)
- 2-полосная система Oris Element Type 2 (11000 рублей)
- НЧ/СЧ динамики Oris Element W2 (6700 рублей)
- Твитеры Oris Element T2 (3300 рублей)
- 2-полосная система Oris Element Type 3 (18800 рублей)
- НЧ/СЧ динамики Oris Element W3 (12400 рублей)
- СЧ динамики Oris Element M3 (9400 рублей)
- Твитеры Oris Element T3 (5400 рублей)
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-01-28 Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8. 2023-01-28 Магнитолы Teyes: Teyes CC3 2K 3+32 9", Teyes CC3 2K 4+64 9", Teyes CC3 2K 6+128 9". 2023-01-27 Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C. 2023-01-27 Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component. 2023-01-26 Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3. 2023-01-26 Акустика Steg MSS 1M.
Концепция восьми дюймов: вниз или вверх? Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20 Дорогая, я уменьшил усилители Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2 Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100 Народный улучшенный Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения Тест универсальной акустики AMP
Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50 Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже
Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . . Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . . Всех приветствую. Нужен совет по установке...
Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . . Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . . Добрый день.
Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW.
Система DLS XCK-RC6.3i . . . . . Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . . Всем доброго дня!
Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112
Характеристики:
Nominal power 80W
Maximum power 160W
Sensitivity 92.5 . . . . . Приветствую всех!
Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .
Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . . Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . . Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . . Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . . Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . . Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . . Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . . Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .
Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70
|