Free Air для open air
Тест 10-дюймового морского сабвуферного динамика Clarion CMSP-101RGB


У меня в лаборатории уже побывали первые новинки Clarion Marine Audio – акустика и усилитель. И знаете, я был приятно удивлён: Clarion не пополнил ряды брендов, которые «выезжают» на былых заслугах, а сделал качественный шаг на несколько ступенек выше. Сегодня на изучении сабвуфер и, надеюсь, он тоже не подведёт. Как всегда, постарался разобрать его характерные особенности и нюансы применения.

Модель CMSP-101RGB относится к серии Premium и имеет два варианта исполнения – с импедансом 4 и 2 Ом. Цена не зависит от версии и на момент теста составляет 19875 рублей. Сегодня на изучении – 4-омный вариант.



Первое знакомство, конструктивные особенности



В отличие от акустических систем этой же серии, сабвуфер продаётся без защитных грилей. Но гриль можно купить отдельно, на выбор предлагаются белый и серый.





А можно и не покупать, перед диффузором закреплена конструкция, которая в какой-то мере его тоже защищает.



Несмотря на крепление винтами, эту конструкцию можно считать несъёмной: в ней находятся светодиоды подсветки, а провода проходят внутри одной из дуг. Правда, сами светодиоды не видны даже при намеренных попытках заглянуть под кольцо.



Подсветка подключается к 12-вольтовому питанию отдельным кабелем, в комплекте идёт ответная часть разъёма. Подключение динамика к усилителю традиционное – через клеммы типа «лопатка».



Подсветка работает по стандартной RGB-схеме: комбинируем подключение разных проводов к питанию – получаем разные цвета свечения.



Диффузор – полипропиленовый. С лицевой стороны он имеет глянцевое покрытие, а вот с тыльной фактура больше похожа на шлифованный алюминий.



Корзина выполнена из ASA-пластика (акрилонитрилстиролакрилат). Магнитная система полностью закрытая.



«Окна» под центрирующей шайбой – никакие не окна, а элементы жёсткости, укрепляющие корзину в средней части динамика.



Диаметр звуковой катушки в описании не указан, но, судя по нижней части диффузора в месте стыка с центрирующей шайбой, её калибр – 2,5 дюйма.



Все элементы, разумеется, имеют влагозащищённое исполнение, включая подводящие проводники.



Измерение параметров и анализ работы сабвуфера



Описание приводит развёрнутый список электромеханических параметров, так что сравнить есть с чем. Измерения показали хорошее совпадение с заявкой плюс-минус совсем мелочи.



Заявленные/фактические параметры Clarion CMSP-101RGB:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц / 48 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 22 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,53 / 10,53
  • Qes (электрическая добротность) – 1,01 / 0,77
  • Qts (полная добротность) – 0,93 / 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 68 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 10,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом / 4,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 86,8 дБ


Если коротко, то имеем почти классический сабвуфер для оформления Free Air. И дело не только в добротности Qts – многие почему-то смотрят только на этот параметр, хотя для сабвуфера он вообще не главный. Для использования в этом оформлении важно иметь сочетание трёх факторов: лёгкая подвижная система – это раз, сильный мотор – это два, не слишком мягкая центрирующая шайба – это три.

Так что неудивительно, что описание даёт единственную рекомендацию акустического оформления – Free Air. Это не значит, что позади динамика должно быть полностью открытое пространство, достаточно иметь объём в несколько раз больше параметра Vas, чтобы динамик не получил с тыльной стороны слишком упругий «воздушный подпор». В данном случае это от 70-80 литров и больше.

Для интереса смоделировал поведение саба при работе не только на открытое пространство, но и в замкнутом салоне автомобиля. Тем более, среди чисто автомобильных динамиков найти предназначенные для Free Air сегодня ну очень сложно, а тут – вот он, готовый вариант.



Тот самый случай, когда измеренная АЧХ динамика как раз соответствует оформлению Free Air и работе на открытое пространство (так сказать, Free Air для open air). Так что ниже 150-200 Гц она ожидаемо совпадает с расчётной, но меня в данном случае интересовал участок выше по частоте, ведь именно там обычно вылезают резонансы динамика.



В ходе измерений выяснилось, что динамик умеет неплохо работать в мидбасовом диапазоне и чуть ли не забираться в СЧ диапазон. Объяснение этому «феномену» можно найти в тех же параметрах – подвижка непривычно лёгкая, у нынешних 10-дюймовых сабов она в среднем раза в два тяжелее.

Считаю, что такие способности сабвуфера можно только приветствовать. Если в классических автомобильных системах сабу достаточно уметь работать в самом низу, а мидбасовый диапазон лучше возложить на основную акустику, то в системах дальнего поля сабвуфер обязан иметь расширенный вверх рабочий диапазон. Это позволит поднять частоту стыка сабвуфера и акустики, тем самым «разгрузить» акустику и получить дополнительный запас неискажённой громкости.

Ну и, как обычно, посмотрел искажения. Измерение проводил на средней громкости, ход диффузора достигал примерно 8 мм peak-to-peak. Уровень КГИ в рабочей полосе частот больше характерен для мидбасового динамика, нежели для саба, так что с линейностью магнитной системы тут явно всё в порядке. При снижении частоты искажения ожидаемо растут, но выходят за отметку 3% только к 20 Гц, т. е., фактически, уже за пределами рабочего диапазона.



Оценка характера баса



Чтобы выявить особенности баса, установил динамик в самый большой имеющийся у меня корпус – что-то около 50 литров. Это не free-air, но определённые выводы сделать позволяет.

Лёгкая подвижная система даёт о себе знать – инертность не чувствуется, басовые хвосты не тянутся, бас неожиданно собранный и «подвижный». Саб не лезет в глубокие глубины, но самую «мясную» информативную часть басового диапазона подаёт плотно, при качественной установке можно добиться увесистого «концертного» басового удара в грудь. Ну и на мидбасе, опять же, не теряется – настраивать стык с акустикой можно без оглядки на способности саба.

К слову, об установке. Требователен к жёсткости посадочного места, но это, скорее, не особенность конкретной модели, а физика басового звена вообще. В любом случае, по возможности желательно укрепить стенку, в которую динамик будет врезаться. Не тупо оклеить виброй, а именно укрепить, сделать жёстче.

Коротко по делу



Пока «новый» Clarion радует. Как и в случае с акустикой и усилителем, сабвуфер сделан не по принципу «что получилось, то получилось», а явно с осознанием задач, которые он должен выполнять.

Во-первых, динамик не пытается прикинуться универсальным, он заточен исключительно под установку Free Air (ну или просто в большой объём от 70-80 литров и выше).

Во-вторых, у него нет инертности, характерной для большинства современных сабов, он отзывчиво откликается на подаваемый сигнал и не дудит на НЧ, бас получается динамичный, артикулированный. Как следствие, умеет работать не только в своём, сабвуферном диапазоне, но и забираться в мидбасовый. А это значит, что с ним можно построить громкую систему, не потеряв плотности, ударности звучания.

Ну и в-третьих, динамик просто хорошо выглядит и качественно собран, с ним приятно работать. Плюс имеет RGB-подсветку, которая в иных случаях тоже окажется весьма кстати.

  • Качественные материалы, качественная сборка
  • Хорошо работает в оформлении Free Air (и просто в большом объёме)
  • Лёгкая подвижная система позволяет получить «быстрый» бас
  • Даёт свободу в настройке стыка с акустическими системами
  • Встроенная RGB-подсветка

  • В корпусной установке не раскроет своих возможностей



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2022-01-26
Сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZIB 12SPL, Ground Zero GZIB 20BR, Ground Zero GZIB 20BR-ACT, Ground Zero GZIB 25BR, Ground Zero GZIB 25BR-ACT, Ground Zero GZIB 30BR, Ground Zero GZIB 30BR-ACT.

2022-01-25
Процессор звука Контур-Аудио А8.

2022-01-25
Сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZIW 12XSPL-D2, Ground Zero GZIW 12XSPL-D2 Pink.

2022-01-24
Сабвуферы Dego: Dego SB-10 A-MK2, Dego SB-12 A-MK2.

2022-01-24
Акустика Ground Zero GZIF 69.

2022-01-22
Сабвуфер Deaf Bonce Machete ML-10S D2.

Почитать

Тест «морских» усилителей Clarion XC2110 и XC2410

Тест мультимедийного ГУ Pioneer DMH-A4450BT

Тест морской акустики CLARION CMS-651-CWB и CMS-651-SWB

Тест аудиосистемы JBL Cruise X

Естественно и натурально
Тест компонентных акустических систем RS Audio Sapphire 165

Посмотреть

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Замена штатного Hi-Fi в BMW X6 (F16)

Полная шумоизоляция и установка звука в Toyota Land Cruiser 150

Полная шумоизоляция и установка звука в Mini Cooper F56

Душевная аудиосистема в Porsche Cayenne III

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Новое на форуме

Добрый день, Интересует улучшение звука в мазда 6 2021 г.в. Комплектация без Bose Без саба На текущей аудио если попса то ещё как ни как играет, но если рок то сразу захлебывается . . . . .

Всем привет! Есть несколько вопросов по поводу замены штатных динамиков и установке усилителя в Октавию А7. Саба в системе пока не будет. Шумка всех дверей будет само собой. 1. Какую компонентку выб . . . . .

Добрый день! Посоветуйте на будущее сабвуферный динамик и усьилитель к нему до 20000 (за все) на замену. Авто lexus rx 300.г/у alpine cde178bt. Фронт DD Audio CC6.5a-NX. усь на фронт DLS ca 450 , . . . . .

Добрый вечер! Посоветуйте,хочу поменять акустику в автомобиле Тойота Камри v70 2021 г.в. без замены головного устройства и установки сабвуфера. Комплектация моего автомобиля GR-SPORT,в ней 9 колонок. . . . . .

Добрый день друзья, уже несколько дней как поставили все компоненты и настроили, все классно, но заметил, что при открывание двери баса почти в два раза больше, закрываю дверь и как бы затухается, а п . . . . .

Всем привет. Подскажите какой усилитель выбрать под JL Audio 12W0v3? Оформление в планах ЗЯ (система не громкая +- штатка но с *мясцом* =) ), если будет недостаточно т.к. седан, хотелось иметь запас м . . . . .

Приветствую. Подскажите какой сабвуферный динамик будет интереснее под электронную и рок музыку, Kicker 48CWRT102 или Hertz MP 250 D2.3 Pro? Оформление закрытый корпус. . . . . .

Добрейшего ! Настраиваю поканалку. Гу кенвуд 304, Твитеры Инфинити примус миды длс r6.2 усь на них победа 4.120(ну как есть) лезет неприятная середина, уменьшил эквалайзером. Лучше , но не совсем то. . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Kicx Headshot DM80 → Есть горбы в звуке, но передача голоса хорошая как для эстрады, панч тоже есть. Играют они с характером, немного иначе в . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Machete MLA-4120 → Очень сильно греется, динамики были обычные jbl за 5т,миды на 4ома, вообщем спасло одно,орк стекло и 2 кулера и то, не м . . . . .

Акустика JL Audio C1-650 → Поменял машину и задумался о смене штатной акустики. Решил обойтись малой кровью, так как все эти поканалки, моноблоки и . . . . .

Автомагнитола Kenwood DMX8020DABS → Классная магнитола, звук чистый приятно слушать. Покупал в авто хайфай. Доставка была сдэк. . . . . .

Усилитель Audison Thesis TH quattro → До него стояли : Ground Zero GZPA 4SQ ... audison av quattro...helix c four...zapco ap... Тезиз кватро без сомнений луч . . . . .

Акустика Audio System H 165 → Подскажите пожалуйста кто нибудь,вопрос очень важный,стоит усилитель ETON POWER 220.4 рассматриваю только два варианта а . . . . .

Акустика Kicx Gorilla Bass GBL65 → Отличные эстрадные динамики, сейчас свою цену 2 пары стоят, питаются от kicx rx 4.120. . . . . .

Сабвуфер Hertz SX 380D → Сабвуфер очень классный, можно сказать sq саб на 1кВт. Слушал один в зя на 55л и два в зя на 110л. Доволен исключительно . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70