Free Air для open air Тест 10-дюймового морского сабвуферного динамика Clarion CMSP-101RGB
У меня в лаборатории уже побывали первые новинки Clarion Marine Audio – акустика и усилитель. И знаете, я был приятно удивлён: Clarion не пополнил ряды брендов, которые «выезжают» на былых заслугах, а сделал качественный шаг на несколько ступенек выше. Сегодня на изучении сабвуфер и, надеюсь, он тоже не подведёт. Как всегда, постарался разобрать его характерные особенности и нюансы применения.
Модель CMSP-101RGB относится к серии Premium и имеет два варианта исполнения – с импедансом 4 и 2 Ом. Цена не зависит от версии и на момент теста составляет 19875 рублей. Сегодня на изучении – 4-омный вариант.
Первое знакомство, конструктивные особенности
В отличие от акустических систем этой же серии, сабвуфер продаётся без защитных грилей. Но гриль можно купить отдельно, на выбор предлагаются белый и серый.
А можно и не покупать, перед диффузором закреплена конструкция, которая в какой-то мере его тоже защищает.
Несмотря на крепление винтами, эту конструкцию можно считать несъёмной: в ней находятся светодиоды подсветки, а провода проходят внутри одной из дуг. Правда, сами светодиоды не видны даже при намеренных попытках заглянуть под кольцо.
Подсветка подключается к 12-вольтовому питанию отдельным кабелем, в комплекте идёт ответная часть разъёма. Подключение динамика к усилителю традиционное – через клеммы типа «лопатка».
Подсветка работает по стандартной RGB-схеме: комбинируем подключение разных проводов к питанию – получаем разные цвета свечения.
Диффузор – полипропиленовый. С лицевой стороны он имеет глянцевое покрытие, а вот с тыльной фактура больше похожа на шлифованный алюминий.
Корзина выполнена из ASA-пластика (акрилонитрилстиролакрилат). Магнитная система полностью закрытая.
«Окна» под центрирующей шайбой – никакие не окна, а элементы жёсткости, укрепляющие корзину в средней части динамика.
Диаметр звуковой катушки в описании не указан, но, судя по нижней части диффузора в месте стыка с центрирующей шайбой, её калибр – 2,5 дюйма.
Все элементы, разумеется, имеют влагозащищённое исполнение, включая подводящие проводники.
Измерение параметров и анализ работы сабвуфера
Описание приводит развёрнутый список электромеханических параметров, так что сравнить есть с чем. Измерения показали хорошее совпадение с заявкой плюс-минус совсем мелочи.
Заявленные/фактические параметры Clarion CMSP-101RGB:
- Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц / 48 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 22 л
- Qms (механическая добротность) – 11,53 / 10,53
- Qes (электрическая добротность) – 1,01 / 0,77
- Qts (полная добротность) – 0,93 / 0,72
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 68 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 10,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 4,1 Ом / 4,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 86,8 дБ
Если коротко, то имеем почти классический сабвуфер для оформления Free Air. И дело не только в добротности Qts – многие почему-то смотрят только на этот параметр, хотя для сабвуфера он вообще не главный. Для использования в этом оформлении важно иметь сочетание трёх факторов: лёгкая подвижная система – это раз, сильный мотор – это два, не слишком мягкая центрирующая шайба – это три.
Так что неудивительно, что описание даёт единственную рекомендацию акустического оформления – Free Air. Это не значит, что позади динамика должно быть полностью открытое пространство, достаточно иметь объём в несколько раз больше параметра Vas, чтобы динамик не получил с тыльной стороны слишком упругий «воздушный подпор». В данном случае это от 70-80 литров и больше.
Для интереса смоделировал поведение саба при работе не только на открытое пространство, но и в замкнутом салоне автомобиля. Тем более, среди чисто автомобильных динамиков найти предназначенные для Free Air сегодня ну очень сложно, а тут – вот он, готовый вариант.
Тот самый случай, когда измеренная АЧХ динамика как раз соответствует оформлению Free Air и работе на открытое пространство (так сказать, Free Air для open air). Так что ниже 150-200 Гц она ожидаемо совпадает с расчётной, но меня в данном случае интересовал участок выше по частоте, ведь именно там обычно вылезают резонансы динамика.
В ходе измерений выяснилось, что динамик умеет неплохо работать в мидбасовом диапазоне и чуть ли не забираться в СЧ диапазон. Объяснение этому «феномену» можно найти в тех же параметрах – подвижка непривычно лёгкая, у нынешних 10-дюймовых сабов она в среднем раза в два тяжелее.
Считаю, что такие способности сабвуфера можно только приветствовать. Если в классических автомобильных системах сабу достаточно уметь работать в самом низу, а мидбасовый диапазон лучше возложить на основную акустику, то в системах дальнего поля сабвуфер обязан иметь расширенный вверх рабочий диапазон. Это позволит поднять частоту стыка сабвуфера и акустики, тем самым «разгрузить» акустику и получить дополнительный запас неискажённой громкости.
Ну и, как обычно, посмотрел искажения. Измерение проводил на средней громкости, ход диффузора достигал примерно 8 мм peak-to-peak. Уровень КГИ в рабочей полосе частот больше характерен для мидбасового динамика, нежели для саба, так что с линейностью магнитной системы тут явно всё в порядке. При снижении частоты искажения ожидаемо растут, но выходят за отметку 3% только к 20 Гц, т. е., фактически, уже за пределами рабочего диапазона.
Оценка характера баса
Чтобы выявить особенности баса, установил динамик в самый большой имеющийся у меня корпус – что-то около 50 литров. Это не free-air, но определённые выводы сделать позволяет.
Лёгкая подвижная система даёт о себе знать – инертность не чувствуется, басовые хвосты не тянутся, бас неожиданно собранный и «подвижный». Саб не лезет в глубокие глубины, но самую «мясную» информативную часть басового диапазона подаёт плотно, при качественной установке можно добиться увесистого «концертного» басового удара в грудь. Ну и на мидбасе, опять же, не теряется – настраивать стык с акустикой можно без оглядки на способности саба.
К слову, об установке. Требователен к жёсткости посадочного места, но это, скорее, не особенность конкретной модели, а физика басового звена вообще. В любом случае, по возможности желательно укрепить стенку, в которую динамик будет врезаться. Не тупо оклеить виброй, а именно укрепить, сделать жёстче.
Коротко по делу
Пока «новый» Clarion радует. Как и в случае с акустикой и усилителем, сабвуфер сделан не по принципу «что получилось, то получилось», а явно с осознанием задач, которые он должен выполнять.
Во-первых, динамик не пытается прикинуться универсальным, он заточен исключительно под установку Free Air (ну или просто в большой объём от 70-80 литров и выше).
Во-вторых, у него нет инертности, характерной для большинства современных сабов, он отзывчиво откликается на подаваемый сигнал и не дудит на НЧ, бас получается динамичный, артикулированный. Как следствие, умеет работать не только в своём, сабвуферном диапазоне, но и забираться в мидбасовый. А это значит, что с ним можно построить громкую систему, не потеряв плотности, ударности звучания.
Ну и в-третьих, динамик просто хорошо выглядит и качественно собран, с ним приятно работать. Плюс имеет RGB-подсветку, которая в иных случаях тоже окажется весьма кстати.
- Качественные материалы, качественная сборка
- Хорошо работает в оформлении Free Air (и просто в большом объёме)
- Лёгкая подвижная система позволяет получить «быстрый» бас
- Даёт свободу в настройке стыка с акустическими системами
- Встроенная RGB-подсветка
- В корпусной установке не раскроет своих возможностей
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-03-27 Сабвуферы ESX: ESX VX10PRO, ESX VX12PRO, ESX VX15PRO. 2023-03-26 Сабвуферы Ural: Ural ПАТРИОТ 12, Ural ПАТРИОТ 15. 2023-03-25 Сабвуферы Helix: Helix IK S10 SVC2, Helix IK S12 DVC2, Helix IK S12 SVC2, Helix IK S8 DVC2, Helix IK S8 SVC2. 2023-03-24 Сабвуфер Hertz CBA 250. 2023-03-24 Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW. 2023-03-23 Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR.
Малыши-крепыши Тест 4-канальных усилителей AurA STORM-D4.150 и AurA STORM-D4.300 и широкополосного моноблока AurA STORM-D1.1000 Лёгкий или тяжёлый Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB Не по размерам басовитый Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10 Концепция лёгкости Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0 Другая платформа Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM
Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50 Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже
Здравствуйте!
Может кто помнит из старожил характер звучания Audio system m 165? Как у них с глубиной баса? Могут громко играть? Хочу взя . . . . . SQ система.
Доброго времени суток, Уважаемые!
Нужен ваш дельный совет. Звуком был болен давно, потом настала двадцатилетняя ремиссия, . . . . . Здравствуйте. Подскажите чем отличаются Сабы cdt qes 1200 от cdt audio qex 1220? Какой из них выше серией? . . . . . Всем привет.
Выбираю между Best Balance C10 и Kicker 48CWR102.
Установлен будет в ЗЯ соответствующего ему объема.
Интересует мнение тех . . . . . Здравствуйте товарищи. Пришла в голову мысль об установке в задние двери мидбасы, в передние СЧ и твиттеры. Например: MDLab SP-MB13B, Swat . . . . . Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . . Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165
Двухканальн . . . . . Доброго здравия уважаемые форумчане!
Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера.
Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . .
Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб
. . . . . Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . . Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . . Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . . Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . . Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . . Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . . Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги.
Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .
Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70
|