Сабвуфер не по правилам Тест 8-дюймового сабвуферного динамика Focal FLAX EVO P 20 FSE
Этот тест получился крайне необычным: он представляет собой не столько разбор самого динамика, сколько попытку разобраться в интересной концепции – как извлечь максимум баса при минимуме занимаемого пространства. Тот самый случай, когда сабвуфер сделан не по классическим принципам, порой даже на грани фола, но при этом чётко выполняет возложенные на него обязанности.
По заведённой традиции начну с обозначения ценового уровня. На момент теста цена «плоского» 8-дюймового Focal FLAX EVO P 20 FSE составляет 16580 рублей.
Первое знакомство, конструкция
Первое – это диффузоры. Серия FLAX примечательна своими сэндвичами из двух тонких слоёв стеклоткани с разной фактурой плетения и слоем с льняными волокнами между ними. Материал центрального колпачка в описании не указан, но похоже на алюминий.
Результат такого сочетания налицо – если обычные диффузоры могут слегка поддаваться на изгиб, то конус, выполненный по технологии FLAX, да ещё и с крупным алюминиевым колпаком, получился ну очень жёстким. И это при том, что сам конус у P 20 FSE имеет очень широкий «раскрыв» и больше напоминает плоский блин.
Динамики этой серии изготавливаются во Франции, и традиционно для Focal несут на верхних подвесах лазерную гравировку с серийными номерами. Сами подвесы – мягкая резина.
Одна из главных фич модели P 20 FSE – уменьшенная монтажная глубина, всего 7,6 см. По сабвуферным меркам – сущая мелочь, почти как у мидбасового динамика.
При этом магнитная система построена на традиционном ферритовом магните и имеет вполне себе классическую конструкцию. Просто она как бы «вдавлена» внутрь – корзина охватывает мотор, центрирующая шайба сдвинута выше и крепится к большой жёсткой пластиковой проставке.
Между центрирующей шайбой и диффузором осталось совсем небольшое расстояние. Но геометрия элементов подобрана так, что даже при большом ходе ничто нигде ни с чем не соприкасается. А механический ход тут, кстати, приличный.
Описание говорит насчёт линейного хода 11 мм (в отличие от механического он определяется геометрией звуковой катушки), но подозреваю, что это не one-way, а peak-to-peak. Заглянуть и увидеть намотку самой катушки, к сожалению, не представилось возможным, поэтому достоверно утверждать не берусь.
Охлаждение 1,5-дюймовой звуковой катушки и декомпрессия подкупольного пространства организована через осевой канал. Так что, несмотря на плоскую конструкцию, небольшое расстояние от магнитной системы до задней стенки корпуса лучше всё же оставить.
Как получить много баса при минимуме занимаемого пространства?
Перед тем, как переходить к циферкам, небольшой экскурс в принципы извлечения баса. Для лучшего понимания отмечу два факта.
Факт №1. Особенность любого сабвуфера в том, что динамику приходится работать на частотах около собственного резонанса. Поэтому в отличие, например, от среднечастотников (там Fs обычно выводится за пределы рабочего диапазона) для сабвуферов параметры Тиля-Смолла имеют решающее значение: они как раз описывают поведение динамика вблизи Fs.
Факт №2. Увеличить отдачу сабвуфера можно только двумя способами – динамик должен двигать больший объём воздуха (быть большим и/или длинноходным) или необходимо «концентрировать» энергию в нужном диапазоне частот, грамотно используя резонансные явления.
Выводы применительно к нашей задаче. Чтобы извлечь максимум баса из компактного сабвуфера, необходимо использовать резонансные явления. Самый очевидный, казалось бы, способ – выбрать соответствующее оформление. Например, фазоинверторное (используется резонанс воздушной массы внутри порта) или бандпасс (чуть сложнее, но принцип тот же – резонансы воздушных масс в камерах корпуса и портах).
Но всё это автоматически влечёт за собой увеличение размера корпуса по сравнению с ЗЯ, а потому нашу задачу решает лишь частично – отдачу повысить можно, а остаться в рамках компактного оформления – не всегда.
Значит, необходимо вспомнить про факт №1 – резонансная частота самого динамика попадает в рабочий диапазон сабвуфера. Вот её-то и можно использовать, и вот каким образом:
1. Сделать Qts динамика выше, чем обычно принято. Да, это снизит точность баса, но повысит отдачу на частотах, близких к резонансной Fs.
2. Чтобы динамик не начал дудеть и не разбалтывался под действием собственного резонанса, необходимо одновременно повысить жёсткость подвесов (т. е. снизить Vas). Заодно такой динамик будет меньше чувствовать объём корпуса и легче работать в компактных корпусах.
3. Чтобы в компактном корпусе сабвуфер оставался сабвуфером и не превращался в мидбасовый динамик, необходимо удержать резонансную частоту достаточно низкой. Сделать это можно либо сделав подвесы легче (но это противоречило бы предыдущему пункту), либо утяжелив подвижную систему (а вот это подходит).
Вот как эта концепция выглядит в цифрах (кстати, обратите внимание, фактические параметры довольно точно повторили заявленные):
Заявленные/фактические параметры Focal FLAX EVO P 20 FSE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 37 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,0 л / 8,6 л
- Qms (механическая добротность) – 5,0 / 5,81
- Qes (электрическая добротность) – 1,8 / 1,78
- Qts (полная добротность) – 1,3 / 1,32
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г / 158 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м / 8,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ* / 76,3 дБ **
* - условия измерения чувствительности не указаны
** - не торопитесь удивляться низкому значению опорной чувствительности. С отдачей у этого саба всё в порядке, и дальше вы поймёте, почему именно. Сказано же – сабвуфер построен не по общепринятым правилам.
Какова цена компактности?
Во-первых, это некоторая потеря точности баса. Динамик с высоким Qts добавляет к сигналу собственные резонансные колебания – то самое, что на слух воспринимается как басовый «жир». Впрочем, это недостаток лишь для утончённых аудиофилов, а вот для любителей ритмичной электроники или просто популярной музыки «жирок» может оказаться даже достоинством.
Во-вторых, у динамика с высоким Qts и тяжёлой подвижкой неизбежно оказывается низкая опорная чувствительность (как раз то, что наблюдали при измерении параметров). Но разве мы не за отдачу боремся? Да, именно за неё, но, замечу, что я всегда привожу опорное значение, оно определяет усреднённую чувствительность в широкой полосе частот, а нам нужен диапазон вблизи частоты резонанса. А тут при высоком Qts неизбежно получается усиление, резонанс как бы «концентрирует» энергию в этой области частот. Так что параметр формально получается невысоким, но в нашем случае это не так уж и важно.
Как это работает?
Попутно не упустил возможность проанализировать другие характеристики динамика. Фазовой болтанки не наблюдается, призвуков в значимой области частот вроде бы тоже не видно.
Искажения, как ожидалось, с понижением частоты подрастают, но если не выводить динамик из линейного режима (проще говоря, не давать ему разбалтываться сверх предельного хода) и не заставлять его играть как какого-нибудь 15-дюймового великана, то их уровень в нужной нам частотной области вполне приемлем. А если учесть, что описание рекомендует ЗЯ объёмом не больше 9 литров, перегрузочный запас получается достаточный.
Ну и, как всегда, наглядное моделирование поведения динамика в корпусе. Описание рекомендует ЗЯ от 6 до 9 литров, в качестве оптимума советует 8 литров.
Обратите внимание, график построен с учётом влияния салона автомобиля (обычно при расчётах использую усреднённую передаточную характеристику Тома Ньюзена), и в этом случае получается приличное такое акустическое усиление – почти 9 дБ, которое можно добавить к измеренной ранее опорной чувствительности. Вот и получается, что заявленное в описании значение 84,6 дБ достигается даже с запасом. Для 8-дюймового динамика вполне нормально.
В каких случаях выбрать, и как готовить?
Когда нужно по возможности больше баса, но крайне мало места. Но нужно помнить, что нестандартная задача потребовала нестандартного решения, так что не обошлось без компромисса – жанровой ориентированности. Сабвуфер не аудиофильский, зато на ритмичной электронике и попсе даёт сочное, жирное басовое «мясо».
Несмотря на соблазн установить динамик free-air, от этого варианта лучше воздержаться. Это не запрет, а рекомендация, потому что для получения достаточной перегрузочной способности сигнал придётся жёстко резать снизу сабсоником. Лучше делать так, как рекомендует описание – ставить динамик в корпус с «чистым» объёмом 8-9 литров.
В общем, в случае с Focal FLAX EVO P 20 FSE имеем ситуацию, когда нужно смотреть не отдельно на циферки параметров, а на физику работы всей системы.
- Классно выглядит, качественно собран
- Фактические параметры хорошо повторили заявленные
- Небольшая установочная глубина
- Умеет выдавать бас, работая в компактном корпусе
- Тяготеет к ритмичной электронной и популярной музыке
- Осевой канал заставляет прибавить 1,5-2 см к глубине динамика
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-03-24 Сабвуфер Hertz CBA 250. 2023-03-24 Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW. 2023-03-23 Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR. 2023-03-23 Акустика Aura : Aura Venom-65, Aura Venom-80, Aura Venom-T7N. 2023-03-23 Усилители Aura: Aura Storm-D1.1000, Aura Storm-D1.600, Aura Storm-D1.800, Aura Storm-D4.120, Aura Storm-D4.150, Aura Storm-D4.200, Aura Storm-D4.300. 2023-03-22 Сабвуферы Kicx: Kicker 48TCWRT102, Kicker 48TCWRT122, Kicker 48TCWRT672, Kicker 48TCWRT82.
Лёгкий или тяжёлый Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB Не по размерам басовитый Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10 Концепция лёгкости Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0 Другая платформа Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM Ближе к народу Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit
Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50 Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже
Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . . Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165
Двухканальн . . . . . Доброго здравия уважаемые форумчане!
Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера.
Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . . Всем доброго времени суток. Купил VW Polo. Штатную магнитолу выкинул, взамен приобрёл Kenwood KMM-304Y. Посоветуйте фронт. Усилок пока при . . . . . Всем привет. Посоветуйте хорошие 4х канальный усилители для мидов и саба,желательно аб класса,с 2мя и более блоками питания.Ну и чтоб не с . . . . . Подскажите, пожалуйста, с выбором акустики. Моя система: ГУ Kenwood KMM BT306, усилитель URAL BV 4.70, активный саб URAL cube. Понравились . . . . . Есть ли сейчас какие-то бюджетные варианты до 12 тыс (комплект) твитер + мид для поканального подключения? . . . . . Приветствую!
Подскажите пожалуйста, какой из нижеперечисленных сабов 10" лучше сыграет в ЗЯ 20 литров. От усилителя Eton Mini 300.2.
1 . . . . .
Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб
. . . . . Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . . Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . . Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . . Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . . Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . . Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . . Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги.
Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .
Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70
|