Сабвуфер не по правилам
Тест 8-дюймового сабвуферного динамика Focal FLAX EVO P 20 FSE


Этот тест получился крайне необычным: он представляет собой не столько разбор самого динамика, сколько попытку разобраться в интересной концепции – как извлечь максимум баса при минимуме занимаемого пространства. Тот самый случай, когда сабвуфер сделан не по классическим принципам, порой даже на грани фола, но при этом чётко выполняет возложенные на него обязанности.

По заведённой традиции начну с обозначения ценового уровня. На момент теста цена «плоского» 8-дюймового Focal FLAX EVO P 20 FSE составляет 16580 рублей.



Первое знакомство, конструкция



Первое – это диффузоры. Серия FLAX примечательна своими сэндвичами из двух тонких слоёв стеклоткани с разной фактурой плетения и слоем с льняными волокнами между ними. Материал центрального колпачка в описании не указан, но похоже на алюминий.



Результат такого сочетания налицо – если обычные диффузоры могут слегка поддаваться на изгиб, то конус, выполненный по технологии FLAX, да ещё и с крупным алюминиевым колпаком, получился ну очень жёстким. И это при том, что сам конус у P 20 FSE имеет очень широкий «раскрыв» и больше напоминает плоский блин.



Динамики этой серии изготавливаются во Франции, и традиционно для Focal несут на верхних подвесах лазерную гравировку с серийными номерами. Сами подвесы – мягкая резина.



Одна из главных фич модели P 20 FSE – уменьшенная монтажная глубина, всего 7,6 см. По сабвуферным меркам – сущая мелочь, почти как у мидбасового динамика.



При этом магнитная система построена на традиционном ферритовом магните и имеет вполне себе классическую конструкцию. Просто она как бы «вдавлена» внутрь – корзина охватывает мотор, центрирующая шайба сдвинута выше и крепится к большой жёсткой пластиковой проставке.



Между центрирующей шайбой и диффузором осталось совсем небольшое расстояние. Но геометрия элементов подобрана так, что даже при большом ходе ничто нигде ни с чем не соприкасается. А механический ход тут, кстати, приличный.



Описание говорит насчёт линейного хода 11 мм (в отличие от механического он определяется геометрией звуковой катушки), но подозреваю, что это не one-way, а peak-to-peak. Заглянуть и увидеть намотку самой катушки, к сожалению, не представилось возможным, поэтому достоверно утверждать не берусь.

Охлаждение 1,5-дюймовой звуковой катушки и декомпрессия подкупольного пространства организована через осевой канал. Так что, несмотря на плоскую конструкцию, небольшое расстояние от магнитной системы до задней стенки корпуса лучше всё же оставить.



Как получить много баса при минимуме занимаемого пространства?



Перед тем, как переходить к циферкам, небольшой экскурс в принципы извлечения баса. Для лучшего понимания отмечу два факта.

Факт №1. Особенность любого сабвуфера в том, что динамику приходится работать на частотах около собственного резонанса. Поэтому в отличие, например, от среднечастотников (там Fs обычно выводится за пределы рабочего диапазона) для сабвуферов параметры Тиля-Смолла имеют решающее значение: они как раз описывают поведение динамика вблизи Fs.

Факт №2. Увеличить отдачу сабвуфера можно только двумя способами – динамик должен двигать больший объём воздуха (быть большим и/или длинноходным) или необходимо «концентрировать» энергию в нужном диапазоне частот, грамотно используя резонансные явления.

Выводы применительно к нашей задаче. Чтобы извлечь максимум баса из компактного сабвуфера, необходимо использовать резонансные явления. Самый очевидный, казалось бы, способ – выбрать соответствующее оформление. Например, фазоинверторное (используется резонанс воздушной массы внутри порта) или бандпасс (чуть сложнее, но принцип тот же – резонансы воздушных масс в камерах корпуса и портах).

Но всё это автоматически влечёт за собой увеличение размера корпуса по сравнению с ЗЯ, а потому нашу задачу решает лишь частично – отдачу повысить можно, а остаться в рамках компактного оформления – не всегда.

Значит, необходимо вспомнить про факт №1 – резонансная частота самого динамика попадает в рабочий диапазон сабвуфера. Вот её-то и можно использовать, и вот каким образом:

1. Сделать Qts динамика выше, чем обычно принято. Да, это снизит точность баса, но повысит отдачу на частотах, близких к резонансной Fs.

2. Чтобы динамик не начал дудеть и не разбалтывался под действием собственного резонанса, необходимо одновременно повысить жёсткость подвесов (т. е. снизить Vas). Заодно такой динамик будет меньше чувствовать объём корпуса и легче работать в компактных корпусах.

3. Чтобы в компактном корпусе сабвуфер оставался сабвуфером и не превращался в мидбасовый динамик, необходимо удержать резонансную частоту достаточно низкой. Сделать это можно либо сделав подвесы легче (но это противоречило бы предыдущему пункту), либо утяжелив подвижную систему (а вот это подходит).

Вот как эта концепция выглядит в цифрах (кстати, обратите внимание, фактические параметры довольно точно повторили заявленные):



Заявленные/фактические параметры Focal FLAX EVO P 20 FSE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,0 л / 8,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,0 / 5,81
  • Qes (электрическая добротность) – 1,8 / 1,78
  • Qts (полная добротность) – 1,3 / 1,32
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 150 г / 158 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м / 8,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ* / 76,3 дБ **


* - условия измерения чувствительности не указаны

** - не торопитесь удивляться низкому значению опорной чувствительности. С отдачей у этого саба всё в порядке, и дальше вы поймёте, почему именно. Сказано же – сабвуфер построен не по общепринятым правилам.

Какова цена компактности?



Во-первых, это некоторая потеря точности баса. Динамик с высоким Qts добавляет к сигналу собственные резонансные колебания – то самое, что на слух воспринимается как басовый «жир». Впрочем, это недостаток лишь для утончённых аудиофилов, а вот для любителей ритмичной электроники или просто популярной музыки «жирок» может оказаться даже достоинством.

Во-вторых, у динамика с высоким Qts и тяжёлой подвижкой неизбежно оказывается низкая опорная чувствительность (как раз то, что наблюдали при измерении параметров). Но разве мы не за отдачу боремся? Да, именно за неё, но, замечу, что я всегда привожу опорное значение, оно определяет усреднённую чувствительность в широкой полосе частот, а нам нужен диапазон вблизи частоты резонанса. А тут при высоком Qts неизбежно получается усиление, резонанс как бы «концентрирует» энергию в этой области частот. Так что параметр формально получается невысоким, но в нашем случае это не так уж и важно.

Как это работает?



Попутно не упустил возможность проанализировать другие характеристики динамика. Фазовой болтанки не наблюдается, призвуков в значимой области частот вроде бы тоже не видно.



Искажения, как ожидалось, с понижением частоты подрастают, но если не выводить динамик из линейного режима (проще говоря, не давать ему разбалтываться сверх предельного хода) и не заставлять его играть как какого-нибудь 15-дюймового великана, то их уровень в нужной нам частотной области вполне приемлем. А если учесть, что описание рекомендует ЗЯ объёмом не больше 9 литров, перегрузочный запас получается достаточный.



Ну и, как всегда, наглядное моделирование поведения динамика в корпусе. Описание рекомендует ЗЯ от 6 до 9 литров, в качестве оптимума советует 8 литров.



Обратите внимание, график построен с учётом влияния салона автомобиля (обычно при расчётах использую усреднённую передаточную характеристику Тома Ньюзена), и в этом случае получается приличное такое акустическое усиление – почти 9 дБ, которое можно добавить к измеренной ранее опорной чувствительности. Вот и получается, что заявленное в описании значение 84,6 дБ достигается даже с запасом. Для 8-дюймового динамика вполне нормально.

В каких случаях выбрать, и как готовить?



Когда нужно по возможности больше баса, но крайне мало места. Но нужно помнить, что нестандартная задача потребовала нестандартного решения, так что не обошлось без компромисса – жанровой ориентированности. Сабвуфер не аудиофильский, зато на ритмичной электронике и попсе даёт сочное, жирное басовое «мясо».

Несмотря на соблазн установить динамик free-air, от этого варианта лучше воздержаться. Это не запрет, а рекомендация, потому что для получения достаточной перегрузочной способности сигнал придётся жёстко резать снизу сабсоником. Лучше делать так, как рекомендует описание – ставить динамик в корпус с «чистым» объёмом 8-9 литров.

В общем, в случае с Focal FLAX EVO P 20 FSE имеем ситуацию, когда нужно смотреть не отдельно на циферки параметров, а на физику работы всей системы.

  • Классно выглядит, качественно собран
  • Фактические параметры хорошо повторили заявленные
  • Небольшая установочная глубина
  • Умеет выдавать бас, работая в компактном корпусе

  • Тяготеет к ритмичной электронной и популярной музыке
  • Осевой канал заставляет прибавить 1,5-2 см к глубине динамика



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-06-26
Усилители мощности ESX:ESX QM-Four, ESX QM-Four-PP, ESX QM-One.

2022-06-24
Магнитолы InCar: InCar DTA2-0704, InCar DTA2-1203, InCar DTA2-2228, InCar DTA2-2305, InCar DTA2-2408, InCar DTA2-2443, InCar DTA2-3302, InCar DTA2-3306, InCar DTA2-3308, InCar DTA2-3607, InCar DTA2-3609, InCar DTA2-3705, InCar DTA2-4601, InCar DTA2-4603, InCar DTA2-6292, InCar DTA2-6293, InCar DTA4-0704, InCar DTA4-1202, InCar DTA4-2222, InCar DTA4-2228, InCar DTA4-2305, InCar DTA4-2408, InCar DTA4-2443, InCar DTA4-3302, InCar DTA4-3306, InCar DTA4-3308, InCar DTA4-3607, InCar DTA4-3705, InCar DTA4-4601, InCar DTA4-4603, InCar DTA4-6293, InCar PGA 2 0704, InCar PGA 2 2228, InCar PGA 2 2408, InCar PGA 2 3302, InCar PGA 2 3308, InCar PGA 2 3609, InCar PGA 2 3705, InCar PGA 2 4601, InCar PGA 2 4603, InCar PGA 2 6209, InCar PGA 2-2209, InCar TMX-0704-6, InCar TMX-2228-6, InCar TMX-2305-6, InCar TMX-2408-6, InCar TMX-3302-6, InCar TMX-3306-6, InCar TMX-3308-6, InCar TMX-3607-6, InCar TMX-3609-6, InCar TMX-3705-6, InCar TMX-4601-6, InCar TMX-4603-6, InCar TMX-6293-6.

2022-06-23
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCF 165NEO-PRO, Ground Zero GZCT 25M-SPL.

2022-06-23
Сабвуфер Ground Zero GZHW 10SPL-D2 FLAT.

2022-06-22
Акустика Ural ПАТРИОТ ЭЛЕМЕНТ 3 АС-ПТ200.

2022-06-22
Магнитолы InCar: InCar TMX-7703-3, InCar TMX-7704-3, InCar TMX-7709-3, InCar TMX-7710-3.

Почитать

Res-Core – новый тип динамиков

Audison Forza – новая линейка усилителей

Урал вновь победил!

Таких сегодня уже не делают. Или делают?
Тест компонентных акустических систем E.O.S. TAS-6 II

Тест Hi-Res плеера AMP HRP и модуля HRPB

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Всем привет ! Подскажите пожалуйста,какой фронт выбрать с заделом на будущее. На данный момент имеется в наличии: гу пионер avh-x1800 dls ca23 думаю на миды dls ca250 на вч Art Sound XE 1K Ch . . . . .

Всем привет. Есть ли смысл менять e.o.s al267 + e.o.s md75 + esx ve6.2w mk2 (жёлтые) на трешку Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT ? Музыка клуб/поп. Уж больно все нахваливают этот гз . . . . .

Добрый день! Помогите советом, какой из двух процеусей стоит выбрать под фронт BLAM 200 RS + сч E.O.S. MD-75? AMP DA-80.6DSP Panacea V4 или Audison Prima AP F8.9 bit .Важный момент, Audison всего на . . . . .

День добрый, подскажите peugeot boxer микроавтобус есть голова swat 7040 хочу поставить усилок, саб, блины в салон и динамики в перед двери, бюджет до 25-30 (мало что понимаю) . . . . .

Добрый день. Делают ли зя для Саба по форме крыла, но в мобильной версии? т.е. Не как стелс. Объясню для чего это нужно, мне нужен объем 30 литров, но не хочется терять багажник. И если, грубо говоря . . . . .

Всем доброго времени суток! Помогите пожалуйста разобраться с вопросом. Столкнулся с проблемой настройки процессора eton mini dsp . Запускаем приложение для настройки, делаем маршрутизацию, Выставляем . . . . .

Здравствуйте! Подскажите, есть ли смысл менять Kenwood KMM-304Y на KMM-BT356 в поканальной схеме? Блютуз не интересует! Вопрос о качестве звука! Спасибо! . . . . .

Доброго времени суток. Подскажите в чём разница усилителей Steg K серии, между китайскими и итальянскими кроме как в цене? Спасибо. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz EP 1D → Отличный усилитель! Старенькие уже в продаже, но им ничего не делается, контроль усилитель обеспечивает прекрасный, потя . . . . .

Акустика E.O.S. Motive II MS-16.2 → Динамики за свои деньги однозначно- ЛУЧШИЕ! У меня играют от двух разных усилителей поканально, звук великолепный бас . . . . .

Сабвуфер Vibe BlackDeath BD15C → Мощный пи.. ц! . . . . .

Усилитель Sony XM-N502 → усилитель хороший только шоеется изза того что я к нему подключил саб 1200 ватный а усилитель то всего 500 ватный вот он . . . . .

Усилитель DD Audio Z2c → пользуюсь таким моноблоком очень стабилен прекрасный мощный басс раскачивает два сабвуфера дд9912сц серии советую к по . . . . .

Акустика Best Balance D8C → Установил себе этот комплект в передние двери финика ку50, под усилитель от штатной магнитолы. Басят так, как будто два . . . . .

Сабвуфер Dego SB-12 P-MK2 → Отменный саб. Играет в крете мостом от Helix c four, Бас быстрый, четкий, обволакивающий. До него стоял helix k 10w, раз . . . . .

Сабвуфер Alpine SWG-1044 → Имел до этого несколько сабвуферов из более высоких ценовых категорий, в основном 12 калибра Из опыта пришел к выводу, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70