Плоские штучки
Тест сверхплоских СЧ динамиков Morel Virtus Nano MM2


Вот могут Morel приятно удивлять. Как они вообще сделали такие динамики? И вообще, это правда динамики или манту намочили? Да, динамики – настоящие и полноценные среднечастотники. Больше того, при номинальном размере 2 дюйма и совсем условной монтажной глубине дадут фору иным 3-дюймовым полноразмерным излучателям.

Для начала немного информации. Плоские динамики появились у Morel несколько лет назад, периодически производили фурор на выставках, получали награды CES, EISA и какие-то, кажется, ещё премии. Дело, разумеется, на этом не остановилось, совсем недавно вышло очередное обновление (двух- и трёхполосные компонентные модели, коаксиалы, отдельные мидбасовые динамики, среднечастотники и твитеры). Кое-что из предсерийных образцов я уже держал в руках, и есть ощущение, что относительно первых Nano динамики заметно эволюционировали.



На момент этого теста новая акустика вот-вот должна появиться в продаже, (надеюсь, чуть позже получится изучить её подробнее), а вот среднечастотники Virtus Nano MM2 была возможность забрать в лабораторию уже сейчас. Они будут доступны отдельно за 12990 рублей и в составе трёхполоски Morel Virtus Nano Carbon 63 (49990 рублей).



Первое знакомство, конструкция



Итак, Morel Virtus Nano MM2 – это 2-дюймовые излучатели с заявленным диапазоном от 200 Гц (что непривычно низко для такого калибра) до 5000 Гц. То есть они не метят на роль широкополосников, как можно было бы предположить, это нормальные СЧ динамики. Просто в необычном форм-факторе.



Забегая вперёд, заявка рабочего диапазона вполне подтвердилась, но об этом будет чуть дальше. А пока, как обычно, начну с внешнего изучения.

Чего уж там, любят в Morel купольные среднечастотники, и от этой традиции в новых Virtus Nano MM2 решили не отходить. Чего не скажешь о материале куполов: они здесь алюминиевые.



Эффективный диаметр (по средней части подвесов) примерно 5,3 см. Внешний диаметр по фланцу – 7,7 см. Диаметр монтажного отверстия – 6,3 см.



А самое главное, что монтажная глубина динамика составляет всего 9,3 мм. Меньше сантиметра, Карл! Видели когда-нибудь тоньше? Я – нет.



Конструкцию мотора я бы условно назвал «дважды обращённой». Во-первых, магнит расположен внутри звуковой катушки, снаружи частично виден только внешний магнитопровод. Диаметр самой катушки – 20 мм.



Во-вторых, мотор здесь как бы «вдавлен» внутрь динамика, и центрирующая шайба оказалась расположенной не между ним и диффузором, а охватывает магнитную систему по периметру. Там, где у обычного динамика она крепится к конусу, здесь она переходит в цилиндрическую часть, которая уходит вверх, к куполу. При такой конструкции, даже имея мизерную общую высоту, динамик имеет приличный механический ход.



Небольшой нюанс. Обратил внимание, что осевой канал в магнитной системе открыт.



В Morel часто используют поролоновые вкладыши, которые демпфируют движение воздуха в канале, поэтому для интереса сделал такие самостоятельно и повторно измерил параметры и характеристики. Разница оказалась непринципиальной, каких-то резонансов, которые нужно было бы демпфировать, не нашлось, так что вкладыши тут, судя по всему, действительно не нужны. Но проверить было нужно.

Измерение параметров и анализ работы динамиков



Вот теперь самое интересное. Главная задача измерения параметров и характеристик – понять потенциал динамиков вообще и, следовательно, определить область их применения.



Измеренные параметры Morel Virtus Nano MM2:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 140 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,31 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,59
  • Qes (электрическая добротность) – 1,01
  • Qts (полная добротность) – 0,86
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 81,4 дБ


Резонансная частота для купольной конструкции невысока – 140 Гц. То есть заявка, что динамики могут играть от 200 Гц, пока не лишена оснований. Однако важно ещё и выяснить возникающие при этом ограничения.

Дело в том, что мотор, судя по всему, стал результатом очень тонкого компромисса. Сверхплоская конструкция не позволила разместить большой магнит, и электрическая добротность получилась относительно высокой. Это означает повышение отдачи на нижнем краю диапазона, но с потерей жёсткого контроля вблизи Fs (в диапазоне 100-200 Гц). Это было бы плохо для мидбасового динамика, а вот для среднечастотника – не страшно: динамик всё равно не предназначен для работы в этом диапазоне. А вот сохранение полноценной отдачи на нижнем краю рабочего диапазона – это большой плюс.



На практике эта особенность отмечается сходу – Virtus Nano MM2 звучат с неожиданно основательной, наполненной нижней серединой. Не припомню купольников, которые могли бы вот так подбираться к басовому диапазону. А эти, на минуточку, ещё и 2 дюймовые.

Впрочем, это не означает, что стыковать их с мидбасовым звеном можно на упомянутых в описании 200 Гц. Во-первых, для 2-дюймового излучателя это неразумно низкая частота. Во-вторых, помним про повышенную добротность. На нижнем краю диапазона мотору сложнее контролировать перемещение подвижной системы, так что искажения неизбежно повышаются. Что, собственно, и подтвердили измерения:



Так что при настройке за минимальную частоту настройки ФВЧ я бы принял 400 Гц при крутизне 12 дБ/октава и никак не ниже. В этом случае динамик не нагружается слишком низкими для него частотами, что хорошо сказывается на звучании.

Сверху же динамик, как и обещано, честно отрабатывает до 5-6 кГц. Обратите внимание, линейность до этой отметки – исключительная, ни единого намёка на какой-либо резонанс. Правда, выше по частоте появляется выброс АЧХ (судя по всему, так проявляет себя жёсткий купол), но это всего лишь означает, что его нужно учесть настройкой стыка с твитером.



Тонкости настройки системы, проверка в деле



Предварительные выводы по результатам измерений уже можно сделать, но чтобы убедиться окончательно, попробовал динамики в поканальной системе (благо, после недавнего теста 3-полосной акустики таковая уже была собрана).

Первое – стык с НЧ звеном действительно лучше настраивать не ниже 400 Гц. Динамик может играть и ниже, чем немало удивляет, но это не его диапазон. Поднимаем частоту ФВЧ – получаем более высокое разрешение и в целом более открытое звучание в СЧ диапазоне.

Второе – настройку стыка с ВЧ звеном логично начинать в районе 5 кГц. Крутизна – от 12 дБ/октава и выше. Обычно не люблю фильтры высоких порядков, но тут тот самый случай, когда можно смело пробовать и 24 дБ/октава. Задача – настроить ФНЧ так, чтобы нивелировать подъём АЧХ на верхнем краю диапазона.

А ещё при настройке нужно пробовать разносить частоты настройки ФНЧ и ФВЧ. По крайней мере, стендовые эксперименты с разными взаимными расположениями СЧ и ВЧ на это явно намекали. Например, ФНЧ среднечастотников – 5-6 кГц, а ФВЧ твитеров – 6-7 кГц (ну и, разумеется, пробовать разные варианты крутизны фильтров).

Третий момент. Динамики очень лояльны к акустическому оформлению. Совсем зажимать их отсутствием объёма нельзя, но от 150-200 мл и вплоть до free-air они играют нормально. Я бы оставил «свободно дышать» тыльной стороной в имеющееся пространство.

В каких случаях выбрать?



Когда нужно построить полноценную трёхполосную систему, но без глубокого «хирургического» вмешательства или нагромождения мозолящих глаза «матрёшек» СЧ/ВЧ звена. Или когда банально нет места для полноразмерных динамиков. Плоская конструкция в простейшем случае позволяет обойтись вообще накладками на панель или стойки.

Важный момент – Virtus Nano MM2 способны забираться вниз по частоте не хуже иных 3-дюймовых излучателей. Единственное, нужно учесть, что это всё же купольные динамики, и они излучают очень широко. А уж бороться с отражениями или использовать их во благо – зависит от концепции системы. И если купольники вам в принципе подходят, Virtus Nano MM2 могут оказаться поинтереснее многих «тканевых» вариантов.

  • Непривычно, просто бесстыдно плоская конструкция
  • Вниз по частоте забираются лучше обычных тканевых «купольников»...
  • ...и даже не хуже многих 3-дюймовых динамиков
  • Хорошая линейность АЧХ и ФЧХ в диапазоне от 350-400 Гц до 5-6 кГц

  • Нужно учитывать особенность АЧХ при настройке стыка с твитерами




PS. На момент теста стали известны ожидаемые цены на «плоские» новинки (по данным онлайн-магазина официального дистрибьютора Morel mms-store.ru):
  • 3-полосный комплект Morel Virtus Nano Carbon 63 (49990 рублей)
  • 2-полосный комплект Morel Virtus Nano Carbon 62 (37990 рублей)
  • коаксиальные Morel Virtus Nano Carbon Integra 62 (33990 рублей)
  • НЧ/СЧ динамики Morel Virtus Nano Carbon MW6 (23990 рублей)
  • СЧ динамики Morel Virtus Nano MM2 (12990 рублей)
  • твитеры Morel MT-120N (13990 рублей)



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70