Технологии рельефного баса | Тест 1-канального сабвуферного усилителя JL Audio RD500/1


Давненько я присматривался к этому моноблоку, но всё как-то не складывалось изучить его подробней и попробовать. А усилитель-то и правда оказался интересным – формальные показатели мощности умеренные, но при этом у него такой контроль нагрузки и упругость баса, что многие моноблоки «курят в сторонке». Постараюсь, как всегда, разобрать его возможности в деталях.

И сразу же о ценовом уровне. На момент теста JL Audio RD500/1 стоит 30450 рублей. Ровно столько же, сколько сейчас стоит четырёхканальник этой серии RD400/4 (который, кстати, три с половиной года назад уже бывал в лаборатории).

Сам производитель причисляет серию RD к среднему уровню, хотя рынок сейчас таков, что по технической части её можно позиционировать и выше среднего. Понятие «средний» у каждого производителя своё, а у JL в этом смысле планка изначально высокая.

Как всегда, у JL Audio на каждую серию есть информационные ролики. Кому интересно, приведу здесь короткий обзор серии, ну а сам перейду к разбору моноблока.



Первое знакомство, конструкция



Отчёт, как всегда, построю по заведённому порядку – начну с внешнего вида и конструкции, потом начинка, потом измерения и анализ работы, а там и до пробы в системе дело дойдёт.



Усилитель небольшой, выполнен в точно таком же корпусе, что и упомянутый четырёхканальник RD400/4. Размеры в плане – меньше, чем 25х18 см. Все подключения выведены на одну сторону. Традиционная фича – возможность приклеить логотип самостоятельно с выбором его ориентации.



Светодиодная полоса в центре корпуса играет роль индикатора – краснеет при срабатывании защиты или когда блок питания при включении усилителя выдерживает паузу…



…А в нормальном режиме работы индикатор светится синим.



Все регулировки выведены на верхнюю сторону и защищены крышкой. Она же закрывает все винты терминалов подключения кабелей. С внутренней стороны крышки – резиновый уплотнитель.



После монтажа никаких оголённых клемм не остаётся. Для подключения «силы» рекомендован кабель 4 Ga. Традиционно для JL Audio усилитель не имеет встроенного предохранителя. В общем-то, логично, в правильной системе всё равно стоит внешний, для него рекомендуется номинал 50 Ампер.



Выходные терминалы сдвоены – удобно при подключении двухобмоточных динамиков в параллель или же для сабвуферов на двух динамиках. Клеммы принимают кабель до 6 кв. мм.



Входы выполнены по симметричной схеме (в описании фигурирует «Differential-Balanced Inputs») и могут работать как линейные и как высокоуровневые. Линейные выходы – «сквозные», в беспроцессорных системах к ним можно подключить другие усилители. Предусмотрено подключение пульта JL Audio RBC-1, но он покупается отдельно.



Усилитель с большой вероятностью будет использоваться в процессорных системах, поэтому собственных регулировок – самый минимум, есть только ФНЧ и бас-буст. Зато реализованы они толково – все регуляторы проградуированы. Плюс имеется индикатор клиппирования сигнала. В общем, настройка обещает быть удобной.



Кстати, об индикаторе и настройке чувствительности. Сколько сабвуферов и акустики остались бы целыми, если бы все следовали рекомендациям производителя... У JL Audio на этот счёт всё прописано чётко, а на официальном сайте есть треки, по которым можно правильно выставить гейны. В случае с сабвуферным усилителем нужен будет трек с синусом 50 Гц уровнем 0 дБ (т. е. максимально возможной амплитуды). Если коротко, процедура сводится к нескольким шагам:
  • Отключаем от усилителя сабвуфер, гейн и bass boost – в минимум
  • Отключаем на ГУ все «улучшайзеры», эквалайзер во FLAT
  • Запускаем на ГУ трек с синусом и выставляем громкость на 3/4
  • Прибавляем гейн, пока не загорится индикатор CLIP


Всё, настройка гейна завершена. Вернее, найдено максимальное положение регулятора, дальше которого лучше не крутить. Теперь если не перестараться с бас-бустом и не дурить с настройками на головном устройстве, спалить сабвуфер клипом будет затруднительно. Держите на всякий случай небольшое поясняющее видео с официального сайта:



Теперь к начинке. Помимо основной платы есть довольно крупная плата «второго этажа», на которую выведена фильтровая часть.









Как и в остальных усилителях D-класса от JL Audio, в RD500/1 используется собственная технология NexD. По сути, она сводится к кое-каким оригинальным решениям в обратных связях, контролирующих выходной сигнал, и повышенной несущей частоте ШИМ.

На самом деле это как раз и даёт то, за что любят усилители JL Audio – контроль нагрузки. Если сильно упрощённо, то обратная связь «следит» за реакцией подключенного динамика, а за счёт повышенной частоты ШИМ сигнал корректируется очень быстро, переходные процессы не успевают развиться. Конкретно в басовых моноблоках частота работы выходных ключей составляет 240 кГц, хотя верхняя граница диапазона всего 500 Гц. В итоге усилитель не отпускает динамик «в свободный полёт», и получается точный и разборчивый бас, а не гудящее месиво.



Ну и блок питания, разумеется, играет не последнюю роль. Хотя у JL Audio с их построением особых проблем вроде бы никогда и не было.



Измерение параметров и характеристик усилителя



Начну с простого – работа фильтров. И раз уж регулятор ФНЧ проградуирован, снял АЧХ в каждом из положений. Как видите, тут всё чётко.



Систему Bass Boost я не очень жалую, но раз уж на то пошло, то проверил градуировку и этой крутилки.



Теперь к работе самой усилительной части. Паразитные гармоники в спектре присутствуют, но с повышением порядка их уровень довольно быстро спадает. Нормально. Общий уровень шумов невысокий, немного задирается с повышением частоты уже за пределами рабочего диапазона, но отметку -90 дБВ не пересекает.



Следующие графики снималась при выходной мощности около 10 Вт. Самый низкий уровень искажений получается в диапазоне 40-120 Гц. Ниже 30 Гц искажения чуть выше, но уровень паразитных гармоник не превышает отметки -60 дБ относительно полезного сигнала (это соответствует КГИ примерно 0,1%). В общем, тоже прилично.



А ещё для интереса снял характер искажений на 2-омной нагрузке. Найдите десять отличий. Кто не понял, усилителю вообще без разницы – работать на 4 или на 2 Ом, пониженный импеданс не становится для него тяжёлой нагрузкой.



А это уже графики КГИ в зависимости от выходной мощности. Снимались на частоте 60 Гц. В самом рабочем диапазоне мощностей (фактически, при работе на средней громкости) искажения составляют порядка сотых долей процента, что для сабвуферного моноблока очень хорошо.



Для усилителя заявлены силовые показатели 250 и 500 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно, при питании 14,4 В. Измерения, как всегда, проводил при питании 14,2 В (от лабораторного блока питания Audison Symbatt 100), при этом заявка перекрылась даже с небольшим запасом. Формальные циферки получаются такими:

Мощностные параметры усилителя (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 261 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 270 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
  • Максимальное токопотребление – около 35 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 502 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 512 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
  • Максимальное токопотребление – около 60 Ампер


И да, обратите внимание на максимальное токопотребление. Даже выдавая полкиловатта на 2 Ом, усилитель «кушает» не больше 60 Ампер. Очень многие моноблоки заметно теряют КПД при снижении импеданса нагрузки, а вот RD500/1 в этом смысле показал себя молодцом.

А что по звуку?



Пока НЧ звено в моей машине всё ещё в стадии доделок и переделок, не упустил возможность попробовать RD500/1 с имевшимися в наличии сабвуферами (кому интересно, это мой Morel Primo 12, ещё один опытный образец и очень интересный корпусной JL Audio CP108LG-W3v3, который будет детально протестирован в ближайшее время).

Ну что сказать, заморочки с NexD дали свои результаты, это вам не дубовый сварочник с возбуждением от RCA. С этим усилителем сабы не бубнят на одной ноте, а вот прямо играют. Сложилось впечатление, что он как будто даже подчёркивает рельеф баса, делает его более выраженным что ли. Но звук при этом не сухой, «мяса» тоже предостаточно. Понятно, что с каждым из сабов бас получается разный, но усилитель, как говорится, «могёт».

И вот что примечательно. НЧ звено не теряет энергетики с повышением громкости. При этом два из трёх использованных сабвуферов были 4-омными, а формальные силовые показатели на такую нагрузку у JL Audio умеренные. Наглядное доказательство, что важен не столько мощностной максимум, сколько контроль нагрузки в пределах рабочих мощностей.

Коротко по делу



В общем, лично мне JL Audio RD500/1 понравился. У него весьма приятный бас – с хорошей артикуляцией, упругий, рельефный, не размазывается в гудящее месиво. И при этом он удобный в установке – небольшой, с хорошим КПД, ему не нужно тащить провод толщиной с руку.

А ещё, напомню, верхний частотный предел усилителя – 500 Гц, а это значит, что его можно использовать не только для сабвуфера, но и отрядить парочку для могучего мидбасового звена – 250 Вт на 4 Ом хватит для любых тяжёлых динамиков.

Если же использовать усилитель привычно, в сабвуферном звене, то саб я бы ему выбрал 2-омный. Контроль относительно 4-омных вариантов не теряется (спасибо хитростям NexD), зато мощностной запас поднимается до полукиловатта – хватит для большинства музыкальных применений.

  • Компактный, удобная компоновка корпуса
  • Качественное исполнение, продуманность в мелочах
  • Индикатор клиппирования, облегчающий настройку гейна
  • Низкий уровень искажений и шумов
  • Рельефный, красивый, разборчивый бас
  • Высокий КПД, в том числе при работе на 2-омную нагрузку

  • Скромное фильтровое оснащение



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70