Технологии рельефного баса | Тест 1-канального сабвуферного усилителя JL Audio RD500/1


Давненько я присматривался к этому моноблоку, но всё как-то не складывалось изучить его подробней и попробовать. А усилитель-то и правда оказался интересным – формальные показатели мощности умеренные, но при этом у него такой контроль нагрузки и упругость баса, что многие моноблоки «курят в сторонке». Постараюсь, как всегда, разобрать его возможности в деталях.

И сразу же о ценовом уровне. На момент теста JL Audio RD500/1 стоит 30450 рублей. Ровно столько же, сколько сейчас стоит четырёхканальник этой серии RD400/4 (который, кстати, три с половиной года назад уже бывал в лаборатории).

Сам производитель причисляет серию RD к среднему уровню, хотя рынок сейчас таков, что по технической части её можно позиционировать и выше среднего. Понятие «средний» у каждого производителя своё, а у JL в этом смысле планка изначально высокая.

Как всегда, у JL Audio на каждую серию есть информационные ролики. Кому интересно, приведу здесь короткий обзор серии, ну а сам перейду к разбору моноблока.



Первое знакомство, конструкция



Отчёт, как всегда, построю по заведённому порядку – начну с внешнего вида и конструкции, потом начинка, потом измерения и анализ работы, а там и до пробы в системе дело дойдёт.



Усилитель небольшой, выполнен в точно таком же корпусе, что и упомянутый четырёхканальник RD400/4. Размеры в плане – меньше, чем 25х18 см. Все подключения выведены на одну сторону. Традиционная фича – возможность приклеить логотип самостоятельно с выбором его ориентации.



Светодиодная полоса в центре корпуса играет роль индикатора – краснеет при срабатывании защиты или когда блок питания при включении усилителя выдерживает паузу…



…А в нормальном режиме работы индикатор светится синим.



Все регулировки выведены на верхнюю сторону и защищены крышкой. Она же закрывает все винты терминалов подключения кабелей. С внутренней стороны крышки – резиновый уплотнитель.



После монтажа никаких оголённых клемм не остаётся. Для подключения «силы» рекомендован кабель 4 Ga. Традиционно для JL Audio усилитель не имеет встроенного предохранителя. В общем-то, логично, в правильной системе всё равно стоит внешний, для него рекомендуется номинал 50 Ампер.



Выходные терминалы сдвоены – удобно при подключении двухобмоточных динамиков в параллель или же для сабвуферов на двух динамиках. Клеммы принимают кабель до 6 кв. мм.



Входы выполнены по симметричной схеме (в описании фигурирует «Differential-Balanced Inputs») и могут работать как линейные и как высокоуровневые. Линейные выходы – «сквозные», в беспроцессорных системах к ним можно подключить другие усилители. Предусмотрено подключение пульта JL Audio RBC-1, но он покупается отдельно.



Усилитель с большой вероятностью будет использоваться в процессорных системах, поэтому собственных регулировок – самый минимум, есть только ФНЧ и бас-буст. Зато реализованы они толково – все регуляторы проградуированы. Плюс имеется индикатор клиппирования сигнала. В общем, настройка обещает быть удобной.



Кстати, об индикаторе и настройке чувствительности. Сколько сабвуферов и акустики остались бы целыми, если бы все следовали рекомендациям производителя... У JL Audio на этот счёт всё прописано чётко, а на официальном сайте есть треки, по которым можно правильно выставить гейны. В случае с сабвуферным усилителем нужен будет трек с синусом 50 Гц уровнем 0 дБ (т. е. максимально возможной амплитуды). Если коротко, процедура сводится к нескольким шагам:
  • Отключаем от усилителя сабвуфер, гейн и bass boost – в минимум
  • Отключаем на ГУ все «улучшайзеры», эквалайзер во FLAT
  • Запускаем на ГУ трек с синусом и выставляем громкость на 3/4
  • Прибавляем гейн, пока не загорится индикатор CLIP


Всё, настройка гейна завершена. Вернее, найдено максимальное положение регулятора, дальше которого лучше не крутить. Теперь если не перестараться с бас-бустом и не дурить с настройками на головном устройстве, спалить сабвуфер клипом будет затруднительно. Держите на всякий случай небольшое поясняющее видео с официального сайта:



Теперь к начинке. Помимо основной платы есть довольно крупная плата «второго этажа», на которую выведена фильтровая часть.









Как и в остальных усилителях D-класса от JL Audio, в RD500/1 используется собственная технология NexD. По сути, она сводится к кое-каким оригинальным решениям в обратных связях, контролирующих выходной сигнал, и повышенной несущей частоте ШИМ.

На самом деле это как раз и даёт то, за что любят усилители JL Audio – контроль нагрузки. Если сильно упрощённо, то обратная связь «следит» за реакцией подключенного динамика, а за счёт повышенной частоты ШИМ сигнал корректируется очень быстро, переходные процессы не успевают развиться. Конкретно в басовых моноблоках частота работы выходных ключей составляет 240 кГц, хотя верхняя граница диапазона всего 500 Гц. В итоге усилитель не отпускает динамик «в свободный полёт», и получается точный и разборчивый бас, а не гудящее месиво.



Ну и блок питания, разумеется, играет не последнюю роль. Хотя у JL Audio с их построением особых проблем вроде бы никогда и не было.



Измерение параметров и характеристик усилителя



Начну с простого – работа фильтров. И раз уж регулятор ФНЧ проградуирован, снял АЧХ в каждом из положений. Как видите, тут всё чётко.



Систему Bass Boost я не очень жалую, но раз уж на то пошло, то проверил градуировку и этой крутилки.



Теперь к работе самой усилительной части. Паразитные гармоники в спектре присутствуют, но с повышением порядка их уровень довольно быстро спадает. Нормально. Общий уровень шумов невысокий, немного задирается с повышением частоты уже за пределами рабочего диапазона, но отметку -90 дБВ не пересекает.



Следующие графики снималась при выходной мощности около 10 Вт. Самый низкий уровень искажений получается в диапазоне 40-120 Гц. Ниже 30 Гц искажения чуть выше, но уровень паразитных гармоник не превышает отметки -60 дБ относительно полезного сигнала (это соответствует КГИ примерно 0,1%). В общем, тоже прилично.



А ещё для интереса снял характер искажений на 2-омной нагрузке. Найдите десять отличий. Кто не понял, усилителю вообще без разницы – работать на 4 или на 2 Ом, пониженный импеданс не становится для него тяжёлой нагрузкой.



А это уже графики КГИ в зависимости от выходной мощности. Снимались на частоте 60 Гц. В самом рабочем диапазоне мощностей (фактически, при работе на средней громкости) искажения составляют порядка сотых долей процента, что для сабвуферного моноблока очень хорошо.



Для усилителя заявлены силовые показатели 250 и 500 Вт на 4 и 2 Ом, соответственно, при питании 14,4 В. Измерения, как всегда, проводил при питании 14,2 В (от лабораторного блока питания Audison Symbatt 100), при этом заявка перекрылась даже с небольшим запасом. Формальные циферки получаются такими:

Мощностные параметры усилителя (измерение на 60 Гц):
  • Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 261 Вт
  • Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 270 Вт
  • Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,04%
  • Максимальное токопотребление – около 35 Ампер

  • Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 502 Вт
  • Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 512 Вт
  • Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,13%
  • Максимальное токопотребление – около 60 Ампер


И да, обратите внимание на максимальное токопотребление. Даже выдавая полкиловатта на 2 Ом, усилитель «кушает» не больше 60 Ампер. Очень многие моноблоки заметно теряют КПД при снижении импеданса нагрузки, а вот RD500/1 в этом смысле показал себя молодцом.

А что по звуку?



Пока НЧ звено в моей машине всё ещё в стадии доделок и переделок, не упустил возможность попробовать RD500/1 с имевшимися в наличии сабвуферами (кому интересно, это мой Morel Primo 12, ещё один опытный образец и очень интересный корпусной JL Audio CP108LG-W3v3, который будет детально протестирован в ближайшее время).

Ну что сказать, заморочки с NexD дали свои результаты, это вам не дубовый сварочник с возбуждением от RCA. С этим усилителем сабы не бубнят на одной ноте, а вот прямо играют. Сложилось впечатление, что он как будто даже подчёркивает рельеф баса, делает его более выраженным что ли. Но звук при этом не сухой, «мяса» тоже предостаточно. Понятно, что с каждым из сабов бас получается разный, но усилитель, как говорится, «могёт».

И вот что примечательно. НЧ звено не теряет энергетики с повышением громкости. При этом два из трёх использованных сабвуферов были 4-омными, а формальные силовые показатели на такую нагрузку у JL Audio умеренные. Наглядное доказательство, что важен не столько мощностной максимум, сколько контроль нагрузки в пределах рабочих мощностей.

Коротко по делу



В общем, лично мне JL Audio RD500/1 понравился. У него весьма приятный бас – с хорошей артикуляцией, упругий, рельефный, не размазывается в гудящее месиво. И при этом он удобный в установке – небольшой, с хорошим КПД, ему не нужно тащить провод толщиной с руку.

А ещё, напомню, верхний частотный предел усилителя – 500 Гц, а это значит, что его можно использовать не только для сабвуфера, но и отрядить парочку для могучего мидбасового звена – 250 Вт на 4 Ом хватит для любых тяжёлых динамиков.

Если же использовать усилитель привычно, в сабвуферном звене, то саб я бы ему выбрал 2-омный. Контроль относительно 4-омных вариантов не теряется (спасибо хитростям NexD), зато мощностной запас поднимается до полукиловатта – хватит для большинства музыкальных применений.

  • Компактный, удобная компоновка корпуса
  • Качественное исполнение, продуманность в мелочах
  • Индикатор клиппирования, облегчающий настройку гейна
  • Низкий уровень искажений и шумов
  • Рельефный, красивый, разборчивый бас
  • Высокий КПД, в том числе при работе на 2-омную нагрузку

  • Скромное фильтровое оснащение



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-01-28
Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8.

2023-01-27
Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C.

2023-01-27
Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component.

2023-01-26
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3.

2023-01-26
Акустика Steg MSS 1M.

2023-01-25
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1805-6, InCar TMX2-1805-3, InCar TMX2-1824-3, InCar TMX2-1824-6, InCar TMX2-2301-3, InCar TMX2-2301-6, InCar TMX2-1814-3, InCar TMX2-1814-6, InCar TMX2-1822-3, InCar TMX2-1822-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1815-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1808-3, InCar TMX2-1808-6, InCar TMX2-1811-6, InCar TMX2-1811-3, InCar TMX2-1806-6, InCar TMX2-1806-3, InCar TMX2-1806c-6, InCar TMX2-1806c-3, InCar TMX2-1819-3, InCar TMX2-1819-6, InCar TMX2-1810-3, InCar TMX2-1810-6, InCar TMX2-6303c-3, InCar TMX2-6303c-6, InCar TMX2-6303-3, InCar TMX2-6303-6, InCar TMX2-6301-3, InCar TMX2-6301-6, InCar TMX2-6304c-6, InCar TMX2-6304c-3, InCar TMX2-6304-6, InCar TMX2-6304-3, InCar TMX2-6302-6, InCar TMX2-6302-3, InCar TMX2-6312-3, InCar TMX2-6312-6, InCar TMX2-6312c-3, InCar TMX2-6312c-6, InCar TMX2-4603-3, InCar TMX2-4603-6, InCar TMX2-4601-6, InCar TMX2-4601-3, InCar TMX2-6106-6, InCar TMX2-6106-3, InCar TMX2-6102-3, InCar TMX2-6117-3, InCar TMX2-6109-3, InCar TMX2-6104-6, InCar TMX2-6104-3, InCar TMX2-6105-6, InCar TMX2-6105-3, InCar TMX2-6112-3, InCar TMX2-6112-6, InCar TMX2-2304-3, InCar TMX2-2304-6, InCar TMX2-2303u-6, InCar TMX2-2303u-3, InCar TMX2-2303n-6, InCar TMX2-2303n-3, InCar TMX2-2309-3, InCar TMX2-1410-3, InCar TMX2-1403-3.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Всем доброго дня! Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112 Характеристики: Nominal power 80W Maximum power 160W Sensitivity 92.5 . . . . .

Приветствую всех! Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70