Редкий представитель pure passive
Тест 3-полосных акустических систем Steg ML653C


Трёхполосная акустика с собственными кроссоверами сегодня редкость, особенно в ценовом сегменте выше среднего. Причина понятна – процессор даёт больше возможностей, да вот толком настроить систему удаётся не каждому. А вот если производитель сделал кроссоверы точно под конкретные динамики, а не взял первые попавшиеся, результат может получиться интересным. Впрочем, чего уж там, в поканалке я этот комплект тоже попробовал, кому не терпится, можете пролистать в конец статьи, к выводам.

Цена Steg ML653C на момент теста – 56000 рублей. Продаётся только в трёхполосном варианте, двухполоски в этой серии Steg не предлагает.



Для начала, как всегда, пробегусь по конструкции, а потом будет много букв про измерения и прослушивание.

Первое изучение конструкции



Мидбасовые динамики выглядят интересно, не в последнюю очередь за счёт композитных диффузоров. Посадочные размеры – стандартные 6,5-дюймовые, внешний диаметр – 16,4 см, монтажная глубина – 6,2 см.



Состав волокон в описании не сообщается, плетение залито в полимерное связующее. Жёсткость обеспечивается не только материалом, но и криволинейной образующей конуса. Центральный колпачок – пластиковый, верхний подвес – мягкая бутиловая резина.



Корзины выполнены из прочного пластика. Материал тоже не сообщается, но на АБС не похоже, скорей всего что-то конструкционное, более прочное.



Звуковая катушка диаметром 25,5 мм, это около 1 дюйма. Подводящие прошиты через центрирующую шайбу.



Среднечастотники имеют калибр 3,5 дюйма, внешний диаметр 9,2 см, монтажная глубина – 3,8 см.



Сетки формально несъёмные, но при желании удалить их можно. Что я, собственно, и сделал для измерений, а потом аккуратно вернул их на место.



Волокна диффузора очень похожи на те, что используются в НЧ/СЧ динамиках, но плетение более мелкое, да и состав связующего, похоже, другой.



Динамики построены тоже на пластиковых корзинах. Вообще, пора избавляться от стереотипа, что пластик – это плохо. Пластики – они разные бывают.



Звуковая катушка довольно крупная для 3,5-дюймовго динамика – размером 25 мм (1 дюйм). Магнитная система не громоздкая, но при изготовлении корпуса или подиума нужно обратить внимание, чтобы вокруг динамика было немного свободного пространства, диффузор не оказался «поджатым» воздушной подушкой, и динамик свободно «дышал».



Твитеры – мягкие, с размером купола 25 мм. Материал – теторон (не путать с тетолоном у Audison и Hertz). Можно назвать его искусственным шёлком, хотя это было бы не совсем корректно, это волокна из полиэтилентерефталата (он же – лавсан, терилен, дакрон и т. д.)



Высокочастотники выполнены в солидных алюминиевых корпусах. Посадочная глубина небольшая – всего 15 мм. Внешний диаметр – 5,3 см.



Кроссоверы не самые маленькие, но для трёхполосного комплекта всё же компактны – 14,5 х 8,5 см. Так что с размещением больших проблем быть не должно.



Плата жёстко зафиксирована в корпусе, так что схему проследить не удалось. Впрочем, раз уж на то пошло, лучше смотреть не на схему, а на то, насколько кроссы подходят к динамикам. Об этом чуть позже.



Из доступных регулировок – возможность скорректировать уровень твитера на 2 дБ в плюс или в минус.



Измерение электромеханических параметров



Начну с электромеханических параметров. Описание даёт довольно подробный список для мидбасового динамика и укороченный – для среднечастотного. По мидбасовому разброс получился небольшой, разве что в параметр Mms, похоже, закралась ошибка. Для среднечастотника измеренные разошлись сильнее, причём на деле динамик оказался даже лучше, чем заявлено.



Заявленные / фактические параметры НЧ/СЧ динамика Steg ML653C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,0 л / 10,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,43 / 5,16
  • Qes (электрическая добротность) – 0,87 / 0,81
  • Qts (полная добротность) – 0,72 / 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,8 г / 17,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ / 86,1 дБ


Заявленные / фактические параметры СЧ динамика Steg ML653C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – н. д. / 82 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,6 л / 1,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,78 / 8,07
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,87 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 4,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 3,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 83,0 дБ


Анализ работы НЧ/СЧ динамиков



Характеристика у мидбасового динамика – загляденье. Ровно, уверенно с самых низов. Наверху – плавный спад без резких всплесков. Красота.



Такое поведение АЧХ говорит об отсутствии каких-либо резонансов в диффузоре и подвесах. Причём не только на нижних частотах, но и в СЧ диапазоне и даже выше.



По искажениям тоже никаких вопросов. Со снижением частоты их рост начинается только ниже 40 Гц, так что с басовыми способностями у Steg ML653C явно всё в порядке. Это, собственно, и прослушивание потом подтвердило.



Анализ работы СЧ динамиков



У СЧ динамика тоже без особого криминала. Где-то в подвесах возникают небольшие паразитные колебания в районе 1-2 кГц, но полагаю, с полным прогревом динамиков он должен уменьшиться, а то и вовсе сойти на нет.



График фазы подтверждает догадку. Если не принимать во внимание этот участок, то линейность сохраняется до 5-6 кГц, т. е. стык с твитером должен оказаться беспроблемным.



Ну и искажения. Уровень – в пределах разумного, без резкого роста с понижением частоты, что даёт некоторую свободу при настройке с НЧ звеном.



Анализ работы твитеров



К высокочастотникам никаких вопросов. Ровная АЧХ с лёгким намечающимся спадом на самом-самом верху.



В мягком куполе и подвесе – абсолютно никаких резонансов. Хороший твитер.



С понижением частоты более-менее заметный рост искажений начинается с 5 кГц, но критичный рост начинается только ближе к частоте резонанса. А поскольку отпускать туда твитер никто в здравом уме не будет, можно считать, что свобода настройки с СЧ звеном всё же есть.



А вообще, сложилось впечатление что НЧ/СЧ динамики и твитеры могут неплохо «срастись» и в двухполосную систему. Но Steg, насколько знаю, двухполоску в серии ML не предлагает.

Работа пассивного кроссовера



По импедансу – вообще никаких вопросов. Без резких провалов и горбов, над стыком полос тут явно потрудились. Для усилителя такая акустика будет лёгкой нагрузкой.



А вот так полосы стыкуются между собой акустически:



Единственный момент, который вызвал вопрос – это стык СЧ и ВЧ: фильтр верхних частот для твитера явно имеет высокую добротность. Посмотрите, как поднимается АЧХ твитера на нижнем краю диапазона. А ведь собственная АЧХ твитера ровненькая. С одной стороны, это позволило лучше срастить полосы между собой. С другой стороны, возможно, имело смысл немного изменить параметры среза в СЧ звене.

В общем, что гадать по картинкам, тут надо ещё и слушать. Я это сделал в двух вариантах – как есть с пассивным кроссовером, а потом ещё и процессорную систему собрал и попробовал полнее реализовать потенциал динамиков. Вот что из этого получилось.

Звучание в «пассивном» включении



Первая часть прослушивания – с кроссовером из комплекта. НЧ/СЧ динамики немного развёрнуты друг к другу, СЧ и ВЧ рядом в одной плоскости, смотрят почти на слушателей с совсем лёгким разворотом.

Первый вывод – кроссовер однозначно рабочий, система звучит цельно. При измерениях немного смутил относительно высокий раздел НЧ/СЧ и СЧ. Но в подвижке и подвесах мидбасового динамика нет выраженных резонансов, поэтому сцена строится высоко, вниз по краям не сваливается. Подозреваю, это вообще сделано намеренно, когда буду разбирать поканалку, скажу, почему именно.

Характер звука в «пассивном» включении тёплый и кайфовый. В акустической гитаре или ударах малого барабана хочется чуть больше остроты, хотя с микродинамикой и проработкой нюансов всё, в общем-то, в порядке. Звуковая сцена рисуется объёмно и глубоко. На сложных записях нюансы присутствуют, просто на первые планы не лезут. Такое звучание я бы назвал аккуратным и деликатным.

Проба в поканальном включении, выявление потенциала компонентов



Во-первых, эксперименты показали, что СЧ умеют играть ниже, чем им даёт пассивный кроссовер. При желании их можно пустить вообще хоть от 200 Гц, справятся. Хотя при калибре 3 дюйма это сомнительная затея, но если так уж надо, от 300-350 Гц им работается легко.

Но снижать частоту раздела НЧ/СЧ и СЧ нужно с умом. На нижнем краю СЧ диапазона они излучают широко, и легко наловить отражёнок от лобового и боковых стёкол. Поэтому если ставить динамики не в панель на отражение от стекла, а направить их в салон, десять раз подумайте, прежде чем опускать раздел полос. В этом смысле задумка проектировщиков, не стремившихся опустить частоту раздела с мидбасом, становится понятной и очевидной.

Второе – это раздел СЧ и ВЧ. Тут поканалка однозначно рулит. Я уже отмечал, что в пассивном кроссовере ВЧ звено имеет подозрительно высокую добротность, из-за чего на нижнем краю диапазона твитера образуется подъём. И действительно, возможности твитера при этом раскрываются не полностью – он умеет звучать ровно, детально и красиво, но самый верх этим горбом маскируется. В результате звук хоть и детальный, но воспринимается как «тёмный». В поканалке стык полос можно настроить с более плавным переходом от СЧ в ВЧ, и при этом получить более лёгкое и прозрачное звучание на ВЧ.

Третье – это басовые возможности НЧ/СЧ динамиков. Они реально могут играть очень глубоко для 6,5-дюймового калибра. Подозреваю, что в иных системах и сабвуфер может не понадобиться. Удар без жёсткости, хотя удары бас-бочки получаются вкусными, глубокими, не как скалкой по ведру. На Interactive Noise или Infected Mushroom удары в грудь – как огромным тяжёлым, но мягким шаром. При этом ни намёка на гудение. Получается «вкусно» и как-то эмоционально что ли.

Коротко по делу



Вариант с пассивным кроссовером больше тяготеет к красивой инструментальной музыке, джазу, вокалу. Хорошо рисует звуковую сцену в глубину. Бережно передаёт тонкие нюансы, но на передний план их не выпячивает. Агрессивный рок с жёсткими «зажарками» звучит слишком мягко, так что если нужна универсальность, лучше подумать о поканалке.

В процессорных системах акустика умеет больше. НЧ/СЧ динамики способны на сочный и глубокий бас. Среднечастотники умеют работать низко и дают настройщику большую свободу. Делить СЧ и ВЧ оптимально где-то в районе 4-6 кГц. Ниже – тяжелее твитерам, выше – неоптимально для среднечастотников. Верха красивые и, если правильно настроить стык с СЧ, могут получиться достаточно лёгкими, с «шёлковой» естественностью.

Ну и последнее – по установке. СЧ и ВЧ я бы располагал ближе друг к другу и направлял в салон. Или же СЧ в панель на отражение от стекла, тем более, что во многих машинах для этого уже готовы штатные места. СЧ могут работать в небольших корпусах, но в условном free-air (когда позади динамика образуется относительно большой объём) им как-то веселее. Мидбасовые динамики – только в двери, никаких корпусов. Но двери при этом готовить как можно серьёзнее. Басовый потенциал солидный, так что посадочные места нужно делать жёсткими, не допускать возможность даже малейших вибраций.

  • Качественно сделаны, в конструкции всё по делу, ничего лишнего
  • Кроссоверы хорошо согласуются с возможностями динамиков
  • Приятный и тёплый характер звучания в «пассивном» включении
  • Универсальный характер звучания в процессорных системах
  • Динамики дают свободу настройки стыка полос (в поканалке)
  • Серьёзный басовый потенциал НЧ/СЧ динамиков

  • На агрессивном роке звучание может показаться слишком деликатным



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70