Редкий представитель pure passive
Тест 3-полосных акустических систем Steg ML653C


Трёхполосная акустика с собственными кроссоверами сегодня редкость, особенно в ценовом сегменте выше среднего. Причина понятна – процессор даёт больше возможностей, да вот толком настроить систему удаётся не каждому. А вот если производитель сделал кроссоверы точно под конкретные динамики, а не взял первые попавшиеся, результат может получиться интересным. Впрочем, чего уж там, в поканалке я этот комплект тоже попробовал, кому не терпится, можете пролистать в конец статьи, к выводам.

Цена Steg ML653C на момент теста – 56000 рублей. Продаётся только в трёхполосном варианте, двухполоски в этой серии Steg не предлагает.



Для начала, как всегда, пробегусь по конструкции, а потом будет много букв про измерения и прослушивание.

Первое изучение конструкции



Мидбасовые динамики выглядят интересно, не в последнюю очередь за счёт композитных диффузоров. Посадочные размеры – стандартные 6,5-дюймовые, внешний диаметр – 16,4 см, монтажная глубина – 6,2 см.



Состав волокон в описании не сообщается, плетение залито в полимерное связующее. Жёсткость обеспечивается не только материалом, но и криволинейной образующей конуса. Центральный колпачок – пластиковый, верхний подвес – мягкая бутиловая резина.



Корзины выполнены из прочного пластика. Материал тоже не сообщается, но на АБС не похоже, скорей всего что-то конструкционное, более прочное.



Звуковая катушка диаметром 25,5 мм, это около 1 дюйма. Подводящие прошиты через центрирующую шайбу.



Среднечастотники имеют калибр 3,5 дюйма, внешний диаметр 9,2 см, монтажная глубина – 3,8 см.



Сетки формально несъёмные, но при желании удалить их можно. Что я, собственно, и сделал для измерений, а потом аккуратно вернул их на место.



Волокна диффузора очень похожи на те, что используются в НЧ/СЧ динамиках, но плетение более мелкое, да и состав связующего, похоже, другой.



Динамики построены тоже на пластиковых корзинах. Вообще, пора избавляться от стереотипа, что пластик – это плохо. Пластики – они разные бывают.



Звуковая катушка довольно крупная для 3,5-дюймовго динамика – размером 25 мм (1 дюйм). Магнитная система не громоздкая, но при изготовлении корпуса или подиума нужно обратить внимание, чтобы вокруг динамика было немного свободного пространства, диффузор не оказался «поджатым» воздушной подушкой, и динамик свободно «дышал».



Твитеры – мягкие, с размером купола 25 мм. Материал – теторон (не путать с тетолоном у Audison и Hertz). Можно назвать его искусственным шёлком, хотя это было бы не совсем корректно, это волокна из полиэтилентерефталата (он же – лавсан, терилен, дакрон и т. д.)



Высокочастотники выполнены в солидных алюминиевых корпусах. Посадочная глубина небольшая – всего 15 мм. Внешний диаметр – 5,3 см.



Кроссоверы не самые маленькие, но для трёхполосного комплекта всё же компактны – 14,5 х 8,5 см. Так что с размещением больших проблем быть не должно.



Плата жёстко зафиксирована в корпусе, так что схему проследить не удалось. Впрочем, раз уж на то пошло, лучше смотреть не на схему, а на то, насколько кроссы подходят к динамикам. Об этом чуть позже.



Из доступных регулировок – возможность скорректировать уровень твитера на 2 дБ в плюс или в минус.



Измерение электромеханических параметров



Начну с электромеханических параметров. Описание даёт довольно подробный список для мидбасового динамика и укороченный – для среднечастотного. По мидбасовому разброс получился небольшой, разве что в параметр Mms, похоже, закралась ошибка. Для среднечастотника измеренные разошлись сильнее, причём на деле динамик оказался даже лучше, чем заявлено.



Заявленные / фактические параметры НЧ/СЧ динамика Steg ML653C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц / 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,0 л / 10,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,43 / 5,16
  • Qes (электрическая добротность) – 0,87 / 0,81
  • Qts (полная добротность) – 0,72 / 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,8 г / 17,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,3 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ / 86,1 дБ


Заявленные / фактические параметры СЧ динамика Steg ML653C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – н. д. / 82 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,6 л / 1,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,78 / 8,07
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,87 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 4,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 3,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,0 дБ / 83,0 дБ


Анализ работы НЧ/СЧ динамиков



Характеристика у мидбасового динамика – загляденье. Ровно, уверенно с самых низов. Наверху – плавный спад без резких всплесков. Красота.



Такое поведение АЧХ говорит об отсутствии каких-либо резонансов в диффузоре и подвесах. Причём не только на нижних частотах, но и в СЧ диапазоне и даже выше.



По искажениям тоже никаких вопросов. Со снижением частоты их рост начинается только ниже 40 Гц, так что с басовыми способностями у Steg ML653C явно всё в порядке. Это, собственно, и прослушивание потом подтвердило.



Анализ работы СЧ динамиков



У СЧ динамика тоже без особого криминала. Где-то в подвесах возникают небольшие паразитные колебания в районе 1-2 кГц, но полагаю, с полным прогревом динамиков он должен уменьшиться, а то и вовсе сойти на нет.



График фазы подтверждает догадку. Если не принимать во внимание этот участок, то линейность сохраняется до 5-6 кГц, т. е. стык с твитером должен оказаться беспроблемным.



Ну и искажения. Уровень – в пределах разумного, без резкого роста с понижением частоты, что даёт некоторую свободу при настройке с НЧ звеном.



Анализ работы твитеров



К высокочастотникам никаких вопросов. Ровная АЧХ с лёгким намечающимся спадом на самом-самом верху.



В мягком куполе и подвесе – абсолютно никаких резонансов. Хороший твитер.



С понижением частоты более-менее заметный рост искажений начинается с 5 кГц, но критичный рост начинается только ближе к частоте резонанса. А поскольку отпускать туда твитер никто в здравом уме не будет, можно считать, что свобода настройки с СЧ звеном всё же есть.



А вообще, сложилось впечатление что НЧ/СЧ динамики и твитеры могут неплохо «срастись» и в двухполосную систему. Но Steg, насколько знаю, двухполоску в серии ML не предлагает.

Работа пассивного кроссовера



По импедансу – вообще никаких вопросов. Без резких провалов и горбов, над стыком полос тут явно потрудились. Для усилителя такая акустика будет лёгкой нагрузкой.



А вот так полосы стыкуются между собой акустически:



Единственный момент, который вызвал вопрос – это стык СЧ и ВЧ: фильтр верхних частот для твитера явно имеет высокую добротность. Посмотрите, как поднимается АЧХ твитера на нижнем краю диапазона. А ведь собственная АЧХ твитера ровненькая. С одной стороны, это позволило лучше срастить полосы между собой. С другой стороны, возможно, имело смысл немного изменить параметры среза в СЧ звене.

В общем, что гадать по картинкам, тут надо ещё и слушать. Я это сделал в двух вариантах – как есть с пассивным кроссовером, а потом ещё и процессорную систему собрал и попробовал полнее реализовать потенциал динамиков. Вот что из этого получилось.

Звучание в «пассивном» включении



Первая часть прослушивания – с кроссовером из комплекта. НЧ/СЧ динамики немного развёрнуты друг к другу, СЧ и ВЧ рядом в одной плоскости, смотрят почти на слушателей с совсем лёгким разворотом.

Первый вывод – кроссовер однозначно рабочий, система звучит цельно. При измерениях немного смутил относительно высокий раздел НЧ/СЧ и СЧ. Но в подвижке и подвесах мидбасового динамика нет выраженных резонансов, поэтому сцена строится высоко, вниз по краям не сваливается. Подозреваю, это вообще сделано намеренно, когда буду разбирать поканалку, скажу, почему именно.

Характер звука в «пассивном» включении тёплый и кайфовый. В акустической гитаре или ударах малого барабана хочется чуть больше остроты, хотя с микродинамикой и проработкой нюансов всё, в общем-то, в порядке. Звуковая сцена рисуется объёмно и глубоко. На сложных записях нюансы присутствуют, просто на первые планы не лезут. Такое звучание я бы назвал аккуратным и деликатным.

Проба в поканальном включении, выявление потенциала компонентов



Во-первых, эксперименты показали, что СЧ умеют играть ниже, чем им даёт пассивный кроссовер. При желании их можно пустить вообще хоть от 200 Гц, справятся. Хотя при калибре 3 дюйма это сомнительная затея, но если так уж надо, от 300-350 Гц им работается легко.

Но снижать частоту раздела НЧ/СЧ и СЧ нужно с умом. На нижнем краю СЧ диапазона они излучают широко, и легко наловить отражёнок от лобового и боковых стёкол. Поэтому если ставить динамики не в панель на отражение от стекла, а направить их в салон, десять раз подумайте, прежде чем опускать раздел полос. В этом смысле задумка проектировщиков, не стремившихся опустить частоту раздела с мидбасом, становится понятной и очевидной.

Второе – это раздел СЧ и ВЧ. Тут поканалка однозначно рулит. Я уже отмечал, что в пассивном кроссовере ВЧ звено имеет подозрительно высокую добротность, из-за чего на нижнем краю диапазона твитера образуется подъём. И действительно, возможности твитера при этом раскрываются не полностью – он умеет звучать ровно, детально и красиво, но самый верх этим горбом маскируется. В результате звук хоть и детальный, но воспринимается как «тёмный». В поканалке стык полос можно настроить с более плавным переходом от СЧ в ВЧ, и при этом получить более лёгкое и прозрачное звучание на ВЧ.

Третье – это басовые возможности НЧ/СЧ динамиков. Они реально могут играть очень глубоко для 6,5-дюймового калибра. Подозреваю, что в иных системах и сабвуфер может не понадобиться. Удар без жёсткости, хотя удары бас-бочки получаются вкусными, глубокими, не как скалкой по ведру. На Interactive Noise или Infected Mushroom удары в грудь – как огромным тяжёлым, но мягким шаром. При этом ни намёка на гудение. Получается «вкусно» и как-то эмоционально что ли.

Коротко по делу



Вариант с пассивным кроссовером больше тяготеет к красивой инструментальной музыке, джазу, вокалу. Хорошо рисует звуковую сцену в глубину. Бережно передаёт тонкие нюансы, но на передний план их не выпячивает. Агрессивный рок с жёсткими «зажарками» звучит слишком мягко, так что если нужна универсальность, лучше подумать о поканалке.

В процессорных системах акустика умеет больше. НЧ/СЧ динамики способны на сочный и глубокий бас. Среднечастотники умеют работать низко и дают настройщику большую свободу. Делить СЧ и ВЧ оптимально где-то в районе 4-6 кГц. Ниже – тяжелее твитерам, выше – неоптимально для среднечастотников. Верха красивые и, если правильно настроить стык с СЧ, могут получиться достаточно лёгкими, с «шёлковой» естественностью.

Ну и последнее – по установке. СЧ и ВЧ я бы располагал ближе друг к другу и направлял в салон. Или же СЧ в панель на отражение от стекла, тем более, что во многих машинах для этого уже готовы штатные места. СЧ могут работать в небольших корпусах, но в условном free-air (когда позади динамика образуется относительно большой объём) им как-то веселее. Мидбасовые динамики – только в двери, никаких корпусов. Но двери при этом готовить как можно серьёзнее. Басовый потенциал солидный, так что посадочные места нужно делать жёсткими, не допускать возможность даже малейших вибраций.

  • Качественно сделаны, в конструкции всё по делу, ничего лишнего
  • Кроссоверы хорошо согласуются с возможностями динамиков
  • Приятный и тёплый характер звучания в «пассивном» включении
  • Универсальный характер звучания в процессорных системах
  • Динамики дают свободу настройки стыка полос (в поканалке)
  • Серьёзный басовый потенциал НЧ/СЧ динамиков

  • На агрессивном роке звучание может показаться слишком деликатным



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

2021-07-22
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM14K-V6, Vibe BLACKDEATHM21K-V6, Vibe BLACKDEATHM8K-V6.

2021-07-17
Магнитолы InCar: InCar TSA-7090D, InCar TSA-9110D.

2021-07-16
Акустика Infinity Kappa 303S.

Почитать

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Без скидок на размеры
Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI FOUR и 1-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI ONE

Тест широкополосной акустики BLAM LFR 80

Посмотреть

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Новое на форуме

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Салют форумчане! Снова я к вам за дельным советом. До сих пор думаю как лучше поступить с моей первой системой, Веста Св универсал, сделана шумка дверей, ГУ штатное Enjoy pro. Звук в стоке честно го . . . . .

Привет всем,подскажите, что можно поставить из недорогой (до 7000р) компонентной акустики 16,авто рено сандеро,голова китай 78аура. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Усилитель Kicker CX1200.1 → Дополнение к моему предыдущему отзыву. Концепция данного моноблока стала мне понятна после полной обкатки моего нового . . . . .

Сабвуфер Edge EDS15D2-E7 → За время использования думал будет жестче, но прошёл год и разминка прошла, валит больше треки выше 33 гц, ниже просто в . . . . .

Акустика Steg LEO650C → Установил на двери поверьте до этого много кенвудов и пионров использовал но это акустика просто огонь просто идеально п . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70