Одно решение для нескольких задач
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Hertz MPK 163.3


Недавний детальный тест топовой акустики Hertz Mille Legend и участие в сравнительном тесте двухполоски Mille Pro дали понять – несмотря на принадлежность обеих к линейке Mille, «легенда» и «прошка» – концептуально разные серии. И чтобы уж до конца определиться с ними, было решено сделать большой подробный разбор трёхполоски Mille Pro. Забегая вперёд, если первые – это концентрат технологий, но при этом акустике нужен соответствующий подход к инсталляции, то вторые хоть и используют ряд топовых технологий, в плане инсталла оказались «ближе к жизни». В общем, по порядку.

Все компоненты серии Mille Pro можно купить раздельно, но раз уж была поставлена задача изучить всё по максимуму, в лабораторию был взят готовый трёхполосный комплект Hertz MPK 163.3 с пассивными кроссоверами. Для ориентира, его цена на момент теста – 39100 рублей.



Конструкция НЧ/СЧ динамиков Hertz MP 165.3



Вообще-то в Mille Pro две модели 6,5-дюймовых динамиков – есть ещё 3-омные Hertz MP 165P.3, с ними я как-то уже имел дело. Правда, это было без малого пять лет назад, тогда я ещё не так глубоко лез в анализ работы излучателей.



Динамики собраны на литых алюминиевых «трёхспицевых» корзинах с шероховатым покрытием.



Тот самый случай, когда технологии, отработанные на топовой акустике, перешли в остальные серии – речь о профиле диффузора V-Cone. Конечно, сама геометрия появилась у Hertz давно, но в данном случае фишка в более широком «раскрыве» конуса. Правда, метод сборки динамика тут иной – если в Mille Legend диффузор цельный, то здесь – более традиционный, с отдельным колпачком, продолжающим профиль конусной части.



Материал диффузора – целлюлоза с включением в пульпу длинных хлопковых волокон. Эту фактуру хорошо видно на тыльной стороне.



Центрирующая шайба достаточно крупная, но здесь такая выбрана не для увеличения хода диффузора, а для лучшей линейности в пределах обычного рабочего хода. Это заставило чуть иначе подойти к креплению подводящих – «косички» дополнительно закреплены на шайбе, чтобы избежать соприкасания с тыльной частью диффузора.



Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм. Намотка выходит из магнитного зазора по 4 мм с каждой стороны – это и есть параметр Xmax (максимальное смещение в каждую сторону от положения покоя). Высота самого зазора – 5 мм.



Охлаждается катушка через осевой канал и окна в корзине под центрирующей шайбой. Тут всё более-менее привычно.



Конструкция СЧ динамиков Hertz MP 70.3



Внешне «серединки» выглядят уменьшенной копией НЧ/СЧ динамиков – та же геометрия диффузоров V-Cone, тот же материал, литые корзины.



Правда, моторы построены иначе – под защитными кожухами скрыты обращённые магнитные системы с неодимовыми магнитами.



Без кожухов, кстати, они довольно компактные.



Звуковые катушки имеют диаметр 20 мм. Ход диффузора – 1,5 мм, что для СЧ динамика даже с запасом.



Конструкция ВЧ динамиков Hertz MP 25.3



В 3-полосном комплекте MPK 163.3 идут 25-миллиметровые твитеры. Если что, в серии Mille Pro есть более крупные Hertz MP 28.3 – ими комплектуется, к примеру, двухполоска Hertz MPK 1650.3 PRO.



Здесь всё традиционно для высокочастотников Elettromedia. Материал куполов – фирменная ткань из синтетических и хлопковых волокон Tetolon (не путать с полиэфирным материалом Tetoron, хотя названия и похожи). Пропорции намекают на наличие акустической камеры с тыльной стороны.



Кроссоверы Hertz MPCX 3.3 и прочее содержимое комплекта



Кроссоверы неожиданно компактные для трёхполосной акустики, размеры каждого – 11,4 х 14,5 см. А это, на минуточку, всё же не двухполоска.



Компоновка довольно плотная, для уменьшения габаритов две катушки из трёх выполнены на сердечниках.



Предусмотрены переключатели уровней в каналах СЧ и ВЧ. Как потом показали измерения и прослушивание, уровни меняются в небольших пределах – самое то, чтобы подогнать тональный баланс под конкретную установку, не перекашивая его сверх меры.



Ну и буквально одно фото с комплектацией. Грили для мидбасовых и СЧ динамиков идут двух видов – сетчатые и с защитными дугами, на выбор. Для твитеров – колечки для врезного монтажа, чашки на поверхность и кольца для штатных мест. Про штатные места, кстати, ещё будет повод вспомнить.



Измерение электромеханических параметров



Снова возвращаюсь к сравнению с Mille Legend. Если у той мидбасовые динамики имели довольно тяжёлые подвижки, а значит, требовали тщательного подбора усилителя и особого подхода к инсталляции, то у Mille Pro подвижки ближе к среднестатистическим, и выбор усилителей расширяется.

Среднечастотники уже не метят на роль широкополосных, а изначально разрабатывались как среднечастотные. Причём зажимать их в тесные объёмы не нужно, оптимальной для них будет установка free-air (или infinite baffle, если хотите).



Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамика Hertz MP165.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц / 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л / 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,60 / 5,69
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г / 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0 дБ* / 88,3 дБ


Заявленные/фактические параметры СЧ динамика Hertz MP70.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 120 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,0 л / 1,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,60 / 4,83
  • Qes (электрическая добротность) – 1,00 / 0,99
  • Qts (полная добротность) – 0,82 / 0,82
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,8 Тл м / 2,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ* / 84,7 дБ


* - условия измерения не указаны

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Hertz MP 165.3



Отступление от заявленных параметров некритично, больше похоже на разброс при производстве разных партий. Главное, что концепция динамиков осталась той же. Измеренная АЧХ почти полностью повторила ту, что приведена производителем в описании. На этот счёт Elettromedia всегда отличались корректностью.



Резонансы в подвесах почти отсутствуют. Максимум, что можно узреть (если очень сильно придираться) – хорошо задемпфированные остатки от резонанса центрирующей шайбы чуть ниже 1 кГц, сопровождающиеся аккуратной пологой просадкой АЧХ в этой области. Но это, по большому счёту, заметно лишь на фоне отсутствия прочих артефактов и ровной фазовой характеристики вплоть до 2 кГц.



По искажениям картинка повторила снятую ранее. Здесь отмечу, что динамики хорошо ведут себя при снижении частоты – моторы неплохо контролируют движение диффузора, и роста КГИ на нижних частотах практически не наблюдается. Стыковать с сабвуфером будет легко.



Анализ работы СЧ динамиков Hertz MP 70.3



Как и предполагал, динамики не метят в широкополосные, хотя вверх их диапазон простирается высоко. На самом верху рабочего диапазона есть горб, такой часто появляется в том числе когда в динамиках используются короткозамкнутые витки (кольца Фарадея) – они компенсируют индуктивность, снижают искажения на СЧ/ВЧ, а вместе с этим поднимают отдачу на самом верху, и подобные артефакты становятся заметными.



Впрочем, в 3-полосных системах этот диапазон обычно выходит за пределы ответственности среднечастотников, так что проблем не доставляет. За верхний же предел рабочего диапазона можно принять 5-6 кГц. Да, динамики умеют играть выше, но именно до этой частоты ведут себя наиболее линейно.



Добротность у Hertz MP 70.3 относительно высокая, выше баттервортовской отметки 0,7, так что при снижении частоты отдача не спадает почти до резонансной частоты (после чего спадает уже резко). Но, в отличие от низкодобротных динамиков, искажения с понижением частоты растут заметнее. Так что за нижнюю рабочую границу я бы принял 300-350 Гц.



Анализ работы твитеров Hertz MP 25.3



Здесь всё традиционно для правильных мягких куполов – АЧХ без резких горбов и провалов, спад на самом верху можно компенсировать настройками. Под углами характер ВЧ радикально не меняется, просто слегка меняется отдача при развороте.



На самом деле лёгкий резонанс у мягкого купола всё же есть, но он выведен за пределы информативного частотного диапазона – ступенька фазовой характеристики наблюдается лишь на самом-самом верху, где-то выше 15 кГц.



С понижением частоты твитеры чувствуют себя уверенно и дают немалую свободу в настройке стыка с СЧ – это вообще особенность большинства твитеров Hertz последнего поколения. Рост искажений начинается лишь ниже 2 кГц, так что в двухполосках с разделом на 3,5-4 кГц никакого свиста или рези не появляется. Что, собственно, и подтверждалось ранее при изучении двухполосных Hertz MPK 165.3.



Работа 3-полосного комплекта с пассивным кроссовером Hertz MPCX 3.3



Конечно, возможности акустики такого уровня лучше раскрывать в системах с поканальным усилением, но раз уж в руках оказались кроссоверы, надо и их посмотреть.



Кроссовер заставляет работать НЧ/СЧ и СЧ совместно в довольно широкой полосе, хотя на слух такое пересечение особых вопросов не вызывает. А вот к разделу СЧ и ВЧ я бы придрался. Как по мне, твитеры позволяют опустить его чуть ниже по частоте, и тогда горб у среднечастотников можно было бы нивелировать практически полностью. Но… Логика в этом всё же есть.



Смотрите, эти АЧХ сняты по оси динамиков, при развороте же среднечастотники ведут себя в зоне стыка с ВЧ намного ровнее (посмотрите на их АЧХ, которые я приводил чуть выше). И раз уж так вышло, что процессор в бюджет не вписался, и система строится с пассивными кроссоверами, то и динамики с большой вероятностью встанут по штатным местам. А они в большинстве случаев как раз имеют разворот относительно слушателей.

Так что предположу, что такие характеристики кроссоверов выбраны намеренно, чтобы приспособить акустику к инсталляции динамиков в штатные места с разворотом относительно слушателей.

А что по звуку?



Прослушивание проводил в двух вариантах – при включении через пассивные кроссоверы и в поканалке с процессором. Так что постараюсь отметить как характерные особенности излучателей, так и то, насколько их потенциал раскрыт в «пассивном» комплекте MPK 163.3.

ВЧ ровные, спокойные, без лишней «полётной воздушности», но всё, что есть в записи, твитеры передают, микродинамика хорошая. Правда, упрятывать их под глухие штатные сетки я бы в любом случае не стал, звук потускнеет. Так что в процессорной системе, на мой взгляд, в приоритете открытая установка. Либо «просветление» штатных сеток.

Важный момент – естественность звучания на ВЧ даёт в основном не верхняя октава (от 8-10 кГц и выше), а диапазон, на который в Hertz MPK 163.3 приходится стык с СЧ. Как результат, при включении через пассивный кроссовер и неоптимальном взаимном расположении серединок и твитеров есть риск получить акцент на сибилянты (свистяще-шипящие звуки) и некоторую синтетичную «песочность» в ВЧ. Причём причина, как ни странно, будет не в твитерах, а в поведении среднечастотников в этой области. В этом случае остаётся разве что поиграться с переключателями в кроссовере и, при необходимости, попробовать перевернуть полярности твитеров.

Лишнее подтверждение, что пассивные кроссоверы действительно заточены под установку СЧ в штатные места торпедо с отражением от стекла или просто с большим разворотом. В этом случае поведение СЧ на самом верху рабочего диапазона «успокаивается», и звучание становится более сбалансированным и естественным. Как-то сразу вспомнились автомобили, которые используются в Elettromedia в качестве стендов для проверки динамиков в деле.

В поканалке свободы в настройке больше, и динамики можно располагать без особых ограничений, в том числе вертикальной или горизонтальной «матрёшкой» с направлением в салон. Причём я бы снизил раздел полос до 4-5 кГц, поигравшись в том числе и с порядками фильтров – это нивелирует горб у среднечастотников в области 6-10 кГц, да и твитерам будет легко работаться при такой настройке.

К СЧ диапазону вопросов не возникло, но это было понятно ещё на этапе измерений – от 300 Гц и выше динамики показывают неплохую линейность. Правда, в поканалке резать их ниже 400 Гц я бы не стал, для 3,5-дюймового калибра это нецелесообразно – теряется основательность и наполненность звучания.

При включении через кроссовер бас подаётся нейтрально – без раздутости и лишнего «жира», но и без жёсткого толкающего панча. На агрессивных треках порой хотелось бы чуть пожёстче, хотя на ритмичной электронной музыке с плотным басом удар не размазывается – ни гудения, ни потери контроля не наблюдается, перегрузочная способность достаточная. В откровенно глубокий бас акустика не лезет, но стыковка с сабвуфером проблем не вызовет.

Судя по всему, 3-полосный кроссовер несколько раздемпфирует НЧ/СЧ динамики, заставляя добротность НЧ-звена тянуться ближе к привычным 0,7, что несколько «сглаживает» характер баса. В поканалке же у меня получилось добиться более упругого звучания мидбасового диапазона. Жёсткости не появляется, но при должной настройке стыка с СЧ звеном звучание получается чуть «вкуснее» и точнее. В общем, как говорится, сами динамики могут.

Коротко по делу



Универсальная акустика со спокойным и нейтральным звучанием. В поканалке при правильной настройке фильтров (если не заставлять динамики работать в диапазонах, для них не предназначенных) и правильном фазовом сведении полос получается довольно комфортно, слух не цепляется за какие-то артефакты, начинаешь просто слушать музыку. Детальность хорошая, но при этом с правильной настройкой легко избежать характерной остроты, чтобы музыка не рассыпалась на звуки.

Включение через пассивные кроссоверы поначалу вызвало вопросы, но при более глубоком изучении сложилось впечатление, что они намеренно адаптированы к установке динамиков по штатным местам. Так что этот вариант можно выбирать в том числе и «на вырост» – акустика не упирается в свои возможности, и добавление в будущем процессора с переходом на поканалку поднимет систему ещё на пару ступенек выше без замены динамиков.

  • Нейтральный и достаточно универсальный характер звучания
  • Динамики дают большую свободу при стыковке полос в поканалке

  • Пассивные кроссоверы явно заточены под узкие задачи



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-25
Акустика Edge EDPRO8B-CL.

2021-10-25
Акустика DD Audio VO-XN6x9.

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Посоветуйте усилитель для саба Focal P25FE. Улучшаю звук в своем авто - впереди ставлю Focal PS165FXE с усилком Focal FPX4.400SQ подключенные по биампингу. А сзади, в багажник, хочу все это дело под . . . . .

Всех приветствую, люди добрые прошу помочь советом, что будет предпочтительнее в трешку на миды+саб? Пока смотрю pioneer gm-d8604 или eton sda 150.4, но из них бюджет итона в два раза более, настолько . . . . .

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Vibe SLICK8D2-V0 → Всем привет, покупал на озоне за 4250, на домашнем aiwa сабвуфере расыпался от старости подвес, долго искал какой-нибудь . . . . .

Акустика FSD audio Standart 200 M v2 → Вменяемые 20ки в этом бюджете. По факту им надо не более 150Вт. Далее есть риск погореть. Орут громко. Диапазон заявлен . . . . .

Усилитель Swat M-1.500 → Нормальный усел, для маломощного сабика с одной катушкой. Главное, не требовать более, чем он умеет. Стоит в паре с олду . . . . .

Акустика Dragster DMX 10.1 → Акустика отличная, но это не ГДШ, как пишет первый отзыв товарищ, так как нужно ставить высокочастотники к ним. Если нуж . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70