Одно решение для нескольких задач
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Hertz MPK 163.3


Недавний детальный тест топовой акустики Hertz Mille Legend и участие в сравнительном тесте двухполоски Mille Pro дали понять – несмотря на принадлежность обеих к линейке Mille, «легенда» и «прошка» – концептуально разные серии. И чтобы уж до конца определиться с ними, было решено сделать большой подробный разбор трёхполоски Mille Pro. Забегая вперёд, если первые – это концентрат технологий, но при этом акустике нужен соответствующий подход к инсталляции, то вторые хоть и используют ряд топовых технологий, в плане инсталла оказались «ближе к жизни». В общем, по порядку.

Все компоненты серии Mille Pro можно купить раздельно, но раз уж была поставлена задача изучить всё по максимуму, в лабораторию был взят готовый трёхполосный комплект Hertz MPK 163.3 с пассивными кроссоверами. Для ориентира, его цена на момент теста – 39100 рублей.



Конструкция НЧ/СЧ динамиков Hertz MP 165.3



Вообще-то в Mille Pro две модели 6,5-дюймовых динамиков – есть ещё 3-омные Hertz MP 165P.3, с ними я как-то уже имел дело. Правда, это было без малого пять лет назад, тогда я ещё не так глубоко лез в анализ работы излучателей.



Динамики собраны на литых алюминиевых «трёхспицевых» корзинах с шероховатым покрытием.



Тот самый случай, когда технологии, отработанные на топовой акустике, перешли в остальные серии – речь о профиле диффузора V-Cone. Конечно, сама геометрия появилась у Hertz давно, но в данном случае фишка в более широком «раскрыве» конуса. Правда, метод сборки динамика тут иной – если в Mille Legend диффузор цельный, то здесь – более традиционный, с отдельным колпачком, продолжающим профиль конусной части.



Материал диффузора – целлюлоза с включением в пульпу длинных хлопковых волокон. Эту фактуру хорошо видно на тыльной стороне.



Центрирующая шайба достаточно крупная, но здесь такая выбрана не для увеличения хода диффузора, а для лучшей линейности в пределах обычного рабочего хода. Это заставило чуть иначе подойти к креплению подводящих – «косички» дополнительно закреплены на шайбе, чтобы избежать соприкасания с тыльной частью диффузора.



Звуковая катушка имеет диаметр 1 дюйм. Намотка выходит из магнитного зазора по 4 мм с каждой стороны – это и есть параметр Xmax (максимальное смещение в каждую сторону от положения покоя). Высота самого зазора – 5 мм.



Охлаждается катушка через осевой канал и окна в корзине под центрирующей шайбой. Тут всё более-менее привычно.



Конструкция СЧ динамиков Hertz MP 70.3



Внешне «серединки» выглядят уменьшенной копией НЧ/СЧ динамиков – та же геометрия диффузоров V-Cone, тот же материал, литые корзины.



Правда, моторы построены иначе – под защитными кожухами скрыты обращённые магнитные системы с неодимовыми магнитами.



Без кожухов, кстати, они довольно компактные.



Звуковые катушки имеют диаметр 20 мм. Ход диффузора – 1,5 мм, что для СЧ динамика даже с запасом.



Конструкция ВЧ динамиков Hertz MP 25.3



В 3-полосном комплекте MPK 163.3 идут 25-миллиметровые твитеры. Если что, в серии Mille Pro есть более крупные Hertz MP 28.3 – ими комплектуется, к примеру, двухполоска Hertz MPK 1650.3 PRO.



Здесь всё традиционно для высокочастотников Elettromedia. Материал куполов – фирменная ткань из синтетических и хлопковых волокон Tetolon (не путать с полиэфирным материалом Tetoron, хотя названия и похожи). Пропорции намекают на наличие акустической камеры с тыльной стороны.



Кроссоверы Hertz MPCX 3.3 и прочее содержимое комплекта



Кроссоверы неожиданно компактные для трёхполосной акустики, размеры каждого – 11,4 х 14,5 см. А это, на минуточку, всё же не двухполоска.



Компоновка довольно плотная, для уменьшения габаритов две катушки из трёх выполнены на сердечниках.



Предусмотрены переключатели уровней в каналах СЧ и ВЧ. Как потом показали измерения и прослушивание, уровни меняются в небольших пределах – самое то, чтобы подогнать тональный баланс под конкретную установку, не перекашивая его сверх меры.



Ну и буквально одно фото с комплектацией. Грили для мидбасовых и СЧ динамиков идут двух видов – сетчатые и с защитными дугами, на выбор. Для твитеров – колечки для врезного монтажа, чашки на поверхность и кольца для штатных мест. Про штатные места, кстати, ещё будет повод вспомнить.



Измерение электромеханических параметров



Снова возвращаюсь к сравнению с Mille Legend. Если у той мидбасовые динамики имели довольно тяжёлые подвижки, а значит, требовали тщательного подбора усилителя и особого подхода к инсталляции, то у Mille Pro подвижки ближе к среднестатистическим, и выбор усилителей расширяется.

Среднечастотники уже не метят на роль широкополосных, а изначально разрабатывались как среднечастотные. Причём зажимать их в тесные объёмы не нужно, оптимальной для них будет установка free-air (или infinite baffle, если хотите).



Заявленные/фактические параметры НЧ/СЧ динамика Hertz MP165.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц / 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л / 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,60 / 5,69
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,58 / 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г / 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м / 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0 дБ* / 88,3 дБ


Заявленные/фактические параметры СЧ динамика Hertz MP70.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 120 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,0 л / 1,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,60 / 4,83
  • Qes (электрическая добротность) – 1,00 / 0,99
  • Qts (полная добротность) – 0,82 / 0,82
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,9 г / 2,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,8 Тл м / 2,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ* / 84,7 дБ


* - условия измерения не указаны

Анализ работы НЧ/СЧ динамиков Hertz MP 165.3



Отступление от заявленных параметров некритично, больше похоже на разброс при производстве разных партий. Главное, что концепция динамиков осталась той же. Измеренная АЧХ почти полностью повторила ту, что приведена производителем в описании. На этот счёт Elettromedia всегда отличались корректностью.



Резонансы в подвесах почти отсутствуют. Максимум, что можно узреть (если очень сильно придираться) – хорошо задемпфированные остатки от резонанса центрирующей шайбы чуть ниже 1 кГц, сопровождающиеся аккуратной пологой просадкой АЧХ в этой области. Но это, по большому счёту, заметно лишь на фоне отсутствия прочих артефактов и ровной фазовой характеристики вплоть до 2 кГц.



По искажениям картинка повторила снятую ранее. Здесь отмечу, что динамики хорошо ведут себя при снижении частоты – моторы неплохо контролируют движение диффузора, и роста КГИ на нижних частотах практически не наблюдается. Стыковать с сабвуфером будет легко.



Анализ работы СЧ динамиков Hertz MP 70.3



Как и предполагал, динамики не метят в широкополосные, хотя вверх их диапазон простирается высоко. На самом верху рабочего диапазона есть горб, такой часто появляется в том числе когда в динамиках используются короткозамкнутые витки (кольца Фарадея) – они компенсируют индуктивность, снижают искажения на СЧ/ВЧ, а вместе с этим поднимают отдачу на самом верху, и подобные артефакты становятся заметными.



Впрочем, в 3-полосных системах этот диапазон обычно выходит за пределы ответственности среднечастотников, так что проблем не доставляет. За верхний же предел рабочего диапазона можно принять 5-6 кГц. Да, динамики умеют играть выше, но именно до этой частоты ведут себя наиболее линейно.



Добротность у Hertz MP 70.3 относительно высокая, выше баттервортовской отметки 0,7, так что при снижении частоты отдача не спадает почти до резонансной частоты (после чего спадает уже резко). Но, в отличие от низкодобротных динамиков, искажения с понижением частоты растут заметнее. Так что за нижнюю рабочую границу я бы принял 300-350 Гц.



Анализ работы твитеров Hertz MP 25.3



Здесь всё традиционно для правильных мягких куполов – АЧХ без резких горбов и провалов, спад на самом верху можно компенсировать настройками. Под углами характер ВЧ радикально не меняется, просто слегка меняется отдача при развороте.



На самом деле лёгкий резонанс у мягкого купола всё же есть, но он выведен за пределы информативного частотного диапазона – ступенька фазовой характеристики наблюдается лишь на самом-самом верху, где-то выше 15 кГц.



С понижением частоты твитеры чувствуют себя уверенно и дают немалую свободу в настройке стыка с СЧ – это вообще особенность большинства твитеров Hertz последнего поколения. Рост искажений начинается лишь ниже 2 кГц, так что в двухполосках с разделом на 3,5-4 кГц никакого свиста или рези не появляется. Что, собственно, и подтверждалось ранее при изучении двухполосных Hertz MPK 165.3.



Работа 3-полосного комплекта с пассивным кроссовером Hertz MPCX 3.3



Конечно, возможности акустики такого уровня лучше раскрывать в системах с поканальным усилением, но раз уж в руках оказались кроссоверы, надо и их посмотреть.



Кроссовер заставляет работать НЧ/СЧ и СЧ совместно в довольно широкой полосе, хотя на слух такое пересечение особых вопросов не вызывает. А вот к разделу СЧ и ВЧ я бы придрался. Как по мне, твитеры позволяют опустить его чуть ниже по частоте, и тогда горб у среднечастотников можно было бы нивелировать практически полностью. Но… Логика в этом всё же есть.



Смотрите, эти АЧХ сняты по оси динамиков, при развороте же среднечастотники ведут себя в зоне стыка с ВЧ намного ровнее (посмотрите на их АЧХ, которые я приводил чуть выше). И раз уж так вышло, что процессор в бюджет не вписался, и система строится с пассивными кроссоверами, то и динамики с большой вероятностью встанут по штатным местам. А они в большинстве случаев как раз имеют разворот относительно слушателей.

Так что предположу, что такие характеристики кроссоверов выбраны намеренно, чтобы приспособить акустику к инсталляции динамиков в штатные места с разворотом относительно слушателей.

А что по звуку?



Прослушивание проводил в двух вариантах – при включении через пассивные кроссоверы и в поканалке с процессором. Так что постараюсь отметить как характерные особенности излучателей, так и то, насколько их потенциал раскрыт в «пассивном» комплекте MPK 163.3.

ВЧ ровные, спокойные, без лишней «полётной воздушности», но всё, что есть в записи, твитеры передают, микродинамика хорошая. Правда, упрятывать их под глухие штатные сетки я бы в любом случае не стал, звук потускнеет. Так что в процессорной системе, на мой взгляд, в приоритете открытая установка. Либо «просветление» штатных сеток.

Важный момент – естественность звучания на ВЧ даёт в основном не верхняя октава (от 8-10 кГц и выше), а диапазон, на который в Hertz MPK 163.3 приходится стык с СЧ. Как результат, при включении через пассивный кроссовер и неоптимальном взаимном расположении серединок и твитеров есть риск получить акцент на сибилянты (свистяще-шипящие звуки) и некоторую синтетичную «песочность» в ВЧ. Причём причина, как ни странно, будет не в твитерах, а в поведении среднечастотников в этой области. В этом случае остаётся разве что поиграться с переключателями в кроссовере и, при необходимости, попробовать перевернуть полярности твитеров.

Лишнее подтверждение, что пассивные кроссоверы действительно заточены под установку СЧ в штатные места торпедо с отражением от стекла или просто с большим разворотом. В этом случае поведение СЧ на самом верху рабочего диапазона «успокаивается», и звучание становится более сбалансированным и естественным. Как-то сразу вспомнились автомобили, которые используются в Elettromedia в качестве стендов для проверки динамиков в деле.

В поканалке свободы в настройке больше, и динамики можно располагать без особых ограничений, в том числе вертикальной или горизонтальной «матрёшкой» с направлением в салон. Причём я бы снизил раздел полос до 4-5 кГц, поигравшись в том числе и с порядками фильтров – это нивелирует горб у среднечастотников в области 6-10 кГц, да и твитерам будет легко работаться при такой настройке.

К СЧ диапазону вопросов не возникло, но это было понятно ещё на этапе измерений – от 300 Гц и выше динамики показывают неплохую линейность. Правда, в поканалке резать их ниже 400 Гц я бы не стал, для 3,5-дюймового калибра это нецелесообразно – теряется основательность и наполненность звучания.

При включении через кроссовер бас подаётся нейтрально – без раздутости и лишнего «жира», но и без жёсткого толкающего панча. На агрессивных треках порой хотелось бы чуть пожёстче, хотя на ритмичной электронной музыке с плотным басом удар не размазывается – ни гудения, ни потери контроля не наблюдается, перегрузочная способность достаточная. В откровенно глубокий бас акустика не лезет, но стыковка с сабвуфером проблем не вызовет.

Судя по всему, 3-полосный кроссовер несколько раздемпфирует НЧ/СЧ динамики, заставляя добротность НЧ-звена тянуться ближе к привычным 0,7, что несколько «сглаживает» характер баса. В поканалке же у меня получилось добиться более упругого звучания мидбасового диапазона. Жёсткости не появляется, но при должной настройке стыка с СЧ звеном звучание получается чуть «вкуснее» и точнее. В общем, как говорится, сами динамики могут.

Коротко по делу



Универсальная акустика со спокойным и нейтральным звучанием. В поканалке при правильной настройке фильтров (если не заставлять динамики работать в диапазонах, для них не предназначенных) и правильном фазовом сведении полос получается довольно комфортно, слух не цепляется за какие-то артефакты, начинаешь просто слушать музыку. Детальность хорошая, но при этом с правильной настройкой легко избежать характерной остроты, чтобы музыка не рассыпалась на звуки.

Включение через пассивные кроссоверы поначалу вызвало вопросы, но при более глубоком изучении сложилось впечатление, что они намеренно адаптированы к установке динамиков по штатным местам. Так что этот вариант можно выбирать в том числе и «на вырост» – акустика не упирается в свои возможности, и добавление в будущем процессора с переходом на поканалку поднимет систему ещё на пару ступенек выше без замены динамиков.

  • Нейтральный и достаточно универсальный характер звучания
  • Динамики дают большую свободу при стыковке полос в поканалке

  • Пассивные кроссоверы явно заточены под узкие задачи



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-12-06
Усилитель мощности Aura Venom-D2.1500.

2022-12-06
Процессорные усилители мощности Hellion: Hellion HAM12.80DSP, Hellion HAM6.80DSP.

2022-12-05
Процессорный усилитель мощности Zapco ADSP-Z16 IV-12A.

2022-12-04
Морская акустика Infinity: Infinity Kappa 1010M, Infinity Kappa 1050M, Infinity Kappa 6120M, Infinity Kappa 6125M, Infinity Kappa 8130M, Infinity Kappa 8135M.

2022-12-03
Сабвуферы Swat: Swat SBT-12 v.3, Swat SBT-15 v.3.

2022-12-02
Усилитель мощности Helix P ONE MK2.

Почитать

Много и сразу
Тест 12-канального усилителя со встроенным аудиопроцессором Hellion HAM12.80DSP

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (продолжение)

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (начало)

И снова про фарш и котлеты
Тестирование алгоритма подключения к штатным аудиосистемам новых усилителей Audison серии Forza

Про морского царя и зелёное земноводное
Тест головного устройства со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-100 Poseidon

Посмотреть

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Новое на форуме

Всем привет, подскажите по звуку, купил год назад teyes cc3, взамен штатной магнитоле в Hyundai solaris, теперь захотел поменять штатную а . . . . .

Всем привет! Вопрос не совсем по теме, но может кто сталкивался. Есть 2 ЗЯ внутри по 30 л - самодельные колоночки к ноутбуку. В них сейч . . . . .

Здравствуйте. Подскажите существенно ли будет нагреваться Eton mini 300.2 если к нему подключить сабвуфер 10 калибра ? . . . . .

Доброго дня! Мужчины, подскажите, пробовал кто нибудь подключать teyes cc3 с USB, через конвертор USB-Toslink, и если есть смысл, то какой . . . . .

Здравствуйте, господа! Вопрос технического характера; можно ли подключить к каждому из каналов 3 и 4 четырехканального усилителя GZRA 4H . . . . .

Всем здравствуйте. Проблема у меня такая. Перестал работать левый твитер Brax ML1. До этого работал пол года с момента установки. Громкост . . . . .

Добрый день ! Подскажите, в новое авто хочу саб поставить. Фронт Ауди систем 165 стоят все устраивает. Хочу саб поставить либо soaudi so25 . . . . .

Здравствуйте, господа. Имею в седане акустику Morel Tempo Ultra Integra 602 MkII сзади в дверях и Morel Maximo Ultra 603 MkII спереди. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Blaupunkt GTA 475 →  С 2012 года стоит в автомобиле, на выходах 3-полосные KENWOOD динамики и PEEONE . . . . .

Акустика Helix C 6B Competition → Одни из лучших МИДов для двушки. Уверенно доигрывают до 4000/2. Играют в двери. . . . . .

Акустика Helix C 1T Competition → Поставил вместо EOS Al 267. Сначала существенной разницы не услышал и немного ра . . . . .

Усилитель Helix V EIGHT DSP MK2 → Согласен с предыдущим отзывом. Это один из лучших процессорных усилителей сейчас . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-4400BT → пользуюсь 10 лет. все супер!!! . . . . .

Акустика CDT Audio HD-62 → Хорошая акустика правда. В этих деньгах мало ей конкурентов. АЧХ в машине очень . . . . .

Автомагнитола Swat AHR-4180 → Блютуз соединение постоянно теряет, версия андроид старьё и не обновляется, пост . . . . .

Усилитель Helix M SIX → Шикарный 6- канальник за эти деньги. К нему можно подключить не только акустику, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70