Как эволюционирует лён
Тест компонентных акустических систем Focal PS 165 FXE


Серия FLAX от Focal постепенно обновляется, в новых моделях в названии добавилось EVO, а в конструкциях динамиков появились элементы из серий постарше. Стало быть, эволюционирует серия. Акустика, которая попала в лабораторию в этот раз, только-только вышла в открытую продажу. Окажись в руках пораньше – попала бы в недавний сравнительный тест. Но, раз уж так сложилось, будем считать, что отчёт по объективным причинам пошёл «вне конкурса».

Первое знакомство, конструкция



На момент теста цена Focal PS 165 FXE составляет 27250 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но про поканалку ещё будет повод вспомнить, причём не обязательно процессорную. Чуть дальше сами увидите, что это означает.



Эта модель серии делается во Франции, что даже отмечено на коробке.



Изучение начну с мидбасовых динамиков. Корзины – литые, качество материалов и сборки вопросов не вызывает, в руках держать приятно.



Диффузоры – сэндвич из стекловолокна с обеих сторон и среднего льняного слоя, как раз и придающего характерный рисунок. Собственно, это и есть суть технологии FLAX.



Помнится, на одной из прежних конференций про эти диффузоры подробно рассказывал Пьер Перар (Pierre Perard), нынешний руководитель подразделения car audio. Суть в следующем. Волокнистая структура хорошо гасит механические напряжения, распространяющиеся в диффузоре. А при правильной обработке и правильном плетении можно получить соотношение жёсткости и веса чуть ли не как у кевлара и углеволокна. Как итог – по акустическим свойствам «льняные» диффузоры получаются где-то между бумажными и кевларовыми, и при этом лишены многих недостатков обоих типов. Для наглядности приведу картинку из презентации.



О разнице новых FLAX EVO с прежними диффузорами FLAX достоверно не скажу, но подозреваю, что технология изготовления всё же изменилась. С лицевой стороны новые диффузоры слегка шероховатые, а с тыльной имеют покрытие, тактильно напоминающее soft-touch – какое-то вязкое что ли, «резинистое».



Верхние резиновые подвесы очень мягкие. Кольцевые утолщения используются в акустике Focal уже давно – описание называет их TMD, Tuned Mass Damper (на русскоязычном сайте переведено как «инерционный демпфер»). В прежних FLAX их не было, раньше я их встречал только в Utopia M и K2 Power. Суть – устранение резонансных колебаний самого подвеса, которые могут давать обратное воздействие на края диффузора.



Центрирующие шайбы, кстати, тоже ни разу не жёсткие, это и измерения потом показали.



Подводящие проводники – тонкие «косички», точки крепления – на тыльной стороне диффузора. Их дребезга при такой конфигурации можно не опасаться.



Твитеры в новых FLAX EVO совершенно новые, они получили собственный индекс Focal TAM. Сразу отмечу монтажную глубину – она составляет всего 8,5 мм.



Материал излучающих мембран – алюмо-магниевый сплав. Вместо традиционных «фокаловских» обратных куполов теперь М-профиль – как в уже упомянутых выше Utopia M и K2 Power. Купола держатся на довольно широких гофрированных подвесах.



Интересно, что с обратной стороны имеется осевой канал, ведущий, судя по всему, в подкупольное пространство. То есть, Focal TAM имеет открытое оформление.



Кроссоверы средних размеров, выполнены в симпатичных корпусах.



Их главная особенность – возможность биампингового подключения. Ну или, если хотите, поканалка, только процессор в данном случае не обязателен – фильтрация пассивная. По умолчанию входы ФНЧ и ФВЧ запараллелены перемычками, для поканалки просто их убираем.



Катушка индуктивности в НЧ/СЧ звене имеет отвод, и есть переключатель, которым можно корректировать характеристику ФНЧ (0 и -3 дБ). RC-цепочку параллельно выходу на мидбасовый динамик можно рассматривать как цепь Цобеля, хотя номиналы для него нетипичные – 18 мкФ и 1,2 Ом. В звене твитера всё более предсказуемо – второй порядок и аттенюатор на два положения – 0 и -3 дБ.



Ну и пару слов о комплектации. В коробке идут сетчатые грили, уплотнительные прокладки под мидбасовые динамики (полезная мелочь) и чашки для наружного монтажа твитеров.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Подвижные системы у мидбасовых динамиков далеко не самые тяжёлые, даже чуть легче среднестатистического на сегодняшний день. При этом очень мягкие подвесы не дали резонансной частоте подняться. С таким Vas динамики окажутся чувствительными к оформлению. Добротность немного ниже типичной «дверной», но результирующая в двери окажется где-то между 0,6 и 0,7 – нормально. Импедансная кривая у твитеров необычная – кроме резонансного горба в районе 1,5 кГц есть второй горб в районе 100 Гц, т. е. далеко за пределами рабочего диапазона. Акустическое оформление у высокочастотников непростое, надо полагать, осевой канал появился не просто так.



Измеренные параметры Focal PS 165 FXE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 51 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,62 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,6 дБ


НЧ/СЧ динамики имеют довольно ровную АЧХ вплоть до 2 кГц. На верхнем краю своего диапазона имеется выброс АЧХ – если будете использовать эту акустику в процессорной системе, его нужно будет учесть при настройке. Чуть дальше обратите внимание, как с ним справится кроссовер из комплекта.



Фазовая характеристика линейна вплоть до 2 кГц.



Искажения не рекордно низкие, но поводов к волнению не дают. Интересный момент – примерно от 700 Гц и выше превалирует третья гармоника. На слух, кстати, динамики звучат ни разу не мягко и не томно, но о результатах прослушивания скажу чуть позже.



По оси собственная АЧХ твитеров от 3 кГц и выше никаких значимых горбов и провалов не имеет. С разворотом начинает намечаться спад, причём особенно чувствительным оказывается диапазон выше 10 кГц – особенность М-образного профиля купола.



К фазовой линейности никаких вопросов – если не распускать твитеры слишком низко по частоте, резонансов в алюмо-магниевой мембране легко избежать.



Искажения с понижением частоты растут плавно. Хотя снова замечу, что слишком низко опускать частоту ФВЧ не нужно – твитерам это не понравится. Их задача – хорошо работать наверху, а не лезть в средние частоты.



Пассивные кроссоверы дают некоторую свободу в стыковке полос – два варианта характеристик для ФНЧ и два – для ФВЧ. Акустика не станет для усилителя тяжёлой нагрузкой – импеданс нигде чрезмерно не проседает, да и в зоне стыка никаких лишних «гор и оврагов».



Акустически полосы стыкуются в районе 4-5 кГц. При этом, заметьте, частота и добротность ФНЧ выбраны так, что кроссовер компенсирует выброс АЧХ на верхнем краю диапазона мидбасовых динамиков, особенно в положении переключателя MID -3 дБ.



Отмечу, что переключатели тут толковые, ими можно компенсировать особенности установки. Скажем, если мидбасовые динамики слишком сильно отвёрнуты от слушателей (в штатных системах такое часто встречается), логично оставить MID в положении 0 дБ. К переключателю TW тоже никаких вопросов – корректирует уровень аккуратно, в умеренных пределах.

А что по звуку?



Акустика понравится тем, кто любит ясный и даже чуточку яркий характер звучания. Чем-то она напомнила серию K2 Power – такая же энергичная и напористая подача.

Середина контрастная (пожалуй, самое удачное слово), детальная. Всё же мягкие подвесы и лёгкие подвижки позволяют отрабатывать сигнал легко, скорострельно. В целом получается жестковато, но, как ни странно, ещё не дискомфортно. Внимание привлекает вокал, акустика как бы прорисовывает его с особой тщательностью. При этом свистяще-шипящие звуки (те самые сибилянты) остаются на своих местах, исполнители не начинают присвистывать и плеваться в микрофон, как это иногда бывает.

Правда, на некоторых треках создаётся впечатление, что разного рода тарелки, хайхэты и прочие инструменты, у которых энергетика сосредоточена в верхнем СЧ и ВЧ диапазонах, как бы приближаются к слушателю. От музыкальной картинки не отрываются, звучание остаётся цельным, но они как бы обращают на себя внимание.

Добавляю в систему ещё один 2-канальник, убираю с входов кроссовера перемычки, подключаю акустику поканально. Появляется возможность регулировать уровень твитеров относительно мидбасовых динамиков. Этот вариант понравился больше – звучание можно сделать более сбалансированным, не потеряв в детальности и разрешении. И если в обычном включении твитеры хотелось развернуть почти что друг на друга, то в биампинге акустика проявит себя полнее – твитеры можно направлять в сторону слушателей, тем самым не потерять в лёгкости на самом верху, но, поиграв с уровнями, сделать звучание более комфортным.

Басовые способности понимаются не сразу. Поначалу низ воспринимается как сухой и точный, без грамма «жира», из-за чего на некоторых треках его как будто не хватает, хочется прибавить. Но если подсунуть акустике какую-нибудь электронную музыку с увесистым и массивным басом, то оказывается, что у динамиков неплохая перегрузочная способность, и при повышении громкости она не начинает выходить из под контроля.

Так что на средней громкости можно аккуратно добавлять эквалайзером низов (лучше очень полого, чтобы с 200-250 Гц и ниже получался очень плавный подъём), акустика при этом не начинает гудеть и уходить «в разнос», чёткость панча не теряется, а вот упругая басовая основательность появляется, звучание становится эмоциональнее. Сильно в глубину акустика не лезет, но с хорошей «быстрой» десяточкой срастётся без проблем.

Коротко по делу



Акустика для тех, кто предпочитает предельно ясное и контрастное звучание. Сравнивать в лоб с серией K2 Power, наверное, было бы неверно, всё же это совсем другая акустика, но смотрит явно куда-то в ту же сторону.

По результатам прослушивания сложилось впечатление, что в пару к ней логично подобрать усилитель с нейтральным и, возможно, даже тёплым характером звучания. Усилитель с жёсткой и острой подачей может всё испортить – превратит ясность и контрастность в холодную и навязчивую яркость. Как всегда, нужно помнить, что компоненты не играют сами по себе, играет вся система.

И да, не откладывайте кроссовер в сторону, даже если у вас процессорная система. Он может работать в биампинге, и, самое главное, хорошо учитывает особенности динамиков. Тот самый случай, когда не всякий настройщик согласует полосы лучше. Так нужно ли тратить на это время и силы, когда в руках уже есть толковое готовое решение.

  • Высокое качество изготовления
  • Кроссовер хорошо учитывает особенности динамиков
  • Кроссовер имеет возможность биампингового подключения
  • Детальность, передача атаки, динамика

  • Возможно, не понравится любителям мягкого томно-тёплого звучания



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-07-01
Процессор звука Resolut M-DSP.

2022-06-30
Сабвуфер DD Audio RL-AE10.

2022-06-29
Автосигнализации StarLine : StarLine S66 v2 BT ECO 2CAN+4LIN GSM, StarLine S96 v2 BT ECO 2CAN+4LIN 2SIM GSM.

2022-06-29
Усилитель мощности Xcelsus audio Definio 4.

2022-06-26
Усилители мощности ESX:ESX QM-Four, ESX QM-Four-PP, ESX QM-One.

2022-06-24
Магнитолы InCar: InCar DTA2-0704, InCar DTA2-1203, InCar DTA2-2228, InCar DTA2-2305, InCar DTA2-2408, InCar DTA2-2443, InCar DTA2-3302, InCar DTA2-3306, InCar DTA2-3308, InCar DTA2-3607, InCar DTA2-3609, InCar DTA2-3705, InCar DTA2-4601, InCar DTA2-4603, InCar DTA2-6292, InCar DTA2-6293, InCar DTA4-0704, InCar DTA4-1202, InCar DTA4-2222, InCar DTA4-2228, InCar DTA4-2305, InCar DTA4-2408, InCar DTA4-2443, InCar DTA4-3302, InCar DTA4-3306, InCar DTA4-3308, InCar DTA4-3607, InCar DTA4-3705, InCar DTA4-4601, InCar DTA4-4603, InCar DTA4-6293, InCar PGA 2 0704, InCar PGA 2 2228, InCar PGA 2 2408, InCar PGA 2 3302, InCar PGA 2 3308, InCar PGA 2 3609, InCar PGA 2 3705, InCar PGA 2 4601, InCar PGA 2 4603, InCar PGA 2 6209, InCar PGA 2-2209, InCar TMX-0704-6, InCar TMX-2228-6, InCar TMX-2305-6, InCar TMX-2408-6, InCar TMX-3302-6, InCar TMX-3306-6, InCar TMX-3308-6, InCar TMX-3607-6, InCar TMX-3609-6, InCar TMX-3705-6, InCar TMX-4601-6, InCar TMX-4603-6, InCar TMX-6293-6.

Почитать

Tuning Open Fest 2022

Новая версия Dirac Virtuo

Res-Core – новый тип динамиков

Audison Forza – новая линейка усилителей

Урал вновь победил!

Посмотреть

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Новое на форуме

Хотел бы узнать мнение о расположение динамиков. Вообщем сразу пишу, не обессудьте, но так ездил и вполне понравилось, но нормально ли это? Вопрос в следующем - спереди в дверях двух-компонентная ак . . . . .

Вечер добрый, друзья! Может у кого случайно валяется где-то крышки от мамонта Audison SRx5 забрал в плохом состоянии, но рабочий. Боковины пластмассовые, уши крепления отлетели, хочу восстановить, зву . . . . .

Всех приветствую, посоветуйте хорошие сч, оформление фри эйр, установлены будут в торпедо на отражение, бюджет 20-30к, заранее спасибо. . . . . .

Всем привет Под hertz ck165l+c26 hertz Усь Audio System R 110.4 хорошо будет ? . . . . .

Всем привет! Мужики помогите разобраться. Магнитола Idoing px6. Два канала фронт играют как-то вяло, как будто только высокие частоты. В настройках магнитолы отдельно не настроить. Играет через усилит . . . . .

Всем привет. Авто Мазда 6 2020 Фронт hertz ck165l + твиттера c26 hertz Усилок под них Pride Quattro plus Под саб стоит усилок pride uno xl. Вопрос помогите выбрать саб ,в зя литров до 35. . . . . .

Здравствуйте, любители хорошего, громкого звука. Возник вопрос, необходима консультация. Имеется автомобиль седан, teyes cc2+, фронт Hertz CK 165, тыл Hertz CX 165, Саб Hertz CS 250 S2, усилители Prid . . . . .

Всем привет ! Подскажите пожалуйста,какой фронт выбрать с заделом на будущее. На данный момент имеется в наличии: гу пионер avh-x1800 dls ca23 думаю на миды dls ca250 на вч Art Sound XE 1K Ch . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz EP 1D → Классный усь! Качает саб Aie, я очень доволен . . . . .

Сабвуфер Pride Junior 15 → Отличный саб стоит два в багажнике на 200 трубе отличные сабы за свои деньги машину шатает будздоров . . . . .

Сабвуфер JBL BassPro 8 → Было неожиданно от такого малыша получить низы в салоне . Машина Peouget 301 "седан" , заменена штатная акустика на pio . . . . .

Акустика Best Balance A6.5C → Отличная акустика, отыгрывает свои деньги на все 200%, верха детальные, миды свой диапазон отыгрывают отлично, без а3м с . . . . .

Усилитель Hertz EP 1D → Отличный усилитель! Старенькие уже в продаже, но им ничего не делается, контроль усилитель обеспечивает прекрасный, потя . . . . .

Акустика E.O.S. Motive II MS-16.2 → Динамики за свои деньги однозначно- ЛУЧШИЕ! У меня играют от двух разных усилителей поканально, звук великолепный бас . . . . .

Сабвуфер Vibe BlackDeath BD15C → Мощный пи.. ц! . . . . .

Усилитель Sony XM-N502 → усилитель хороший только шоеется изза того что я к нему подключил саб 1200 ватный а усилитель то всего 500 ватный вот он . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70