Как эволюционирует лён
Тест компонентных акустических систем Focal PS 165 FXE


Серия FLAX от Focal постепенно обновляется, в новых моделях в названии добавилось EVO, а в конструкциях динамиков появились элементы из серий постарше. Стало быть, эволюционирует серия. Акустика, которая попала в лабораторию в этот раз, только-только вышла в открытую продажу. Окажись в руках пораньше – попала бы в недавний сравнительный тест. Но, раз уж так сложилось, будем считать, что отчёт по объективным причинам пошёл «вне конкурса».

Первое знакомство, конструкция



На момент теста цена Focal PS 165 FXE составляет 27250 рублей. В комплект входят пассивные кроссоверы, но про поканалку ещё будет повод вспомнить, причём не обязательно процессорную. Чуть дальше сами увидите, что это означает.



Эта модель серии делается во Франции, что даже отмечено на коробке.



Изучение начну с мидбасовых динамиков. Корзины – литые, качество материалов и сборки вопросов не вызывает, в руках держать приятно.



Диффузоры – сэндвич из стекловолокна с обеих сторон и среднего льняного слоя, как раз и придающего характерный рисунок. Собственно, это и есть суть технологии FLAX.



Помнится, на одной из прежних конференций про эти диффузоры подробно рассказывал Пьер Перар (Pierre Perard), нынешний руководитель подразделения car audio. Суть в следующем. Волокнистая структура хорошо гасит механические напряжения, распространяющиеся в диффузоре. А при правильной обработке и правильном плетении можно получить соотношение жёсткости и веса чуть ли не как у кевлара и углеволокна. Как итог – по акустическим свойствам «льняные» диффузоры получаются где-то между бумажными и кевларовыми, и при этом лишены многих недостатков обоих типов. Для наглядности приведу картинку из презентации.



О разнице новых FLAX EVO с прежними диффузорами FLAX достоверно не скажу, но подозреваю, что технология изготовления всё же изменилась. С лицевой стороны новые диффузоры слегка шероховатые, а с тыльной имеют покрытие, тактильно напоминающее soft-touch – какое-то вязкое что ли, «резинистое».



Верхние резиновые подвесы очень мягкие. Кольцевые утолщения используются в акустике Focal уже давно – описание называет их TMD, Tuned Mass Damper (на русскоязычном сайте переведено как «инерционный демпфер»). В прежних FLAX их не было, раньше я их встречал только в Utopia M и K2 Power. Суть – устранение резонансных колебаний самого подвеса, которые могут давать обратное воздействие на края диффузора.



Центрирующие шайбы, кстати, тоже ни разу не жёсткие, это и измерения потом показали.



Подводящие проводники – тонкие «косички», точки крепления – на тыльной стороне диффузора. Их дребезга при такой конфигурации можно не опасаться.



Твитеры в новых FLAX EVO совершенно новые, они получили собственный индекс Focal TAM. Сразу отмечу монтажную глубину – она составляет всего 8,5 мм.



Материал излучающих мембран – алюмо-магниевый сплав. Вместо традиционных «фокаловских» обратных куполов теперь М-профиль – как в уже упомянутых выше Utopia M и K2 Power. Купола держатся на довольно широких гофрированных подвесах.



Интересно, что с обратной стороны имеется осевой канал, ведущий, судя по всему, в подкупольное пространство. То есть, Focal TAM имеет открытое оформление.



Кроссоверы средних размеров, выполнены в симпатичных корпусах.



Их главная особенность – возможность биампингового подключения. Ну или, если хотите, поканалка, только процессор в данном случае не обязателен – фильтрация пассивная. По умолчанию входы ФНЧ и ФВЧ запараллелены перемычками, для поканалки просто их убираем.



Катушка индуктивности в НЧ/СЧ звене имеет отвод, и есть переключатель, которым можно корректировать характеристику ФНЧ (0 и -3 дБ). RC-цепочку параллельно выходу на мидбасовый динамик можно рассматривать как цепь Цобеля, хотя номиналы для него нетипичные – 18 мкФ и 1,2 Ом. В звене твитера всё более предсказуемо – второй порядок и аттенюатор на два положения – 0 и -3 дБ.



Ну и пару слов о комплектации. В коробке идут сетчатые грили, уплотнительные прокладки под мидбасовые динамики (полезная мелочь) и чашки для наружного монтажа твитеров.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Подвижные системы у мидбасовых динамиков далеко не самые тяжёлые, даже чуть легче среднестатистического на сегодняшний день. При этом очень мягкие подвесы не дали резонансной частоте подняться. С таким Vas динамики окажутся чувствительными к оформлению. Добротность немного ниже типичной «дверной», но результирующая в двери окажется где-то между 0,6 и 0,7 – нормально. Импедансная кривая у твитеров необычная – кроме резонансного горба в районе 1,5 кГц есть второй горб в районе 100 Гц, т. е. далеко за пределами рабочего диапазона. Акустическое оформление у высокочастотников непростое, надо полагать, осевой канал появился не просто так.



Измеренные параметры Focal PS 165 FXE:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 51 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,70
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,62 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,6 дБ


НЧ/СЧ динамики имеют довольно ровную АЧХ вплоть до 2 кГц. На верхнем краю своего диапазона имеется выброс АЧХ – если будете использовать эту акустику в процессорной системе, его нужно будет учесть при настройке. Чуть дальше обратите внимание, как с ним справится кроссовер из комплекта.



Фазовая характеристика линейна вплоть до 2 кГц.



Искажения не рекордно низкие, но поводов к волнению не дают. Интересный момент – примерно от 700 Гц и выше превалирует третья гармоника. На слух, кстати, динамики звучат ни разу не мягко и не томно, но о результатах прослушивания скажу чуть позже.



По оси собственная АЧХ твитеров от 3 кГц и выше никаких значимых горбов и провалов не имеет. С разворотом начинает намечаться спад, причём особенно чувствительным оказывается диапазон выше 10 кГц – особенность М-образного профиля купола.



К фазовой линейности никаких вопросов – если не распускать твитеры слишком низко по частоте, резонансов в алюмо-магниевой мембране легко избежать.



Искажения с понижением частоты растут плавно. Хотя снова замечу, что слишком низко опускать частоту ФВЧ не нужно – твитерам это не понравится. Их задача – хорошо работать наверху, а не лезть в средние частоты.



Пассивные кроссоверы дают некоторую свободу в стыковке полос – два варианта характеристик для ФНЧ и два – для ФВЧ. Акустика не станет для усилителя тяжёлой нагрузкой – импеданс нигде чрезмерно не проседает, да и в зоне стыка никаких лишних «гор и оврагов».



Акустически полосы стыкуются в районе 4-5 кГц. При этом, заметьте, частота и добротность ФНЧ выбраны так, что кроссовер компенсирует выброс АЧХ на верхнем краю диапазона мидбасовых динамиков, особенно в положении переключателя MID -3 дБ.



Отмечу, что переключатели тут толковые, ими можно компенсировать особенности установки. Скажем, если мидбасовые динамики слишком сильно отвёрнуты от слушателей (в штатных системах такое часто встречается), логично оставить MID в положении 0 дБ. К переключателю TW тоже никаких вопросов – корректирует уровень аккуратно, в умеренных пределах.

А что по звуку?



Акустика понравится тем, кто любит ясный и даже чуточку яркий характер звучания. Чем-то она напомнила серию K2 Power – такая же энергичная и напористая подача.

Середина контрастная (пожалуй, самое удачное слово), детальная. Всё же мягкие подвесы и лёгкие подвижки позволяют отрабатывать сигнал легко, скорострельно. В целом получается жестковато, но, как ни странно, ещё не дискомфортно. Внимание привлекает вокал, акустика как бы прорисовывает его с особой тщательностью. При этом свистяще-шипящие звуки (те самые сибилянты) остаются на своих местах, исполнители не начинают присвистывать и плеваться в микрофон, как это иногда бывает.

Правда, на некоторых треках создаётся впечатление, что разного рода тарелки, хайхэты и прочие инструменты, у которых энергетика сосредоточена в верхнем СЧ и ВЧ диапазонах, как бы приближаются к слушателю. От музыкальной картинки не отрываются, звучание остаётся цельным, но они как бы обращают на себя внимание.

Добавляю в систему ещё один 2-канальник, убираю с входов кроссовера перемычки, подключаю акустику поканально. Появляется возможность регулировать уровень твитеров относительно мидбасовых динамиков. Этот вариант понравился больше – звучание можно сделать более сбалансированным, не потеряв в детальности и разрешении. И если в обычном включении твитеры хотелось развернуть почти что друг на друга, то в биампинге акустика проявит себя полнее – твитеры можно направлять в сторону слушателей, тем самым не потерять в лёгкости на самом верху, но, поиграв с уровнями, сделать звучание более комфортным.

Басовые способности понимаются не сразу. Поначалу низ воспринимается как сухой и точный, без грамма «жира», из-за чего на некоторых треках его как будто не хватает, хочется прибавить. Но если подсунуть акустике какую-нибудь электронную музыку с увесистым и массивным басом, то оказывается, что у динамиков неплохая перегрузочная способность, и при повышении громкости она не начинает выходить из под контроля.

Так что на средней громкости можно аккуратно добавлять эквалайзером низов (лучше очень полого, чтобы с 200-250 Гц и ниже получался очень плавный подъём), акустика при этом не начинает гудеть и уходить «в разнос», чёткость панча не теряется, а вот упругая басовая основательность появляется, звучание становится эмоциональнее. Сильно в глубину акустика не лезет, но с хорошей «быстрой» десяточкой срастётся без проблем.

Коротко по делу



Акустика для тех, кто предпочитает предельно ясное и контрастное звучание. Сравнивать в лоб с серией K2 Power, наверное, было бы неверно, всё же это совсем другая акустика, но смотрит явно куда-то в ту же сторону.

По результатам прослушивания сложилось впечатление, что в пару к ней логично подобрать усилитель с нейтральным и, возможно, даже тёплым характером звучания. Усилитель с жёсткой и острой подачей может всё испортить – превратит ясность и контрастность в холодную и навязчивую яркость. Как всегда, нужно помнить, что компоненты не играют сами по себе, играет вся система.

И да, не откладывайте кроссовер в сторону, даже если у вас процессорная система. Он может работать в биампинге, и, самое главное, хорошо учитывает особенности динамиков. Тот самый случай, когда не всякий настройщик согласует полосы лучше. Так нужно ли тратить на это время и силы, когда в руках уже есть толковое готовое решение.

  • Высокое качество изготовления
  • Кроссовер хорошо учитывает особенности динамиков
  • Кроссовер имеет возможность биампингового подключения
  • Детальность, передача атаки, динамика

  • Возможно, не понравится любителям мягкого томно-тёплого звучания



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-05-12
Акустика BLAM: BLAM LT 25, BLAM MS 3.55, BLAM MS 4N24, BLAM TS 20HR, BLAM TS 25HR, BLAM TS 28, BLAM WS 6.300, BLAM WS 6.80+, BLAM WS 6.85, BLAM WS 6N45.

2021-05-11
Усилители мощности ESX: ESX HXE1000.1D, ESX HXE2000.1D v2, ESX HXE750.5, ESX Q-Four v2, ESX Q-Four v2 (24V), ESX Q-One v2, ESX Q-One v2 (24V), ESX QS-Two-ISO.

2021-05-08
Магнитола Pioneer DMH-A240BT.

2021-05-01
Акустика Audison Prima AP 2 MV.

2021-05-01
Усилитель мощности ESX SXE250.4.

2021-04-26
Сабвуферы Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse DB-3012R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3012R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3015R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3015R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3512R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3512R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-3515R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-3515R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-4515R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-4515R D2, Deaf Bonce Apocalypse DB-4518R D1, Deaf Bonce Apocalypse DB-4518R D2.

Почитать

Компактный, но серьёзный
Тест сабвуферного 1-канального усилителя Alpine S-A60M

Как это сделано. Из первых рук
Большое интервью с Алексеем Нутрихиным, разработчиком усилителей Korkunoff Audio

Разные размеры, похожие характеры
Тест 6-канального усилителя Musway SIX100 и 2-канального Musway P2

Внезапно
Тест «гибрида» Bluetooth-системы и активного автомобильного сабвуфера JBL BassPro Go

Одно решение для нескольких задач
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Hertz MPK 163.3

Посмотреть

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Аудиосистема для Land Rover Range Rover Sport

Аудиосистема для водителя в Volkswagen Transporter T6

Процессорная аудиосистема для Mercedes E class (W238)

Полная шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan X-Trail (T30)

Полная шумоизоляция, замена акустики и установка камеры заднего вида в Suzuki Jimny 2020

Новое на форуме

Здравствуйте Хочу хорошую 3-ку для себя не для соревнований. Авто Mitsubishi Pajero 3. Стоит сейчас: Голова Alpine ute92bt Фронт Audio system X165 evo Усь на фронт Eton ecc500.4 (немного ему . . . . .

Машина Киа Рио 2018 года бюджет 30000 на аппаратуру что посоветуете из магнитол процессорных и двухкомпонентной акустики на фронт . ? Ещё много информации на ютьюбе что 1din или 2 DIN магнитолы . . . . .

Прошу помощи в организации подключения! Имею: Morel Elate Titanium 902 Helix G TWO Moel MPS 4.400 ГУ Alpine CDE-193BT Pioneer 80PRS моноблок Audio system italy ad 850 Сабвуфер Morel Pr . . . . .

Всем здравия! Ну вот наконец подобрался до выбора и покупки усилка под саб. Саб ESX SX1240 в зя ~20 литров. Главные кандидаты: Audio System R 1250.1 D и ESX SXE2800.1D. Выбрать esx будет логичнее, ка . . . . .

Всем привет! Слушал Morel Tempo 6 с комплектными кроссоверами от DLS XM20, Alpine UTE-92BT - в целом звук устраивал, но не хватало возможности забраться ниже и свести с сабом. Сейчас стоит задача под . . . . .

Здравствуйте. Подскажите KENWOOD KMM-304Y какой характер звучания ближе к чему пионер альп жвс или свое в России кенвуд и jvc одно совместное.Может и звучание как у дж . . . . .

Всем привет! Подскажите, подключил фронт к усилителю, появился фон на заведеную машину. Проверил линейные провода, сами линейники, все в норме. Вычитал, что есть такие шумоподавители на линейные п . . . . .

Доброго дня) вопрос по замене вч (ставил комплект jbl670gti). Комплектные твитеры из нового комплекта оказались не рабочими. Усиление Eton mini 150.4 dsp. Вопрос в том, что было бы предпочтительнее в . . . . .

Ваши отзывы

Акустика CDT Audio ES-62.5 → Нет средних. Зря Купил . . . . .

Усилитель Helix H 400X Precision → Очень классный усь по звуку. После еоса, как будто акустику поменял. Хоть и еос тоже не плох. Но немцы на самом деле уме . . . . .

Акустика Morel Maximo 6 → Даже не знаю, с чего начать... Негативные эмоции просто зашкаливают. 7000 рублей тупо выкинул. В начале построения свое . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Ужасно фонит!!! Поставил другой усилитель,фон пропал!!! . . . . .

Сабвуфер Kicker 43CWRT121 → Низов под нигеров мало, так это из за малого объёма ЗЯ подозреваю. . . . . .

Акустика Morel Maximo 6W → Полнейшее недоразумение, а не динамики. Поставил себе в машину, и понял, что морельки звучат гораздо хуже, чем штатные . . . . .

Автомагнитола Alpine UTE-80B → Отличный звук, прекрасно подошла для отечественного авто. Подобрал задние колонки к ней, вобщем всё хорошо, НО! Не могу . . . . .

Усилитель Sony XM-N502 → Не знаю, как вы его для сабов ставите. Это двухканальник, он должен раскачивать только динамики, а не сабвуферные головк . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70