Компактнее, ещё компактнее
Тест 6,5-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 6W3v3-4


Если посмотреть, куда движется car audio, то можно заметить, что выбор сабвуфера порой диктуется не только его басовыми способностями, но и компактностью. Я сейчас о традиционных системах, а не об «эстраде», в которой запилить короб во весь багажник – это норма. Поэтому когда попадается что-то с хорошим басом и скромными требованиями к оформлению, это всегда вызывает интерес. А недавно на глаза попался примечательный динамик от JL Audio, который выбивается из общепринятых стереотипов настолько, что обойти его вниманием было бы непростительно.

Итак, на этот раз в руках оказался 6,5-дюймовый JL Audio 6W3. Такой калибр создан не для гонки за рекордами миниатюрности, а для «проблемных» автомобилей, где сабам обычных размеров нет места, а подседельные «колотушки» не внушают доверия. Впрочем, инсталляторские перспективы у него вообще шире, но об этом уже по ходу дела. Цена динамика на момент теста – 20300 рублей.



Вроде как недёшево, но JL Audio, на моей памяти, никогда не выпускал «сырых» продуктов, одних только патентов – хоть отбавляй. По ходу дела постараюсь упоминать некоторые из них, а вообще, у производителя на этот счёт есть даже ролик о серии W3. Кому интересно – велком.



Сразу отмечу, что для 6W3 имеется опциональный гриль SGRU-6, он крепится под пластиковое кольцо на самом динамике.



Первое знакомство, конструкция



Первое впечатление от динамика приятное – качество сборки высокое, корзина хоть и штампованная, но из довольно толстого стального листа и абсолютно лишена звонкости. С этим и у более крупных «джиэлек» проблем нет, а уж у 6,5-дюймового и подавно.



Диффузор, как и в прочих динамиках серии W3, составной, с лицевой частью сферической формы.



По периметру имеется ребро – оно увеличивает конструктивную жёсткость подвижной системы. По нему стыкуются передняя часть, конус и верхний подвес.



Подвес резиновый, высокий, допускает приличный механический ход диффузора.



Подводящие выполнены толстыми плотными косичками. Тут не обошлось без оригинальных решений, система называется Engineered Lead-Wire System (патент № 7,356,157). Фишка заключается в способе монтажа через оправку (на ролике выше это где-то как раз упоминается) и заведения подводящих на корпус звуковой катушки – на некотором расстоянии от конуса диффузора. Это позволяет динамику работать с большими ходами без характерного дребезга подводящих. А их форма рассчитана так, что они изгибаются по всей длине, и риск переламывания в одной точке отсутствует.



«Несабвуферные» размеры динамика всё же наложили свои требования – в конусной части диффузора пришлось сделать выемки под подводящие.



Осевой канал в магнитной системе отсутствует. Значит, ограничений по глубине корпуса никаких – места за динамиком можно не оставлять, и при необходимости хоть совсем упирать его мотором в заднюю стенку.



За охлаждение катушки при этом можно не переживать. В динамике используется решение, которое называется Elevated Frame Cooling (патенты № 6,219,431 и № 6,229,902). Воздух проходит через окна между мотором и корзиной (обычно окна делаются выше, под фланцем центрирующей шайбы) и каналы в кольце, соединяющем каркас катушки с конусом диффузора и центрирующей шайбой. В результате воздушный поток не просто «куда-то там дует», а целенаправленно прокачивается вдоль звуковой катушки.



Конструкция упомянутого кольца, к слову, тоже защищена патентом (№ 5,734,734) и имеет своё название – VRC, Vented Reinforcement Collar. Оно выполняет двойную функцию – участвует в охлаждении вышеописанным способом и усиливает место соединения. По сравнению с обычным использованием компаунда в месте стыка снимается механическое напряжение с центрирующей шайбы.



Снял с мотора резиновый кожух. Высота верхней шайбы магнитопровода – 7 мм, здесь она определяет высоту магнитного зазора. Длина намотки звуковой катушки не указана, зато явно указан линейный ход Xmax – по 8,9 мм в каждую сторону от положения покоя.



Традиционно, JL Audio указывает Xmax чётко по границам намотки катушки – именно при таком смещении она полностью остаётся в зазоре. По факту же (при небольшом падении BL) получается даже на пару миллиметров больше. Скажу откровенно, когда 6,5-дюймовый динамик молотит с ходом около двух сантиметров от края до края, становится страшновато за его сохранность. Хотя, получается, что для 6W3 это нормальная работа.

Измерение параметров и анализ работы динамика



Это уже не первый сабвуфер JL Audio, для которого фактические параметры не убежали от заявки. Так что при расчётах можно смело использовать те, что указаны в инструкции.



Заявленные/фактические параметры JL Audio 6W3v3-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц / 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,1 л / 4,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,03 / 8,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,51 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 50 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 80,5 дБ / 80,8 дБ


Несмотря на «мидбасовый» калибр, 6W3 по своей сути всё же сабвуфер. Посмотрите на Vas – динамик не откровенно дубовый, но заметно жёстче почти любого классического мидбаса, а значит, умеет работать в компактном корпусе. При этом чтобы резонансная частота не подскочила вверх, подвижная система сделана более тяжёлой – Mms около 50 грамм. А чтобы при этом не потерять в контроле, мотор сделан сильнее – BL под десятку, что для 4-омного динамика немало. Чувствительность при этом не самая высокая, но для такого калибра и сабвуферного применения вполне ожидаемая.

Перед тем, как переходить к расчётам оформления, коротко посмотрю на другие особенности динамика. Сначала – что творится с акустической фазой сигнала. Она ровная, что говорит об отсутствии резонансов в подвесах и подвижной системе. Небольшой всплеск собственной АЧХ выше 1,5 кГц вызван, судя по всему, полипропиленовой сущностью диффузора, но он слишком далеко за пределами рабочего диапазона динамика и погоды не делает.



Гармонические искажения сначала снял при средней громкости, когда ход диффузора не выходит за пределы Xmax. Для 6,5-дюймового динамика выглядит прилично, хотя ниже 40 Гц, понятное дело, искажения начинают расти. Но на таких частотах они ещё в допустимых пределах.



Повышаю уровень сигнала до тех пор, пока на 20 Гц динамик не начнёт выходить на максимальный ход. А это, напомню, почти 2 см и весьма приличная громкость. В рабочем диапазоне искажения подрастают незначительно, динамик продолжает работать чисто. И лишь ниже 30-40 Гц, когда ход действительно приближается к максимуму, начинает чувствоваться ограничение.



В общем, совет (подтверждено практикой) – настраивайте сабсоник на 30-32 Гц и получите неслабый запас громкости, очень неожиданный для 6,5-дюймового калибра. Проще говоря, гонять ветры он не умеет, но басит и в грудь толкает так, что «мама не горюй» – плотно, чисто, с хорошим «мясом», не превращаясь в тракторный выхлоп.

Расчёт акустического оформления



В листке, который приложен к сабвуферу, рекомендован только ЗЯ объёмом 4,2 литра («чистый», не считая объёма самого динамика). Однако на официальном сайте рекомендован ещё и ФИ с «чистым» объёмом 7,1 литров и портом на 38 Гц. Рассчитывать корпус самостоятельно нет необходимости, все размеры там тоже приведены.



Ну что сказать, ни прибавить, ни убавить. ЗЯ действительно компактней некуда – хоть в двери, хоть под сиденья можно уместить, если габариты позволяют (динамик-то, как ни крути, не плоский). Разве что акустического усиления не получите, но бас получится вкусный, плотный.

Да и ФИ не такой уж и большой. Причём тут уже можно ожидать заметного прироста отдачи, пусть и ценой некоторой потери фактуры баса относительно ЗЯ. Кстати, в серии корпусных сабов JL Audio MicroSub имеется модель как раз с таким ФИ оформлением (JL Audio CP106LG-W3v3).

Проба в деле и выводы



В деле оценивал сабвуфер только в ЗЯ (признаюсь, пилить рекомендованный ФИ ради одного теста поленился). Если слушать музыку исключительно на средней громкости, то может хватить саба и на одном динамике. Но, как по мне, лучше использовать пару 6W3, запас лишним не будет. Тем более, описание советует использовать его с усилителем 100-150 Вт RMS (хотя я бы сместил эту рекомендацию в диапазон 150-200 Вт на канал), и тогда в сабовое звено можно выбрать мощный двухканальник или четырёхканальник с подключением в два моста.

JL Audio 6W3, несмотря на смешные размеры, некорректно сравнивать ни с одним «подседельником». Это не мидбасовая колотушка, а настоящий сабвуфер, точка. Запас (при качественно сделанном корпусе и грамотном использовании сабсоника) приличный, в грудь пробивает чисто, не начиная «пускать петуха» при повышении громкости. Спокойно работает вплоть до безумного (для своего размера) хода, да и вообще удивляет своим запасом энергетики.

  • Высокое качество изготовления
  • Умеет работать в чрезвычайно компактных корпусах
  • Отсутствие струйных шумов даже на больших ходах диффузора
  • Чистое звучание даже на высокой громкости

  • Издержки малого калибра – не самая высокая чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-03-31
Акустика Audio System: Audio System EX 100 PHASE EVO 3, Audio System EX 100 SQ EVO 3, Audio System EX 50 SQ EVO, Audio System EX 80 PHASE EVO 3, Audio System EX 80 SQ EVO 2.

2023-03-30
Акустика DLS: DLS Cruise CRPP-2.6CX, DLS Cruise CRPP-BMW1.4, DLS Cruise CRPP-BMW1.8, DLS Cruise CRPP-VO1.6, DLS Cruise CRPP-VO1.6CX.

2023-03-30
Акустика Deaf Bonce Machete MFT-25 Mini.

2023-03-29
Акустика ACV MS-8PRO.

2023-03-29
Акустика Gladen : Gladen GA 200 SG, Gladen GA-80 RS-G2, Gladen RS 200.

2023-03-28
Сабвуферы ACV: ACV FEST F12D2, ACV VALID V10D2, ACV VALID V12D2.

Почитать

Как выжать максимум потенциала
Тест компактного 4-канального усилителя ACV DX-4.100

Обзор и краткий тест ГУ линейки «Молот»

Первый в своём роде
Тест 12-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Resolut X12-DSP

Малыши-крепыши
Тест 4-канальных усилителей AurA STORM-D4.150 и AurA STORM-D4.300 и широкополосного моноблока AurA STORM-D1.1000

Лёгкий или тяжёлый
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Здравствуйте, кто нибудь может и объяснить или подсказать, где-то видел картинку у пионера о влиянии формы короба на ачх.. Дело в том что . . . . .

Здравствуйте, есть смысл менять сч dego sp 3.p mr на eton pfc80? . . . . .

Добрый день уважаемые друзья установил недавно проц helix dsp3 s разница конечно теперь существенная в музыке после настройки всего этого! . . . . .

Всем привет! Приходилось ли кому-нибудь слушать pioneer d800 мостом на мид(трёшка)? Сейчас имеется такой усь, играет на esx ve6.2w mk2, но . . . . .

Здравствуйте, уважаемые любители автозвука! Авто – Forester SJ Концепция: ГУ – PIONEER AVIC-ZH009, саб - Rockford P3D2-12 в ЗЯ в паре с м . . . . .

Всем здравствуйте. Знающие люди, подскажите пожалуйста. 100% здесь есть люди, которые мерили Pioneer MVH-S520BT осциллографом. С какой гр . . . . .

Здравствуйте, помогите в выборе гу, выбор стоит из alpine ilx 705d, pioneer avh z9250bt и teyes cc3, шви сделана, впереди буду менять двух . . . . .

Здравствуйте, требуется помощь в подборе компонентов. Хочу построить приличную двушку на двух усилителях. Имеется Helix dsp pro mk3, more . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Dego SP 6.5 MW → Классный мид , играет быстро и детально, а гудеть может много от каких нюансов н . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Крайне посредственное звучание на верхах, грязновато скажем, даже немного пласти . . . . .

Усилитель Gladen M-LINE 100.2 → Отличный усилитель за свою цену, несмотря на начальный класс. Высокие достаточно . . . . .

Акустика SOaudio SO29neo → Шикарные твитеры в двушку. Непонятно почему магазин дал оценку 4 балла. . . . . .

Акустика Hertz MP 165.3 Pro → Лично мне эти мидбасы очень понравились. Сравнивал их с Best balance и so audio, . . . . .

Усилитель Colt Gold 4.9+1.500 → Отличный повседнев . . . . .

Сабвуфер Hertz ES 380.5 → Долго выбирал, интересовал именно sq саб, забрал последний в магазине лежавшый о . . . . .

Усилитель Alpine MRV-M500 → Очень хорош Моник, качал Hertz ES 300, после купил EOS 350.1, то alpine мне пока . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70