Штучный High End для энтузиастов
Тест прототипов высокочастотных динамиков с подмагничиванием AMP Field Coil T25


Когда я впервые увидел эти твитеры, сразу возник вопрос – а это точно автомобильные? Строго говоря, не только: их можно и в домашней акустике с успехом использовать. Но в нескольких «четырёхколёсных» инсталляциях они уже были опробованы, так что будем считать, это и наша тема тоже. Тем более, конструкция настолько нетривиальная, что нельзя просто так взять и пройти мимо.

Первое знакомство, конструкция



Во-первых, твитеры большие. Да что там большие, огромные. Монтажная глубина составляет 7 см, диаметр корпуса – 8 см, а диаметр фланца – 10,5 см. И ещё они тяжёлые, иные мидбасовые динамики им могут позавидовать. Вес каждого – что-то около 2 кг. Цена, кстати, тоже нешуточная – 99000 рублей за пару.



Начинаем рассматривать. К усилителю твитеры подключаются как обычно – через пару клемм сигнал идёт к звуковой катушке. Впрочем, это почти всё, что можно описать словами «как обычно». Всё остальное очень даже необычное.



Дело в том, что это динамики с подмагничиванием – в них нет привычного постоянного магнита. Вместо него используется мощный электромагнит (в англоязычной терминологии – Field Coil). Выводы этого электромагнита – на нижней стороне корпуса. Ко мне в руки попал прототип, но в финальной версии на этом месте предполагаются клеммные терминалы.



Чтобы твитер работал, электромагнит, понятное дело, нужно подключить к дополнительному источнику питания. Разработчик рекомендует постоянное напряжение от 6 до 9 Вольт, в дальнейших экспериментах я выставлял 8 Вольт. Потребляемый ток при этом составлял не больше 0,5 Ампер для каждого твитера. В автомобиле организовать такой источник не слишком сложно – можно использовать простейший линейный стабилизатор.

Ради чего это всё? Немного истории



Вообще, это сейчас динамики с подмагничиванием выглядят экзотикой, раньше они использовались почти повсеместно. Усилители были ламповыми и маломощными, и от акустических систем требовалась высокая чувствительность. А поскольку магнитные материалы были слишком дорогими для массового производства, магнитный поток давал не постоянный магнит, а электромагнит, через который пропускался постоянный ток.

Для примера нарыл в интернете несколько картинок. Тут вам динамики с подмагничиванием и от немецкого радиоприемника Schaleco Traumland 1935 года, и японский Pioneer F615-F начала 50-х, и снова немецкие Hegra и Graetz...



Позже, когда для производства магнитов научились применять никель и кобальт, нужда в таких конструкциях отпала, и о подмагничивании все дружно забыли. Все, кроме аудиофилов. Для примера вот вам современная и очень даже приличная High End акустика от Вольфа Фон Ланга, использующая динамики с подмагничиванием (с теми самыми Field Coils вместо постоянных магнитов).



Причина, почему электромагниты не ушли окончательно в историю, всё та же, что и раньше, – высокая чувствительность динамиков. Только сейчас дело уже не в громкости или недостатке мощности, а в способности электромагнитов создавать более сильное поле. Как следствие, такие динамики лучше отрабатывают слабые сигналы, которые обычные могут просто не «замечать».

Как это работает?



Обратите внимание, во всех приведённых выше примерах – крупные динамики. У нас же – твитеры с небольшими дюймовыми тканевыми мембранами. Если уж динамики с подмагничиванием сейчас считаются экзотикой, то твитеры с подмагничиванием – совсем суперэкзотика.



Но, как показывает практика, контроль движения мембраны здесь не менее важен. Все неравномерности АЧХ возникают не только из-за того, что сам купол начинает «идти волной» на некоторых частотах, но и из-за того, что мотор не справляется с резонансными явлениями внутри самого твитера. А уж если попытаться приблизиться к резонансной частоте, то в иных твитерах и вовсе такое начинается…

В случае с AMP Field Coil T25 ограничений обычной магнитной системы нет, и, судя по всему, производителю удалось выжать максимум достоинств активного подмагничивания. По крайней мере, обещанная АЧХ выглядит на редкость ровной и даже удивительной.



Разумеется, снял АЧХ у себя в лаборатории, в том числе и под углами. Методика измерений и масштабы графиков различаются, но все характерные особенности никуда не делись.



Как видите, АЧХ действительно довольно ровная и укладывается в коридор шириной не больше 3 дБ. Причём всё это не только на ВЧ – контроль не теряется даже ниже 1 кГц. А те небольшие оставшиеся неравномерности на самом верху, судя по всему, – лёгкие резонансы самого купола.



Искажения тоже крайне низкие, их рост только начинает намечаться ниже 2 кГц, и даже на 1 кГц не переваливает отметки 1%. При этом рост не резкий, а довольно предсказуемый и плавный.



А теперь снова о резонансах внутри твитера. В исходном варианте исполнения имеется осевой канал, закрытый вкладышем из обычного карпета – он играет роль акустической нагрузки, демпфирующей движение воздуха через него. Впрочем, в данном случае вкладыш, скорее, переводит магнитную систему из разряда открытых в закрытую, поскольку сам по себе он довольно плотный.



Если его вынуть, характеристики получаются чуть иными. Пока не торопитесь делать выводы, хуже или лучше, но формально на АЧХ всё же появляется неравномерность ниже 2-3 кГц (спокойно, никакого криминала, это всего лишь 25-миллиметровые твитеры).



График акустической фазы показывает более наглядно – в этом диапазоне начинают проявляться какие-то резонансы.



При этом, что интересно, характер искажений почти не изменился – твитеры по-прежнему уверенно работают при снижении частоты.



Из этого можно сделать вывод, что возникающая неравномерность – не из-за слабости мотора, а проявление каких-то резонансов воздушной массы в подкупольном пространстве. Если бы дело было в моторе, ситуация с искажениями была бы другой.

А что на слух? Как звучит?



Не стану много говорить насчёт детальности и естественности звуковой подачи, по этой части AMP Field Coil T25 действительно очень круты. Пожалуй, одни из лучших твитеров, когда-либо побывавших в лаборатории. Поэтому просто поделюсь наблюдениями по особенностям их использования.

Первое. Настройка стыка с СЧ. Это очень непривычно, но даже при снижении частоты ФВЧ до неприличных 1,5 кГц (12 дБ/октава) они продолжают играть чисто, не начинают свистеть и проявлять явных признаков дискомфорта.

Однако это не значит, что их надо так насиловать. Всё дело в размерах передней части твитеров. Если в домашней системе их можно поставить в большой щит и получить уверенную работу в нижней части своего диапазона, то вне щита звучание теряет свою наполненность ниже 3-3,5 кГц. Именно на этих частотах длина волны становится сопоставимой с размерами твитера и, как говорят таких случаях, начинается «срыв звуковой волны» по краю фланца. Я не очень люблю термин «срыв волны», но саму суть явления он, в общем-то, отражает.

Для себя же сделал такой вывод: если использовать AMP Field Coil T25 в домашней системе и ставить их в плоскость, то можно смело снижать раздел с СЧ хоть до 1,5 кГц. В автомобиле же, если твитер устанавливается не в плоскость, я бы настраивал ФВЧ не ниже 2,5-3 кГц.

Второе. Прослушивание с вкладышами в осевых каналах и без них. Формально с вкладышами АЧХ и ФЧХ получаются более ровными. Казалось бы, зачем их убирать? Однако на слух звучание без них показалось более открытым, твитер даёт больше «воздуха», начинает явственнее показывать детали. Поэтому лично я предпочёл бы этот вариант. Хотя требования к настройке ФВЧ при этом чуть повышаются – в этом случае ниже 2,5 кГц (при 12 дБ/октава) я бы не отпускал твитеры даже в домашней системе.

Но не нужно думать, что без вкладышей лучше всегда и везде. Например, если требуется нивелировать «остроту» остальных компонентов системы или смягчить излишнюю детальность, то вкладыш всё же лучше вернуть. Эдакий дополнительный элемент настройки получается.

Коротко по делу



Крайне необычные твитеры с экзотической по нынешним временам конструкцией – электромагнит вместо постоянного магнита. Да, есть сложности с его установкой в автомобиле (большие, тяжёлые, требуют дополнительного питания). Но кто сказал, что системы топового уровня легко устанавливать? А то, что этот твитер можно причислить к «штучному High End» для бескомпромиссных энтузиастов, сомнений не вызывает.

  • Высочайшая детальность и микродинамика
  • Низкий уровень искажений
  • Способность работать хоть от 1,5 кГц

  • Неудобные для автомобиля размеры и вес
  • Требуют дополнительного питания

Источник: Журнал «Carmus»


Информация

7 и 8 августа магазин по техническим причинам не работает.

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-08-04
Магнитолы Prology: Prology MPC-90, Prology MPC-100.

2021-08-03
Усилители мощности Nakamichi NDST500A.

2021-08-03
Акустика BLAM: BLAM LW 165 A, BLAM LW 165 P, BLAM LW 200 P, BLAM S 165.80+ A, BLAM S 200.100 A, BLAM S 200.300 A.

2021-08-01
Усилитель мощности Deaf Bonce Apocalypse AAB-1200.2D.

2021-07-31
Акустика Nakamichi: Nakamichi NSE-1018R, Nakamichi NSE-1058.

2021-07-28
Сабвуферы Deaf Bonce: Deaf Bonce Machete MF-10S D2, Deaf Bonce Machete MF-12S D2, Deaf Bonce Machete ML-10R D2, Deaf Bonce Machete ML-12R D2, Deaf Bonce Machete ML-12S D2.

Почитать

Тест двухполосной акустики BLAM S 165.80+ Signature

Тест «эстрадной» акустики Pioneer TS-M1610PRO

Плоские штучки
Тест сверхплоских СЧ динамиков Morel Virtus Nano MM2

Тест сабвуфера Pioneer TS-W3010PRO

Теперь и в двойном размере
Тест головного устройства 2DIN со встроенным аудиопроцессором Aura AMD-772DSP

Посмотреть

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Новое на форуме

Здравствуйте, такой вот вопрос мучает, была магнитола pioneer mvh 210 bt, полупроцессорная с экв 13 полос, но звук какой то недетальный был на вч. Интересует звучание у магнитол z серии ну или 620bt в . . . . .

????2х компонентный перед который вывозит рок, тяжелый рок насоветуйте. Все от усилителя будет в поканалке, и саб есть. Актуальные варианты только до 10000т, или хотя б с Авито что еще реально найти. . . . . .

Добрый день! Кто-нибудь в живую слышал компоненты Alpine R-S65C.2, как звучание? Под какую музыку подойдут? Стоят ли они своих 16к или есть варианты поинтересней (бюджет до 15к). . . . . .

доброго времени, при установки диего апдейт вывалилась беда, не встают в штатные места, придется ставить в стойки... вопрос такой, куда их лучше направить, на водителя или в центр? . . . . .

Помогите с выбором! Не могу определиться с выбором усилителя для сабвуфера Kicker 43CWRT121. Нужен компактный моноблок (издержки инсталяции), который хорошо споётся с этим сабом. Варианты рассматрива . . . . .

Всем доброго времени суток. Помогите пожалуйста с выбором сабового динамика. -Авто Elantra MD . Седан. -ГУ штатное, по высокому уровню подключено к процессору Pioneer s1000a - Фронт Infinity KAP- . . . . .

Добры день! Сабвуферный динамик Helix K 10W сгорела 1 катушка (визуально наружная обмотка в идеальном состоянии как новая) играл от Моноусилителя Alpine S-A60M (гейн от 8-12 часов ставил) в ЗЯ 20л (по . . . . .

Проблема с динамиком. Собственно на борту имеется динамик Hertz ECX 165, с недавнего времени появился странный шум при воспроизведении трека с большим количеством низких частот. Так же при нажатии на . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Pride Mille → Не могу раскачать DST 30.22 c, работает в треть мощности в 1ом при напряжении 14.6 в. Очень расстроен. . . . . .

Автомагнитола InCar DTA-2409 → проработала 8 месяцев и в один день экран стал белого цвета. До этого работала без нареканий . . . . . .

Акустика Hertz MLK 165.3 → Разница с линейкой 1650.3 только в мидх, твитер один и тот же, звучит на все деньги согласен. . . . . .

Акустика Eton PRO 80 → Лёгкий сбалансированный звук, перешёл на них с симфони, остался доволен. . . . . .

Сабвуфер Rainbow Profi 12 → Очень хороший саб! Жаль новых уже нет. Купил б/у в отличном состоянии без единой царапинки. Версия еще с узким подвесом . . . . .

Усилитель Gladen FD 130c2 → Отличный усилитель, шорохо подойдет на миды в трехполоску или легкий саб. Сейчас стоит на Rainbow profi 12, вроде бы х . . . . .

Сабвуфер Deaf Bonce Apocalypse DB-SA318 D1 → Отличный сабвуфер . . . . .

Усилитель E.O.S. AE-4100.1 LE Bi-amping → В целом хороший усилитель. Однако кого-то может оттолкнуть "подача материала": сухой, без преукрашиваний звук, мало энер . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70