Компактный бас
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM LSP 25


Этот сабвуфер принадлежит ко второму поколению серии Live и появился в продаже совсем недавно. Волею случая он оказался у меня в лаборатории и был опробован в деле, но ни в один из недавних сравнительных тестов, к сожалению, не попал. В первый раз он был дороже остальных, а во втором – дешевле. Но обделять его вниманием не хотелось, саб показался весьма интересным, поэтому сделал по нему отдельный отчёт.

На момент теста в официальном онлайн-магазине цена BLAM LSP 25 составляет 19990 рублей. Как и остальные сабвуферы, эту модель Ги Бонневилль позиционирует для SQ-систем. С таким расчётом и буду его оценивать.



К слову, в линейке есть ещё 8-дюймовая модель BLAM LSP 20, на неё тоже можно обратить внимание (насколько знаю, его цена 14990 рулей). Чуть позже сами увидите – «десятка» отлично работает в корпусе объёмом всего 15 литров, и при этом даёт приятное «мясо». «Восьмёрка» построена по аналогичной концепции, а значит, от неё можно ожидать интересный бас в корпусе совсем смешных размеров.

Первое изучение конструкции



Собран динамик на стальной штампованной корзине. Вообще, насколько могу видеть, Ги выбирает комплектующие для своих динамиков по принципу рациональности. Литьё сделало бы сабвуфер дороже, а особых технических плюсов не принесло бы: мотор на двух 140-миллиметровых ферритовых кольцах не самый громоздкий.



Диффузор выполнен из полипропилена, подвес – полиуретан.



Как позже показали измерения, подвижка здесь не самая лёгкая для 10-дюймового калибра. Впрочем, и не запредельно тяжёлая – по нынешним временам параметр Mms лишь немногим выше среднего.



Катушка охлаждается через окна в корзине под центрирующей шайбой и осевой канал в керне магнитной системы.



Подводящие выполнены традиционными косичками, длина и точки крепления подобраны удачно, при больших ходах диффузора звона не предвидится. Нажимные терминалы развёрнуты так, чтобы кабели подходили к ним сбоку. Удобно.



Размер звуковой катушки – 60 мм, всё же европейцы больше тяготеют к метрической системе. Кому привычней американская, получается что-то около 2,36 дюймов.



Высота намотки, судя по описанию, – 32,6 мм. Рабочая часть катушки определяется высотой магнитного зазора, а тот, в свою очередь, толщиной верхней шайбой магнитопровода. Здесь она составляет 8 мм. Получается, что линейный ход диффузора – по 12,3 мм в каждую сторону.



Измерение параметров и анализ работы динамика



Один из немногих случаев для BLAM, когда измеренные параметры разошлись с заявленными. Сама концепция динамика сохранена, просто такое ощущение, что в описании приведены параметры недостаточно размятого экземпляра. И ещё обращу внимание на один момент – в описании приведены параметры при параллельном соединении обмоток, я же измеряю при последовательном. Базовые параметры от этого не меняются (Qts, Vas, Fs), а вот разница между значениями силового фактора BL определяются именно этим. Так что на него не обращайте внимания, с силой мотора тут полный порядок.



Заявленные / фактические параметры BLAM LSP 25:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 32 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,20 / 7,46
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,47
  • Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,44
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 166 г / 159 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,89* Тл м / 16,1** Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,1* Ом / 3,9** Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,8 дБ


* - при параллельном соединении обмоток
** - при последовательном соединении обмоток

Впрочем, параметры – это далеко не всё, что характеризует работу динамика. В последнее время снимаю собственную АЧХ в ближнем поле и фазовую характеристику, причём не только в рабочей полосе частот. Как показывает практика, у сабвуферов много интересного творится и на более высоких частотах, что может сильно влиять на «окрашенность» баса.



По измеренному графику можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, с повышением частоты отдача спадает. Это важно, некоторые сабвуферные динамики «тянут» собственную АЧХ порой до нескольких килогерц, и это приходится учитывать при настройке системы (примеры таких «высокоиграющих» сабвуферов легко найти в недавнем сравнительном тесте).

Во-вторых, на графике фазы всегда наглядно прослеживаются резонансы в подвижной системе (а они есть у всех динамиков). В данном случае имеем небольшие возмущения около 400 Гц и 2 кГц. На 100% утверждать не берусь, но похоже, что в первом случае – лёгкий, хорошо задемпфированный резонанс центрирующей шайбы, во втором – проявление «полипропиленовой» сущности диффузора и воздействий верхнего подвеса на края диффузора.

В данном случае эти небольшие артефакты нам не страшны: из-за собственного спада отдачи с повышением частоты эти резонансы при работе сабвуфера особо возбуждаться не будут. Собственно, прослушивание это только подтвердило – бас довольно чистый, без лишнего окраса, но об этом скажу чуть позже.

Идём дальше – искажения. По этой части BLAM LSP 25 выглядит очень даже неплохо. Рост искажений начинается ниже 50 Гц, но более-менее значимых уровней они достигают только на самом инфрабасе, где звук как таковой уже перестаёт существовать, а музыки и вовсе давно нет.



Описание предлагает для BLAM LSP 25 три вида корпусов – ЗЯ объёмами 15, 25 и 45 литров. Для начала посмотрю, что имеет ввиду производитель, рассчитаю по параметрам в описании:



Насчёт 15-литрового корпуса – никаких возражений, а вот 25 и уж тем более 45 литров – это, на мой взгляд, перебор. Это и по расчётам понятно, и когда пробовал саб в деле, подтвердилось – в большом корпусе бас получается каким-то рыхлым, затянутым.

По фактическим параметрам ЗЯ тоже получается небольшой. А ещё можно попробовать ФИ – в 20 литрах с портом на 40 Гц получится залихватский подъём отдачи и эдакий «акустический бас-буст». Последний вариант можно иметь ввиду, если предполагается использовать на саб усилитель небольшой мощности – и корпус небольшой, и порт чуть длиннее «трубчатой» упаковки от чипсов Pringles, а прирост в громкости приличный. Правда, ценой разборчивости, но тут уж физику не обмануть.



Конечно, дело вкуса и поставленных задач, но лично я бы предпочёл вариант ЗЯ – он самый универсальный. Можно смело делать корпус в районе 12-15 литров, получится приятный, плотный, чёткий бас, которого обычно ждут от хорошего 10-дюймового саба.

Проба в деле



Некоторые впечатления от саба я уже упоминал, сейчас подытожу. Сначала оценивал саб в лаборатории, используя старые проверенные методики ещё со времён «бумажного» Car&Music. А потом – уже в машине, с учётом некоторых выявленных особенностей. В обоих случаях использовал оформление ЗЯ, объём корпуса подгонял по ходу дела. Общие впечатления следующие.

Во-первых, динамик действительно не любит больших корпусов, 15 литров – это для него разумный максимум. Бас получается плотным, собранным, без лишнего затягивания басовых нот. Понятно, что сравнивать с 15-дюймовыми монстрами по глубине не нужно, но информативный басовый диапазон прорабатывается уверенно с должным «мясом».

В большом корпусе появляется впечатление массивности и глубины, но я бы назвал его ложным – не с плотностью и упругостью, а за счёт рыхлости и какой-то раздутости что ли. Подобное можно получить и от более дешёвых сабов, так что такие корпуса – не наш вариант.

Второй момент – настройка. Тот факт, что динамик не лезет играть в СЧ область, можно назвать плюсом. Бас чистый, сабвуфер не тянет одеяло на себя, локализации удаётся избежать даже при невысокой крутизне ФНЧ. В целом, сабвуферное звено настраивается легко. По крайней мере, у меня проблем не возникло.

Но замечу, что тут многое зависит от положения саба в багажнике. Скажем, при экспериментах у себя в седане самый вкусный и слитный бас я смог получить, направляя саб динамиком вперёд, в подлокотник заднего сиденья. Если же ставить его, например, в крыло, то тут как повезёт, потому что в работу включается объём самого багажника и получается эдакий «недобандпасс». Это, разумеется, лишь в седанах, в каких-нибудь хэтчбеках и кроссоверах с этим проще.

Коротко по делу



Хороший сабвуфер, который умеет работать в очень компактном корпусе объёмом не больше 15 литров. Сработается с моноблоками, выдающими 400-600 Вт на 4 Ом. Не пытается изобразить из себя гигантскую бас-машину, но для своего размера басит неожиданно прилично и позволяет получить мясной, плотный бас, без размазни. По громкости у каждого своя «норма», но как по мне, запас достаточный, поддать жару на каком-нибудь рокешнике – легко. Если не требуется ставить SPL-рекорды, то в одиночку прокачает не только небольшой автомобиль, но и кроссовер. А с парой таких сабов (благо, много объёма им не нужно) получится вообще круть.

  • Способен работать в компактных корпусах
  • Низкие искажения, отсутствие значимых резонансов
  • Сабвуферное звено легко настраивать

  • Немного странные рекомендации по объёмам оформления



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-12-06
Усилитель мощности Aura Venom-D2.1500.

2022-12-06
Процессорные усилители мощности Hellion: Hellion HAM12.80DSP, Hellion HAM6.80DSP.

2022-12-05
Процессорный усилитель мощности Zapco ADSP-Z16 IV-12A.

2022-12-04
Морская акустика Infinity: Infinity Kappa 1010M, Infinity Kappa 1050M, Infinity Kappa 6120M, Infinity Kappa 6125M, Infinity Kappa 8130M, Infinity Kappa 8135M.

2022-12-03
Сабвуферы Swat: Swat SBT-12 v.3, Swat SBT-15 v.3.

2022-12-02
Усилитель мощности Helix P ONE MK2.

Почитать

Много и сразу
Тест 12-канального усилителя со встроенным аудиопроцессором Hellion HAM12.80DSP

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (продолжение)

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (начало)

И снова про фарш и котлеты
Тестирование алгоритма подключения к штатным аудиосистемам новых усилителей Audison серии Forza

Про морского царя и зелёное земноводное
Тест головного устройства со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-100 Poseidon

Посмотреть

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Новое на форуме

Приветствую, есть усилитель Oris TA-400.4. Магнитола Aura AMH-77DSP Автомобиль Range Rover P38, в передних дверях внизу НЧ, выше СЧ, В . . . . .

Приветствую. Посоветуйте ВЧ и миды с сопротивлением 4 Ома для mosconi Gladen Pro 4 /10? . . . . .

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста что на фронт лучше Динамики Pioneer Carrozzeria TS-V017A , или морель темпо 6? Пионер бу , но вро . . . . .

Всем привет, подскажите по звуку, купил год назад teyes cc3, взамен штатной магнитоле в Hyundai solaris, теперь захотел поменять штатную а . . . . .

Всем привет! Вопрос не совсем по теме, но может кто сталкивался. Есть 2 ЗЯ внутри по 30 л - самодельные колоночки к ноутбуку. В них сейч . . . . .

Здравствуйте. Подскажите существенно ли будет нагреваться Eton mini 300.2 если к нему подключить сабвуфер 10 калибра ? . . . . .

Доброго дня! Мужчины, подскажите, пробовал кто нибудь подключать teyes cc3 с USB, через конвертор USB-Toslink, и если есть смысл, то какой . . . . .

Здравствуйте, господа! Вопрос технического характера; можно ли подключить к каждому из каналов 3 и 4 четырехканального усилителя GZRA 4H . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Blaupunkt GTA 475 →  С 2012 года стоит в автомобиле, на выходах 3-полосные KENWOOD динамики и PEEONE . . . . .

Акустика Helix C 6B Competition → Одни из лучших МИДов для двушки. Уверенно доигрывают до 4000/2. Играют в двери. . . . . .

Акустика Helix C 1T Competition → Поставил вместо EOS Al 267. Сначала существенной разницы не услышал и немного ра . . . . .

Усилитель Helix V EIGHT DSP MK2 → Согласен с предыдущим отзывом. Это один из лучших процессорных усилителей сейчас . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-4400BT → пользуюсь 10 лет. все супер!!! . . . . .

Акустика CDT Audio HD-62 → Хорошая акустика правда. В этих деньгах мало ей конкурентов. АЧХ в машине очень . . . . .

Автомагнитола Swat AHR-4180 → Блютуз соединение постоянно теряет, версия андроид старьё и не обновляется, пост . . . . .

Усилитель Helix M SIX → Шикарный 6- канальник за эти деньги. К нему можно подключить не только акустику, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70