Вариативность
Тест 3-полосных акустических систем Hertz серии Mille Legend: НЧ-динамиков Hertz ML 1800.3 и двухполосного СЧ/ВЧ звена с пассивными кроссоверами MLK 700.3


К акустике топовой серии Hertz Mille Legend я присматривался давно. Кое-что из этих компонентов довелось слышать в готовых системах, причём некоторые реально удивили своими возможностями. Но собрать комплект в лаборатории для детального изучения довелось только сейчас, и с удовольствием делюсь результатами проведённых исследований.

Вообще, серию Mille Legend правильней рассматривать не как набор готовых моделей акустики, а как «конструктор», из которого можно собрать нужную конфигурацию. Все компоненты продаются отдельно, можно составить набор для «поканалки», для системы на пассивных кроссах или, как в моём случае, – «полупоканалку»: НЧ звено к одной паре каналов, СЧ/ВЧ – к другой паре через пассивные кроссоверы. В общем, вариативность серии очень высокая.



И вот какой сетап попал на изучение. На мой взгляд, конфигурация интересная:
  • 7-дюймовые НЧ динамики Hertz ML 1800.3
  • 3-дюймовые СЧ динамики Hertz ML 700.3
  • 1,38-дюймовые твитеры Hertz ML 280.3
  • 2-полосный пассивный кроссовер для СЧ/ВЧ звена Hertz MLCX 2 TM.3


СЧ динамики и твитеры можно купить раздельно или вместе с пассивным кроссовером для «полупоканалки» (или, если хотите, для 2,5-полосной системы). В последнем случае комплект носит индекс Hertz MLK 700.3.

Первое знакомство, изучение конструкции



Начну с НЧ динамиков. Они необычны хотя бы тем, что имеют увеличенный размер – до 8 дюймов не дотягивают, но привычные 6,5 дюймов переросли. Формально они 180-милиметровые, в Elettromedia их относят к 7-дюймовым. Фактический внешний диаметр составляет 18,4 см, а посадочное отверстие – ровно 16 см. С такими размерами их можно назвать даже 7,2- или 7,3-дюймовыми.



Впрочем, диффузор здесь даже больше, чем ожидаешь от этого калибра и, пожалуй, уже ближе к 8-дюймовому. Обратите внимание, какой узкий остаётся фланец корзины, и как крепится к нему подвес. Эту геометрию в Elettromedia называют Boundary Free Surround, она позволяет сделать диффузор крупнее, чем с обычными подвесами. Плюс плавный переход от подвеса к самому конусу – это в какой-то степени позволяет погасить отражения механических напряжений, распространяющихся в конусе от центра к краям.



Сами диффузоры цельные, с фирменным экспоненциальным профилем V-Cone. Сделаны из целлюлозного композита с армирующими добавками длинных хлопковых волокон – их хорошо видно в целлюлозной фактуре с тыльной стороны.



Звуковая катушка крупная – 50 мм. К слову, у 6,5-дюймового ML 1650.3 более привычная 36-миллиметровая. Мотор построен на неодимовом магните, причём высота верхней шайбы магнитопровода (считай, рабочая длина звуковой катушки) составляет немалые 8 мм – это вообще как у некоторых сабвуферов (взять хотя бы недавний тест для примера). При этом намотка выходит за пределы магнитного зазора всего по 4 мм в каждую сторону. В общем, с контролем тут должен быть порядок.



Нижняя часть мотора довольно большая. Это сделано не столько для обеспечения хода, сколько для того, чтобы получить максимальную симметрию магнитного поля в зазоре. «Кривое» магнитное поле – одна из причин, почему иногда ультракомпактные магнитные системы на неодиме звучат хуже полноразмерных ферритовых при сопоставимых параметрах – плоские конструкции не позволяют сделать поле вокруг катушки абсолютно симметричным. Для наглядности раскопал в презентациях картинку Mille Legend в разрезе.



Обратите внимание, как сделано кольцо Фарадея – не в виде традиционного колпачка на керне, а в виде кольца вокруг нижней части катушки. Верхняя часть керна – тоже хитрой формы, с эдаким коническим раструбом. Всё это – опять же чтобы правильно сформировать магнитный поток.

В итоге хоть мотор и «неодимовый», но посадочная глубина динамика составляет 76 мм. Как плюс отмечу довольно широкие окна в корзине – эффекта воздушной подушки с тыльной стороны диффузора уж точно не возникнет.



Внутри мотора воздух «прокачивается» через осевой канал и окна под центрирующей шайбой. Кстати, обратил внимание при разминке динамика – струйных шумов в этой части почти не было, хотя диффузор ходил с амплитудой миллиметров 5.



Среднечастотники Hertz ML 700.3 выглядят уменьшенной копией своих «старших братьев». Внешний диаметр динамиков – 8,8 см, посадочная глубина – 4,3 см.



В них использованы те же диффузоры V-Cone из прессованной целлюлозы с хлопоквыми волокнами и полимерным покрытием с лицевой стороны. Крепление диффузора к звуковой катушке – через переходной конус. Тоже из прессованной целлюлозы с хлопком.



Диаметр звуковой катушки – 20 мм.



Моторы – опять же неодимовые, с крупными нижними элементами магнитопроводов. Охлаждение – осевой канал и окна под центрирующей шайбой.



И снова картинка в разрезе. Кольцо Фарадея здесь выполнено более привычным колпачком на керне. Если у ML1800.3 его основная задача – коррекция магнитного потока при больших смещениях катушки, то здесь – работа в СЧ/ВЧ диапазоне, отсюда и другая конструкция. А вы думали, что всё так просто?



Попутно отмечу весьма качественные алюминиевые литые грили, которые идут в комплекте и к ML 1800.3, и к ML 700.3.



В этой же стилистике выполнены и защитные дуги крупных твитеров Hertz ML 280.3. Описание называет их 35-миллиметровыми, хотя там же указан диаметр звуковой катушки – 28 мм, так что их с равным успехом можно назвать и 28-миллиметровыми. Хотя, подвесы в какой-то мере тоже влияют на излучение.



И ещё одна картинка внутреннего строения. Подкупольное пространство и тыловая камера заполнены двумя разными видами поглощающего материала. Описание говорит о наличии и здесь кольца Фарадея. Если присмотреться, оно как раз под подвесом, с внешней части катушки.



Куполы выполнены из традиционного для Hertz фирменного материала Tetolon (не путать с материалом Tetoron). Корпуса – литые алюминиевые, в руках держать приятно, солидные такие, увесистые. Внешний диаметр – 5,3 см.



Кроссоверы довольно крупные – 16 х 18,4 см и весом больше, чем по полкило каждый.





СЧ порезан сверху первым порядком. Плюс дополнительная цепь, именуемая Notch-фильтр, с переключателем и тремя вариантами коррекции. Потом посмотрим на измерениях, как он работает.



Твитер подрезан снизу вторым порядком. Аттенюатор с тремя положениями – «-2 дБ», «0 дБ» или «+2 дБ».



Измерение электромеханических параметров



Параметры в целом попали в заявку, разброс некритичный. Сначала держите графики импеданса и циферки, дальше пройдусь по каждому динамику.



Заявленные/фактические параметры НЧ динамиков Hertz ML 1800.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 11,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,22 / 6,25
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,43
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 27,5 г / 25,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,8 Тл м / 7,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0* дБ / 89,1 дБ


Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков Hertz ML 700.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 121 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л / 1,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,00 / 3,33
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,69
  • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,7 г / 2,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,3 Тл м / 3,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,0* дБ / 87,2 дБ


Hertz ML 1800.3 – настоящие мидбасовые динамики и даже с намёком на сабвуферные способности. Подвижки не самые лёгкие, но моторы могучие. Усилитель в НЧ полосу нужен соответствующий, я бы смотрел от 150 Вт на канал и выше. Динамики, как потом увидите, могут забираться в СЧ, но их лучше использовать в трёхполосках, причём с невысокой частотой раздела НЧ/СЧ. Почему – тоже увидите чуть дальше. Несмотря на низкую добротность, в корпусах им будет тесно, лучше ставить в двери.

Hertz ML 700.3 – всё как и полагается хорошим среднечастотникам: не слишком тяжёлые подвижки, силы моторов будет хватать для них с лихвой. В тесные объёмы я бы их тоже не зажимал, динамики должны свободно «дышать» своей тыльной стороной. Собственно, это и при прослушивании подтвердилось.

Анализ НЧ динамиков Hertz ML 1800.3



Сильные моторы обусловили низкую добротность и, соответственно, плавный спад АЧХ на нижней границе частотного диапазона. Бояться этого не нужно, в трёхполоске этот наклон легко выравнивается настройкой ФНЧ на стыке с СЧ звеном – выбором частоты среза не выше 250-300 Гц и крутизны не выше 12 дБ/октава. В результате выравниваем АЧХ и получаем отличный контролируемый бас.



В подвижных системах резонансы практически отсутствуют. Есть какие-то робкие возмущения в районе 500 Гц и немногим выше 1 кГц, но они особой погоды не делают. Зато посмотрите какая линейка от 50 до 400 Гц – а это, на минуточку, основной диапазон для этих динамиков.



С гармоническими искажениями всё выглядит прилично, хотя тут никакого криминала и не ожидалось.



Анализ СЧ динамиков Hertz ML 700.3



А ведь это не среднечастотники, а настоящие широкополосники. В позапрошлом году довелось послушать соревновательную систему в Audi Игоря Мазова («Автоблюз», Саранск). Hertz ML 700.3 стояли по штатным местам в панели с направлением вверх и играли на отражение от стекла. Каково же было удивление, когда я узнал, что система без твитеров, ведь абсолютно никакого недостатка на ВЧ не ощущалось.



И обратите внимание, ни одного фазового перепада, который говорил бы о резонансах в подвижке. То есть, абсолютно чистое звучание на СЧ и практически во всём информативном диапазоне ВЧ. Первые более-менее заметные колебания фазы – лишь выше 5 кГц, но и то это, скорее, размеры диффузора начинают сказываться.



Искажения совсем смешные. С понижением частоты их рост начинается лишь ниже 200 Гц. В общем, динамиков с таким реальным рабочим частотным диапазоном – ещё поискать. Впечатлён.



Анализ твитеров Hertz ML 280.3



Собственная АЧХ твитеров достаточно ровная. Мотор хорошо удерживает купол от неконтролируемых колебаний с понижением частоты, так что никаких артефактов даже вблизи резонанса.



Редкая ситуация, когда немаленький, в общем-то, купол не проявляет никаких признаков нежёсткости и не начинает «идти волной». Как результат – ровная и красивая фазовая характеристика.



В принципе, по имеющимся характеристикам уже можно предположить, что твитеры дают немалую свободу настройки – частоту ФВЧ можно спокойно опускать до неприличных значений, не опасаясь, что начнётся резь на ВЧ. Измерение гармонических искажений это только подтвердило – с понижением частоты искажения растут плавно, и 1-процентную отметку пересекают вообще где-то ниже 1 кГц.



Работа СЧ/ВЧ звена с пассивным кроссовером MLCX 2 TM.3



Поскольку в лаборатории оказались не только сами динамики, но и пассивный кроссовер для «полупоканалки», не упустил возможность изучить и его тоже. Импедансные кривые СЧ/ВЧ звена при включении через пасскросс выглядят следующим образом:



С уровнями твитера всё понятно, а вот работа Notch-фильтра пока неочевидна, нужно смотреть АЧХ. Единственное, что можно сказать наверняка – с ним нужно быть осторожнее, при включении коррекции импеданс на СЧ проседает, что немного повышает нагрузку на усилитель. До критичных значений ещё далеко, но сей факт лучше держать в голове при настройке системы.

АЧХ сначала снял в «нулевом» положении переключателя Notch, твитер подключен к клеммам «0 дБ». Для полноты картины АЧХ снял раздельно для каждого излучателя и под разными углами и свёл для удобства на один график.



А теперь наглядно работа переключателя Notch в СЧ звене. Описание говорит о нём следующее (практически дословно): «Обеспечивает коррекцию АЧХ в зависимости от расположения СЧ динамика и того, какой выбран НЧ-динамик». В общем, ставим, слушаем и выбираем (или не выбираем) нужный вариант коррекции на слух.



С уровнями твитера в этом смысле всё более предсказуемо.



Коротко по делу



Расписывать звучание комплекта в деталях не стану, в конечной системе всё будет зависеть от взаимного расположения излучателей, самого салона и «ушастости» настройщика. Но отмечу общие характерные моменты, которые имеют практическую ценность при подборе системы.

Hertz ML 1800.3 – крайне интересные мидбасовые динамики для трёхполоски. Несмотря на увеличенный калибр, сабвуфер собой не заменяют, но стыковать с сабом можно низко. Бас разборчивый, «подвижный», ни грамма гудения, никакого лишнего «жира», но и не откровенно сухой. Требуют хороших, мощных усилителей, способных «таскать тяжести». Оптимальное оформление – хорошо подготовленные двери.

Hertz ML 700.3 – на сегодняшний день одни из лучших среднечастотников, побывавших в лаборатории. По факту являются широкополосными динамиками, что подтверждено не только инструментальными измерениями, но и практикой (да ещё и в чемпионском соревновательном проекте). Снизу можно смело подрезать от 250-300 Гц, сверху – как душа пожелает.

Hertz ML 280.3 – абсолютно ровные и нейтральные по своему характеру твитеры. Позволяют тонко отловить разницу при смене усилителей, источников и даже при подключении разных кабелей. Хорошо показывают себя не только в трёхполосках, но и в двушках, причём спокойно работают даже с низкими (по меркам твитеров) частотами раздела.

Hertz MLK 700.3 – двухполосное СЧ/ВЧ звено с пассивным кроссовером MLCX 2 TM.3. Логичный выбор, когда нужно сэкономить на усилителях и подключить СЧ и ВЧ к одной паре каналов. И ещё когда нет уверенности, что получится грамотно срастить СЧ и ВЧ полосы в поканалке – пассивные кроссоверы автоматически закрывают этот вопрос. А ещё их можно использовать в красивом инсталле.

  • Динамики работают в своих диапазонах с выдающейся линейностью
  • Динамики позволяют очень гибко настраивать стыковку полос
  • Hertz ML 700.3 умеют работать как полноценные широкополосники
  • Твитеры имеют детальное и при этом нейтральное по характеру звучание
  • Разборчивое, контролируемое звучание Hertz ML 1800.3 на НЧ
  • НЧ-динамики позволяют низко настраивать стык с сабвуфером

  • Hertz ML 1800.3 полностью раскроют себя только в 3-полосных системах
  • Как всегда, НЧ динамики требуют бескомпромиссной подготовки дверей



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70