Вариативность
Тест 3-полосных акустических систем Hertz серии Mille Legend: НЧ-динамиков Hertz ML 1800.3 и двухполосного СЧ/ВЧ звена с пассивными кроссоверами MLK 700.3


К акустике топовой серии Hertz Mille Legend я присматривался давно. Кое-что из этих компонентов довелось слышать в готовых системах, причём некоторые реально удивили своими возможностями. Но собрать комплект в лаборатории для детального изучения довелось только сейчас, и с удовольствием делюсь результатами проведённых исследований.

Вообще, серию Mille Legend правильней рассматривать не как набор готовых моделей акустики, а как «конструктор», из которого можно собрать нужную конфигурацию. Все компоненты продаются отдельно, можно составить набор для «поканалки», для системы на пассивных кроссах или, как в моём случае, – «полупоканалку»: НЧ звено к одной паре каналов, СЧ/ВЧ – к другой паре через пассивные кроссоверы. В общем, вариативность серии очень высокая.



И вот какой сетап попал на изучение. На мой взгляд, конфигурация интересная:
  • 7-дюймовые НЧ динамики Hertz ML 1800.3
  • 3-дюймовые СЧ динамики Hertz ML 700.3
  • 1,38-дюймовые твитеры Hertz ML 280.3
  • 2-полосный пассивный кроссовер для СЧ/ВЧ звена Hertz MLCX 2 TM.3


СЧ динамики и твитеры можно купить раздельно или вместе с пассивным кроссовером для «полупоканалки» (или, если хотите, для 2,5-полосной системы). В последнем случае комплект носит индекс Hertz MLK 700.3.

Первое знакомство, изучение конструкции



Начну с НЧ динамиков. Они необычны хотя бы тем, что имеют увеличенный размер – до 8 дюймов не дотягивают, но привычные 6,5 дюймов переросли. Формально они 180-милиметровые, в Elettromedia их относят к 7-дюймовым. Фактический внешний диаметр составляет 18,4 см, а посадочное отверстие – ровно 16 см. С такими размерами их можно назвать даже 7,2- или 7,3-дюймовыми.



Впрочем, диффузор здесь даже больше, чем ожидаешь от этого калибра и, пожалуй, уже ближе к 8-дюймовому. Обратите внимание, какой узкий остаётся фланец корзины, и как крепится к нему подвес. Эту геометрию в Elettromedia называют Boundary Free Surround, она позволяет сделать диффузор крупнее, чем с обычными подвесами. Плюс плавный переход от подвеса к самому конусу – это в какой-то степени позволяет погасить отражения механических напряжений, распространяющихся в конусе от центра к краям.



Сами диффузоры цельные, с фирменным экспоненциальным профилем V-Cone. Сделаны из целлюлозного композита с армирующими добавками длинных хлопковых волокон – их хорошо видно в целлюлозной фактуре с тыльной стороны.



Звуковая катушка крупная – 50 мм. К слову, у 6,5-дюймового ML 1650.3 более привычная 36-миллиметровая. Мотор построен на неодимовом магните, причём высота верхней шайбы магнитопровода (считай, рабочая длина звуковой катушки) составляет немалые 8 мм – это вообще как у некоторых сабвуферов (взять хотя бы недавний тест для примера). При этом намотка выходит за пределы магнитного зазора всего по 4 мм в каждую сторону. В общем, с контролем тут должен быть порядок.



Нижняя часть мотора довольно большая. Это сделано не столько для обеспечения хода, сколько для того, чтобы получить максимальную симметрию магнитного поля в зазоре. «Кривое» магнитное поле – одна из причин, почему иногда ультракомпактные магнитные системы на неодиме звучат хуже полноразмерных ферритовых при сопоставимых параметрах – плоские конструкции не позволяют сделать поле вокруг катушки абсолютно симметричным. Для наглядности раскопал в презентациях картинку Mille Legend в разрезе.



Обратите внимание, как сделано кольцо Фарадея – не в виде традиционного колпачка на керне, а в виде кольца вокруг нижней части катушки. Верхняя часть керна – тоже хитрой формы, с эдаким коническим раструбом. Всё это – опять же чтобы правильно сформировать магнитный поток.

В итоге хоть мотор и «неодимовый», но посадочная глубина динамика составляет 76 мм. Как плюс отмечу довольно широкие окна в корзине – эффекта воздушной подушки с тыльной стороны диффузора уж точно не возникнет.



Внутри мотора воздух «прокачивается» через осевой канал и окна под центрирующей шайбой. Кстати, обратил внимание при разминке динамика – струйных шумов в этой части почти не было, хотя диффузор ходил с амплитудой миллиметров 5.



Среднечастотники Hertz ML 700.3 выглядят уменьшенной копией своих «старших братьев». Внешний диаметр динамиков – 8,8 см, посадочная глубина – 4,3 см.



В них использованы те же диффузоры V-Cone из прессованной целлюлозы с хлопоквыми волокнами и полимерным покрытием с лицевой стороны. Крепление диффузора к звуковой катушке – через переходной конус. Тоже из прессованной целлюлозы с хлопком.



Диаметр звуковой катушки – 20 мм.



Моторы – опять же неодимовые, с крупными нижними элементами магнитопроводов. Охлаждение – осевой канал и окна под центрирующей шайбой.



И снова картинка в разрезе. Кольцо Фарадея здесь выполнено более привычным колпачком на керне. Если у ML1800.3 его основная задача – коррекция магнитного потока при больших смещениях катушки, то здесь – работа в СЧ/ВЧ диапазоне, отсюда и другая конструкция. А вы думали, что всё так просто?



Попутно отмечу весьма качественные алюминиевые литые грили, которые идут в комплекте и к ML 1800.3, и к ML 700.3.



В этой же стилистике выполнены и защитные дуги крупных твитеров Hertz ML 280.3. Описание называет их 35-миллиметровыми, хотя там же указан диаметр звуковой катушки – 28 мм, так что их с равным успехом можно назвать и 28-миллиметровыми. Хотя, подвесы в какой-то мере тоже влияют на излучение.



И ещё одна картинка внутреннего строения. Подкупольное пространство и тыловая камера заполнены двумя разными видами поглощающего материала. Описание говорит о наличии и здесь кольца Фарадея. Если присмотреться, оно как раз под подвесом, с внешней части катушки.



Куполы выполнены из традиционного для Hertz фирменного материала Tetolon (не путать с материалом Tetoron). Корпуса – литые алюминиевые, в руках держать приятно, солидные такие, увесистые. Внешний диаметр – 5,3 см.



Кроссоверы довольно крупные – 16 х 18,4 см и весом больше, чем по полкило каждый.





СЧ порезан сверху первым порядком. Плюс дополнительная цепь, именуемая Notch-фильтр, с переключателем и тремя вариантами коррекции. Потом посмотрим на измерениях, как он работает.



Твитер подрезан снизу вторым порядком. Аттенюатор с тремя положениями – «-2 дБ», «0 дБ» или «+2 дБ».



Измерение электромеханических параметров



Параметры в целом попали в заявку, разброс некритичный. Сначала держите графики импеданса и циферки, дальше пройдусь по каждому динамику.



Заявленные/фактические параметры НЧ динамиков Hertz ML 1800.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 11,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,22 / 6,25
  • Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,43
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 27,5 г / 25,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,8 Тл м / 7,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,0* дБ / 89,1 дБ


Заявленные/фактические параметры СЧ динамиков Hertz ML 700.3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 110 Гц / 121 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л / 1,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,00 / 3,33
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / 0,69
  • Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,58
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,7 г / 2,4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,3 Тл м / 3,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом / 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,0* дБ / 87,2 дБ


Hertz ML 1800.3 – настоящие мидбасовые динамики и даже с намёком на сабвуферные способности. Подвижки не самые лёгкие, но моторы могучие. Усилитель в НЧ полосу нужен соответствующий, я бы смотрел от 150 Вт на канал и выше. Динамики, как потом увидите, могут забираться в СЧ, но их лучше использовать в трёхполосках, причём с невысокой частотой раздела НЧ/СЧ. Почему – тоже увидите чуть дальше. Несмотря на низкую добротность, в корпусах им будет тесно, лучше ставить в двери.

Hertz ML 700.3 – всё как и полагается хорошим среднечастотникам: не слишком тяжёлые подвижки, силы моторов будет хватать для них с лихвой. В тесные объёмы я бы их тоже не зажимал, динамики должны свободно «дышать» своей тыльной стороной. Собственно, это и при прослушивании подтвердилось.

Анализ НЧ динамиков Hertz ML 1800.3



Сильные моторы обусловили низкую добротность и, соответственно, плавный спад АЧХ на нижней границе частотного диапазона. Бояться этого не нужно, в трёхполоске этот наклон легко выравнивается настройкой ФНЧ на стыке с СЧ звеном – выбором частоты среза не выше 250-300 Гц и крутизны не выше 12 дБ/октава. В результате выравниваем АЧХ и получаем отличный контролируемый бас.



В подвижных системах резонансы практически отсутствуют. Есть какие-то робкие возмущения в районе 500 Гц и немногим выше 1 кГц, но они особой погоды не делают. Зато посмотрите какая линейка от 50 до 400 Гц – а это, на минуточку, основной диапазон для этих динамиков.



С гармоническими искажениями всё выглядит прилично, хотя тут никакого криминала и не ожидалось.



Анализ СЧ динамиков Hertz ML 700.3



А ведь это не среднечастотники, а настоящие широкополосники. В позапрошлом году довелось послушать соревновательную систему в Audi Игоря Мазова («Автоблюз», Саранск). Hertz ML 700.3 стояли по штатным местам в панели с направлением вверх и играли на отражение от стекла. Каково же было удивление, когда я узнал, что система без твитеров, ведь абсолютно никакого недостатка на ВЧ не ощущалось.



И обратите внимание, ни одного фазового перепада, который говорил бы о резонансах в подвижке. То есть, абсолютно чистое звучание на СЧ и практически во всём информативном диапазоне ВЧ. Первые более-менее заметные колебания фазы – лишь выше 5 кГц, но и то это, скорее, размеры диффузора начинают сказываться.



Искажения совсем смешные. С понижением частоты их рост начинается лишь ниже 200 Гц. В общем, динамиков с таким реальным рабочим частотным диапазоном – ещё поискать. Впечатлён.



Анализ твитеров Hertz ML 280.3



Собственная АЧХ твитеров достаточно ровная. Мотор хорошо удерживает купол от неконтролируемых колебаний с понижением частоты, так что никаких артефактов даже вблизи резонанса.



Редкая ситуация, когда немаленький, в общем-то, купол не проявляет никаких признаков нежёсткости и не начинает «идти волной». Как результат – ровная и красивая фазовая характеристика.



В принципе, по имеющимся характеристикам уже можно предположить, что твитеры дают немалую свободу настройки – частоту ФВЧ можно спокойно опускать до неприличных значений, не опасаясь, что начнётся резь на ВЧ. Измерение гармонических искажений это только подтвердило – с понижением частоты искажения растут плавно, и 1-процентную отметку пересекают вообще где-то ниже 1 кГц.



Работа СЧ/ВЧ звена с пассивным кроссовером MLCX 2 TM.3



Поскольку в лаборатории оказались не только сами динамики, но и пассивный кроссовер для «полупоканалки», не упустил возможность изучить и его тоже. Импедансные кривые СЧ/ВЧ звена при включении через пасскросс выглядят следующим образом:



С уровнями твитера всё понятно, а вот работа Notch-фильтра пока неочевидна, нужно смотреть АЧХ. Единственное, что можно сказать наверняка – с ним нужно быть осторожнее, при включении коррекции импеданс на СЧ проседает, что немного повышает нагрузку на усилитель. До критичных значений ещё далеко, но сей факт лучше держать в голове при настройке системы.

АЧХ сначала снял в «нулевом» положении переключателя Notch, твитер подключен к клеммам «0 дБ». Для полноты картины АЧХ снял раздельно для каждого излучателя и под разными углами и свёл для удобства на один график.



А теперь наглядно работа переключателя Notch в СЧ звене. Описание говорит о нём следующее (практически дословно): «Обеспечивает коррекцию АЧХ в зависимости от расположения СЧ динамика и того, какой выбран НЧ-динамик». В общем, ставим, слушаем и выбираем (или не выбираем) нужный вариант коррекции на слух.



С уровнями твитера в этом смысле всё более предсказуемо.



Коротко по делу



Расписывать звучание комплекта в деталях не стану, в конечной системе всё будет зависеть от взаимного расположения излучателей, самого салона и «ушастости» настройщика. Но отмечу общие характерные моменты, которые имеют практическую ценность при подборе системы.

Hertz ML 1800.3 – крайне интересные мидбасовые динамики для трёхполоски. Несмотря на увеличенный калибр, сабвуфер собой не заменяют, но стыковать с сабом можно низко. Бас разборчивый, «подвижный», ни грамма гудения, никакого лишнего «жира», но и не откровенно сухой. Требуют хороших, мощных усилителей, способных «таскать тяжести». Оптимальное оформление – хорошо подготовленные двери.

Hertz ML 700.3 – на сегодняшний день одни из лучших среднечастотников, побывавших в лаборатории. По факту являются широкополосными динамиками, что подтверждено не только инструментальными измерениями, но и практикой (да ещё и в чемпионском соревновательном проекте). Снизу можно смело подрезать от 250-300 Гц, сверху – как душа пожелает.

Hertz ML 280.3 – абсолютно ровные и нейтральные по своему характеру твитеры. Позволяют тонко отловить разницу при смене усилителей, источников и даже при подключении разных кабелей. Хорошо показывают себя не только в трёхполосках, но и в двушках, причём спокойно работают даже с низкими (по меркам твитеров) частотами раздела.

Hertz MLK 700.3 – двухполосное СЧ/ВЧ звено с пассивным кроссовером MLCX 2 TM.3. Логичный выбор, когда нужно сэкономить на усилителях и подключить СЧ и ВЧ к одной паре каналов. И ещё когда нет уверенности, что получится грамотно срастить СЧ и ВЧ полосы в поканалке – пассивные кроссоверы автоматически закрывают этот вопрос. А ещё их можно использовать в красивом инсталле.

  • Динамики работают в своих диапазонах с выдающейся линейностью
  • Динамики позволяют очень гибко настраивать стыковку полос
  • Hertz ML 700.3 умеют работать как полноценные широкополосники
  • Твитеры имеют детальное и при этом нейтральное по характеру звучание
  • Разборчивое, контролируемое звучание Hertz ML 1800.3 на НЧ
  • НЧ-динамики позволяют низко настраивать стык с сабвуфером

  • Hertz ML 1800.3 полностью раскроют себя только в 3-полосных системах
  • Как всегда, НЧ динамики требуют бескомпромиссной подготовки дверей



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-03-24
Сабвуфер Hertz CBA 250.

2023-03-24
Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW.

2023-03-23
Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR.

2023-03-23
Акустика Aura : Aura Venom-65, Aura Venom-80, Aura Venom-T7N.

2023-03-23
Усилители Aura: Aura Storm-D1.1000, Aura Storm-D1.600, Aura Storm-D1.800, Aura Storm-D4.120, Aura Storm-D4.150, Aura Storm-D4.200, Aura Storm-D4.300.

2023-03-22
Сабвуферы Kicx: Kicker 48TCWRT102, Kicker 48TCWRT122, Kicker 48TCWRT672, Kicker 48TCWRT82.

Почитать

Лёгкий или тяжёлый
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB

Не по размерам басовитый
Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10

Концепция лёгкости
Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0

Другая платформа
Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM

Ближе к народу
Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . .

Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165 Двухканальн . . . . .

Доброго здравия уважаемые форумчане! Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера. Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . .

Всем доброго времени суток. Купил VW Polo. Штатную магнитолу выкинул, взамен приобрёл Kenwood KMM-304Y. Посоветуйте фронт. Усилок пока при . . . . .

Всем привет. Посоветуйте хорошие 4х канальный усилители для мидов и саба,желательно аб класса,с 2мя и более блоками питания.Ну и чтоб не с . . . . .

Подскажите, пожалуйста, с выбором акустики. Моя система: ГУ Kenwood KMM BT306, усилитель URAL BV 4.70, активный саб URAL cube. Понравились . . . . .

Есть ли сейчас какие-то бюджетные варианты до 12 тыс (комплект) твитер + мид для поканального подключения? . . . . .

Приветствую! Подскажите пожалуйста, какой из нижеперечисленных сабов 10" лучше сыграет в ЗЯ 20 литров. От усилителя Eton Mini 300.2. 1 . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб . . . . .

Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . .

Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . .

Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . .

Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . .

Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . .

Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги. Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70