С учётом специфики
Тест «морского» 8-канального усилителя со встроенным 9-канальным процессором Hertz HMD8 DSP


Этот усилитель появился в продаже совсем недавно, на изучение в лабораторию попал один из первых серийных экземпляров, приехавших в Россию. Намётанный взгляд наверняка уловит сходство с 8-канальным процессорным Audison Prima Forza – модель AP F8.9 bit (кто не в курсе, Hertz и Audison принадлежат итальянскому концерну Elettromedia). И да – он действительно сделан на его базе. Но на деле HMD8 DSP оказался абсолютно другим, причём в некоторых моментах это немало удивило.

Дело не только в «морском» исполнении Hertz, тут и настроечный софт работает по-другому, и, чего совсем не ожидал, усилительная часть тоже показала немного иные характеристики. Попробую всё «разложить по полочкам».



Первым делом, о цене. На момент теста Hertz HMD8 DSP стоит 113000 рублей. Усилитель производится в Италии, на фабрике Elettromedia в городке Кастельфидардо. Там же делаются все процессоры и процессорные усилители Audison Prima, а ещё – Audison Thesis.

Первое знакомство с усилителем, конструкция



Начну с «анпакинга». В комплекте идёт карта eID – программа подтверждения подлинности продукции Elettromedia. Можно отсканировать QR-код и получить информацию об усилителе, и эта же карта используется техподдержки на официальном сайте Hertz.



В коробе обнаружился компакт-диск, но из полезного на нём – лишь треки с тестовыми сигналами. Версия настроечного софта Hertz Navigator – 1.0.0.0, в то время как на официальном сайте на момент теста уже 1.1.0.0. Так что откладываем диск в сторонку и качаем программу с сайта. Предположу, что в следующих поставках CD могут исключить из комплекта.



Кабели подключения к источнику, выходные «хвосты», USB-кабель для подключения к ноутбуку – всё это тоже идёт в комплекте. К слову, обратите внимание, около разъёмов имеются фиксаторы, сцепляющие провода между собой, – защита от тех, кто любит выдёргивать разъёмы не за фишки, а за провода (ну вы же так не делаете, правда?).



Все разъёмы и терминалы сведены на одну сторону корпуса, сама панель подключений перешла в Hertz HMD8 DSP прямиком от Audison AP F8.9 bit. Разъём DRC обозначен в описании «for future use», но было бы интересно попробовать его с «аудисоновским» пультом, жаль, под рукой не оказалось.



Впрочем, пульт – в любом случае штука сухопутная, а вот крупный трёхпозиционный переключатель в комплекте – чисто «морская» фича Hertz. С его помощью можно быстро менять настроечные пресеты (их, понятное дело, тоже три). Подключается к плюсовому проводу и разъёму Control. По сути, он просто подаёт (или не подаёт) управляющее напряжение на входы Control 1 и Control 2.



Потом пробовал его в деле – прикольная штука. Можно настроить пресеты для разных зон прослушивания, и потом, переходя из одной в другую, просто щёлкать им, и звук сразу будет меняться. Но об этом чуть дальше, понятие пресетов здесь не как у автомобильных процессоров.

Заглядываю внутрь. Монтаж практически весь сосредоточен на одной стороне платы. Силовые ключи и драйверы D-класса прижимаются через термопрокладки к внутренним «стойкам» на корпусе, отводящим от них тепло. Процессорная часть вынесена на единственную во всём усилителе субплату. Меньше соединений – выше надёжность.



Платы имеют конформное покрытие – после монтажа дополнительно покрыты защитным лаком. Разумеется, за исключением элементов, которые прижимаются к радиаторам. Звуковая часть построена на драйверах IRS2093M в связке с DirectFET ключами IRF6668.



Блок питания по размерам небольшой, но, как показали измерения, его хватает, чтобы обеспечить заявленную мощность. Усилитель, в общем-то, ни разу не хилый.



А это – субплата процессора. Как и в серии Audison Prima, в ней используется проверенный чип CS47048 от Cirrus Logic. В Elettromedia как-то умеют его готовить и получать очень даже интересное звучание.



Собираю всё обратно, перехожу к изучению настроечных фич, измерениям и прослушиванию.

Конфигурирование и основная настройка



Первым делом, обращу внимание на селектор предустановленных вариантов конфигурации системы Presets (не путать с настроечными пресетами). Он позволяет запустить систему, даже не подключая компьютер – ставим крутилку на нужное положение, и процессор встаёт в соответствующую конфигурацию. Возможные варианты есть в инструкции, здесь приводить не буду.



По умолчанию селектор стоит в положении «0» – настройка системы вручную через программу управления Hertz Navigator. Саму программу лучше скачать с официального сайта, там всегда лежит последняя версия.



Первое, что сразу обращает внимание – если в прочих процессорах от Elettromedia конфигурация задаётся отдельной пошаговой процедурой, то в Hertz HMD8 DSP от этой традиции отошли, здесь каналы назначаются и компонуются вручную. Возможностей много, первое время даже запутаться можно.

Хорошо, что рядом с каждой функцией есть кнопка Help (со значком вопроса) – при её нажатии программа открывает соответствующий раздел руководства. Ну и на треугольник с восклицательным знаком внизу справа тоже можно кликать – он показывает, если что-то в системе сделано криво.



Теперь непосредственно к возможностям ПО. Обратите внимание, практически в каждом окне программы имеются кнопки с изображением ручки. Вот это и есть основной инструмент настройки – от смены названий (каналов, зон, источников – всему можно дать своё имя) до компоновки выходных каналов в зоны, мостового объединения каналов или простого линкования для параллельной настройки.



Хотя нет, линкование тут тоже непростое, можно выбрать, что именно будет настраиваться параллельно – громкость, кроссовер, эквалайзер – в любых сочетаниях или всё разом. Плюс ко всему этому можно объединять каналы в группы (независимо от зон и линков) и, к примеру, регулировать отдельно уровни в этих группах. Главное, сразу дать всему осмысленные названия, чтобы не запутаться.

Для примера распределил каналы на две зоны – палубную (каналы 1, 2, 3, 4 и сабвуфер) и тауэрную (каналы 5, 6, 7, 8 в два моста). Пресеты обозвал «На стоянке», «На ходу», «На берегу», а входные каналы назвал по тому, как они обозначены на головном устройстве.



После настройки выходные каналы отображаются не кучей, а по зонам. К примеру, чтобы настроить зону тауэрной акустики, переключаемся на неё, и видим только нужные нам каналы.



Не стану вдаваться совсем в мелочи, чтобы не превратиться в занудную инструкцию, отмечу лишь некоторые важные моменты.

Чувствительность входных каналов. Настраивается выбором значения из выпадающего меню. Через дробь – на линейных / высокоуровневых входах. Имеются индикаторы клипа – удобная штука в иных случаях.



Маршрутизация входов-выходов. Настраивается по обычному матричному принципу, но есть примечательная особенность – можно не просто указывать на какой канал что пойдёт, но и вычитать сигналы одних каналов из других.



Фильтры. Вплоть до 60 дБ/октава (!!!) с выбором характеристики (плавность перехода от плоской части АЧХ к наклонной) – Баттерворта, Линквица-Райли, Бесселя, Чебышева. А ещё – фильтр QLP (Quasi Linear Phase Filter).



По правде говоря, сначала заинтересовал фильтр QLP, хотел привести АЧХ и ФЧХ при его включении. Но потом решил, что лезть в дебри будет лишним, поэтому коротко и в двух словах – фильтр с очень плавным переходом от ровного участка АЧХ к наклонному и, соответственно, минимальными фазовыми искажениями. Крутизна – только 6 или 12 дБ/октава.



Да, кстати, в фильтрах есть особенность, которая перешла в Hertz HMD8 DSP из Audison Forza – при одновременном включении ФВЧ и ФНЧ тип фильтра для обоих будет одинаковым (хотя крутизну можно выбрать разную).

Основной эквалайзер. 10-полосный, на выбор – графический или параметрический. Наверняка заметили, что, как и в других процессорах от Elettromedia, Hertz HMD8 DSP позволяет оценить результат «сложения» сигналов с учётом фильтров и фазировки. Это не прогноз реальной АЧХ, а учёт на уровне электрического сигнала, но иногда он тоже помогает при настройке. При желании картинку можно отобразить покрупнее.



Задержки. Вот тут поначалу непривычно – задержки выставляются через так называемый MINI MAP. На виртуальной «карте» прямо мышкой растаскиваем динамики относительно центра зоны, и получаем задержки относительно самого дальнего из них.



И сразу же указываем, для какого источника эти задержки будут актуальны. Например, для зоны палубы логично указать основное головное устройство. А если слушать музыку с берега, можно использовать, к примеру, смартфон по Bluetooth (на том же AliExpress полно Bluetooth-приёмников с выходом SPDIF).



Но это не единственный способ выставления задержек. Есть и второй, он связан с пресетами.

Особенности программирования пресетов



Вынес эту тему отдельно, потому что в Hertz HMD8 DSP пресеты работают иначе, нежели в автомобильных процессорах. Если там в памяти сохраняются почти полные конфигурации процессора (эквалайзер, фильтры, задержки и всё такое прочее), то здесь есть основные настройки, а пресеты – это дополнения к ним.

В каждом пресете можно сделать три вещи: подправить общую АЧХ (относительно уже выставленной в основном эквалайзере), скорректировать уровни по каналам (опять же, относительно исходных) и поменять задержки. Не обязательно всё разом, можно что-то на выбор. Заметьте, фильтры в этом списке отсутствуют, они относятся к основным настройкам, и смена пресетов их не касается.



Правда, есть один тонкий момент. Смотрите, если мы хотим задействовать в пресете дополнительный эквалайзер, он не заменяет основной, а корректирует сигнал «поверх» него. Если ставим галочку для уровней, то тоже указываем разницу с основными настройками. А вот задержки для каждого пресета не дополняют и не корректируют, а заменяют собой те, что выставлены в основных настройках на MINI MAP.

Уфф, вроде бы по всем основным особенностям прошёлся. В частности не полезу, на то есть инструкция. А для тех, кто предпочитает видео, на канале Hertz в YouTube есть весьма толковое видеопособие по работе с Hertz Navigator.

Разве что отмечу ещё одну понравившуюся фичу – при настройке можно сохранять всю конфигурацию процессора на текущий момент времени и потом, если что-то пойдёт не так, просто откатиться к этому состоянию. Но это в пределах текущей настроечной сессии, в памяти процессора или в файлах на компьютере эти «точки восстановления» не сохраняются.

Измерения



Перехожу к изучению усилительной части. На малых уровнях сигнала паразитные гармоники едва просматриваются, да и при повышении уровня сильно не буйствуют. Обычно D-класс ведёт себя грубее, так что зачтём в плюсы.



При подаче двухтональных сигналов спектры не превращаются в «расчёски». Пока впечатления от работы усилителя приятные.



Как всегда, смотрю распределение гармонических искажений по спектру. Вторая и третья гармоники плюс-минус одного порядка.



График искажений от мощности преподнёс сюрприз. Вернее, подтвердил увиденное на спектрограммах – на малых уровнях сигнала искажения не взлетают вверх, как это часто бывает у D-класса. Иными словами, Hertz деликатно обходится с тонкими нюансами звучания, чего от «морского» усилителя как-то даже не ожидаешь.



При снятии этой характеристики нагружал 4 канала из 8. Формальные показатели мощности при этом получились следующими:

  • Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) < 0,04%
  • Коэффициент гармонических искажений (2 Ом, P=0,1Pmax) < 0,15%

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 106 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 148 Вт

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 138 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 224 Вт


А что со звучанием?



Оно, конечно, увертюры и симфонии при покатушках на свежем воздухе никто не включает, но усилитель оказался совсем не простым. Как говорится, умеет и может. Постараюсь коротко описать его характер.

Первым делом, обратил внимание на бас. Не совсем, может, правильный с аудиофильской точки зрения, с «жирком», но какой-то вкусный, и чуть прибавить – хорошо пробивает в грудь. На бодрой ритмичной музыке получается очень эмоционально, с вялыми усилителями такого плотного удара не получаешь. К тому же Hertz не начинает делать мешанину из звуков на высокой громкости.

В остальном звуковая подача спокойная, но не тусклая, без особой зажатости, музыка слушается легко. Не аудиофильски тёплая, но и не колючая – относительно нейтральная. В общем, нормальный усилитель с хорошим запасом энергетики и лёгким акцентом на бас.

Коротко по делу



Признаюсь, мне Hertz HMD8 DSP понравился: умеет больше, чем ожидаешь от «морской» техники. Звучит бодро и энергично. К тому же made in Italy, для многих это тоже важно. Хоть и построен на базе Audison AP F8.9 bit, но своей концепцией заметно отличается от него – встроенный процессор адаптирован именно под судовое применение. Да, настройка требует привыкания, особенно в части компоновки системы, некоторые вещи доходят, только если заглянуть в инструкцию. Но как только вникаешь в логику – всё встаёт на свои места.

Прикольная фишка – трёхпозиционный переключатель для смены пресетов. Пошёл с палубы в рубку – щёлкнул переключателем – и вот уже звук настроен по-другому. Решил сойти на берег – щёлкнул ещё раз – звук настроен на пространство вне судна. Поначалу не совсем понимал, зачем в судовой системе нужен DSP, но познакомившись поближе с HMD8 DSP, проникся. Короче, серьёзный усилитель для серьёзных систем.

  • Хороший запас мощности
  • Каналы можно включать мостом
  • Настройки адаптированы именно для судового применения
  • Большая гибкость в выборе конфигурации систем

  • Нет отдельного AUX входа
  • «Судовая» логика настройки требует привыкания
  • Есть небольшие ограничения на выбор типа фильтров кроссовера



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2021-01-20
Акустика Oris FT-T19.

2021-01-19
Магнитолы Alpine: Alpine iLX-407, Alpine iLX-F409, Alpine iLX-F411.

2021-01-18
Усилитель мощности Audio System Italy AU 75.4.

2021-01-18
Сабвуфер Audio System Italy AE-12.

2021-01-18
Акустика Steg SQL650C.

2021-01-18
Акустика JBL Shock Wave 4T.

Почитать

Уложиться в бюджет
Тест компонентных акустических систем Vibe SLICK6SQC-V9

С учётом специфики
Тест «морского» 8-канального усилителя со встроенным 9-канальным процессором Hertz HMD8 DSP

Решение для сложного формата
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Best Balance D8C

SQ без стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика RS Audio A10 DVC

Не с нуля, но по-новому
Тест 2-полосных компонентных акустических систем АК

Посмотреть

Аудиосистема класса Hi-Fi в Skoda Octavia (A7)

Prology MPC-110 DSP

Prology MPC-120 DSP

Полная шумоизоляция Lada Granta

Pioneer DMH-Z5350BT

Аудиосистема класса Hi-Fi в Audi A6 (C7)

Процессорная аудиосистема с сабвуфером в BMW X5 (F15)

Возможности процессора звука MadBit DSP Player

Новое на форуме

Помогите с выбором! Хочу сделать фронт, двухполоска. динамики: Audison Prima APK 200 или Rainbow IL-C8.2F, или может даже, чтобы погромче, Ground Zero GZCC 200.2SQL. бюджет 15К или около того. . . . . .

Всем привет , стоит усилитель Ground Zero GZRA 4230X , подключен поканольно морель виртус мидбас, и морель мт-220, хочу заменить мидбас так как ,что то роковое не играет ,но транс ,вокал мне нравит . . . . .

Добрый вечер. Парни, подскажите 4-х канальный усилитель на мид и саб. Процессорная трёшка бюджетная. На вч и сч стоит addzest apa 4200g - доволен, пока нравится (ещё неизбалован). На мид и саб addz . . . . .

Трехполосный фронт Dego sp, Morel cdm880, Morel le38. Den73,Токмач и другие знатоки подскажите как эту трешку правильно порезать по частотам. Резаться все будет кроссоверами усилков. Как низко можн . . . . .

Привет друзья, есть возможность за 20к взять Audison AV K6, почти как новый, стоит ли брать? кто слушал? какой звук? собираем систему для друга, усилитель Mosconi Gladen AS 100.4 Silver, планируем пок . . . . .

Добрый день. Подскажите по поводу апгрейда системы. На фронт ВЧ и миды питает Eton Mini 150.4. DSP. В системе саб Kicker "10". Хотелось бы остальные 3 канала процессора Eton Mini 150.4 DSP пустить на . . . . .

Всем привет! Имеется JL Audio 12w3v3-4 в закрытом ящике. Проблема в том что очень замерзает подвес.Пока весь салон авто не прогреется играть не начинает,езжу уже с одной откинутой сидушкой постоянно ) . . . . .

дано:) седьмой гольф универсал, ГУ родное, но для музыки служит телефон, соединенный usb-шнурком напрямую с проце HELIX V EIGHT DSP. В настоящий момент фронт состоит из мидов GZUK 6 . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Ural BV 4.70 → Усилок, для того, чтобы разрулить поканалку по бомжу... Очень развитый кроссовер способен рульнуть 2х полоску как угодно . . . . .

Усилитель Audison VRx 6.420.2 → Очень классный ус , звук бомба, очен бархатный воздушный. . . . . .

Акустика Brax MATRIX ML3 → Очень крутая серединка , у меня до них были audison voce , Hertz mile legend , eton onex 80 . Ну брах это топчик самый . . . . .

Усилитель Supra SBD-A4240 → Последняя ревизия SBD-A4240 идёт с полевиками в блоке питания и полевики в выходных каскадах. На 2 Ома стабильно выдаёт . . . . .

Усилитель Panasonic CY-PA2003W → за 10 лет жёсткой эксплуатации ниразу не подвёл . . . . .

Сабвуфер Ground Zero GZIW 165X-II → Купил данный сабвуфер честно скажу качество полное гав... Цена ему 2000р . . . . .

Акустика Oris JB-65S → Отличные динамики. Очень приятно звучат. Свою цену полностью оправдывают. Я доволен. Резать их лучше от 80 Гц. . . . . .

Усилитель Audison VRx 6 Direct → Усилитель ваше бомба огонь, звук шикарный, очень детальный, воздуха много , очень шикардосный . Звук бархатный тёплый . . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70