SQ в массы Тест акустических систем JBL серии Club: компонентной JBL Club 605CSQ и коаксиальной JBL Club 625SQ
Продолжаю знакомиться (и знакомить вас, конечно же) с обновлённой серией JBL Club. Недавно посмотрел, что умеют усилители, а теперь в лаборатории – акустика, да ещё и с недвусмысленной аббревиатурой SQ в названии. В общем, интересно было посмотреть, что она умеет и под какие требования подойдёт лучше всего. Нетерпеливым, как всегда, велкам к выводам, ну а я сейчас разберу её детально.
Как всегда, сразу о ценах. На момент теста рекомендованная цена компонентной модели JBL Club 605CSQ – 9990 рублей (вполне вменяемо). А коаксиальные «компаньоны» JBL Club 625SQ стоят 7990 рублей. Коаксиалы построены на той же базе, что и компонентная модель. Различия – только в исполнении твитеров и кроссоверов, остальное мелочи.
Номинальный импеданс 3 Ом, это призвано слегка форсировать усилители по мощности, но сложностей для него ещё не создаст (может оказаться плюсом при апгрейде штатки). Фактический импеданс ниже 2 Ом действительно ни на каких частотах не просаживается, порой и при номинальных 4 Ом бывает ниже. Но до измерений ещё дойду, а пока – внешнее изучение.
Первое изучение конструкции
Динамики построены на пластиковых корзинах. Материал в описании явно не указан, но похоже на что-то из конструкционных композитов. Прочность достаточная, резонансы отсутствуют как класс – лично у меня отношение к пластиковым корзинам в последние годы заметно поменялось, раньше я их как-то недолюбливал.
Диффузоры – плетёное углеволокно в скрепляющем связующем.
Магнитные системы полностью скрыты в пластиковых кожухах. Описание указывает, что используется феррит марки Y40 (в динамиках попроще в основном встречается Y30). Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм (25 мм).
Твитеры очень компактные, с текстильными 20-миллиметровыми излучающими куполами. Для себя приметил два момента. Первый – подвесы закрыты (часто такое делается намеренно, чтобы они не вносили свой вклад в излучение основной купольной части). Второй – апертурная шайба (вернее, уже практически кольцо) перед куполом. Потом посмотрим, как это всё работает. Забегая вперёд, твитеры тут очень удачные.
В комплекте идёт огромное (почти рекордное) количество крепежа для них – есть для врезного монтажа, для установки на поверхность, для штатных мест… В общем, для любого случая.
К слову, о комплектации и о штатных местах. Для мидбасовых динамиков тоже имеются вот такие установочные колечки.
Кроссоверы в компонентных JBL Club 605CSQ небольшие, с установкой проблем не возникнет. Логотип – это на самом деле кнопка переключения уровня твитера. На мой взгляд, получилось двояко. С одной стороны, настраивать систему очень удобно. С другой, если кроссовер смонтировать открыто, случайных нажатий будет не избежать. Так что скрытый монтаж примем за основной.
При инсталляции снимать крышку нет нужды, но как же не заглянуть внутрь. Плата зафиксирована жёстко, проследить схему не получилось, но с большой вероятностью, первый порядок для НЧ/СЧ и второй – для ВЧ. Впрочем, кроссовер лучше оценивать по его работе, а не по схеме.
В коаксиалах JBL Club 625SQ центральные колпачки уступили места стойкам с твитерами. Насчёт их размеров сказать сложно, видимая часть куполов у них чуть поменьше, чему у компонентной модели. Но очень похоже, что тут они те же 20-миллиметровые.
Твитеры имеют небольшой наклон – при установке можно будет поэкспериментировать с ориентацией.
Интересная фича, которую не встретишь в большинстве коаксиалов – переключение уровня твитера. Маленькая кнопка – прямо на самом твитере, её нажатием можно немного добавить верхов.
Кроссовер тоже непрост для коаксиалов. НЧ/СЧ динамик подключен через катушку (фильтр первого порядка). В цепи твитера увидел только конденсатор, остальные элементы, судя по всему, скрыты в стойке (даже если это первый порядок, где-то должен быть, как минимум, ещё один резистор).
В комплекте к обеим моделям идут защитные грили в общем стиле. Кстати, ничего так, симпатичные.
Логотипы идут отдельно, можно сориентировать их на своё усмотрение.
Измерение электромеханических параметров
Очевидно, что компонентная и коаксиальная модель построены на одном и том же мидбасовом динамике. Разве что из-за отсутствия центрального колпачка у коаксиалов меньше Mms и чуть ниже добротность. Остальное – в пределах естественного разброса.
Измеренные параметры компонентных JBL Club 605CSQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,3 л
- Qms (механическая добротность) – 7,38
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,1 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,89 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,1 дБ
Измеренные параметры коаксиальных JBL Club 625SQ:
- Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13,8 л
- Qms (механическая добротность) – 6,97
- Qes (электрическая добротность) – 0,60
- Qts (полная добротность) – 0,55
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,92 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,6 дБ
Основные моменты следующие. У динамиков лёгкие подвижные системы и достаточно сильные магниты: силовой фактор выше среднего (для 2-омных), да и добротность ниже классической баттервортовской. Подвесы не откровенно нежные, но всё же относительно мягкие, из-за чего и резонансная частота получилась невысокой.
Несмотря на низкую Qts, в корпуса эти динамики не пойдут (подвесы мягкие, Vas высокий, корпус нужен большой, иначе динамики потеряют басовитость). Только дверная установка. При работе на большой объём динамики обещают хорошую проработку баса, но, скорей всего, по уровню его может оказаться маловато. Собственно, это потом подтвердилось при прослушивании, чуть позже отмечу, что с этим можно сделать.
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков компонентных JBL Club 605CSQ
Мидбасовые динамики имеют достаточно ровную АЧХ. К верхнему краю диапазона она немного поднимается, но без откровенной «ломки».
Небольшой одинокий резонанс в подвесах (скорей всего, в центрирующей шайбе) наблюдается лишь в области 600-900 Гц. Очень похоже, что с полной разминкой динамика должен уменьшиться ещё.
Более-менее заметный рост искажений начинается только ниже 50 Гц, т. е. где уже должен играть сабвуфер. Всё же динамики с пониженной добротностью имеют свои плюсы – баса по уровню немного (хотя это поправимо), но зато контроль намного лучше, динамики не уходят в разнос при попытке поддать громкости.
Анализ работы твитеров компонентных JBL Club 605CSQ
Сразу скажу, твитеры очень удачные. Играют ровненько, при снижении частоты не начинают трепыхаться в истерике, ведут себя образцово.
Давненько я такой фазовой характеристики не видел – ни одного резонанса в излучающем куполе. Очень круто.
При снижении частоты рост искажений начинается ниже 5 кГц. Невысоко, но для 20-миллиметрового излучателя нормально.
А вот так кроссовер сводит полосы по частоте. А что, хорошо. В мидбасовом звене явно использован фильтр первого порядка, который выровнял наклон АЧХ. А в звене твитера, судя по всему, фильтр второго порядка. Акустически полосы стыкуются где-то в районе 5 кГц.
Анализ работы коаксиальных JBL Club 625SQ
У коаксиалов самая интересная характеристика получается под небольшим углом, так что поэкспериментировать с направлением твитера смысл есть, не поленитесь.
Как и в компонентной модели, есть небольшой резонанс в подвесах в районе 600-900 Гц, но оно и понятно, ведь здесь, по сути, используется один и тот же мидбасовый динамик.
И, кстати, обратите внимание на область перехода от мидбасового динамика к твитеру (где-то между 4 и 7 кГц) – полосы сведены практически идеально. В коаксиалах это большая редкость, обычно в этой области фаза излучения начинает скакать как дурная, а на АЧХ появляются провалы и горбы. А тут вон оно как, реально SQ.
Характер звучания, потенциал компонентов
Лишнее подтверждение, что слушать автомобильную акустику в стенде нужно правильно. Потому как если она разработана с учётом автомобильных условий, первое впечатление может оказаться обманчивым. Если же разобраться, всё встаёт на свои места. Итак, по порядку.
Основное внимание – компонентной модели. Сначала выставил динамики как обычно: НЧ/СЧ с лёгким разворотом друг к другу, твитеры – под углом 15-20 градусов (условно – «в точку между подголовниками»). Твитеры реально зачётные: верха от музыки не отрываются, звучание слитное, неожиданно много деталей, красиво, живенько. Но верх хочется прибрать по уровню, как-то он слишком обращает на себя внимание.
Немного развернул твитеры, как если бы в машине они были направлены в центр противоположного бокового стекла. Воздушность звучания немного ушла, но лёгкость в целом сохранилась, тональный баланс стал ровнее.
Подозреваю, что такой акцент на ВЧ явно сделан намерено: в последние года в Штатах и Европе самые популярные инсталляции – с минимальными переделками. И в JBL, очевидно, всё сделано под них. Даже комплектация это подтверждает – вон сколько крепежа для штатных мест положили. Соответственно, и характер ВЧ подогнали под такую установку – под плотные сетки, с разворотами от слушателей, а то и вовсе на отражение от стекла. Так что стараться их вытащить куда-то открыто в данном случае нет необходимости.
Идём дальше, что у нас по басу. Динамики имеют невысокую добротность, а значит, как и предполагал при измерениях, звучание без особой массивности и даже немного легковесное. Но при этом сама структура баса хорошая, и даже если захочется поддать низов (и не болтайте, что не любите этого делать по настроению), динамики не загудят, бас сохранит свою чёткость, не превратится в бубнящую мешанину. Разумеется, в разумных пределах, это всё же не сабвуфер.
Так что вот вам наглядно – на стенде нужно слушать не звучание как оно есть, а потенциал компонентов, т. е. на что они способны и при каких условиях. В целом же акустика понравилась, звучит динамично, скорострельно, легко. В машине результат должен получиться хорошим.
Коротко по делу
Считаю, присутствие в названии аббревиатуры SQ правомерно. Но не путайте, это не диковато-фанатичный High End, под который нужно перелопатить полмашины, забетонировать двери и долго и нудно подбирать углы динамиков. Здесь тот самый случай, когда это даже навредит: акустика явно учитывает особенности штатных мест, причём именно на инженерном уровне. Всё сведено так, чтобы избавить покупателя от сложной установки и долгой и не всегда результативной настройки системы. По сути, попытка вытащить максимум возможного из штатных мест, причём вполне удачная. «Народный SQ»? Пожалуй, что да.
- В комплекте много аксессуаров для установки в штатные места
- Характеристики тоже оптимизированы под установку в штатные места
- Одни из немногих действительно удачных твитеров в размере 20 мм
- Интересный дизайн (к слову, победитель Red Dot Awards 2020)
- Кнопки переключения уровня твитеров легко задеть случайно
У нас в каталоге:
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-03-24 Сабвуфер Hertz CBA 250. 2023-03-24 Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW. 2023-03-23 Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR. 2023-03-23 Акустика Aura : Aura Venom-65, Aura Venom-80, Aura Venom-T7N. 2023-03-23 Усилители Aura: Aura Storm-D1.1000, Aura Storm-D1.600, Aura Storm-D1.800, Aura Storm-D4.120, Aura Storm-D4.150, Aura Storm-D4.200, Aura Storm-D4.300. 2023-03-22 Сабвуферы Kicx: Kicker 48TCWRT102, Kicker 48TCWRT122, Kicker 48TCWRT672, Kicker 48TCWRT82.
Лёгкий или тяжёлый Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB Не по размерам басовитый Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10 Концепция лёгкости Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0 Другая платформа Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM Ближе к народу Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit
Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50 Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже
Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . . Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165
Двухканальн . . . . . Доброго здравия уважаемые форумчане!
Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера.
Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . . Всем доброго времени суток. Купил VW Polo. Штатную магнитолу выкинул, взамен приобрёл Kenwood KMM-304Y. Посоветуйте фронт. Усилок пока при . . . . . Всем привет. Посоветуйте хорошие 4х канальный усилители для мидов и саба,желательно аб класса,с 2мя и более блоками питания.Ну и чтоб не с . . . . . Подскажите, пожалуйста, с выбором акустики. Моя система: ГУ Kenwood KMM BT306, усилитель URAL BV 4.70, активный саб URAL cube. Понравились . . . . . Есть ли сейчас какие-то бюджетные варианты до 12 тыс (комплект) твитер + мид для поканального подключения? . . . . . Приветствую!
Подскажите пожалуйста, какой из нижеперечисленных сабов 10" лучше сыграет в ЗЯ 20 литров. От усилителя Eton Mini 300.2.
1 . . . . .
Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб
. . . . . Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . . Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . . Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . . Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . . Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . . Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . . Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги.
Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .
Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70
|