Мидбасовый выбор
Тест 6,5-дюймовых НЧ/СЧ динамиков XCelsus XXM650 и XXM675


На эти динамики я наткнулся, можно сказать, случайно. Будучи однажды в гостях в Тольятти у Алексея Воронцова и студии 3S Customs, разговор зашёл о мидбасовом звене в классическую SQ-систему. Но с тем расчётом, чтобы динамики не боялись мощности и отрабатывали жёсткий и быстрый рок. Сочетание на самом деле непростое – нежные чувствительные динамики порой боятся громкости, а те, что могут держать мощность, часто можно расшевелить лишь вливанием большого количества Ватт.

Слово за слово, так у меня в руках оказались два комплекта мидбасовых динамиков XCelsus «соревновательной» серии XCelsia и благополучно уехали в лабораторию для детального разбора. И знаете, изучив их поподробней, не мог не поделиться результатами.



Пару слов для тех, кто не в курсе. XCelsus – бренд, созданный несколько лет назад Дэвидом Конярски. Человек, можно сказать, легендарный, именно он в своё время стал одним из основателей и идейным вдохновителем бренда DLS. Человек творческий, не боящийся экспериментов, и вообще, один из моторов отрасли car audio. Да что я вам говорю, олдскульный DLS знают многие.

XCelsus XXM650, первое изучение конструкции



Итак, к делу. XCelsus XXM650 позиционируются как динамики для двухполосных систем. Цена за пару на момент теста – 20900 рублей.



Построены на литых корзинах и имеют довольно крупные магнитные системы с большими осевыми отверстиями.



Диффузоры из плетёного композита со стекловолокном и углеволокном. Центральный колпачок – мягкий. Вероятно, чтобы не создавать выбросы на верхней границе рабочего частотного диапазона, измерения покажут. Верхние подвесы – мягкие резиновые, нагрузки на края диффузора почти не создают. Жёсткость, как и полагается, задаётся центрирующей шайбой.



Одна из отличительных особенностей – крупная по меркам 6,5-дюймовых динамиков звуковая катушка – 2 дюйма, что обещает хорошую способность переваривать мощность. Впрочем, не спешите удивляться, вы ещё XXM675 не видели.



Сквозь декомпрессионные отверстия в каркасе проглядывает медное кольцо на керне магнитной системы. Длина намотки не очень большая, но судя по форме магнитопроводов, высота магнитного зазора должна быть приличной. Это обещает высокое соотношение числа рабочих витков к общему числу витков катушки, а значит, хороший контроль.



Измерение параметров и анализ работы XCelsus XXM650



Если коротко, динамики имеют довольно сильные моторы. Мягкость подвесов – золотая середина. Не настолько мягкие, чтобы чувствовать объёмы дверей, но всё же достаточно мягкие, чтобы обеспечить низкую резонансную частоту. При этом масса подвижки не такая уж и большая, что даже удивительно для динамика с большой 2-дюймовой катушкой. Предположу, что для намотки использован алюминиевый провод, но описание по этому поводу в подробности не вдаётся.



Измеренные параметры XCelsus XXM650:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 53 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,40
  • Qes (электрическая добротность) – 0,50
  • Qts (полная добротность) – 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,83 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,9 дБ


АЧХ – практически образцовая. При такой добротности получается пологий спад внизу, но зато динамик прекрасно работает в том числе и в области своего резонанса и не гудит. Вверху направленность начинает проявляться только выше 2 кГц, и при этом никаких выбросов АЧХ.



Как и следовало ожидать, фаза достаточно линейная, т. е. никаких явных резонансов в диффузоре и в подвесах не возникает. Есть небольшое колебание в области 1,5 кГц, но хорошо задемпфированное. Выше по частоте тоже никаких свистопляок не происходит, так что динамик не просто годится для двухполосных систем, но и обещает быть максимально предсказуемым в настройке.



XCelsus XXM675, первое изучение конструкции



В отличие от «шестьсот пятидесятых» эти динамики позиционируются для 3-полосных систем. Цена за пару на момент теста – 31900 рублей.



Первое, за что цепляется взгляд – это алюминиевые диффузоры (к слову, ни разу не тонкие) и огромные центральные мягкие колпаки, выполненные из ткани с упрочняющей пропиткой. Верхние подвесы, как и в XXM650, резиновые.



По габаритам XXM675 чуть-чуть меньше, чем XXM650, в основном за счёт магнитной системы. А она здесь очень даже интересная.



Звуковая катушка имеет диаметр 3 дюйма. При этом центрирующей шайбе осталось совсем немного места, она здесь неширокая. И, скажу я вам, поначалу оказалась довольно жёсткой, динамик пришлось хорошенько разминать.



Магнитная система обращённого типа, т. е. сам магнит расположен внутри, а снаружи – магнитопровод, так что внешний диаметр мотора получился всего 8,6 см.



Сделать какие-либо выводы о геометрии магнитного зазора не представляется возможным, но судя по видимой части намотки, ход должен получиться не меньше 6 мм в каждую сторону.



Размер катушки и её открытость намекают на то, что XXM675 могут работать с высокими подводимыми мощностями – с охлаждение проблем не будет. Да и на обычных уровнях преимущества у большого размера тоже есть – это практически полное отсутствие температурной компрессии. Кто не в курсе, это кратковременное повышение температуры катушки на пиках сигнала, что приводит к колебаниям её сопротивления. Отсюда и эффект компрессии сигнала.

Измерение параметров и анализ работы XCelsus XXM675



Динамик довольно жёсткий, но при такой конструкции подвесов это было ожидаемо. Тем не менее, чувствительность это не ослабило, за счёт сильного (даже очень сильного) мотора она получилась приличной. Подвижка далеко не самая лёгкая, хотя видали и тяжелее. Тем не менее, к выбору усилителя нужно отнестись ответственно – дохлые хлюпики тут не пойдут, я бы выбирал что-то с мощностью не меньше 150 Вт на канал.



Измеренные параметры XCelsus XXM675:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,07
  • Qes (электрическая добротность) – 0,47
  • Qts (полная добротность) – 0,38
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,28 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,7 дБ


Сильный мотор и низкая электрическая добротность Qes (а вслед за ней и полная Qts) дают выдающийся контроль работы динамика, но при этом получается плавный спад АЧХ внизу. Это на самом деле не страшно, в 3-полосной системе это легко компенсируется настройками стыка с СЧ звеном.



При этом фазовая линейность – вообще на загляденье, давно я таких динамиков не видел.



Проба в деле и выводы



Навскидку, динамики можно было бы попробовать и в корпусах. Но нет, даже с такой добротностью их лучше ставить в двери. Да и вообще, низкая добротность только в двухполосках имеет свои недостатки, а в трёхполосных системах такие динамики отлично раскрываются. В общем, некоторое время поездил с XXM650 и XXM675 в своей машине и послушал, что они умеют. Выводы получились такими.

XCelsus XXM650. Действительно отлично работают в двухполоске, в настройке ведут себя предсказуемо, фильтров с высокой крутизной не требуют. Сверху можно вообще 6 дБ/октава резать. Твитеры к ним лучше подбирать с расширенным вниз частотным диапазоном, чтобы можно было сращивать никак не выше 3-3,5 кГц, и это вот прямо максимум. Описание рекомендует XCelsus XXT30 с 30-миллиметровыми шёлковыми куполами и тыловой нагрузочной камерой (здравствуй, старая добрая школа DLS), и это выглядит разумно. По басу – никаких вопросов. Сочетание большой катушки, не самой тяжёлой подвижки и сильного мотора дают тот самый характер, который я люблю – без гудения, чётко, причём даже если совсем обнаглеть и распустить динамики в полную полосу. По уровню баса можно бы чуть побольше, но у меня получилось сделать всё ровненько настройками процессора. Вывод – с хорошим сабвуферным звеном получается то что надо, в том числе и для быстрого рока.

XCelsus XXM675. Поначалу было предположение, что эти динамики можно и в двухполоске попробовать, потому как конструкция больше напоминает гибрид обычного НЧ/СЧ динамика и купольного среднечастотника. Но нет, не их это. Как ни крути, а подвижка тяжеловата, так что детальность и микродинамика с повышением частоты довольно рано начинают теряться. А вот внизу они просто шикарны – работают предельно чётко, с очень жёстким контролем (ещё бы, с таким моторищем). И, к слову, забираются неожиданно глубоко, сильно ниже своего резонанса. Но в двухполоске неизбежно получается эффект lack of bass, когда низов не хватает по уровню. Так что вся их вкусность проявляется только в трёхполоске и только с хорошим, мощным усилителем.


Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-25
Акустика Edge EDPRO8B-CL.

2021-10-25
Акустика DD Audio VO-XN6x9.

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Посоветуйте усилитель для саба Focal P25FE. Улучшаю звук в своем авто - впереди ставлю Focal PS165FXE с усилком Focal FPX4.400SQ подключенные по биампингу. А сзади, в багажник, хочу все это дело под . . . . .

Всех приветствую, люди добрые прошу помочь советом, что будет предпочтительнее в трешку на миды+саб? Пока смотрю pioneer gm-d8604 или eton sda 150.4, но из них бюджет итона в два раза более, настолько . . . . .

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Vibe SLICK8D2-V0 → Всем привет, покупал на озоне за 4250, на домашнем aiwa сабвуфере расыпался от старости подвес, долго искал какой-нибудь . . . . .

Акустика FSD audio Standart 200 M v2 → Вменяемые 20ки в этом бюджете. По факту им надо не более 150Вт. Далее есть риск погореть. Орут громко. Диапазон заявлен . . . . .

Усилитель Swat M-1.500 → Нормальный усел, для маломощного сабика с одной катушкой. Главное, не требовать более, чем он умеет. Стоит в паре с олду . . . . .

Акустика Dragster DMX 10.1 → Акустика отличная, но это не ГДШ, как пишет первый отзыв товарищ, так как нужно ставить высокочастотники к ним. Если нуж . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70