Мидбасовый выбор
Тест 6,5-дюймовых НЧ/СЧ динамиков XCelsus XXM650 и XXM675


На эти динамики я наткнулся, можно сказать, случайно. Будучи однажды в гостях в Тольятти у Алексея Воронцова и студии 3S Customs, разговор зашёл о мидбасовом звене в классическую SQ-систему. Но с тем расчётом, чтобы динамики не боялись мощности и отрабатывали жёсткий и быстрый рок. Сочетание на самом деле непростое – нежные чувствительные динамики порой боятся громкости, а те, что могут держать мощность, часто можно расшевелить лишь вливанием большого количества Ватт.

Слово за слово, так у меня в руках оказались два комплекта мидбасовых динамиков XCelsus «соревновательной» серии XCelsia и благополучно уехали в лабораторию для детального разбора. И знаете, изучив их поподробней, не мог не поделиться результатами.



Пару слов для тех, кто не в курсе. XCelsus – бренд, созданный несколько лет назад Дэвидом Конярски. Человек, можно сказать, легендарный, именно он в своё время стал одним из основателей и идейным вдохновителем бренда DLS. Человек творческий, не боящийся экспериментов, и вообще, один из моторов отрасли car audio. Да что я вам говорю, олдскульный DLS знают многие.

XCelsus XXM650, первое изучение конструкции



Итак, к делу. XCelsus XXM650 позиционируются как динамики для двухполосных систем. Цена за пару на момент теста – 20900 рублей.



Построены на литых корзинах и имеют довольно крупные магнитные системы с большими осевыми отверстиями.



Диффузоры из плетёного композита со стекловолокном и углеволокном. Центральный колпачок – мягкий. Вероятно, чтобы не создавать выбросы на верхней границе рабочего частотного диапазона, измерения покажут. Верхние подвесы – мягкие резиновые, нагрузки на края диффузора почти не создают. Жёсткость, как и полагается, задаётся центрирующей шайбой.



Одна из отличительных особенностей – крупная по меркам 6,5-дюймовых динамиков звуковая катушка – 2 дюйма, что обещает хорошую способность переваривать мощность. Впрочем, не спешите удивляться, вы ещё XXM675 не видели.



Сквозь декомпрессионные отверстия в каркасе проглядывает медное кольцо на керне магнитной системы. Длина намотки не очень большая, но судя по форме магнитопроводов, высота магнитного зазора должна быть приличной. Это обещает высокое соотношение числа рабочих витков к общему числу витков катушки, а значит, хороший контроль.



Измерение параметров и анализ работы XCelsus XXM650



Если коротко, динамики имеют довольно сильные моторы. Мягкость подвесов – золотая середина. Не настолько мягкие, чтобы чувствовать объёмы дверей, но всё же достаточно мягкие, чтобы обеспечить низкую резонансную частоту. При этом масса подвижки не такая уж и большая, что даже удивительно для динамика с большой 2-дюймовой катушкой. Предположу, что для намотки использован алюминиевый провод, но описание по этому поводу в подробности не вдаётся.



Измеренные параметры XCelsus XXM650:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 53 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,40
  • Qes (электрическая добротность) – 0,50
  • Qts (полная добротность) – 0,47
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,83 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,9 дБ


АЧХ – практически образцовая. При такой добротности получается пологий спад внизу, но зато динамик прекрасно работает в том числе и в области своего резонанса и не гудит. Вверху направленность начинает проявляться только выше 2 кГц, и при этом никаких выбросов АЧХ.



Как и следовало ожидать, фаза достаточно линейная, т. е. никаких явных резонансов в диффузоре и в подвесах не возникает. Есть небольшое колебание в области 1,5 кГц, но хорошо задемпфированное. Выше по частоте тоже никаких свистопляок не происходит, так что динамик не просто годится для двухполосных систем, но и обещает быть максимально предсказуемым в настройке.



XCelsus XXM675, первое изучение конструкции



В отличие от «шестьсот пятидесятых» эти динамики позиционируются для 3-полосных систем. Цена за пару на момент теста – 31900 рублей.



Первое, за что цепляется взгляд – это алюминиевые диффузоры (к слову, ни разу не тонкие) и огромные центральные мягкие колпаки, выполненные из ткани с упрочняющей пропиткой. Верхние подвесы, как и в XXM650, резиновые.



По габаритам XXM675 чуть-чуть меньше, чем XXM650, в основном за счёт магнитной системы. А она здесь очень даже интересная.



Звуковая катушка имеет диаметр 3 дюйма. При этом центрирующей шайбе осталось совсем немного места, она здесь неширокая. И, скажу я вам, поначалу оказалась довольно жёсткой, динамик пришлось хорошенько разминать.



Магнитная система обращённого типа, т. е. сам магнит расположен внутри, а снаружи – магнитопровод, так что внешний диаметр мотора получился всего 8,6 см.



Сделать какие-либо выводы о геометрии магнитного зазора не представляется возможным, но судя по видимой части намотки, ход должен получиться не меньше 6 мм в каждую сторону.



Размер катушки и её открытость намекают на то, что XXM675 могут работать с высокими подводимыми мощностями – с охлаждение проблем не будет. Да и на обычных уровнях преимущества у большого размера тоже есть – это практически полное отсутствие температурной компрессии. Кто не в курсе, это кратковременное повышение температуры катушки на пиках сигнала, что приводит к колебаниям её сопротивления. Отсюда и эффект компрессии сигнала.

Измерение параметров и анализ работы XCelsus XXM675



Динамик довольно жёсткий, но при такой конструкции подвесов это было ожидаемо. Тем не менее, чувствительность это не ослабило, за счёт сильного (даже очень сильного) мотора она получилась приличной. Подвижка далеко не самая лёгкая, хотя видали и тяжелее. Тем не менее, к выбору усилителя нужно отнестись ответственно – дохлые хлюпики тут не пойдут, я бы выбирал что-то с мощностью не меньше 150 Вт на канал.



Измеренные параметры XCelsus XXM675:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,07
  • Qes (электрическая добротность) – 0,47
  • Qts (полная добротность) – 0,38
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,28 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,7 дБ


Сильный мотор и низкая электрическая добротность Qes (а вслед за ней и полная Qts) дают выдающийся контроль работы динамика, но при этом получается плавный спад АЧХ внизу. Это на самом деле не страшно, в 3-полосной системе это легко компенсируется настройками стыка с СЧ звеном.



При этом фазовая линейность – вообще на загляденье, давно я таких динамиков не видел.



Проба в деле и выводы



Навскидку, динамики можно было бы попробовать и в корпусах. Но нет, даже с такой добротностью их лучше ставить в двери. Да и вообще, низкая добротность только в двухполосках имеет свои недостатки, а в трёхполосных системах такие динамики отлично раскрываются. В общем, некоторое время поездил с XXM650 и XXM675 в своей машине и послушал, что они умеют. Выводы получились такими.

XCelsus XXM650. Действительно отлично работают в двухполоске, в настройке ведут себя предсказуемо, фильтров с высокой крутизной не требуют. Сверху можно вообще 6 дБ/октава резать. Твитеры к ним лучше подбирать с расширенным вниз частотным диапазоном, чтобы можно было сращивать никак не выше 3-3,5 кГц, и это вот прямо максимум. Описание рекомендует XCelsus XXT30 с 30-миллиметровыми шёлковыми куполами и тыловой нагрузочной камерой (здравствуй, старая добрая школа DLS), и это выглядит разумно. По басу – никаких вопросов. Сочетание большой катушки, не самой тяжёлой подвижки и сильного мотора дают тот самый характер, который я люблю – без гудения, чётко, причём даже если совсем обнаглеть и распустить динамики в полную полосу. По уровню баса можно бы чуть побольше, но у меня получилось сделать всё ровненько настройками процессора. Вывод – с хорошим сабвуферным звеном получается то что надо, в том числе и для быстрого рока.

XCelsus XXM675. Поначалу было предположение, что эти динамики можно и в двухполоске попробовать, потому как конструкция больше напоминает гибрид обычного НЧ/СЧ динамика и купольного среднечастотника. Но нет, не их это. Как ни крути, а подвижка тяжеловата, так что детальность и микродинамика с повышением частоты довольно рано начинают теряться. А вот внизу они просто шикарны – работают предельно чётко, с очень жёстким контролем (ещё бы, с таким моторищем). И, к слову, забираются неожиданно глубоко, сильно ниже своего резонанса. Но в двухполоске неизбежно получается эффект lack of bass, когда низов не хватает по уровню. Так что вся их вкусность проявляется только в трёхполоске и только с хорошим, мощным усилителем.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-12-04
Усилители мощности Aura: Aura Fireball-475, Aura Indigo-4.100.

2020-12-04
Акустика Aura: Aura Fireball-5, Aura Fireball-6, Aura Fireball-8, Aura Indigo-6, Aura SM-B804v2, Aura ST-N300, Aura Venom-8.

2020-12-02
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZUC 165.2SQ, Ground Zero GZUC 165.2SQ-ACT, Ground Zero GZUK 165SQ, Ground Zero GZUT 28SQ, Ground Zero GZCF 8.0SPL

2020-12-01
Усилители мощности Musway: Musway D1S, Musway FOUR100, Musway M4, Musway M4+, Musway ONE1000, Musway ONE600, Musway P2, Musway SIX100.

2020-11-30
Усилители мощности Mosconi: Mosconi Gladen Atomo 1, Mosconi Gladen Atomo 2, Mosconi Gladen Pro 2|10.

2020-11-28
Процессорный усилитель мощности JBL DSP4086.

Почитать

На лицо похожие, разные внутри
Тест компонентных акустических систем Audison AK 6.5 C2

Тест комплекта STH-80BT (головное устройство Pioneer SPH-T20BT и съемный планшет SDA-80TAB)

Маленький и мощный
Тест компактного одноканального усилителя Musway One 1000

Тест трёхполосной акустики BLAM Signature

Тест сабвуферного моноблока MUSWAY ONE600

Посмотреть

Процессорная аудиосистема Hi-Fi класса для Mercedes E (W213)

Аудиосистема на базе штатного ГУ в Audi A4 (B9)

Полная шумоизоляция Subaru Forester (SJ)

Pioneer DMH-Z6350BT

Kenwood DMX5020BTS

Полная шумоизоляция Mitsubishi Outlander III

Недорогая аудиосистема с хорошим звуком для Mercedes C class (W205)

Prology CMD-300

Новое на форуме

Саб в зиму. Здравствуйте,думаю это тема на данный момент очень актуальна.На днях пробовал 2 разных саба на 10 мин. на холоде оставить(имитация багажника седана ) и подвес так задубел,я решил его до . . . . .

Доброго времени суток.Не могу сообразить,требуется детально разобрать.Имеется авто,Газель бизнес.Хочу хорошую,качественную музыку,без фанатизма для начала.Голова Кенвуд,пока простая,в планах процессор . . . . .

...Pioneer SPH-DA120. Все привет помогите кто ныть ... При подключенье Айфона через CarPlay и включения навигации очень тихо слышно что говорит ассистент также очень тихо слышно ассистента хотя в айф . . . . .

Добрый день. Машина Skoda Yeti, ГУ - Bolero. ГУ прошита под Superb, штатная акустика начала захлебываться. Покупал у вас на перед Focal ISU200, установил в передние двери. Звук нравится, все отлично . . . . .

Всем привет, в общем надо собрать саб+усь чтоб было слышно за 2км и более не спрашивайте зачем))) пока насмотрел Kicker 43DCWR122 или Kicker DCWS122 по усилку не знаю что, Спасибо за ответы и вниман . . . . .

Подскажите, какие миды поставить на фронт вместо Мачете мм60, Магнитола процессорная, твиты Морель Темпо, усилок 6.180, два фришных Опуса 8" в полке, седан. Эстрадка не интересует, прослушка внутри . . . . .

Всем привет! Прошу помощи или объяснений) Есть магнитола pioner p8600mp, суть вопроса в том что не могу найти переключатель на поканальный режим, в инете ни чего нет, может он как то на программном ур . . . . .

Добрый день всем. Подскажите по выбору сабвуфера и моноблока к нему. Направленность SQ. Рассматриваю как вариант Helix K10w. Сегодня вдруг услышал что этот саб шляпа полная и надо брать В серию. Н . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Focal Utopia Be Ultima kit → Ну вот и я докопил, наконец-то на утопию.... Мир перестал быть серым! Значит, в 2017м купил биток, думаю ща в двери себ . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-193BT → Хорошая магнитола. Есть правда песочек наверху, но в середине и в басовом диапазоне все хорошо. Звучание рельефное, насы . . . . .

Акустика Helix P 3M Precision → Эта акустика весьма достойна, для истинных любителей звука! Её можно сравнивать с разными, более или менее именитыми про . . . . .

Сабвуфер Hertz DBA 200.3 → Мал золотник да ДОРОГО !!! Я в восторге. . . . . .

Акустика Eton PRO 170 → хорошо играют инструментал, хорошая сцена, играют только на средней и ниже средней громкости, не хватает драйва, пищалки . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W7AE-3 → Господа, хватит травить душу... Я слышал как он звучит, лучше его ничего нет . . . . .

Автомагнитола Prology MPN-450 → Магнитола постоянно зависает, сенсор не работает кропки то же дают сбой. Холода не любит уже при минус 3 градуса начинае . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W6v2-D4 → Это не саб это мечта аудиофила... бас мощный глубокий быстрый все свои 600 ват выдает не напрягаясь настоящее американс . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70