Кто главный в трёхполоске?
Тест 3-полосных акустических систем Steg Master Stroke


В этот раз в лаборатории крайне интересный по своей концепции комплект. Как обычно строятся автомобильные акустические системы? Есть НЧ/СЧ динамики, есть твитеры. Их можно стыковать в двухполоску или добавить «между ними» СЧ звено. В случае со Steg всё изначально иначе. Центральным элементом являются среднечастотные динамики, а всё остальное строится вокруг них: басовые динамики «пристыковываются» снизу, а твитеры, соответственно, сверху.

Первые впечатления, встреча «по одёжке»



Чтобы сразу понять «who is who», сразу обозначу ценовой уровень – порядка двухсот тысяч рублей за трёхполосный комплект. А что вы хотели, топовая акустика, made in Italy и всё такое.



Steg Master Stroke предлагается только в трёхполосном варианте и никак иначе, а потому поставляется единым комплектом.



Начну именно со среднечастотников. Их модельный индекс SS-3 пусть не вводит вас в заблуждение они не 3-дюймовые, а 4-дюймовые. Это крупнее, чем нынче в основном принято делать. Такие динамики сложнее в установке, но с точки зрения звука увеличение калибра среднечастотников более чем оправдано.



Материал диффузоров в описании обозначен как «glass fiber loaded with resin». Иными словами, композит на основе стекловолокна и смолы (resin – это не резина, если что). А вот верхние подвесы – уже резина (rubber). На ощупь диффузоры достаточно тонкие, но звоном не отдают, задемпфированы хорошо. Лёгкие, измерения показали параметр Mms всего 5 грамм.



Динамики построены на алюминиевых корзинах. В магнитных системах используется неодим, так что их удалось упаковать в компактные округлые кожухи. Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм.



Высота динамиков невелика – 46 мм от фронтальной плоскости крепёжного фланца. Центрирующие шайбы крупные, так что кольца для динамиков лучше делать не слишком толстыми, чтобы они не перекрыли окна корзины.



Теперь басовые динамики. Да, я бы предпочёл называть их именно так – басовые, а не НЧ/СЧ. Как минимум, потому, что выглядят они действительно как небольшие сабвуферы, да и по измерениям больше на них похожи.



Материал диффузоров многослойный – с лицевой части тот же стекловолоконный композит, что и в СЧ динамиках, а вот с тыльной части видна целлюлозная «подложка». Мягкий резиновый подвес непривычно широкий.



Магнитные системы крупные, диаметр ферритовых колец – чуть больше 10 см. Звуковые катушки имеют диаметр 40 мм. Осевые отверстия закрыты мягкими сетками. В данном случае их можно рассматривать, скорее, как декомпрессионные, нежели как часть системы охлаждения.



Литые алюминиевые корзины выполнены в едином стиле с корзинами СЧ динамиков. Выглядят, конечно, круто. Подводящие закреплены так, что работают не только на изгиб, но и на кручение, с надёжностью проблем быть не должно. Терминалы имеют традиционную конструкцию, но исполнение качественное – толстый металл клемм и крепкая площадка.



Твитеры тоже выполнены в алюминиевых корпусах. Шёлковые купола имеют диаметр 25 мм (если считать по звуковой катушке). Защитные грили выполнены в виде небольших "колечек с ушками".



Твитеры крайне необычны по своей конструкции – высота чуть меньше 14 мм, и это если считать от фронтальной плоскости.



Конструкция полностью закрытая. Тыловые камеры формально съёмные, но сменных вариантов (как, к примеру, у тех же Audison Thesis II или Focal Utopia M) не предлагается. Тоже вполне логично, комплект Steg имеет фиксированную 3-полосную конфигурацию, и что-либо подстраивать вроде как нет необходимости.



А теперь от конструкции – к самому интересному. К измерениям и анализу работы динамиков.

Измерение электромеханических параметров



Да, центральным элементом системы здесь реально являются среднечастотники. Несмотря на 4-дюймовый калибр, их резонансная частота даже ниже, чем у иных мидбасовых динамиков. Да и ход диффузоров, судя по экспериментам, вполне достаточный (он определяется геометрией намотки звуковой катушки). При таких возможностях СЧ звена выглядит логичным, что басовые динамики пытаются прикинуться совсем уж сабвуферами.



Измеренные параметры СЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,82
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 91
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 5,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,6 дБ


Измеренные параметры НЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-6:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 59
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 31 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,6 дБ


То, что эта акустика будет использоваться в поканальном включении, определено сразу – пассивных кроссоверов для неё и не предлагается. Сейчас стало понятно, почему именно. И дело не только в том, что процессоры нынче более популярны. Просто басовое звено требует особого, почти «сабвуферного» подхода. По крайней мере, я бы смотрел в сторону усилителей с мощностью от 200 Вт на канал. Для СЧ и ВЧ звеньев, к счастью, выбор усилителей уже ничем особо не ограничен.

Анализ работы СЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-3



Начну со среднечастотников. Они и правда играют почти как мидбасовые. Учитывая размер, раздел с басовым звеном можно смело опускать примерно до 120-150 Гц или около того. Ниже не нужно – размер не тот. Сильно выше тоже не нужно – весь кайф от низкоиграющих динамиков пропадёт.



Это подтверждает и измерение искажений – ниже 100 Гц начинает доминировать третья гармоника, а это значит, что всё хорошо в меру.



Поведение акустической фазы особых претензий не вызывает. Небольшое колебание в районе 1,5 кГц – остаток от какого-то хорошо задемпфированного резонанса. Можно сказать, что до 2-3 кГц среднечастотники работают практически идеально. Всё что выше – предсказуемо и обусловлено банально физическими размерами диффузора.



Анализ работы НЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-6



АЧХ измерялась в довольно просторных корпусах, поэтому при добротности 0,5 внизу получился небольшой пологий спад. Но поскольку динамикам предстоит работать максимум до пары сотен Гц, это легко нивелируется настройками крутизны ФНЧ. Важно, что вниз динамики умеют забираться реально «по-сабвуферному». Двери придётся готовить, правда, соответствующе – с тем расчётом, что они, фактически, будут выполнять роль сабвуферных корпусов. Задача, мягко говоря, непростая.



Попробовал смоделировать поведение динамиков в корпусах. А что, вполне годные варианты. В ЗЯ отдача получится невеликая (хотя при поканальном включении это не столь важно), а вот ФИ может оказаться весьма интересным – сабвуферу останется только совсем чуток на нижнем басе подыграть, весь информативный басовый диапазон возьмёт на себя SS-6. Порт в этом примере настроен на частоту 55 Гц, и если не смущают неудобные размеры порта, то можно опускать её ещё ниже.



К слову, график искажений как бы тоже намекает – лучше всего динамику работается именно в басовой области. Смотрите, от 200 Гц и ниже искажения не растут, как обычно, а даже снижаются. Впрочем, для низкодобротных динамиков всё вполне ожидаемо.



А теперь фазовая линейность. Внизу басовик ведёт себя отлично, где-то на 1,5 кГц прослеживается резонанс в подвесе, но это уже далеко за зоной ответственности НЧ динамика.



Анализ работы твитеров Steg Master Stroke SS-1



Твитер имеет АЧХ, типичную для шёлкового купольного излучателя. Достаточно ровная в нижней части рабочего диапазона и с небольшим провалом чуть выше (в данном случае в области 7 кГц). По наблюдениям такое поведение обычно бывает следствием изгибных колебаний лёгкого шёлкового купола.



График фазы подтверждает догадку – на нём в этой области тоже присутствует небольшой перепад. Не столь существенный, впрочем, чтобы вызвать какие-либо серьёзные претензии. Это, скорее, следствие чрезвычайной лёгкости материала излучающего купола. По крайней мере, на слух каких-то претензий не возникает, но об этом скажу чуть дальше.



По искажениям картинка на редкость красивая. Их уровень крайне низок.



В общем, с технической точки зрения нюансы есть, но на деле твитер получился интересный, и свою принадлежность к топовому комплекту точно оправдывает.

Проба на деле и выводы



Прослушивание акустики подобного уровня и с подобной концепцией – задача не из простых. В реальной инсталляции слишком многое зависит от способов установки и уровня остальных компонентов тракта. Поэтому тут важно понять потенциал, а не оценивать характер звука.

Итак, первый вывод – деление между НЧ и СЧ действительно можно делать в районе 150-200 Гц. При этом оформлению СЧ-динамиков нужно уделить особое внимание. Сначала попробовал поставить их в компактные корпуса порядка двух литров – не понравилось, звук зажимается, теряется динамика. Раскрываться они начинают только при установке в относительно просторные корпуса или free-air.

Вверх динамики вроде как пытаются забираться, но выше 4-5 кГц теряется лёгкость и естественность звуковой подачи. Так что настраивать ФНЧ выше этой отметки я бы не стал, тем более, что твитеры играют от этой частоты достаточно легко.

Сами твитеры оставили интересные впечатления. У них нет навязчивой искусственной «воздушности», но при этом играют легко и как-то непринуждённо. Верха подаются естественно, и в какой-то момент понимаешь, что все тонкие нюансы звучания, по большому счёту, сохранены.

Если же говорить в целом о характере акустики Master Stroke, то она понравится в первую очередь тем, кто стремится к ровной и спокойной звуковой подаче, чтобы звук сохранял свою естественность и комфортность, но не терял при этом детали. Звуковая подача – без нарочитой теплоты или, напротив, холодной педантичности. Нейтральная.

Чтобы реализовать потенциал акустики, придётся потрудиться над установкой, но если удастся всё сделать по уму, результат однозначно порадует. НЧ динамики можно ставить в двери или сделать для них корпуса, а вот для СЧ динамиков я бы постарался выгородить как можно больше пространства.

  • СЧ звено берёт на себя самый информативный диапазон частот
  • НЧ звено работает практически как сабвуфер
  • Сабвуфер может понадобиться только когда нужен инфрабас
  • Можно добиться крайне линейной фазовой характеристики всей системы

  • Реализовать потенциал акустики – задача не из простых

Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-01-28
Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8.

2023-01-27
Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C.

2023-01-27
Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component.

2023-01-26
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3.

2023-01-26
Акустика Steg MSS 1M.

2023-01-25
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1805-6, InCar TMX2-1805-3, InCar TMX2-1824-3, InCar TMX2-1824-6, InCar TMX2-2301-3, InCar TMX2-2301-6, InCar TMX2-1814-3, InCar TMX2-1814-6, InCar TMX2-1822-3, InCar TMX2-1822-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1815-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1808-3, InCar TMX2-1808-6, InCar TMX2-1811-6, InCar TMX2-1811-3, InCar TMX2-1806-6, InCar TMX2-1806-3, InCar TMX2-1806c-6, InCar TMX2-1806c-3, InCar TMX2-1819-3, InCar TMX2-1819-6, InCar TMX2-1810-3, InCar TMX2-1810-6, InCar TMX2-6303c-3, InCar TMX2-6303c-6, InCar TMX2-6303-3, InCar TMX2-6303-6, InCar TMX2-6301-3, InCar TMX2-6301-6, InCar TMX2-6304c-6, InCar TMX2-6304c-3, InCar TMX2-6304-6, InCar TMX2-6304-3, InCar TMX2-6302-6, InCar TMX2-6302-3, InCar TMX2-6312-3, InCar TMX2-6312-6, InCar TMX2-6312c-3, InCar TMX2-6312c-6, InCar TMX2-4603-3, InCar TMX2-4603-6, InCar TMX2-4601-6, InCar TMX2-4601-3, InCar TMX2-6106-6, InCar TMX2-6106-3, InCar TMX2-6102-3, InCar TMX2-6117-3, InCar TMX2-6109-3, InCar TMX2-6104-6, InCar TMX2-6104-3, InCar TMX2-6105-6, InCar TMX2-6105-3, InCar TMX2-6112-3, InCar TMX2-6112-6, InCar TMX2-2304-3, InCar TMX2-2304-6, InCar TMX2-2303u-6, InCar TMX2-2303u-3, InCar TMX2-2303n-6, InCar TMX2-2303n-3, InCar TMX2-2309-3, InCar TMX2-1410-3, InCar TMX2-1403-3.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Всем доброго дня! Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112 Характеристики: Nominal power 80W Maximum power 160W Sensitivity 92.5 . . . . .

Приветствую всех! Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70