Кто главный в трёхполоске?
Тест 3-полосных акустических систем Steg Master Stroke


В этот раз в лаборатории крайне интересный по своей концепции комплект. Как обычно строятся автомобильные акустические системы? Есть НЧ/СЧ динамики, есть твитеры. Их можно стыковать в двухполоску или добавить «между ними» СЧ звено. В случае со Steg всё изначально иначе. Центральным элементом являются среднечастотные динамики, а всё остальное строится вокруг них: басовые динамики «пристыковываются» снизу, а твитеры, соответственно, сверху.

Первые впечатления, встреча «по одёжке»



Чтобы сразу понять «who is who», сразу обозначу ценовой уровень – порядка двухсот тысяч рублей за трёхполосный комплект. А что вы хотели, топовая акустика, made in Italy и всё такое.



Steg Master Stroke предлагается только в трёхполосном варианте и никак иначе, а потому поставляется единым комплектом.



Начну именно со среднечастотников. Их модельный индекс SS-3 пусть не вводит вас в заблуждение они не 3-дюймовые, а 4-дюймовые. Это крупнее, чем нынче в основном принято делать. Такие динамики сложнее в установке, но с точки зрения звука увеличение калибра среднечастотников более чем оправдано.



Материал диффузоров в описании обозначен как «glass fiber loaded with resin». Иными словами, композит на основе стекловолокна и смолы (resin – это не резина, если что). А вот верхние подвесы – уже резина (rubber). На ощупь диффузоры достаточно тонкие, но звоном не отдают, задемпфированы хорошо. Лёгкие, измерения показали параметр Mms всего 5 грамм.



Динамики построены на алюминиевых корзинах. В магнитных системах используется неодим, так что их удалось упаковать в компактные округлые кожухи. Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм.



Высота динамиков невелика – 46 мм от фронтальной плоскости крепёжного фланца. Центрирующие шайбы крупные, так что кольца для динамиков лучше делать не слишком толстыми, чтобы они не перекрыли окна корзины.



Теперь басовые динамики. Да, я бы предпочёл называть их именно так – басовые, а не НЧ/СЧ. Как минимум, потому, что выглядят они действительно как небольшие сабвуферы, да и по измерениям больше на них похожи.



Материал диффузоров многослойный – с лицевой части тот же стекловолоконный композит, что и в СЧ динамиках, а вот с тыльной части видна целлюлозная «подложка». Мягкий резиновый подвес непривычно широкий.



Магнитные системы крупные, диаметр ферритовых колец – чуть больше 10 см. Звуковые катушки имеют диаметр 40 мм. Осевые отверстия закрыты мягкими сетками. В данном случае их можно рассматривать, скорее, как декомпрессионные, нежели как часть системы охлаждения.



Литые алюминиевые корзины выполнены в едином стиле с корзинами СЧ динамиков. Выглядят, конечно, круто. Подводящие закреплены так, что работают не только на изгиб, но и на кручение, с надёжностью проблем быть не должно. Терминалы имеют традиционную конструкцию, но исполнение качественное – толстый металл клемм и крепкая площадка.



Твитеры тоже выполнены в алюминиевых корпусах. Шёлковые купола имеют диаметр 25 мм (если считать по звуковой катушке). Защитные грили выполнены в виде небольших "колечек с ушками".



Твитеры крайне необычны по своей конструкции – высота чуть меньше 14 мм, и это если считать от фронтальной плоскости.



Конструкция полностью закрытая. Тыловые камеры формально съёмные, но сменных вариантов (как, к примеру, у тех же Audison Thesis II или Focal Utopia M) не предлагается. Тоже вполне логично, комплект Steg имеет фиксированную 3-полосную конфигурацию, и что-либо подстраивать вроде как нет необходимости.



А теперь от конструкции – к самому интересному. К измерениям и анализу работы динамиков.

Измерение электромеханических параметров



Да, центральным элементом системы здесь реально являются среднечастотники. Несмотря на 4-дюймовый калибр, их резонансная частота даже ниже, чем у иных мидбасовых динамиков. Да и ход диффузоров, судя по экспериментам, вполне достаточный (он определяется геометрией намотки звуковой катушки). При таких возможностях СЧ звена выглядит логичным, что басовые динамики пытаются прикинуться совсем уж сабвуферами.



Измеренные параметры СЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 65 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,82
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 91
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 5,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,6 дБ


Измеренные параметры НЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-6:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 59
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 31 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,6 дБ


То, что эта акустика будет использоваться в поканальном включении, определено сразу – пассивных кроссоверов для неё и не предлагается. Сейчас стало понятно, почему именно. И дело не только в том, что процессоры нынче более популярны. Просто басовое звено требует особого, почти «сабвуферного» подхода. По крайней мере, я бы смотрел в сторону усилителей с мощностью от 200 Вт на канал. Для СЧ и ВЧ звеньев, к счастью, выбор усилителей уже ничем особо не ограничен.

Анализ работы СЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-3



Начну со среднечастотников. Они и правда играют почти как мидбасовые. Учитывая размер, раздел с басовым звеном можно смело опускать примерно до 120-150 Гц или около того. Ниже не нужно – размер не тот. Сильно выше тоже не нужно – весь кайф от низкоиграющих динамиков пропадёт.



Это подтверждает и измерение искажений – ниже 100 Гц начинает доминировать третья гармоника, а это значит, что всё хорошо в меру.



Поведение акустической фазы особых претензий не вызывает. Небольшое колебание в районе 1,5 кГц – остаток от какого-то хорошо задемпфированного резонанса. Можно сказать, что до 2-3 кГц среднечастотники работают практически идеально. Всё что выше – предсказуемо и обусловлено банально физическими размерами диффузора.



Анализ работы НЧ-динамиков Steg Master Stroke SS-6



АЧХ измерялась в довольно просторных корпусах, поэтому при добротности 0,5 внизу получился небольшой пологий спад. Но поскольку динамикам предстоит работать максимум до пары сотен Гц, это легко нивелируется настройками крутизны ФНЧ. Важно, что вниз динамики умеют забираться реально «по-сабвуферному». Двери придётся готовить, правда, соответствующе – с тем расчётом, что они, фактически, будут выполнять роль сабвуферных корпусов. Задача, мягко говоря, непростая.



Попробовал смоделировать поведение динамиков в корпусах. А что, вполне годные варианты. В ЗЯ отдача получится невеликая (хотя при поканальном включении это не столь важно), а вот ФИ может оказаться весьма интересным – сабвуферу останется только совсем чуток на нижнем басе подыграть, весь информативный басовый диапазон возьмёт на себя SS-6. Порт в этом примере настроен на частоту 55 Гц, и если не смущают неудобные размеры порта, то можно опускать её ещё ниже.



К слову, график искажений как бы тоже намекает – лучше всего динамику работается именно в басовой области. Смотрите, от 200 Гц и ниже искажения не растут, как обычно, а даже снижаются. Впрочем, для низкодобротных динамиков всё вполне ожидаемо.



А теперь фазовая линейность. Внизу басовик ведёт себя отлично, где-то на 1,5 кГц прослеживается резонанс в подвесе, но это уже далеко за зоной ответственности НЧ динамика.



Анализ работы твитеров Steg Master Stroke SS-1



Твитер имеет АЧХ, типичную для шёлкового купольного излучателя. Достаточно ровная в нижней части рабочего диапазона и с небольшим провалом чуть выше (в данном случае в области 7 кГц). По наблюдениям такое поведение обычно бывает следствием изгибных колебаний лёгкого шёлкового купола.



График фазы подтверждает догадку – на нём в этой области тоже присутствует небольшой перепад. Не столь существенный, впрочем, чтобы вызвать какие-либо серьёзные претензии. Это, скорее, следствие чрезвычайной лёгкости материала излучающего купола. По крайней мере, на слух каких-то претензий не возникает, но об этом скажу чуть дальше.



По искажениям картинка на редкость красивая. Их уровень крайне низок.



В общем, с технической точки зрения нюансы есть, но на деле твитер получился интересный, и свою принадлежность к топовому комплекту точно оправдывает.

Проба на деле и выводы



Прослушивание акустики подобного уровня и с подобной концепцией – задача не из простых. В реальной инсталляции слишком многое зависит от способов установки и уровня остальных компонентов тракта. Поэтому тут важно понять потенциал, а не оценивать характер звука.

Итак, первый вывод – деление между НЧ и СЧ действительно можно делать в районе 150-200 Гц. При этом оформлению СЧ-динамиков нужно уделить особое внимание. Сначала попробовал поставить их в компактные корпуса порядка двух литров – не понравилось, звук зажимается, теряется динамика. Раскрываться они начинают только при установке в относительно просторные корпуса или free-air.

Вверх динамики вроде как пытаются забираться, но выше 4-5 кГц теряется лёгкость и естественность звуковой подачи. Так что настраивать ФНЧ выше этой отметки я бы не стал, тем более, что твитеры играют от этой частоты достаточно легко.

Сами твитеры оставили интересные впечатления. У них нет навязчивой искусственной «воздушности», но при этом играют легко и как-то непринуждённо. Верха подаются естественно, и в какой-то момент понимаешь, что все тонкие нюансы звучания, по большому счёту, сохранены.

Если же говорить в целом о характере акустики Master Stroke, то она понравится в первую очередь тем, кто стремится к ровной и спокойной звуковой подаче, чтобы звук сохранял свою естественность и комфортность, но не терял при этом детали. Звуковая подача – без нарочитой теплоты или, напротив, холодной педантичности. Нейтральная.

Чтобы реализовать потенциал акустики, придётся потрудиться над установкой, но если удастся всё сделать по уму, результат однозначно порадует. НЧ динамики можно ставить в двери или сделать для них корпуса, а вот для СЧ динамиков я бы постарался выгородить как можно больше пространства.

  • СЧ звено берёт на себя самый информативный диапазон частот
  • НЧ звено работает практически как сабвуфер
  • Сабвуфер может понадобиться только когда нужен инфрабас
  • Можно добиться крайне линейной фазовой характеристики всей системы

  • Реализовать потенциал акустики – задача не из простых

Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70