Бас на скорую руку
Тест корпусного активного сабвуфера JBL BassPro 12


В этот раз гостем тестовой лаборатории стал активный сабвуфер от компании Harman, который только-только начал поступать в продажу. Это модель JBL BassPro 12, пришедшая на смену хорошо известному сабвуферу с похожим названием JBL GT BassPro 12. Собственно, и некоторые технологии перешли по наследству от него же, хотя кое-что всё же изменилось и добавилось.

Цена обновлённого BassPro 12 на момент теста составляет 15990 рублей. Это нормально, учитывая, что тут уже есть усилитель, корпус рассчитан и изготовлен (причём из МДФ, а не из дешёвого рыхлого ДСП), и для его установки нужно лишь проложить провод питания, а сигнал в простейшем случае взять от тыловых динамиков. В общем, когда нужно добавить баса "на скорую руку", без лишних трат времени и нервов.

Первые впечатления, встреча «по одёжке»



Конструкция традиционная – корпус со скошенной задней стенкой, порт фазоинвертора выведен на переднюю плоскость. Размеры передней панели – 57х37 см, максимальный размер в глубину – 30,5 см. Собственно, у прежней модели GT BassPro 12 был точно такой же.



Фазоинверторное оформление тоже перешло от предшественника. Это не просто круглая труба с раскрывами, порт больше похоже на экспоненциальный. Его геометрия даже получила собственное название – Slipstream. Всё это направлено на уменьшение длины при сохранении частоты настройки, а заодно и снижение струйных призвуков. Как показала практика, это работает.



Диффузор динамика полипропиленовый, со сложным рельефом, увеличивающим конструктивную жёсткость. Собственно, это одно из основных видимых отличий от предшественника. Как позже показали измерения, тоже действенное – выше по частоте BassPro 12 не имеет никаких резонансных призвуков, порой характерных для обычных сабвуферов.



А вот что немного расстроило – это отсутствие защиты для динамика, в том же GT BassPro 12 были довольно стильные защитные дуги. Без них сабвуфер выглядит заметно скромнее.

Усилитель встроен в заднюю стенку и слегка утоплен в неё, так что при установке вплотную к спинке сиденья остаётся зазор не больше сантиметра. Больше было бы неэстетично, меньше – тоже не нужно, чтобы радиатор не остался без охлаждения.



Под усилителем предусмотрена небольшая выборка, образующая канал для аккуратной укладки кабелей. Осталось придумать, как закрепить кабели, чтобы они оставались именно в нём. И да, попутно совет – если будете подключать по линейным входам, выбирайте межблочные кабели с угловыми RCA-разъёмами.



Набор регулировок стандартен – чувствительность, регулируемый ФНЧ, бас-буст и оперативное переключение полярности сигнала. Подключать можно не только по линейным входам, но и по высокоуровневым (например, параллельно задним динамикам).



Вся необходимая для подключения мелочёвка идёт в комплекте. Плюс проводной регулятор уровня саба.



Дальше снимаю динамик. Держится он не на саморезах, как обычно, а на нормальных винтах М5, в корпусе для них предусмотрены закладные гайки. Сам корпус выполнен не из привычного рыхлого ДСП, а из МДФ. Внутри, там где это нужно, имеются утолщения и распорки. Просто, но грамотно.



Сам динамик отдельно не продаётся и, судя по маркировочным наклейкам, сделан конкретно под этот корпусной саб. Диаметр катушки – 2 дюйма, охлаждение – через осевой канал в керне и отверстия в нижней части конуса под центральным колпачком. Остальное о динамике чуть позже скажут измерения.



Усилитель – АВ-класса, с преобразователем питания, одноканальный (иногда для активных сабов они строятся по двухканальной схеме с мостовым включением). В корпус посажен на герметик, что, к слову, делают далеко не все производители. Для фазоинверторного оформления отсутствие щелей – важнейшее дело, кто представляет себе физику его работы, знает, что перепады давления внутри порой даже сильнее, чем в закрытом корпусе.



Порт довольно короткий, хотя сечение приличное. Поначалу были мысли о его высокой настройке. Но, опять же, поспешных выводов пока делать не нужно.



Измерение параметров и анализ работы сабвуфера



Порт действительно настроен не для «ветров» – чуть ниже 40 Гц, если судить по импедансной кривой. Точнее частоту настройки определю чуть позже. Динамик имеет относительно тяжёлую подвижку и мягкий подвес, из-за чего его резонансная частота получилась низкой – всего около 30 Гц.



Измеренные параметры динамика JBL BassPro 12:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 51 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,56
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 204 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ


Чтобы при таком сочетании динамик не уходил в разнос (если кому-то всё же захочется «погонять ветры»), усилитель имеет сабсоник – полоса частот довольно радикально подрезается снизу. «Защита от дурака», которая для фазоинверторного оформления вообще никогда не бывает лишней.



Впрочем, сабсоник нужен не только для этого. Смотрите, чем ниже частота, тем больше требуется мощности от усилителя. Но использовать в активных сабвуферах мощные усилители нерационально, их достоинство как раз в простоте установки, и к ним никто не станет тянуть толстенные кабели 0 Ga или хотя бы даже 2 Ga. Поэтому усилители в таких сабах имеют небольшую мощность, и сабсоник им нужен, чтобы избежать раннего клиппирования. А нужная отдача саба достигается не большим количеством Ватт, а акустическим способом за счёт оформления. Эдакий грамотный инженерный компромисс – много баса при скромном токопотреблении.

Ну и теперь, собственно, к тому, как всё это работает. Замечу, это характеристики излучений самого динамика и порта, а не АЧХ сабвуфера в автомобиле (в самом низу салон добавит от себя ещё). Для первого измерения максимально распустил вверх частоту ФНЧ.



Во-первых, чётко видно частоту настройки порта – где-то 39-40 Гц. Обратите внимание, на этой частоте порт излучает вовсю, а вот сам динамик почти не излучает, и на характеристике появляется провал. Идеальная иллюстрация работы фазоинверторного оформления.

Во-вторых, обратите внимание, что происходит выше по частоте, за пределами сабвуферного диапазона. А ничего тут не происходит, и это очень хорошо – обычно выше 100 Гц присутствуют собственные призвуки сабвуфера (или динамика, или оформления, или и того, и другого разом), которые делают бас гулким и сильно портят его фактуру. Здесь, к счастью, с этим проблем нет. Вот вам результат сложного рельефа диффузора и хитрого порта Slipstream.

Покрутил частоту настройки ФНЧ. Оптимум получается, если крутилка будет стоять где-то в диапазоне 8-10 часов. Если выше, сабвуфер полезет в мидбасовую область и бас будет более жёстким, если меньше – бас может «оторваться» от акустики.



Ну и попутно небольшой совет – если не получается настроить сходу, можно щёлкнуть переключателем полярности сигнала («0/180 градусов») и послушать систему ещё раз.

Проба в деле, выводы



JBL BassPro 12 попал ко мне на изучение в удачный момент. Сабвуферное звено в моей машине как раз находится на стадии очередного подзатянувшегося апгрейда, так что имел возможность даже немного покататься с ним.

Первое, что отметил сразу – настроить BassPro 12 оказалось очень легко. Буквально пару раз сбегал в багажник покрутить частоту ФНЧ и уровень, и вот уже бас звучит не сам по себе, а как часть музыки. Не скажу, что в моём случае стыковка с фронтальной акустикой получилась совсем уж идеальной, но вполне приемлемой. В седане при ориентации саба динамиком назад с этим вообще всё непросто. Но в хэтчбеках или универсалах, полагаю, проблем быть не должно.

Второе – несмотря на умеренную мощность встроенного усилителя, отдача у сабвуфера совсем не слабая. Проще говоря, бомбит он не по-детски. Грамотный сабсоник и оформление, обеспечивающее акустическое усиление, дали пусть не фанатично-эспиэльный, но более чем достаточный запас неискажённой громкости.

Бас в целом чистый, без лишних призвуков и гулкости (разумеется, если сабвуфер нормально закреплён, а не валяется в багажнике среди хлама). Структура простовата, но активные сабвуферы в сложные соревновательные проекты вроде как и не выбирают. Зато кому нужно «мягко и глубоко» и без лишних заморочек с установкой – вот самое то что надо.

  • Чистый бас, призвуки отсутствуют даже на приличной громкости
  • Позволяет корректно настроить стык с фронтальной акустикой
  • Подключение как по линейным, так и по высокоуровневым входам
  • Не требует толстых кабелей питания (достаточно 8 Ga)
  • В комплекте идёт проводной регулятор уровня баса

  • Нет защитного гриля для динамика



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-13
Магнитолы InCar: InCar DTA4-0702c, InCar DTA4-0705, InCar DTA4-1406, InCar DTA4-1407, InCar DTA4-1603, InCar DTA4-1701, InCar DTA4-1701c, InCar DTA4-1707, InCar DTA4-1707c, InCar DTA4-1801, InCar DTA4-1802, InCar DTA4-1802c, InCar DTA4-1803, InCar DTA4-1803c, InCar DTA4-1805, InCar DTA4-1805c, InCar DTA4-1806, InCar DTA4-1806c, InCar DTA4-1808, InCar DTA4-1809CL, InCar DTA4-1810, InCar DTA4-1812, InCar DTA4-1812c, InCar DTA4-1814, InCar DTA4-1815, InCar DTA4-1822, InCar DTA4-1901, InCar DTA4-2202, InCar DTA4-2202CL, InCar DTA4-2204, InCar DTA4-2207, InCar DTA4-2209, InCar DTA4-2211, InCar DTA4-2212, InCar DTA4-2214, InCar DTA4-2215, InCar DTA4-2215n, InCar DTA4-2216, InCar DTA4-2221, InCar DTA4-2223, InCar DTA4-2226, InCar DTA4-2226n, InCar DTA4-2303, InCar DTA4-2401, InCar DTA4-2403, InCar DTA4-2403с, InCar DTA4-2404, InCar DTA4-2405, InCar DTA4-2409, InCar DTA4-2410, InCar DTA4-2410c, InCar DTA4-2411c, InCar DTA4-2413, InCar DTA4-2415, InCar DTA4-3603, InCar DTA4-3604, InCar DTA4-6102, InCar DTA4-6105, InCar DTA4-6112, InCar DTA4-6210, InCar DTA4-6210BV, InCar DTA4-6210CP, InCar DTA4-6291, InCar DTA4-6301, InCar DTA4-6302, InCar DTA4-6303, InCar DTA4-6303c, InCar DTA4-6304, InCar DTA4-6304c, InCar DTA4-8602, InCar DTA4-8603, InCar DTA4-8604, InCar DTA4-8605, InCar DTA4-8606, InCar DTA4-8607, InCar DTA4-8641, InCar DTA4-8646, InCar DTA4-8647.

2021-10-11
Сабвуферы Steg: Steg SQ8-2, Steg SQ8-4.

2021-10-11
Сабвуферы Eton: Eton PW 10, Eton PW 10-500 BR, Eton PW 12, Eton PW 12-600 BR, Eton PW 8, Eton PW 8-400 BR.

2021-10-10
Сабвуферы Vibe: Vibe SLICK10D2-V0, Vibe SLICK12D2-V0, Vibe SLICK8D2-V0.

2021-10-10
Акустика Vibe: Vibe OPTI8VWT5A-V0, Vibe OPTISOUNDBMWFX-V0.

2021-10-09
Сабвуфер Helix K 10S.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Вопрос продавцам магазина авто хай фай. У вас хоть один телефон работает? Не смог ни на один дозвонится, городской не работает, сотовый ни кто не берёт. . . . . .

Привет, вообще ничего не понииаю в этом. Помогите Range rover 2016г. На калонках написано meridian, но звук мне не нравится ужасно. Есть ли смысл менять на что-то? На что? У меня есть наушники Ger . . . . .

Доброго дня. Верой и правдой служила много лет система DLS RS6A-DLS MA41-DLS 426. Но время берет свое и вуферы от DLS RS6A приказали долго жить. Буду бесконечно благодарен если подскажете можно ли . . . . .

Добрый день! Подскажите, в каком направлении двигаться, чтобы убрать чрезмерные сибилянты от eton mini 150.4 dsp ? На некоторых треках, например группы nightwish, иногда прям режет слух вокал. Машин . . . . .

Добрый день. Посоветуйте миды в двушку, в передние двери mazda cx-5 KF. Усилитель helix p six MK2. Шумоизоляция дверей обычная лист Comfort Mat Dark D2 на внутренней части металла, куски вибры и Com . . . . .

Добрый день друзья, авто Land Rover Range Rover L322 2012 года, стоит музыка Harman Kardon Logic7, полный шлак, хочу улучшить качество звучание малой кровью, насколько это возможно, трогать и передела . . . . .

Добрый день. Буду крайне благодарен за ваше мнение по поводу динамиков Focal IS Ford 165. (https://auto-hifi.r u/acoustic/model.php... Или посоветуйте, что-нибудь очень музыкальное . . . . .

Добрый день хочу поставить на Рено флюенс новые колонки 16 штатные 13 не хочу менять головное устройство тат как Машина 2010 года что можно посоветовать ? . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Nakamichi NQ721BE → Не смотря на свою Бюджетность, все необходимое есть, Флешка блютуз аукс. Все работает пока не подводила. Самое главное ч . . . . .

Усилитель Kicx RX 1050D → Шикарный усь, 2 года уже работает без нареканий! . . . . .

Усилитель Mac Audio MPX MONO → Отработал в итоге 3 года, поставил на 20 минут колбасить саб по номиналу совпадает с усилком, сажусь в салон завоняло . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не оправдал ожидания. Стоят динамики: фронт jbl gt5-650c 50вт.rms, тыл jbl gto-938 100вт.rms Звук практическ . . . . .

Автомагнитола Pioneer DMH-A4450BT → Приобрёл данное ГУ неделю назад. Тоже поначалу не мог настроить работу Андроид авто, скачал на телефон Autolink, заработ . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-4400BT → Брал б/ушку, повёлся на фишку блютуза и правда удобная штука. устойчивое соединение, треки переключаются прямо с магнит . . . . .

Усилитель Audio System Italy AD850 → Отличный аппарат. Хорошая мощность. Выдает плотный, собранный бас. Актуальная на 10.2021 цена в 17,7к для него высоков . . . . .

Сабвуфер Challenger Opus SD-250FA → Отличный динамик за свои деньги! Провел 3 инсталляции. Первая: 4 динамика в полку авто. Ураганный бас и в нижнем и в в . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70