Бас на скорую руку
Тест корпусного активного сабвуфера JBL BassPro 12


В этот раз гостем тестовой лаборатории стал активный сабвуфер от компании Harman, который только-только начал поступать в продажу. Это модель JBL BassPro 12, пришедшая на смену хорошо известному сабвуферу с похожим названием JBL GT BassPro 12. Собственно, и некоторые технологии перешли по наследству от него же, хотя кое-что всё же изменилось и добавилось.

Цена обновлённого BassPro 12 на момент теста составляет 15990 рублей. Это нормально, учитывая, что тут уже есть усилитель, корпус рассчитан и изготовлен (причём из МДФ, а не из дешёвого рыхлого ДСП), и для его установки нужно лишь проложить провод питания, а сигнал в простейшем случае взять от тыловых динамиков. В общем, когда нужно добавить баса "на скорую руку", без лишних трат времени и нервов.

Первые впечатления, встреча «по одёжке»



Конструкция традиционная – корпус со скошенной задней стенкой, порт фазоинвертора выведен на переднюю плоскость. Размеры передней панели – 57х37 см, максимальный размер в глубину – 30,5 см. Собственно, у прежней модели GT BassPro 12 был точно такой же.



Фазоинверторное оформление тоже перешло от предшественника. Это не просто круглая труба с раскрывами, порт больше похоже на экспоненциальный. Его геометрия даже получила собственное название – Slipstream. Всё это направлено на уменьшение длины при сохранении частоты настройки, а заодно и снижение струйных призвуков. Как показала практика, это работает.



Диффузор динамика полипропиленовый, со сложным рельефом, увеличивающим конструктивную жёсткость. Собственно, это одно из основных видимых отличий от предшественника. Как позже показали измерения, тоже действенное – выше по частоте BassPro 12 не имеет никаких резонансных призвуков, порой характерных для обычных сабвуферов.



А вот что немного расстроило – это отсутствие защиты для динамика, в том же GT BassPro 12 были довольно стильные защитные дуги. Без них сабвуфер выглядит заметно скромнее.

Усилитель встроен в заднюю стенку и слегка утоплен в неё, так что при установке вплотную к спинке сиденья остаётся зазор не больше сантиметра. Больше было бы неэстетично, меньше – тоже не нужно, чтобы радиатор не остался без охлаждения.



Под усилителем предусмотрена небольшая выборка, образующая канал для аккуратной укладки кабелей. Осталось придумать, как закрепить кабели, чтобы они оставались именно в нём. И да, попутно совет – если будете подключать по линейным входам, выбирайте межблочные кабели с угловыми RCA-разъёмами.



Набор регулировок стандартен – чувствительность, регулируемый ФНЧ, бас-буст и оперативное переключение полярности сигнала. Подключать можно не только по линейным входам, но и по высокоуровневым (например, параллельно задним динамикам).



Вся необходимая для подключения мелочёвка идёт в комплекте. Плюс проводной регулятор уровня саба.



Дальше снимаю динамик. Держится он не на саморезах, как обычно, а на нормальных винтах М5, в корпусе для них предусмотрены закладные гайки. Сам корпус выполнен не из привычного рыхлого ДСП, а из МДФ. Внутри, там где это нужно, имеются утолщения и распорки. Просто, но грамотно.



Сам динамик отдельно не продаётся и, судя по маркировочным наклейкам, сделан конкретно под этот корпусной саб. Диаметр катушки – 2 дюйма, охлаждение – через осевой канал в керне и отверстия в нижней части конуса под центральным колпачком. Остальное о динамике чуть позже скажут измерения.



Усилитель – АВ-класса, с преобразователем питания, одноканальный (иногда для активных сабов они строятся по двухканальной схеме с мостовым включением). В корпус посажен на герметик, что, к слову, делают далеко не все производители. Для фазоинверторного оформления отсутствие щелей – важнейшее дело, кто представляет себе физику его работы, знает, что перепады давления внутри порой даже сильнее, чем в закрытом корпусе.



Порт довольно короткий, хотя сечение приличное. Поначалу были мысли о его высокой настройке. Но, опять же, поспешных выводов пока делать не нужно.



Измерение параметров и анализ работы сабвуфера



Порт действительно настроен не для «ветров» – чуть ниже 40 Гц, если судить по импедансной кривой. Точнее частоту настройки определю чуть позже. Динамик имеет относительно тяжёлую подвижку и мягкий подвес, из-за чего его резонансная частота получилась низкой – всего около 30 Гц.



Измеренные параметры динамика JBL BassPro 12:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 51 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,56
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 204 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,1 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ


Чтобы при таком сочетании динамик не уходил в разнос (если кому-то всё же захочется «погонять ветры»), усилитель имеет сабсоник – полоса частот довольно радикально подрезается снизу. «Защита от дурака», которая для фазоинверторного оформления вообще никогда не бывает лишней.



Впрочем, сабсоник нужен не только для этого. Смотрите, чем ниже частота, тем больше требуется мощности от усилителя. Но использовать в активных сабвуферах мощные усилители нерационально, их достоинство как раз в простоте установки, и к ним никто не станет тянуть толстенные кабели 0 Ga или хотя бы даже 2 Ga. Поэтому усилители в таких сабах имеют небольшую мощность, и сабсоник им нужен, чтобы избежать раннего клиппирования. А нужная отдача саба достигается не большим количеством Ватт, а акустическим способом за счёт оформления. Эдакий грамотный инженерный компромисс – много баса при скромном токопотреблении.

Ну и теперь, собственно, к тому, как всё это работает. Замечу, это характеристики излучений самого динамика и порта, а не АЧХ сабвуфера в автомобиле (в самом низу салон добавит от себя ещё). Для первого измерения максимально распустил вверх частоту ФНЧ.



Во-первых, чётко видно частоту настройки порта – где-то 39-40 Гц. Обратите внимание, на этой частоте порт излучает вовсю, а вот сам динамик почти не излучает, и на характеристике появляется провал. Идеальная иллюстрация работы фазоинверторного оформления.

Во-вторых, обратите внимание, что происходит выше по частоте, за пределами сабвуферного диапазона. А ничего тут не происходит, и это очень хорошо – обычно выше 100 Гц присутствуют собственные призвуки сабвуфера (или динамика, или оформления, или и того, и другого разом), которые делают бас гулким и сильно портят его фактуру. Здесь, к счастью, с этим проблем нет. Вот вам результат сложного рельефа диффузора и хитрого порта Slipstream.

Покрутил частоту настройки ФНЧ. Оптимум получается, если крутилка будет стоять где-то в диапазоне 8-10 часов. Если выше, сабвуфер полезет в мидбасовую область и бас будет более жёстким, если меньше – бас может «оторваться» от акустики.



Ну и попутно небольшой совет – если не получается настроить сходу, можно щёлкнуть переключателем полярности сигнала («0/180 градусов») и послушать систему ещё раз.

Проба в деле, выводы



JBL BassPro 12 попал ко мне на изучение в удачный момент. Сабвуферное звено в моей машине как раз находится на стадии очередного подзатянувшегося апгрейда, так что имел возможность даже немного покататься с ним.

Первое, что отметил сразу – настроить BassPro 12 оказалось очень легко. Буквально пару раз сбегал в багажник покрутить частоту ФНЧ и уровень, и вот уже бас звучит не сам по себе, а как часть музыки. Не скажу, что в моём случае стыковка с фронтальной акустикой получилась совсем уж идеальной, но вполне приемлемой. В седане при ориентации саба динамиком назад с этим вообще всё непросто. Но в хэтчбеках или универсалах, полагаю, проблем быть не должно.

Второе – несмотря на умеренную мощность встроенного усилителя, отдача у сабвуфера совсем не слабая. Проще говоря, бомбит он не по-детски. Грамотный сабсоник и оформление, обеспечивающее акустическое усиление, дали пусть не фанатично-эспиэльный, но более чем достаточный запас неискажённой громкости.

Бас в целом чистый, без лишних призвуков и гулкости (разумеется, если сабвуфер нормально закреплён, а не валяется в багажнике среди хлама). Структура простовата, но активные сабвуферы в сложные соревновательные проекты вроде как и не выбирают. Зато кому нужно «мягко и глубоко» и без лишних заморочек с установкой – вот самое то что надо.

  • Чистый бас, призвуки отсутствуют даже на приличной громкости
  • Позволяет корректно настроить стык с фронтальной акустикой
  • Подключение как по линейным, так и по высокоуровневым входам
  • Не требует толстых кабелей питания (достаточно 8 Ga)
  • В комплекте идёт проводной регулятор уровня баса

  • Нет защитного гриля для динамика



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

7 и 8 августа магазин по техническим причинам не работает.

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-28
Сабвуферы Deaf Bonce: Deaf Bonce Machete MF-10S D2, Deaf Bonce Machete MF-12S D2, Deaf Bonce Machete ML-10R D2, Deaf Bonce Machete ML-12R D2, Deaf Bonce Machete ML-12S D2.

2021-07-27
Акустика Soundstream SR-653.

2021-07-26
Усилители мощности Match: Match M 5.4DSP, Match UP 10DSP.

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

Почитать

Тест сабвуфера Pioneer TS-W3010PRO

Теперь и в двойном размере
Тест головного устройства 2DIN со встроенным аудиопроцессором Aura AMD-772DSP

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Посмотреть

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Новое на форуме

Добры день! Сабвуферный динамик Helix K 10W сгорела 1 катушка (визуально наружная обмотка в идеальном состоянии как новая) играл от Моноусилителя Alpine S-A60M (гейн от 8-12 часов ставил) в ЗЯ 20л (по . . . . .

Проблема с динамиком. Собственно на борту имеется динамик Hertz ECX 165, с недавнего времени появился странный шум при воспроизведении трека с большим количеством низких частот. Так же при нажатии на . . . . .

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix M FOUR → Брал его чисто из за маленького размера, и D - класса, чтоб Аккум не убивать. цена конечно завышена. До этого были бю . . . . .

Усилитель Rockford Fosgate P400X2 → Отличный быстрый с хорошим демпингом усилитель мид или лёгкий сабик и вы останетесь довольны на долго. . . . . .

Сабвуфер Dego SB-12 P-MK2 → Отличный динамик. Играет в 35л. Бас быстрый. Жирок есть. Вот именно столько, сколько надо. Возможно можно сделать более . . . . .

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70