Тест 6,5-дюймовых «эстрадных» среднечастотных динамиков JBL Shock Wave 100W65


Уж кто и понимает в эстрадном звуке (настоящем, без кавычек), так это Harman – компания издавна специализируется на сценической аудиотехнике и понимает в этом толк. Поэтому, откровенно говоря, даже удивительно, почему с таким опытом компания не торопилась выйти на рынок автомобильного громкого звука. Но, как ни крути, когда-то это должно было случиться, и вот у меня в лаборатории уже не просто образцы, а первые экземпляры серийных среднечастотных динамиков для автомобильных систем дальнего поля. Ну или, если хотите, «эстрадных» систем.

На самом деле я немного слукавил, автомобильная «эстрада» под маркой JBL всё же есть на других рынках. Например, в Латинской Америке. Но поставлять её к нам компания не спешила по одной простой причине – в той же Бразилии в ходу корпусная установка динамиков (приехал на место, развернул акустику и устроил тверк), а у нас динамики любят ставить в двери (чтобы, стало быть, ездить и на ходу распугивать бабок от подъездов в двух соседних кварталах).

Шутки-шутками, но если в первом случае вполне достаточно лёгкой модернизации динамиков от тех же сценических аудиомониторов, то во втором случае такие динамики уже не подходят, и для нашего рынка модели пришлось разрабатывать отдельно. Модель JBL Shock Wave 100W65 первой вышла в продажу, причём она из разряда доступных, её цена на текущий момент – 3690 рублей за пару.



Чуть позже планируются среднечастотные модели постарше JBL 150W65, JBL 200W65 и JBL 300W65 и модель попроще JBL 85W65. Первые цифры означают RMS-мощность динамиков, последние – размер. Плюс, конечно же, будут твитеры и всё остальное.

Поскольку ценовой диапазон не предполагает вычурных нанотехнологий, все усилия были направлены на подбор внутренней геометрии и параметров моторов, а во внешнем виде ограничились лишь ярко-оранжевым колером корзин.



Сами же корзины, диффузоры, подвесы и некоторые другие комплектующие выбраны из вариантов ОЕМ (то есть стандартных и широко используемых самыми разными производителями). Ничего плохого в этом не вижу, подход вполне рациональный.



Тем не менее, в отдельных деталях практичность всё же чувствуется. К примеру, с нижней стороны фланца имеется уплотнительная прокладка. Мелочь, но приятно.



Мотор собран на магнитах диаметром 100 мм. Достаточно крупные, хотя у более старших моделей будут ещё крупнее.



Впрочем, совсем уж большой магнит тут был бы ни к чему – звуковая катушка имеет размер 1 дюйм – самое рациональное решение, когда нужно получить максимально лёгкую подвижку и максимальную чувствительность, уместившись при этом в заданные ценовые рамки.



С клеммами и подводящими дела обстоят стандартно – традиционные косички, идущие к стыку каркаса катушки и диффузора без выхода на лицевую сторону диффузора.



Центральный колпачок выбран маленький, по размеру катушки – опять же для снижения массы подвижной системы.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Судя по характеру импедансной кривой, в моторе используется кольцо Фарадея. Я уже рассказывал, как оно работает, поэтому напомню очень коротко. Для тех, кто хоть немножко помнит школьную физику, думаю, будет понятно.



Магнитную систему не просто так называют «мотором» динамика, она действительно работает как электромотор. Звуковая катушка находится в магнитном поле, и когда через неё течёт ток, возникает толкающее усилие, двигающее всю подвижную систему. Но есть и обратный эффект – двигаясь в магнитном поле, мотор отчасти сам начинает работать как электрогенератор, вырабатывая напряжение, «навстречу» сигналу с усилителя (противоЭДС). Понятно, что взаимодействие динамика и усилителя при этом нарушается, и как бы хорошо усилитель ни контролировал нагрузку, возникают нежелательные интермодуляционные искажения.

Кольцо Фарадея – это короткозамкнутый виток, который выполняется в виде токопроводящего кольца или колпачка (чаще всего на керне магнитной системы). Оно «принимает удар» на себя, в нём наводятся токи, и создаётся магнитное поле, компенсирующее этот «эффект генератора».

Его наличие обычно легко определить по виду импедансной кривой – кольцо Фарадея как бы компенсирует индуктивность звуковой катушки, с ростом частоты импеданс практически не растёт, и усилитель работает с динамиком почти как с обычным резистором (т. е. никакие «встречные-поперечные» напряжения уже не мешают их нормальному взаимодействию). Это значительно уменьшает интермодуляционные искажения на средних и верхних частотах, что можно только приветствовать.

Правда, есть и минус – кольцо снижает электрическое демпфирование динамика (мотор ведёт себя так, как если бы он был чуть слабее) и, как следствие, повышается добротность. Но тут уже приходится искать компромисс.

Измеренные параметры JBL Shock Wave 100W65:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 141 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,23
  • Qes (электрическая добротность) – 1,03
  • Qts (полная добротность) – 0,92
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,1 дБ


Немного о параметрах. Подвижная система реально очень лёгкая. Да чего уж там, вообще одна из самых лёгких среди всех 6,5-дюймовых динамиков, когда-либо бывавших в лаборатории CARMUS. Как следствие – не самая низкая резонансная частота, но для «эстрадного» среднечастотного динамика она ещё в пределах разумного. Зато опорная чувствительность очень высокая, подобные значения обычно встречаются лишь у более дорогих динамиков (речь именно о реальном опорном значении, а не о том, которое обычно на заборах пишут). Добротность, конечно, высоковата, но, учитывая изменившееся взаимодействие динамика и усилителя, не вижу в этом ничего страшного.

Скажу откровенно, динамики получились даже лучше предсерийных образцов, которые бывалы у меня в лаборатории в начале этого года. Неравномерность АЧХ, конечно, присутствует, но в диапазоне 200 Гц – 3 кГц всё достаточно линейно. Выше по частоте начинается традиционная для «эстрады» болтанка, но в целом динамики работают высоко, и проблем при стыковке с твитерами не предвидится.





Подрезать сигнал снизу описание рекомендует в пределах 120-250 Гц (при крутизне от 12 до 24 дБ/октава), и формально на это есть основания – ниже 200 Гц искажения слегка повышаются. Но в целом искажения ниже, чем обычно бывает у «эстрадных» динамиков, увидеть при измерениях такой график было даже немного неожиданно.



А ещё обратите внимание, ниже резонансной частоты динамик не уходит «в разнос», искажения хоть и повышены, но остаются на стабильном уровне. Это вполне соответствует слуховым ощущениям – никакой грязи не начинает лезть в уши, динамик продолжает «держать мощность» даже при серьёзном повышении громкости, причём даже когда ход диффузора становится весьма заметным. Разумеется, это не значит, что динамик можно смело распускать в широкую полосу, «валить басуху» – не его задача. Но то, что он имеет хорошую перегрузочную способность и позволяет опустить настройку ФВЧ ниже рекомендованных пределов – это факт. Главное, как всегда, следить за ходом диффузора.

Коротко по делу



Дебют JBL в «эстрадном» сегменте российского рынка получился удачным. Модель Shock Wave 100W65 не старается выглядеть дороже своей цены, но на деле умеет даже чуть больше, чем можно ожидать за эти деньги. У динамиков высокая отдача (проще говоря, они реально громкие), при этом звучание чистое, без грязи. Опять же, запас по перегрузке более чем достаточный (в разумных пределах, конечно же, распускать их в полную полосу всё равно не нужно) В общем, хорошее получилось сочетание. Одни из немногих бюджетных эстрадных динамиков, оставивших хорошие впечатления.

  • Звучание чистое, яркое, но без неестественной крикливости
  • Искажения заметно ниже, чем у большинства «эстрадных» динамиков
  • Хорошая перегрузочная способность
  • Симпатично выглядят, выполнены просто, но аккуратно

  • Как с любой «эстрадой», на высокой громкости ФВЧ нужно настраивать выше



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-12-04
Морская акустика Infinity: Infinity Kappa 1010M, Infinity Kappa 1050M, Infinity Kappa 6120M, Infinity Kappa 6125M, Infinity Kappa 8130M, Infinity Kappa 8135M.

2022-12-03
Сабвуферы Swat: Swat SBT-12 v.3, Swat SBT-15 v.3.

2022-12-02
Усилитель мощности Helix P ONE MK2.

2022-12-02
Усилители мощности Ground Zero: Ground Zero GZFA 1.550D, Ground Zero GZFA 2.100, Ground Zero GZFA 4.100, Ground Zero GZFA 4.150.

2022-12-01
Акустика Helix : Helix PF C100.2, Helix PF C130.2, Helix PF C165.2, Helix PF K100.2, Helix PF K130.2, Helix PF K165.2.

2022-11-30
Усилители Audio System : Audio System CO-700.1 D 24V, Audio System CO-75.4 24V.

Почитать

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (продолжение)

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (начало)

И снова про фарш и котлеты
Тестирование алгоритма подключения к штатным аудиосистемам новых усилителей Audison серии Forza

Про морского царя и зелёное земноводное
Тест головного устройства со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-100 Poseidon

Audison включил Forzaж
Тест 5-канального усилителя со встроенным 11-канальным аудиопроцессором Audison AF M5.11 bit из новой линейки Forza

Посмотреть

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Новое на форуме

Здравствуйте. Подскажите существенно ли будет нагреваться Eton mini 300.2 если к нему подключить сабвуфер 10 калибра ? . . . . .

Доброго дня! Мужчины, подскажите, пробовал кто нибудь подключать teyes cc3 с USB, через конвертор USB-Toslink, и если есть смысл, то какой . . . . .

Здравствуйте, господа! Вопрос технического характера; можно ли подключить к каждому из каналов 3 и 4 четырехканального усилителя GZRA 4H . . . . .

Всем здравствуйте. Проблема у меня такая. Перестал работать левый твитер Brax ML1. До этого работал пол года с момента установки. Громкост . . . . .

Добрый день ! Подскажите, в новое авто хочу саб поставить. Фронт Ауди систем 165 стоят все устраивает. Хочу саб поставить либо soaudi so25 . . . . .

Здравствуйте, господа. Имею в седане акустику Morel Tempo Ultra Integra 602 MkII сзади в дверях и Morel Maximo Ultra 603 MkII спереди. . . . . .

Здравствуйте, уважаемые специалисты! На основе ваших рекомендаций подобрал такой комплект: Магнитола: Teyes CC3 Фронт: SOaudio SO165-2. . . . . .

Всем привет. Что можете сказать про процессор Zapco DSP-Z8 IV II? Хороший ли? И что лучше он или helix dsp 3s? . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Blaupunkt GTA 475 →  С 2012 года стоит в автомобиле, на выходах 3-полосные KENWOOD динамики и PEEONE . . . . .

Акустика Helix C 6B Competition → Одни из лучших МИДов для двушки. Уверенно доигрывают до 4000/2. Играют в двери. . . . . .

Акустика Helix C 1T Competition → Поставил вместо EOS Al 267. Сначала существенной разницы не услышал и немного ра . . . . .

Усилитель Helix V EIGHT DSP MK2 → Согласен с предыдущим отзывом. Это один из лучших процессорных усилителей сейчас . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-4400BT → пользуюсь 10 лет. все супер!!! . . . . .

Акустика CDT Audio HD-62 → Хорошая акустика правда. В этих деньгах мало ей конкурентов. АЧХ в машине очень . . . . .

Автомагнитола Swat AHR-4180 → Блютуз соединение постоянно теряет, версия андроид старьё и не обновляется, пост . . . . .

Усилитель Helix M SIX → Шикарный 6- канальник за эти деньги. К нему можно подключить не только акустику, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70