Басовые тонкости
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM RS 10


Этот сабвуферный динамик появился в продаже совсем недавно и привлёк внимание сразу несколькими своими особенностями. Во-первых, это один из самых тонких сабвуферов, которые доводилось встречать, его монтажная глубина меньше 7 см. Во-вторых, это тот самый случай, когда формальные параметры находятся «на грани фола», но динамик при этом исправно выполняет свои обязанности и приносит удовольствие от музыки. Этого уже достаточно, чтобы изучить RS10 внимательнее и определить, что он собой представляет и в какие системы станет оптимальным выбором.

Сабвуфер, который оказался у меня в лаборатории, относится к доступной серии Relax (в линейке BLAM она вторая по старшинству после Express). Для ориентира, его цена на момент теста составляет 9990 рублей.



Конструкция



Начну, как всегда, с внешнего изучения. Динамик собран на стальной штампованной корзине и по сабвуферным меркам оказался неожиданно лёгким. Ферритовый магнит диаметром 126 мм находится внутри корзины. Снаружи – только нижняя шайба магнитопровода с проточкой для увеличения механического хода диффузора.



Для понимания пропорций – сравнение со стандартным спичечным коробком. Если быть точным, монтажная глубина динамика – всего 6,6 см.



Правда, наличие осевого канала не позволяет сделать корпус сабвуфера рекордно плоским, за динамиком необходимо оставить хотя бы пару сантиметров. Но учитывая его размеры, это можно и простить.



Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм. Линейный ход диффузора Xmax заявлен по 6 мм в каждую сторону, хотя если судить по намотке звуковой катушки, ограничение при предельных смещениях должно получиться мягким, и фактический ход получится даже чуть больше. Оно, конечно, в любом случае не «насос», но на обычной громкости и при нормальной настройке – более чем достаточно.



Поскольку магнит расположен внутри корзины, центрирующая шайба крепится своим внешним периметром не на корзине, а на цилиндрическом опорном элементе.



Подводящие привычно прошиты через центрирующую шайбу, разве что к клеммному терминалу идут более длинными «поводками».



Сам клеммный терминал с винтовыми зажимами вынесен наружу. Его, правда, было бы логично расположить так, чтобы провода смотрели в стороны, а не вниз, но это, по большому счёту, придирки.



Полипропиленовый диффузор цельный, катушка крепится к нему через конусообразный соединительный элемент. В отличие от большинства динамиков с аналогичными диффузорами подвижная система получилась не очень тяжёлой, потом на измерениях сами это увидите.



Измерение параметров, выбор оформления



Тот самый случай, когда измеренные параметры совпали с заявкой с непривычно высокой точностью. В последнее время это вообще большая редкость, так что по этой части – однозначно зачёт.



Заявленные / фактические параметры BLAM RS 10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 20,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,54 / 6,02
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 1,13
  • Qts (полная добротность) – 0,96 / 0,95
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г / 127 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,1 Тл м / 10,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ / 82,1 дБ


Физику не обманешь, динамик балансирует на очень тонкой грани компромиссов. Попробую проследить инженерную мысль.

Итак, сделать мотор компактным и сохранить при этом длинноходность – задача непростая, и в результате добротность получилась высокой. Можно было бы усилить мотор, применив не ферритовый, а, например, неодимовый магнит, но это нещадно увеличило бы цену. Чтобы с повышенной добротностью динамик не превратился в гуделку, подвижная система облегчена. Совсем лёгкой её не назвать, но по меркам современных автомобильных сабов параметр Mms невелик. К тому же чрезмерное облегчение привело бы к заметному повышению резонансной частоты. Это можно было бы скомпенсировать мягкими подвесами, но тогда динамик сильнее бы чувствовал объём корпуса, и преимущества плоской конструкции, скорее всего, были бы сведены к нулю. Так что жёсткость – тоже компромиссная.

Словом, при разработке этого саба Ги Бонневилль «ходил по тонкому льду». Тем не менее, компромисс был достигнут, проба в деле это подтвердила. Но об этом чуть дальше, а пока пару слов про акустическое оформление.

В описании рекомендуется три варианта – закрытые ящики объёмами 10, 20 или 30 литров. При этом, правда, указаны слегка завышенные результирующие добротности (1,69, 1,38 и 1,25, соответственно), что поначалу вызвало недоумение. Перепроверил в нескольких программах, неизменно получается ниже, поэтому на графике расчётных АЧХ привёл свои показатели. Как показывает практика, реальные параметры обычно получаются близки к расчётным, так что можно смело на них ориентироваться.



Самый компактный 10-литровый корпус получается уж слишком экстремальным, это, скорее, мидбас, да ещё и сильно «поджатый» упругой воздушной подушкой. А вот 20-30 литров уже можно рассматривать как рабочий вариант. Понятное дело, добротность при любом раскладе получается больше единицы – не по-аудиофильски, зато мощно и басовито.

Кстати, динамик можно использовать и free-air, но при одном условии – сабсоник обязателен. Чтобы он не болтал своим диффузором сверх меры, необходимо ограничивать подачу на него инфранизких частот и контролировать ход.

Анализ работы динамика



Испробовал одну из методик измерений искажений, рекомендованную в описании комплекса Audiomatica Clio – динамик не ставится в корпус, но микрофон подносится практически вплотную к диффузору, так что акустического короткого замыкания не происходит (вернее, его влияние пренебрежимо мало).

В наиболее информативном басовом диапазоне динамик показывает хорошую линейность, при снижении частоты более-менее заметный рост искажений начинается лишь ниже 40 Гц. Выше по частоте рост искажений начинается от 150 Гц, но этот диапазон нам уже не так важен.



Тем не менее, совсем оставлять его без внимания не стал, и дополнительно снял фазовую характеристику излучения. В сабвуферном диапазоне частот всё хорошо, а вот в районе 200-300 Гц наблюдается лёгкий резонанс подвеса. Он же, кстати, проявляет себя и на графике импеданса, для интереса вернитесь к нему и обратите внимание на небольшой «пупок» в этой области.



На первый взгляд, проверка работы динамика на этих частотах может показаться лишённой смысла, однако, по наблюдениям, слишком явные резонансы за пределами сабвуферного диапазона часто становятся причиной призвуков и, как следствие, локализации баса. Поэтому в последнее время стараюсь на это тоже обращать внимание.

Замечу, что подобные резонансы есть абсолютно у всех сабвуферных динамиков, которые попадали ко мне в лабораторию. Вопрос в том, насколько они велики. В случае с BLAM, к счастью, всё в пределах допустимого.

Проба в деле и выводы



Для оценки возможностей поставил динамик в ЗЯ объёмом чуть больше 20 литров и попробовал у себя в машине. Сабвуфер получился интересным и совсем не тихим, как можно было бы предположить, глядя на опорную чувствительность динамика. По расчётам нормированная чувствительность в салоне автомобиля выходит на 6-7 дБ выше опорной, что подтвердилось практикой – в реальности запаса громкости оказалось вполне достаточно. К тому же проблем с мощными усилителями сегодня нет, уж найти 400-500 Вт – ни разу не проблема.

Настроить стык с фронтальной акустикой и загнать бас целиком за лобовое стекло получилось довольно быстро. Саб не боится высокой частоты раздела с мидбасовым звеном и позволяет при необходимости стыковать их вообще хоть на 80-90 Гц.

Предназначение сабвуфера стало понятно довольно быстро. Я не рекомендую его в двух случаях. Во-первых, если вы любите «пускать ветры» и расшатывать кузов. И во-вторых, если вы сноб-аудиофил, пытающийся по звуку контрабаса угадать цвет носков контрабасиста. Во всех остальных случаях BLAM RS 10 окажется в тему.

Басовый удар получается плотным, но не жёстким, и при этом обходится без гудящей басовой «тянучки». Да, на каком-нибудь джазе тот же контрабас, может, и приобретает «резинистый» характер, но для повышенных аудиофильских требований, как ни крути, нужно и бюджет выделять соответствующий. Основной же конёк этого саба – это рок и ритмичная электронная музыка. Бас-гитара не расслаивается на отдельные звуки, бас-бочка остаётся бас-бочкой, а электронный басовый удар в house или trance-музыке не размазывается гудящей массой. В общем, хоть параметры и выглядят на грани допустимого (особенно, если рассматривать их «с дивана», ну вы поняли), в реальности получается весьма приличный саб для широкого спектра инсталляций.

  • Чрезвычайно малая установочная глубина
  • Редкое совпадение реальных параметров с заявленными
  • Лояльность к выбору объёма корпуса
  • Способность работать во free-air (с обязательным сабсоником)
  • Возможность получить бас без тянущихся низкочастотных «хвостов»

  • Кому надо «чтобы долбило сзади», лучше выбрать другой сабвуфер



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

7 и 8 августа магазин по техническим причинам не работает.

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-28
Сабвуферы Deaf Bonce: Deaf Bonce Machete MF-10S D2, Deaf Bonce Machete MF-12S D2, Deaf Bonce Machete ML-10R D2, Deaf Bonce Machete ML-12R D2, Deaf Bonce Machete ML-12S D2.

2021-07-27
Акустика Soundstream SR-653.

2021-07-26
Усилители мощности Match: Match M 5.4DSP, Match UP 10DSP.

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

Почитать

Тест сабвуфера Pioneer TS-W3010PRO

Теперь и в двойном размере
Тест головного устройства 2DIN со встроенным аудиопроцессором Aura AMD-772DSP

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Посмотреть

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Новое на форуме

Добры день! Сабвуферный динамик Helix K 10W сгорела 1 катушка (визуально наружная обмотка в идеальном состоянии как новая) играл от Моноусилителя Alpine S-A60M (гейн от 8-12 часов ставил) в ЗЯ 20л (по . . . . .

Проблема с динамиком. Собственно на борту имеется динамик Hertz ECX 165, с недавнего времени появился странный шум при воспроизведении трека с большим количеством низких частот. Так же при нажатии на . . . . .

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix M FOUR → Брал его чисто из за маленького размера, и D - класса, чтоб Аккум не убивать. цена конечно завышена. До этого были бю . . . . .

Усилитель Rockford Fosgate P400X2 → Отличный быстрый с хорошим демпингом усилитель мид или лёгкий сабик и вы останетесь довольны на долго. . . . . .

Сабвуфер Dego SB-12 P-MK2 → Отличный динамик. Играет в 35л. Бас быстрый. Жирок есть. Вот именно столько, сколько надо. Возможно можно сделать более . . . . .

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70