Басовые тонкости
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM RS 10


Этот сабвуферный динамик появился в продаже совсем недавно и привлёк внимание сразу несколькими своими особенностями. Во-первых, это один из самых тонких сабвуферов, которые доводилось встречать, его монтажная глубина меньше 7 см. Во-вторых, это тот самый случай, когда формальные параметры находятся «на грани фола», но динамик при этом исправно выполняет свои обязанности и приносит удовольствие от музыки. Этого уже достаточно, чтобы изучить RS10 внимательнее и определить, что он собой представляет и в какие системы станет оптимальным выбором.

Сабвуфер, который оказался у меня в лаборатории, относится к доступной серии Relax (в линейке BLAM она вторая по старшинству после Express). Для ориентира, его цена на момент теста составляет 9990 рублей.



Конструкция



Начну, как всегда, с внешнего изучения. Динамик собран на стальной штампованной корзине и по сабвуферным меркам оказался неожиданно лёгким. Ферритовый магнит диаметром 126 мм находится внутри корзины. Снаружи – только нижняя шайба магнитопровода с проточкой для увеличения механического хода диффузора.



Для понимания пропорций – сравнение со стандартным спичечным коробком. Если быть точным, монтажная глубина динамика – всего 6,6 см.



Правда, наличие осевого канала не позволяет сделать корпус сабвуфера рекордно плоским, за динамиком необходимо оставить хотя бы пару сантиметров. Но учитывая его размеры, это можно и простить.



Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм. Линейный ход диффузора Xmax заявлен по 6 мм в каждую сторону, хотя если судить по намотке звуковой катушки, ограничение при предельных смещениях должно получиться мягким, и фактический ход получится даже чуть больше. Оно, конечно, в любом случае не «насос», но на обычной громкости и при нормальной настройке – более чем достаточно.



Поскольку магнит расположен внутри корзины, центрирующая шайба крепится своим внешним периметром не на корзине, а на цилиндрическом опорном элементе.



Подводящие привычно прошиты через центрирующую шайбу, разве что к клеммному терминалу идут более длинными «поводками».



Сам клеммный терминал с винтовыми зажимами вынесен наружу. Его, правда, было бы логично расположить так, чтобы провода смотрели в стороны, а не вниз, но это, по большому счёту, придирки.



Полипропиленовый диффузор цельный, катушка крепится к нему через конусообразный соединительный элемент. В отличие от большинства динамиков с аналогичными диффузорами подвижная система получилась не очень тяжёлой, потом на измерениях сами это увидите.



Измерение параметров, выбор оформления



Тот самый случай, когда измеренные параметры совпали с заявкой с непривычно высокой точностью. В последнее время это вообще большая редкость, так что по этой части – однозначно зачёт.



Заявленные / фактические параметры BLAM RS 10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 20,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,54 / 6,02
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 1,13
  • Qts (полная добротность) – 0,96 / 0,95
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г / 127 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,1 Тл м / 10,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ / 82,1 дБ


Физику не обманешь, динамик балансирует на очень тонкой грани компромиссов. Попробую проследить инженерную мысль.

Итак, сделать мотор компактным и сохранить при этом длинноходность – задача непростая, и в результате добротность получилась высокой. Можно было бы усилить мотор, применив не ферритовый, а, например, неодимовый магнит, но это нещадно увеличило бы цену. Чтобы с повышенной добротностью динамик не превратился в гуделку, подвижная система облегчена. Совсем лёгкой её не назвать, но по меркам современных автомобильных сабов параметр Mms невелик. К тому же чрезмерное облегчение привело бы к заметному повышению резонансной частоты. Это можно было бы скомпенсировать мягкими подвесами, но тогда динамик сильнее бы чувствовал объём корпуса, и преимущества плоской конструкции, скорее всего, были бы сведены к нулю. Так что жёсткость – тоже компромиссная.

Словом, при разработке этого саба Ги Бонневилль «ходил по тонкому льду». Тем не менее, компромисс был достигнут, проба в деле это подтвердила. Но об этом чуть дальше, а пока пару слов про акустическое оформление.

В описании рекомендуется три варианта – закрытые ящики объёмами 10, 20 или 30 литров. При этом, правда, указаны слегка завышенные результирующие добротности (1,69, 1,38 и 1,25, соответственно), что поначалу вызвало недоумение. Перепроверил в нескольких программах, неизменно получается ниже, поэтому на графике расчётных АЧХ привёл свои показатели. Как показывает практика, реальные параметры обычно получаются близки к расчётным, так что можно смело на них ориентироваться.



Самый компактный 10-литровый корпус получается уж слишком экстремальным, это, скорее, мидбас, да ещё и сильно «поджатый» упругой воздушной подушкой. А вот 20-30 литров уже можно рассматривать как рабочий вариант. Понятное дело, добротность при любом раскладе получается больше единицы – не по-аудиофильски, зато мощно и басовито.

Кстати, динамик можно использовать и free-air, но при одном условии – сабсоник обязателен. Чтобы он не болтал своим диффузором сверх меры, необходимо ограничивать подачу на него инфранизких частот и контролировать ход.

Анализ работы динамика



Испробовал одну из методик измерений искажений, рекомендованную в описании комплекса Audiomatica Clio – динамик не ставится в корпус, но микрофон подносится практически вплотную к диффузору, так что акустического короткого замыкания не происходит (вернее, его влияние пренебрежимо мало).

В наиболее информативном басовом диапазоне динамик показывает хорошую линейность, при снижении частоты более-менее заметный рост искажений начинается лишь ниже 40 Гц. Выше по частоте рост искажений начинается от 150 Гц, но этот диапазон нам уже не так важен.



Тем не менее, совсем оставлять его без внимания не стал, и дополнительно снял фазовую характеристику излучения. В сабвуферном диапазоне частот всё хорошо, а вот в районе 200-300 Гц наблюдается лёгкий резонанс подвеса. Он же, кстати, проявляет себя и на графике импеданса, для интереса вернитесь к нему и обратите внимание на небольшой «пупок» в этой области.



На первый взгляд, проверка работы динамика на этих частотах может показаться лишённой смысла, однако, по наблюдениям, слишком явные резонансы за пределами сабвуферного диапазона часто становятся причиной призвуков и, как следствие, локализации баса. Поэтому в последнее время стараюсь на это тоже обращать внимание.

Замечу, что подобные резонансы есть абсолютно у всех сабвуферных динамиков, которые попадали ко мне в лабораторию. Вопрос в том, насколько они велики. В случае с BLAM, к счастью, всё в пределах допустимого.

Проба в деле и выводы



Для оценки возможностей поставил динамик в ЗЯ объёмом чуть больше 20 литров и попробовал у себя в машине. Сабвуфер получился интересным и совсем не тихим, как можно было бы предположить, глядя на опорную чувствительность динамика. По расчётам нормированная чувствительность в салоне автомобиля выходит на 6-7 дБ выше опорной, что подтвердилось практикой – в реальности запаса громкости оказалось вполне достаточно. К тому же проблем с мощными усилителями сегодня нет, уж найти 400-500 Вт – ни разу не проблема.

Настроить стык с фронтальной акустикой и загнать бас целиком за лобовое стекло получилось довольно быстро. Саб не боится высокой частоты раздела с мидбасовым звеном и позволяет при необходимости стыковать их вообще хоть на 80-90 Гц.

Предназначение сабвуфера стало понятно довольно быстро. Я не рекомендую его в двух случаях. Во-первых, если вы любите «пускать ветры» и расшатывать кузов. И во-вторых, если вы сноб-аудиофил, пытающийся по звуку контрабаса угадать цвет носков контрабасиста. Во всех остальных случаях BLAM RS 10 окажется в тему.

Басовый удар получается плотным, но не жёстким, и при этом обходится без гудящей басовой «тянучки». Да, на каком-нибудь джазе тот же контрабас, может, и приобретает «резинистый» характер, но для повышенных аудиофильских требований, как ни крути, нужно и бюджет выделять соответствующий. Основной же конёк этого саба – это рок и ритмичная электронная музыка. Бас-гитара не расслаивается на отдельные звуки, бас-бочка остаётся бас-бочкой, а электронный басовый удар в house или trance-музыке не размазывается гудящей массой. В общем, хоть параметры и выглядят на грани допустимого (особенно, если рассматривать их «с дивана», ну вы поняли), в реальности получается весьма приличный саб для широкого спектра инсталляций.

  • Чрезвычайно малая установочная глубина
  • Редкое совпадение реальных параметров с заявленными
  • Лояльность к выбору объёма корпуса
  • Способность работать во free-air (с обязательным сабсоником)
  • Возможность получить бас без тянущихся низкочастотных «хвостов»

  • Кому надо «чтобы долбило сзади», лучше выбрать другой сабвуфер



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-12-06
Усилитель мощности Aura Venom-D2.1500.

2022-12-06
Процессорные усилители мощности Hellion: Hellion HAM12.80DSP, Hellion HAM6.80DSP.

2022-12-05
Процессорный усилитель мощности Zapco ADSP-Z16 IV-12A.

2022-12-04
Морская акустика Infinity: Infinity Kappa 1010M, Infinity Kappa 1050M, Infinity Kappa 6120M, Infinity Kappa 6125M, Infinity Kappa 8130M, Infinity Kappa 8135M.

2022-12-03
Сабвуферы Swat: Swat SBT-12 v.3, Swat SBT-15 v.3.

2022-12-02
Усилитель мощности Helix P ONE MK2.

Почитать

Много и сразу
Тест 12-канального усилителя со встроенным аудиопроцессором Hellion HAM12.80DSP

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (продолжение)

Тест усилителя с процессором Audison AF M12.14 bit (начало)

И снова про фарш и котлеты
Тестирование алгоритма подключения к штатным аудиосистемам новых усилителей Audison серии Forza

Про морского царя и зелёное земноводное
Тест головного устройства со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-100 Poseidon

Посмотреть

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Новое на форуме

Приветствую. Посоветуйте ВЧ и миды с сопротивлением 4 Ома для mosconi Gladen Pro 4 /10? . . . . .

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста что на фронт лучше Динамики Pioneer Carrozzeria TS-V017A , или морель темпо 6? Пионер бу , но вро . . . . .

Всем привет, подскажите по звуку, купил год назад teyes cc3, взамен штатной магнитоле в Hyundai solaris, теперь захотел поменять штатную а . . . . .

Всем привет! Вопрос не совсем по теме, но может кто сталкивался. Есть 2 ЗЯ внутри по 30 л - самодельные колоночки к ноутбуку. В них сейч . . . . .

Здравствуйте. Подскажите существенно ли будет нагреваться Eton mini 300.2 если к нему подключить сабвуфер 10 калибра ? . . . . .

Доброго дня! Мужчины, подскажите, пробовал кто нибудь подключать teyes cc3 с USB, через конвертор USB-Toslink, и если есть смысл, то какой . . . . .

Здравствуйте, господа! Вопрос технического характера; можно ли подключить к каждому из каналов 3 и 4 четырехканального усилителя GZRA 4H . . . . .

Всем здравствуйте. Проблема у меня такая. Перестал работать левый твитер Brax ML1. До этого работал пол года с момента установки. Громкост . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Blaupunkt GTA 475 →  С 2012 года стоит в автомобиле, на выходах 3-полосные KENWOOD динамики и PEEONE . . . . .

Акустика Helix C 6B Competition → Одни из лучших МИДов для двушки. Уверенно доигрывают до 4000/2. Играют в двери. . . . . .

Акустика Helix C 1T Competition → Поставил вместо EOS Al 267. Сначала существенной разницы не услышал и немного ра . . . . .

Усилитель Helix V EIGHT DSP MK2 → Согласен с предыдущим отзывом. Это один из лучших процессорных усилителей сейчас . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-4400BT → пользуюсь 10 лет. все супер!!! . . . . .

Акустика CDT Audio HD-62 → Хорошая акустика правда. В этих деньгах мало ей конкурентов. АЧХ в машине очень . . . . .

Автомагнитола Swat AHR-4180 → Блютуз соединение постоянно теряет, версия андроид старьё и не обновляется, пост . . . . .

Усилитель Helix M SIX → Шикарный 6- канальник за эти деньги. К нему можно подключить не только акустику, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70