Басовые тонкости
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM RS 10


Этот сабвуферный динамик появился в продаже совсем недавно и привлёк внимание сразу несколькими своими особенностями. Во-первых, это один из самых тонких сабвуферов, которые доводилось встречать, его монтажная глубина меньше 7 см. Во-вторых, это тот самый случай, когда формальные параметры находятся «на грани фола», но динамик при этом исправно выполняет свои обязанности и приносит удовольствие от музыки. Этого уже достаточно, чтобы изучить RS10 внимательнее и определить, что он собой представляет и в какие системы станет оптимальным выбором.

Сабвуфер, который оказался у меня в лаборатории, относится к доступной серии Relax (в линейке BLAM она вторая по старшинству после Express). Для ориентира, его цена на момент теста составляет 9990 рублей.



Конструкция



Начну, как всегда, с внешнего изучения. Динамик собран на стальной штампованной корзине и по сабвуферным меркам оказался неожиданно лёгким. Ферритовый магнит диаметром 126 мм находится внутри корзины. Снаружи – только нижняя шайба магнитопровода с проточкой для увеличения механического хода диффузора.



Для понимания пропорций – сравнение со стандартным спичечным коробком. Если быть точным, монтажная глубина динамика – всего 6,6 см.



Правда, наличие осевого канала не позволяет сделать корпус сабвуфера рекордно плоским, за динамиком необходимо оставить хотя бы пару сантиметров. Но учитывая его размеры, это можно и простить.



Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм. Линейный ход диффузора Xmax заявлен по 6 мм в каждую сторону, хотя если судить по намотке звуковой катушки, ограничение при предельных смещениях должно получиться мягким, и фактический ход получится даже чуть больше. Оно, конечно, в любом случае не «насос», но на обычной громкости и при нормальной настройке – более чем достаточно.



Поскольку магнит расположен внутри корзины, центрирующая шайба крепится своим внешним периметром не на корзине, а на цилиндрическом опорном элементе.



Подводящие привычно прошиты через центрирующую шайбу, разве что к клеммному терминалу идут более длинными «поводками».



Сам клеммный терминал с винтовыми зажимами вынесен наружу. Его, правда, было бы логично расположить так, чтобы провода смотрели в стороны, а не вниз, но это, по большому счёту, придирки.



Полипропиленовый диффузор цельный, катушка крепится к нему через конусообразный соединительный элемент. В отличие от большинства динамиков с аналогичными диффузорами подвижная система получилась не очень тяжёлой, потом на измерениях сами это увидите.



Измерение параметров, выбор оформления



Тот самый случай, когда измеренные параметры совпали с заявкой с непривычно высокой точностью. В последнее время это вообще большая редкость, так что по этой части – однозначно зачёт.



Заявленные / фактические параметры BLAM RS 10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 20,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,54 / 6,02
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 1,13
  • Qts (полная добротность) – 0,96 / 0,95
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г / 127 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,1 Тл м / 10,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ / 82,1 дБ


Физику не обманешь, динамик балансирует на очень тонкой грани компромиссов. Попробую проследить инженерную мысль.

Итак, сделать мотор компактным и сохранить при этом длинноходность – задача непростая, и в результате добротность получилась высокой. Можно было бы усилить мотор, применив не ферритовый, а, например, неодимовый магнит, но это нещадно увеличило бы цену. Чтобы с повышенной добротностью динамик не превратился в гуделку, подвижная система облегчена. Совсем лёгкой её не назвать, но по меркам современных автомобильных сабов параметр Mms невелик. К тому же чрезмерное облегчение привело бы к заметному повышению резонансной частоты. Это можно было бы скомпенсировать мягкими подвесами, но тогда динамик сильнее бы чувствовал объём корпуса, и преимущества плоской конструкции, скорее всего, были бы сведены к нулю. Так что жёсткость – тоже компромиссная.

Словом, при разработке этого саба Ги Бонневилль «ходил по тонкому льду». Тем не менее, компромисс был достигнут, проба в деле это подтвердила. Но об этом чуть дальше, а пока пару слов про акустическое оформление.

В описании рекомендуется три варианта – закрытые ящики объёмами 10, 20 или 30 литров. При этом, правда, указаны слегка завышенные результирующие добротности (1,69, 1,38 и 1,25, соответственно), что поначалу вызвало недоумение. Перепроверил в нескольких программах, неизменно получается ниже, поэтому на графике расчётных АЧХ привёл свои показатели. Как показывает практика, реальные параметры обычно получаются близки к расчётным, так что можно смело на них ориентироваться.



Самый компактный 10-литровый корпус получается уж слишком экстремальным, это, скорее, мидбас, да ещё и сильно «поджатый» упругой воздушной подушкой. А вот 20-30 литров уже можно рассматривать как рабочий вариант. Понятное дело, добротность при любом раскладе получается больше единицы – не по-аудиофильски, зато мощно и басовито.

Кстати, динамик можно использовать и free-air, но при одном условии – сабсоник обязателен. Чтобы он не болтал своим диффузором сверх меры, необходимо ограничивать подачу на него инфранизких частот и контролировать ход.

Анализ работы динамика



Испробовал одну из методик измерений искажений, рекомендованную в описании комплекса Audiomatica Clio – динамик не ставится в корпус, но микрофон подносится практически вплотную к диффузору, так что акустического короткого замыкания не происходит (вернее, его влияние пренебрежимо мало).

В наиболее информативном басовом диапазоне динамик показывает хорошую линейность, при снижении частоты более-менее заметный рост искажений начинается лишь ниже 40 Гц. Выше по частоте рост искажений начинается от 150 Гц, но этот диапазон нам уже не так важен.



Тем не менее, совсем оставлять его без внимания не стал, и дополнительно снял фазовую характеристику излучения. В сабвуферном диапазоне частот всё хорошо, а вот в районе 200-300 Гц наблюдается лёгкий резонанс подвеса. Он же, кстати, проявляет себя и на графике импеданса, для интереса вернитесь к нему и обратите внимание на небольшой «пупок» в этой области.



На первый взгляд, проверка работы динамика на этих частотах может показаться лишённой смысла, однако, по наблюдениям, слишком явные резонансы за пределами сабвуферного диапазона часто становятся причиной призвуков и, как следствие, локализации баса. Поэтому в последнее время стараюсь на это тоже обращать внимание.

Замечу, что подобные резонансы есть абсолютно у всех сабвуферных динамиков, которые попадали ко мне в лабораторию. Вопрос в том, насколько они велики. В случае с BLAM, к счастью, всё в пределах допустимого.

Проба в деле и выводы



Для оценки возможностей поставил динамик в ЗЯ объёмом чуть больше 20 литров и попробовал у себя в машине. Сабвуфер получился интересным и совсем не тихим, как можно было бы предположить, глядя на опорную чувствительность динамика. По расчётам нормированная чувствительность в салоне автомобиля выходит на 6-7 дБ выше опорной, что подтвердилось практикой – в реальности запаса громкости оказалось вполне достаточно. К тому же проблем с мощными усилителями сегодня нет, уж найти 400-500 Вт – ни разу не проблема.

Настроить стык с фронтальной акустикой и загнать бас целиком за лобовое стекло получилось довольно быстро. Саб не боится высокой частоты раздела с мидбасовым звеном и позволяет при необходимости стыковать их вообще хоть на 80-90 Гц.

Предназначение сабвуфера стало понятно довольно быстро. Я не рекомендую его в двух случаях. Во-первых, если вы любите «пускать ветры» и расшатывать кузов. И во-вторых, если вы сноб-аудиофил, пытающийся по звуку контрабаса угадать цвет носков контрабасиста. Во всех остальных случаях BLAM RS 10 окажется в тему.

Басовый удар получается плотным, но не жёстким, и при этом обходится без гудящей басовой «тянучки». Да, на каком-нибудь джазе тот же контрабас, может, и приобретает «резинистый» характер, но для повышенных аудиофильских требований, как ни крути, нужно и бюджет выделять соответствующий. Основной же конёк этого саба – это рок и ритмичная электронная музыка. Бас-гитара не расслаивается на отдельные звуки, бас-бочка остаётся бас-бочкой, а электронный басовый удар в house или trance-музыке не размазывается гудящей массой. В общем, хоть параметры и выглядят на грани допустимого (особенно, если рассматривать их «с дивана», ну вы поняли), в реальности получается весьма приличный саб для широкого спектра инсталляций.

  • Чрезвычайно малая установочная глубина
  • Редкое совпадение реальных параметров с заявленными
  • Лояльность к выбору объёма корпуса
  • Способность работать во free-air (с обязательным сабсоником)
  • Возможность получить бас без тянущихся низкочастотных «хвостов»

  • Кому надо «чтобы долбило сзади», лучше выбрать другой сабвуфер



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-07-01
Процессор звука Resolut M-DSP.

2022-06-30
Сабвуфер DD Audio RL-AE10.

2022-06-29
Автосигнализации StarLine : StarLine S66 v2 BT ECO 2CAN+4LIN GSM, StarLine S96 v2 BT ECO 2CAN+4LIN 2SIM GSM.

2022-06-29
Усилитель мощности Xcelsus audio Definio 4.

2022-06-26
Усилители мощности ESX:ESX QM-Four, ESX QM-Four-PP, ESX QM-One.

2022-06-24
Магнитолы InCar: InCar DTA2-0704, InCar DTA2-1203, InCar DTA2-2228, InCar DTA2-2305, InCar DTA2-2408, InCar DTA2-2443, InCar DTA2-3302, InCar DTA2-3306, InCar DTA2-3308, InCar DTA2-3607, InCar DTA2-3609, InCar DTA2-3705, InCar DTA2-4601, InCar DTA2-4603, InCar DTA2-6292, InCar DTA2-6293, InCar DTA4-0704, InCar DTA4-1202, InCar DTA4-2222, InCar DTA4-2228, InCar DTA4-2305, InCar DTA4-2408, InCar DTA4-2443, InCar DTA4-3302, InCar DTA4-3306, InCar DTA4-3308, InCar DTA4-3607, InCar DTA4-3705, InCar DTA4-4601, InCar DTA4-4603, InCar DTA4-6293, InCar PGA 2 0704, InCar PGA 2 2228, InCar PGA 2 2408, InCar PGA 2 3302, InCar PGA 2 3308, InCar PGA 2 3609, InCar PGA 2 3705, InCar PGA 2 4601, InCar PGA 2 4603, InCar PGA 2 6209, InCar PGA 2-2209, InCar TMX-0704-6, InCar TMX-2228-6, InCar TMX-2305-6, InCar TMX-2408-6, InCar TMX-3302-6, InCar TMX-3306-6, InCar TMX-3308-6, InCar TMX-3607-6, InCar TMX-3609-6, InCar TMX-3705-6, InCar TMX-4601-6, InCar TMX-4603-6, InCar TMX-6293-6.

Почитать

Tuning Open Fest 2022

Новая версия Dirac Virtuo

Res-Core – новый тип динамиков

Audison Forza – новая линейка усилителей

Урал вновь победил!

Посмотреть

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Новое на форуме

Хотел бы узнать мнение о расположение динамиков. Вообщем сразу пишу, не обессудьте, но так ездил и вполне понравилось, но нормально ли это? Вопрос в следующем - спереди в дверях двух-компонентная ак . . . . .

Вечер добрый, друзья! Может у кого случайно валяется где-то крышки от мамонта Audison SRx5 забрал в плохом состоянии, но рабочий. Боковины пластмассовые, уши крепления отлетели, хочу восстановить, зву . . . . .

Всех приветствую, посоветуйте хорошие сч, оформление фри эйр, установлены будут в торпедо на отражение, бюджет 20-30к, заранее спасибо. . . . . .

Всем привет Под hertz ck165l+c26 hertz Усь Audio System R 110.4 хорошо будет ? . . . . .

Всем привет! Мужики помогите разобраться. Магнитола Idoing px6. Два канала фронт играют как-то вяло, как будто только высокие частоты. В настройках магнитолы отдельно не настроить. Играет через усилит . . . . .

Всем привет. Авто Мазда 6 2020 Фронт hertz ck165l + твиттера c26 hertz Усилок под них Pride Quattro plus Под саб стоит усилок pride uno xl. Вопрос помогите выбрать саб ,в зя литров до 35. . . . . .

Здравствуйте, любители хорошего, громкого звука. Возник вопрос, необходима консультация. Имеется автомобиль седан, teyes cc2+, фронт Hertz CK 165, тыл Hertz CX 165, Саб Hertz CS 250 S2, усилители Prid . . . . .

Всем привет ! Подскажите пожалуйста,какой фронт выбрать с заделом на будущее. На данный момент имеется в наличии: гу пионер avh-x1800 dls ca23 думаю на миды dls ca250 на вч Art Sound XE 1K Ch . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz EP 1D → Классный усь! Качает саб Aie, я очень доволен . . . . .

Сабвуфер Pride Junior 15 → Отличный саб стоит два в багажнике на 200 трубе отличные сабы за свои деньги машину шатает будздоров . . . . .

Сабвуфер JBL BassPro 8 → Было неожиданно от такого малыша получить низы в салоне . Машина Peouget 301 "седан" , заменена штатная акустика на pio . . . . .

Акустика Best Balance A6.5C → Отличная акустика, отыгрывает свои деньги на все 200%, верха детальные, миды свой диапазон отыгрывают отлично, без а3м с . . . . .

Усилитель Hertz EP 1D → Отличный усилитель! Старенькие уже в продаже, но им ничего не делается, контроль усилитель обеспечивает прекрасный, потя . . . . .

Акустика E.O.S. Motive II MS-16.2 → Динамики за свои деньги однозначно- ЛУЧШИЕ! У меня играют от двух разных усилителей поканально, звук великолепный бас . . . . .

Сабвуфер Vibe BlackDeath BD15C → Мощный пи.. ц! . . . . .

Усилитель Sony XM-N502 → усилитель хороший только шоеется изза того что я к нему подключил саб 1200 ватный а усилитель то всего 500 ватный вот он . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70