Басовые тонкости
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM RS 10


Этот сабвуферный динамик появился в продаже совсем недавно и привлёк внимание сразу несколькими своими особенностями. Во-первых, это один из самых тонких сабвуферов, которые доводилось встречать, его монтажная глубина меньше 7 см. Во-вторых, это тот самый случай, когда формальные параметры находятся «на грани фола», но динамик при этом исправно выполняет свои обязанности и приносит удовольствие от музыки. Этого уже достаточно, чтобы изучить RS10 внимательнее и определить, что он собой представляет и в какие системы станет оптимальным выбором.

Сабвуфер, который оказался у меня в лаборатории, относится к доступной серии Relax (в линейке BLAM она вторая по старшинству после Express). Для ориентира, его цена на момент теста составляет 9990 рублей.



Конструкция



Начну, как всегда, с внешнего изучения. Динамик собран на стальной штампованной корзине и по сабвуферным меркам оказался неожиданно лёгким. Ферритовый магнит диаметром 126 мм находится внутри корзины. Снаружи – только нижняя шайба магнитопровода с проточкой для увеличения механического хода диффузора.



Для понимания пропорций – сравнение со стандартным спичечным коробком. Если быть точным, монтажная глубина динамика – всего 6,6 см.



Правда, наличие осевого канала не позволяет сделать корпус сабвуфера рекордно плоским, за динамиком необходимо оставить хотя бы пару сантиметров. Но учитывая его размеры, это можно и простить.



Звуковая катушка имеет диаметр 50 мм. Линейный ход диффузора Xmax заявлен по 6 мм в каждую сторону, хотя если судить по намотке звуковой катушки, ограничение при предельных смещениях должно получиться мягким, и фактический ход получится даже чуть больше. Оно, конечно, в любом случае не «насос», но на обычной громкости и при нормальной настройке – более чем достаточно.



Поскольку магнит расположен внутри корзины, центрирующая шайба крепится своим внешним периметром не на корзине, а на цилиндрическом опорном элементе.



Подводящие привычно прошиты через центрирующую шайбу, разве что к клеммному терминалу идут более длинными «поводками».



Сам клеммный терминал с винтовыми зажимами вынесен наружу. Его, правда, было бы логично расположить так, чтобы провода смотрели в стороны, а не вниз, но это, по большому счёту, придирки.



Полипропиленовый диффузор цельный, катушка крепится к нему через конусообразный соединительный элемент. В отличие от большинства динамиков с аналогичными диффузорами подвижная система получилась не очень тяжёлой, потом на измерениях сами это увидите.



Измерение параметров, выбор оформления



Тот самый случай, когда измеренные параметры совпали с заявкой с непривычно высокой точностью. В последнее время это вообще большая редкость, так что по этой части – однозначно зачёт.



Заявленные / фактические параметры BLAM RS 10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 40 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 20,8 л / 20,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,54 / 6,02
  • Qes (электрическая добротность) – 1,13 / 1,13
  • Qts (полная добротность) – 0,96 / 0,95
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 126 г / 127 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,1 Тл м / 10,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ / 82,1 дБ


Физику не обманешь, динамик балансирует на очень тонкой грани компромиссов. Попробую проследить инженерную мысль.

Итак, сделать мотор компактным и сохранить при этом длинноходность – задача непростая, и в результате добротность получилась высокой. Можно было бы усилить мотор, применив не ферритовый, а, например, неодимовый магнит, но это нещадно увеличило бы цену. Чтобы с повышенной добротностью динамик не превратился в гуделку, подвижная система облегчена. Совсем лёгкой её не назвать, но по меркам современных автомобильных сабов параметр Mms невелик. К тому же чрезмерное облегчение привело бы к заметному повышению резонансной частоты. Это можно было бы скомпенсировать мягкими подвесами, но тогда динамик сильнее бы чувствовал объём корпуса, и преимущества плоской конструкции, скорее всего, были бы сведены к нулю. Так что жёсткость – тоже компромиссная.

Словом, при разработке этого саба Ги Бонневилль «ходил по тонкому льду». Тем не менее, компромисс был достигнут, проба в деле это подтвердила. Но об этом чуть дальше, а пока пару слов про акустическое оформление.

В описании рекомендуется три варианта – закрытые ящики объёмами 10, 20 или 30 литров. При этом, правда, указаны слегка завышенные результирующие добротности (1,69, 1,38 и 1,25, соответственно), что поначалу вызвало недоумение. Перепроверил в нескольких программах, неизменно получается ниже, поэтому на графике расчётных АЧХ привёл свои показатели. Как показывает практика, реальные параметры обычно получаются близки к расчётным, так что можно смело на них ориентироваться.



Самый компактный 10-литровый корпус получается уж слишком экстремальным, это, скорее, мидбас, да ещё и сильно «поджатый» упругой воздушной подушкой. А вот 20-30 литров уже можно рассматривать как рабочий вариант. Понятное дело, добротность при любом раскладе получается больше единицы – не по-аудиофильски, зато мощно и басовито.

Кстати, динамик можно использовать и free-air, но при одном условии – сабсоник обязателен. Чтобы он не болтал своим диффузором сверх меры, необходимо ограничивать подачу на него инфранизких частот и контролировать ход.

Анализ работы динамика



Испробовал одну из методик измерений искажений, рекомендованную в описании комплекса Audiomatica Clio – динамик не ставится в корпус, но микрофон подносится практически вплотную к диффузору, так что акустического короткого замыкания не происходит (вернее, его влияние пренебрежимо мало).

В наиболее информативном басовом диапазоне динамик показывает хорошую линейность, при снижении частоты более-менее заметный рост искажений начинается лишь ниже 40 Гц. Выше по частоте рост искажений начинается от 150 Гц, но этот диапазон нам уже не так важен.



Тем не менее, совсем оставлять его без внимания не стал, и дополнительно снял фазовую характеристику излучения. В сабвуферном диапазоне частот всё хорошо, а вот в районе 200-300 Гц наблюдается лёгкий резонанс подвеса. Он же, кстати, проявляет себя и на графике импеданса, для интереса вернитесь к нему и обратите внимание на небольшой «пупок» в этой области.



На первый взгляд, проверка работы динамика на этих частотах может показаться лишённой смысла, однако, по наблюдениям, слишком явные резонансы за пределами сабвуферного диапазона часто становятся причиной призвуков и, как следствие, локализации баса. Поэтому в последнее время стараюсь на это тоже обращать внимание.

Замечу, что подобные резонансы есть абсолютно у всех сабвуферных динамиков, которые попадали ко мне в лабораторию. Вопрос в том, насколько они велики. В случае с BLAM, к счастью, всё в пределах допустимого.

Проба в деле и выводы



Для оценки возможностей поставил динамик в ЗЯ объёмом чуть больше 20 литров и попробовал у себя в машине. Сабвуфер получился интересным и совсем не тихим, как можно было бы предположить, глядя на опорную чувствительность динамика. По расчётам нормированная чувствительность в салоне автомобиля выходит на 6-7 дБ выше опорной, что подтвердилось практикой – в реальности запаса громкости оказалось вполне достаточно. К тому же проблем с мощными усилителями сегодня нет, уж найти 400-500 Вт – ни разу не проблема.

Настроить стык с фронтальной акустикой и загнать бас целиком за лобовое стекло получилось довольно быстро. Саб не боится высокой частоты раздела с мидбасовым звеном и позволяет при необходимости стыковать их вообще хоть на 80-90 Гц.

Предназначение сабвуфера стало понятно довольно быстро. Я не рекомендую его в двух случаях. Во-первых, если вы любите «пускать ветры» и расшатывать кузов. И во-вторых, если вы сноб-аудиофил, пытающийся по звуку контрабаса угадать цвет носков контрабасиста. Во всех остальных случаях BLAM RS 10 окажется в тему.

Басовый удар получается плотным, но не жёстким, и при этом обходится без гудящей басовой «тянучки». Да, на каком-нибудь джазе тот же контрабас, может, и приобретает «резинистый» характер, но для повышенных аудиофильских требований, как ни крути, нужно и бюджет выделять соответствующий. Основной же конёк этого саба – это рок и ритмичная электронная музыка. Бас-гитара не расслаивается на отдельные звуки, бас-бочка остаётся бас-бочкой, а электронный басовый удар в house или trance-музыке не размазывается гудящей массой. В общем, хоть параметры и выглядят на грани допустимого (особенно, если рассматривать их «с дивана», ну вы поняли), в реальности получается весьма приличный саб для широкого спектра инсталляций.

  • Чрезвычайно малая установочная глубина
  • Редкое совпадение реальных параметров с заявленными
  • Лояльность к выбору объёма корпуса
  • Способность работать во free-air (с обязательным сабсоником)
  • Возможность получить бас без тянущихся низкочастотных «хвостов»

  • Кому надо «чтобы долбило сзади», лучше выбрать другой сабвуфер



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин и студия установки находятся по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-09-27
Акустика Dego: Dego PO-520, Dego PO-650, Dego SP-520, Dego SP-650, Dego ST-520.

2020-09-25
Усилитель мощности Deaf Bonce Apocalypse AAB-500.1D Atom.

2020-09-25
Усилители мощности Eton: Eton POWER 150.6, Eton POWER 220.4, Eton POWER 450.2.

2020-09-25
Акустика Eton AG100.2.

2020-09-25
Усилители мощности JL Audio: JL Audio JD1000/1, JL Audio JD250/1, JL Audio JD400/4, JL Audio JD500/1.

2020-09-24
Акустика Kicker: Kicker 46KST2004, Kicker 46KST2504, Kicker 47KSC2074, Kicker 47KSC3504, Kicker 47KSC404, Kicker 47KSC41004, Kicker 47KSC4604, Kicker 47KSC504, Kicker 47KSC6504, Kicker 47KSC6704, Kicker 47KSC6804, Kicker 47KSC6904, Kicker 47KSC69304, Kicker 47KSS504, Kicker 47KSS6504, Kicker 47KSS6704, Kicker 47KSS6804, Kicker 47KSS6904.

Почитать

Тест мультимедийного ГУ Alpine iLX-W650BT и усилителя Alpine KTA-450

Скромные снаружи
Тест 4-канального усилителя JL Audio JD 400/4 и 1-канального усилителя JL Audio JD 500/1

Возвращение мистера Твистера
Тест 4-канального усилителя Audio System Twister F4-400

JBL CLUB 602C

Планшет всему голова
Тест-обзор автомобильного 8-дюймового Android-планшета Pioneer SDA-80TAB и головного устройства Pioneer SPH-T20BT

Посмотреть

Kenwood DMX8020

Полная шумоизоляция Volkswagen Caravelle T6

Prology MPC-70

Аудиосистема в Audi Q7 второго поколения

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai

Процессорная аудиосистема в Mercedes C class (W205) coupe

Полная шумоизоляция и установка музыки в BMW X1 F48

Процессорная аудиосистема в Nissan X-Trail T32

Новое на форуме

Вечер добрый! Ребята помогите советом по компоновке системы sq. Toyota LC 100. Динамики штатные 2 твитера, 2фронт, 2 тыл + штатный саб (запитан от старенького fusion-602) Аудиоподготовка дверей про . . . . .

Всех приветствую, прошу помощи у знатоков, в общем имеется саб esx 1040, подскажите в каком объеме сделать корпус ЗЯ, чтобы бас был не размазанный, достаточно точный, быстрый, по возможности глубокий, . . . . .

Добрый день! Подскажите 2-канальный усилитель Steg K 2|02 можно поставить над AGM аккумулятором DELTA 75Ач на расстоянии 1-2 см? Все стоит в багажнике - авто гибрид генератора нет шумов нет. Вся сис . . . . .

Здравствуйте. Авто Прадо 150. Штатная голова. Amp panacea уже есть. Из акустики присмотрелся к Eton POW 170.2 Compression или Eton POW 200.2 Compression место позволяет их установить. Планирую покан . . . . .

Привет друзья, подскажите пжл обьем короба для саба JL Audio 12W6v2-D4, хотелось бы узнать и ЗЯ и ФИ, всем спасибо . . . . .

Добрый день. Авто киа церато классик. Акустика: фронт DD Audio EC6.5, тыл DD Audio RL-CS6.5 woofer. Саб Alpine SBE-1044BR + JBL GX-A602 Усилитель JBL Stage A6004 от штатного . . . . .

Всем доброго времени суток! Нужна магнитола. Условия: нужен оптический выход на ней и желательно 1din, и не б/у. Какие есть варианты в 2020г?))) всем удачи! . . . . .

Подскажите. Автомобиль Тойота Камри V 40 (2011г.) Хочу купить сабвуфер, будет располагаться в багажнике. Посоветуйте между MTX RT12-04 v-box vented это ФИ.или Helix K 12W box в исполнении ЗЯ. Все . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → Саб высчего качество, басс глубокий и мясистый, отличный и чистый звук, нужен хороший моноблок, саб стоит дорого, но кач . . . . .

Автомагнитола Sony CDX-GT575UE → Автомагнитола хороша по звуку,но дисплей сдох через месяц,без вариантов.Вот и думайте сами.Без дисплея,это просто метало . . . . .

Усилитель Alpine PDX-F4 → превосходное качество звучания, не греется! если честно такого четкий звука я лично не слышал!!! после авария я постав . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-S5000BT → Аппарат реально удивил качеством звука и своим функционалом.Очень удобное меню,читает все форматы. Звук насыщеный,богата . . . . .

Акустика Alpine SPX-17REF → Приобрел бэушки. Кроссоверы солидные, пищалки были севшие, мидбасы качественные, подвесы и корзина сделаны как напоказ, . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-1000.2D → Конечно заявочка большая 1200 всего лиш на соревнованиях сняли И раздражающий фон . . . . .

Усилитель Kicx GT 2.125 → Отлично раскачевает сабвуфер иволга f12 . . . . .

Усилитель DLS MA41 → Играет этот усилитель у меня более 5 лет и продолжает играть. Ставил другие в том числе eton, pioneer и все равно возвра . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Infinity REF1270 в Kia Sportage 3

Автомагнитола Mystery MFF-6501DS в VAZ 2107

Акустика Focal Auditor RSE-165 в Skoda Octavia A7

Усилитель Audio System CO-100.2 в SsangYong Actyon Sports 2

Усилитель Audio System CO-70.4 в SsangYong Actyon Sports 2