Встретились как-то американец и немец
Сравнительный тест 10-дюймовых сабвуферных динамиков Kicker CompRT10 и Eton M10 Flat


Разбирать возможности этих динамиков было особенно интересно. Они вроде бы близки по своим задачам – плоские конструкции, работа в очень компактных корпусах, даже требования к усилителям плюс-минус одинаковые. Но копни глубже, и оказывается, что подходы к решению этих задач у них разные. Можно сказать, две школы сабвуферостроения – старая американская и, пожалуй, новая немецкая.

Цены на оба сабвуфера тоже близки, поэтому их можно считать прямыми конкурентами – на момент теста Eton M10 Flat стоит 9000 рублей, а Kicker CompRT10 – 9600 рублей.



Модель Kicker CompRT10 формально носит индекс Kicker CWRT102. Этот динамик выпускается относительно давно, хотя за время существования претерпел несколько изменений. Например, когда-то для него заявлялся номинальный импеданс 3+3 Ом, сейчас это более привычные 2+2 Ом (хотя по факту и прежние были 2+2).





Eton выпустил в продажу M10 Flat не так давно, до этого динамик встречался в корпусном сабвуфере Eton RES 10P. Впрочем, как показали измерения, отдельно продаваемый динамик всё же отличается. Но об этом чуть позже.





Сравнение конструкций



Раз уж речь про плоские сабы, первым делом логично сравнить размеры в глубину. По этой части Kicker и Eton идут практически вровень, несколько миллиметров не в счёт.



Однако всё не так однозначно. Обратите внимание, у Kicker нет вентиляционных отверстий в торце магнитной системы, а значит, нет необходимости оставлять за динамиком свободное пространство, его можно поджимать прямо к задней стенке. Корпус для него можно сделать реально плоским.



У Eton в торце есть вентиляционные отверстия, так что глубина корпуса должна быть хотя бы на пару сантиметров больше, чем для Kicker.



Другой важный момент – способность динамика свободно «дышать» тыльной стороной диффузора. У Eton окна по периметру наверняка перекроются при установке динамика, но есть окна в нижней части корзины. Их площадь невелика, но упругой воздушной подушки образовываться не должно.



Kicker построен совсем иначе. На первый взгляд, в корзине есть лишь небольшие окна прямо у самого крепёжного фланца, большая часть которых тоже перекроется при установке динамика. Казалось бы, неизбежно образование воздушной подушки, «поджимающей» диффузор, но...



Центрирующая шайба имеет большой диаметр и крепится не к стыку катушки и конуса диффузора, а к цилиндрическому элементу с вентиляционными отверстиями.



Таким образом воздух под диффузором сообщается с пространством под центрирующей шайбой, а оно, в свою очередь, сообщается с пространством за динамиком. Так что компрессии не возникает даже на приличных ходах диффузора.



Идём дальше. Одна из проблем «плоских» сабвуферов – жёсткость диффузоров. Правда, в последнее время её научились успешно решать, причём каждый по-своему. В Kicker не стали «изобретать велосипед» и использовали отлично зарекомендовавший себя рельефный полипропиленовый диффузор. Изгибные колебания? Не, не слышал. Верхний подвес – резиновый.



В Eton пошли своим путём, но тоже эффективным. Диффузор с тороидальным профилем (проще говоря, половинка бублика) и рельефным центральным колпачком получился тоже очень жёстким. Материал – целлюлозный композит. Верхний подвес – полиуретан.



Подводящие у обоих динамиков решены примерно одинаково – прошитые через центрирующую шайбу косички.





Измерение параметров и характеристик



Первым делом – электромеханические параметры. Для Kicker совпадение с заявкой получилось хорошим – по измерениям динамик оказался немного жёстче, но с длительной разминкой попадёт в обещанные значения. Так что при расчётах можно смело брать параметры из описания.

Для Eton получилось чуть иначе. Я уже упоминал, что динамик M10 Flat используется в корпусном сабе Eton RES 10P, но тут он неожиданно оказался другим. И, к слову, очень близко к тому, что намеряли немцы в журнале Hi-Fi test (поскольку описание небогато на такую информацию, для сравнения привёл их результаты).



Заявленные / фактические параметры Kicker CompRT10 (CWRT102):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 34 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 26 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,14 / 12,52
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45 / 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 155 г / 158 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,3 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом* / 4,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,8 дБ / 84,3 дБ


Данные hifitest.de / фактические параметры Eton M10 Flat:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц / 41 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,12 / 11,32
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,59
  • Qts (полная добротность) – 0,66 / 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 149 г / 152 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,0 Тл м / 16,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом** / 4,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 84,3 дБ


* - для одной катушки
** - последовательное включение катушек

А теперь немного нестандартных измерений. Долго думал, как наглядно показать отклик сабвуферов на подаваемый сигнал. Конечно, Audiomatica Clio умеет рисовать импульсные характеристики, но мне они не нравятся, для неподготовленного читателя не слишком наглядные. И я пошёл другим путём.

Комплекс измеряет искажения, подавая на динамик свип-тон и анализируя, что «лишнего» появляется в сигнале. Измерения проводятся в ближнем поле, когда микрофон расположен почти вплотную к диффузору, и оформление динамика погоды не делает (одна из методик, описанных в рекомендациях Audiomatica).

Свип можно прогонять медленно и быстро, при этом графики получаются разными. При медленном прогоне мы, по сути, измеряем гармонические искажения. А при быстром прогоне в микрофон попадают ещё и разного рода переходные процессы. Чем больше разница между графиками, тем больше переходных процессов. К примеру, вот так получается для Kicker:



А вот так – для Eton. Интересно, что переходных процессов вроде бы больше, но они более равномерно «размазаны» по всему диапазону.



Судя по всему, у Kicker резкий подъём искажений в области 300-400 связан с каким-то локальным резонансом подвесов. Об этом, кстати, говорит и «пупок» в этой области на графике импеданса. Решил снять фазовую характеристику излучения. Действительно, в этой области фаза излучения делает ступеньку – это уж точно явный признак резонанса центрирующей шайбы.



Eton, кстати, тоже этого не избежал, но резонанс выше по частоте и не такой выраженный.



Были опасения, что все эти резонансные дела могут дать призвуки там, где сабвуфер работать не должен (а это, кстати, частое явление, и одна из причин локализации баса). Но на деле, к счастью, до критичных значений дело не доходит ни у Kicker, ни у Eton.

Расчёт акустического оформления



Начну с Kicker и сначала проверю, что рекомендуют производители. Разброс даётся огромный, типа, делайте как хотите – ЗЯ от 11 до 35 литров или ФИ от 35 до 50 литров. Окей, посмотрим. В описании указаны размеры портов, по ним вычислил частоту настройки:



Оба крайних варианта ФИ – явно для любителей «негров» и шевеления волос. Хотя загонять 10-дюймовый динамик в такие режимы – спорное решение. Уж если нужна глубина, логично выбирать более крупный калибр. По ЗЯ всё предсказуемо, увеличиваем объём – весь пар уходит в инфрабас, уменьшаем объём – динамик зажимается.

Истина, как всегда, где-то посередине. Я бы сделал вот так (ЗЯ – для точного баса, ФИ – если нужно «дать жару»):



Описание Eton даёт ещё больше свободы и заявляет, что «M10 Flat может работать в корпусах от 10 литров». И это как бы вся информация. Негусто. Ну ладно, этот вариант тоже проверю и, само собой, посчитаю что ещё можно от него получить.



Из всех вариантов я бы выбрал ЗЯ объёмом 15-17 литров. И корпус небольшой, и бас точный, и «мяско» присутствует (проверено на деле, об этом чуть дальше), и согласовать с фронтом можно без особых проблем. В фазоинверторном корпусе бас проще по своей структуре, но зато его много. Вариант не для «негров», а, скорее, для использования с не слишком мощными усилителями и незатейливой ритмичной музыки.

Проба в деле и выводы



Предварительно оценил работу сабов в лаборатории, после чего унёс в машину и поочерёдно подключал в свою систему (само собой, с корректировкой настроек). Проверял в 20-литровом ЗЯ, по ходу дела уменьшая объём обрезками деревянных брусков (результат, кстати, получился довольно близким к расчётам).

Скажу честно, однозначно выбрать тот или иной динамик оказалось сложно. Тем не менее, выделить характерные особенности удалось. Оба могут работать в очень компактных корпусах, оба лучше всего покажут себя в ЗЯ, и оба имеют схожие требования по усилителям. Однако этот результат достигается разными способами. У Kicker мягче подвесы, добротность ниже. Eton – жёстче, добротность выше.

Мягкие подвесы заставляют Kicker сильнее чувствовать корпус. Точнее, воздушную «пружину», подпирающую диффузор с тыльной стороны. При изменении объёма корпуса характер баса менялся в более широких пределах. При желании этот саб можно заставить играть ниже, чем обычно ожидаешь от 10-дюймового калибра, хотя не уверен, что это нужно. Срастить с фронтом и избавиться настройками от басовых «хвостов», в принципе, оказалось несложно.

Eton более предсказуем для 10-дюймового калибра. Он не пытается выдать «мяса» больше, чем может, на роке показался даже более чётким и точным, ощутимо толкая в грудь басовыми ударами. Сильных басовых «хвостов» не возникает, и сложилось впечатление, что срастить с фронтом его даже легче, чем Kicker. Так что оба саба свои задачи решают, хотя и делают это по-разному, и выбор – это уже, скорее, дело вкуса.

Kicker CompRT10:
  • Динамик можно ставить в плотную к задней стенке
  • Саб можно заставить играть глубже


Eton M10 Flat:
  • Немного, но всё же дешевле
  • Более плотный и «быстрый» удар на роке



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

2021-07-22
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM14K-V6, Vibe BLACKDEATHM21K-V6, Vibe BLACKDEATHM8K-V6.

2021-07-17
Магнитолы InCar: InCar TSA-7090D, InCar TSA-9110D.

2021-07-16
Акустика Infinity Kappa 303S.

Почитать

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Без скидок на размеры
Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI FOUR и 1-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI ONE

Тест широкополосной акустики BLAM LFR 80

Посмотреть

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Новое на форуме

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Салют форумчане! Снова я к вам за дельным советом. До сих пор думаю как лучше поступить с моей первой системой, Веста Св универсал, сделана шумка дверей, ГУ штатное Enjoy pro. Звук в стоке честно го . . . . .

Привет всем,подскажите, что можно поставить из недорогой (до 7000р) компонентной акустики 16,авто рено сандеро,голова китай 78аура. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Усилитель Kicker CX1200.1 → Дополнение к моему предыдущему отзыву. Концепция данного моноблока стала мне понятна после полной обкатки моего нового . . . . .

Сабвуфер Edge EDS15D2-E7 → За время использования думал будет жестче, но прошёл год и разминка прошла, валит больше треки выше 33 гц, ниже просто в . . . . .

Акустика Steg LEO650C → Установил на двери поверьте до этого много кенвудов и пионров использовал но это акустика просто огонь просто идеально п . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70