Встретились как-то американец и немец
Сравнительный тест 10-дюймовых сабвуферных динамиков Kicker CompRT10 и Eton M10 Flat


Разбирать возможности этих динамиков было особенно интересно. Они вроде бы близки по своим задачам – плоские конструкции, работа в очень компактных корпусах, даже требования к усилителям плюс-минус одинаковые. Но копни глубже, и оказывается, что подходы к решению этих задач у них разные. Можно сказать, две школы сабвуферостроения – старая американская и, пожалуй, новая немецкая.

Цены на оба сабвуфера тоже близки, поэтому их можно считать прямыми конкурентами – на момент теста Eton M10 Flat стоит 9000 рублей, а Kicker CompRT10 – 9600 рублей.



Модель Kicker CompRT10 формально носит индекс Kicker CWRT102. Этот динамик выпускается относительно давно, хотя за время существования претерпел несколько изменений. Например, когда-то для него заявлялся номинальный импеданс 3+3 Ом, сейчас это более привычные 2+2 Ом (хотя по факту и прежние были 2+2).





Eton выпустил в продажу M10 Flat не так давно, до этого динамик встречался в корпусном сабвуфере Eton RES 10P. Впрочем, как показали измерения, отдельно продаваемый динамик всё же отличается. Но об этом чуть позже.





Сравнение конструкций



Раз уж речь про плоские сабы, первым делом логично сравнить размеры в глубину. По этой части Kicker и Eton идут практически вровень, несколько миллиметров не в счёт.



Однако всё не так однозначно. Обратите внимание, у Kicker нет вентиляционных отверстий в торце магнитной системы, а значит, нет необходимости оставлять за динамиком свободное пространство, его можно поджимать прямо к задней стенке. Корпус для него можно сделать реально плоским.



У Eton в торце есть вентиляционные отверстия, так что глубина корпуса должна быть хотя бы на пару сантиметров больше, чем для Kicker.



Другой важный момент – способность динамика свободно «дышать» тыльной стороной диффузора. У Eton окна по периметру наверняка перекроются при установке динамика, но есть окна в нижней части корзины. Их площадь невелика, но упругой воздушной подушки образовываться не должно.



Kicker построен совсем иначе. На первый взгляд, в корзине есть лишь небольшие окна прямо у самого крепёжного фланца, большая часть которых тоже перекроется при установке динамика. Казалось бы, неизбежно образование воздушной подушки, «поджимающей» диффузор, но...



Центрирующая шайба имеет большой диаметр и крепится не к стыку катушки и конуса диффузора, а к цилиндрическому элементу с вентиляционными отверстиями.



Таким образом воздух под диффузором сообщается с пространством под центрирующей шайбой, а оно, в свою очередь, сообщается с пространством за динамиком. Так что компрессии не возникает даже на приличных ходах диффузора.



Идём дальше. Одна из проблем «плоских» сабвуферов – жёсткость диффузоров. Правда, в последнее время её научились успешно решать, причём каждый по-своему. В Kicker не стали «изобретать велосипед» и использовали отлично зарекомендовавший себя рельефный полипропиленовый диффузор. Изгибные колебания? Не, не слышал. Верхний подвес – резиновый.



В Eton пошли своим путём, но тоже эффективным. Диффузор с тороидальным профилем (проще говоря, половинка бублика) и рельефным центральным колпачком получился тоже очень жёстким. Материал – целлюлозный композит. Верхний подвес – полиуретан.



Подводящие у обоих динамиков решены примерно одинаково – прошитые через центрирующую шайбу косички.





Измерение параметров и характеристик



Первым делом – электромеханические параметры. Для Kicker совпадение с заявкой получилось хорошим – по измерениям динамик оказался немного жёстче, но с длительной разминкой попадёт в обещанные значения. Так что при расчётах можно смело брать параметры из описания.

Для Eton получилось чуть иначе. Я уже упоминал, что динамик M10 Flat используется в корпусном сабе Eton RES 10P, но тут он неожиданно оказался другим. И, к слову, очень близко к тому, что намеряли немцы в журнале Hi-Fi test (поскольку описание небогато на такую информацию, для сравнения привёл их результаты).



Заявленные / фактические параметры Kicker CompRT10 (CWRT102):
  • Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 34 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 26 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,14 / 12,52
  • Qes (электрическая добротность) – 0,45 / 0,48
  • Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 155 г / 158 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,3 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,0 Ом* / 4,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,8 дБ / 84,3 дБ


Данные hifitest.de / фактические параметры Eton M10 Flat:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц / 41 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,12 / 11,32
  • Qes (электрическая добротность) – 0,72 / 0,59
  • Qts (полная добротность) – 0,66 / 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 149 г / 152 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 15,0 Тл м / 16,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом** / 4,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 84,3 дБ


* - для одной катушки
** - последовательное включение катушек

А теперь немного нестандартных измерений. Долго думал, как наглядно показать отклик сабвуферов на подаваемый сигнал. Конечно, Audiomatica Clio умеет рисовать импульсные характеристики, но мне они не нравятся, для неподготовленного читателя не слишком наглядные. И я пошёл другим путём.

Комплекс измеряет искажения, подавая на динамик свип-тон и анализируя, что «лишнего» появляется в сигнале. Измерения проводятся в ближнем поле, когда микрофон расположен почти вплотную к диффузору, и оформление динамика погоды не делает (одна из методик, описанных в рекомендациях Audiomatica).

Свип можно прогонять медленно и быстро, при этом графики получаются разными. При медленном прогоне мы, по сути, измеряем гармонические искажения. А при быстром прогоне в микрофон попадают ещё и разного рода переходные процессы. Чем больше разница между графиками, тем больше переходных процессов. К примеру, вот так получается для Kicker:



А вот так – для Eton. Интересно, что переходных процессов вроде бы больше, но они более равномерно «размазаны» по всему диапазону.



Судя по всему, у Kicker резкий подъём искажений в области 300-400 связан с каким-то локальным резонансом подвесов. Об этом, кстати, говорит и «пупок» в этой области на графике импеданса. Решил снять фазовую характеристику излучения. Действительно, в этой области фаза излучения делает ступеньку – это уж точно явный признак резонанса центрирующей шайбы.



Eton, кстати, тоже этого не избежал, но резонанс выше по частоте и не такой выраженный.



Были опасения, что все эти резонансные дела могут дать призвуки там, где сабвуфер работать не должен (а это, кстати, частое явление, и одна из причин локализации баса). Но на деле, к счастью, до критичных значений дело не доходит ни у Kicker, ни у Eton.

Расчёт акустического оформления



Начну с Kicker и сначала проверю, что рекомендуют производители. Разброс даётся огромный, типа, делайте как хотите – ЗЯ от 11 до 35 литров или ФИ от 35 до 50 литров. Окей, посмотрим. В описании указаны размеры портов, по ним вычислил частоту настройки:



Оба крайних варианта ФИ – явно для любителей «негров» и шевеления волос. Хотя загонять 10-дюймовый динамик в такие режимы – спорное решение. Уж если нужна глубина, логично выбирать более крупный калибр. По ЗЯ всё предсказуемо, увеличиваем объём – весь пар уходит в инфрабас, уменьшаем объём – динамик зажимается.

Истина, как всегда, где-то посередине. Я бы сделал вот так (ЗЯ – для точного баса, ФИ – если нужно «дать жару»):



Описание Eton даёт ещё больше свободы и заявляет, что «M10 Flat может работать в корпусах от 10 литров». И это как бы вся информация. Негусто. Ну ладно, этот вариант тоже проверю и, само собой, посчитаю что ещё можно от него получить.



Из всех вариантов я бы выбрал ЗЯ объёмом 15-17 литров. И корпус небольшой, и бас точный, и «мяско» присутствует (проверено на деле, об этом чуть дальше), и согласовать с фронтом можно без особых проблем. В фазоинверторном корпусе бас проще по своей структуре, но зато его много. Вариант не для «негров», а, скорее, для использования с не слишком мощными усилителями и незатейливой ритмичной музыки.

Проба в деле и выводы



Предварительно оценил работу сабов в лаборатории, после чего унёс в машину и поочерёдно подключал в свою систему (само собой, с корректировкой настроек). Проверял в 20-литровом ЗЯ, по ходу дела уменьшая объём обрезками деревянных брусков (результат, кстати, получился довольно близким к расчётам).

Скажу честно, однозначно выбрать тот или иной динамик оказалось сложно. Тем не менее, выделить характерные особенности удалось. Оба могут работать в очень компактных корпусах, оба лучше всего покажут себя в ЗЯ, и оба имеют схожие требования по усилителям. Однако этот результат достигается разными способами. У Kicker мягче подвесы, добротность ниже. Eton – жёстче, добротность выше.

Мягкие подвесы заставляют Kicker сильнее чувствовать корпус. Точнее, воздушную «пружину», подпирающую диффузор с тыльной стороны. При изменении объёма корпуса характер баса менялся в более широких пределах. При желании этот саб можно заставить играть ниже, чем обычно ожидаешь от 10-дюймового калибра, хотя не уверен, что это нужно. Срастить с фронтом и избавиться настройками от басовых «хвостов», в принципе, оказалось несложно.

Eton более предсказуем для 10-дюймового калибра. Он не пытается выдать «мяса» больше, чем может, на роке показался даже более чётким и точным, ощутимо толкая в грудь басовыми ударами. Сильных басовых «хвостов» не возникает, и сложилось впечатление, что срастить с фронтом его даже легче, чем Kicker. Так что оба саба свои задачи решают, хотя и делают это по-разному, и выбор – это уже, скорее, дело вкуса.

Kicker CompRT10:
  • Динамик можно ставить в плотную к задней стенке
  • Саб можно заставить играть глубже


Eton M10 Flat:
  • Немного, но всё же дешевле
  • Более плотный и «быстрый» удар на роке



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70