Разрыв шаблонов
Тест НЧ/СЧ динамиков для компонентных систем AMP HPMB-18


В этот раз ко мне в руки попали крайне необычные динамики, в них нет ни одного элемента, который можно было бы назвать стандартным или шаблонным. Первая информация о них прошла в соцсетях у Андрея Вахтина ещё весной, тогда они только готовились к производству. Сейчас это уже готовый продукт, который производится малыми партиями, и динамики можно купить.

Кто не в курсе, бренд AMP – это проект Андрея Вахтина, фигуры заметной в автозвуке ещё с конца 90-х годов. В линейке акустики под этим брендом уже есть модели для BMW и Mercedes, есть интересная универсальная двухполоска и отдельные СЧ динамики, и вот пришёл черёд акустики бескомпромиссного уровня.

В разговоре с Андреем об этих динамиках я понял одно – это не столько коммерческий проект, сколько воплощение мечты. А мечты должны исполняться. Сделать всё и сразу – задача сложная, появление НЧ/СЧ динамиков – это первый этап, в дальнейшем можно ожидать и другие не менее интересные продукты топового сегмента.



Динамики AMP HPMB-18 целиком изготавливаются в России. Производство ручное, цена за пару – 49900 рублей.

Как это сделано



Конструкция не то чтобы невиданная, но всё же непривычная. Вместо корзин – фланцы из алюминиевого сплава, жёстко стянутые латунными стойками. Подобное решение доводилось встречать лишь в дорогом «штучном» High End. Впрочем, тут и модельный индекс говорит сам за себя – HPMB означает High Performance Midbass.



Одно из достоинств такой сборной конструкции – абсолютная жёсткость и полное отсутствие резонансов, им просто физически негде возникнуть. Ну и чисто производственный плюс – свобода в выборе размеров, не нужно подгонять конструкцию под пропорции готовых корзин. Минус, правда, тоже есть – динамики получились крупнее стандартных 6,5-дюймовых, внешний диаметр составляет 18,3 см.



Отдельный разговор о диффузорах. Они изготавливаются самостоятельно, причём составы целлюлозной пульпы и её последующей пропитки – предмет особой гордости и большой секрет. Единственное, что удалось узнать – в материал входят волокна дальневосточной шелковицы. Их особенность – очень длинная структура, волокна как бы армируют целлюлозную массу, механические напряжения в таких диффузорах распределяются равномернее. Как следствие, они не просто жёсткие, но и с высоким внутренним демпфированием, в них почти полностью отсутствуют призвуки. На вид они мало чем отличаются от обычных бумажных, но на ощупь и при простукивании эта разница хорошо ощущается.



Небольшой, но существенный момент – ребро по периметру диффузора. Оно довольно сильно сказывается на конструктивной жёсткости конуса, и в данном случае это тоже идёт в плюс.

Верхний подвес выполнен из резины. Он мягкий, а потому почти не нагружает края диффузора. Как результат – на диффузор действует меньше изгибных усилий, в нём возникает меньше механических напряжений и, как следствие, опять же уменьшение призвуков.



Мотор собран на двух стронциевых магнитах. Внутреннюю геометрию магнитной системы проследить невозможно, но, судя по всему, магнитопроводы взяты не первые попавшиеся. Описание на этот счёт говорит так: «За счёт оптимизации формы и подбора материала магнитопровода удалось добиться более равномерного распределения магнитного потока в зазоре и улучшить линейность динамика».



Конкретных цифр по длине намотки катушки не приводится, но в разговоре прозвучало «достаточная». Изучение в деле действительно показало, что динамик не «зажимается» и не упирается в свои пределы даже на приличных уровнях громкости. Но об этом чуть дальше.



Измерение параметров и анализ работы динамиков



Динамики необычны не только на вид, но и своими параметрами. Сначала приведу результаты измерений, а потом постараюсь описать ключевые моменты.



Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика AMP:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 47 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,07
  • Qes (электрическая добротность) – 0,28
  • Qts (полная добротность) – 0,27
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 17 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ


Сразу обращают на себя внимание сильные магниты. Очень сильные. Неприлично сильные. Дальнейшее прослушивание тоже показало, что контроль у динамика просто сумасшедший.

Подвижная система чуточку тяжелее, чем обычно встречается у 6,5-дюймового калибра, но не сильно. Вместе с мягким подвесом это дало низкую резонансную частоту – ниже «психологической» отметки 50 Гц, почти по-сабвуферному. При этом за счёт сильнейшего мотора чувствительность нисколько не провалилась, а осталась довольно высокой.

При такой величине добротности спад АЧХ на НЧ был ожидаем. Но это не значит, что динамик не играет бас. Как раз наоборот, играет, но делает это немного не так, как все обычно ожидают. Сейчас поясню.



При столь сильном контроле динамик чувствует себя уверенно вплоть до своей резонансной частоты и даже ниже. Он не разбалтывается на частоте своего резонанса, а работает, сохраняя контроль. Как следствие, субъективно бас есть, причём неожиданно глубокий. Да, сдержанный по уровню, без искусственного «мяса», очень точный и, как говорят, академичный.

Кстати, лишнее подтверждение басовых способностей – с понижением частоты искажения не растут, динамик продолжает контролироваться усилителем вплоть до непривычно глубокого «сабвуферного» баса.



Вверх АЧХ простирается где-то до 5 кГц, не выходя за рамки коридора шириной 6 дБ. Из всех более-менее существенных артефактов можно отметить лишь небольшой перепад АЧХ (и, соответственно, акустической фазы) в районе 1 кГц. Тут причина не в диффузоре, с большой вероятностью это лёгкий локальный резонанс центрирующей шайбы.



Если по-простому, то входя в резонанс на определённой частоте, шайба начинает «подтормаживать» диффузор – на этой частоте излучение начинает слегка отставать по фазе (как раз та самая ступенька на графике), и, как следствие, получается неравномерность на АЧХ. Косвенно об этом говорит и едва-едва заметный бугорок на графике импеданса в этой области, можете вернуться к нему для интереса.

Выше по частоте вопросов не возникло. У многих динамиков на верхнем краю рабочего диапазона появляются горбы АЧХ и скачки фазы, причём чаще всего у динамиков с жёсткими и звонкими диффузорами (те самые «алюминиевые», «кевларовые» и прочие окрасы звучания). AMP в модальный режим входит плавно, что говорит об отсутствии в диффузоре «гуляющих» механических напряжений. Определённо, изыскания с целлюлозным составом дали свои результаты.

А что на деле



Во-первых, бас. Тут логично рассмотреть два варианта – работа в двухполосной и трёрхполосной системах.

В двухполоске желательно иметь динамики с ровной АЧХ от самого низа и вверх до стыка с твитерами. Но с низкодобротными динамиками получается эффект «lack of bass», когда бас очень хорош по своей структуре, забирается в сабвуферные глубины, динамики сохраняют контроль, но при этом низов хочется добавить. В реальной инсталляции «дверные дела» немного добавят баса, но тут всё слишком индивидуально. В общем, в двухполоску AMP HPMB-18 – с большой осторожностью.

А вот в трёхполоске динамики очень круты безо всяких оговорок. Если им отведён диапазон не выше 300-400 Гц, спад отдачи внизу абсолютно неважен – можно тупо добавить уровень в НЧ полосе, и никакой нехватки баса не будет. И именно в трёхполоске низкодобротные динамки раскрываются во всей красе. С таким контролем они способны на очень точное и артикулированное звучание, не болтают диффузорами как тузик тряпкой, и дают просто шикарный мидбасовый панч даже при значительном повышении громкости.

Плюс к басовым возможностям динамиков я бы отметил их способности на средних частотах. Понятно, что в двухполоске использование AMP HPMB-18 под вопросом, но и в трёхполосных системах окрашенность звука тоже ни к чему хорошему не приводит. От AMP лишних призвуков можно не ожидать, и это большой плюс.

Коротко по делу



Два главных достоинства AMP HPMB-18 – какой-то нереальный контроль на басе даже при высокой громкости и абсолютное отсутствие окрасов в звучании. Если бы стояла задача сделать динамики для двухполосных систем, на месте разработчиков я бы ослабил мотор, повысив добротность до более привычных значений (ну хотя бы до 0,5), получился бы разумный компромисс между отдачей на НЧ и сохранением контроля. Но вот в трёхполоске AMP отрабатывают действительно очень здорово. Реально High Performance Midbass.

  • Отсутствие окраса в звучании на НЧ и СЧ
  • С хорошим усилителем – нереальный контроль на НЧ
  • Отличный басовый потенциал для трёхполосных систем

  • Эффект Lack of Bass в двухполосных системах
  • Нестандартный посадочный размер динамика

Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

2021-07-22
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM14K-V6, Vibe BLACKDEATHM21K-V6, Vibe BLACKDEATHM8K-V6.

2021-07-17
Магнитолы InCar: InCar TSA-7090D, InCar TSA-9110D.

2021-07-16
Акустика Infinity Kappa 303S.

Почитать

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Без скидок на размеры
Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI FOUR и 1-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI ONE

Тест широкополосной акустики BLAM LFR 80

Посмотреть

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Новое на форуме

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Салют форумчане! Снова я к вам за дельным советом. До сих пор думаю как лучше поступить с моей первой системой, Веста Св универсал, сделана шумка дверей, ГУ штатное Enjoy pro. Звук в стоке честно го . . . . .

Привет всем,подскажите, что можно поставить из недорогой (до 7000р) компонентной акустики 16,авто рено сандеро,голова китай 78аура. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Усилитель Kicker CX1200.1 → Дополнение к моему предыдущему отзыву. Концепция данного моноблока стала мне понятна после полной обкатки моего нового . . . . .

Сабвуфер Edge EDS15D2-E7 → За время использования думал будет жестче, но прошёл год и разминка прошла, валит больше треки выше 33 гц, ниже просто в . . . . .

Акустика Steg LEO650C → Установил на двери поверьте до этого много кенвудов и пионров использовал но это акустика просто огонь просто идеально п . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70