Третий не лишний
Тест 3-дюймовых среднечастотных динамиков Nakamichi NS-S31M


Совсем недавно в лаборатории побывала двухполосная акустика Nakamichi серии NS, и тогда же я упомянул, что вскоре ожидается выход в этой же линейке 3-дюймовых среднечастотников. И вот, довольно скоро они тоже оказались на изучении. Двухполоска мне очень понравилась, звуковой потенциал у неё гораздо выше цены, так что «серединки» тоже обещали быть интересными.

Цена СЧ динамиков Nakamichi NS-S31M более чем умеренная – на момент теста что-то около 6000 рублей за пару. Они предлагаются отдельно, и это, на мой взгляд, даёт большую свободу: если нужна двухполоска – берём просто Nakamichi NS-S6525, а если трёхполоска – дополняем её «серединкой» Nakamichi NS-S31M. К тому же никто не запрещает использовать СЧ с другими НЧ-динамиками и твитерами. Разумеется, если они подходят к ним по своим возможностям.



Конструкция



Обычно я начинаю с динамиков, но тут сразу отмечу комплектацию. В коробку вложены готовые корпуса, которые можно устанавливать отдельно или использовать при изготовлении подиумов.



Дополнительно идут пластины, которые позволяют собрать «матрёшку» из среднечастотников и твитеров. Само собой, всё рассчитано в первую очередь на твитеры из этой же серии NS. После недавнего теста двухполосный комплект Nakamichi NS-S6525 ещё лежал под боком, так что собрал, чтобы оценить, как это примерно выглядит. В принципе, при наличии фантазии получается нормальная заготовка для инсталла.



В комплекте идут «самоклейки», они могут пригодиться, если СЧ предполагается ставить отдельно. Вероятно, тонкие – для крепления на относительно гладких и плоских поверхностях, а толстые – на фактурных или имеющих совсем небольшую кривизну.



Как и у мидбасовых динамиков серии NS, в центре не колпачки, а неподвижные элементы, жёстко закрепленные на кернах. Диффузоры – целлюлозные с шероховатым демпфирующим покрытием.



Литые алюминиевые корзины тоже имеют шероховатое покрытие. Магнитные системы собраны на неодимовых магнитах и закрыты хромированными кожухами.



Высота у динамиков небольшая – всего 3,7 см. Диаметр звуковых катушек – 27 мм. Материал каркасов не указан, но очень похоже, что они алюминиевые.



Окна под фланцем центрирующей шайбы участвуют в охлаждении и работают как декомпрессионные.



Измерения и анализ работы динамиков



Из характерных особенностей – довольно низкая для 3-дюймового калибра резонансная частота и явное присутствие в моторе кольца Фарадея (короткозамкнутого витка). Невысокая добротность действительно позволяет ставить динамик в компактные объёмы, корпус из комплекта тоже обязательно изучу. Масса подвижки намекает на то, что это среднечастотный динамик, а не широкополосный (даже несмотря на то, что кольца Фарадея обычно позволяют динамикам забираться довольно высоко по частоте).



Измеренные параметры Nakamichi NS-S31M:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 114 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 0,52 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,41
  • Qes (электрическая добротность) – 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,4 дБ


В принципе, до 2 кГц всё выглядит весьма прилично. Правда, в модальный режим динамик входит достаточно резко, с подъёмом примерно на 3 кГц. Эта особенность будет напрямую влиять на компоновку и настройку системы – предварительно можно сказать, что делать раздел с твитером должен быть не выше 3-4 кГц.



Стык с твитером, вероятнее всего, лучше делать с разносом частот – среднечастотник резать сверху не выше 3 кГц (это скомпенсирует горб в этой области, и реальный спад начнётся только ближе к 4 кГц), а твитер пристыковывать к нему не ниже 4-4,5 кГц. Ну и с крутизной фильтров поиграться, в том числе можно попробовать и 24 дБ/октава. Потом всё это попробую.

Собственно, график акустической фазы ничего нового в эти выводы не внёс – выше 2-3 кГц линейность у динамика снижается, поэтому «распускать» его слишком высоко вверх – не самое оптимальное решение. Да оно и не нужно, если стыковать с твитерами из уже упомянутого комплекта Nakamichi NS-S6525, то всё получается хорошо.



График искажений косвенно подтверждает сделанные ранее выводы – выше 3 кГц начинает активничать третья гармоника. Снизу рост искажений плавный, хотя ближе к резонансной частоте третья гармоника тоже начинает заметно расти. Так что и слишком низко отпускать его не нужно, в качестве ориентира нижнюю границу можно принять 300 Гц, потом на прослушиваниях обязательно поэкспериментирую и уточню этот момент.



Всё вышесказанное относится к установке free-air, но раз уж динамики комплектуются собственными корпусами, отдельно изучил, что они умеют при установке в них.

Анализ работы динамиков при корпусной установке



Один существенный минус, на который я поначалу не обратил внимания, но который очень явно показал себя на деле – это отсутствие какого-либо уплотнения между динамиком и корпусом. Чтобы исправить упущение, я вырезал прокладку из тонкого вспененного материала (оставшегося от какого-то из образцов), а отверстие под провод залепил кусочком «вибры». Только так удалось добиться герметичности корпуса.



В корпусах резонансная частота выросла почти до 180 Гц, а добротность – до 0,82.



Основные изменения, как и ожидалось, произошли в нижней части рабочего диапазона – повышение добротности «приподняло» АЧХ в районе 200-300 Гц, а ниже получился более резкий спад. Сверху принципиально ничего не изменилось, разве что неравномерность выше 3 кГц немного усилилась. Как ни крути, а упругая воздушная подушка, подпирающая диффузор с тыльной стороны, заставляет его ломаться сильнее.



Оформление типа «закрытый ящик» (а тут как раз оно и есть) работает как акустический фильтр верхних частот второго порядка, поэтому фаза снизу «загибается» тоже чуть круче, чем в варианте с установкой free-air.



Искажения в целом остались на том же уровне, но в области средних частот третья гармоника немного поднялась. Причина та же самая – упругая воздушная подушка, подпирающая диффузор с тыльной стороны.



Оценка возможностей динамиков в деле



Если слушать среднечастотники в полную полосу, оценке мешают все их «прелести» в тех диапазонах, где они играть не должны. Поэтому взял 2-полосный комплект Nakamichi NS-S6525, добавил в него наши СЧ динамики и собрал 3-полосную поканальную систему. Благо, под рукой оказался шикарный 5-канальный «процеусь» от JL Audio, который проходил тестирование совсем недавно. На пару «недостающих» каналов определил свой модернизированный Genesis Dual Mono.

Рабочий диапазон определился достаточно быстро. В корпусах динамики уверенно работают снизу уже от 300-350 Гц, в варианте free-air я бы резал чуть повыше (в качестве точки отсчёта можно взять 350 Гц, а дальше – по ситуации). Поверху оптимальная подрезка ФНЧ оказалась как раз в районе предполагаемых 2,5-3 кГц, а твитеры резал снизу с заметным разносом частот – около 4-4,5 кГц. Так стык получался наиболее ровным.

Намеренно не даю точных значений, в каждой инсталляции параметры фильтров будут свои. Главное, нужно просто держать в голове, что самый линейный диапазон, в котором СЧ динамики умеют играть ровно и правильно, – от 300-350 Гц и где-то до 3-4 кГц.

Двухполоска или трёхполоска?



С одной стороны, двухполоску проще ставить и настраивать, да и каналов усиления для неё нужно меньше. С другой стороны, диапазон средних частот не зря считается самым тонально значимым, так что если возложить его воспроизведение на небольшие динамики с лёгкими подвижками, то это сразу хорошо слышно. Тот самый случай, когда «третий не лишний».

Попробовал поэкспериментировать – создал в процессоре два пресета и просто переключал между ними. В принципе, в обоих вариантах звучание получается тонально достаточно ровным. Основная разница проявляется в детальности и микродинамике на средних частотах. В трёхполосном варианте вокал более открытый, в нём больше деталей, атака получается интереснее, щипок струны более естественный. В целом слушать приятнее.

А самое интересное, что в трёхполоске прявляются все достоинства низкодобротных динамиков (у тех же Nakamichi NS-S6525 измеренная Qts получилась 0,42). В двухполосных системах с такими динамиками бас зачастую бывает «осторожным» по уровню из-за пологого спада АЧХ внизу, а вот в трёхполосках с невысоким разделом НЧ/СЧ (как раз не выше 300-350 Гц, как в нашем случае) этот спад уже не играет особой роли. Можно добавить уровня в НЧ каналах и получить сногсшибательный панч, система при этом не загудит, бас останется чётким и разборчивым. Учитывая, что и СЧ в такой системе звучат интереснее, общий результат получается весьма впечатляющим.

Так что если есть возможность добавить в систему третью полосу (не напортачив с настройкой, естественно), то в награду получите намного более детальное и открытое звучание на СЧ. А ещё – возможность использовать все плюсы низкодобротных динамиков и получить классный, чёткий и по-настоящему панчёвый басовый диапазон.

Коротко по делу



Nakamichi NS-S31M – компактные СЧ динамики, которые без проблем встанут в большинство штатных мест. А для кастомной установки существенным бонусом станут корпуса в комплекте. Но их нужно рассматривать не как готовое инсталляционное решение, а как заготовки, и, как минимум, позаботится об их герметизации. Линейный диапазон для них – от 300-350 Гц до 3-3,5 кГц, и это нужно учитывать при настройке. Словом, хорошие, нормальные среднечастотники. И что сегодня особенно важно – недорогие.

  • Доступная цена
  • Корпуса в комплекте
  • Оптимально сочетаются с двухполосными NS-S6525

  • Корпуса требуют герметизации



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-03-24
Сабвуфер Hertz CBA 250.

2023-03-24
Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW.

2023-03-23
Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR.

2023-03-23
Акустика Aura : Aura Venom-65, Aura Venom-80, Aura Venom-T7N.

2023-03-23
Усилители Aura: Aura Storm-D1.1000, Aura Storm-D1.600, Aura Storm-D1.800, Aura Storm-D4.120, Aura Storm-D4.150, Aura Storm-D4.200, Aura Storm-D4.300.

2023-03-22
Сабвуферы Kicx: Kicker 48TCWRT102, Kicker 48TCWRT122, Kicker 48TCWRT672, Kicker 48TCWRT82.

Почитать

Лёгкий или тяжёлый
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB

Не по размерам басовитый
Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10

Концепция лёгкости
Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0

Другая платформа
Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM

Ближе к народу
Тест компонентных акустических систем Celestra SP1 Kit

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . .

Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165 Двухканальн . . . . .

Доброго здравия уважаемые форумчане! Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера. Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . .

Всем доброго времени суток. Купил VW Polo. Штатную магнитолу выкинул, взамен приобрёл Kenwood KMM-304Y. Посоветуйте фронт. Усилок пока при . . . . .

Всем привет. Посоветуйте хорошие 4х канальный усилители для мидов и саба,желательно аб класса,с 2мя и более блоками питания.Ну и чтоб не с . . . . .

Подскажите, пожалуйста, с выбором акустики. Моя система: ГУ Kenwood KMM BT306, усилитель URAL BV 4.70, активный саб URAL cube. Понравились . . . . .

Есть ли сейчас какие-то бюджетные варианты до 12 тыс (комплект) твитер + мид для поканального подключения? . . . . .

Приветствую! Подскажите пожалуйста, какой из нижеперечисленных сабов 10" лучше сыграет в ЗЯ 20 литров. От усилителя Eton Mini 300.2. 1 . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб . . . . .

Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . .

Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . .

Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . .

Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . .

Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . .

Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги. Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70