Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1


Этот сабвуфер появился в продаже, не соврать бы, уж года четыре назад. Но как-то всё выходило, что он не попадался мне на глаза, и изучить его в деталях не было возможности. А TW1, меж тем, оказалась реально интересной серией. Впрочем, оно и понятно, JL Audio не просто так заслужили репутацию самых крутых сабостроителей в мире, это вам не «конструкторы» из одинаковых комплектующих собирать.

Фишка моделей с индексом TW – уменьшенная высота динамиков, буква «T» как раз означает «Thin». Впервые JL Audio сделал «тонкие» сабы в 2008 году – это были TW5, и в этом же году они получили премию EISA. Чуть позже вышли более доступные TW3 (саб из этой серии я уже изучал, правда, это было три с лишним года назад). А сейчас, как видите, такие сабы есть и в «первой» серии.

Фактически, TW5, TW3 и TW1 образуют свою линейку, параллельную с основными текущими сериями W7AE, W6, W3, W1 и W0. Сабвуферы TW1 находятся в самом её начале, но называть их «младшими» язык не поворачивается – у иных производителей и в старших-то сериях столько патентов не наберётся. Да и цена ни разу не ширпотребовская, на момент теста 10-дюймовый динамик стоит 21990 рублей. И не забывайте, что TW1 – Build in USA, причём это высокотехнологичное серийное производство, а не просто два мексиканца с тюбиком клея в гараже.



По серии TW1 у JL Audio есть отдельный видеоролик, кто силён в английском, велкам смотреть. Ну а я попробую изучить сабвуфер вживую и рассказать, что из этого вышло.



Конструкция



Ко мне в лабораторию попала версия с 4-омной звуковой катушкой (JL Audio 10TW1-4), но есть и с 2-омной (JL Audio 10TW1-2). Монтажная глубина динамика – всего 11,1 см. Важный момент – тыльная сторона магнитной системы закрытая, без осевого отверстия. Это позволяет ставить динамик в плоские корпуса почти вплотную к задней стенке – оставлять за ним пространство не обязательно.



Другая особенность TW1 – грили. Это единственная серия, в которой они идут уже в комплекте. Для остальных серий JL Audio предлагает их отдельно, но до нас они из-за океана не добираются. Маразм, но формально они попадают под санкции как «металлоконструкции двойного назначения». В общем, политики могут спать спокойно, мир спасён, ага.



Сетка вставляется во фланец динамика и держится, фактически, только на фетровых полосках. Но при этом довольно плотно, ничто не гремит и не звенит. В какой-то момент я вообще подумал, что она приклеена и не снимается. Общая высота по грилю от монтажной плоскости динамика получается всего 2,2 см, но ходу диффузора сетка не мешает – подвес и диффузор слегка утоплены вглубь. К слову, это ещё одна особенность, которую не встретишь в обычных сабах.



Внешний крепёжный фланец динамика не круглый, а со «скосами». Если делать сабвуфер на нескольких динамиках, их можно установить плотнее друг к другу – ширина каждого из них составляет всего 24,6 см (без этих скосов диаметр был бы почти на 2 сантиметра больше).

Если верхний подвес диффузора имеет привычную конструкцию, то нижний подвес (он же центрирующая шайба) реализован крайне необычно. На такую конструкцию JL Audio имеет отдельный патент – она называется Concentric Tube Suspension (дословно – «подвес с концентрическими трубами»). Смысл в том, что центрирующая шайба расположена не над магнитной системой, а как бы вокруг неё.



Это позволило уменьшить высоту динамика без ущерба для хода диффузора. И действительно, «прожать» его до ограничения оказалось нереально. Да и с чего бы, ведь мотор и подвесы допускают такую же свободу, как и у полноразмерного динамика.



В такой конструкции подводящие сначала идут в виде традиционных поводков к «трубе», а уже потом – к самой катушке.



Чтобы лучше рассмотреть конструкцию, переверну динамик…



…и слегка оттяну диффузор. Обратите внимание на высоту верхней шайбы магнитопровода – она здесь что-то около 1 см. В данном случае она определяет высоту магнитного зазора, в котором ходит катушка. Чем выше зазор, тем больше у катушки «рабочих» витков, тем лучше контроль динамика усилителем.



А вот тут хорошо видно, как каркас катушки крепится к диффузору. В диффузоре отлита втулка, в которую он как раз и сажается.



В общем, по конструкции динамик весьма интересен, теперь нужно смотреть, на что он способен в деле. Измерения, как всегда, проводил после предварительной разминки.

Измерение и анализ параметров



В заявку параметры попали довольно точно, разброс не принципиален, а в некоторых и вовсе совпали до десятых долей. Разве что Vas и Qts получились одновременно чуть ниже, на неразмятость динамика такое уже не спишешь. Кстати, измеренное значение Vas ближе к заявленному для 2-омной версии, хотя, казалось бы, они не должны были особо сильно отличаться. Для меня это осталось загадкой, допускаю, что в 4-омной и 2-омной версиях используются чуть разные подвесы.



Заявленные / фактические параметры JL Audio 10TW1-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 10,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,07 / 10,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 157 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 14,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,2 дБ / 82,5 дБ


Чувствительность не самая ломовая, но это, пожалуй, единственное, к чему можно серьёзно придраться. Механическая добротность Qms несколько выше привычных значений (обычно бывает порядка нескольких единиц), что означает более заметное преобладание в подвесе упругих сил над вязкими. Не стану вдаваться в подробности, отмечу лишь, что на деле сабы с высокой Qms и одновременно низкой Qes обладают более выразительным басом и более чётким низкочастотным панчем. Собственно, что подтвердилось на деле и с JL Audio 10TW1.

Измерение собственных искажений динамика



Включать в свои отчёты оценку искажений для сабвуферов я планировал уже давно. В отличие от акустики у сабвуферов в этом смысле есть своя специфика, пришлось потратить время, чтобы изучить и пробовать в деле разные методики и набрать статистику.

Измерения делаются в ближнем поле, микрофон приближен почти вплотную к диффузору. Мощность при этом подаётся достаточная, чтобы на нижних частотах амплитуда колебаний диффузора достигла значительной величины, но микрофон ещё не выходил из рабочего диапазона звуковых давлений. Такая методика позволяет оценить искажения, вносимые только лишь самим динамиком, без учёта акустического оформления.



По этой части JL Audio показал себя очень и очень хорошо. Во всём информативном диапазоне преобладает вторая гармоника. Третья добирается до неё лишь ближе к 30 Гц, когда ход становится значительным, и начинает сказываться нелинейность мотора. При этом общий уровень искажений во всём диапазоне не превышает отметки 5% и пересекает её только ниже 20 Гц, где это уже совсем неважно.

Расчёт акустического оформления



Описание даёт вполне конкретные рекомендации – ЗЯ объёмом 0,35 кубофута (9,91 литров) и ФИ объёмом 0,625 кубофута (17,7 литров) со щелевым портом на 35 Гц. Все размеры корпусов приведены в описании – просто бери и делай. Вот что из этого получается:



Насчёт ЗЯ вопросов нет, хотя при желании можно и чуть добавить объёма. А вот ФИ – ну чисто «американец», ориентированный в основном на глубину баса, нежели на его точность – весь пар уходит в диапазон ниже 40 Гц.

Теперь пробую рассчитать уже «без подсказок» по измеренным параметрам. Они хоть и не принципиально отличаются, но некоторые коррективы внести могут. Объёмы, как всегда, «чистые», без учёта динамика и порта. Порт для ориентира принял круглой формы, хотя ничто не мешает пересчитать его в щелевой (площади круга и прямоугольника все в школе учили?)



А теперь важный момент. В обоих случаях порт получается довольно длинным (для такого диаметра), что в некоторой степени снижает его эффективность. Поэтому нужно сделать поправку на то, что реальное поведение ФИ сабвуфера окажется чуть ближе к ЗЯ относительно расчётного. Это ни разу не плохо, скорее наоборот – такой саб в реальности будет более «музыкальным». В особенности это касается исполнения со щелевым портом, поскольку в узком порту движение воздуха демпфируется чуть сильнее, нежели в круглом.

Проба в деле и выводы



Как всегда, закрепил динамик в тестовый ЗЯ и попробовал у себя в машине (усилитель – DLS A6). Как и предполагал, бас получился плотный и совсем без потери глубины. Ну да, «ветры пускать» он не предназначен, но на клубной музыке низкочастотный удар получается массивный, сочный. На быстром роке бас-бочка никаких басовых хвостов за собой не тянет. В общем, для жизни – самое то.

Единственное, к чему можно придраться – невысокая чувствительность. Поэтому в седане задвигать его далеко в багажник я бы не стал, лучше вывести в подлокотник с направлением вперёд или в полку с направлением вверх. В однообъёмниках с этим проще – там хоть как его можно размещать. А вообще, для полного счастья я бы взял парочку таких сабов, вот тогда и с запасом громкости всё хорошо получается. Благо, гигантских корпусов не требуется, и «двойной» сабвуфер тоже окажется вменяемых размеров.

  • «Ну, во-первых, это красиво»
  • Малая установочная глубина динамика
  • Нетребовательность к объёмам оформления
  • Есть возможность сделать корпус плоским
  • Гриль уже включен в комплект
  • Способен на плотный красивый бас без низкочастотных «хвостов»

  • Невысокая чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70