Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1


Этот сабвуфер появился в продаже, не соврать бы, уж года четыре назад. Но как-то всё выходило, что он не попадался мне на глаза, и изучить его в деталях не было возможности. А TW1, меж тем, оказалась реально интересной серией. Впрочем, оно и понятно, JL Audio не просто так заслужили репутацию самых крутых сабостроителей в мире, это вам не «конструкторы» из одинаковых комплектующих собирать.

Фишка моделей с индексом TW – уменьшенная высота динамиков, буква «T» как раз означает «Thin». Впервые JL Audio сделал «тонкие» сабы в 2008 году – это были TW5, и в этом же году они получили премию EISA. Чуть позже вышли более доступные TW3 (саб из этой серии я уже изучал, правда, это было три с лишним года назад). А сейчас, как видите, такие сабы есть и в «первой» серии.

Фактически, TW5, TW3 и TW1 образуют свою линейку, параллельную с основными текущими сериями W7AE, W6, W3, W1 и W0. Сабвуферы TW1 находятся в самом её начале, но называть их «младшими» язык не поворачивается – у иных производителей и в старших-то сериях столько патентов не наберётся. Да и цена ни разу не ширпотребовская, на момент теста 10-дюймовый динамик стоит 21990 рублей. И не забывайте, что TW1 – Build in USA, причём это высокотехнологичное серийное производство, а не просто два мексиканца с тюбиком клея в гараже.



По серии TW1 у JL Audio есть отдельный видеоролик, кто силён в английском, велкам смотреть. Ну а я попробую изучить сабвуфер вживую и рассказать, что из этого вышло.



Конструкция



Ко мне в лабораторию попала версия с 4-омной звуковой катушкой (JL Audio 10TW1-4), но есть и с 2-омной (JL Audio 10TW1-2). Монтажная глубина динамика – всего 11,1 см. Важный момент – тыльная сторона магнитной системы закрытая, без осевого отверстия. Это позволяет ставить динамик в плоские корпуса почти вплотную к задней стенке – оставлять за ним пространство не обязательно.



Другая особенность TW1 – грили. Это единственная серия, в которой они идут уже в комплекте. Для остальных серий JL Audio предлагает их отдельно, но до нас они из-за океана не добираются. Маразм, но формально они попадают под санкции как «металлоконструкции двойного назначения». В общем, политики могут спать спокойно, мир спасён, ага.



Сетка вставляется во фланец динамика и держится, фактически, только на фетровых полосках. Но при этом довольно плотно, ничто не гремит и не звенит. В какой-то момент я вообще подумал, что она приклеена и не снимается. Общая высота по грилю от монтажной плоскости динамика получается всего 2,2 см, но ходу диффузора сетка не мешает – подвес и диффузор слегка утоплены вглубь. К слову, это ещё одна особенность, которую не встретишь в обычных сабах.



Внешний крепёжный фланец динамика не круглый, а со «скосами». Если делать сабвуфер на нескольких динамиках, их можно установить плотнее друг к другу – ширина каждого из них составляет всего 24,6 см (без этих скосов диаметр был бы почти на 2 сантиметра больше).

Если верхний подвес диффузора имеет привычную конструкцию, то нижний подвес (он же центрирующая шайба) реализован крайне необычно. На такую конструкцию JL Audio имеет отдельный патент – она называется Concentric Tube Suspension (дословно – «подвес с концентрическими трубами»). Смысл в том, что центрирующая шайба расположена не над магнитной системой, а как бы вокруг неё.



Это позволило уменьшить высоту динамика без ущерба для хода диффузора. И действительно, «прожать» его до ограничения оказалось нереально. Да и с чего бы, ведь мотор и подвесы допускают такую же свободу, как и у полноразмерного динамика.



В такой конструкции подводящие сначала идут в виде традиционных поводков к «трубе», а уже потом – к самой катушке.



Чтобы лучше рассмотреть конструкцию, переверну динамик…



…и слегка оттяну диффузор. Обратите внимание на высоту верхней шайбы магнитопровода – она здесь что-то около 1 см. В данном случае она определяет высоту магнитного зазора, в котором ходит катушка. Чем выше зазор, тем больше у катушки «рабочих» витков, тем лучше контроль динамика усилителем.



А вот тут хорошо видно, как каркас катушки крепится к диффузору. В диффузоре отлита втулка, в которую он как раз и сажается.



В общем, по конструкции динамик весьма интересен, теперь нужно смотреть, на что он способен в деле. Измерения, как всегда, проводил после предварительной разминки.

Измерение и анализ параметров



В заявку параметры попали довольно точно, разброс не принципиален, а в некоторых и вовсе совпали до десятых долей. Разве что Vas и Qts получились одновременно чуть ниже, на неразмятость динамика такое уже не спишешь. Кстати, измеренное значение Vas ближе к заявленному для 2-омной версии, хотя, казалось бы, они не должны были особо сильно отличаться. Для меня это осталось загадкой, допускаю, что в 4-омной и 2-омной версиях используются чуть разные подвесы.



Заявленные / фактические параметры JL Audio 10TW1-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 10,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,07 / 10,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 157 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 14,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,2 дБ / 82,5 дБ


Чувствительность не самая ломовая, но это, пожалуй, единственное, к чему можно серьёзно придраться. Механическая добротность Qms несколько выше привычных значений (обычно бывает порядка нескольких единиц), что означает более заметное преобладание в подвесе упругих сил над вязкими. Не стану вдаваться в подробности, отмечу лишь, что на деле сабы с высокой Qms и одновременно низкой Qes обладают более выразительным басом и более чётким низкочастотным панчем. Собственно, что подтвердилось на деле и с JL Audio 10TW1.

Измерение собственных искажений динамика



Включать в свои отчёты оценку искажений для сабвуферов я планировал уже давно. В отличие от акустики у сабвуферов в этом смысле есть своя специфика, пришлось потратить время, чтобы изучить и пробовать в деле разные методики и набрать статистику.

Измерения делаются в ближнем поле, микрофон приближен почти вплотную к диффузору. Мощность при этом подаётся достаточная, чтобы на нижних частотах амплитуда колебаний диффузора достигла значительной величины, но микрофон ещё не выходил из рабочего диапазона звуковых давлений. Такая методика позволяет оценить искажения, вносимые только лишь самим динамиком, без учёта акустического оформления.



По этой части JL Audio показал себя очень и очень хорошо. Во всём информативном диапазоне преобладает вторая гармоника. Третья добирается до неё лишь ближе к 30 Гц, когда ход становится значительным, и начинает сказываться нелинейность мотора. При этом общий уровень искажений во всём диапазоне не превышает отметки 5% и пересекает её только ниже 20 Гц, где это уже совсем неважно.

Расчёт акустического оформления



Описание даёт вполне конкретные рекомендации – ЗЯ объёмом 0,35 кубофута (9,91 литров) и ФИ объёмом 0,625 кубофута (17,7 литров) со щелевым портом на 35 Гц. Все размеры корпусов приведены в описании – просто бери и делай. Вот что из этого получается:



Насчёт ЗЯ вопросов нет, хотя при желании можно и чуть добавить объёма. А вот ФИ – ну чисто «американец», ориентированный в основном на глубину баса, нежели на его точность – весь пар уходит в диапазон ниже 40 Гц.

Теперь пробую рассчитать уже «без подсказок» по измеренным параметрам. Они хоть и не принципиально отличаются, но некоторые коррективы внести могут. Объёмы, как всегда, «чистые», без учёта динамика и порта. Порт для ориентира принял круглой формы, хотя ничто не мешает пересчитать его в щелевой (площади круга и прямоугольника все в школе учили?)



А теперь важный момент. В обоих случаях порт получается довольно длинным (для такого диаметра), что в некоторой степени снижает его эффективность. Поэтому нужно сделать поправку на то, что реальное поведение ФИ сабвуфера окажется чуть ближе к ЗЯ относительно расчётного. Это ни разу не плохо, скорее наоборот – такой саб в реальности будет более «музыкальным». В особенности это касается исполнения со щелевым портом, поскольку в узком порту движение воздуха демпфируется чуть сильнее, нежели в круглом.

Проба в деле и выводы



Как всегда, закрепил динамик в тестовый ЗЯ и попробовал у себя в машине (усилитель – DLS A6). Как и предполагал, бас получился плотный и совсем без потери глубины. Ну да, «ветры пускать» он не предназначен, но на клубной музыке низкочастотный удар получается массивный, сочный. На быстром роке бас-бочка никаких басовых хвостов за собой не тянет. В общем, для жизни – самое то.

Единственное, к чему можно придраться – невысокая чувствительность. Поэтому в седане задвигать его далеко в багажник я бы не стал, лучше вывести в подлокотник с направлением вперёд или в полку с направлением вверх. В однообъёмниках с этим проще – там хоть как его можно размещать. А вообще, для полного счастья я бы взял парочку таких сабов, вот тогда и с запасом громкости всё хорошо получается. Благо, гигантских корпусов не требуется, и «двойной» сабвуфер тоже окажется вменяемых размеров.

  • «Ну, во-первых, это красиво»
  • Малая установочная глубина динамика
  • Нетребовательность к объёмам оформления
  • Есть возможность сделать корпус плоским
  • Гриль уже включен в комплект
  • Способен на плотный красивый бас без низкочастотных «хвостов»

  • Невысокая чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

Поздравляем с праздником всех защитников Отечества!

23 февраля магазин работает до 16 часов.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Заправь басухой авто!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-02-25
Внедорожная акустика Boss Audio: Boss Audio Phantom 800, Boss Audio Phantom 900, Boss Audio B64ABT, Boss Audio B82ABT, Boss Audio MC425BA, Boss Audio MC440B, Boss Audio MC470B, Boss Audio MC720B, Boss Audio MC750B.

2020-02-24
Внедорожная акустика Boss Audio: Boss Audio B64ABT, Boss Audio B82ABT, Boss Audio MC425BA, Boss Audio MC440B, Boss Audio MC470B, Boss Audio MC720B, Boss Audio MC750B.

2020-02-23
Морские магнитолы Boss Audio: Boss Audio MR1308UABK, Boss Audio MR400UAB.

2020-02-21
Акустика Kicx QS 5.

2020-02-20
Сабвуферы Kicx: Kicx ZT12v2 (1+1), Kicx ZT15v2 (2+2), Kicx ZT18v2 (1+1).

2020-02-17
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+A, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+B, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+C, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+D.

Почитать

Вес имеет значение
Тест сабвуферных динамиков 12 и 15 дюймов SWAT SBT-12 v.2 и SBT-15 v.2

Не по шаблону
Тест 10-канального цифрового процессора со встроенным плеером MadBit DSP Player

Поканалка, в которой пассивный кроссовер – не лишнее звено
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Focal 165W-XP Passive

Тест ресивера JVC KD-T812BT с поддержкой ALEXA

Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1

Посмотреть

Полная шумоизоляция Fiat Fullback

Полная шумоизоляция KIA Rio X-Line

Полная шумоизоляция KIA Picanto III (JA)

Аудиосистема на базе штатного головного устройства в KIA Cerato третьего поколения

Акустика Hertz CK 165 в нашем шоуруме

Новое на форуме

Здравствуйте, есть фронт focal perfomance 165f поканально играют от усилка mb quart onx 4.125 заметил на некоторых треках хрип на повышенной громкости думал пищалки отключил их а это от мидбасов пробы . . . . .

Еще раз всех приветствую! И так с усилителем и акустикой для фронта в поканалку определился (https://auto-hifi.ru/forum/36107.html) Усилитель - Helix G FOUR Фронт - Morel Tempo Ultra 602 Теп . . . . .

Интересный опыт для владельцев Pioneer AVH-X8600BT был приобретен сегодня в процессе настройки аудиосистемы, в которой присутствовало данное ГУ. С указанной выше автомагнитолы сигнал по 1 паре RCA . . . . .

Добрый день ! Голова процессорная Kenwood MDV-Z702W Подскажите какой усилитель нужен будет для данной акустики чтоб она расскрылась полноценно? Может добавить саб еще ? Или посоветуйте что нибудь . . . . .

lc200 2011 год возможность установки Android аудио с использованием "какого именно" адаптера для связи со штатным аудиоусилителем JBL по MOST ? . . . . .

Господа, и снова здравствуйте! Появилась такая мысль - вместо одной двенахи поставить два 10" саба. Какие посоветуете, чтобы в 4 ом в итоге скоммутировать. Хочется и скорострельности и чтобы давану . . . . .

Добрый день. Помогите в выборе небольшого активного сабвуфера к штатной системе. Подключение по высокоуровнему входу. Бюджет 7-8 тыс. . . . . .

Добрый день, спецы подскажите E.O.S. AL-267 из низкоиграющих это лучший вариант в двушку поканально или есть еще варианты? . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Ural Pobeda 18 → Купил недавно это чудо. Что могу сказать... До него был урал армада 12, в бандпас4, после взял булаву 15, на трубе. И чт . . . . .

Усилитель Helix C FOUR → Аудиотек Фишер всегда делает вещи достойные внимания! Данный усилитель отрабатывает каждый свой цент и даже больше. Реко . . . . .

Акустика DD Audio EX2.75 → Ну никак не ожидал что за такой бюджет получится купить серединку, которая еще и играет. Ставил в двери Toyota Land Crui . . . . .

Автомагнитола Panasonic CQ-C7303W → 2020 уже, ни разу не ломалась, по красоте не уступает современным, не хватает только разьема под флешку. . . . . .

Автомагнитола Intro CHR-0791 GV → На протяжении 9 лет работает . Проблем нет. Установку можно произвести самому сложности нет. . . . . .

Акустика Art Sound AL 6.2 → ..отличная акустика..за недорого, вместе с подходящим сабвуфером - отлично звучит. саб желательно брать чтоб звучал по-м . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 V1 → Шикарная акаустика. Требует подготовки установочного места. Оправдывает потраченые средства на нее, правда где то через . . . . .

Усилитель Rockford Fosgate P300-1 → Качает сабвуфер JL Audio 13W1V2-4 в лёгкую. Усилок хорош, главное компактный. . . . . .

Ваши установки

Акустика Audison Prima APK 163 в Lada Vesta SW

Акустика Hertz ESK 165L.5 в Kia Rio 3

Сабвуфер Alpine SWE-815 в Skoda Octavia

Усилитель Focal FDS 2.350 в Falcon Speedfire 250

Акустика Focal K2 Power ES 165 K в Falcon Speedfire 250