Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1


Этот сабвуфер появился в продаже, не соврать бы, уж года четыре назад. Но как-то всё выходило, что он не попадался мне на глаза, и изучить его в деталях не было возможности. А TW1, меж тем, оказалась реально интересной серией. Впрочем, оно и понятно, JL Audio не просто так заслужили репутацию самых крутых сабостроителей в мире, это вам не «конструкторы» из одинаковых комплектующих собирать.

Фишка моделей с индексом TW – уменьшенная высота динамиков, буква «T» как раз означает «Thin». Впервые JL Audio сделал «тонкие» сабы в 2008 году – это были TW5, и в этом же году они получили премию EISA. Чуть позже вышли более доступные TW3 (саб из этой серии я уже изучал, правда, это было три с лишним года назад). А сейчас, как видите, такие сабы есть и в «первой» серии.

Фактически, TW5, TW3 и TW1 образуют свою линейку, параллельную с основными текущими сериями W7AE, W6, W3, W1 и W0. Сабвуферы TW1 находятся в самом её начале, но называть их «младшими» язык не поворачивается – у иных производителей и в старших-то сериях столько патентов не наберётся. Да и цена ни разу не ширпотребовская, на момент теста 10-дюймовый динамик стоит 21990 рублей. И не забывайте, что TW1 – Build in USA, причём это высокотехнологичное серийное производство, а не просто два мексиканца с тюбиком клея в гараже.



По серии TW1 у JL Audio есть отдельный видеоролик, кто силён в английском, велкам смотреть. Ну а я попробую изучить сабвуфер вживую и рассказать, что из этого вышло.



Конструкция



Ко мне в лабораторию попала версия с 4-омной звуковой катушкой (JL Audio 10TW1-4), но есть и с 2-омной (JL Audio 10TW1-2). Монтажная глубина динамика – всего 11,1 см. Важный момент – тыльная сторона магнитной системы закрытая, без осевого отверстия. Это позволяет ставить динамик в плоские корпуса почти вплотную к задней стенке – оставлять за ним пространство не обязательно.



Другая особенность TW1 – грили. Это единственная серия, в которой они идут уже в комплекте. Для остальных серий JL Audio предлагает их отдельно, но до нас они из-за океана не добираются. Маразм, но формально они попадают под санкции как «металлоконструкции двойного назначения». В общем, политики могут спать спокойно, мир спасён, ага.



Сетка вставляется во фланец динамика и держится, фактически, только на фетровых полосках. Но при этом довольно плотно, ничто не гремит и не звенит. В какой-то момент я вообще подумал, что она приклеена и не снимается. Общая высота по грилю от монтажной плоскости динамика получается всего 2,2 см, но ходу диффузора сетка не мешает – подвес и диффузор слегка утоплены вглубь. К слову, это ещё одна особенность, которую не встретишь в обычных сабах.



Внешний крепёжный фланец динамика не круглый, а со «скосами». Если делать сабвуфер на нескольких динамиках, их можно установить плотнее друг к другу – ширина каждого из них составляет всего 24,6 см (без этих скосов диаметр был бы почти на 2 сантиметра больше).

Если верхний подвес диффузора имеет привычную конструкцию, то нижний подвес (он же центрирующая шайба) реализован крайне необычно. На такую конструкцию JL Audio имеет отдельный патент – она называется Concentric Tube Suspension (дословно – «подвес с концентрическими трубами»). Смысл в том, что центрирующая шайба расположена не над магнитной системой, а как бы вокруг неё.



Это позволило уменьшить высоту динамика без ущерба для хода диффузора. И действительно, «прожать» его до ограничения оказалось нереально. Да и с чего бы, ведь мотор и подвесы допускают такую же свободу, как и у полноразмерного динамика.



В такой конструкции подводящие сначала идут в виде традиционных поводков к «трубе», а уже потом – к самой катушке.



Чтобы лучше рассмотреть конструкцию, переверну динамик…



…и слегка оттяну диффузор. Обратите внимание на высоту верхней шайбы магнитопровода – она здесь что-то около 1 см. В данном случае она определяет высоту магнитного зазора, в котором ходит катушка. Чем выше зазор, тем больше у катушки «рабочих» витков, тем лучше контроль динамика усилителем.



А вот тут хорошо видно, как каркас катушки крепится к диффузору. В диффузоре отлита втулка, в которую он как раз и сажается.



В общем, по конструкции динамик весьма интересен, теперь нужно смотреть, на что он способен в деле. Измерения, как всегда, проводил после предварительной разминки.

Измерение и анализ параметров



В заявку параметры попали довольно точно, разброс не принципиален, а в некоторых и вовсе совпали до десятых долей. Разве что Vas и Qts получились одновременно чуть ниже, на неразмятость динамика такое уже не спишешь. Кстати, измеренное значение Vas ближе к заявленному для 2-омной версии, хотя, казалось бы, они не должны были особо сильно отличаться. Для меня это осталось загадкой, допускаю, что в 4-омной и 2-омной версиях используются чуть разные подвесы.



Заявленные / фактические параметры JL Audio 10TW1-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 10,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,07 / 10,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 157 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 14,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,2 дБ / 82,5 дБ


Чувствительность не самая ломовая, но это, пожалуй, единственное, к чему можно серьёзно придраться. Механическая добротность Qms несколько выше привычных значений (обычно бывает порядка нескольких единиц), что означает более заметное преобладание в подвесе упругих сил над вязкими. Не стану вдаваться в подробности, отмечу лишь, что на деле сабы с высокой Qms и одновременно низкой Qes обладают более выразительным басом и более чётким низкочастотным панчем. Собственно, что подтвердилось на деле и с JL Audio 10TW1.

Измерение собственных искажений динамика



Включать в свои отчёты оценку искажений для сабвуферов я планировал уже давно. В отличие от акустики у сабвуферов в этом смысле есть своя специфика, пришлось потратить время, чтобы изучить и пробовать в деле разные методики и набрать статистику.

Измерения делаются в ближнем поле, микрофон приближен почти вплотную к диффузору. Мощность при этом подаётся достаточная, чтобы на нижних частотах амплитуда колебаний диффузора достигла значительной величины, но микрофон ещё не выходил из рабочего диапазона звуковых давлений. Такая методика позволяет оценить искажения, вносимые только лишь самим динамиком, без учёта акустического оформления.



По этой части JL Audio показал себя очень и очень хорошо. Во всём информативном диапазоне преобладает вторая гармоника. Третья добирается до неё лишь ближе к 30 Гц, когда ход становится значительным, и начинает сказываться нелинейность мотора. При этом общий уровень искажений во всём диапазоне не превышает отметки 5% и пересекает её только ниже 20 Гц, где это уже совсем неважно.

Расчёт акустического оформления



Описание даёт вполне конкретные рекомендации – ЗЯ объёмом 0,35 кубофута (9,91 литров) и ФИ объёмом 0,625 кубофута (17,7 литров) со щелевым портом на 35 Гц. Все размеры корпусов приведены в описании – просто бери и делай. Вот что из этого получается:



Насчёт ЗЯ вопросов нет, хотя при желании можно и чуть добавить объёма. А вот ФИ – ну чисто «американец», ориентированный в основном на глубину баса, нежели на его точность – весь пар уходит в диапазон ниже 40 Гц.

Теперь пробую рассчитать уже «без подсказок» по измеренным параметрам. Они хоть и не принципиально отличаются, но некоторые коррективы внести могут. Объёмы, как всегда, «чистые», без учёта динамика и порта. Порт для ориентира принял круглой формы, хотя ничто не мешает пересчитать его в щелевой (площади круга и прямоугольника все в школе учили?)



А теперь важный момент. В обоих случаях порт получается довольно длинным (для такого диаметра), что в некоторой степени снижает его эффективность. Поэтому нужно сделать поправку на то, что реальное поведение ФИ сабвуфера окажется чуть ближе к ЗЯ относительно расчётного. Это ни разу не плохо, скорее наоборот – такой саб в реальности будет более «музыкальным». В особенности это касается исполнения со щелевым портом, поскольку в узком порту движение воздуха демпфируется чуть сильнее, нежели в круглом.

Проба в деле и выводы



Как всегда, закрепил динамик в тестовый ЗЯ и попробовал у себя в машине (усилитель – DLS A6). Как и предполагал, бас получился плотный и совсем без потери глубины. Ну да, «ветры пускать» он не предназначен, но на клубной музыке низкочастотный удар получается массивный, сочный. На быстром роке бас-бочка никаких басовых хвостов за собой не тянет. В общем, для жизни – самое то.

Единственное, к чему можно придраться – невысокая чувствительность. Поэтому в седане задвигать его далеко в багажник я бы не стал, лучше вывести в подлокотник с направлением вперёд или в полку с направлением вверх. В однообъёмниках с этим проще – там хоть как его можно размещать. А вообще, для полного счастья я бы взял парочку таких сабов, вот тогда и с запасом громкости всё хорошо получается. Благо, гигантских корпусов не требуется, и «двойной» сабвуфер тоже окажется вменяемых размеров.

  • «Ну, во-первых, это красиво»
  • Малая установочная глубина динамика
  • Нетребовательность к объёмам оформления
  • Есть возможность сделать корпус плоским
  • Гриль уже включен в комплект
  • Способен на плотный красивый бас без низкочастотных «хвостов»

  • Невысокая чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70