Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1


Этот сабвуфер появился в продаже, не соврать бы, уж года четыре назад. Но как-то всё выходило, что он не попадался мне на глаза, и изучить его в деталях не было возможности. А TW1, меж тем, оказалась реально интересной серией. Впрочем, оно и понятно, JL Audio не просто так заслужили репутацию самых крутых сабостроителей в мире, это вам не «конструкторы» из одинаковых комплектующих собирать.

Фишка моделей с индексом TW – уменьшенная высота динамиков, буква «T» как раз означает «Thin». Впервые JL Audio сделал «тонкие» сабы в 2008 году – это были TW5, и в этом же году они получили премию EISA. Чуть позже вышли более доступные TW3 (саб из этой серии я уже изучал, правда, это было три с лишним года назад). А сейчас, как видите, такие сабы есть и в «первой» серии.

Фактически, TW5, TW3 и TW1 образуют свою линейку, параллельную с основными текущими сериями W7AE, W6, W3, W1 и W0. Сабвуферы TW1 находятся в самом её начале, но называть их «младшими» язык не поворачивается – у иных производителей и в старших-то сериях столько патентов не наберётся. Да и цена ни разу не ширпотребовская, на момент теста 10-дюймовый динамик стоит 21990 рублей. И не забывайте, что TW1 – Build in USA, причём это высокотехнологичное серийное производство, а не просто два мексиканца с тюбиком клея в гараже.



По серии TW1 у JL Audio есть отдельный видеоролик, кто силён в английском, велкам смотреть. Ну а я попробую изучить сабвуфер вживую и рассказать, что из этого вышло.



Конструкция



Ко мне в лабораторию попала версия с 4-омной звуковой катушкой (JL Audio 10TW1-4), но есть и с 2-омной (JL Audio 10TW1-2). Монтажная глубина динамика – всего 11,1 см. Важный момент – тыльная сторона магнитной системы закрытая, без осевого отверстия. Это позволяет ставить динамик в плоские корпуса почти вплотную к задней стенке – оставлять за ним пространство не обязательно.



Другая особенность TW1 – грили. Это единственная серия, в которой они идут уже в комплекте. Для остальных серий JL Audio предлагает их отдельно, но до нас они из-за океана не добираются. Маразм, но формально они попадают под санкции как «металлоконструкции двойного назначения». В общем, политики могут спать спокойно, мир спасён, ага.



Сетка вставляется во фланец динамика и держится, фактически, только на фетровых полосках. Но при этом довольно плотно, ничто не гремит и не звенит. В какой-то момент я вообще подумал, что она приклеена и не снимается. Общая высота по грилю от монтажной плоскости динамика получается всего 2,2 см, но ходу диффузора сетка не мешает – подвес и диффузор слегка утоплены вглубь. К слову, это ещё одна особенность, которую не встретишь в обычных сабах.



Внешний крепёжный фланец динамика не круглый, а со «скосами». Если делать сабвуфер на нескольких динамиках, их можно установить плотнее друг к другу – ширина каждого из них составляет всего 24,6 см (без этих скосов диаметр был бы почти на 2 сантиметра больше).

Если верхний подвес диффузора имеет привычную конструкцию, то нижний подвес (он же центрирующая шайба) реализован крайне необычно. На такую конструкцию JL Audio имеет отдельный патент – она называется Concentric Tube Suspension (дословно – «подвес с концентрическими трубами»). Смысл в том, что центрирующая шайба расположена не над магнитной системой, а как бы вокруг неё.



Это позволило уменьшить высоту динамика без ущерба для хода диффузора. И действительно, «прожать» его до ограничения оказалось нереально. Да и с чего бы, ведь мотор и подвесы допускают такую же свободу, как и у полноразмерного динамика.



В такой конструкции подводящие сначала идут в виде традиционных поводков к «трубе», а уже потом – к самой катушке.



Чтобы лучше рассмотреть конструкцию, переверну динамик…



…и слегка оттяну диффузор. Обратите внимание на высоту верхней шайбы магнитопровода – она здесь что-то около 1 см. В данном случае она определяет высоту магнитного зазора, в котором ходит катушка. Чем выше зазор, тем больше у катушки «рабочих» витков, тем лучше контроль динамика усилителем.



А вот тут хорошо видно, как каркас катушки крепится к диффузору. В диффузоре отлита втулка, в которую он как раз и сажается.



В общем, по конструкции динамик весьма интересен, теперь нужно смотреть, на что он способен в деле. Измерения, как всегда, проводил после предварительной разминки.

Измерение и анализ параметров



В заявку параметры попали довольно точно, разброс не принципиален, а в некоторых и вовсе совпали до десятых долей. Разве что Vas и Qts получились одновременно чуть ниже, на неразмятость динамика такое уже не спишешь. Кстати, измеренное значение Vas ближе к заявленному для 2-омной версии, хотя, казалось бы, они не должны были особо сильно отличаться. Для меня это осталось загадкой, допускаю, что в 4-омной и 2-омной версиях используются чуть разные подвесы.



Заявленные / фактические параметры JL Audio 10TW1-4:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л / 10,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,07 / 10,01
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64 / 0,61
  • Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 157 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 14,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,2 дБ / 82,5 дБ


Чувствительность не самая ломовая, но это, пожалуй, единственное, к чему можно серьёзно придраться. Механическая добротность Qms несколько выше привычных значений (обычно бывает порядка нескольких единиц), что означает более заметное преобладание в подвесе упругих сил над вязкими. Не стану вдаваться в подробности, отмечу лишь, что на деле сабы с высокой Qms и одновременно низкой Qes обладают более выразительным басом и более чётким низкочастотным панчем. Собственно, что подтвердилось на деле и с JL Audio 10TW1.

Измерение собственных искажений динамика



Включать в свои отчёты оценку искажений для сабвуферов я планировал уже давно. В отличие от акустики у сабвуферов в этом смысле есть своя специфика, пришлось потратить время, чтобы изучить и пробовать в деле разные методики и набрать статистику.

Измерения делаются в ближнем поле, микрофон приближен почти вплотную к диффузору. Мощность при этом подаётся достаточная, чтобы на нижних частотах амплитуда колебаний диффузора достигла значительной величины, но микрофон ещё не выходил из рабочего диапазона звуковых давлений. Такая методика позволяет оценить искажения, вносимые только лишь самим динамиком, без учёта акустического оформления.



По этой части JL Audio показал себя очень и очень хорошо. Во всём информативном диапазоне преобладает вторая гармоника. Третья добирается до неё лишь ближе к 30 Гц, когда ход становится значительным, и начинает сказываться нелинейность мотора. При этом общий уровень искажений во всём диапазоне не превышает отметки 5% и пересекает её только ниже 20 Гц, где это уже совсем неважно.

Расчёт акустического оформления



Описание даёт вполне конкретные рекомендации – ЗЯ объёмом 0,35 кубофута (9,91 литров) и ФИ объёмом 0,625 кубофута (17,7 литров) со щелевым портом на 35 Гц. Все размеры корпусов приведены в описании – просто бери и делай. Вот что из этого получается:



Насчёт ЗЯ вопросов нет, хотя при желании можно и чуть добавить объёма. А вот ФИ – ну чисто «американец», ориентированный в основном на глубину баса, нежели на его точность – весь пар уходит в диапазон ниже 40 Гц.

Теперь пробую рассчитать уже «без подсказок» по измеренным параметрам. Они хоть и не принципиально отличаются, но некоторые коррективы внести могут. Объёмы, как всегда, «чистые», без учёта динамика и порта. Порт для ориентира принял круглой формы, хотя ничто не мешает пересчитать его в щелевой (площади круга и прямоугольника все в школе учили?)



А теперь важный момент. В обоих случаях порт получается довольно длинным (для такого диаметра), что в некоторой степени снижает его эффективность. Поэтому нужно сделать поправку на то, что реальное поведение ФИ сабвуфера окажется чуть ближе к ЗЯ относительно расчётного. Это ни разу не плохо, скорее наоборот – такой саб в реальности будет более «музыкальным». В особенности это касается исполнения со щелевым портом, поскольку в узком порту движение воздуха демпфируется чуть сильнее, нежели в круглом.

Проба в деле и выводы



Как всегда, закрепил динамик в тестовый ЗЯ и попробовал у себя в машине (усилитель – DLS A6). Как и предполагал, бас получился плотный и совсем без потери глубины. Ну да, «ветры пускать» он не предназначен, но на клубной музыке низкочастотный удар получается массивный, сочный. На быстром роке бас-бочка никаких басовых хвостов за собой не тянет. В общем, для жизни – самое то.

Единственное, к чему можно придраться – невысокая чувствительность. Поэтому в седане задвигать его далеко в багажник я бы не стал, лучше вывести в подлокотник с направлением вперёд или в полку с направлением вверх. В однообъёмниках с этим проще – там хоть как его можно размещать. А вообще, для полного счастья я бы взял парочку таких сабов, вот тогда и с запасом громкости всё хорошо получается. Благо, гигантских корпусов не требуется, и «двойной» сабвуфер тоже окажется вменяемых размеров.

  • «Ну, во-первых, это красиво»
  • Малая установочная глубина динамика
  • Нетребовательность к объёмам оформления
  • Есть возможность сделать корпус плоским
  • Гриль уже включен в комплект
  • Способен на плотный красивый бас без низкочастотных «хвостов»

  • Невысокая чувствительность



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

Внимание!

В связи с реконструкцией развязки Волоколамского шоссе и МКАД, подъезд к нам возможен только с МКАД через парковку ТЦ «Гвоздь» или с Волоколамского шоссе в центр, если повернуть к газовой автозаправке «LPG».

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-07-11
Усилители мощности Edge: Edge EDA2000.4AB-E6, Edge EDA4500.2AB-E6.

2020-07-10
Сабвуферы Edge.: Edge EDB12A-E2M, Edge EDB12D2-E7.

2020-07-09
Акустика Eton RSX 80.

2020-07-08
Акустика Edge.: Edge ED225-E8, Edge ED226-E8, Edge ED229-E8, Edge EDPRO10B-E7, Edge EDPRO65EL-E8, Edge EDPRO6B-CL.

2020-07-07
Акустика Edge.: Edge EDBPRO6-E9, Edge EDBPRO6LITE, Edge EDPRO65RX-E9, Edge EDBXPRO5N-E9, Edge EDBXPRO6N-E9, Edge EDBXPRO8N-E9, Edge EDPRO45TN-E6.

2020-07-06
Магнитолы InCar: InCar DTA-2208, InCar XTA-2208, InCar DTA-2210, InCar XTA-2210.

Почитать

Разрыв шаблонов
Тест НЧ/СЧ динамиков для компонентных систем AMP HPMB-18

Беспроводная акустика для велосипеда JBL Wind 2

Как поменять процессор, не меняя его
Детальное изучение новых прошивок процессоров Resolut и сравнительное прослушивание A-DSP, J-DSP и T-DSP

Дешевле двух баков бензина
Тест 2-полосных акустических систем Oris FT-165

Компонентная акустика Morel Maximo Ultra 603 MkII

Посмотреть

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai

Процессорная аудиосистема в Mercedes C class (W205) coupe

Полная шумоизоляция и установка музыки в BMW X1 F48

Процессорная аудиосистема в Nissan X-Trail T32

Boss Audio MGR450B

Процессорная аудиосистема в Mercedes CLA C117 AMG

Бюджетная и качественная аудиосистема в Mazda 6 третьего поколения

Pioneer AVH-A320BT

Новое на форуме

Добрый день, как улучшить звук в hyundai solaris 2018 седан, штатное г у, и есть новый подаренный усилитель JBL Stage A9004. Спасибо. . . . . .

Уважаемые специалисты подскажите по Аудиопроцессору Helix DSP.3, входу у него может переключаться между RCA от магнитолы и цифровым коаксиальным кабелем от FIIO m11 , и как пультом или через настройки . . . . .

Кто нибудь ставил себе от ШГУ ORIS JB-65S ? Что можете сказать по звучанию? . . . . .

Друзья всем привет, подскажите совместимость Audison Prima AP F8.9 bit и пульт Выносной цифровой регулятор для DSP процессоров bit one/bit ten/bit ten D. Audison Thesis DRC One (DRC TH) . . . . .

Здравствуйте , подскажите пожалуйста Сабвуферный динамик Audio System M 10 EVO в каком обьёме будет играть, интересует только закрытый ящик.Спасибо . . . . .

Добрый день, есть кто нибудь с Улан-Удэ чтоб подключить и настроить звучание схемы? . . . . .

Добрый день! Товарищи, подскажите Helix v Twelve dsp подключить 8 каналов, а остальную мощность можно отправить на 2 саба? . . . . .

Господа эксперты, доброго дня! У меня тут затруднительная ситуация образовалась... Подскажите пожалуйста, 99й пионер вообще дружит с ведроидами??? Все айфоны от 6 до 11 он у меня читал без вопросо . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Pioneer TS-A172Ci → Отличная акустика за минимум денег, соотношение идеальное, ставил в хорошо подготовленные двери, звук в целом сбалансиро . . . . .

Автомагнитола Prology DMD-190 → Совершенно неубиваемая и на удивление качественная штука. Досталась вместе с машиной в довольно побитом жизнью виде, . . . . .

Акустика Alpine SPR-17S → Вещь! Таких уже давно не делают! А жаль! Если попались на вторичке б/у берите,не пожалеете! Только усь от 100 ватт алпай . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-2120UB → Магнитола в целом не плохая.Есть USB , а так же AUX на фронтовой панели.Не соглашусь что кнопки нажимаются плохо.Эквалай . . . . .

Усилитель Audio System Italy ADSP6 → Не ожидал от такой компактной коробочки такого звука и баса. Ставил в поканалку на фронт и тыл, 16 см, рассчитывал на са . . . . .

Акустика Alpine SPR-60C → Плотный, выразительный, панчевый мидбасс! Твитеры отличные, достаточно громкие, но для них нужен усилитель от 100 Ватт д . . . . .

Автомагнитола Panasonic CQ-C7303W → Работает всё! Классная магнитола! Минус нету USB! . . . . .

Автомагнитола Sony CDX-GT627UE → Июнь 2020, до сих пор работает, практически без нареканий. Покупал в 2008 году. . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Mystery MFF-6501DS в VAZ 2107

Акустика Focal Auditor RSE-165 в Skoda Octavia A7

Усилитель Audio System CO-100.2 в SsangYong Actyon Sports 2

Усилитель Audio System CO-70.4 в SsangYong Actyon Sports 2

Акустика Audison Prima APK 163 в Lada Vesta SW