В лёгком и среднем весе
Тест сабвуферных динамиков Audio System серий M и R


В конце прошлого года на изучении побывал один интересный и не слишком дорогой сабвуферный динамик Audio System R10 FLAT EVO с «плоской» конструкцией. И тогда же обещал сделать отчёт о других сабвуферах Audio System доступных серий M и R. Обещал – выполняю. Тем более, что среди недорогих сабвуферов сегодня не так много по-настоящему интересных и достойных внимания моделей.

Ко мне в лабораторию попали четыре модели, которые вышли в продажу относительно недавно. Две из них принадлежат к серии М, это самая начальная серия в модельном ряду Audio System.
  • Audio System M10 EVO (3790 рублей),
  • Audio System M12 EVO (4810 рублей).


Ещё две модели – из серии R, она в модельном ряду стоит на ступеньку выше. Эти сабвуферы другие по своей конструкции, цены на них тоже чуть выше, хотя и в пределах разумного.
  • Audio System R10 EVO (6550 рублей),
  • Audio System R12 EVO (7490 рублей).


Динамики в каждой из серий явно спроектированы для своих задач, а вот под какие именно требования они подходят – это и предстояло выяснить.

Audio System M10 EVO и M12 EVO



Серия М – практически сабвуферная классика. Лаконично, всё по делу, ничего лишнего.



Диффузоры изготовлены из прессованной целлюлозы. Центральные колпачки в большинстве сабов – выпуклые «шишки», но у этих динамиков они слегка вогнутые.



Из-за полуматового полимерного покрытия с лицевой стороны диффузоры выглядят как полипропиленовые, но обратная сторона выдаёт их материал.



Штампованные корзины заглушены неидеально, хотя повода придраться к особой звонкости, в общем-то, тоже не дают. В моторах используются кольцевые магниты диаметром 134 мм. Торцевые шайбы слегка выпуклые, что позволило увеличить механический ход – довести динамик до стука катушкой практически нереально (хотя, при желании можно сломать даже сами знаете что).





Терминалы подключения – пружинные. Подводящие закреплены на центрирующей шайбе.



Звуковые катушки имеют диаметр 2 дюйма. Разумно, потому как такой размер позволяет добиться достаточной чувствительности без необходимости применять более сильные магниты. Отсюда и доступная цена на серию M.



Для сведения, при прочих равных цена на сабвуферы в основном определяется как раз моторами. И тут важно сохранить баланс. Например, многие стараются увеличить звуковые катушки, пытаясь при этом вписаться в жёсткие ценовые рамки. Оно и понятно, такие сабы в глазах потенциальных покупателей выглядят круче, ведь их можно использовать с более мощными усилителями. С другой стороны, чем больше катушка, тем больше общая площадь магнитного зазора, и тем сильнее нужен магнит, чтобы сохранить параметры в нужных пределах.

Желание же сделать катушки больше, но удешевить всё по максимуму порой выходит за рамки разумных компромиссов, и такие сабы начинают напоминать автомобили с моторами от мопедов – выглядят круто, но только до тех пор, пока не попытаются поехать. Так что уж лучше шустрый скутер, чем такой вот дохлый автомобиль. Словом, 2 дюйма в бюджетных сабах – самое то.

Audio System R10 EVO и R12 EVO



Динамики серии R выглядят брутальнее, и они заметно тяжелее. Они тоже построены на штампованных корзинах, но в данном случае переход на литьё никаких заметных преимуществ не принёс бы, а цена бы подросла.



Покрытие лицевой стороны диффузоров имеет выраженный рельеф. По идее, так обычно делают для демпфирования механических напряжений, распространяющихся в материале конуса. Но в данном случае диффузоры сложно назвать тонкими и лёгкими, так что тут это покрытие, скорее, декоративно-защитное.



Материал диффузора – прессованная целлюлоза. Место склейки диффузора и подвеса дополнительно прошито нитками, прострочка с обратной стороны залита фиксирующим составом.



Терминалы подключения кабелей и подводящие реализованы так же, как и в серии M.



В моторах серии R используются уже не одинарные, а двойные магниты, диаметры магнитов тоже больше. В Audio System R10 EVO – 156 мм, а в Audio System R12 EVO – 170 мм.





В 10-дюймовом динамике используется 2,5-дюймовая звуковая катушка, а в 12-дюймовом – 3 дюймовая, так что эту серию можно смело использовать с более мощными усилителями. Хватит ли магнитов, чтобы обеспечить моторам достаточную силу – покажут измерения.



И, кстати, обращу внимание ещё на одну деталь – соотношение рабочей длины звуковой катушки (т. е. той её части, что находится в магнитном зазоре) к общей длине намотки. С одной стороны, то, насколько намотка выходит сверху и снизу из магнитного зазора, определяет запас хода динамика. С другой стороны, часть намотки, которая находится вне зазора, при работе является ненужным «балластом», лишним сопротивлением в цепи усилитель-динамик, а это ухудшает контроль динамика усилителем.

Вернитесь к аналогичной фотографии динамика серии М и сравните толщину верхних шайб магнитопроводов. В данном случае именно она определяет высоту магнитного зазора и, соответственно, рабочую часть звуковой катушки.

В серии М толщина верхней шайбы магнитопровода чуть меньше, а общая длина катушки позволяет ей перемещаться в пределах 15 мм в каждую сторону, не выходя из зазора (величина Xmax). В серии R шайбы магнитопроводов толще, но и намотки у катушек длиннее. Соотношение рабочей длины катушки к её общей длине примерно то же, значит и контроль динамика усилителем не ухудшился. Но Xmax вырос до 21 и 25 мм для R10 EVO и R12 EVO, соответственно.

Измерение параметров



Описание приводит довольно подробный список параметров. Не скажу, что попадание в заявку получилось идеальным, но концепция, в принципе, сохранена. Чувствительность приводится в описании в единицах дБ/2,83 м/1 м, поэтому такая сильная разница с измеренными значениями (дБ/1 Вт/1 м) пусть вас не смущает.



Заявленные / фактические параметры Audio System M10 EVO:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц / 38 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 25,3 л / 22,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,47 / 4,62
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 112 г / 109 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,5 Тл м / 12,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,9 дБ / 86,2 дБ


Заявленные / фактические параметры Audio System M12 EVO:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 58,7 л / 56,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,01 / 4,48
  • Qes (электрическая добротность) – 0,49 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 120 г / 125 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,2 Тл м / 13,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом / 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,1 дБ / 88,5 дБ




Заявленные / фактические параметры Audio System R10 EVO:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 24,5 л / 20,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,30 / 6,50
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 122 г / 138 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,1* Тл м / 21,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,9 Ом / 6,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ / 84,0 дБ


* - с большой вероятностью, опечатка в описании, потому как при таких параметрах для последовательного включения катушек BL должен быть выше.

Заявленные / фактические параметры Audio System R12 EVO:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 19,9 л / 27,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,09 / 5,46
  • Qes (электрическая добротность) – 0,58 / 0,63
  • Qts (полная добротность) – 0,53 / 0,56
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 242 г / 249 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 25,0 Тл м / 22,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,7 Ом / 6,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,9 дБ / 84,2 дБ


Расчёт корпусов



Для всех моделей серий M и R описания рекомендуют два типа акустического оформления – ЗЯ или ФИ. Интересно, что фазоинверторные оформления для обеих серий предлагаются одинаковые – 32 литра для 10-дюймовых динамиков и 50 литров для 12-дюймовых. Порты же и вовсе во всех четырёх случаях предлагается использовать одинаковые – круглые трубы диаметром 9 см и длиной 20 см. Разумеется, в корпусах разного объёма такой порт окажется настроенным на разую частоту (прикинул значения при расчётах, отметил на графиках). Вот что получается, если смоделировать предложенные корпуса, исходя из заявленных параметров:





Допускаю, что у составителей описания были свои резоны, но для всех моделей за исключением R10 EVO закрытые ящики я бы предложил компактнее. Хотя по фактическим параметрам всё получается не так однозначно. Корпуса для 10-дюймовых сабов действительно можно делать сильно компактнее, в остальном оптимальные объёмы и настройки портов колеблются плюс-минус около предложенных в описании.





Обратите внимание, для Audio System R12 EVO я привёл два варианта ФИ – меняя длину порта, можно менять частоту пиковой отдачи саба. Удлиняя его, можно при желании легко добраться даже до инфрабаса. Учитывая приличный ход диффузоров, «качать негров» для него – вообще не вопрос, это он может легко.

Коротко по сути



В целом расклад получается таким. Серия М – нормальные бюджетные сабвуферы, которые имеют относительно высокую чувствительность. Это бас для систем «на каждый день» и способность работы вместе с усилителями, выдающими на 4-омную нагрузку от 200-250 Вт и выше (моноблоки начального уровня или обычные усилители с возможностью мостового включения каналов). Иными словами, они выдадут максимум баса при минимальных затратах – что обычно и требуется от недорогого сабвуфера.

Серия R, по большому счёту, тоже предназначена для систем «на каждый день», но с гораздо более мощными моноблоками. У них ниже чувствительность, но за счёт увеличенных катушек заметно выше запас мощности. Словом, это сабы для тех, кто время от времени любит «навалить волюмэ», сделать вибромассаж ливера и испытать на прочность сварные швы своего автомобиля. Без фанатизма и погони за высокими «резами», но всё же достаточно громко.

Что касается оформления, то для обеих серий в ЗЯ получается более ровный и точный бас, а ФИ позволяет ценой потери точности увеличить отдачу и поиграться с характером баса, меняя длину порта. Последнее особенно касается серии R.

  • Серия М хорошо работает с усилителями умеренной мощности
  • Серия R способна работать с мощными усилителями
  • 10-дюймовые модели хорошо работают в компактных корпусах
  • Относительно большие ходы диффузоров
  • Использование ФИ даёт приличный прирост отдачи

  • Реальные параметры «плавают» относительно заявленных



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

Поздравляем с праздником всех защитников Отечества!

23 февраля магазин работает до 16 часов.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Заправь басухой авто!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-02-25
Внедорожная акустика Boss Audio: Boss Audio Phantom 800, Boss Audio Phantom 900, Boss Audio B64ABT, Boss Audio B82ABT, Boss Audio MC425BA, Boss Audio MC440B, Boss Audio MC470B, Boss Audio MC720B, Boss Audio MC750B.

2020-02-24
Внедорожная акустика Boss Audio: Boss Audio B64ABT, Boss Audio B82ABT, Boss Audio MC425BA, Boss Audio MC440B, Boss Audio MC470B, Boss Audio MC720B, Boss Audio MC750B.

2020-02-23
Морские магнитолы Boss Audio: Boss Audio MR1308UABK, Boss Audio MR400UAB.

2020-02-21
Акустика Kicx QS 5.

2020-02-20
Сабвуферы Kicx: Kicx ZT12v2 (1+1), Kicx ZT15v2 (2+2), Kicx ZT18v2 (1+1).

2020-02-17
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+A, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+B, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+C, Ground Zero GZCS 100BMW-SQ+D.

Почитать

Вес имеет значение
Тест сабвуферных динамиков 12 и 15 дюймов SWAT SBT-12 v.2 и SBT-15 v.2

Не по шаблону
Тест 10-канального цифрового процессора со встроенным плеером MadBit DSP Player

Поканалка, в которой пассивный кроссовер – не лишнее звено
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Focal 165W-XP Passive

Тест ресивера JVC KD-T812BT с поддержкой ALEXA

Тонкий, но не тощий
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика JL Audio 10TW1

Посмотреть

Полная шумоизоляция Fiat Fullback

Полная шумоизоляция KIA Rio X-Line

Полная шумоизоляция KIA Picanto III (JA)

Аудиосистема на базе штатного головного устройства в KIA Cerato третьего поколения

Акустика Hertz CK 165 в нашем шоуруме

Новое на форуме

Здравствуйте, есть фронт focal perfomance 165f поканально играют от усилка mb quart onx 4.125 заметил на некоторых треках хрип на повышенной громкости думал пищалки отключил их а это от мидбасов пробы . . . . .

Еще раз всех приветствую! И так с усилителем и акустикой для фронта в поканалку определился (https://auto-hifi.ru/forum/36107.html) Усилитель - Helix G FOUR Фронт - Morel Tempo Ultra 602 Теп . . . . .

Интересный опыт для владельцев Pioneer AVH-X8600BT был приобретен сегодня в процессе настройки аудиосистемы, в которой присутствовало данное ГУ. С указанной выше автомагнитолы сигнал по 1 паре RCA . . . . .

Добрый день ! Голова процессорная Kenwood MDV-Z702W Подскажите какой усилитель нужен будет для данной акустики чтоб она расскрылась полноценно? Может добавить саб еще ? Или посоветуйте что нибудь . . . . .

lc200 2011 год возможность установки Android аудио с использованием "какого именно" адаптера для связи со штатным аудиоусилителем JBL по MOST ? . . . . .

Господа, и снова здравствуйте! Появилась такая мысль - вместо одной двенахи поставить два 10" саба. Какие посоветуете, чтобы в 4 ом в итоге скоммутировать. Хочется и скорострельности и чтобы давану . . . . .

Добрый день. Помогите в выборе небольшого активного сабвуфера к штатной системе. Подключение по высокоуровнему входу. Бюджет 7-8 тыс. . . . . .

Добрый день, спецы подскажите E.O.S. AL-267 из низкоиграющих это лучший вариант в двушку поканально или есть еще варианты? . . . . .

Ваши отзывы

Сабвуфер Ural Pobeda 18 → Купил недавно это чудо. Что могу сказать... До него был урал армада 12, в бандпас4, после взял булаву 15, на трубе. И чт . . . . .

Усилитель Helix C FOUR → Аудиотек Фишер всегда делает вещи достойные внимания! Данный усилитель отрабатывает каждый свой цент и даже больше. Реко . . . . .

Акустика DD Audio EX2.75 → Ну никак не ожидал что за такой бюджет получится купить серединку, которая еще и играет. Ставил в двери Toyota Land Crui . . . . .

Автомагнитола Panasonic CQ-C7303W → 2020 уже, ни разу не ломалась, по красоте не уступает современным, не хватает только разьема под флешку. . . . . .

Автомагнитола Intro CHR-0791 GV → На протяжении 9 лет работает . Проблем нет. Установку можно произвести самому сложности нет. . . . . .

Акустика Art Sound AL 6.2 → ..отличная акустика..за недорого, вместе с подходящим сабвуфером - отлично звучит. саб желательно брать чтоб звучал по-м . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 V1 → Шикарная акаустика. Требует подготовки установочного места. Оправдывает потраченые средства на нее, правда где то через . . . . .

Усилитель Rockford Fosgate P300-1 → Качает сабвуфер JL Audio 13W1V2-4 в лёгкую. Усилок хорош, главное компактный. . . . . .

Ваши установки

Акустика Audison Prima APK 163 в Lada Vesta SW

Акустика Hertz ESK 165L.5 в Kia Rio 3

Сабвуфер Alpine SWE-815 в Skoda Octavia

Усилитель Focal FDS 2.350 в Falcon Speedfire 250

Акустика Focal K2 Power ES 165 K в Falcon Speedfire 250