Сабвуфер «для жизни»
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Hertz CS 250


В последнее время с большим интересом слежу за новинками Elettromedia. С тех пор, как компания нарастила потенциал аппаратного комплекса Klippel и начала активнее использовать при разработке динамиков программные комплексы для моделирования, их продукты начали выходить на совершенно иной уровень. В своё время эту разницу наглядно показало сравнение акустики серии Energy и сменившей её серии Cento. Теперь настал черёд сабвуферов Cento.

Всего в серии Cento четыре сабвуферных динамика – размерами 10 и 12 дюймов, в каждом калибре есть модели с 2-омной и с 4-омной звуковыми катушками. Ко мне в лабораторию попала 10-дюймовая модель с 4-омной звуковой катушкой Hertz CS 250 S4.

Чтобы понять, что ожидать от сабвуфера, напомню построение модельного ряда Hertz. В настоящее время он выглядит так:

Hertz Mille Legend (Mille переводится как «тысяча»),
Hertz Mille Pro,
Hertz Cento Pro,
Hertz Cento («ченто» переводится как «сто»),
Hertz Dieci («диечи» переводится как «десять»),
Hertz Uno («уно» переводится как «один»).

Ориентируясь на этот список, сабвуферы Cento можно рассматривать как золотую середину – они должны удовлетворить повышенные запросы по части качества звука, но ещё без ценового экстремизма. Стоимость 10-дюймовой модели на момент теста – 9000 рублей.



Конструкция, первые впечатления



Вот чем отличаются производители, разрабатывающие всё самостоятельно, так это проектированием без оглядки на «универсальность» комплектующих. К примеру, если в динамиках для штатных мест было допустимо (и даже рационально) использовать уже готовые корзины OEM (речь об акустике Audison Prima Для BMW), то в случае с обычными динамиками и сабвуферами всё строится не из готовых комплектующих, а проектируется согласно исходному инженерному замыслу. Ну и в самом деле, если никто не будет разрабатывать ничего собственного, за кем же тогда китайцы повторять будут? Шутка.



К примеру, окна охлаждения здесь выведены не традиционно под фланец центрирующей шайбы, а в основания «спиц» и «смотрят» не в стороны, а практически вниз. Мелочь, о которой почти никто не задумывается, но при такой компоновке потоки воздуха от диффузора не пересекаются с потоками воздуха из недр магнитной системы. В итоге на больших ходах система охлаждения катушки работает эффективнее.



А охлаждение, к слову, тут организовано не совсем обычно. Движение воздуха вдоль катушки организовано с помощью не только окон в корзине, но и отверстий в кольце, соединяющем каркас звуковой катушки и диффузор, и отверстий в самом каркасе катушки. Целая система получается. Снаружи этого практически не видно, но Elettromedia приводит в своих презентациях рисунок динамика в разрезе, где можно отследить эти особенности.



Все эти заморочки – в том числе и для того, чтобы обойтись без традиционного осевого отверстия в керне магнитной системы. Это позволяет ставить динамик, например, в плоские корпуса или тесные стелсы, не заботясь о том, чтобы оставлять свободное пространство позади мотора.



К слову, само по себе кольцо, соединяющее катушку и диффузор пришло в серию Cento из серий постарше. Обычно катушка крепится к диффузору простым клеевым соединением.





Сам диффузор выполнен из полипропилена. Явно со своими добавками, поскольку для таких размеров конус получился достаточно жёстким. К тому же он имеет слегка криволинейную образующую, вместе с колпачком получается традиционный для Hertz профиль V-Cone.



По периметру диффузора – небольшое ребро, дополнительно увеличивающее конструктивную жёсткость конуса.



Ну и напоследок пару слов про комплектацию. Динамик идёт с пластиковым кольцом, закрывающим крепёжный фланец. При желании можно докупить опциональный гриль – он садится как раз под это кольцо и прижимается им. Если что, для 10-дюймовых динамиков грили имеют обозначение Hertz CG 250, а для 12-дюймовых – Hertz CG 300.



Измерение параметров



С соответствием реальных параметров заявленным у Elettromedia всегда всё было хорошо, сабвуфер Hertz Cento – не исключение. Плюс-минус совсем мелочи, которые на работу сабвуфера никак не влияют.



Заявленные / фактические параметры Hertz CS 250:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 28 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 34,5 л / 37,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,40 / 7,06
  • Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,55
  • Qts (полная добротность) – 0,52 / 0,51
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 154 г / 161 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,7 Тл м / 13,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,0 дБ / 83,6 дБ


Сочетание параметров интересное. Динамик достаточно мягкий, так что Fs получилась ниже, а Vas – выше типичных значений для современных автомобильных «десяток». При этом основной вклад в невысокую полную добротность вносит именно мотор динамика (Qes), а не вязкость подвеса (Qms).

По наблюдениям, такие динамики (как мидбасовые, так и сабвуферные) обладают более драйвовым звучанием, у динамиков с низким Qms звук получается более «вязкий» и скучный. Это в своё время, кстати, ещё Карельский отмечал. Это подтвердилось и при прослушивании, но об этом чуть позже.

Расчёт акустического оформления



Для начала – что предлагает производитель. На этом этапе логично учесть не измеренные, а заявленные параметры, хотя в данном случае это почти одно и тоже. Предлагается только один вариант – закрытый ящик. И это, на мой взгляд, правильно. При полной добротности Qts чуть выше 0,5 это оптимальное оформление. Как ни крути, а для фазоинвертора лучше выбирать динамики с более низкой добротностью.



В принципе, в предложенных 16 литрах динамик будет чувствовать себя неплохо, но результирующая добротность Qtc получается немногим выше классической баттервортовской отметки, так что корпус можно спокойно увеличивать.

При увеличении объёма слегка уменьшится жёсткость воздушной подушки, «подпирающей» диффузор, увеличится его свободный ход, и диапазон работы сабвуфера расширится вниз. Важно, что в данном случае это не приведёт к «болтанке» диффузора – длина звуковой катушки тут достаточная (Xmax=12,5 мм «one-way»), и усилитель не будет «терять» динамик даже при заметном увеличении хода. Разумеется, в меру, это всё же нормальный «музыкальный» 10-дюймовый сабвуфер, а не инфразвуковой «насос».



На самом деле у всего этого вывод короткий – динамик универсальный, и не требует жёсткого соблюдения объёма корпуса, мол, играет только вот так, и ни шага в сторону. Промахнётесь на литр-другой, ничего страшного не произойдёт, сабвуфер тоже будет нормально играть.

Не удержался, попробовал в своей машине в ЗЯ объёмом порядка 20 литров совместно с моноблоком DLS A6. Получился кайфовый такой, «мясной» бас. Стыковка с фронтом – вообще без проблем. По характеру – без крайностей, не точный сухой, но и не рыхлый. Чуть с «жирком», но, на мой взгляд, его ровно столько, сколько нужно. В «афроамериканский бас» не лезет, но на роке, ритмичной электронике и уж тем более популярной музыке весь информативный НЧ диапазон отрабатывает достаточно уверенно для своего калибра.

А что же фазоинверторное оформление? Вообще-то я не люблю использовать его для динамиков с Qts больше 0,5, но когда нужно получить повышенную отдачу, не требуя особой точности баса, этот вариант рассмотреть всё же можно.



В принципе, оформление получается легко реализуемым – больших объёмов не требуется, в 30 литрах и с относительно коротким портом сабвуфер будет работать так, будто на усилителе выкрутили бас-буст на классической частоте 45 Гц. Главное, не забывать включать на усилителе фильтр-сабсоник (если таковой имеется), это избавит от «разбалтывания» динамика на слишком низких частотах.

Выводы



Обычно в выводах стараюсь отходить от личных предпочтений, потому как что одному хорошо, другому может быть не в тему. Особенно это касается сабвуферов. Но в случае с Hertz Cento могу говорить смело – сабвуфер мне понравился. По крайней мере, когда нужно выбрать нормальный универсальный саб «для жизни» в пределах 10 тысяч, чтоб без экстремизма по громкости и преимущественно с уклоном в SQ, то эту «десяточку» я, пожалуй, могу рекомендовать смело.

К тому же у этого саба есть одно важное преимущество – при традиционной «полноразмерной» конструкции динамик не требует оставлять свободное пространство позади магнитной системы, поскольку не имеет в ней осевого отверстия. Можно хоть вплотную «упирать» магнитом в заднюю стенку. Учитывая, что динамик ещё и объёмов больших не требует, получается отличный претендент в компактные сабвуферы-стелсы.

  • Способен хорошо работать в компактных корпусах
  • Не требователен к точному соблюдению объёма ЗЯ
  • Уверенный «мясной» бас практически без скидок на компактность

  • Для любителей «труба шатать» лучше подобрать сабвуфер позлее



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70