На что способен громкий Steg
Тест «эстрадных» серий акустических систем Steg


То, что Steg работает над акустикой для громких систем, было известно уже давно, но оценить вживую первые экземпляры удалось только сейчас. Не просто повертеть в руках, но и послушать и, самое главное, изучить их работу более детально. В последнее время, к счастью, многие любители «эстрады» начали обращать внимание не только на громкость, но и на то, насколько правильно звучит система. Так что попробую рассмотреть динамики именно с этой точки зрения.

Итак, ко мне в лабораторию попали динамики трёх серии: F – младшая, K – постарше и N – самая старшая с неодимовыми магнитными системами. В каждой серии есть 6,5-дюймовая и 8-дюймовая модели. Плюс ещё два твитера – NT-25 (поменьше) и NT-33 (покрупнее). Цены лежат в диапазоне от 6990 руб. (за пару динамиков F7) до 13600 руб. (за пару динамиков N8). Твитеры – 4990 и 5990 рублей, соответственно.



Изучение конструкции



Судя по внешнему виду (и как показало дальнейшее изучение), все три серии используют одни и те же диффузоры и подвесы. Центральные колпачки – по размеру звуковых катушек – 40 мм.





Диффузоры выполнены из прессованной целлюлозы. Описание на этот счёт никаких подробностей не даёт, но в пульпе явно есть какие-то добавки, поскольку при всей своей лёгкости диффузоры получились довольно жёсткими.



Корзины литые, исполнение качественное, по этой части не придраться. Тулинг для корзин свой собственный – с отлитым логотипом Steg.



У младшей серии F (модели Steg F7 и F8) моторы средних размеров, с ферритовыми магнитами диаметром 10 см. Высота верхних шайб магнитопроводов (они в данном случае плоские и во многом определяют количество рабочих витков звуковых катушек) – 6 мм.



Серия K (модели Steg K7 и K8) имеет уже более крупные магниты – диаметром 12 см. Высота верхних шайб магнитопроводов – те же 6 мм.



Старшая серия N (модели Steg N7 и N8) имеет неодимовые магнитные системы, закрытые алюминиевыми кожухами.



Намотки звуковых катушек у 6,5-дюймовых и 8-дюймовых динамиков разные. Насколько удалось рассмотреть, у 6,5-дюймовых они едва выходят из магнитного зазора, а значит больших ходов от них ждать не следует, эти динамики создавались как среднечастотные. А вот у 8-дюймовых катушки выходят из зазора миллиметра на три – намёк на более уверенную работу в мидбасовом диапазоне.



Теперь к твитерам. Они выполнены в одинаковом стиле и, судя по построению модельного ряда, являются универсальными – предлагаются ко всем трём сериям. Логичное решение. С лицевой части добавлены весьма изящные защитные грили. Мелочь, но, как говорится, «внешний вид имеет».



Модельные индексы NT-25 и NT-33 намекают на диаметры излучающих мембран – 25 и 33 мм, соответственно.





С тыльной части магнитные системы закрыты алюминиевыми кожухами, выдающими родство с серией N. Собственно, оно и понятно – в твитерах тоже используется неодим.



Обе модели разборные, добраться до мембран и звуковых катушек можно относительно легко. Официально Steg не предлагает к ним ремкомплектов, да и без паяльника, в случае чего, при замене не обойтись.



От конструкции – к измерениям и анализу работы. Кому лень читать все технические расклады, можно смело листать и сразу переходить к выводам.

Измерения СЧ-динамиков



Первым делом – пару слов об условиях измерений. При снятии АЧХ уровень громкости выставлял выше, чем обычно – к этому обязывает назначение динамиков. Сравнивать динамики между собой по уровню АЧХ не нужно, потому как громкость во время измерений немного корректировалась (чтобы графики проходили примерно между отметками 90 и 100 дБ). Реальную же отдачу можно определить по параметру опорной чувствительности.

Особо обращу внимание, что это именно опорная чувствительность, она не учитывает неравномерность АЧХ и рассчитывается из остальных электромеханических параметров. Её почти никто из производителей не приводит (оно и понятно, с учётом неравномерностей АЧХ цифры заметно выше получаются), но именно опорное значение характеризует реальный КПД динамика.

Steg F7:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 102 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,92
  • Qes (электрическая добротность) – 1,23
  • Qts (полная добротность) – 1,04
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,50 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,1 дБ


Steg F8:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,07
  • Qes (электрическая добротность) – 1,41
  • Qts (полная добротность) – 1,14
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,42 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,4 дБ


Steg K7:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 105 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,7 л
  • Qms (механическая добротность) –7,11
  • Qes (электрическая добротность) – 0,77
  • Qts (полная добротность) – 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,58 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,3 дБ


Steg K8:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,06
  • Qes (электрическая добротность) – 0,91
  • Qts (полная добротность) – 0,79
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,43 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,6 дБ


Steg N7:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 104 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,84
  • Qes (электрическая добротность) – 0,70
  • Qts (полная добротность) – 0,63
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,00 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,5 дБ


Steg N8:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 96 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,30
  • Qes (электрическая добротность) – 0,80
  • Qts (полная добротность) – 0,71
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,6 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,95 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 93,2 дБ


Как и предполагал, все три серии явно построены с использованием общих подвижных систем и, скорее всего, подвесов. Принципиальные различия – в моторах динамиков.

Что интересно, во всех моторах используется короткозамкнутый виток (ну или кольцо Фарадея, если вам так привычнее). Это очевидно хотя бы по характеру импедансных кривых – кольцо компенсирует противоЭДС звуковой катушки, и с ростом частоты импеданс не растёт. Можно сказать, что кольцо компенсирует индуктивность звуковой катушки.

На деле это хорошо сказывается на работе динамика на средних и в особенности – на верхних частотах. Все динамики уверенно забираются вверх, причём искажения, по крайней мере, вызванные работой магнитной системы, достаточно низкие (нижние правые графики). Недостаток колец Фарадея – неизбежный рост электрической добротности Qes, а вслед за ней и полной Qts. В данном случае они получились оптимальными для работы динамиков на объёмы дверей.

Другой момент, на который важно обратить внимание – поведение акустической фазы. Обычно резкие перегибы графика (нижние левые графики) являются следствиями нежёсткости диффузора – в них возникают механические резонансные колебания, которые распространяются от катушки к краям и обратно. Выше по частоте к этому добавляется ещё один фактор – длины волн становятся сопоставимы с размерами динамика, и начинает проявляться эффект интерференции звуковых волн (выше определённой частоты любой динамик входит в модальный режим работы, когда каждый участок диффузора можно рассматривать как самостоятельный источник колебаний).

В случае со Steg всё выглядит достаточно прилично. Очевидно, что тонкие и лёгкие диффузоры не могут работать как поршни в идеальной математической модели, но изгибные колебания умеренные, и в этом смысле Steg показал себя хорошо. Пожалуй, даже лучше большинства представителей автомобильной «эстрады».

С повышением частоты избежать неравномерностей АЧХ, понятное дело, невозможно, но они в основном начинаются там, где в работу уже должен вступать твитер.

Измерения и анализ работы твитеров



Как и у большинства компрессионных рупорных твитеров, импедансные кривые имеют множество локальных резонансов. Но они не такие сильные, как обычно бывает. Похоже, в твитерах используются достаточно качественные мембраны, а это хороший признак (порой приходилось видеть чуть ли не отформованные из пивных банок).



Первая мысль, которая поначалу выглядела самой логичной – отличия твитеров лишь в отдаче. На самом деле всё оказалось чуть сложнее, и твитеры требуют разного подхода к настройке. Смотрим, как они работают.

Steg NT-25

На первый взгляд, АЧХ выглядит странной – максимум отдачи совсем не в той области, где обычно ожидаешь от твитера. На самом деле всё очень даже логично. Если ФВЧ настроить на частоту 8-9 кГц и использовать невысокую крутизну среза (не больше 12 дБ/октава), то этот горб опустится, и получится ровная полочка начиная от 4-5 кГц и выше. Общая отдача будет не такой сногсшибательной по меркам «эстрады», но это будет не адский свисток и сверло для ушей, а нормально играющий и всё же достаточно громкий высокочастотник.



Steg NT-33

«Тридцать третий» построен иначе. В целом по отдаче он сопоставим с NT-25, но у него расширенный вниз частотный диапазон, так что он даёт больше свободы в настройке фильтров. При желании можно использовать фильтры с более высокой крутизной. По частоте тоже чуть больше свободы, но опускаться ниже 5-6 кГц я бы всё равно не стал.



И да, самое интересное – обратите внимание на правые графики. Если не распускать твитеры слишком низко по частоте, искажения получаются достаточно низкими для компрессионных рупорников. Опять же, немного неожиданно по «эстрадным» меркам.

Основные выводы



Итак, первое – динамики очень похожи по концепции, но различаются в первую очередь по отдаче: серия F – умеренная отдача, серия K – более высокая отдача, серия N – отдача ещё выше.

Второе – 6,5-дюймовые модели F7, K7 и N7 нужно рассматривать в основном как среднечастотники, несмотря на низкую (по меркам «эстрады») резонансную частоту. Да, они умеют работать в мидбасовом диапазоне, но только на небольшой громкости. В этом случае ФВЧ можно смело настраивать не выше 100-120 Гц. Если же «жарить на полную», то лучше поднимать частоту до 200-250 Гц. Главное, внимательно смотреть, чтобы динамики не превышали разумного хода.

8-дюймовые модели F8, K8 и N8 более универсальны. На небольшой громкости они увереннее работают в качестве мидбасовых, поскольку моторы рассчитаны на больший ход диффузора. Но при увеличении громкости за ходом тоже нужно внимательно следить – с такой добротностью динамики легко «разболтать». Так что условие то же – чем выше громкость, тем выше поднимать частоту ФВЧ.

Третье – динамики рассчитаны на установку в двери или относительно большие объёмы. Если зажать их в тесные корпуса, нагрузка на лёгкие диффузоры будет слишком большой, и чтобы на высокой громкости в звуке не появлялась грязь, придётся поднимать частоту среза ФВЧ слишком высоко. Словом, тесные корпуса (по 2-3 литра на динамик) допустимы, но все свои возможности Steg покажет только в больших объёмах.

Четвёртое – раздел с твитерами. Не нужно смотреть, что динамики забираются высоко по частоте. Чтобы получить красивое и тонально сбалансированное звучание, режьте их сверху не выше 5-6 кГц. Учитывая собственные горбы на АЧХ, динамики реально будут доигрывать на 2-3 кГц выше (в зависимости от выбранной крутизны фильтра).

Ну а по подрезке твитеров я уже говорил, когда анализировал их особенности. Steg NT-25 – настраиваем ФВЧ выше обычного, выбираем крутизну не больше 12 дБ/октава и получаем ровную полочку. Steg NT-33 – настраиваем частоту от 5-6 кГц и выше, крутизну выбираем по своему усмотрению, и получаем чуть более высокую отдачу.

Идём дальше, пятый вывод. Лучше всего динамики использовать в поканальных системах. Основная причина – среднечастотники умеют забираться высоко по частоте, и если твитеры подцепить к ним просто параллельно (через конденсаторы, разумеется), то получится чрезмерно яркий и крикливый звук как у дешёвой «эстрады». Спрашивается, зачем портить таким включением хорошие динамики? Так что если хотим получить правильный тональный баланс, делаем поканалку.

Ну и шестой вывод, который, в принципе, уже и так очевиден – с этими динамиками не обязательно строить 3-полосную систему с выделением СЧ в отдельное звено. Главное, сразу определитесь, какой размер предпочтительнее – 6,5-дюймовый или 8-дюймовый. Использовать оба калибра в одной системе – не самое лучшее решение, это снова может загубить возможности динамиков.

Коротко о главном



Если вам нужна только лишь эпично-суицидальная громкость, взрывы в ушах и желательно как можно дешевле, проходите мимо. Steg – для тех, кто хотел бы ещё и музыку слушать. При правильной настройке с ними можно получить хороший тональный баланс, и при этом система будет иметь ещё и приличный запас громкости.

  • Удачное сочетание лёгкости и жёсткости диффузоров
  • Низкие искажения
  • На умеренной громкости умеют работать в мидбасовом диапазоне
  • Хорошо подходят для работы на объёмы дверей

  • Отдача высокая, но не запредельная



  • У нас в каталоге:




    Источник: Журнал «Carmus»


    Информация

    С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

      Мы в Telegram

      Мы в ВКонтакте

    Акции

    Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

    Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

    Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

    Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

    Новости

    2022-05-17
    Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

    2022-05-16
    Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

    2022-05-12
    Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

    2022-05-11
    Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

    2022-05-07
    Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

    2022-04-30
    Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

    Почитать

    Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

    Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

    Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

    SQC Club Russia

    Заявление SQC Club Russia

    Посмотреть

    Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

    Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

    Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

    Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

    Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

    Alpine iLX-W690D

    Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

    Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

    Новое на форуме

    Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

    Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

    Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

    Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

    Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

    Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

    Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

    Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

    Ваши отзывы

    Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

    Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

    Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

    Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

    Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

    Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

    Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

    Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

    Ваши установки

    Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

    Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

    Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

    Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

    Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70