Как устроена легенда
Тест акустических систем Audison Thesis II (TH K2 II A Coro)


Нечасто приходится иметь дело с акустикой такого уровня. Тут и цена настраивает на серьёзный лад (153800 рублей за двухполоску – это вам не в "Пятёрочку" вечером зайти), и премия EISA первому встречному-поперечному не вручается. Как ни крути, Best In-Car High End Component 2018-2019...

К слову, хоть титул EISA Awards и был присуждён этой акустике ещё в прошлом году, официально второе поколение Thesis вышло в продажу сравнительно недавно. Причём пока в серии доступны только новые НЧ/СЧ динамики Audison TH 6.5 II Sax (90000 рублей) и твитеры Audison TH 1.5 II Violino (63800 рублей). Среднечастотники второго поколения Audison TH 3.0 II Voce пока ещё в разработке.





Вообще, итальянцы над каждым компонентом этой топовой серии трудились больше двух лет. Немалый срок, особенно, если учесть, что делается всё не вслепую, а под контролем крутейшего оборудования Klippel. На сегодняшний день у Elettromedia собран чуть ли не самый полный измерительный комплекс в Европе.

А ещё на весенней конференции компании "Чернов Аудио" Лоренцо Кваттрини рассказывал, что ещё до стадии "живых" прототипов динамики моделируются в программном обеспечении COMSOL Multiphysics. К примеру, было смоделировано больше 30 прототипов Violino с разными профилями куполов, из них только три дошли до стадии воплощения "в железе". И из этой троицы по результатам финальных измерений и прослушивания один уже пошёл в окончательное производство.

Как это сделано. Audison TH 6.5 II Sax



Но вернусь к комплекту, волею случая оказавшемуся у меня в лаборатории. Для начала – НЧ/СЧ динамики Audison TH 6.5 II Sax.



Необычные полупрозрачные диффузоры – не плод дизайнерского экзерсиса, вдохновлённого молодым итальянским вином, а вполне прагматичное решение. Это термопластичный полимер TPX – Transparent Polymer X, разработанный Mitsui Chemicals – достаточно жёсткий и с хорошим внутренним демпфированием. Метод изготовления – инжекционное литье. Кроме прочих преимуществ он даёт высокую повторяемость параметров при серийном производстве.

На ощупь конус действительно неожиданно жёсткий, но при этом характерным пластиковым звоном не страдает. Примечательно, что диффузор – это не просто отлитая "воронка", он имеет переменную толщину и почти не видимую глазом кривизну образующей.



Небольшое ребро по периметру – дополнительный способ увеличения конструктивной жёсткости диффузора.



Центральный колпачок выполнен как продолжение диффузора, только он уже не матовый, а полностью прозрачный. Непрозрачное кольцо скрывает место стыка диффузора со звуковой катушкой. Сама катушка имеет диаметр 50 мм и намотана на каркасе проводом CCA.



Центрирующая шайба сплетена из двух типов волокон. Материалы в описании не указаны, но предположу, что это разновидности арамидных волокон.



Под фланцем центрирующей шайбы, где обычно делают дополнительные вентиляционные окна, использован плотный тканевый фильтр. Он выполняет роль нагрузки, выравнивает колебания давления воздуха в зоне магнитной системы. В результате – уменьшение интермодуляционных искажений (в основном на средних частотах), вызванных "механикой" работы динамика.



Мотор внешне имеет привычные размеры, но магнит использован неодимовый, марки N48 (неодим-железо-бор). Похоже, можно не бояться главной проблемы неодимовых магнитов – ослабевания при нагреве, для N48 точка Кюри – 310 градусов Цельсия. Распиливать динамики не входило в мои планы, так что вот вам картинка из каталога:



Литая корзина выглядит ажурно – тонкие спицы практически не препятствуют движению воздуха с тыльной стороны и не создают эффекта воздушной подушки, способной ощутимо подпирать диффузор при увеличении его хода.



И да, пару слов про грили – они тоже идут в комплекте. Никакого пластика, только литой алюминий. Солидно.



Как это сделано. Audison TH 1.5 II Violino



Теперь к твитерам. Первое, что хочется сказать – они большие. Нет. Огромные. Стандартно размеры купола – это 20, 25, 28 см… Здесь же купол имеет диаметр 38 мм (или 34 мм, если считать по диаметру звуковой катушки). И ещё они тяжёлые – по 370 граммов каждый.



С тыльной части – по 12 отверстий по периметру звуковой катушки. Они сделаны в том числе и для декомпрессии подкупольного пространства. Без корпуса задняя часть выглядит без особого лоска, но это объяснимо – на самом деле это элементы самого мотора – магнит и магнитопроводы, выточенные из низкоуглеродистой стали. Так сказать, "рабочая начинка".



А вот и картинка твитера в разрезе, её выдернул из описания. В центральной части под куполом – вставка-демпфер из пористого материала. Катушка намотана на алюминиевом каркасе в один слой проводом CCA. Магниты имеют внешний диаметр 60 мм и высоту 5 мм. Они тоже из неодимового сплава, только в этот раз – марки N38.



Пористыми вставками пришлось решать две противоречивые задачи – хорошо задемпфировать воздушную массу под куполом, исключив любые резонансные колебания воздуха, и одновременно с этим обеспечить свободный проход воздуха, чтобы избежать перепадов давления, потому как это может привести к "ломке" купола.

Во всей этой сложной системе "перекачивания воздуха" участвует ещё один элемент – акустическая нагрузка твитера с тыльной стороны. Предусмотрено два варианта – с относительно крупной акустической камерой (в описании значится как bottom case)…



…и с диском, делающим объём тыльной камеры минимальным (в описании значится как bottom plate).



Словом, в конструкции излучателей без внимания, похоже, не осталась ни одна мелочь. Динамики реально приятно держать в руках.

Как это работает. Измерения и анализ



Сразу небольшое пояснение. Для твитеров импедансную кривую снял в трёх вариантах – с большой акустической камерой (bottom case), с маленькой акустической камерой (bottom plate) и с полностью открытой тыльной частью. Последний вариант описание не предусматривает, но не удержался от соблазна под названием "а что, если…". На кривой импеданса появляются проявления каких-то лишних резонансов, так что и правильно, что этот вариант не рекомендован.



Параметры НЧ/СЧ динамика весьма точно совпали с заявкой. Из примечательных моментов – неожиданно тяжёлая подвижка, параметр Mms аж 24 грамма. Для 6,5-дюймового калибра это сильно выше среднестатистического, иные "восьмёрки" полегче будут. Но мотор сильный, и даже очень. Добротность низкая – есть все предпосылки для корпусной установки динамиков. Но об установке ещё скажу отдельно.

Заявленные / фактические параметры Audison TH 6.5 II Sax:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц / 56 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,6 л / 8,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,30 / 4,33
  • Qes (электрическая добротность) – 0,47 / 0, 47
  • Qts (полная добротность) – 0,43 / 0,42
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24 / 24 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м / 8,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом / 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,0 дБ / 87,4 дБ


Описание обещает довольно ровную АЧХ с ожидаемым при такой добротности плавным спадом внизу. Вверху диапазон ограничен отметкой 4 кГц. Причём ограничен в прямом смысле этого слова – выше следует резкий спад АЧХ. Вот график из электронной версии описания:



Окей, ставлю реальный динамик в измерительный бокс, снимаю собственную АЧХ по отработанной методике. Для корректности выставляю уровень сигнала так, чтобы график прошёл примерно около отметки 90 дБ, как в описании:



Теперь немного анализа. Снимаю график акустической фазы. Как и предполагал, лёгкие возмущения АЧХ от 500 Гц до 1 кГц сопровождаются небольшим "подёргиванием" фазы в этом диапазоне. Но в целом линейность до 3,5-4 кГц редкая.



Искажения крайне невысоки и в основном представлены "тёплой" второй гармоникой:



Для твитера описание приводит две АЧХ – с большой акустической камерой и с маленькой. Причём разница обещается в основном ниже 4 кГц. В "поджатом" варианте добротность выше, так что снизу получается лёгкий подъём АЧХ, но чуть более резкий спад ниже 1 кГц. Впрочем, это в любом случае уже за пределами полосы твитера:





Измеряю свою АЧХ. Всё получилось почти согласно обещаниям, хотя наверху (вернее, в области 7-12 кГц) у меня получилось чуть больше различий, чем обещано:





Поведение акустической фазы выглядит естественно для крупного купола – колебания конкретно здесь вызваны формой излучающей поверхности, а не ломкой купола. Тут оба варианта совсем близки, поэтому со спокойной совестью привожу только один график:



В варианте с большой камерой (bottom case) искажения ниже, но при приближении к резонансной частоте начинают расти резче.



В варианте с маленькой камерой (bottom plate) третья гармоника ещё не преобладает, но вносит чуть больший вклад, чем в первом варианте. Это было ожидаемо, ведь тут в работу включается упругость воздуха.



Казалось бы, первый вариант с большой камерой предпочтительнее, но на деле я бы не стал так однозначно отдавать ему приоритет. Потому как на слух второй вариант мне показался более комфортным и естественным. Неужели глухой стал? Вроде и рупоров в упор не слушал…

Звоню Сергею Бакаеву и Дмитрию Качаеву, они "вторые тезисы" уже пробовали в своих машинах. Обсудили, в целом впечатления схожие. Делаю вывод – чтобы выбрать конкретный вариант (bottom case или bottom plate), нужно слушать твитеры в конкретной системе.

Как заставить всё это играть



Первое – это подбор усилителя. НЧ/СЧ динамики имеют чрезвычайно тяжёлую подвижку, поэтому им нужен ломовой контроль. По опыту Дмитрия Качаева, даже двухканального Audison Thesis Duo тут может оказаться недостаточно – в его системе TH 6.5 II Sax нормально заиграли только от двух мостов четырёхканальника Thesis Quattro.

Второй момент с НЧ/СЧ динамиками – их низкая добротность. Этот момент требует от инсталлятора определённых знаний, иначе может получиться как с первым поколением Thesis – есть стереотип, что, мол, играют только в корпусах и никак иначе. На самом деле всё прекрасно играет и в дверях, просто нужно хотя бы минимально представлять физику работы динамиков.

Полная добротность Qts определяется в основном электрической составляющей – Qes. А что такое низкая электрическая добротность? Это, первым делом, сильный мотор. Сильный мотор – это точное и контролируемое движение диффузора (при условии выполнения п. 1). Поэтому для фазоинверторного оформления лучше всего подходят именно низкодобротные динамики (вся приличная "домашка" построена на таких).

С другой стороны, при установке динамиков с сильным мотором в просторные корпуса (в нашем случае – при "дверной" инсталляции) может получиться так называемый эффект "Lack of Bass", когда бас хоть и предельно точен, но отдача при снижении частоты плавно падает. Отсюда, собственно, и стереотип, что Thesis, якобы, "в дверях не играет".

На самом же деле с этой проблемой можно столкнуться лишь в системе с двухполосным фронтом, когда НЧ/СЧ звену отводится широкий диапазон частот – от самого стыка с сабвуфером и до самого твитера, т. е. до 3-4 кГц. Вот тут действительно фазоинверторное оформление будет предпочтительней – оно поднимет отдачу на НЧ и решит проблему "Lack of Bass".

В трёхполосном же фронте такой проблемы не существует, поскольку мидбасовому динамику не нужно "тянуться" до твитера, а достаточно отработать диапазон от стыка с сабвуфером и до среднечастотника, т. е. всего до 300-400 Гц. При таком раскладе динамики можно (и даже нужно) ставить в двери. Невысокая отдача в НЧ диапазоне легко компенсируется настройками уровней и стыка с СЧ звеном, зато в полной мере проявляется главное достоинство низкодобротных динамиков – предельно чёткий, панчёвый, разборчивый бас. Собственно, в чём можно наглядно убедиться в системе у уже упомянутого выше Дмитрия Качаева – бас в его Audi уж точно ни разу не вялый.

Как всё это настроить



В случае с двухполоской Elettromedia рекомендует два варианта – лучшее пространство, охват (дословно – envelopment) и лучшая фокусировка.

Вариант 1 (Best Envelopment):
  • ФНЧ 2,5 кГц, фильтр Баттерворта, 6 дБ/октава
  • ФВЧ 2,75 кГц, фильтр Баттерворта, 12 дБ/октава


Вариант 2 (Best Focus):
  • ФНЧ 1,25 кГц, фильтр Линквитца-Райли, 12 дБ/октава
  • ФВЧ 1,25 кГц, фильтр Линквитца-Райли, 12 дБ/октава




Попробовал оба варианта, благо, возможность такая была – к моменту теста в лаборатории "совершенно случайно" оказался Audison bit One HD с новой прошивкой (о нём чуть позже сделаю отдельный большой материал) и несколько достойных усилителей.

И знаете, я бы с осторожностью отнёсся ко второму варианту. Хотя Violino и имеют низкую резонансную частоту, резать их снизу на 1,25 кГц – это перебор. Как ни крути, а звучание при такой настройке тяжелеет, да и физический размер купола накладывает свои ограничения. Словом, в качестве отправной точки для настройки я бы взял вариант "Best Envelopment" и отталкивался уже от него. Оптимальные настройки фильтров будут где-то между 2,5 и 4 кГц.

Вкусняшка для любителей Pure Passive



Попутно небольшой анонс – Elettromedia обещает выпустить в продажу пассивный кроссовер, спроектированный под динамики Thesis второго поколения. Называться будет TH K2 II Coro Passive. Вот вам картинка из каталога:



Оба фильтра (ФНЧ и ФВЧ) соответствуют первому рекомендованному варианту настройки – Best Envelopment. Всё-таки не мне одному он показался самым сбалансированным. Дополнительно предусмотрены компенсирующие цепи плюс регулировки уровней твитера и небольшая корректировка в области средних частот. Выйдет в продажу, возможно, получится посмотреть, как всё это работает.

Коротко



Итак, пробегусь по основным вопросам, которые могут возникнуть в том числе и у тех, кто имел дело с первым поколением акустики Audison Thesis.

Трёхполоска или двухполоска? Оба варианта хороши, но окончательный выбор лучше делать после изучения возможных способов установки НЧ/СЧ звена (см. ответ на следующий вопрос)

Что с басом? Всё в порядке, динамики способны на отличный панч и точный, упругий, контролируемый бас. Но в двухполоске уверенный бас можно получить только при корпусной установке НЧ/СЧ динамиков (я бы выбрал ФИ оформление), в трёхполоске – можно смело ставить динамики в двери.

Какой усилитель? Для НЧ/СЧ звена – однозначно чем мощнее, тем лучше. Иначе способности динамиков не раскрыть. Для ВЧ звена – по вкусу.

Что с ВЧ? Удачное сочетание "шёлковой" естественной подачи на ВЧ и чрезвычайной лёгкости, детальности и прозрачности звучания. Нет той скучности, как в первом поколении. Как по мне, TH 1.5 II Violino – одни из лучших твитеров на сегодняшний момент.

Куда направлять твитеры? В сторону слушателей с минимально возможными разворотами. Иначе уходит вся красота ВЧ. И про паразитную "отражёнку" не забывать.

Большая или маленькая акустическая камера для твитера? Определять только на слух в конкретной системе. Мне понравился вариант с малой камерой (bottom plate), но это частный случай двухполосной системы.

Стоит ли приобретать акустику Thesis II на последние деньги? Нет. Потому что должно хватить ещё и на хорошие усилители. Да и прочие компоненты должны быть соответствующего уровня. Иначе возможности Thesis не раскрыть. А потенциал-то у акустики огромен.

  • Качество исполнения вне конкуренции
  • Легко прогнозируемое поведение динамиков при настройке
  • Линейные АЧХ и ФЧХ динамиков
  • Великолепные ВЧ, сочетающие "шёлковую" натуральность и воздушность
  • Ровная, тембрально точная подача СЧ
  • Возможность получить контролируемый и мощный бас

  • НЧ звено требует чрезвычайно мощного усилителя
  • Цена, цена, цена...



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке штатного головного устройства Prology установка в подарок!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2019-11-14
Магнитолы InCar: InCar AHR-2236, InCar AHR-2237, InCar AHR-2239, InCar AHR-2253, InCar AHR-2254, InCar AHR-2381, InCar AHR-2382, InCar AHR-2485, InCar AHR-6181, InCar AHR-6182, InCar AHR-6184 XL, InCar AHR-6187, InCar AHR-6197, InCar AHR-6281BV, InCar AHR-7380 N08, InCar AHR-8682, InCar AHR-8695.

2019-11-13
Сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZCS 200BMW-SW4, Ground Zero GZNW 18SPL-Xflex.

2019-11-13
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCC 165.2SQL, Ground Zero GZCC 200.2SQL, Ground Zero GZCK 165XSPL, Ground Zero GZCK 200XSPL, Ground Zero GZCK 250XSPL, Ground Zero GZCM 10.0SPL, Ground Zero GZCM 6.5SPL, Ground Zero GZCM 8.0SPL, Ground Zero GZRC 165.2SQ-ACT, Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT, Ground Zero GZTC 165.3, Ground Zero GZTC 165.3-ACT.

2019-11-13
Усилитель мощности Ground Zero GZCA 4.200-4.

2019-11-13
Акустика Aura: Aura SM-C654v3, Aura SM-C804v3.

2019-11-12
Сабвуферы Pioneer: Pioneer TS-A2000LB, Pioneer TS-A2000LD2, Pioneer TS-WX1010LA, Pioneer TS-WX1210AH, Pioneer TS-WX1220AH.

2019-11-11
Магнитолы InCar: InCar 82-1401R, InCar 82-1901, InCar 82-2401, InCar 82-3301, InCar 82-6102, InCar 82-6301, InCar 82-7701, InCar 82-7702, InCar 82-7703, InCar 82-7704, InCar 83-6301, InCar 84-1401R, InCar 84-6201, InCar 85-1401R, InCar 87-1204, InCar DTA-1701, InCar DTA-1707, InCar DTA-6104, InCar DTA-6301, InCar XTA-1701, InCar XTA-1707, InCar XTA-6104, InCar XTA-6301, InCar XTA-6303, InCar AHR-0886, InCar AHR-1522, InCar AHR-1861, InCar AHR-1883, InCar AHR-1888, InCar AHR-1889, InCar AHR-2233, InCar AHR-2234, InCar AHR-2235.

2019-11-10
Сабвуферы Aura: Aura Fireball-10, Aura Fireball-12.

Почитать

Virtuos'ное сведение и FIR'менный звук

Бездисковый ресивер Pioneer MVH-S520BT

Звуковые процессоры Resolut

Процессоры Resolut

Как устроена легенда
Тест акустических систем Audison Thesis II (TH K2 II A Coro)

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка мультимедийной аудиосистемы в Hyundai H-1

Аудиосистема в Mercedes C-class W205

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai J11

Alpine iLX-W650BT

Pioneer AVH-Z5200BT

Новое на форуме

Добрый вечер форумчане! Прошу помощи у знатоков авто звука, т.к. сам много не понимаю в этом. Автомобиль Hyundai Creta. Автомагнитолла штатная. Акустика штатная 4 динамика 61/2 дюйма. Хотелос . . . . .

Здравствуйте. Подскажите через какой преобразователь уровня сигнала будет качественный звуковой сигнал audio System HLC4 Plus или Helix AAC.3? Сигнал берётся от штатного усилителя/тюнера штатного гу m . . . . .

здравствуйте у меня система 4 канальник mb quart и моноблок фронт focal perfomace 165f подключены поканально мафон alpine 92bt. Вопрос какие настройки поставить на самом усилке lpf и hpf на мафоне сам . . . . .

День добрый, меломаны! Знатоки, подскажите, что из себя представляет моноблок Alpine S-A60M? Хочу его поставить на работу с сабвуфером sws1223d. Фрон Mopel tempo 6, тыл Morel tempo coax 6, под рук . . . . .

Здравствуйте. Подскажите - машина kia ceed jd (2поколение),магнитола Pioneer avh-z9200bt. Что нужно что бы подружить штатные кнопки на руле? И какой переходник для подключения самой магнитолы к авто? . . . . .

Здравствуйте. Собрал на днях корпус сабвуфера. ЗЯ на 15л. под динамик Focal Performance Expert P25F. Вопрос у меня такой, подойдет ли к этому сабу моноблок Focal FPS 1.500. Почему этот моноблок, это . . . . .

Всем привет. В сети наткнулся на информацию, что clarion/Addzest APA очень хороши на сч вч в SQ системах. Стал копать а их там 8 корпусов разных. Кто подскажет, какие самые певучие? . . . . .

Здравствуйте нужен совет. Есть желание собрать качественный фронт и по мере возможности громкий. 1.Из компонентов выбрал две пары Pride Diamond 8" и 1 одну пару Herz 165.3 ( имеется в наличии ) и дв . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-X4500DVD → аппарат нравится,хороший дизайн,акустика,но....плохо работает сенсорная система сдавал раз в ремонт.сейчас вот опять та . . . . .

Сабвуфер Kicker 44CVX104 → Отличный Саб! Купил после обзора Антона Николаева. Играет от Pioneer GM-D9701. Искал десятку под рокешник и металюгу, ч . . . . .

Сабвуфер MTX RT15-04 → Играет пока в ЗЯ на 50л.в планах изготовить ящик с щелевым портом по рекомендуемым параметрам завода,тут будет на много . . . . .

Сабвуфер Kicker 44CVX104 → Отличный Саб! Купил после обзора Антона Николаева. Играет от Pioneer GM-D9701. Искал десятку под рокешник и металюгу, ч . . . . .

Автомагнитола Kenwood KMM-BT305 → Слов нет.После 361 новый уровень.Прием на отлично.Тембр вообще лучше не трогать,по умолчанию играет так как надо.К блюпу . . . . .

Акустика Alpine SPG-69C2 → Колонки качают на ура!!! Хороший бас и высокие тож хорошо проигрывают ухо не режет середина тож хорошо отыгрывает от гол . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEX-P99RS → Привет,кто бы что не пустомелил о высоких,средных и тд,а я обожаю эту вещь.Были всякие кенвуды,сони,пионер 88ой,но этот . . . . .

Автомагнитола Prology MDD-705 → Работала у меня с 2007 года как купил машину... На днях ехал по городу, она вдруг резко сама заорала, перестала регулиро . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Pioneer SPH-DA130DAB в Toyota Allion

Акустика Eton POW 172.2 Compression в Honda Civic 5D

Акустика Eton WPOW 172.2 в Honda Civic 5D

Акустика DLS Nobelium 6.2 в Subaru Impreza

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5100BT в Hyundai Tucson