Много баса в малом объёме
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Oris HK-10S


Этот сабвуфер я заприметил ещё на стадии прототипа, готовящегося к производству. Толковых "десяточек" нынче не так много, особенно в сегменте доступной техники. Чтобы и объёма большого не требовали, и басовым "мясом" могли порадовать. А у этого саба такое сочетание было, чем и зацепил. Поэтому как только вышла серийная версия, забрал новый динамик к себе в лабораторию, чтобы сравнить его с предсерийником и, если всё окажется хорошо, сделать полный обзор. Заодно и погонял его у себя в машине.

Конструкция



Откровенно говоря, внешне HK-10S выглядит "как все". Это и понятно – чтобы уместиться в невысокую цену (4500 рублей на момент теста), в конструкции использованы традиционные OEM-комплектующие. Основная работа при его проектировании велась над магнитной системой – это не видно глазу, но сильно влияет на работу динамика. Так что одинаковые с виду сабы от разных производителей на деле могут оказаться ой какими разными.



Верхний подвес имеет относительно небольшую ширину, но зато он высокий. Это даёт динамику работать с приличным ходом, но в отличие от широченных губастых подвесов не съедает полезную площадь диффузора. Однако, тренд последнего времени.



Сам диффузор – традиционная непрессованная целлюлоза.



Корзина – стальная штампованная. Литьё выглядело бы, может, и солиднее, но в техническом плане она ничего бы не дала, а в цене динамик прибавил бы прилично. Так что всё разумно. Мотор построен на двух 155-мм ферритовых кольцах общей высотой 40 мм, закрытых по периметру защитным кожухом.



Подводящие выполнены круглыми косичками, частично прошитыми через центрирующую шайбу.



Катушка 2,5-дюймовая. Самый, наверное, универсальный калибр – позволяет спокойно использовать динамик с большинством моноблоков, выдающих на 4-омную нагрузку 400-600 Вт RMS. Ну или в составе сабвуферов на нескольких динамиках, благо, катушка 2+2 Ом позволяет коммутировать HK-10S не только в 4 Ом, но и в 1 Ом.



Немного удивил вид магнитов. Обычно в этой цене приходится видеть самые дешёвые ферритовые кольца, здесь же магниты имеют однородный цвет. Стабильность производства в доступном сегменте – ценная штука.

Измерения и анализ параметров



К слову, о стабильности. Признаюсь, измерив параметры динамика, был удивлён. Такое совпадение с параметрами предсерийного образца (а именно они здесь указаны в качестве "заявки производителя") встречается редко. Разве что у таких грандов как Elettromedia или Harman. Различия на грани естественного разброса:



Заявленные / фактические параметры Oris HK-10S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,99 / 6,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 171 г / 171 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,2 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом / 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,7 дБ


Коротко проанализирую что получилось. Итак, изначально стояла задача сделать сабвуфер с сочным "мясным" басом, но при этом умеющий работать в компактном корпусе. Поэтому подвесы не самые мягкие, и Vas получился порядка 16-17 литров. Чтобы при этом резонансная частота не поднялась слишком высоко, подвижку тоже пришлось делать потяжелее – около 170 грамм, что уже ближе к среднестатистическим 12-дюймовым моделям. В общем, компромисс, свойственный современным автомобильным сабвуферам.

А вот теперь интересное. Довелось видеть немало динамиков, которые при таком раскладе имеют слабые магниты. Ну просто потому, что так дешевле. Выглядит такой саб внушительно, но… Как думаете, как будет ездить брутальный седельный тягач с мотором от мопеда? В динамиках то же самое – такие сабы не дают контролируемого баса, только гудят и дудят.

Помните, в самом начале я говорил про то, что над мотором HK-10S пришлось потрудиться? Он балансирует на тонкой грани между противоречивыми требованиями – достаточно сильный, чтобы контролировать движение не самого лёгкого диффузора, но не гигантский, чтобы цена сабвуфера в конечном итоге уместилась в отведённые рамки. Посмотрите на параметр BL (силовой фактор динамика), для 4-омного динамика вышло очень неплохо. Как следствие, и добротность Qts получилась универсальной – навскидку динамик может использоваться и в ЗЯ, и в ФИ.

Расчёт акустического оформления



Динамик действительно не требует гигантских корпусов. Поскольку заявленные параметры, снятые с предсерийника, хорошо совпали с параметрами серийного экземпляра, искать новые варианты оформления не пришлось – все они приведены в описании. Вот что получается по этим данным:



В закрытом ящике объёмом всего 15-18 литров получается достаточно вкусный универсальный бас – под ритмичный хаус или несложный инструментал подойдёт отлично. К слову, на роке сабвуфер отрабатывает бас-бочку и бас-гитару тоже плотно и упруго.

Небольшое предупреждение для любителей инфрабаса. Вангую, некоторые попробуют поставить этот динамик в большой фазоинверторный корпус и настроить порт пониже. Сделать так можно, но не нужно – качество баса оставит желать лучшего.

Так что если нужна хорошая отдача и плотный бас, ритмично массирующий печёнку и толкающий в грудь, ставьте динамик в 25 литров (чистыми) и делайте порт в виде трубы диаметром 10 см и длиной 50 см (настройка получится немногим выше 40 Гц). Получается эдакий бас-буст, только не выкручиванием регулятора на усилителе, а естественным, акустическим способом.

Единственное замечание – для ФИ не забывайте про регулятор Subsonic на усилителе (если таковой имеется). Лучше избавить сабвуфер от самых низких неинформативных частот, сочность баса при этом не пострадает, а вот перегрузочная способность саба заметно возрастёт.

Коротко о применении



Итак, к этому сабвуферу есть смысл присмотреться в том случае, если хочется получить увесистый бас, "по концертному" бьющий в грудь на ритмичной музыке, но при этом нет желания занимать багажник большим корпусом или нужно вовсе уместиться в стеллс. Динамик умеет работать в объёмах от 15 литров, и даже если захочется получить побольше отдачи, больше 25 литров (чистого объёма) ему не потребуется. Даже сабвуфер на нескольких динамиках (благо, двойная катушка даёт свободу – 4 Ом или 1 Ом) не окажется огромным.

А вот усилитель к Oris HK-10S нужно подбирать с толком. Умение выдавать плотный бас, будучи установленным в компактном корпусе, даётся только одной ценой – такие динамики всегда имеют достаточно тяжёлые подвижки и туговатые подвесы. Разумеется, с SPL-сабами сравнивать не нужно, до них по тугости ещё далеко. Но для достаточного запаса в пару к Oris HK-10S я бы взял усилитель с мощностью от 500 Вт (или больше, если сабвуфер планируется построить на нескольких динамиках).

  • Доступная цена
  • Способность работать в компактных корпусах от 15 литров
  • Универсал – умеет хорошо работать в ЗЯ и ФИ
  • Способен на плотный бас, "по концертному" бьющий в грудь

  • Невысокая чувствительность – неизбежность для "компактных" сабов

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Заправь басухой авто!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-01-25
Магнитолы Swat: Swat CHR-5220, Swat CHR-6220.

2020-01-25
Усилители мощности Helix: Helix M ONE X, Helix V EIGHT DSP MK2.

2020-01-25
Магнитолы Prology: Prology CMX-220, Prology MPV-100, Prology MPV-120.

2020-01-24
Сабвуфер Vibe: Vibe BLACKAIRB8-V6, Vibe BLACKAIRC12-V6, Vibe SLICKCBR12-V7, Vibe PULSECBR12-V7.

2020-01-23
Магнитола Kenwood DPX-M3200BT.

2020-01-23
Акустика Vibe: Vibe BLACKAIR3C-V6B, Vibe BLACKAIR63C-V6B, Vibe BLACKDEATH6C-V6, Vibe CVEN62C-V4, Vibe CVEN63C-V4, Vibe DB4-V4, Vibe DB5-V4, Vibe DB57-V4, Vibe DB6-V4, Vibe PULSE4-V4, Vibe PULSE5-V4, Vibe PULSE6-V4, Vibe PULSE69-V4, Vibe SLICK5-V7, Vibe SLICK57-V7, Vibe SLICK5C-V7, Vibe SLICK6-V7, Vibe SLICK693-V7, Vibe SLICK6C-V7.

Почитать

Тест бездискового ресивера Kenwood KMM-BT206 с поддержкой ALEXA

Конструктор для SQ
Тест акустических систем Ground Zero GZRC 165.3SQ

Бездисковый ресивер JVC KD-X178

Коаксиальная акустика «Урал АК74»

Тест бездискового ресивера JVC KD-X375BT

Посмотреть

Полная шумоизоляция KIA Rio X-Line

Полная шумоизоляция Toyota Fortuner второго поколения

Полная шумоизоляция и замена аудиосистемы в Volvo S90

Полная шумоизоляция Lexus GX 460

Pioneer SPH-DA130DAB

Новое на форуме

Добрый день. Подскажите по поводу подключения каналов к процессору. Есть 6 канальный процессор, твиттеры и миды подключены к 1-2, 3-4 каналам, 5 канал на центральный среднечастотник. Если сабвуфер под . . . . .

Доброго дня, эксперты. Загорелся заменить мид. Усилителя под него пока нет, но будет. У знакомого послушал вот такой вариант Focal Performance PS 165 F и мне он показался скучным. Pink Floyd он отыгры . . . . .

Привет всем! Хочу поменять штатную акустику, авто Кия Рио хэтчбэк. Бюджет 40 т.р. (+/- 3шка) это без проводов и шумки. Немного почитал форум, кое-что понял, но с компонентами без знающий людей не о . . . . .

Выбор мидбаса в трёхполосную поканалку. Всем хорошего настроения! Нужен мидбас чтобы и бас жирный был и рельеф баса и скорость. Ранее в системе играли Dego po650mw, сам виноват убил механически. Пос . . . . .

Ребят являюсь обладателем Pioneer MVH-S520BT, мое мнение что звук какой то пустой, сухой и холодный, с появлением усилителя вроде холод пропал, но пустота и сухость нет. Вопрос какой процессорный мафо . . . . .

Всем привет, есть ли какое-то мнение о phd studio? Интересует линейка студио, в инете не найти ни даташитов, ни отзывов. . . . . .

Здравствуйте. Подскажите Audio System M-90.4 интереснее будет по качеству звука чем helix m four? . . . . .

Все привет нуждаюсь в консультации взял себе компонентную акустику перед Audison AV K6 а на тыл Audison AV X6.5 без саба машина кроссовер теперь не знаю какой усилитель взять хочется хорошего качест . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Ground Zero GZTC 165TX → Отличные. Играют душевно. Пищалки слух не режут. Рекомендую. . . . . .

Сабвуфер Polk Audio db1040 → Играет от усилителя DLS xm20. Авто Corolla Axio, стоит в багажнике. В закрытом ящике литров 20 выдает очень приятный, че . . . . .

Автомагнитола Alpine UTE-200BT → Всем привет. Отличный аппарат за свои деньги. Звук на высоте, внешний вид достойный . Купил на смену 171 альпу,до эт . . . . .

Усилитель Pioneer GM-D1004 → Просто лучшая вещь в машине! Подключаем сзади к мафону, кидаем в бардачек и все готово! Усиление прекрасное (честные 2х9 . . . . .

Сабвуфер Pride LP 10 → Итак долго выбирал современный динамик SQ и SPL,чтоб не жесткий и тяжелый дифф с огромной губой которая скрадывает част . . . . .

Сабвуфер Ural TT 12 → Качество сборки никакущее, поводяшки отгорают. Звук нормальный, мощный, но не долго, было 2 таких, без просадов в нормал . . . . .

Акустика Focal Polyglass 165 V1 → То есть, если ты купил, поставил а звук не нравится, значит ты рукожоп))) . . . . .

Сабвуфер Polk Audio MM840 → Искал себе саб для free air в заднюю полку mitsubishi galant 8 в штатное отверстие . По характеристикам выбор пал на да . . . . .

Ваши установки

Акустика Hertz ESK 165L.5 в Kia Rio 3

Сабвуфер Alpine SWE-815 в Skoda Octavia

Усилитель Focal FDS 2.350 в Falcon Speedfire 250

Акустика Focal K2 Power ES 165 K в Falcon Speedfire 250

Автомагнитола Pioneer SPH-DA130DAB в Toyota Allion