Много баса в малом объёме
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Oris HK-10S


Этот сабвуфер я заприметил ещё на стадии прототипа, готовящегося к производству. Толковых "десяточек" нынче не так много, особенно в сегменте доступной техники. Чтобы и объёма большого не требовали, и басовым "мясом" могли порадовать. А у этого саба такое сочетание было, чем и зацепил. Поэтому как только вышла серийная версия, забрал новый динамик к себе в лабораторию, чтобы сравнить его с предсерийником и, если всё окажется хорошо, сделать полный обзор. Заодно и погонял его у себя в машине.

Конструкция



Откровенно говоря, внешне HK-10S выглядит "как все". Это и понятно – чтобы уместиться в невысокую цену (4500 рублей на момент теста), в конструкции использованы традиционные OEM-комплектующие. Основная работа при его проектировании велась над магнитной системой – это не видно глазу, но сильно влияет на работу динамика. Так что одинаковые с виду сабы от разных производителей на деле могут оказаться ой какими разными.



Верхний подвес имеет относительно небольшую ширину, но зато он высокий. Это даёт динамику работать с приличным ходом, но в отличие от широченных губастых подвесов не съедает полезную площадь диффузора. Однако, тренд последнего времени.



Сам диффузор – традиционная непрессованная целлюлоза.



Корзина – стальная штампованная. Литьё выглядело бы, может, и солиднее, но в техническом плане она ничего бы не дала, а в цене динамик прибавил бы прилично. Так что всё разумно. Мотор построен на двух 155-мм ферритовых кольцах общей высотой 40 мм, закрытых по периметру защитным кожухом.



Подводящие выполнены круглыми косичками, частично прошитыми через центрирующую шайбу.



Катушка 2,5-дюймовая. Самый, наверное, универсальный калибр – позволяет спокойно использовать динамик с большинством моноблоков, выдающих на 4-омную нагрузку 400-600 Вт RMS. Ну или в составе сабвуферов на нескольких динамиках, благо, катушка 2+2 Ом позволяет коммутировать HK-10S не только в 4 Ом, но и в 1 Ом.



Немного удивил вид магнитов. Обычно в этой цене приходится видеть самые дешёвые ферритовые кольца, здесь же магниты имеют однородный цвет. Стабильность производства в доступном сегменте – ценная штука.

Измерения и анализ параметров



К слову, о стабильности. Признаюсь, измерив параметры динамика, был удивлён. Такое совпадение с параметрами предсерийного образца (а именно они здесь указаны в качестве "заявки производителя") встречается редко. Разве что у таких грандов как Elettromedia или Harman. Различия на грани естественного разброса:



Заявленные / фактические параметры Oris HK-10S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,99 / 6,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 171 г / 171 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,2 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом / 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,7 дБ


Коротко проанализирую что получилось. Итак, изначально стояла задача сделать сабвуфер с сочным "мясным" басом, но при этом умеющий работать в компактном корпусе. Поэтому подвесы не самые мягкие, и Vas получился порядка 16-17 литров. Чтобы при этом резонансная частота не поднялась слишком высоко, подвижку тоже пришлось делать потяжелее – около 170 грамм, что уже ближе к среднестатистическим 12-дюймовым моделям. В общем, компромисс, свойственный современным автомобильным сабвуферам.

А вот теперь интересное. Довелось видеть немало динамиков, которые при таком раскладе имеют слабые магниты. Ну просто потому, что так дешевле. Выглядит такой саб внушительно, но… Как думаете, как будет ездить брутальный седельный тягач с мотором от мопеда? В динамиках то же самое – такие сабы не дают контролируемого баса, только гудят и дудят.

Помните, в самом начале я говорил про то, что над мотором HK-10S пришлось потрудиться? Он балансирует на тонкой грани между противоречивыми требованиями – достаточно сильный, чтобы контролировать движение не самого лёгкого диффузора, но не гигантский, чтобы цена сабвуфера в конечном итоге уместилась в отведённые рамки. Посмотрите на параметр BL (силовой фактор динамика), для 4-омного динамика вышло очень неплохо. Как следствие, и добротность Qts получилась универсальной – навскидку динамик может использоваться и в ЗЯ, и в ФИ.

Расчёт акустического оформления



Динамик действительно не требует гигантских корпусов. Поскольку заявленные параметры, снятые с предсерийника, хорошо совпали с параметрами серийного экземпляра, искать новые варианты оформления не пришлось – все они приведены в описании. Вот что получается по этим данным:



В закрытом ящике объёмом всего 15-18 литров получается достаточно вкусный универсальный бас – под ритмичный хаус или несложный инструментал подойдёт отлично. К слову, на роке сабвуфер отрабатывает бас-бочку и бас-гитару тоже плотно и упруго.

Небольшое предупреждение для любителей инфрабаса. Вангую, некоторые попробуют поставить этот динамик в большой фазоинверторный корпус и настроить порт пониже. Сделать так можно, но не нужно – качество баса оставит желать лучшего.

Так что если нужна хорошая отдача и плотный бас, ритмично массирующий печёнку и толкающий в грудь, ставьте динамик в 25 литров (чистыми) и делайте порт в виде трубы диаметром 10 см и длиной 50 см (настройка получится немногим выше 40 Гц). Получается эдакий бас-буст, только не выкручиванием регулятора на усилителе, а естественным, акустическим способом.

Единственное замечание – для ФИ не забывайте про регулятор Subsonic на усилителе (если таковой имеется). Лучше избавить сабвуфер от самых низких неинформативных частот, сочность баса при этом не пострадает, а вот перегрузочная способность саба заметно возрастёт.

Коротко о применении



Итак, к этому сабвуферу есть смысл присмотреться в том случае, если хочется получить увесистый бас, "по концертному" бьющий в грудь на ритмичной музыке, но при этом нет желания занимать багажник большим корпусом или нужно вовсе уместиться в стеллс. Динамик умеет работать в объёмах от 15 литров, и даже если захочется получить побольше отдачи, больше 25 литров (чистого объёма) ему не потребуется. Даже сабвуфер на нескольких динамиках (благо, двойная катушка даёт свободу – 4 Ом или 1 Ом) не окажется огромным.

А вот усилитель к Oris HK-10S нужно подбирать с толком. Умение выдавать плотный бас, будучи установленным в компактном корпусе, даётся только одной ценой – такие динамики всегда имеют достаточно тяжёлые подвижки и туговатые подвесы. Разумеется, с SPL-сабами сравнивать не нужно, до них по тугости ещё далеко. Но для достаточного запаса в пару к Oris HK-10S я бы взял усилитель с мощностью от 500 Вт (или больше, если сабвуфер планируется построить на нескольких динамиках).

  • Доступная цена
  • Способность работать в компактных корпусах от 15 литров
  • Универсал – умеет хорошо работать в ЗЯ и ФИ
  • Способен на плотный бас, "по концертному" бьющий в грудь

  • Невысокая чувствительность – неизбежность для "компактных" сабов

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке штатного головного устройства Prology установка в подарок!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2019-10-22
Сабвуферы Swat: Swat MAS-10 v.2, Swat MAS-12 v.2, Swat REV-10 v.2, Swat REV-12 v.2, Swat REV-15 v.2.

2019-10-21
Акустика Ground Zero GZCS 100MB.

2019-10-21
Сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZCS 200MBL-LHD, Ground Zero GZCS 200MBR-LHD.

2019-10-20
Акустика Morel: Morel Elate Ti MW5, Morel Elate Ti MW6, Morel Elate Ti MW9.

2019-10-19
Акустика MDLab: MDLab OEM-130, MDLab OEM-132.

2019-10-18
Усилитель мощности Audio System CO-100.2.

2019-10-16
Магнитола Kenwood KMM-BT356.

2019-10-15
Акустика Audio System Italy: Audio System Italy AE30, Audio System Italy AE650C, Audio System Italy AS650, Audio System Italy AS650C, Audio System Italy AT650C.

Почитать

Как устроена легенда
Тест акустических систем Audison Thesis II (TH K2 II A Coro)

Kenwood KMM-BT356 – бездисковый ресивер с поддержкой High Resolution Audio

Бездисковый ресивер Kenwood KMM-106

JVC KD-X176 – бездисковый ресивер базового уровня

Вторая генерация
Тест второго поколения 8-канального усилителя с 10-канальным процессором AMP Euphoria

Посмотреть

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai J11

Alpine iLX-W650BT

Pioneer AVH-Z5200BT

Полная шумоизоляция Volkswagen Tiguan второго поколения

Изготовление корпуса типа «стелс» для сабвуферного динамика в Volkswagen Tiguan второго поколения

Новое на форуме

Доброго времени суток! Прошу помощи с выбором компонентов (саба и усилителя к нему). Вся загвоздка в том, что кузов пикап, соответственно и выбор ограничен в виду отсутствия места в салоне. На дан . . . . .

Магнитола Pioneer MVH-S520BT, фронт Focal access 165 AS, тыл Focal access 165 AC, саба нету, подскажите 4 канальник под эту систему? Желательно чтобы был реальный опыт с этими динамиками, а не просто . . . . .

Можно ещё 1 вопрос).Есть вариант задешево взять Hertz HCP 4(не D).Есть ли смысл его ставить поканально к Eton POW 172.2 Compression(миды и твиттера или миды и сабвуфер)?Знаю что слабоват,но в инструкц . . . . .

Здравствуйте подскажите пожалуйста, у меня стоит pioneer mvh-520bt, фронт focal access 165 as, тыл. focal access 165 ac, какой 4-х канальник лучше всего для всего этого взять? Второй вариант возможно . . . . .

Доброго всем !нужен совет между выбором сабов . Выбираю бюджетные модели ибо сам бомж .а музычку слушать хочется) итак имеется голова pioner mvh-150ub фронт pioneer ts-g170ci и усел двухканальны . . . . .

Всем привет. Подскажите, стою перед непростым выбором между фронтом Morel Tempo Ultra 602 и Alpine R-S65C.2. Запитан фронт будет от усилителя D класса. Что из них будет предпочтительней? Нигде не могу . . . . .

Всем привет. Решил поменять штатки на акценте. Заказал комплект hertz mpk165p.3 и усилок к ним audio system r110 4. Сейчас посмотрел, что можно было компоненты акустики по отдельности купить и дешевле . . . . .

Добрый вечер.Побеспокою всех ещё раз)машина Веста седан.Скорее всего куплю магнитолуPioneer MVH-S610BT,уже купил 2компонент Eton POW 172.2 Compression Теперь всё таки думаю о усилителе и возможно сабв . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Sony CDX-GT620U → почти 12 лет прслужила в Логане 2007-го года . нареканий нет. авто пробежал 380 000 км и всегда с музыкой. ловит всё и в . . . . .

Акустика Ground Zero GZHC 65C → Акустика хорошая, мощности достаточно. Все четко и без лишнего окраса. Но на быстрых композициях звук немного превращает . . . . .

Акустика Pioneer TS-A2503i → Была у меня 9 стояли 20 с усилком и голова пионер полка ДСП-20мм лупили так что и саб не нужен и чисто и все чистоты. Пр . . . . .

Автомагнитола Pioneer DMH-G221BT → Поставил вместо штатной в форд фокус 2 рестайлинг,звук стал гораздо лучше ,меню удобное, общение по телефону через блюту . . . . .

Усилитель Mac Audio MPX 4500 → Очень классный аппарат качает саб прайд эко 12 фронт пара эстрадок и пищалки и все прекрасно . . . . .

Усилитель Crunch GP4150 → Очень хороший усилитель и хорошо выполняет свою задачу . . . . .

Усилитель Eton Stage 6 DSP → Достаточно сложное, но при этом интересное устройство. Выбирал процесорный усилитель между ESX и AMP. В результате сложи . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-X5900BT → Всем здравствуйте. есть у меня три аппарата, альп 9833, пион 77 и 5900. при стандартных настройках громче играет альп, п . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Pioneer SPH-DA130DAB в Toyota Allion

Акустика Eton POW 172.2 Compression в Honda Civic 5D

Акустика Eton WPOW 172.2 в Honda Civic 5D

Акустика DLS Nobelium 6.2 в Subaru Impreza

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5100BT в Hyundai Tucson