Много баса в малом объёме
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Oris HK-10S


Этот сабвуфер я заприметил ещё на стадии прототипа, готовящегося к производству. Толковых "десяточек" нынче не так много, особенно в сегменте доступной техники. Чтобы и объёма большого не требовали, и басовым "мясом" могли порадовать. А у этого саба такое сочетание было, чем и зацепил. Поэтому как только вышла серийная версия, забрал новый динамик к себе в лабораторию, чтобы сравнить его с предсерийником и, если всё окажется хорошо, сделать полный обзор. Заодно и погонял его у себя в машине.

Конструкция



Откровенно говоря, внешне HK-10S выглядит "как все". Это и понятно – чтобы уместиться в невысокую цену (4500 рублей на момент теста), в конструкции использованы традиционные OEM-комплектующие. Основная работа при его проектировании велась над магнитной системой – это не видно глазу, но сильно влияет на работу динамика. Так что одинаковые с виду сабы от разных производителей на деле могут оказаться ой какими разными.



Верхний подвес имеет относительно небольшую ширину, но зато он высокий. Это даёт динамику работать с приличным ходом, но в отличие от широченных губастых подвесов не съедает полезную площадь диффузора. Однако, тренд последнего времени.



Сам диффузор – традиционная непрессованная целлюлоза.



Корзина – стальная штампованная. Литьё выглядело бы, может, и солиднее, но в техническом плане она ничего бы не дала, а в цене динамик прибавил бы прилично. Так что всё разумно. Мотор построен на двух 155-мм ферритовых кольцах общей высотой 40 мм, закрытых по периметру защитным кожухом.



Подводящие выполнены круглыми косичками, частично прошитыми через центрирующую шайбу.



Катушка 2,5-дюймовая. Самый, наверное, универсальный калибр – позволяет спокойно использовать динамик с большинством моноблоков, выдающих на 4-омную нагрузку 400-600 Вт RMS. Ну или в составе сабвуферов на нескольких динамиках, благо, катушка 2+2 Ом позволяет коммутировать HK-10S не только в 4 Ом, но и в 1 Ом.



Немного удивил вид магнитов. Обычно в этой цене приходится видеть самые дешёвые ферритовые кольца, здесь же магниты имеют однородный цвет. Стабильность производства в доступном сегменте – ценная штука.

Измерения и анализ параметров



К слову, о стабильности. Признаюсь, измерив параметры динамика, был удивлён. Такое совпадение с параметрами предсерийного образца (а именно они здесь указаны в качестве "заявки производителя") встречается редко. Разве что у таких грандов как Elettromedia или Harman. Различия на грани естественного разброса:



Заявленные / фактические параметры Oris HK-10S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,99 / 6,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 171 г / 171 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,2 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом / 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,7 дБ


Коротко проанализирую что получилось. Итак, изначально стояла задача сделать сабвуфер с сочным "мясным" басом, но при этом умеющий работать в компактном корпусе. Поэтому подвесы не самые мягкие, и Vas получился порядка 16-17 литров. Чтобы при этом резонансная частота не поднялась слишком высоко, подвижку тоже пришлось делать потяжелее – около 170 грамм, что уже ближе к среднестатистическим 12-дюймовым моделям. В общем, компромисс, свойственный современным автомобильным сабвуферам.

А вот теперь интересное. Довелось видеть немало динамиков, которые при таком раскладе имеют слабые магниты. Ну просто потому, что так дешевле. Выглядит такой саб внушительно, но… Как думаете, как будет ездить брутальный седельный тягач с мотором от мопеда? В динамиках то же самое – такие сабы не дают контролируемого баса, только гудят и дудят.

Помните, в самом начале я говорил про то, что над мотором HK-10S пришлось потрудиться? Он балансирует на тонкой грани между противоречивыми требованиями – достаточно сильный, чтобы контролировать движение не самого лёгкого диффузора, но не гигантский, чтобы цена сабвуфера в конечном итоге уместилась в отведённые рамки. Посмотрите на параметр BL (силовой фактор динамика), для 4-омного динамика вышло очень неплохо. Как следствие, и добротность Qts получилась универсальной – навскидку динамик может использоваться и в ЗЯ, и в ФИ.

Расчёт акустического оформления



Динамик действительно не требует гигантских корпусов. Поскольку заявленные параметры, снятые с предсерийника, хорошо совпали с параметрами серийного экземпляра, искать новые варианты оформления не пришлось – все они приведены в описании. Вот что получается по этим данным:



В закрытом ящике объёмом всего 15-18 литров получается достаточно вкусный универсальный бас – под ритмичный хаус или несложный инструментал подойдёт отлично. К слову, на роке сабвуфер отрабатывает бас-бочку и бас-гитару тоже плотно и упруго.

Небольшое предупреждение для любителей инфрабаса. Вангую, некоторые попробуют поставить этот динамик в большой фазоинверторный корпус и настроить порт пониже. Сделать так можно, но не нужно – качество баса оставит желать лучшего.

Так что если нужна хорошая отдача и плотный бас, ритмично массирующий печёнку и толкающий в грудь, ставьте динамик в 25 литров (чистыми) и делайте порт в виде трубы диаметром 10 см и длиной 50 см (настройка получится немногим выше 40 Гц). Получается эдакий бас-буст, только не выкручиванием регулятора на усилителе, а естественным, акустическим способом.

Единственное замечание – для ФИ не забывайте про регулятор Subsonic на усилителе (если таковой имеется). Лучше избавить сабвуфер от самых низких неинформативных частот, сочность баса при этом не пострадает, а вот перегрузочная способность саба заметно возрастёт.

Коротко о применении



Итак, к этому сабвуферу есть смысл присмотреться в том случае, если хочется получить увесистый бас, "по концертному" бьющий в грудь на ритмичной музыке, но при этом нет желания занимать багажник большим корпусом или нужно вовсе уместиться в стеллс. Динамик умеет работать в объёмах от 15 литров, и даже если захочется получить побольше отдачи, больше 25 литров (чистого объёма) ему не потребуется. Даже сабвуфер на нескольких динамиках (благо, двойная катушка даёт свободу – 4 Ом или 1 Ом) не окажется огромным.

А вот усилитель к Oris HK-10S нужно подбирать с толком. Умение выдавать плотный бас, будучи установленным в компактном корпусе, даётся только одной ценой – такие динамики всегда имеют достаточно тяжёлые подвижки и туговатые подвесы. Разумеется, с SPL-сабами сравнивать не нужно, до них по тугости ещё далеко. Но для достаточного запаса в пару к Oris HK-10S я бы взял усилитель с мощностью от 500 Вт (или больше, если сабвуфер планируется построить на нескольких динамиках).

  • Доступная цена
  • Способность работать в компактных корпусах от 15 литров
  • Универсал – умеет хорошо работать в ЗЯ и ФИ
  • Способен на плотный бас, "по концертному" бьющий в грудь

  • Невысокая чувствительность – неизбежность для "компактных" сабов



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-09-25
Усилитель мощности Ground Zero GZIA 1.2000D.

2022-09-25
Морская акустика Deaf Bonce Machete Resistant RX-7E.

2022-09-24
Усилитель мощности Kicx Sound Civilization 6.200.

2022-09-23
Активные сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZCS SW-1000A, Ground Zero GZCS SW-800A.

2022-09-22
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZNT 28SQ, Ground Zero GZTC 165.3X-II.

2022-09-22
Усилитель мощности Kicx HeadShot HS2100.

Почитать

Акустика AMP для BMW и Mercedes-Benz

Финал автозвуковых соревнований EMMA 17-18 сентября 2022 года в Воронеже

Очередной этап EMMA 13 августа 2022 года в городе Тверь

Итоги конкурса EISA 2022 года

7-й автомобильный фестиваль Tuning Open Fest

Посмотреть

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Новое на форуме

Привет всем! Я все-таки приобрёл audison vrx 4. 300 скажите потянет он мидбасы на фронте focal kx2 и твитеры? Спасибо! . . . . .

Добрый день! Подскажите какие межблочники подобрать для акустики Ground zero gzrc 165.3 sq. Выбираю между Focal ER 5 Gladen CH-Zero 5 . . . . .

Имеется teyes cc2+, фронт Hertz CK 165 (кроссовер), тыл Hertz CX 165, Саб Hertz CS 250 S2 (стелс короб), усилители Pride Quattro plus (4x1 . . . . .

Здравствуйте! Помогите пожалуйста с выбором систем, что бы было более менее! Спасибо! И так: имеется автомобиль Веста св. Голова: Teyes . . . . .

Здравствуйте! Мне очень нужна Ваша помощь! В машине места мало но хотелось бы качественного звука, подскажите какой сюда нужен процессор и . . . . .

Всем привет! Подскажите 4х канальный усилитель на СЧ-ВЧ в размере как Hertz HCP 2. Конечно можно поставить Hertz HCP 4D он прям в идентичн . . . . .

Приветствую. Посоветуйте с выбором коаксиальной акустики в задние двери от усилителя Eton mini 150.4? На фронт установлены Eton PRO 16+ . . . . .

Планы поменялись теперь вместо 2 полосной хочу 3 полосную, усилитель helix m six dsp, сабвуфер стелс helix k10w , бюджет на акустику до 36 . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Ground Zero GZRA 4HD → Хороший усилитель. Тянет миды BLAM WS 6.85 и саб Helix P 12W Precision мостом. . . . . .

Усилитель SoundQubed U4-500 → Отличный усь! Качает dego sp 6.5 в трехполоске и мостом 300 ватную 10-ку в 8 ом . . . . .

Сабвуфер Hertz ES 300D.5 → Слушаю его уже около 5 лет и желания поменять его на что то другое нет. Играет о . . . . .

Акустика Audison Prima AP 6.5P → Неплохое качество изготовления, диаметр катушки и правда выше средних значений, . . . . .

Сабвуфер JBL Stage 810 → Отличный динамик, играет в ЗЯ 6 литров под сидением. Рекомендую. . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-9882Ri → Это лучшая линейка из без процессорных голов от Альпайн, за 12 лет были все: 988 . . . . .

Акустика ESB Audio 3.90 → Поставил себе ESB 3.90 после 5 летней прослушки Ural AS-W50M....господи, какой ж . . . . .

Акустика Dego Upgrade 2.5 T → Играют в тандеме с ESX VE6.2W MkII. В первый месяц выявил неприятные звуки на ка . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70