Много баса в малом объёме
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Oris HK-10S


Этот сабвуфер я заприметил ещё на стадии прототипа, готовящегося к производству. Толковых "десяточек" нынче не так много, особенно в сегменте доступной техники. Чтобы и объёма большого не требовали, и басовым "мясом" могли порадовать. А у этого саба такое сочетание было, чем и зацепил. Поэтому как только вышла серийная версия, забрал новый динамик к себе в лабораторию, чтобы сравнить его с предсерийником и, если всё окажется хорошо, сделать полный обзор. Заодно и погонял его у себя в машине.

Конструкция



Откровенно говоря, внешне HK-10S выглядит "как все". Это и понятно – чтобы уместиться в невысокую цену (4500 рублей на момент теста), в конструкции использованы традиционные OEM-комплектующие. Основная работа при его проектировании велась над магнитной системой – это не видно глазу, но сильно влияет на работу динамика. Так что одинаковые с виду сабы от разных производителей на деле могут оказаться ой какими разными.



Верхний подвес имеет относительно небольшую ширину, но зато он высокий. Это даёт динамику работать с приличным ходом, но в отличие от широченных губастых подвесов не съедает полезную площадь диффузора. Однако, тренд последнего времени.



Сам диффузор – традиционная непрессованная целлюлоза.



Корзина – стальная штампованная. Литьё выглядело бы, может, и солиднее, но в техническом плане она ничего бы не дала, а в цене динамик прибавил бы прилично. Так что всё разумно. Мотор построен на двух 155-мм ферритовых кольцах общей высотой 40 мм, закрытых по периметру защитным кожухом.



Подводящие выполнены круглыми косичками, частично прошитыми через центрирующую шайбу.



Катушка 2,5-дюймовая. Самый, наверное, универсальный калибр – позволяет спокойно использовать динамик с большинством моноблоков, выдающих на 4-омную нагрузку 400-600 Вт RMS. Ну или в составе сабвуферов на нескольких динамиках, благо, катушка 2+2 Ом позволяет коммутировать HK-10S не только в 4 Ом, но и в 1 Ом.



Немного удивил вид магнитов. Обычно в этой цене приходится видеть самые дешёвые ферритовые кольца, здесь же магниты имеют однородный цвет. Стабильность производства в доступном сегменте – ценная штука.

Измерения и анализ параметров



К слову, о стабильности. Признаюсь, измерив параметры динамика, был удивлён. Такое совпадение с параметрами предсерийного образца (а именно они здесь указаны в качестве "заявки производителя") встречается редко. Разве что у таких грандов как Elettromedia или Harman. Различия на грани естественного разброса:



Заявленные / фактические параметры Oris HK-10S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц / 35 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16 л / 17 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,99 / 6,99
  • Qes (электрическая добротность) – 0,59 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 171 г / 171 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,2 Тл м / 16,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом / 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,7 дБ


Коротко проанализирую что получилось. Итак, изначально стояла задача сделать сабвуфер с сочным "мясным" басом, но при этом умеющий работать в компактном корпусе. Поэтому подвесы не самые мягкие, и Vas получился порядка 16-17 литров. Чтобы при этом резонансная частота не поднялась слишком высоко, подвижку тоже пришлось делать потяжелее – около 170 грамм, что уже ближе к среднестатистическим 12-дюймовым моделям. В общем, компромисс, свойственный современным автомобильным сабвуферам.

А вот теперь интересное. Довелось видеть немало динамиков, которые при таком раскладе имеют слабые магниты. Ну просто потому, что так дешевле. Выглядит такой саб внушительно, но… Как думаете, как будет ездить брутальный седельный тягач с мотором от мопеда? В динамиках то же самое – такие сабы не дают контролируемого баса, только гудят и дудят.

Помните, в самом начале я говорил про то, что над мотором HK-10S пришлось потрудиться? Он балансирует на тонкой грани между противоречивыми требованиями – достаточно сильный, чтобы контролировать движение не самого лёгкого диффузора, но не гигантский, чтобы цена сабвуфера в конечном итоге уместилась в отведённые рамки. Посмотрите на параметр BL (силовой фактор динамика), для 4-омного динамика вышло очень неплохо. Как следствие, и добротность Qts получилась универсальной – навскидку динамик может использоваться и в ЗЯ, и в ФИ.

Расчёт акустического оформления



Динамик действительно не требует гигантских корпусов. Поскольку заявленные параметры, снятые с предсерийника, хорошо совпали с параметрами серийного экземпляра, искать новые варианты оформления не пришлось – все они приведены в описании. Вот что получается по этим данным:



В закрытом ящике объёмом всего 15-18 литров получается достаточно вкусный универсальный бас – под ритмичный хаус или несложный инструментал подойдёт отлично. К слову, на роке сабвуфер отрабатывает бас-бочку и бас-гитару тоже плотно и упруго.

Небольшое предупреждение для любителей инфрабаса. Вангую, некоторые попробуют поставить этот динамик в большой фазоинверторный корпус и настроить порт пониже. Сделать так можно, но не нужно – качество баса оставит желать лучшего.

Так что если нужна хорошая отдача и плотный бас, ритмично массирующий печёнку и толкающий в грудь, ставьте динамик в 25 литров (чистыми) и делайте порт в виде трубы диаметром 10 см и длиной 50 см (настройка получится немногим выше 40 Гц). Получается эдакий бас-буст, только не выкручиванием регулятора на усилителе, а естественным, акустическим способом.

Единственное замечание – для ФИ не забывайте про регулятор Subsonic на усилителе (если таковой имеется). Лучше избавить сабвуфер от самых низких неинформативных частот, сочность баса при этом не пострадает, а вот перегрузочная способность саба заметно возрастёт.

Коротко о применении



Итак, к этому сабвуферу есть смысл присмотреться в том случае, если хочется получить увесистый бас, "по концертному" бьющий в грудь на ритмичной музыке, но при этом нет желания занимать багажник большим корпусом или нужно вовсе уместиться в стеллс. Динамик умеет работать в объёмах от 15 литров, и даже если захочется получить побольше отдачи, больше 25 литров (чистого объёма) ему не потребуется. Даже сабвуфер на нескольких динамиках (благо, двойная катушка даёт свободу – 4 Ом или 1 Ом) не окажется огромным.

А вот усилитель к Oris HK-10S нужно подбирать с толком. Умение выдавать плотный бас, будучи установленным в компактном корпусе, даётся только одной ценой – такие динамики всегда имеют достаточно тяжёлые подвижки и туговатые подвесы. Разумеется, с SPL-сабами сравнивать не нужно, до них по тугости ещё далеко. Но для достаточного запаса в пару к Oris HK-10S я бы взял усилитель с мощностью от 500 Вт (или больше, если сабвуфер планируется построить на нескольких динамиках).

  • Доступная цена
  • Способность работать в компактных корпусах от 15 литров
  • Универсал – умеет хорошо работать в ЗЯ и ФИ
  • Способен на плотный бас, "по концертному" бьющий в грудь

  • Невысокая чувствительность – неизбежность для "компактных" сабов



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

2021-07-22
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM14K-V6, Vibe BLACKDEATHM21K-V6, Vibe BLACKDEATHM8K-V6.

2021-07-17
Магнитолы InCar: InCar TSA-7090D, InCar TSA-9110D.

2021-07-16
Акустика Infinity Kappa 303S.

Почитать

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Без скидок на размеры
Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI FOUR и 1-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI ONE

Тест широкополосной акустики BLAM LFR 80

Посмотреть

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Новое на форуме

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Салют форумчане! Снова я к вам за дельным советом. До сих пор думаю как лучше поступить с моей первой системой, Веста Св универсал, сделана шумка дверей, ГУ штатное Enjoy pro. Звук в стоке честно го . . . . .

Привет всем,подскажите, что можно поставить из недорогой (до 7000р) компонентной акустики 16,авто рено сандеро,голова китай 78аура. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Усилитель Kicker CX1200.1 → Дополнение к моему предыдущему отзыву. Концепция данного моноблока стала мне понятна после полной обкатки моего нового . . . . .

Сабвуфер Edge EDS15D2-E7 → За время использования думал будет жестче, но прошёл год и разминка прошла, валит больше треки выше 33 гц, ниже просто в . . . . .

Акустика Steg LEO650C → Установил на двери поверьте до этого много кенвудов и пионров использовал но это акустика просто огонь просто идеально п . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70