А posteriori
Детальный тест акустических систем Hertz CK 165 и сравнение новой серии Hertz Cento с серией Hertz Energy


Наконец-то у меня в лаборатории оказалась долгожданная акустика Hertz Cento. И не одна, а вместе с хорошо известной акустикой серии Hertz Energy. Считаю, логично рассматривать их именно так, вместе, ведь Cento не просто приходит на смену Energy, но и разработана на её основе, как говорится, a posteriori, то есть с учётом накопленного практического опыта. Сравнение позволит наглядно увидеть, что изменилось в конструкции, параметрах, и что дали эти изменения в плане звучания.

Впервые об этой акустике я услышал на выездной конференции Elettromedia в Италии в прошлом году, но тогда были показаны лишь первые прототипы. Серия Cento Pro, появилась в том же году, и один из первых серийных комплектов сразу же отправился ко мне в лабораторию. А теперь в Россию пришла и сама серия Cento. На момент теста цена компонентной модели Hertz CK 165 составляет 8990 рублей – это примерно на уровне уходящей модели Energy последнего, пятого поколения Hertz ESK 165.5.



На всякий случай напомню, что Cento читается как "ченто" (а не "центо" или "сенто") и переводится с итальянского как "сто". Вырисовывается эдакая нумерологическая последовательность:

Hertz Mille Legend (Mille переводится как "тысяча"),
Hertz Mille Pro,
Hertz Cento Pro,
Hertz Cento,
Hertz Dieci ("диечи" по-итальянски означает "десять"),
Hertz Uno (переводится как "один").

Есть информация о подготовке в Elettromedia ещё одной серии – Dieci Pro (в модельном ряду она окажется между Dieci и Cento), но только тссс, это пока секрет, и я вам ничего не говорил.

Вообще, итальянцы иногда делятся своими перспективными разработками, но выдают информацию очень дозировано. Скажем, не секрет, что разработки ведутся с использованием одного из самых продвинутых в мире комплексов Klippel. Он имеет модульную структуру, и сейчас в Elettromedia собран один из самых полных комплектов R&D (т. е. для исследований и разработки) в Европе. Однако этой весной на конференции "Чернов Аудио" проскочила информация ещё и об использовании для предварительного моделирования программного обеспечения COMSOL Multiphysics. В совокупности с тем же Klippel это даёт действительно неограниченные инженерные возможности. В общем, смотрим, что это дало на деле.

Первое сравнение Cento и Energy



Традиционно для Hertz, каждый компонент в комплекте имеет своё обозначение. Например, мидбасовые динамики в серии Energy имеют индекс Hertz EV 165.5, а в серии Cento – Hertz C 165.



Узнаваемый рельеф диффузора уступил в место более привычному конусу с криволинейной образующей. Правда, об упрощении речи не идёт, над диффузором хорошенько поработали, на измерениях это будет наглядно видно. В обоих случаях используется прессованная целлюлоза, но разного состава. У серии Energy диффузор имеет полимерное покрытие, у Cento в состав пульпы введена слюда.



Разницу в материалах хорошо видно и по обратной стороне.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Корзины радикальных изменений не претерпели, различия небольшие. Исчезли маленькие окна (толку от них всё равно немного было), появились небольшие подштамповки, слегка изменены состав и фактура покрытия.



Способ крепления подводящих проводников остался тот же. Центрирующие шайбы визуально чуть различаются, но тоже похожи. Клеммные терминалы в Cento стали поинтереснее – в пластиковом корпусе. А сами клеммы стали разных размеров. На эту тему итальянцы лет пять назад организовывали по своим дилерам опрос, и выяснилось что большинство предпочитает всё же традиционные клеммы разного размера.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Магнитные системы в обеих сериях закрыты защитными кожухами. Внешние размеры не изменились, но магниты явно используются другой марки – об этом можно судить хотя бы по их цвету. Детальной информации, правда, на этот счёт от производителя не поступало.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Ну и для полноты – картинка динамика в разрезе, выдернутая из официальной презентации серии Cento.



Твитеры тоже различаются. И первое отличие – в Energy (Hertz ET 26.5) купол перекрыт апертурной шайбой, а в новых Cento (Hertz C 26) он открытый. Задача апертурной шайбы – выравнивать АЧХ когда твитер развёрнут под углом к слушателю (потом на измерениях это будет хорошо видно). Но такие твитеры часто имеют одну неприятную особенность – в большинстве случаев звучание приобретает неестественный акцент на сибилянтах. Проще говоря, могут слишком "цыкать".



С обратной стороны внешних изменений практически нет, геометрия осталась той же.



И снова картинка из официальной презентации.



Монтажная мелочёвка для твитеров в Cento осталась той же, что была у Energy. Собственно, что-то менять тут было незачем.



Кроссоверы Hertz серии Energy не скопировал, наверное, только ленивый. Ну очень знакомые корпуса, не правда ли? И всё же оригинал есть оригинал.



Предположу, что китайцы со временем копий Cento тоже наплодят. Размеры, кстати, у них остались примерно теми же.



Схема кроссовера претерпела небольшие изменения. У Hertz ESK 165.5 кроссы заявлены с разделом на 3 кГц фильтрами 6/12 дБ/октава, а у Hertz СК 165 – 2,5 кГц и 12/12 дБ/октава. Переключатель уровня твитера стал двухпозиционным – "0 дБ" и "+3 дБ". Но особой коррекции, как показало дальнейшее изучение, и не нужно, этого вполне достаточно.



Ну и пару слов о грилях из обоих комплектов. На вкус и цвет, конечно, но новые Cento мне показались более гармоничными.



В этот раз решил поступить так – после первого изучения перейти не сразу к измерениям, а к прослушиванию. А уже потом смотреть – откуда берётся разница в звучании.

Звучание Hertz ESK 165.5



В принципе, характер серии Hertz Energy известен хорошо, поэтому детально описывать его не стану, отмечу лишь основные моменты. Звучание нижних частот уверенное, но аккуратное. Акустика однозначно умеет басить, но не кичится этой способностью – басит ровно настолько, чтобы придать звучанию полновесность и легко передать эстафету сабвуферу. Бас чёткий, при правильной установке не гудит.

Многие упрекали эту акустику в синтетичности верхов. Лёгкие акценты на ВЧ акустика действительно делает, что и создаёт такое впечатление. Через какое-то время к этому звуку привыкаешь, но, откровенно говоря, такая подача верхов всё равно утомляет, особенно при длительном прослушивании.

Звучание Hertz CK 165



Первое ощущение – вокал более живой и какой-то более насыщенный в области нижней середины. Но не в ущерб верхней середине – на стыке мидбаса и твитера звучание лёгкое, не зажатое. На слух такая подача воспринимается естественнее.

Есть ощущение, что полосы стыкованы удачнее – тонально всё сбалансировано, ни один звук не выбивается из общей музыкальной картины. И сам характер ВЧ однозначно изменился в лучшую сторону. У Hertz Cento верха более музыкальны, уже без намёков на синтетику. Всё же открытый купол имеет свои преимущества, удаление апертурной шайбы явно пошло звучанию на пользу.

Лучше всего твитеры звучат при направлении в сторону слушателей. При сильном развороте или под плотными штатными сетками звучание будет терять в воздушности. Подвох тут вот в чём – в беспроцессорных системах при ориентации твитеров в салон звук может сильно привязываться к ближнему динамику. Так что если ставить их в штатные места по принципу "как есть, так есть", акустика лучше всего покажет себя, пожалуй, только в процессорных системах. Благо, головные устройства с задержками сегодня стали очень доступны, да и отдельные процессоры в малом бюджете нынче тоже не редкость.

Нижние частоты по-прежнему передаются без лишнего "жира", но мясисто и насыщенно. На электронной музыке удар плотный, бас-гитара на роке упругая, контрабас в джазе не гудит. Впрочем, с басом и в Hertz Energy особых проблем не было.

Измерения и анализ работы динамиков



Итак, звучание однозначно изменилось в лучшую сторону. Теперь нужно понять причину этих измерений, так что перехожу к самому интересному.



В серии Energy импедансная кривая имеет нехилый горб в области стыка НЧ/СЧ и твитера – частоты настройки ФВЧ и ФНЧ сильно разведены. Обычно такое бывает нужно, когда СЧ/НЧ динамик имеет повышенную отдачу на верхней середине – это позволяет выровнять АЧХ на стыке полос.

Другой момент – характер импеданса на самом верху. Обратите внимание, в Energy при переключении уровня твитера в положение "+2 дБ" импеданс проседает почти до 3 Ом. Не всем усилителям это нравится, так что попытка добавить уровень твитера порой меняет характер звучания не в лучшую сторону. В Cento общий импеданс на ВЧ не проседает ниже 5-омной отметки даже если переключить уровень твитера в "+3 дБ". При таком раскладе усилителю на верхних частотах работается легче, что тоже вносит свою лепту в общий характер звучания.

Измеренные параметры Hertz ESK 165.5:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,40
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 65
  • Qts (полная добротность) – 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,2 дБ


Измеренные параметры Hertz CK 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 63 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,77
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 75
  • Qts (полная добротность) – 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ


При одинаковой степени размятости новые Cento оказались чуть пожёстче, чем Energy, но в целом концепция у динамиков сохранилась.

Правда, работают они при этом совершенно по-разному. Посмотрите, у Energy в области чуть выше 700 Гц наметился перелом АЧХ. На слух (относительно Cento) это воспринимается как небольшая легковесность, отстранённость звучания, будто инструменты и вокалисты чуть отодвинулись от слушателя. И вот почему у Cento вокал воспринимается как более полновесный и живой.



Как и следовало ожидать, в этой области акустическая фаза у Energy имеет небольшой перелом. Несмотря на хитрую рельефную форму диффузора, с жёсткостью у него было не всё так идеально – какие-то механические напряжения в нём всё же гуляли. А диффузор Cento, хоть и выглядит проще, на деле задемпфирован лучше, отсюда и лучшая амплитудная и фазовая линейность.



И ещё обратите внимание на небольшой "торчок" в области выше 10 кГц у Energy. Предположу, что это тоже результат какого-то недодемпфированного резонанса. И хоть он лежит далеко за пределами рабочего диапазона динамика и заметно гасится кроссовером, свою лепту в "окрашивание" звука в какой-то мере тоже вносит.



В плане искажений у Energy, в общем-то, всё было хорошо, так что чего-то криминального у Cento тоже не ожидалось. По этой части обошлось без вопросов.



Теперь твитеры. Посмотрите на графики для Energy – наглядная демонстрация работы апертурного тела. При значительном развороте динамика отдача на самом-самом верху не падает. Правда, при небольших углах разворота АЧХ получается уже чуть более горбатой. Твитеры новых Cento сильно разворачивать не нужно – теряется отдача на самом верху. Но при небольших углах разворота АЧХ стала ровнее.



Собственно, поэтому и возникло ощущение, что у Cento твитер лучше сращивается с мидбасовым динамиком, а ВЧ в целом звучат более слитно, не выделяясь из музыкальной картинки.



В плане фазовой линейности прежние твитеры особых претензий не вызывали, к новым тоже никаких вопросов.



А вот искажений у новых Hertz C 26 чуть меньше, чем у текущих Hertz ET 26.5.



Так что хоть твитеры Cento и похожи на твитеры Energy, предположу, что отличаются они не только отсутствием апертурной шайбы перед куполом. С большой вероятностью внутри они тоже несколько другие.

Выводы



Итак, что можно сказать о новых Cento. Никакого "щас мы как возьмём, замутим всё заново и будет шедевр". Просто взяли текущую серию Energy, проанализировали её проблемы и внесли ровно те изменения, которые реально повлияли на результат. Очень грамотный и взвешенный инженерный подход. Как говорится по латыни, a posteriori, то есть исходя из опыта. Уважаю.

И это при том, что уходящая серия Energy – тоже, в общем-то, хорошая акустика, которая не просто так стала популярной. Просто Cento – это ещё один шаг вперёд. И да, ответственно заявляю, Hertz Cento – пока одни из лучших акустических систем в этой цене, которые мне доводилось детально изучать.

  • Высокое качество изготовления
  • Удачная стыковка НЧ/СЧ звена и твитера
  • Тонально сбалансированное звучание
  • Более естественное и живое звучание на ВЧ

  • Твитеры не любят больших разворотов от слушателя



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-09-25
Усилитель мощности Ground Zero GZIA 1.2000D.

2022-09-25
Морская акустика Deaf Bonce Machete Resistant RX-7E.

2022-09-24
Усилитель мощности Kicx Sound Civilization 6.200.

2022-09-23
Активные сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZCS SW-1000A, Ground Zero GZCS SW-800A.

2022-09-22
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZNT 28SQ, Ground Zero GZTC 165.3X-II.

2022-09-22
Усилитель мощности Kicx HeadShot HS2100.

Почитать

Акустика AMP для BMW и Mercedes-Benz

Финал автозвуковых соревнований EMMA 17-18 сентября 2022 года в Воронеже

Очередной этап EMMA 13 августа 2022 года в городе Тверь

Итоги конкурса EISA 2022 года

7-й автомобильный фестиваль Tuning Open Fest

Посмотреть

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Volkswagen Taos

Музыка для яхты Nimbus 42 Nova

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Новое на форуме

Привет всем! Я все-таки приобрёл audison vrx 4. 300 скажите потянет он мидбасы на фронте focal kx2 и твитеры? Спасибо! . . . . .

Добрый день! Подскажите какие межблочники подобрать для акустики Ground zero gzrc 165.3 sq. Выбираю между Focal ER 5 Gladen CH-Zero 5 . . . . .

Имеется teyes cc2+, фронт Hertz CK 165 (кроссовер), тыл Hertz CX 165, Саб Hertz CS 250 S2 (стелс короб), усилители Pride Quattro plus (4x1 . . . . .

Здравствуйте! Помогите пожалуйста с выбором систем, что бы было более менее! Спасибо! И так: имеется автомобиль Веста св. Голова: Teyes . . . . .

Здравствуйте! Мне очень нужна Ваша помощь! В машине места мало но хотелось бы качественного звука, подскажите какой сюда нужен процессор и . . . . .

Всем привет! Подскажите 4х канальный усилитель на СЧ-ВЧ в размере как Hertz HCP 2. Конечно можно поставить Hertz HCP 4D он прям в идентичн . . . . .

Приветствую. Посоветуйте с выбором коаксиальной акустики в задние двери от усилителя Eton mini 150.4? На фронт установлены Eton PRO 16+ . . . . .

Планы поменялись теперь вместо 2 полосной хочу 3 полосную, усилитель helix m six dsp, сабвуфер стелс helix k10w , бюджет на акустику до 36 . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Ground Zero GZRA 4HD → Хороший усилитель. Тянет миды BLAM WS 6.85 и саб Helix P 12W Precision мостом. . . . . .

Усилитель SoundQubed U4-500 → Отличный усь! Качает dego sp 6.5 в трехполоске и мостом 300 ватную 10-ку в 8 ом . . . . .

Сабвуфер Hertz ES 300D.5 → Слушаю его уже около 5 лет и желания поменять его на что то другое нет. Играет о . . . . .

Акустика Audison Prima AP 6.5P → Неплохое качество изготовления, диаметр катушки и правда выше средних значений, . . . . .

Сабвуфер JBL Stage 810 → Отличный динамик, играет в ЗЯ 6 литров под сидением. Рекомендую. . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-9882Ri → Это лучшая линейка из без процессорных голов от Альпайн, за 12 лет были все: 988 . . . . .

Акустика ESB Audio 3.90 → Поставил себе ESB 3.90 после 5 летней прослушки Ural AS-W50M....господи, какой ж . . . . .

Акустика Dego Upgrade 2.5 T → Играют в тандеме с ESX VE6.2W MkII. В первый месяц выявил неприятные звуки на ка . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70