А posteriori
Детальный тест акустических систем Hertz CK 165 и сравнение новой серии Hertz Cento с серией Hertz Energy


Наконец-то у меня в лаборатории оказалась долгожданная акустика Hertz Cento. И не одна, а вместе с хорошо известной акустикой серии Hertz Energy. Считаю, логично рассматривать их именно так, вместе, ведь Cento не просто приходит на смену Energy, но и разработана на её основе, как говорится, a posteriori, то есть с учётом накопленного практического опыта. Сравнение позволит наглядно увидеть, что изменилось в конструкции, параметрах, и что дали эти изменения в плане звучания.

Впервые об этой акустике я услышал на выездной конференции Elettromedia в Италии в прошлом году, но тогда были показаны лишь первые прототипы. Серия Cento Pro, появилась в том же году, и один из первых серийных комплектов сразу же отправился ко мне в лабораторию. А теперь в Россию пришла и сама серия Cento. На момент теста цена компонентной модели Hertz CK 165 составляет 8990 рублей – это примерно на уровне уходящей модели Energy последнего, пятого поколения Hertz ESK 165.5.



На всякий случай напомню, что Cento читается как "ченто" (а не "центо" или "сенто") и переводится с итальянского как "сто". Вырисовывается эдакая нумерологическая последовательность:

Hertz Mille Legend (Mille переводится как "тысяча"),
Hertz Mille Pro,
Hertz Cento Pro,
Hertz Cento,
Hertz Dieci ("диечи" по-итальянски означает "десять"),
Hertz Uno (переводится как "один").

Есть информация о подготовке в Elettromedia ещё одной серии – Dieci Pro (в модельном ряду она окажется между Dieci и Cento), но только тссс, это пока секрет, и я вам ничего не говорил.

Вообще, итальянцы иногда делятся своими перспективными разработками, но выдают информацию очень дозировано. Скажем, не секрет, что разработки ведутся с использованием одного из самых продвинутых в мире комплексов Klippel. Он имеет модульную структуру, и сейчас в Elettromedia собран один из самых полных комплектов R&D (т. е. для исследований и разработки) в Европе. Однако этой весной на конференции "Чернов Аудио" проскочила информация ещё и об использовании для предварительного моделирования программного обеспечения COMSOL Multiphysics. В совокупности с тем же Klippel это даёт действительно неограниченные инженерные возможности. В общем, смотрим, что это дало на деле.

Первое сравнение Cento и Energy



Традиционно для Hertz, каждый компонент в комплекте имеет своё обозначение. Например, мидбасовые динамики в серии Energy имеют индекс Hertz EV 165.5, а в серии Cento – Hertz C 165.



Узнаваемый рельеф диффузора уступил в место более привычному конусу с криволинейной образующей. Правда, об упрощении речи не идёт, над диффузором хорошенько поработали, на измерениях это будет наглядно видно. В обоих случаях используется прессованная целлюлоза, но разного состава. У серии Energy диффузор имеет полимерное покрытие, у Cento в состав пульпы введена слюда.



Разницу в материалах хорошо видно и по обратной стороне.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Корзины радикальных изменений не претерпели, различия небольшие. Исчезли маленькие окна (толку от них всё равно немного было), появились небольшие подштамповки, слегка изменены состав и фактура покрытия.



Способ крепления подводящих проводников остался тот же. Центрирующие шайбы визуально чуть различаются, но тоже похожи. Клеммные терминалы в Cento стали поинтереснее – в пластиковом корпусе. А сами клеммы стали разных размеров. На эту тему итальянцы лет пять назад организовывали по своим дилерам опрос, и выяснилось что большинство предпочитает всё же традиционные клеммы разного размера.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Магнитные системы в обеих сериях закрыты защитными кожухами. Внешние размеры не изменились, но магниты явно используются другой марки – об этом можно судить хотя бы по их цвету. Детальной информации, правда, на этот счёт от производителя не поступало.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Ну и для полноты – картинка динамика в разрезе, выдернутая из официальной презентации серии Cento.



Твитеры тоже различаются. И первое отличие – в Energy (Hertz ET 26.5) купол перекрыт апертурной шайбой, а в новых Cento (Hertz C 26) он открытый. Задача апертурной шайбы – выравнивать АЧХ когда твитер развёрнут под углом к слушателю (потом на измерениях это будет хорошо видно). Но такие твитеры часто имеют одну неприятную особенность – в большинстве случаев звучание приобретает неестественный акцент на сибилянтах. Проще говоря, могут слишком "цыкать".



С обратной стороны внешних изменений практически нет, геометрия осталась той же.



И снова картинка из официальной презентации.



Монтажная мелочёвка для твитеров в Cento осталась той же, что была у Energy. Собственно, что-то менять тут было незачем.



Кроссоверы Hertz серии Energy не скопировал, наверное, только ленивый. Ну очень знакомые корпуса, не правда ли? И всё же оригинал есть оригинал.



Предположу, что китайцы со временем копий Cento тоже наплодят. Размеры, кстати, у них остались примерно теми же.



Схема кроссовера претерпела небольшие изменения. У Hertz ESK 165.5 кроссы заявлены с разделом на 3 кГц фильтрами 6/12 дБ/октава, а у Hertz СК 165 – 2,5 кГц и 12/12 дБ/октава. Переключатель уровня твитера стал двухпозиционным – "0 дБ" и "+3 дБ". Но особой коррекции, как показало дальнейшее изучение, и не нужно, этого вполне достаточно.



Ну и пару слов о грилях из обоих комплектов. На вкус и цвет, конечно, но новые Cento мне показались более гармоничными.



В этот раз решил поступить так – после первого изучения перейти не сразу к измерениям, а к прослушиванию. А уже потом смотреть – откуда берётся разница в звучании.

Звучание Hertz ESK 165.5



В принципе, характер серии Hertz Energy известен хорошо, поэтому детально описывать его не стану, отмечу лишь основные моменты. Звучание нижних частот уверенное, но аккуратное. Акустика однозначно умеет басить, но не кичится этой способностью – басит ровно настолько, чтобы придать звучанию полновесность и легко передать эстафету сабвуферу. Бас чёткий, при правильной установке не гудит.

Многие упрекали эту акустику в синтетичности верхов. Лёгкие акценты на ВЧ акустика действительно делает, что и создаёт такое впечатление. Через какое-то время к этому звуку привыкаешь, но, откровенно говоря, такая подача верхов всё равно утомляет, особенно при длительном прослушивании.

Звучание Hertz CK 165



Первое ощущение – вокал более живой и какой-то более насыщенный в области нижней середины. Но не в ущерб верхней середине – на стыке мидбаса и твитера звучание лёгкое, не зажатое. На слух такая подача воспринимается естественнее.

Есть ощущение, что полосы стыкованы удачнее – тонально всё сбалансировано, ни один звук не выбивается из общей музыкальной картины. И сам характер ВЧ однозначно изменился в лучшую сторону. У Hertz Cento верха более музыкальны, уже без намёков на синтетику. Всё же открытый купол имеет свои преимущества, удаление апертурной шайбы явно пошло звучанию на пользу.

Лучше всего твитеры звучат при направлении в сторону слушателей. При сильном развороте или под плотными штатными сетками звучание будет терять в воздушности. Подвох тут вот в чём – в беспроцессорных системах при ориентации твитеров в салон звук может сильно привязываться к ближнему динамику. Так что если ставить их в штатные места по принципу "как есть, так есть", акустика лучше всего покажет себя, пожалуй, только в процессорных системах. Благо, головные устройства с задержками сегодня стали очень доступны, да и отдельные процессоры в малом бюджете нынче тоже не редкость.

Нижние частоты по-прежнему передаются без лишнего "жира", но мясисто и насыщенно. На электронной музыке удар плотный, бас-гитара на роке упругая, контрабас в джазе не гудит. Впрочем, с басом и в Hertz Energy особых проблем не было.

Измерения и анализ работы динамиков



Итак, звучание однозначно изменилось в лучшую сторону. Теперь нужно понять причину этих измерений, так что перехожу к самому интересному.



В серии Energy импедансная кривая имеет нехилый горб в области стыка НЧ/СЧ и твитера – частоты настройки ФВЧ и ФНЧ сильно разведены. Обычно такое бывает нужно, когда СЧ/НЧ динамик имеет повышенную отдачу на верхней середине – это позволяет выровнять АЧХ на стыке полос.

Другой момент – характер импеданса на самом верху. Обратите внимание, в Energy при переключении уровня твитера в положение "+2 дБ" импеданс проседает почти до 3 Ом. Не всем усилителям это нравится, так что попытка добавить уровень твитера порой меняет характер звучания не в лучшую сторону. В Cento общий импеданс на ВЧ не проседает ниже 5-омной отметки даже если переключить уровень твитера в "+3 дБ". При таком раскладе усилителю на верхних частотах работается легче, что тоже вносит свою лепту в общий характер звучания.

Измеренные параметры Hertz ESK 165.5:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,40
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 65
  • Qts (полная добротность) – 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,2 дБ


Измеренные параметры Hertz CK 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 63 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,77
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 75
  • Qts (полная добротность) – 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ


При одинаковой степени размятости новые Cento оказались чуть пожёстче, чем Energy, но в целом концепция у динамиков сохранилась.

Правда, работают они при этом совершенно по-разному. Посмотрите, у Energy в области чуть выше 700 Гц наметился перелом АЧХ. На слух (относительно Cento) это воспринимается как небольшая легковесность, отстранённость звучания, будто инструменты и вокалисты чуть отодвинулись от слушателя. И вот почему у Cento вокал воспринимается как более полновесный и живой.



Как и следовало ожидать, в этой области акустическая фаза у Energy имеет небольшой перелом. Несмотря на хитрую рельефную форму диффузора, с жёсткостью у него было не всё так идеально – какие-то механические напряжения в нём всё же гуляли. А диффузор Cento, хоть и выглядит проще, на деле задемпфирован лучше, отсюда и лучшая амплитудная и фазовая линейность.



И ещё обратите внимание на небольшой "торчок" в области выше 10 кГц у Energy. Предположу, что это тоже результат какого-то недодемпфированного резонанса. И хоть он лежит далеко за пределами рабочего диапазона динамика и заметно гасится кроссовером, свою лепту в "окрашивание" звука в какой-то мере тоже вносит.



В плане искажений у Energy, в общем-то, всё было хорошо, так что чего-то криминального у Cento тоже не ожидалось. По этой части обошлось без вопросов.



Теперь твитеры. Посмотрите на графики для Energy – наглядная демонстрация работы апертурного тела. При значительном развороте динамика отдача на самом-самом верху не падает. Правда, при небольших углах разворота АЧХ получается уже чуть более горбатой. Твитеры новых Cento сильно разворачивать не нужно – теряется отдача на самом верху. Но при небольших углах разворота АЧХ стала ровнее.



Собственно, поэтому и возникло ощущение, что у Cento твитер лучше сращивается с мидбасовым динамиком, а ВЧ в целом звучат более слитно, не выделяясь из музыкальной картинки.



В плане фазовой линейности прежние твитеры особых претензий не вызывали, к новым тоже никаких вопросов.



А вот искажений у новых Hertz C 26 чуть меньше, чем у текущих Hertz ET 26.5.



Так что хоть твитеры Cento и похожи на твитеры Energy, предположу, что отличаются они не только отсутствием апертурной шайбы перед куполом. С большой вероятностью внутри они тоже несколько другие.

Выводы



Итак, что можно сказать о новых Cento. Никакого "щас мы как возьмём, замутим всё заново и будет шедевр". Просто взяли текущую серию Energy, проанализировали её проблемы и внесли ровно те изменения, которые реально повлияли на результат. Очень грамотный и взвешенный инженерный подход. Как говорится по латыни, a posteriori, то есть исходя из опыта. Уважаю.

И это при том, что уходящая серия Energy – тоже, в общем-то, хорошая акустика, которая не просто так стала популярной. Просто Cento – это ещё один шаг вперёд. И да, ответственно заявляю, Hertz Cento – пока одни из лучших акустических систем в этой цене, которые мне доводилось детально изучать.

  • Высокое качество изготовления
  • Удачная стыковка НЧ/СЧ звена и твитера
  • Тонально сбалансированное звучание
  • Более естественное и живое звучание на ВЧ

  • Твитеры не любят больших разворотов от слушателя



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70