А posteriori
Детальный тест акустических систем Hertz CK 165 и сравнение новой серии Hertz Cento с серией Hertz Energy


Наконец-то у меня в лаборатории оказалась долгожданная акустика Hertz Cento. И не одна, а вместе с хорошо известной акустикой серии Hertz Energy. Считаю, логично рассматривать их именно так, вместе, ведь Cento не просто приходит на смену Energy, но и разработана на её основе, как говорится, a posteriori, то есть с учётом накопленного практического опыта. Сравнение позволит наглядно увидеть, что изменилось в конструкции, параметрах, и что дали эти изменения в плане звучания.

Впервые об этой акустике я услышал на выездной конференции Elettromedia в Италии в прошлом году, но тогда были показаны лишь первые прототипы. Серия Cento Pro, появилась в том же году, и один из первых серийных комплектов сразу же отправился ко мне в лабораторию. А теперь в Россию пришла и сама серия Cento. На момент теста цена компонентной модели Hertz CK 165 составляет 8990 рублей – это примерно на уровне уходящей модели Energy последнего, пятого поколения Hertz ESK 165.5.



На всякий случай напомню, что Cento читается как "ченто" (а не "центо" или "сенто") и переводится с итальянского как "сто". Вырисовывается эдакая нумерологическая последовательность:

Hertz Mille Legend (Mille переводится как "тысяча"),
Hertz Mille Pro,
Hertz Cento Pro,
Hertz Cento,
Hertz Dieci ("диечи" по-итальянски означает "десять"),
Hertz Uno (переводится как "один").

Есть информация о подготовке в Elettromedia ещё одной серии – Dieci Pro (в модельном ряду она окажется между Dieci и Cento), но только тссс, это пока секрет, и я вам ничего не говорил.

Вообще, итальянцы иногда делятся своими перспективными разработками, но выдают информацию очень дозировано. Скажем, не секрет, что разработки ведутся с использованием одного из самых продвинутых в мире комплексов Klippel. Он имеет модульную структуру, и сейчас в Elettromedia собран один из самых полных комплектов R&D (т. е. для исследований и разработки) в Европе. Однако этой весной на конференции "Чернов Аудио" проскочила информация ещё и об использовании для предварительного моделирования программного обеспечения COMSOL Multiphysics. В совокупности с тем же Klippel это даёт действительно неограниченные инженерные возможности. В общем, смотрим, что это дало на деле.

Первое сравнение Cento и Energy



Традиционно для Hertz, каждый компонент в комплекте имеет своё обозначение. Например, мидбасовые динамики в серии Energy имеют индекс Hertz EV 165.5, а в серии Cento – Hertz C 165.



Узнаваемый рельеф диффузора уступил в место более привычному конусу с криволинейной образующей. Правда, об упрощении речи не идёт, над диффузором хорошенько поработали, на измерениях это будет наглядно видно. В обоих случаях используется прессованная целлюлоза, но разного состава. У серии Energy диффузор имеет полимерное покрытие, у Cento в состав пульпы введена слюда.



Разницу в материалах хорошо видно и по обратной стороне.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Корзины радикальных изменений не претерпели, различия небольшие. Исчезли маленькие окна (толку от них всё равно немного было), появились небольшие подштамповки, слегка изменены состав и фактура покрытия.



Способ крепления подводящих проводников остался тот же. Центрирующие шайбы визуально чуть различаются, но тоже похожи. Клеммные терминалы в Cento стали поинтереснее – в пластиковом корпусе. А сами клеммы стали разных размеров. На эту тему итальянцы лет пять назад организовывали по своим дилерам опрос, и выяснилось что большинство предпочитает всё же традиционные клеммы разного размера.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Магнитные системы в обеих сериях закрыты защитными кожухами. Внешние размеры не изменились, но магниты явно используются другой марки – об этом можно судить хотя бы по их цвету. Детальной информации, правда, на этот счёт от производителя не поступало.

Hertz EV 165.5


Hertz C 165


Ну и для полноты – картинка динамика в разрезе, выдернутая из официальной презентации серии Cento.



Твитеры тоже различаются. И первое отличие – в Energy (Hertz ET 26.5) купол перекрыт апертурной шайбой, а в новых Cento (Hertz C 26) он открытый. Задача апертурной шайбы – выравнивать АЧХ когда твитер развёрнут под углом к слушателю (потом на измерениях это будет хорошо видно). Но такие твитеры часто имеют одну неприятную особенность – в большинстве случаев звучание приобретает неестественный акцент на сибилянтах. Проще говоря, могут слишком "цыкать".



С обратной стороны внешних изменений практически нет, геометрия осталась той же.



И снова картинка из официальной презентации.



Монтажная мелочёвка для твитеров в Cento осталась той же, что была у Energy. Собственно, что-то менять тут было незачем.



Кроссоверы Hertz серии Energy не скопировал, наверное, только ленивый. Ну очень знакомые корпуса, не правда ли? И всё же оригинал есть оригинал.



Предположу, что китайцы со временем копий Cento тоже наплодят. Размеры, кстати, у них остались примерно теми же.



Схема кроссовера претерпела небольшие изменения. У Hertz ESK 165.5 кроссы заявлены с разделом на 3 кГц фильтрами 6/12 дБ/октава, а у Hertz СК 165 – 2,5 кГц и 12/12 дБ/октава. Переключатель уровня твитера стал двухпозиционным – "0 дБ" и "+3 дБ". Но особой коррекции, как показало дальнейшее изучение, и не нужно, этого вполне достаточно.



Ну и пару слов о грилях из обоих комплектов. На вкус и цвет, конечно, но новые Cento мне показались более гармоничными.



В этот раз решил поступить так – после первого изучения перейти не сразу к измерениям, а к прослушиванию. А уже потом смотреть – откуда берётся разница в звучании.

Звучание Hertz ESK 165.5



В принципе, характер серии Hertz Energy известен хорошо, поэтому детально описывать его не стану, отмечу лишь основные моменты. Звучание нижних частот уверенное, но аккуратное. Акустика однозначно умеет басить, но не кичится этой способностью – басит ровно настолько, чтобы придать звучанию полновесность и легко передать эстафету сабвуферу. Бас чёткий, при правильной установке не гудит.

Многие упрекали эту акустику в синтетичности верхов. Лёгкие акценты на ВЧ акустика действительно делает, что и создаёт такое впечатление. Через какое-то время к этому звуку привыкаешь, но, откровенно говоря, такая подача верхов всё равно утомляет, особенно при длительном прослушивании.

Звучание Hertz CK 165



Первое ощущение – вокал более живой и какой-то более насыщенный в области нижней середины. Но не в ущерб верхней середине – на стыке мидбаса и твитера звучание лёгкое, не зажатое. На слух такая подача воспринимается естественнее.

Есть ощущение, что полосы стыкованы удачнее – тонально всё сбалансировано, ни один звук не выбивается из общей музыкальной картины. И сам характер ВЧ однозначно изменился в лучшую сторону. У Hertz Cento верха более музыкальны, уже без намёков на синтетику. Всё же открытый купол имеет свои преимущества, удаление апертурной шайбы явно пошло звучанию на пользу.

Лучше всего твитеры звучат при направлении в сторону слушателей. При сильном развороте или под плотными штатными сетками звучание будет терять в воздушности. Подвох тут вот в чём – в беспроцессорных системах при ориентации твитеров в салон звук может сильно привязываться к ближнему динамику. Так что если ставить их в штатные места по принципу "как есть, так есть", акустика лучше всего покажет себя, пожалуй, только в процессорных системах. Благо, головные устройства с задержками сегодня стали очень доступны, да и отдельные процессоры в малом бюджете нынче тоже не редкость.

Нижние частоты по-прежнему передаются без лишнего "жира", но мясисто и насыщенно. На электронной музыке удар плотный, бас-гитара на роке упругая, контрабас в джазе не гудит. Впрочем, с басом и в Hertz Energy особых проблем не было.

Измерения и анализ работы динамиков



Итак, звучание однозначно изменилось в лучшую сторону. Теперь нужно понять причину этих измерений, так что перехожу к самому интересному.



В серии Energy импедансная кривая имеет нехилый горб в области стыка НЧ/СЧ и твитера – частоты настройки ФВЧ и ФНЧ сильно разведены. Обычно такое бывает нужно, когда СЧ/НЧ динамик имеет повышенную отдачу на верхней середине – это позволяет выровнять АЧХ на стыке полос.

Другой момент – характер импеданса на самом верху. Обратите внимание, в Energy при переключении уровня твитера в положение "+2 дБ" импеданс проседает почти до 3 Ом. Не всем усилителям это нравится, так что попытка добавить уровень твитера порой меняет характер звучания не в лучшую сторону. В Cento общий импеданс на ВЧ не проседает ниже 5-омной отметки даже если переключить уровень твитера в "+3 дБ". При таком раскладе усилителю на верхних частотах работается легче, что тоже вносит свою лепту в общий характер звучания.

Измеренные параметры Hertz ESK 165.5:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 61 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,40
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 65
  • Qts (полная добротность) – 0,55
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,2 дБ


Измеренные параметры Hertz CK 165:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 63 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,77
  • Qes (электрическая добротность) – 0, 75
  • Qts (полная добротность) – 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ


При одинаковой степени размятости новые Cento оказались чуть пожёстче, чем Energy, но в целом концепция у динамиков сохранилась.

Правда, работают они при этом совершенно по-разному. Посмотрите, у Energy в области чуть выше 700 Гц наметился перелом АЧХ. На слух (относительно Cento) это воспринимается как небольшая легковесность, отстранённость звучания, будто инструменты и вокалисты чуть отодвинулись от слушателя. И вот почему у Cento вокал воспринимается как более полновесный и живой.



Как и следовало ожидать, в этой области акустическая фаза у Energy имеет небольшой перелом. Несмотря на хитрую рельефную форму диффузора, с жёсткостью у него было не всё так идеально – какие-то механические напряжения в нём всё же гуляли. А диффузор Cento, хоть и выглядит проще, на деле задемпфирован лучше, отсюда и лучшая амплитудная и фазовая линейность.



И ещё обратите внимание на небольшой "торчок" в области выше 10 кГц у Energy. Предположу, что это тоже результат какого-то недодемпфированного резонанса. И хоть он лежит далеко за пределами рабочего диапазона динамика и заметно гасится кроссовером, свою лепту в "окрашивание" звука в какой-то мере тоже вносит.



В плане искажений у Energy, в общем-то, всё было хорошо, так что чего-то криминального у Cento тоже не ожидалось. По этой части обошлось без вопросов.



Теперь твитеры. Посмотрите на графики для Energy – наглядная демонстрация работы апертурного тела. При значительном развороте динамика отдача на самом-самом верху не падает. Правда, при небольших углах разворота АЧХ получается уже чуть более горбатой. Твитеры новых Cento сильно разворачивать не нужно – теряется отдача на самом верху. Но при небольших углах разворота АЧХ стала ровнее.



Собственно, поэтому и возникло ощущение, что у Cento твитер лучше сращивается с мидбасовым динамиком, а ВЧ в целом звучат более слитно, не выделяясь из музыкальной картинки.



В плане фазовой линейности прежние твитеры особых претензий не вызывали, к новым тоже никаких вопросов.



А вот искажений у новых Hertz C 26 чуть меньше, чем у текущих Hertz ET 26.5.



Так что хоть твитеры Cento и похожи на твитеры Energy, предположу, что отличаются они не только отсутствием апертурной шайбы перед куполом. С большой вероятностью внутри они тоже несколько другие.

Выводы



Итак, что можно сказать о новых Cento. Никакого "щас мы как возьмём, замутим всё заново и будет шедевр". Просто взяли текущую серию Energy, проанализировали её проблемы и внесли ровно те изменения, которые реально повлияли на результат. Очень грамотный и взвешенный инженерный подход. Как говорится по латыни, a posteriori, то есть исходя из опыта. Уважаю.

И это при том, что уходящая серия Energy – тоже, в общем-то, хорошая акустика, которая не просто так стала популярной. Просто Cento – это ещё один шаг вперёд. И да, ответственно заявляю, Hertz Cento – пока одни из лучших акустических систем в этой цене, которые мне доводилось детально изучать.

  • Высокое качество изготовления
  • Удачная стыковка НЧ/СЧ звена и твитера
  • Тонально сбалансированное звучание
  • Более естественное и живое звучание на ВЧ

  • Твитеры не любят больших разворотов от слушателя



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-01-28
Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8.

2023-01-27
Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C.

2023-01-27
Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component.

2023-01-26
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3.

2023-01-26
Акустика Steg MSS 1M.

2023-01-25
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1805-6, InCar TMX2-1805-3, InCar TMX2-1824-3, InCar TMX2-1824-6, InCar TMX2-2301-3, InCar TMX2-2301-6, InCar TMX2-1814-3, InCar TMX2-1814-6, InCar TMX2-1822-3, InCar TMX2-1822-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1815-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1808-3, InCar TMX2-1808-6, InCar TMX2-1811-6, InCar TMX2-1811-3, InCar TMX2-1806-6, InCar TMX2-1806-3, InCar TMX2-1806c-6, InCar TMX2-1806c-3, InCar TMX2-1819-3, InCar TMX2-1819-6, InCar TMX2-1810-3, InCar TMX2-1810-6, InCar TMX2-6303c-3, InCar TMX2-6303c-6, InCar TMX2-6303-3, InCar TMX2-6303-6, InCar TMX2-6301-3, InCar TMX2-6301-6, InCar TMX2-6304c-6, InCar TMX2-6304c-3, InCar TMX2-6304-6, InCar TMX2-6304-3, InCar TMX2-6302-6, InCar TMX2-6302-3, InCar TMX2-6312-3, InCar TMX2-6312-6, InCar TMX2-6312c-3, InCar TMX2-6312c-6, InCar TMX2-4603-3, InCar TMX2-4603-6, InCar TMX2-4601-6, InCar TMX2-4601-3, InCar TMX2-6106-6, InCar TMX2-6106-3, InCar TMX2-6102-3, InCar TMX2-6117-3, InCar TMX2-6109-3, InCar TMX2-6104-6, InCar TMX2-6104-3, InCar TMX2-6105-6, InCar TMX2-6105-3, InCar TMX2-6112-3, InCar TMX2-6112-6, InCar TMX2-2304-3, InCar TMX2-2304-6, InCar TMX2-2303u-6, InCar TMX2-2303u-3, InCar TMX2-2303n-6, InCar TMX2-2303n-3, InCar TMX2-2309-3, InCar TMX2-1410-3, InCar TMX2-1403-3.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Всем доброго дня! Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112 Характеристики: Nominal power 80W Maximum power 160W Sensitivity 92.5 . . . . .

Приветствую всех! Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70