Откуда берётся громкость? Тест «эстрадных» СЧ-динамиков Oris LS-6515 и Oris LS-8015
По правде говоря, поначалу я не хотел делать этот отчёт, поскольку динамики идут вразрез с общепринятыми понятиями о качественном звуке. Но в данном случае это сделано намеренно в угоду одному важному (для многих) свойству – ломовой чувствительности. Проще говоря, они ну очень громкие. Причём выделяются этим даже среди прочей "эстрады". А если так, почему бы не рассмотреть, откуда и какой ценой берётся эта громкость?
Обе модели, приехавшие в лабораторию на измерение, принадлежат к серии LS. Модель Oris LS-6515 имеет размер 6,5 дюймов, а модель LS-8015 – 8 дюймов.
Динамики сделаны по классическим принципам, поэтому на конструкции особо останавливаться не стану. В конечном счёте всё решают не украшательства и декор, а диффузор, подвесы и внутренняя геометрия мотора.
Диффузоры целлюлозные. Условно я называю такой материал "полупрессованным" – пульпа не утрамбована до каменного состояния, а имеет среднюю плотность. Как правило, с такой технологией удаётся сделать диффузоры достаточно лёгкими.
Борьба за их жёсткость ведётся двумя путями. Во-первых, конус имеет криволинейную образующую. Во-вторых, в состав целлюлозной пульпы включены волокнистые добавки (вероятно, хлопок – он чаще всего используется), которые как бы армируют конструкцию.
Да, небольшая, но приятная деталь – защитные грили в комплекте. Достаточно удачные, своей формой они повторяют фирменные грили Rockford Fosgate.
Но это всё лирика, пора перейти к самому главному и смотреть, откуда у этих динамиков берётся громкость.
Измерения и анализ работы динамиков
Первым делом, оба динамика нужно рассматривать именно как среднечастотные. Несмотря на относительно низкую резонансную частоту у 8-дюймовой модели, мидбас должен иметь достаточный ход диффузора, а здесь это как раз принесено в жертву (в том числе и для повышения чувствительности). Как и любые чувствительные "эстрадные" среднечастотники, оба Oris`а короткоходные.
Измеренные параметры Oris LS-6515:
- Fs (собственная резонансная частота) – 117 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 5,7 л
- Qms (механическая добротность) – 4,87
- Qes (электрическая добротность) – 0, 33
- Qts (полная добротность) – 0,31
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,9 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,0 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ
Измеренные параметры Oris LS-8015:
- Fs (собственная резонансная частота) – 83 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 17,4 л
- Qms (механическая добротность) – 5,54
- Qes (электрическая добротность) – 0, 36
- Qts (полная добротность) – 0,34
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ
Игры с материалами диффузора дали свои результаты – подвижки у динамиков не просто лёгкие, а очень лёгкие. А магнитные системы при этом очень сильные. Это как машина для дрэг-рэйсинга – огромный мотор и невесомый кузов. Собственно, вот и главная причина столь высокой опорной чувствительности – она получилась больше 96 дБ.
Обращу внимание, это не какая-то там маркетинговая, а опорная чувствительность, т. е. без учёта неравномерности АЧХ. При таком показателе можно было бы смело писать на коробке 100 дБ, и это было бы не таким уж и большим лукавством.
Но цена столь высокой отзывчивости динамика – неравномерность АЧХ. Во-первых, с таким сильным мотором добротность оказалась невысокой. Это хорошо для контроля динамика усилителем, однако с понижением частоты получается плавный спад АЧХ.
Во-вторых, в моторах явно применено кольцо Фарадея. Это хорошо видно по импедансной кривой (обратите внимание, с ростом частоты импеданс почти не растёт). Кольцо Фарадея как бы компенсирует индуктивность звуковой катушки и попутно уменьшает интермодуляционные искажения в области СЧ и ВЧ. Это хорошо, но одновременно с этим поднимается АЧХ на верхнем краю диапазона.
В итоге АЧХ у обоих динамиков получаются вот такими горбатыми – максимальная отдача приходится на область 2-8 кГц. Звук получается ярким, что ещё больше усиливает субъективное восприятие громкости.
По части искажений всё выглядит в пределах нормы – критическая отметка 5% не пересекается даже на приличной громкости. С понижением частоты, правда, искажения к ней подбираются вплотную, так что сильно распускать их вниз по частоте не нужно. На небольшой громкости можно резать на 120-200 Гц, а на высокой громкости – поднимать как можно выше, чтобы не давать динамикам работать со сколь-нибудь заметным ходом.
Понятно, что невозможно сделать диффузор совсем уж лёгким и одновременно очень жёстким. Графики акустической фазы обычно хорошо показывают, на каких частотах в диффузорах возникают изгибные резонансы – в этих местах появляются резкие перегибы. И это, в свою очередь, отражается и на АЧХ. В данном случае всё выглядит относительно пристойно, особенно для 6,5-дюймового динамика.
Более крупной "восьмёрке" в этом смысле посложнее – в области 600-700 Гц диффузор поддаётся изгибным колебаниям, но совсем уж откровенной ломучести удалось избежать. В остальном всё выглядит примерно как и у 6,5-дюймового динамика.
На самом деле даже удивительно, что у этих динамиков ничего критичного со столь лёгкими диффузорами не происходит, обычно у "эстрады" диффузоры ломает так, что это лучше никому не показывать. Похоже, в Oris Electronics просто используют проверенных поставщиков, а не ляпают похожие диффузоры из туалетной бумаги.
Выводы
Итак, измерения подтвердили – динамики реально очень громкие. Вернее, правильнее сказать – чувствительные, ведь именно чувствительность определяет, насколько громко они будут играть при прочих равных.
Ещё раз подытожу, как это достигнуто. На первый взгляд, всё очень просто – очень лёгкая подвижка и очень сильный мотор. Казалось бы, вот оно, счастье. Но ничто не даётся даром.
Во-первых, сделать лёгкие диффузоры достаточно жёсткими совсем непросто, и в большинстве недорогой автомобильной "эстрады" с этим часто бывают проблемы. В случае с Oris LS, правда, компромиссы найдены достаточно удачно, измерения это наглядно показали.
Во вторых, моторы в таких динамиках в любом случае приходится делать короткоходными, так что про работу в мидбасовом диапазоне можно забыть. Это чистые среднечастотники. Без вариантов. Для мидбасового диапазона нужен ход, и динамики неизбежно получились бы менее чувствительными.
Свой эффект дало и применение кольца Фарадея в магнитной системе. Оно "скомпенсировало" индуктивность звуковой катушки, хорошо сказалось на искажениях в области СЧ и ВЧ, а заодно и подняло отдачу – и это тоже воспринимается как увеличение громкости.
Словом, как всегда, приходится выбирать. Либо ровная АЧХ и басовитость, но умеренная отдача. Либо ломовая отдача и бешеная громкость, но только в области СЧ и ВЧ, уже без мидбасового диапазона. Физику, ребята, ещё никто не обманул.
- Чрезвычайно высокая чувствительность
- При малом весе диффузоров их практически не ломает
- Хорошо играют в области ВЧ и не требуют крупных твитеров
- Высокая отдача возможна только в области СЧ и ВЧ
- В особо громких системах частоту ФВЧ нужно сильно поднимать
Источник: Журнал «Carmus»
|
Мы в Telegram
Мы в ВКонтакте
Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене! При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок! Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj! Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок! Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!
2023-01-28 Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8. 2023-01-27 Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C. 2023-01-27 Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component. 2023-01-26 Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3. 2023-01-26 Акустика Steg MSS 1M. 2023-01-25 Магнитолы InCar: InCar TMX2-1805-6, InCar TMX2-1805-3, InCar TMX2-1824-3, InCar TMX2-1824-6, InCar TMX2-2301-3, InCar TMX2-2301-6, InCar TMX2-1814-3, InCar TMX2-1814-6, InCar TMX2-1822-3, InCar TMX2-1822-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1815-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1808-3, InCar TMX2-1808-6, InCar TMX2-1811-6, InCar TMX2-1811-3, InCar TMX2-1806-6, InCar TMX2-1806-3, InCar TMX2-1806c-6, InCar TMX2-1806c-3, InCar TMX2-1819-3, InCar TMX2-1819-6, InCar TMX2-1810-3, InCar TMX2-1810-6, InCar TMX2-6303c-3, InCar TMX2-6303c-6, InCar TMX2-6303-3, InCar TMX2-6303-6, InCar TMX2-6301-3, InCar TMX2-6301-6, InCar TMX2-6304c-6, InCar TMX2-6304c-3, InCar TMX2-6304-6, InCar TMX2-6304-3, InCar TMX2-6302-6, InCar TMX2-6302-3, InCar TMX2-6312-3, InCar TMX2-6312-6, InCar TMX2-6312c-3, InCar TMX2-6312c-6, InCar TMX2-4603-3, InCar TMX2-4603-6, InCar TMX2-4601-6, InCar TMX2-4601-3, InCar TMX2-6106-6, InCar TMX2-6106-3, InCar TMX2-6102-3, InCar TMX2-6117-3, InCar TMX2-6109-3, InCar TMX2-6104-6, InCar TMX2-6104-3, InCar TMX2-6105-6, InCar TMX2-6105-3, InCar TMX2-6112-3, InCar TMX2-6112-6, InCar TMX2-2304-3, InCar TMX2-2304-6, InCar TMX2-2303u-6, InCar TMX2-2303u-3, InCar TMX2-2303n-6, InCar TMX2-2303n-3, InCar TMX2-2309-3, InCar TMX2-1410-3, InCar TMX2-1403-3.
Концепция восьми дюймов: вниз или вверх? Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20 Дорогая, я уменьшил усилители Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2 Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100 Народный улучшенный Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения Тест универсальной акустики AMP
Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213) Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал Полная шумоизоляция Renault Duster II Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50 Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже
Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . . Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . . Всех приветствую. Нужен совет по установке...
Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . . Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . . Добрый день.
Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW.
Система DLS XCK-RC6.3i . . . . . Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . . Всем доброго дня!
Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112
Характеристики:
Nominal power 80W
Maximum power 160W
Sensitivity 92.5 . . . . . Приветствую всех!
Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .
Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . . Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . . Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . . Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . . Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . . Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . . Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . . Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .
Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70 Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70 Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70
|