Физика широкой полосы
Тест широкополосных 3-дюймовых динамиков динамиков Audible Physics NZ3


Весной этого года в лабораторию CARMUS попала топовая акустика уровня High End от не очень известного у нас производителя Audible Physics. Помнится, тогда она весьма впечатлила своим инженерным уровнем – соответствующий отчёт по этому поводу имеется. И тогда же в модельном ряду я заприметил несколько широкополосников, которые сам Rishi S Gurbani (владелец бренда и разработчик динамиков) назвал аж одними из лучших в мире. Понятно, я скептически отнёсся к этим словам, но для себя отметил – было бы неплохо изучить их поближе. И вот, такая возможность подвернулась.

Сразу отмечу – эти 3-дюймовые "ширики" не из дешёвых – их цена составляет что-то около 42000 рублей за пару. Внешне, впрочем, никаких признаков "лакшери". Разве медно-золотистый цвет колпачка как-то обращает на себя внимание. Но если присмотреться повнимательнее, то в конструкции всё не так просто, и можно заметить много интересных решений.



Диффузор выполнен из алюминиевого сплава. Точно этот материал идентифицировать не берусь, но в линейке Audible Physics есть модель NZ3 AlBe, в которой конус и колпачок имеют одинаковый золотистый цвет – для неё материал диффузоров обозначен как Al/Be (алюминий + бериллий). Как бы то ни было, использование алюминия в диффузорах этой модели вопросов не вызывает.



Корзина – литая, имеет стандартные (для 3-дюймового динамика) посадочные размеры. Диаметр монтажного отверстия – 72 мм, внешний диаметр – 92 мм. Монтажная глубина динамика – 38 мм.



В комплекте идут кольца внешним диаметром 97 мм с сетками.



Самое интересное – это магнитная система с кольцевым неодимовым магнитом. Обратите внимание на верхнюю шайбу магнитопровода – её высота 8 мм. Мотор здесь андерханговый (underhung), т. е. звуковая катушка полностью находится внутри магнитного зазора. Судя по описанию, длина её намотки составляет 3 мм.

Если посчитать, то ход должен составить что-то около 5 мм peak-to-peak, но в описании указано значение 8 мм. Не берусь утверждать на все сто процентов, но косвенно это может говорить о том, что внутренняя геометрия магнитопровода несколько сложнее, чем это видно снаружи.



Преимуществ у андерханговой системы сразу несколько. Во-первых, катушка всегда работает вся целиком, у неё нет "нерабочих" витков вне магнитного зазора. А это значит, что усилитель контролирует динамик намного лучше, и динамик точнее реагирует на подаваемый сигнал.

Во-вторых, у коротких катушек линейность перемещения в зазоре практически идеальная. Иными словами, пока она движется в пределах магнитного зазора, искажения будут очень и очень низкими. Правда, при выходе из зазора искажения растут резко, но для СЧ/ВЧ динамика запас хода, мягко говоря, достаточный, по факту катушка будет находиться в зазоре всегда.

И да, если присмотреться к фотографиям выше, то можно заметить ещё одну деталь – осевое отверстие в керне магнитной системы и отверстия в каркасе звуковой катушки. Усиленная вентиляция здесь нужна не столько для охлаждения, сколько для декомпрессии – чтобы при работе динамика под колпачком не образовывалась "воздушная подушка".

А в чём проблема сделать нормальный широкополосник?



Сделаю маленькое отступление. В чём проблема всех "шириков"? Первая и самая очевидная – это размеры. Начиная с нескольких кГц и выше длина волны становится сопоставимой с размерами самого диффузора, начинает проявляться интерференция волн, излучаемых разными точками диффузора, и динамик как минимум становится чувствителен к углу разворота (модальный режим). Фактически, он перестаёт быть даже отдалённо похож на идеальный точечный излучатель.

Вторая проблема – внизу рабочего диапазона. Чем меньше динамик, тем тяжелее ему работается внизу. А увеличивать размер тоже нецелесообразно, причина – смотри пункт 1. К тому же чем больше диффузор, тем тяжелее подвижка, что на качестве ВЧ как бы тоже не лучшим образом сказывается.

Третья проблема – жёсткость диффузора. В тонких и жёстких слишком сильно начинают проявляться внутренние механические напряжения, динамики начинают окрашивать звук и сыпать призвуками (на графике акустической фазы это проявляется в виде резких переломов). Любое демпфирование для гашения таких резонансов приводит к утяжелению подвижки – и опять мы вернулись с чего начали…

Короче, сделать нормальный широкополосник – задача архисложная. Улучшаем работу внизу рабочего диапазона – теряем верх и превращаем динамики в банальный среднечастотник. Улучшаем работу вверху – теряем отдачу внизу.

Так нужно ли вообще заморачиваться с "шириками"? Уверен, смысл в этом есть. Особенно в автомобиле, когда динамики работают в ближнем поле, и правильно расположить СЧ и ВЧ друг относительно друга не всегда возможно. Широкополосник, работающий как СЧ/ВЧ звено в этом смысле ближе всех остальных решений к идеальному точечному (ну или, если хотите, когерентному) излучателю.

Измерения и анализ работы динамиков



Итак, смотрим, что получилось у Риши, и почему он так гордится своими NZ3. Для начала после небольшой разминки снял электромеханические параметры.



Измеренные параметры Audible Physics NZ3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 112 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 1,47
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,5 дБ


Пока всё предсказуемо – чрезвычайно лёгкая подвижка, достаточно сильный для такого динамика мотор. Всё говорит о присутствии в магнитной системе кольца Фарадея (короткозамкнутый виток) – даже на 20 кГц импедансная кривая едва пересекает отметку 5 Ом. Минимальный импеданс не просаживается ниже 3,5 Ом, так что неприятных сюрпризов при взаимодействии с усилителем можно не ждать.

Дальше – интереснее. АЧХ по оси и под углами 30 и 60 градусов. Описание говорит, что динамики оптимизированы для прослушивания при их развороте не более 20 градусов. Судя по всему, так оно и есть – наиболее ровная АЧХ получается как раз при лёгком отклонении от оси. Небольшой подъём вверху – на деле пойдёт только в плюс.



Но задрать АЧХ наверху – не такая уж и большая проблема. Меня больше интересовало поведение динамика в диапазоне частот, в котором обычно начинается "ломка" диффузора и фазовая свистопляска. Проследить это наглядно можно, к примеру, с помощью графика акустической фазы:



А тут, как оказалось, всё на удивление хорошо. Небольшие колебания фазы на самом верху – неизбежность, поскольку размеры динамика соразмерны с длинами волн. При этом график фазы не падает вниз, как это часто бывает, а образует некое подобие полочки. С точки зрения правильности звука это, пожалуй, наиболее правильное поведение динамика.

Небольшое возмущение фазы есть в районе 2 кГц, и это, пожалуй, единственное, к чему действительно можно придраться. Если посмотреть, как это отразилось на АЧХ, то получается, что сам динамик требует небольшой эквализации лишь в районе 2,5 кГц (если следовать рекомендации и не разворачивать динамик больше 10-20 градусов). Вся остальная эквализация, которая может потребоваться в конкретной инсталляции – это будет уже исправление особенностей оформления.

Ну и, наконец, анализ искажений и их характера. При обычной громкости КГИ приближается к критической 5-процентной отметке ниже 200 Гц, но из-за размеров резать динамик так низко всё равно смысла нет. А при настройке ФВЧ в районе привычных для 3-дюймовых динамиков 350-400 Гц каких-то особых проблем не наблюдается. Ниже, в силу физических размеров динамика, резать смысла всё равно нет.



Описание рекомендует ставить динамики в объёмы от 0,5 литров и выше, и это, пожалуй, верное решение. В крайнем случае, при невозможности выгородить такой объём, я бы поэкспериментировал с открытым оформлением и заполнением пространства непосредственно за динамиком чем-нибудь вроде синтепона, поиграв с его плотностью.

Звучание и выводы



С инженерной точки зрения NZ3 действительно получились очень интересными. Можно сказать, даже выдающимися. По крайней мере, в них удалось решить многие проблемы, свойственные широкополосникам. Вернее, найти очень удачный компромисс, поскольку обмануть физику вроде как ещё никому не удавалось.

Звучание тонально ровное, без откровенных резаков. Эквализация действительно требуется минимальная, что для "шириков" нетипично. Правда, динамики явно требуют длительной разминки. Будучи новыми, из-за слишком "вязких" подвесов они заметно смазывают импульс, из-за чего звучание поначалу кажется зажатым. С разминкой же звучание заметно меняется в лучшую сторону. Даже пары дней фонового прослушивания хватило, чтобы звучание радикально изменилось – начало приобретать ясность и открытость. Да и после основной программы тестирования, когда они просто играли фоном несколько дней, звучание продолжало меняться.

Характер звучания в целом можно описать как нейтральный. В нём нет классической шёлковой теплоты на верхних частотах, но оно и не откровенно металлическое. Сцена рисуется глубоко и просторно – отсутствие фазовой колбасни даёт свои результаты. Привязки звука к динамикам не наблюдается, хотя тут во многом ещё и усилитель должен сыграть свою роль.

Поэкспериментировав с различной ориентацией динамиков, пришёл к выводу, что NZ3 действительно можно спокойно использовать как широкополосные – при их направлении в торону слушателей недостатка в верхних частотах не будет. При более сильных разворотах я бы присмотрел к ним в пару супертвитеры, в простейшем случае просто подключив их параллельно через небольшие конденсаторы. Но лучше всё же заморочиться с правильными подиумами, оно того стоит.

  • Не требуют сильной эквализации
  • Редкая для широкополосников фазовая характеристика
  • Низкие искажения
  • Лояльность к акустическому оформлению

  • Требуют тщательности при выборе ориентации
  • Могут достаточно долго разминаться

Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70