Физика широкой полосы
Тест широкополосных 3-дюймовых динамиков динамиков Audible Physics NZ3


Весной этого года в лабораторию CARMUS попала топовая акустика уровня High End от не очень известного у нас производителя Audible Physics. Помнится, тогда она весьма впечатлила своим инженерным уровнем – соответствующий отчёт по этому поводу имеется. И тогда же в модельном ряду я заприметил несколько широкополосников, которые сам Rishi S Gurbani (владелец бренда и разработчик динамиков) назвал аж одними из лучших в мире. Понятно, я скептически отнёсся к этим словам, но для себя отметил – было бы неплохо изучить их поближе. И вот, такая возможность подвернулась.

Сразу отмечу – эти 3-дюймовые "ширики" не из дешёвых – их цена составляет что-то около 42000 рублей за пару. Внешне, впрочем, никаких признаков "лакшери". Разве медно-золотистый цвет колпачка как-то обращает на себя внимание. Но если присмотреться повнимательнее, то в конструкции всё не так просто, и можно заметить много интересных решений.



Диффузор выполнен из алюминиевого сплава. Точно этот материал идентифицировать не берусь, но в линейке Audible Physics есть модель NZ3 AlBe, в которой конус и колпачок имеют одинаковый золотистый цвет – для неё материал диффузоров обозначен как Al/Be (алюминий + бериллий). Как бы то ни было, использование алюминия в диффузорах этой модели вопросов не вызывает.



Корзина – литая, имеет стандартные (для 3-дюймового динамика) посадочные размеры. Диаметр монтажного отверстия – 72 мм, внешний диаметр – 92 мм. Монтажная глубина динамика – 38 мм.



В комплекте идут кольца внешним диаметром 97 мм с сетками.



Самое интересное – это магнитная система с кольцевым неодимовым магнитом. Обратите внимание на верхнюю шайбу магнитопровода – её высота 8 мм. Мотор здесь андерханговый (underhung), т. е. звуковая катушка полностью находится внутри магнитного зазора. Судя по описанию, длина её намотки составляет 3 мм.

Если посчитать, то ход должен составить что-то около 5 мм peak-to-peak, но в описании указано значение 8 мм. Не берусь утверждать на все сто процентов, но косвенно это может говорить о том, что внутренняя геометрия магнитопровода несколько сложнее, чем это видно снаружи.



Преимуществ у андерханговой системы сразу несколько. Во-первых, катушка всегда работает вся целиком, у неё нет "нерабочих" витков вне магнитного зазора. А это значит, что усилитель контролирует динамик намного лучше, и динамик точнее реагирует на подаваемый сигнал.

Во-вторых, у коротких катушек линейность перемещения в зазоре практически идеальная. Иными словами, пока она движется в пределах магнитного зазора, искажения будут очень и очень низкими. Правда, при выходе из зазора искажения растут резко, но для СЧ/ВЧ динамика запас хода, мягко говоря, достаточный, по факту катушка будет находиться в зазоре всегда.

И да, если присмотреться к фотографиям выше, то можно заметить ещё одну деталь – осевое отверстие в керне магнитной системы и отверстия в каркасе звуковой катушки. Усиленная вентиляция здесь нужна не столько для охлаждения, сколько для декомпрессии – чтобы при работе динамика под колпачком не образовывалась "воздушная подушка".

А в чём проблема сделать нормальный широкополосник?



Сделаю маленькое отступление. В чём проблема всех "шириков"? Первая и самая очевидная – это размеры. Начиная с нескольких кГц и выше длина волны становится сопоставимой с размерами самого диффузора, начинает проявляться интерференция волн, излучаемых разными точками диффузора, и динамик как минимум становится чувствителен к углу разворота (модальный режим). Фактически, он перестаёт быть даже отдалённо похож на идеальный точечный излучатель.

Вторая проблема – внизу рабочего диапазона. Чем меньше динамик, тем тяжелее ему работается внизу. А увеличивать размер тоже нецелесообразно, причина – смотри пункт 1. К тому же чем больше диффузор, тем тяжелее подвижка, что на качестве ВЧ как бы тоже не лучшим образом сказывается.

Третья проблема – жёсткость диффузора. В тонких и жёстких слишком сильно начинают проявляться внутренние механические напряжения, динамики начинают окрашивать звук и сыпать призвуками (на графике акустической фазы это проявляется в виде резких переломов). Любое демпфирование для гашения таких резонансов приводит к утяжелению подвижки – и опять мы вернулись с чего начали…

Короче, сделать нормальный широкополосник – задача архисложная. Улучшаем работу внизу рабочего диапазона – теряем верх и превращаем динамики в банальный среднечастотник. Улучшаем работу вверху – теряем отдачу внизу.

Так нужно ли вообще заморачиваться с "шириками"? Уверен, смысл в этом есть. Особенно в автомобиле, когда динамики работают в ближнем поле, и правильно расположить СЧ и ВЧ друг относительно друга не всегда возможно. Широкополосник, работающий как СЧ/ВЧ звено в этом смысле ближе всех остальных решений к идеальному точечному (ну или, если хотите, когерентному) излучателю.

Измерения и анализ работы динамиков



Итак, смотрим, что получилось у Риши, и почему он так гордится своими NZ3. Для начала после небольшой разминки снял электромеханические параметры.



Измеренные параметры Audible Physics NZ3:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 112 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 1,47
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,50
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,5 дБ


Пока всё предсказуемо – чрезвычайно лёгкая подвижка, достаточно сильный для такого динамика мотор. Всё говорит о присутствии в магнитной системе кольца Фарадея (короткозамкнутый виток) – даже на 20 кГц импедансная кривая едва пересекает отметку 5 Ом. Минимальный импеданс не просаживается ниже 3,5 Ом, так что неприятных сюрпризов при взаимодействии с усилителем можно не ждать.

Дальше – интереснее. АЧХ по оси и под углами 30 и 60 градусов. Описание говорит, что динамики оптимизированы для прослушивания при их развороте не более 20 градусов. Судя по всему, так оно и есть – наиболее ровная АЧХ получается как раз при лёгком отклонении от оси. Небольшой подъём вверху – на деле пойдёт только в плюс.



Но задрать АЧХ наверху – не такая уж и большая проблема. Меня больше интересовало поведение динамика в диапазоне частот, в котором обычно начинается "ломка" диффузора и фазовая свистопляска. Проследить это наглядно можно, к примеру, с помощью графика акустической фазы:



А тут, как оказалось, всё на удивление хорошо. Небольшие колебания фазы на самом верху – неизбежность, поскольку размеры динамика соразмерны с длинами волн. При этом график фазы не падает вниз, как это часто бывает, а образует некое подобие полочки. С точки зрения правильности звука это, пожалуй, наиболее правильное поведение динамика.

Небольшое возмущение фазы есть в районе 2 кГц, и это, пожалуй, единственное, к чему действительно можно придраться. Если посмотреть, как это отразилось на АЧХ, то получается, что сам динамик требует небольшой эквализации лишь в районе 2,5 кГц (если следовать рекомендации и не разворачивать динамик больше 10-20 градусов). Вся остальная эквализация, которая может потребоваться в конкретной инсталляции – это будет уже исправление особенностей оформления.

Ну и, наконец, анализ искажений и их характера. При обычной громкости КГИ приближается к критической 5-процентной отметке ниже 200 Гц, но из-за размеров резать динамик так низко всё равно смысла нет. А при настройке ФВЧ в районе привычных для 3-дюймовых динамиков 350-400 Гц каких-то особых проблем не наблюдается. Ниже, в силу физических размеров динамика, резать смысла всё равно нет.



Описание рекомендует ставить динамики в объёмы от 0,5 литров и выше, и это, пожалуй, верное решение. В крайнем случае, при невозможности выгородить такой объём, я бы поэкспериментировал с открытым оформлением и заполнением пространства непосредственно за динамиком чем-нибудь вроде синтепона, поиграв с его плотностью.

Звучание и выводы



С инженерной точки зрения NZ3 действительно получились очень интересными. Можно сказать, даже выдающимися. По крайней мере, в них удалось решить многие проблемы, свойственные широкополосникам. Вернее, найти очень удачный компромисс, поскольку обмануть физику вроде как ещё никому не удавалось.

Звучание тонально ровное, без откровенных резаков. Эквализация действительно требуется минимальная, что для "шириков" нетипично. Правда, динамики явно требуют длительной разминки. Будучи новыми, из-за слишком "вязких" подвесов они заметно смазывают импульс, из-за чего звучание поначалу кажется зажатым. С разминкой же звучание заметно меняется в лучшую сторону. Даже пары дней фонового прослушивания хватило, чтобы звучание радикально изменилось – начало приобретать ясность и открытость. Да и после основной программы тестирования, когда они просто играли фоном несколько дней, звучание продолжало меняться.

Характер звучания в целом можно описать как нейтральный. В нём нет классической шёлковой теплоты на верхних частотах, но оно и не откровенно металлическое. Сцена рисуется глубоко и просторно – отсутствие фазовой колбасни даёт свои результаты. Привязки звука к динамикам не наблюдается, хотя тут во многом ещё и усилитель должен сыграть свою роль.

Поэкспериментировав с различной ориентацией динамиков, пришёл к выводу, что NZ3 действительно можно спокойно использовать как широкополосные – при их направлении в торону слушателей недостатка в верхних частотах не будет. При более сильных разворотах я бы присмотрел к ним в пару супертвитеры, в простейшем случае просто подключив их параллельно через небольшие конденсаторы. Но лучше всё же заморочиться с правильными подиумами, оно того стоит.

  • Не требуют сильной эквализации
  • Редкая для широкополосников фазовая характеристика
  • Низкие искажения
  • Лояльность к акустическому оформлению

  • Требуют тщательности при выборе ориентации
  • Могут достаточно долго разминаться

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке штатного головного устройства Prology установка в подарок!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2019-11-13
Сабвуферы Ground Zero: Ground Zero GZCS 200BMW-SW4, Ground Zero GZNW 18SPL-Xflex.

2019-11-13
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCC 165.2SQL, Ground Zero GZCC 200.2SQL, Ground Zero GZCK 165XSPL, Ground Zero GZCK 200XSPL, Ground Zero GZCK 250XSPL, Ground Zero GZCM 10.0SPL, Ground Zero GZCM 6.5SPL, Ground Zero GZCM 8.0SPL, Ground Zero GZRC 165.2SQ-ACT, Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT, Ground Zero GZTC 165.3, Ground Zero GZTC 165.3-ACT.

2019-11-13
Усилитель мощности Ground Zero GZCA 4.200-4.

2019-11-13
Акустика Aura: Aura SM-C654v3, Aura SM-C804v3.

2019-11-12
Сабвуферы Pioneer: Pioneer TS-A2000LB, Pioneer TS-A2000LD2, Pioneer TS-WX1010LA, Pioneer TS-WX1210AH, Pioneer TS-WX1220AH.

2019-11-11
Магнитолы InCar: InCar 82-1401R, InCar 82-1901, InCar 82-2401, InCar 82-3301, InCar 82-6102, InCar 82-6301, InCar 82-7701, InCar 82-7702, InCar 82-7703, InCar 82-7704, InCar 83-6301, InCar 84-1401R, InCar 84-6201, InCar 85-1401R, InCar 87-1204, InCar DTA-1701, InCar DTA-1707, InCar DTA-6104, InCar DTA-6301, InCar XTA-1701, InCar XTA-1707, InCar XTA-6104, InCar XTA-6301, InCar XTA-6303, InCar AHR-0886, InCar AHR-1522, InCar AHR-1861, InCar AHR-1883, InCar AHR-1888, InCar AHR-1889, InCar AHR-2233, InCar AHR-2234, InCar AHR-2235.

2019-11-10
Сабвуферы Aura: Aura Fireball-10, Aura Fireball-12.

2019-11-09
Магнитола Kenwood KMM-BT206.

Почитать

Virtuos'ное сведение и FIR'менный звук

Бездисковый ресивер Pioneer MVH-S520BT

Звуковые процессоры Resolut

Процессоры Resolut

Как устроена легенда
Тест акустических систем Audison Thesis II (TH K2 II A Coro)

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка мультимедийной аудиосистемы в Hyundai H-1

Аудиосистема в Mercedes C-class W205

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai J11

Alpine iLX-W650BT

Pioneer AVH-Z5200BT

Новое на форуме

Здравствуйте. Подскажите через какой преобразователь уровня сигнала будет качественный звуковой сигнал audio System HLC4 Plus или Helix AAC.3? Сигнал берётся от штатного усилителя/тюнера штатного гу m . . . . .

здравствуйте у меня система 4 канальник mb quart и моноблок фронт focal perfomace 165f подключены поканально мафон alpine 92bt. Вопрос какие настройки поставить на самом усилке lpf и hpf на мафоне сам . . . . .

День добрый, меломаны! Знатоки, подскажите, что из себя представляет моноблок Alpine S-A60M? Хочу его поставить на работу с сабвуфером sws1223d. Фрон Mopel tempo 6, тыл Morel tempo coax 6, под рук . . . . .

Здравствуйте. Подскажите - машина kia ceed jd (2поколение),магнитола Pioneer avh-z9200bt. Что нужно что бы подружить штатные кнопки на руле? И какой переходник для подключения самой магнитолы к авто? . . . . .

Здравствуйте. Собрал на днях корпус сабвуфера. ЗЯ на 15л. под динамик Focal Performance Expert P25F. Вопрос у меня такой, подойдет ли к этому сабу моноблок Focal FPS 1.500. Почему этот моноблок, это . . . . .

Всем привет. В сети наткнулся на информацию, что clarion/Addzest APA очень хороши на сч вч в SQ системах. Стал копать а их там 8 корпусов разных. Кто подскажет, какие самые певучие? . . . . .

Здравствуйте нужен совет. Есть желание собрать качественный фронт и по мере возможности громкий. 1.Из компонентов выбрал две пары Pride Diamond 8" и 1 одну пару Herz 165.3 ( имеется в наличии ) и дв . . . . .

Добрый день! Ищу помощь от знатоков звука. Установлены ГУ Kenwood kmm bt305, усь audio system m-90.4, morel tempo ultra 602, саб 10дюймов alpine. Один из твитеров замолчал и после восстановления (неуд . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-X4500DVD → аппарат нравится,хороший дизайн,акустика,но....плохо работает сенсорная система сдавал раз в ремонт.сейчас вот опять та . . . . .

Сабвуфер Kicker 44CVX104 → Отличный Саб! Купил после обзора Антона Николаева. Играет от Pioneer GM-D9701. Искал десятку под рокешник и металюгу, ч . . . . .

Сабвуфер MTX RT15-04 → Играет пока в ЗЯ на 50л.в планах изготовить ящик с щелевым портом по рекомендуемым параметрам завода,тут будет на много . . . . .

Сабвуфер Kicker 44CVX104 → Отличный Саб! Купил после обзора Антона Николаева. Играет от Pioneer GM-D9701. Искал десятку под рокешник и металюгу, ч . . . . .

Автомагнитола Kenwood KMM-BT305 → Слов нет.После 361 новый уровень.Прием на отлично.Тембр вообще лучше не трогать,по умолчанию играет так как надо.К блюпу . . . . .

Акустика Alpine SPG-69C2 → Колонки качают на ура!!! Хороший бас и высокие тож хорошо проигрывают ухо не режет середина тож хорошо отыгрывает от гол . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEX-P99RS → Привет,кто бы что не пустомелил о высоких,средных и тд,а я обожаю эту вещь.Были всякие кенвуды,сони,пионер 88ой,но этот . . . . .

Автомагнитола Prology MDD-705 → Работала у меня с 2007 года как купил машину... На днях ехал по городу, она вдруг резко сама заорала, перестала регулиро . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Pioneer SPH-DA130DAB в Toyota Allion

Акустика Eton POW 172.2 Compression в Honda Civic 5D

Акустика Eton WPOW 172.2 в Honda Civic 5D

Акустика DLS Nobelium 6.2 в Subaru Impreza

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5100BT в Hyundai Tucson