Реальная Utopia
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Focal Utopia M


Ну вот наконец-то и дошли руки с пристрастием протестировать новые Focal Utopia M. Правда, не все компоненты, а для начала комплект для двухполоски – НЧ/СЧ динамики Utopia 6WM и твитеры Utopia TBM. Компоненты флагманские, но не думайте, я сразу же буду их хвалить и восхищаться. Раз Focal заявляет, что это самая лучшая акустика на планете, то и подходить к её изучению нужно критически, громкие слова требуют подтверждения. В общем, постараюсь оценить, как инженерам лаборатории Жака Мауля удалось вписаться в законы физики звукоизвлечения.

Что касается подачи и первого впечатления, то тут, конечно, всё безукоризненно. Матово-чёрная упаковка одним своим видом создаёт флёр дорогой вещи, из-за чего динамики хочется брать в руки как можно бережнее. Впрочем, цены в накладной как бы тоже заставляют быть собраннее.



Если новые твитеры (Focal TBM) с первого взгляда ещё похожи на предыдущее поколение (хотя внутри они совсем другие, потом сами увидите), то НЧ/СЧ динамики (Focal 6WM) выглядят совсем экстравагантно.



Диффузор имеет необычный М-образный профиль. Снизу по ребру прикреплена звуковая катушка – её диаметр составляет 80 мм. Такая сложная форма даёт редкую для динамиков конструктивную жёсткость – катушка толкает диффузор не как обычно, за вершину конуса, а заставляет его работать в прямом смысле подобно поршню. Причём практически во всём своём частотном диапазоне – изгибные моды при такой конструкции отсутствуют как класс.



Материал диффузора – сэндвич со средним слоем из вспененного полимера, его структуру хорошо видно по внешнему краю диффузора. В таких слоёных композитах Focal, пожалуй, преуспел как никакой другой производитель автомобильных динамиков.



Понятно, что при столь немаленьком диаметре катушки магнитная система имеет обращённую конструкцию, т. е. сам магнит расположен внутри катушки, а снаружи – только магнитопровод. Магнит неодимовый, в описании указан диаметр 75 мм. Намотка звуковой катушки – проводом CCAW.



Центрирующая шайба с такой катушкой получилась относительно узкой, но её внешний диаметр сделан максимально возможным. В итоге для заявленного линейного хода 5,5 мм её ширины, в принципе, вполне достаточно. Профиль прогрессивный, т. е. шаг "волн" ближе к центру и ближе к краям разный.



Верхний подвес – тоже не так прост, как можно было бы предположить. Кольцевые утолщения – средство для гашения резонансов, с ними подвес ведёт себя более корректно, а не колышется как желейная масса. Подобное решение в Focal назвали TMD (Tuned Mass Damper), и его можно встретить, кстати, и в других динамиках Focal, например, в серии K2 Power.



Твитер похож на предыдущий только на первый взгляд. Действительно, у него осталась та же вытянутая форма корпуса и тот же принцип установки – он крепится четырьмя винтами к литой металлической установочной "чашке". Разве что нежный бериллиевый обращённый купол теперь закрыт несъёмной сеточкой. Кстати, вот за это разработчикам отдельное спасибо: кто хоть раз чувствовал боль (и попадалово на приличную сумму денег) от случайно примагнитившейся биты или какого-нибудь винта – тот поймёт.



Если же рассмотреть твитер повнимательнее, то можно заметить, что плоский подвес уступил место в новом TBM более привычному, с волнообразной формой. Это призвано увеличить линейный ход излучающего элемента, чтобы твитер мог увереннее работать на более низких частотах.

Если снять чашку, открываются более существенные отличия от предшественника. Теперь Focal TBM имеет практически открытое оформление – вместо закрытой камеры с тыльной стороны имеется просто вставка акустического сопротивления из пористого материала (похож на поролон, но плотнее).



При этом в комплекте всё же идут пластиковые чашки, которые превращают акустическое оформление в более привычное закрытое. Разница получается заметной, её хорошо видно на измерениях и, главное, хорошо слышно.



Измерения



Для начала снял электромеханические параметры. Совпадение с заявкой для 6WM достаточно точное, это хорошо. Что касается твитера Focal TBM, то по графикам это не слишком очевидно, но, к примеру, его резонансная частота без камеры составляет, судя по описанию… 280 Гц. Ещё раз – двести восемьдесят. Да, для твитера. До этого момента чего-то подобного в автомобильных высокочастотниках я ещё не встречал.



Заявленные / фактические параметры Focal 6WM:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц / 69 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л / 8,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,5 / 9,25
  • Qes (электрическая добротность) – 0,86 / 0,85
  • Qts (полная добротность) – 0,79 / 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,5 г / 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,4 Тл м / 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,7 Ом / 2,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,3 дБ / 87,2 дБ


Первое, что сразу же привлекло внимание в параметрах 6WM – наконец хоть кто-то вспомнил классику жанра – высокую механическую добротность. И по заявке, и по измерениям она получилась порядка 10, что нынче встречается очень редко.

Как показали наблюдения за много лет измерений и работы с динамиками, излучатели с чрезвычайно вязкими подвесами (низким Qms) звучат до безобразия скучно – без драйва и хлёсткости в мидбасовом диапазоне. Динамики с высоким Qms в этом плане обычно более эмоциональны. Впрочем, полная добротность в любом случае задаётся в основном электрической составляющей Qes, и тут всё однозначно – динамики для дверной установки, и в корпусах им делать нечего.

Идём дальше. АЧХ удивила – Focal 6WM не просто может спокойно работать в двухполоске, но и даёт при этом некоторую свободу в выборе частот раздела. Играет высоко, так что мучительно настраивать раздел полос, подтягивая НЧ/СЧ звено к твитеру, тут не придётся. Да это и на слух, кстати, тоже хорошо слышно – звучание на верхнем краю СЧ диапазона достаточно лёгкое, без потери динамики.



Фаза практически не беснуется – спасибо жёсткому диффузору. Никаких признаков его "ломки" нет и в помине. На ВЧ необычная М-образная форма даёт о себе знать, но тут уж никуда не денешься – когда длины волн становятся сопоставимыми с размерами диффузора, интерференция неизбежна.



По искажениям всё в пределах нормы. С повышением частоты, пожалуй, они падают даже ниже обычного. И я подозреваю, что не в последнюю роль в этом играет короткозамкнутый виток (кольцо Фарадея) в магнитной системе – судя по кривой импеданса он здесь есть, с ростом частоты график почти не ползёт вверх.



С твитерами интереснее. С камерой и без камеры разница получается весьма существенной, и в основном – до 8-10 кГц. По крайней мере, по графикам. На слух – разница слышна во всём диапазоне их работы.

Для начала снял характеристики без камеры. Видно, что с понижением частоты амплитуда колебаний растёт. Предположу, причина тому – отсутствие механического сопротивления движению бериллиевого купола.



При этом хоть Fs и получается неприлично низкой, сильно опускать частоту ФВЧ я бы точно не стал – ниже 7 кГц искажения начинают расти и к отметке 3 кГц вплотную подходят к критическому для твитеров уровню 1%.



Попробовал на слух, и предположение только подтвердилось – ниже 6 кГц я бы точно частоту раздела не опускал. Похоже, этот вариант будет оптимальным для 3-полосного применения. Либо если есть возможность стыковать полосы в 2-полосной системе достаточно высоко по частоте, благо, 6WM это позволяют.

График фазы особых сюрпризов не преподнёс – нормальное поведение обращённого купола. Признаков "ломки" никаких. Да и откуда им взяться-то, зря что ли все эти заморочки с бериллием.



Теперь пробую другой режим работы – ставлю на твитер с тыльной стороны акустическую камеру. АЧХ с понижением частоты начинает вести себя спокойнее. Предположу, что относительно упругий небольшой объём воздушной массы сдерживает амплитуду колебаний с понижением частоты.



При этом, судя по графику искажений, твитер может работать в таком виде гораздо ниже, чем при открытом оформлении.



Когда пробовал компоненты на слух, это предположение подтвердилось – вариант с акустической камерой больше подходит для 2-полосных систем. Правда, буду откровенен – на самом верху звучание показалось всё же скучнее, уже не таким лёгким и воздушным. Хотя к структуре верхних частот по-прежнему претензий никаких, всё очень точно и правильно.

При этом опускать частоту раздела совсем уж низко я бы тоже не стал. В этом смысле новые Focal TBM хоть и лучше, чем предыдущие (те часто упрекали в характерном резонансе в районе "нижнего верха"), но физику всё равно не обманешь. Если это учесть и не наступать на эти грабли при настройке, то и прежние, и тем более новые Utopia я бы смело признал одними из лучших твитеров в автомобильном аудио.

С фазой вопросов тоже никаких, разве что перелом в районе 2 кГц нивелировался акустической камерой. Выше же 3-4 кГц график практически полностью повторил таковой для "открытого" твитера.



Выводы



Если заглянуть в словари, то под словом "утопия" обычно подразумевается что-то несуществующее, несбыточное. Это во многом объясняет, почему флагман Focal носит именно такое название. Тем не менее, в нашем случае Utopia оказалась вполне реальной (хоть и недёшевой), со своими достоинствами и... хотел было сказать недостатками, но на самом деле – особенностями, которые довольно легко обойти.

Динамики действительно выдающиеся. Попробовал их в своей системе, поиграл с настройками. Лично мне понравился хлёсткий, очень ясный и динамичный характер Focal 6WM – с приятным артикулированным и эмоциональным мидбасом и абсолютно без зажатости на СЧ. Если не знать заранее, можно было бы предположить, что работает 3-полосная система с хорошими среднечастотниками. СЧ динамики Focal 3.5WM, кстати, – отдельная тема, надеюсь, удастся вернуться к ним позже.

Что же касается твитеров, то я по-прежнему считаю, что Focal Utopia – это одни из лучших высокочастотников в автомобильном аудио. Но при одном важном условии – если не отпускать их играть слишком низко. Ну а возможность менять оформление (кстати, открытое оформление твитеров до недавнего времени у Focal встречалось только в домашних ВЧ динамиках) даёт дополнительную свободу в настройке системы.

  • Высочайшее качество изготовления
  • Хороший басовый потенциал, драйвовое, чёткое и хлёсткое звучание на НЧ
  • Ясное и детальное звучание на СЧ, широкий частотный диапазон 6WM
  • Точное звучание на ВЧ с отличной микродинамикой
  • Возможность выбора оформления для твитера
  • Бериллиевый купол твитера теперь надёжно защищён сеткой

  • С низкой частотой ФВЧ твитер может не раскрыть своих возможностей



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70