Как это сделано
Тест компонентных акустических систем Oris JB-65S


На этот раз тест получится не совсем обычным. Точнее, это будет даже не совсем тест. Дело в том, что эта акустика делалась в том числе и при моём участии, так что просто расскажу, как и по каким принципам она строилась.

Какое-то время назад парни из Oris Electronics обратились ко мне с просьбой помочь с акустикой для младшего ценового диапазона (до 5 тыс. рублей), рассчитанной на использование с усилителями. Ценовые рамки жёсткие, так что о технологических изысках можно было забыть. Как бы то ни было, главная задача, которая была поставлена, – получить максимально сбалансированную систему.

По моей просьбе на фабрику, с которой предполагалось сотрудничество, был отправлен запрос об их возможностях – из какого материала можно сделать диффузоры, какие можно подобрать корзины и магнитные системы. Из предложенных вариантов сразу же сформировалось первое техзадание.

Диффузоры были выбраны целлюлозные, с полимерным покрытием. Полипропилен, по моим наблюдениям, в младшем ценовом сегменте далеко не всегда показывает себя хорошо, выбор такого диффузора больше похож на лотерею. А любые добавки в состав и усложнения заметно сказались бы на цене. Рассматривались, как вариант, плетёные диффузоры, но по целому ряду причин их тоже пришлось отбросить.



Не обошлось, правда, без упрощений. Крепёжные отверстия во фланце корзины оказались частично закрытыми приклеенной наружной частью подвеса. Это как раз один из тех моментов, которые немного расстроили.

Впрочем, по словам парней из Oris, "контурирование" подвеса – это дополнительная операция, которая повлекла бы за собой увеличение цены. Ну да ладно, на монтаже динамика (если руки растут на предусмотренном природой месте) эта особенность всё равно не скажется.



С корзиной изобретать велосипед не пришлось – был отобран просто один из наиболее удачных вариантов. Металл достаточно крепкий, завальцовки по краям крупных окон придают корзине дополнительную жёсткость, полимерное антирезонансное покрытие тоже выглядит получше, чем простая окраска. Клеммы – традиционные лопаточки, но приличного качества, с покрытием "техническим" золотом.



Теперь магнитные системы. Раз уж акустика ориентирована на работу с усилителями, то катушку лучше использовать покрупнее. В качестве оптимума выбрали 1,5 дюйма на каптоновом каркасе.



Требования по моторам и подвесам были выставлены примерно следующие – механическая добротность Qms – порядка 7-10, электрическая – в районе 0,7. Эквивалентный объём Vas – порядка 8-15 литров, резонансная частота Fs – в районе 60-70 Гц.

В итоге с фабрики пришли несколько образцов, которые отправились ко мне в лабораторию. После измерений и прослушиваний был выбран наиболее подходящий вариант, именно он и пошёл в производство. Оставалось только подобрать сеточки в комплект.



С твитерами получилось иначе. Поскольку, опять же, нужно было уложиться в жёсткие ценовые рамки, пришлось выбирать из готовых решений. На рассмотрении были как металлические твитеры, так и несколько твитеров из шёлка разного вида. Снова измерения и обязательные прослушивания.

Окончательно были выбраны твитеры из лёгкого прозрачного шёлка с укрепляющей пропиткой, которые используются фабрикой в том числе и при производстве каких-то студийных мониторов ближнего поля, точно марку и модель не скажу, не знаю. Но то, что твитеры очень приличные – факт. Размеры у них компактные, так что их просто поместили в типовые автомобильные пластиковые корпуса.



Провода сразу припаяны к твитерам, для этого выбрали кабели сечением 1 кв. мм. Длину сделали с запасом – чуть меньше полутора метров для каждого твитера. Отрезать, если что, всегда можно будет по месту. К твитерам добавили, как обычно, ещё парочку корпусов для наружного монтажа.



Плюс к этому в комплект включили клеммы-лопаточки для подключения мидбасовых динамиков. При установке бюджетной акустики далеко не каждый заморачивается с покупкой подходящих клемм, а лепят кто во что горазд. Тут же и на цене вроде бы не сильно сказалось, и динамик можно подключить по фен-шую.

Кроссоверы – отдельная история. На фабрике были заказаны образцы, которые умещались в поставленные ценовые рамки. Но, как оказалось, ни одно готовое решение не вписывалось в комплект.



Свою работу кроссоверы как-то выполняли, но при этом абсолютно не учитывались особенности динамиков – они просто не стыковались друг с другом нормально, и система звучала, мягко говоря, отстойно. Так что дальше начался этап расчётов и подгонки с постоянным инструментальным контролем результатов. Как это делалось и что получилось в итоге, расскажу по ходу измерений.

Измерения



Для начала – контроль параметров "товарных" динамиков. Различия с образцами – на грани естественного разброса, так что по этой части тест пройден.



Измеренные параметры Oris JB-65S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Мидбасовый динамик получился с относительно ровной АЧХ и небольшим выбросом на верхнем краю диапазона. С отклонением от оси он уходит, но на звуке такая неравномерность всё равно проявляется как неприятная яркость на верхней середине, которую и требовалось устранить кроссовером.







Кроссоверы, которые были предложены фабрикой изначально, имели высокую добротность ФВЧ, так что подъём в области 3-4 кГц становился ещё более сильным. Пришлось пересчитывать элементы, чтобы получить приемлемые характеристики.

Не стану приводить промежуточные результаты, их было слишком много, но в итоге оптимум для этого динамика был найден. Кроссовером удалось заметно исправить ситуацию на верхней середине, так что большинство наиболее критичных недостатков динамика, по большому счёту, оказались "за бортом":



Твитер мне очень понравился своими возможностями. Детальный, забирается высоко, но при этом звучит естественно, без жёсткости и свистливого цыкания. Считаю, для конечной цены акустики 5000 рублей такое ВЧ звено – просто находка.



Резонансная частота у него около 1,9 кГц, так что вполне ожидаемо, что при приближении к этой отметке искажения возрастают. Тем не менее, твитер можно смело резать уже на 3,5-4 кГц.



Наверху есть небольшие артефакты фазы, но для лёгкого шёлкового купола с укрепляющей пропиткой, считаю, результат очень хороший.



Здесь подгонка элементов кроссовера велась, исходя из двух факторов. Во-первых, твитер должен быть "отфильтрован" не менее, чем вторым порядком. Исходная АЧХ у него достаточно ровная, без спада наверху, а значит, фильтровать его первым порядком было не самым оптимальным решением.

Во-вторых, твитер необходимо было качественно "срастить" с мидбасовым динамиком. Слишком низкая частота раздела придавала звучанию излишнюю звонкость, а слишком высокая "отрывала" звучание твитера от звучания НЧ/СЧ динамика. Опять же, многое и от добротности фильтра зависело. В общем, процесс получился долгим и увлекательным, и вот что получилось в итоге:



Теперь ещё один важный момент, который пришлось учитывать при проектировании кроссовера. Переключатель уровня твитера – хорошая и полезная штука, но в данном случае оказалась неприменимой, поскольку в конечном итоге уместиться в ценовые рамки точно не удалось бы.

Поэтому было принято вот какое решение. Уровень твитеров выставлен таким, чтобы наиболее сбалансированное звучание получалось при их развороте по отношению к слушателям. Например, при установке в стойки с направлением друг на друга или на панель при направлении на отражение от лобового стекла.

Аттенюатор, правда, в конечном итоге получился не совсем хрестоматийным (по соотношению резисторов, включенных последовательно и параллельно самому твитеру), но это сделано намеренно. Признаюсь, такое решение было найдено случайно (ошибочно припаял резистор не того номинала во время подгонки), но на слух результат оказался интересным, так что всё было решено оставить в таком виде.



И да, ещё один момент. Хоть эта акустика и недорогая, элементы в кроссовере всё же использованы приличные. Неполярный электролитический конденсатор стоит лишь в цепи НЧ, а на твитер использован более предпочтительный по звуку плёночный. Качество высокочастотника здесь таково, что разница в звуке оказалась заметной.

Катушки выбраны на ферритовых сердечниках. Во-первых, это позволило сократить длину провода и тем самым уменьшить активное сопротивление катушек (и, как следствие, не ухудшить демпфирование НЧ/СЧ динамиков). А во-вторых, такие катушки просто компактнее, и без труда уместились в небольших кроссоверных корпусах.



Выводы



Говорить о звучании в этот раз, наверное, не буду, перейду сразу к обобщению. Считаю, что ожидаемого результата в целом получилось добиться. По крайней мере, в жёстких ценовых рамках 5 тысяч рублей за комплект из имеющихся возможностей был выжат максимум.

В целом акустика получилась универсальной. Она рассчитывалась в первую очередь на работу с отдельными усилителями (70-100 Вт RMS им действительно будет в самый раз), но за счёт неплохой чувствительности JB-65S можно спокойно подключать и к головному устройству.

И да, напомню об оптимальной установке твитеров – их лучше ставить на стойки с направлением друг на друга или в торпедо с направлением вверх, на стекло. Когда в системе нет процессора, за счёт отражений от лобового стекла получается диффузное звуковое поле, и звучание становится более объёмным и комфортным.

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

При покупке и установке компонентной акустики Pioneer серий Z- и D фирменная футболка Pioneer!

Охранный комплекс Призрак-8XL с дистанционным запуском по специальной цене!

Почувствуй комфорт тишины! Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по интересной цене!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2019-03-20
Акустика Eton: Eton POW 13, Eton PRS 165.2, Eton PRS 165.3, Eton PRX 13.

2019-03-19
Усилители мощности Pioneer: Pioneer GM-D9705, Pioneer GM-DX871, Pioneer GM-DX874, Pioneer GM-DX971, Pioneer GM-DX975.

2019-03-18
Сабвуфер Pioneer TS-WX400DA.

2019-03-17
Акустика Audio System: Audio System HS 30 PHASE EM, Audio System HS 30 PHASE INSTALL, Audio System HS 38 PA, Audio System R 200 EM EVO 2.

2019-03-17
Сабвуферы Audio System: Audio System US08 ACTIVE, Audio System US08 ACTIVE 24V.

2019-03-16
Акустика Kicx: Kicx Sound Civilization MD70.3, Kicx Sound Civilization T26, Kicx Sound Civilization W165.5, Kicx SC-40.

2019-03-15
Усилители мощности Alpine: Alpine S-A32F, Alpine S-A55V, Alpine S-A60M.

2019-03-14
Акустика Audio System: Audio System AS 200 EM EVO, Audio System X 200 EM EVO.

Почитать

Активный сабвуфер Alpine PWD-X5

Сабвуферы, которые любят попросторнее
Тест сабвуферных динамиков Best Balance SW-C10 и SW-C12

Физика звуков
Тест 3-полосных компонентных акустических систем Audible Physics 3DEV

Новая линейка усилителей MD.Lab

Реальная Utopia
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Focal Utopia M

Посмотреть

Pioneer MVH-A210BT

Pioneer AVH-A210BT

Pioneer MVH-G210BT

Установка Alpine PWD-X5 в Audi TT

Мультимедиа на системе Андроид с диагональю 10 дюймов в Toyota Camry V50

Новое на форуме

Привет парни! Хорошего дня! Имею следующее: Mosconi Gladen AS 100.4 Silver, Фронт: Rainbow SL-C6.2, Тыл: Hertz MPX 165.3 Pro - для подзвучки в задних дверях. Для жены. Саб использую периодически . . . . .

При басе моргают фары и вся панель приборов в том числе и лампочка на усилителе. Доброго времени суток хочу обратится к вам за помощью(советом).Проблема заключается в следующем при басе моргают фары . . . . .

Здравствуйте! Хочу заменить свои мидбасы Audison AV 6.5 на Hertz ML 1800.3 или на Focal Utopia M 8WM. Как думайте что будет круче? Верха и середина стоят с этой же серии аудисон. . . . . .

Всем привет! Профессионалы автозвука подскажите пожалуйста какую акустику взять на фронт? Лучше чем Morel Virtus ... слушаю клубную музыку , house , deep house ... хочу что бы было драйв, панч, деталь . . . . .

Почему динамик пьёт на одном проводе и магнитола сильно нагревается.? . . . . .

Доброго дня. Уважаемые специалисты и ветераны форума, нуждаюсь в вашей помощи. У меня стоит трех полоска на Хеликсах. Хочу заменить твитер Хеликс С1Т на Brax Matrix ML1. Хотел Бракс Матрикс 1.1, но их . . . . .

Уважаемый Токмач, доброе утро! Копил деньги, продал старую музыку.. Купил по вашему совету ГУ Kenwood DDX4019BTR, придет на днях. По Тылу понятно, куплю Helix K 10W box (10,000)+ моноблок Art Soun . . . . .

Добрый день. Подскажите какие миды будут интереснее играть от усилителя Helix M FOUR, Hertz MP 165.3 Pro или Hertz EV 165L.5? Или посоветуете другие? . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-P88RSII → Много читал про него, только положительные отзывы, но в с 12 года все как то неполучалось его купить, так как Alpine бр . . . . .

Акустика Kenwood KFC-M1634A → Первое время играли просто ровно и внятно что для коаксиала подобной цены ожидаемо. Внятный разборчивый басок. Вполне п . . . . .

Автомагнитола JVC KW-M540BT → Дорогое и нкудышное дерьмо. Соединение через провод и при этом постоянно слетает. Нет вай фай. Нет своего навигатора.. н . . . . .

Автомагнитола Prology DVS-2140 → Классный аппарат! Семь дюймов экран, двд, радио, блюпуп, тв и т.д. Ценник бюджетный, подключил в легкую. Все настроил, у . . . . .

Автомагнитола Kenwood KMM-BT304 → Через бт музон слушать, то ещё развлечение.Аппарат при нулевых улучшайзерах и без экволайзера должен звучать, этот аппар . . . . .

Автомагнитола Pioneer AVIC-F930BT → С радио проблемы.при первом включении магнитолы радио работает,при следующем включении радио молчит,ни звука ни шипения, . . . . .

Усилитель Pride Mille → Подключили на две 10ки, в сумме на 2Ом... Клип на усилке зажигается, динамики делают пол хода от максимума. Мерием питан . . . . .

Усилитель Audio System R 1250.1 D → Год (вторые руки) стабильно работает на нагрузку 4ом..RMS 250вт....притензия к "Д" классу..."АВ"-рулит,.А так греется не . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Alpine INE-W990BT в Nissan X-Trail

Сабвуфер Alpine R-W12D4 в Nissan X-Trail

Акустика MTX TX465C в Mazda 3

Усилитель Audio System R 1250.1 D в Ford Focus II

Усилитель DLS RA40 в Ford Focus II