Как это сделано
Тест компонентных акустических систем Oris JB-65S


На этот раз тест получится не совсем обычным. Точнее, это будет даже не совсем тест. Дело в том, что эта акустика делалась в том числе и при моём участии, так что просто расскажу, как и по каким принципам она строилась.

Какое-то время назад парни из Oris Electronics обратились ко мне с просьбой помочь с акустикой для младшего ценового диапазона (до 5 тыс. рублей), рассчитанной на использование с усилителями. Ценовые рамки жёсткие, так что о технологических изысках можно было забыть. Как бы то ни было, главная задача, которая была поставлена, – получить максимально сбалансированную систему.

По моей просьбе на фабрику, с которой предполагалось сотрудничество, был отправлен запрос об их возможностях – из какого материала можно сделать диффузоры, какие можно подобрать корзины и магнитные системы. Из предложенных вариантов сразу же сформировалось первое техзадание.

Диффузоры были выбраны целлюлозные, с полимерным покрытием. Полипропилен, по моим наблюдениям, в младшем ценовом сегменте далеко не всегда показывает себя хорошо, выбор такого диффузора больше похож на лотерею. А любые добавки в состав и усложнения заметно сказались бы на цене. Рассматривались, как вариант, плетёные диффузоры, но по целому ряду причин их тоже пришлось отбросить.



Не обошлось, правда, без упрощений. Крепёжные отверстия во фланце корзины оказались частично закрытыми приклеенной наружной частью подвеса. Это как раз один из тех моментов, которые немного расстроили.

Впрочем, по словам парней из Oris, "контурирование" подвеса – это дополнительная операция, которая повлекла бы за собой увеличение цены. Ну да ладно, на монтаже динамика (если руки растут на предусмотренном природой месте) эта особенность всё равно не скажется.



С корзиной изобретать велосипед не пришлось – был отобран просто один из наиболее удачных вариантов. Металл достаточно крепкий, завальцовки по краям крупных окон придают корзине дополнительную жёсткость, полимерное антирезонансное покрытие тоже выглядит получше, чем простая окраска. Клеммы – традиционные лопаточки, но приличного качества, с покрытием "техническим" золотом.



Теперь магнитные системы. Раз уж акустика ориентирована на работу с усилителями, то катушку лучше использовать покрупнее. В качестве оптимума выбрали 1,5 дюйма на каптоновом каркасе.



Требования по моторам и подвесам были выставлены примерно следующие – механическая добротность Qms – порядка 7-10, электрическая – в районе 0,7. Эквивалентный объём Vas – порядка 8-15 литров, резонансная частота Fs – в районе 60-70 Гц.

В итоге с фабрики пришли несколько образцов, которые отправились ко мне в лабораторию. После измерений и прослушиваний был выбран наиболее подходящий вариант, именно он и пошёл в производство. Оставалось только подобрать сеточки в комплект.



С твитерами получилось иначе. Поскольку, опять же, нужно было уложиться в жёсткие ценовые рамки, пришлось выбирать из готовых решений. На рассмотрении были как металлические твитеры, так и несколько твитеров из шёлка разного вида. Снова измерения и обязательные прослушивания.

Окончательно были выбраны твитеры из лёгкого прозрачного шёлка с укрепляющей пропиткой, которые используются фабрикой в том числе и при производстве каких-то студийных мониторов ближнего поля, точно марку и модель не скажу, не знаю. Но то, что твитеры очень приличные – факт. Размеры у них компактные, так что их просто поместили в типовые автомобильные пластиковые корпуса.



Провода сразу припаяны к твитерам, для этого выбрали кабели сечением 1 кв. мм. Длину сделали с запасом – чуть меньше полутора метров для каждого твитера. Отрезать, если что, всегда можно будет по месту. К твитерам добавили, как обычно, ещё парочку корпусов для наружного монтажа.



Плюс к этому в комплект включили клеммы-лопаточки для подключения мидбасовых динамиков. При установке бюджетной акустики далеко не каждый заморачивается с покупкой подходящих клемм, а лепят кто во что горазд. Тут же и на цене вроде бы не сильно сказалось, и динамик можно подключить по фен-шую.

Кроссоверы – отдельная история. На фабрике были заказаны образцы, которые умещались в поставленные ценовые рамки. Но, как оказалось, ни одно готовое решение не вписывалось в комплект.



Свою работу кроссоверы как-то выполняли, но при этом абсолютно не учитывались особенности динамиков – они просто не стыковались друг с другом нормально, и система звучала, мягко говоря, отстойно. Так что дальше начался этап расчётов и подгонки с постоянным инструментальным контролем результатов. Как это делалось и что получилось в итоге, расскажу по ходу измерений.

Измерения



Для начала – контроль параметров "товарных" динамиков. Различия с образцами – на грани естественного разброса, так что по этой части тест пройден.



Измеренные параметры Oris JB-65S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Мидбасовый динамик получился с относительно ровной АЧХ и небольшим выбросом на верхнем краю диапазона. С отклонением от оси он уходит, но на звуке такая неравномерность всё равно проявляется как неприятная яркость на верхней середине, которую и требовалось устранить кроссовером.







Кроссоверы, которые были предложены фабрикой изначально, имели высокую добротность ФВЧ, так что подъём в области 3-4 кГц становился ещё более сильным. Пришлось пересчитывать элементы, чтобы получить приемлемые характеристики.

Не стану приводить промежуточные результаты, их было слишком много, но в итоге оптимум для этого динамика был найден. Кроссовером удалось заметно исправить ситуацию на верхней середине, так что большинство наиболее критичных недостатков динамика, по большому счёту, оказались "за бортом":



Твитер мне очень понравился своими возможностями. Детальный, забирается высоко, но при этом звучит естественно, без жёсткости и свистливого цыкания. Считаю, для конечной цены акустики 5000 рублей такое ВЧ звено – просто находка.



Резонансная частота у него около 1,9 кГц, так что вполне ожидаемо, что при приближении к этой отметке искажения возрастают. Тем не менее, твитер можно смело резать уже на 3,5-4 кГц.



Наверху есть небольшие артефакты фазы, но для лёгкого шёлкового купола с укрепляющей пропиткой, считаю, результат очень хороший.



Здесь подгонка элементов кроссовера велась, исходя из двух факторов. Во-первых, твитер должен быть "отфильтрован" не менее, чем вторым порядком. Исходная АЧХ у него достаточно ровная, без спада наверху, а значит, фильтровать его первым порядком было не самым оптимальным решением.

Во-вторых, твитер необходимо было качественно "срастить" с мидбасовым динамиком. Слишком низкая частота раздела придавала звучанию излишнюю звонкость, а слишком высокая "отрывала" звучание твитера от звучания НЧ/СЧ динамика. Опять же, многое и от добротности фильтра зависело. В общем, процесс получился долгим и увлекательным, и вот что получилось в итоге:



Теперь ещё один важный момент, который пришлось учитывать при проектировании кроссовера. Переключатель уровня твитера – хорошая и полезная штука, но в данном случае оказалась неприменимой, поскольку в конечном итоге уместиться в ценовые рамки точно не удалось бы.

Поэтому было принято вот какое решение. Уровень твитеров выставлен таким, чтобы наиболее сбалансированное звучание получалось при их развороте по отношению к слушателям. Например, при установке в стойки с направлением друг на друга или на панель при направлении на отражение от лобового стекла.

Аттенюатор, правда, в конечном итоге получился не совсем хрестоматийным (по соотношению резисторов, включенных последовательно и параллельно самому твитеру), но это сделано намеренно. Признаюсь, такое решение было найдено случайно (ошибочно припаял резистор не того номинала во время подгонки), но на слух результат оказался интересным, так что всё было решено оставить в таком виде.



И да, ещё один момент. Хоть эта акустика и недорогая, элементы в кроссовере всё же использованы приличные. Неполярный электролитический конденсатор стоит лишь в цепи НЧ, а на твитер использован более предпочтительный по звуку плёночный. Качество высокочастотника здесь таково, что разница в звуке оказалась заметной.

Катушки выбраны на ферритовых сердечниках. Во-первых, это позволило сократить длину провода и тем самым уменьшить активное сопротивление катушек (и, как следствие, не ухудшить демпфирование НЧ/СЧ динамиков). А во-вторых, такие катушки просто компактнее, и без труда уместились в небольших кроссоверных корпусах.



Выводы



Говорить о звучании в этот раз, наверное, не буду, перейду сразу к обобщению. Считаю, что ожидаемого результата в целом получилось добиться. По крайней мере, в жёстких ценовых рамках 5 тысяч рублей за комплект из имеющихся возможностей был выжат максимум.

В целом акустика получилась универсальной. Она рассчитывалась в первую очередь на работу с отдельными усилителями (70-100 Вт RMS им действительно будет в самый раз), но за счёт неплохой чувствительности JB-65S можно спокойно подключать и к головному устройству.

И да, напомню об оптимальной установке твитеров – их лучше ставить на стойки с направлением друг на друга или в торпедо с направлением вверх, на стекло. Когда в системе нет процессора, за счёт отражений от лобового стекла получается диффузное звуковое поле, и звучание становится более объёмным и комфортным.


У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-02-01
Магнитолы Sony: Sony DSX-GS80, Sony DSX-M55BT, Sony MEX-N4300BT, Sony MEX-N5300BT, Sony XAV-AX3250, Sony XAV-AX4000, Sony XAV-AX5500.

2023-01-31
Акустика Xcelsus audio: Xcelsus audio XP6.2 bass, Xcelsus audio XP6.2B bass, Xcelsus audio XU6.2Ci bass, Xcelsus audio XU6.2i bass.

2023-01-31
Магнитолы Pioneer: Pioneer AVH-Z9250BT, Pioneer DMH-A245BT, Pioneer DMH-ZS9350BT, Pioneer MVH-85UB.

2023-01-30
Магнитола Prology PRM-100.

2023-01-30
Магнитолы Swat: Swat WX-2003BG, Swat WX-2003BW, Swat WX-2003BК, Swat WX-2105, Swat WX-2107.

2023-01-29
Сабвуферы FSD audio: FSD audio Master 12 D2, FSD audio Master 12 D2 Pro, FSD audio Master 12 D4, FSD audio Master 12 D4 Pro, FSD audio Master 15 D2, FSD audio Master 15 D2 Pro, FSD audio Master 15 D4, FSD audio Master 15 D4 Pro, FSD audio Profi 12 D2, FSD audio Profi 12 D2 Pro, FSD audio Profi 15 D2, FSD audio Profi 15 D2 Pro.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Провод REM (мега дилетантский вопрос) Добрый день! Купил Eton mini 150.4 Подключил по высокому уровню к ГУ (Шкода Октавия А7). Включа . . . . .

Здравствуйте, подскажите как сделать грамотно и правильно. Имеется силовой провод 2 авг идет от акб ( пред 150 А ) до багажника где стоит . . . . .

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Mosconi Gladen Pro 4|10 → Отличный естественный звук и итальянская сборка. . . . . .

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70