Как это сделано
Тест компонентных акустических систем Oris JB-65S


На этот раз тест получится не совсем обычным. Точнее, это будет даже не совсем тест. Дело в том, что эта акустика делалась в том числе и при моём участии, так что просто расскажу, как и по каким принципам она строилась.

Какое-то время назад парни из Oris Electronics обратились ко мне с просьбой помочь с акустикой для младшего ценового диапазона (до 5 тыс. рублей), рассчитанной на использование с усилителями. Ценовые рамки жёсткие, так что о технологических изысках можно было забыть. Как бы то ни было, главная задача, которая была поставлена, – получить максимально сбалансированную систему.

По моей просьбе на фабрику, с которой предполагалось сотрудничество, был отправлен запрос об их возможностях – из какого материала можно сделать диффузоры, какие можно подобрать корзины и магнитные системы. Из предложенных вариантов сразу же сформировалось первое техзадание.

Диффузоры были выбраны целлюлозные, с полимерным покрытием. Полипропилен, по моим наблюдениям, в младшем ценовом сегменте далеко не всегда показывает себя хорошо, выбор такого диффузора больше похож на лотерею. А любые добавки в состав и усложнения заметно сказались бы на цене. Рассматривались, как вариант, плетёные диффузоры, но по целому ряду причин их тоже пришлось отбросить.



Не обошлось, правда, без упрощений. Крепёжные отверстия во фланце корзины оказались частично закрытыми приклеенной наружной частью подвеса. Это как раз один из тех моментов, которые немного расстроили.

Впрочем, по словам парней из Oris, "контурирование" подвеса – это дополнительная операция, которая повлекла бы за собой увеличение цены. Ну да ладно, на монтаже динамика (если руки растут на предусмотренном природой месте) эта особенность всё равно не скажется.



С корзиной изобретать велосипед не пришлось – был отобран просто один из наиболее удачных вариантов. Металл достаточно крепкий, завальцовки по краям крупных окон придают корзине дополнительную жёсткость, полимерное антирезонансное покрытие тоже выглядит получше, чем простая окраска. Клеммы – традиционные лопаточки, но приличного качества, с покрытием "техническим" золотом.



Теперь магнитные системы. Раз уж акустика ориентирована на работу с усилителями, то катушку лучше использовать покрупнее. В качестве оптимума выбрали 1,5 дюйма на каптоновом каркасе.



Требования по моторам и подвесам были выставлены примерно следующие – механическая добротность Qms – порядка 7-10, электрическая – в районе 0,7. Эквивалентный объём Vas – порядка 8-15 литров, резонансная частота Fs – в районе 60-70 Гц.

В итоге с фабрики пришли несколько образцов, которые отправились ко мне в лабораторию. После измерений и прослушиваний был выбран наиболее подходящий вариант, именно он и пошёл в производство. Оставалось только подобрать сеточки в комплект.



С твитерами получилось иначе. Поскольку, опять же, нужно было уложиться в жёсткие ценовые рамки, пришлось выбирать из готовых решений. На рассмотрении были как металлические твитеры, так и несколько твитеров из шёлка разного вида. Снова измерения и обязательные прослушивания.

Окончательно были выбраны твитеры из лёгкого прозрачного шёлка с укрепляющей пропиткой, которые используются фабрикой в том числе и при производстве каких-то студийных мониторов ближнего поля, точно марку и модель не скажу, не знаю. Но то, что твитеры очень приличные – факт. Размеры у них компактные, так что их просто поместили в типовые автомобильные пластиковые корпуса.



Провода сразу припаяны к твитерам, для этого выбрали кабели сечением 1 кв. мм. Длину сделали с запасом – чуть меньше полутора метров для каждого твитера. Отрезать, если что, всегда можно будет по месту. К твитерам добавили, как обычно, ещё парочку корпусов для наружного монтажа.



Плюс к этому в комплект включили клеммы-лопаточки для подключения мидбасовых динамиков. При установке бюджетной акустики далеко не каждый заморачивается с покупкой подходящих клемм, а лепят кто во что горазд. Тут же и на цене вроде бы не сильно сказалось, и динамик можно подключить по фен-шую.

Кроссоверы – отдельная история. На фабрике были заказаны образцы, которые умещались в поставленные ценовые рамки. Но, как оказалось, ни одно готовое решение не вписывалось в комплект.



Свою работу кроссоверы как-то выполняли, но при этом абсолютно не учитывались особенности динамиков – они просто не стыковались друг с другом нормально, и система звучала, мягко говоря, отстойно. Так что дальше начался этап расчётов и подгонки с постоянным инструментальным контролем результатов. Как это делалось и что получилось в итоге, расскажу по ходу измерений.

Измерения



Для начала – контроль параметров "товарных" динамиков. Различия с образцами – на грани естественного разброса, так что по этой части тест пройден.



Измеренные параметры Oris JB-65S:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,45
  • Qes (электрическая добротность) – 0,76
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,2 дБ


Мидбасовый динамик получился с относительно ровной АЧХ и небольшим выбросом на верхнем краю диапазона. С отклонением от оси он уходит, но на звуке такая неравномерность всё равно проявляется как неприятная яркость на верхней середине, которую и требовалось устранить кроссовером.







Кроссоверы, которые были предложены фабрикой изначально, имели высокую добротность ФВЧ, так что подъём в области 3-4 кГц становился ещё более сильным. Пришлось пересчитывать элементы, чтобы получить приемлемые характеристики.

Не стану приводить промежуточные результаты, их было слишком много, но в итоге оптимум для этого динамика был найден. Кроссовером удалось заметно исправить ситуацию на верхней середине, так что большинство наиболее критичных недостатков динамика, по большому счёту, оказались "за бортом":



Твитер мне очень понравился своими возможностями. Детальный, забирается высоко, но при этом звучит естественно, без жёсткости и свистливого цыкания. Считаю, для конечной цены акустики 5000 рублей такое ВЧ звено – просто находка.



Резонансная частота у него около 1,9 кГц, так что вполне ожидаемо, что при приближении к этой отметке искажения возрастают. Тем не менее, твитер можно смело резать уже на 3,5-4 кГц.



Наверху есть небольшие артефакты фазы, но для лёгкого шёлкового купола с укрепляющей пропиткой, считаю, результат очень хороший.



Здесь подгонка элементов кроссовера велась, исходя из двух факторов. Во-первых, твитер должен быть "отфильтрован" не менее, чем вторым порядком. Исходная АЧХ у него достаточно ровная, без спада наверху, а значит, фильтровать его первым порядком было не самым оптимальным решением.

Во-вторых, твитер необходимо было качественно "срастить" с мидбасовым динамиком. Слишком низкая частота раздела придавала звучанию излишнюю звонкость, а слишком высокая "отрывала" звучание твитера от звучания НЧ/СЧ динамика. Опять же, многое и от добротности фильтра зависело. В общем, процесс получился долгим и увлекательным, и вот что получилось в итоге:



Теперь ещё один важный момент, который пришлось учитывать при проектировании кроссовера. Переключатель уровня твитера – хорошая и полезная штука, но в данном случае оказалась неприменимой, поскольку в конечном итоге уместиться в ценовые рамки точно не удалось бы.

Поэтому было принято вот какое решение. Уровень твитеров выставлен таким, чтобы наиболее сбалансированное звучание получалось при их развороте по отношению к слушателям. Например, при установке в стойки с направлением друг на друга или на панель при направлении на отражение от лобового стекла.

Аттенюатор, правда, в конечном итоге получился не совсем хрестоматийным (по соотношению резисторов, включенных последовательно и параллельно самому твитеру), но это сделано намеренно. Признаюсь, такое решение было найдено случайно (ошибочно припаял резистор не того номинала во время подгонки), но на слух результат оказался интересным, так что всё было решено оставить в таком виде.



И да, ещё один момент. Хоть эта акустика и недорогая, элементы в кроссовере всё же использованы приличные. Неполярный электролитический конденсатор стоит лишь в цепи НЧ, а на твитер использован более предпочтительный по звуку плёночный. Качество высокочастотника здесь таково, что разница в звуке оказалась заметной.

Катушки выбраны на ферритовых сердечниках. Во-первых, это позволило сократить длину провода и тем самым уменьшить активное сопротивление катушек (и, как следствие, не ухудшить демпфирование НЧ/СЧ динамиков). А во-вторых, такие катушки просто компактнее, и без труда уместились в небольших кроссоверных корпусах.



Выводы



Говорить о звучании в этот раз, наверное, не буду, перейду сразу к обобщению. Считаю, что ожидаемого результата в целом получилось добиться. По крайней мере, в жёстких ценовых рамках 5 тысяч рублей за комплект из имеющихся возможностей был выжат максимум.

В целом акустика получилась универсальной. Она рассчитывалась в первую очередь на работу с отдельными усилителями (70-100 Вт RMS им действительно будет в самый раз), но за счёт неплохой чувствительности JB-65S можно спокойно подключать и к головному устройству.

И да, напомню об оптимальной установке твитеров – их лучше ставить на стойки с направлением друг на друга или в торпедо с направлением вверх, на стекло. Когда в системе нет процессора, за счёт отражений от лобового стекла получается диффузное звуковое поле, и звучание становится более объёмным и комфортным.

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

При покупке и установке компонентной акустики Pioneer серий Z- и D фирменная футболка Pioneer!

Охранный комплекс Призрак-8XL с дистанционным запуском по специальной цене!

Почувствуй комфорт тишины! Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по интересной цене!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Новости

2018-11-14
Магнитола Kenwood DDX4019BTR.

2018-11-10
Акустика Ground Zero GZCT 2100X-B.

2018-11-10
Акустика Kicx EX 692.

2018-11-10
Усилители мощности Power Acoustik: Power Acoustik CB1-2500D, Power Acoustik CB1-4500D, Power Acoustik CB1-8000D, Power Acoustik CB4-1200, Power Acoustik CB4-1800.

2018-11-09
Сабвуферы Hertz: Hertz SS 12 D2, Hertz SS 15 D2.

2018-11-08
Акустика Infinity: Infinity REF 3032cfx, Infinity REF 375tx, Infinity REF 4032cfx, Infinity REF 5030cx, Infinity REF 5032cfx, Infinity REF 6432cfx, Infinity REF 6530cx, Infinity REF 6532ex, Infinity REF 6532ix, Infinity REF 8632cfx, Infinity REF 9630cx, Infinity REF 9632ix, Infinity REF 9633ix.

2018-11-07
Акустика ESX: ESX SXE4.2C, ESX SXE42, ESX SXE5.2C, ESX SXE52, ESX SXE6.2C, ESX SXE6.2T, ESX SXE6.2W, ESX SXE62.

2018-11-02
Активные сабвуферы Rockford Fosgate: Rockford Fosgate P300-10T, Rockford Fosgate P300-12T, Rockford Fosgate P300-8P.

2018-11-01
Магнитолы Kenwood: Kenwood KDC-130UB, Kenwood KDC-130UG, Kenwood KDC-130UR, Kenwood KDC-153R, Kenwood KDC-BT430U, Kenwood KDC-BT530U, Kenwood KMM-105AY, Kenwood KMM-105GY, Kenwood KMM-105RY, Kenwood KMM-125, Kenwood KMM-BT205, Kenwood KMM-BT305.

2018-10-30
Сабвуферы Nakamichi NBF10.0A, Nakamichi NBF8.0A, Nakamichi NBT1205A, Nakamichi NBX210A, Nakamichi NS-W1018, Nakamichi NS-W1218, Nakamichi NW-S100D.

Почитать

Усилитель с процессором Alpine PDP-E800DSP

Новая линейка Pioneer

На пределе возможного
Тест мощного 2-канального усилителя Steg K2.04

Компонентная акустика Pioneer TS-A1600C

Посмотреть

Настройка процессора звука автомагнитолы Pioneer SPH-DA240BT в сетевом режиме

Alpine INE-W987D

Pioneer SPH-10BT

Pioneer DEH-S210UI

Новое на форуме

Всем привет магнитола PROLOGY MLD-150 не поддерживает видео записи пробовал разные форматы фильмов записывать некоторые идёт просто звук а изображения нет. Так и не один фильм не показывает. Подскажит . . . . .

Привет, уважаемые!!!!!!!....такая ситуация- нелепая, но она самая. Почему- понять не могу...ввожу временные задержки зеркально- тогда получается сцена, то есть- расстояние на свою сторону ввожу на пас . . . . .

Доброго времени, форумчане!!! Вопрос к знатокам: имеет ли смысл замена моего гу на Alpine CDA-9813R? Буде ли ощутимый прирост в качестве? . . . . .

Добрый вечер, форумчане! Очень нужен совет по выбору усилителя для саба Challenger Opus SD-250FA (в заднем крыле без стелса). Голова уже кипит от перелопачивания инета. Понимаю, что оптимально останов . . . . .

Гу х580bt при выключении срезов на сч динамики, звук становится лучше,качественный. Ставиш обратно срез 80 ,12 дб и звук становится размытый ,нет четкости. В чем может быть проблема? Играет от длс ма . . . . .

привет можно короб чертеж булава 12 настройка в раене 37гц . . . . .

ГУ - Pioneer x580bt, саб- MTX RT 10-04 , усь двух канальный - Alpine bbx-t600. Помогите пожалуйста в настройке, люди добрые, не понимаю как правильно настроить.Настроек куча, сам не понимаю куда жать . . . . .

Ребят подскажите пожалуйста !Вообще беда такая Eton ecs 500,4 уходит в защиту на громкости 22 24,на средней громкости все норм, проверили питание все отлично почти 14 приходит на него погрешили на са . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Swat M-4.100 → знал бы не купил, 4 ре канала, регулировки разные (сами параметры регулировки) для передних двух и задних, причем если ц . . . . .

Акустика Focal K2 Power 165 KR → Это не SPL динамики!!!! их не надо по 200 штук в дверь пихать!!!! Это SQ Хорош пургу гнать! Играют достойно но с пресущ . . . . .

Автомагнитола JVC KD-R90BT → Магнитолу выбирал по отзывам,искал именно с хорошим звуком. Когда включил понял что до этого слушал одно барахло. Звук С . . . . .

Усилитель DLS MA23 → 9 лет уже играет и играет,и до этого играл у другана,раскачивает саб Alpine SWE1244,замеры по SPL 133,9 Дб Короб.ФИ скол . . . . .

Сабвуфер DLS UR15 → Динамик нигерский. Настоящий америкос, не сравниться с современными уралами и мачетами. Вонял у меня уже раз 40, все ник . . . . .

Сабвуфер Alpine SWR-1542D → пять лет слушаю его, убил два аккума, пережил длс мад15 (взорвались транзисторы), ганнибал hlx1500 (не хватало мощности) . . . . .

Автомагнитола Kenwood DDX355 → Хорошая магнитола, не разу не подвела. Всё работает. Смотрим и слушаем только клипы через усб в дивиксе. Диски редко, . . . . .

Сабвуфер Ural AS-D12.3TD4 Titanium Edition → Звук хороший, от двух таких качает мою машинку. Перегруза не давал но никаких проблем пока не возникало. Кишки конечно н . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Pioneer AVH-A200BT в Mitsubishi 3000 GT

Автомагнитола Pioneer SPH-DA240BT в Mitsubishi Outlander III

Автомагнитола Kenwood DPX-M3100BT в Hyundai Santa Fe Classic

Автомагнитола Kenwood KMM-357SD в Fiat Doblo

Акустика Eton RSE 160 в Lexus NX200T