Два плюс один
Тест акустических систем JBL серии Stadium: JBL GTO600C и JBL GTO20M


К этой акустике JBL я присматривался уже давно, но только сейчас получилось раздобыть её для детального изучения. Её фишка заключается в том, что из двухполосного комплекта JBL GTO600C можно сделать трёхполосный простым добавлением среднечастотника JBL GTO20M – он продаётся отдельно. Вернее, простым этот процесс выглядит лишь с точки зрения конечного пользователя, а с инженерной точки зрения тут есть много чего интересного.

В модельном ряду JBL серия Stadium находится примерно посередине. Цена двухполосного комплекта на момент теста не превышает 10 тысяч рублей, а расширить его третьей полосой можно менее, чем за 8 тысяч.

Конструкция



Производитель позиционирует акустику не только для кастом-инсталляций, но и для апгрейда штатных систем. Этим объясняется и пониженный импеданс – акустика заявлена как 2,5-омная против традиционных 4 Ом.



Динамики выполнены добротно, на литых и достаточно крепких пластиковых корзинах.



В комплекте идут высокие грили. Не слишком броские, но и не лишённые дизайнерских изысков.



Диффузоры выглядят как плетёные. Описание скудно на подробности, но, судя по всему, это какой-то композит, армированный стекловолокном. Такие сложности затеяны для борьбы с распространением механических напряжений внутри диффузора. Кстати, как показали измерения, это работает, потом обращу на это внимание.



Твитеры компактные, с 19-миллиметровым куполом. Его материал не указан, есть лишь расплывчатое Soft Dome, но очень похоже, что это какой-то полимерный материал.



Кроссоверы средних размеров. Из того, что бросается в глаза при первом взгляде – шильдик на верхней крышке на самом деле является кнопкой, переключающей уровень твитера.





Разъём и переключатель на противоположной от терминалов стороне – та самая фича, позволяющая легко и быстро превращать двухполосный комплект JBL GTO600C в трёхполосный.



К этому разъёму подключается среднечастотник JBL GTO20M. Точнее, фильтр, который идёт с ним в комплекте, а уже к фильтру – СЧ динамик.





Сам среднечастотник JBL GTO20M – купольный. Купол тоже выполнен из полимерного материала и имеет диаметр 50 мм. Подвес – тканевый.



Какого-то особого акустического оформления для среднечастотника не требуется – динамик сам "несёт его с собой". Как и большинство купольных излучателей, конструктивно он большое похож на большой твитер.



Измерения



Для начала – электромеханические параметры НЧ/СЧ и СЧ динамиков. По абсолютно одинаковым значениям чувствительности видно сразу – они разрабатывались для совместной работы в одном комплекте.

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO600C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,23
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,27 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO20M:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 740 Гц
  • Qms (механическая добротность) – 3,71
  • Qes (электрическая добротность) – 1,14
  • Qts (полная добротность) – 0,87
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,82 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Собираю систему. Если в двухполосном режиме импедансная кривая выглядит более-менее привычно, то в трёхполосном её характер усложняется. Причём, как на средних частотах (ну это и так понятно было), так и на нижних. Виной последнему – подключающийся фильтр в секции НЧ.





НЧ/СЧ динамик из комплекта JBL GTO600C

Сам НЧ/СЧ динамик очень интересный. Сочетание резонансной частоты около 70 Герц и добротности порядка 0,7 позволяет ему уверенно работать на нижнем краю своего диапазона – стыковка с сабом проблем не вызовет. Сверху тоже обошлось без выбросов АЧХ. Да и вообще, характеристика укладывается в коридор шириной 3 дБ начиная от 70 Гц и чуть ли не до 7 кГц. С разворотом динамика АЧХ начинает перегибаться и спадать выше 2 кГц, но это нормально.



Искажения умеренные и большого повода к беспокойству не дают.



А вот и то, о чём говорил в самом начале – диффузор достаточно крепкий и хорошо задемпфирован. Хитрой структурой удалось окончательно загасить его "ломку", по нему не гуляют механические напряжения, так что и фаза абсолютно не скачет. В модальный режим (когда при увеличении частоты длина волны становится сопоставимой с размерами диффузора) динамик входит плавно. В общем, для двухполоски он весьма хорош.



Твитер из комплекта JBL GTO600C

Высокочастотник тоже неплох, вверх забирается уверенно. Всё как и полагается для правильного 19-миллиметрового купола.



Искажения невысокие, но работа ниже 5 кГц ему противопоказана – искажения начинают расти достаточно быстро, причём особенно безобразно ведёт себя третья гармоника. Впрочем, это тоже вполне закономерно для столь маленького излучателя.



Фаза линейна, тут без вопросов. Лёгкие колебания в районе 15 кГц – результат наличия апертурного тела перед куполом. Одним словом, хороший твитер, который любит высокую частоту среза ФВЧ.



СЧ динамик JBL GTO20M

А вот тут кое-какие вопросы появились. Излучает динамик, как и полагается купольнику, широко, но уж очень смущает выброс в области 6-10 кГц. С разворотом он ослабевает, но остаётся заметен. Фильтр потом его, конечно, подзадавит, но настораживает сам факт его наличия и того, что для его устранения вообще пришлось принимать какие-то меры.



С искажениями всё предсказуемо – с резонансной частотой немногим выше 700 Гц давать динамику работать ниже 1-1,5 кГц не нужно. Собственно, кроссовер так и делает, чуть дальше сами увидите. Искажения в целом низкие, это однозначно плюс.



Поведение фазы хорошо согласуется с уже увиденным на других графиках – на частоте около 6 кГц у динамика действительно есть небольшие проблемки. Как-то избавляться от них разработчикам пришлось настройкой фильтра.



Работа системы в двухполосном и трёхполосном режимах

Для наглядности совместил графики для всех динамиков. Поскольку в машине они могут быть развёрнуты как угодно, для каждого из них привёл сразу несколько снятых АЧХ.

В двухполосном режиме НЧ/СЧ динамик включён напрямую, без фильтров. Учитывая, что он доигрывает до своего верхнего предела достаточно ровно, иного и не требуется.



В трёхполосном режиме секция твитера остаётся без изменений. НЧ/СЧ динамик режется сверху, и часть диапазона передаётся под ответственность СЧ динамику. При этом видно, что фильтр повлиял на демпфирование НЧ динамика, что выразилось в появлении горбика на нижнем краю его диапазона – на частотах ниже 100 Гц.



Звучание



Для начала включаю акустику в свой тракт в двухполосном режиме. Первое впечатление – звучание очень ясное, с хорошей "скорострельностью", открытое. Но при этом отдельные звуки не лезут на первые планы, всё ровно и тонально сбалансировано. Глубина звуковой сцены строится средне, при этом создаётся интересное впечатление – звук не "затирается", а как раз напротив – будто инструменты задних планов приблизились к слушателям, а тихие звуки стали более отчётливыми.

Верха воздушные, причём, без излишней звонкости – лёгкие и в то же время деликатные. Завала на самом-самом верху не ощущается. Похоже, "хармановцам" удалось сделать твитеры с полимерными куполами, которые могут звучать вкусно. Так что первоначального скепсиса по этому поводу заметно поубавилось. Небольшие акценты, характерные для излучателей с апертурными "шайбами" перед куполом, с разворотом уходят. Хотя, что примечательно, воздушность звучания при этом сохраняется.

В сабвуферные глубины акустика не лезет, но верхний и частично даже средний бас отрабатывается хорошо, звучание основательное. Рельеф басовых инструментов прорабатывается не совсем по аудиофильски, но здесь этого и не требовалось. Зато уверенно – звучание на нижних частотах какое-то собранное, упругое.

Переключаю в трёхполосный режим. Благо, при подключенных среднечастотниках сделать это можно просто щёлкнув переключателями на основных кроссоверах. Сразу становится понятно, что СЧ динамики рассчитаны на установку с разворотом. Ориентировать их в салон точно не нужно, звучание может показаться слишком ярким.

В первые моменты создалось впечатление, что при переходе в 3-полосный режим немного теряется основательность на нижней середине, но на самом деле тут очень многое будет зависеть от того, как в конечном итоге встанут динамики относительно друг друга.

Выводы



Главная задача, которая ставилась при тестировании этой акустики – выяснить, в каком случае лучше покажет себя двухполосный комплект JBL GTO600C, а в каком случае можно добавить третью полосу в виде JBL GTO20M, и что это даст.

Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что если штатные места под твитеры расположены в стойках или уголках зеркал, и уж тем более если они "смотрят" в салон, лучше предпочесть 2-полосный вариант. Тем более, что сама по себе акустика получилась очень сбалансированной, с открытым и динамичным звучанием

А вот если есть возможность поставить СЧ динамики в торпедо с направлением вверх, то можно задуматься и о добавлении третьей полосы. Многие автомобили как раз имеют такие штатные места. Это поднимет звуковую сцену и улучшит разборчивость звучания на верхней середине.

  • Возможность легко и быстро превращать 2-полосную систему в 3-полосную
  • Сбалансированное и динамичное звучание 2-полосного комплекта
  • Если есть штатные места в верхней части торпедо, добавление СЧ динамика способно улучшить звучание системы

  • Не во всяком автомобиле есть необходимость добавлять третью полосу



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-05-17
Магнитолы RedPower: RedPower 71001, RedPower 71000, RedPower 71082, RedPower 71141, RedPower 71158, RedPower 71221, RedPower 71282, RedPower 71690, RedPower 75000, RedPower 75040, RedPower 75087, RedPower 75167, RedPower 75264, RedPower 75282, RedPower 75347, RedPower 71021R, RedPower 710UNIKNOB10, RedPower 75238G, RedPower 71256D, RedPower 71274D, RedPower K71001, RedPower K71302, RedPower K71315.

2022-05-16
Магнитолы InCar: InCar DTA2-1409, InCar DTA2-1418, InCar DTA2-1825, InCar DTA2-1825c, InCar DTA-2217, InCar DTA2-2219, InCar DTA2-2220, InCar DTA2-2222, InCar DTA2-2227, InCar DTA2-2229, InCar DTA2-2230, InCar DTA2-2231, InCar DTA2-2304, InCar DTA2-2406, InCar DTA2-2501, InCar DTA2-3620, InCar DTA2-3703, InCar DTA2-3704, InCar DTA2-3706, InCar DTA2-4602, InCar DTA2-6207, InCar DTA2-6209, InCar DTA2-6210CB, InCar DTA2-6312, InCar DTA2-7901, InCar DTA4-1409, InCar DTA4-1825, InCar DTA4-1825c, InCar DTA4-2219, InCar DTA4-2220, InCar DTA4-2227, InCar DTA4-2229, InCar DTA4-2230, InCar DTA4-2231, InCar DTA4-2304, InCar DTA4-2406, InCar DTA4-2501, InCar DTA4-3620, InCar DTA4-3703, InCar DTA4-3704, InCar DTA4-3706, InCar DTA4-4602, InCar DTA4-6207, InCar DTA4-7901, InCar PGA 2 1825, InCar PGA 2 1825c, InCar PGA 2 2219, InCar PGA 2 2222, InCar PGA 2 2227, InCar PGA 2 2406, InCar PGA 2 3704, InCar PGA 2 4602, InCar PGA 2 7901, InCar PGA 2-0703, InCar TMX-1409-6, InCar TMX-1825-6, InCar TMX-1825c-6, InCar TMX-2219-6, InCar TMX-2220-6, InCar TMX-2222-6, InCar TMX-2227-6, InCar TMX-2229-6, InCar TMX-2230-6, InCar TMX-2231-6, InCar TMX-2304-6, InCar TMX-2406-6b, InCar TMX-2501-6, InCar TMX-3620-6, InCar TMX-3703-6, InCar TMX-3704-6, InCar TMX-3706-6, InCar TMX-4602-6, InCar TMX-6207-6, InCar TMX-7901-6.

2022-05-12
Усилитель мощности Audio System Italy ADSP10.

2022-05-11
Акустика Morel: Morel Hybrid 52 A, Morel Hybrid 62 A, Morel Hybrid 63 A.

2022-05-07
Сабвуфер Kicx Sound Civilization QD 12.

2022-04-30
Магнитолы RedPower: RedPower 75221, RedPower K75021R, RedPower 75317, RedPower 750UNIVERSAL9L, RedPower 75086, RedPower 75186, RedPower 75021R, RedPower 75180, RedPower 75074, RedPower 75075, RedPower 75267, RedPower 71075, RedPower 71185, RedPower 75568, RedPower K71021R, RedPower 71013, RedPower 71094, RedPower 71180.

Почитать

Тест головного устройства Prology MPC-140 DSP (Android 8.1)

Elettromedia представила Bluetooth-приёмник Audison B-CON с поддержкой беспроводной передачи аудиосигнала в высоком разрешении

Warwick Acoustics угрожает рынку car audio

SQC Club Russia

Заявление SQC Club Russia

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Добрый день. Кто сталкивался с моноблоком JBL Club A600, не хуже он чем Alpine S-A60M ? . . . . .

Всем привет. К сабу Kicker 44L7S104 какой моноблок лучше: SoundQubed S1-1250, SoundQubed U1-1500, DD Audio D1100 ? Большая ли разница по звуку с Alpine S-A60M (который раньше стоял примерно в том ж . . . . .

Всем привет. Друг спросил совета по бюджетной акустике к дешманской магнитоле Kenwood в Renault Logan. Я нашел тут два варианта: SoundQubed QS-6.5 и DD Audio EC6.5. Что ему покупать? . . . . .

Приветствую. Подскажите моноблок JBL Club A600 под Kicker 43CWR104 не хуже будет по качеству и надежности моноблока Alpine S-A60M? . . . . .

Ребят, привет. Такой вопрос. Слушаю музыку в авто с Айфона по БТ, в данный момент Яндекс музыка. Есть ли смысл по БТ с Айфона гнать более высокое качество (tidal hifi plus или master quality)? Или не . . . . .

Gladen ONE 200.3 MB в реннж ровер 2016 года подойдет? . . . . .

Друзья кто нибудь знаком с pioneer avh-601ex? привезли из США, новый - стоит ли взять за 25к? - будет ли звучание лучше чем у Pioneer DEH-S5000BT? . . . . .

Всем доброго времени, авто Subaru Legacy универсал, имеется голова 80 пионер, усилитель audio system X 170.4, саб в зя Morel primo 104, провода от фирмы daxx, помогите определиться с фронтом и нужен . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Helix H 400X Precision → Акустика Dynaudio Esotec System 362. До этого усилителя слушал на E.O.S. AE-4100 LE Первое ощущение это что хеликс дает . . . . .

Сабвуфер Focal Performance P 25 FE → Офигеннейший саб ! Качает быстро низко разборчиво ) очень нравится что приобрел данный саб ! . . . . .

Автомагнитола JVC KD-X33MBTE → Если она вам попадется.то берите и не думайте . . . . .

Акустика Challenger PWR-650 II → Огонь Четкий, в меру жирный, разборчивый бас Очень хорошая, детальная середина Усилитель обязателен, на 60-70 ватт им . . . . .

Усилитель Ural МТ 2.60 → Хороший усь, годный Видимо, замена bv 2.70 Собран качественно, не греется, играет отлично Терминалы, фильтра на 5+ . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAP-800.1D Atom Plus → Когда играл, играл нормально Пару месяцев, на 4 ома, никаких просадов, кз, перегрева и защит не было Просто выключился . . . . .

Усилитель Mystery MK-2.80 → Как такового опыта использования нет, но после того как я увидел этот усь, который тыщу лет работает в мост в 1 ом, грее . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-300.4D Atom → Если у него и есть какие-то плюсы , то всё перебивает сильный постоянный фон . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70