Два плюс один
Тест акустических систем JBL серии Stadium: JBL GTO600C и JBL GTO20M


К этой акустике JBL я присматривался уже давно, но только сейчас получилось раздобыть её для детального изучения. Её фишка заключается в том, что из двухполосного комплекта JBL GTO600C можно сделать трёхполосный простым добавлением среднечастотника JBL GTO20M – он продаётся отдельно. Вернее, простым этот процесс выглядит лишь с точки зрения конечного пользователя, а с инженерной точки зрения тут есть много чего интересного.

В модельном ряду JBL серия Stadium находится примерно посередине. Цена двухполосного комплекта на момент теста не превышает 10 тысяч рублей, а расширить его третьей полосой можно менее, чем за 8 тысяч.

Конструкция



Производитель позиционирует акустику не только для кастом-инсталляций, но и для апгрейда штатных систем. Этим объясняется и пониженный импеданс – акустика заявлена как 2,5-омная против традиционных 4 Ом.



Динамики выполнены добротно, на литых и достаточно крепких пластиковых корзинах.



В комплекте идут высокие грили. Не слишком броские, но и не лишённые дизайнерских изысков.



Диффузоры выглядят как плетёные. Описание скудно на подробности, но, судя по всему, это какой-то композит, армированный стекловолокном. Такие сложности затеяны для борьбы с распространением механических напряжений внутри диффузора. Кстати, как показали измерения, это работает, потом обращу на это внимание.



Твитеры компактные, с 19-миллиметровым куполом. Его материал не указан, есть лишь расплывчатое Soft Dome, но очень похоже, что это какой-то полимерный материал.



Кроссоверы средних размеров. Из того, что бросается в глаза при первом взгляде – шильдик на верхней крышке на самом деле является кнопкой, переключающей уровень твитера.





Разъём и переключатель на противоположной от терминалов стороне – та самая фича, позволяющая легко и быстро превращать двухполосный комплект JBL GTO600C в трёхполосный.



К этому разъёму подключается среднечастотник JBL GTO20M. Точнее, фильтр, который идёт с ним в комплекте, а уже к фильтру – СЧ динамик.





Сам среднечастотник JBL GTO20M – купольный. Купол тоже выполнен из полимерного материала и имеет диаметр 50 мм. Подвес – тканевый.



Какого-то особого акустического оформления для среднечастотника не требуется – динамик сам "несёт его с собой". Как и большинство купольных излучателей, конструктивно он большое похож на большой твитер.



Измерения



Для начала – электромеханические параметры НЧ/СЧ и СЧ динамиков. По абсолютно одинаковым значениям чувствительности видно сразу – они разрабатывались для совместной работы в одном комплекте.

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO600C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,23
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,27 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO20M:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 740 Гц
  • Qms (механическая добротность) – 3,71
  • Qes (электрическая добротность) – 1,14
  • Qts (полная добротность) – 0,87
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,82 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Собираю систему. Если в двухполосном режиме импедансная кривая выглядит более-менее привычно, то в трёхполосном её характер усложняется. Причём, как на средних частотах (ну это и так понятно было), так и на нижних. Виной последнему – подключающийся фильтр в секции НЧ.





НЧ/СЧ динамик из комплекта JBL GTO600C

Сам НЧ/СЧ динамик очень интересный. Сочетание резонансной частоты около 70 Герц и добротности порядка 0,7 позволяет ему уверенно работать на нижнем краю своего диапазона – стыковка с сабом проблем не вызовет. Сверху тоже обошлось без выбросов АЧХ. Да и вообще, характеристика укладывается в коридор шириной 3 дБ начиная от 70 Гц и чуть ли не до 7 кГц. С разворотом динамика АЧХ начинает перегибаться и спадать выше 2 кГц, но это нормально.



Искажения умеренные и большого повода к беспокойству не дают.



А вот и то, о чём говорил в самом начале – диффузор достаточно крепкий и хорошо задемпфирован. Хитрой структурой удалось окончательно загасить его "ломку", по нему не гуляют механические напряжения, так что и фаза абсолютно не скачет. В модальный режим (когда при увеличении частоты длина волны становится сопоставимой с размерами диффузора) динамик входит плавно. В общем, для двухполоски он весьма хорош.



Твитер из комплекта JBL GTO600C

Высокочастотник тоже неплох, вверх забирается уверенно. Всё как и полагается для правильного 19-миллиметрового купола.



Искажения невысокие, но работа ниже 5 кГц ему противопоказана – искажения начинают расти достаточно быстро, причём особенно безобразно ведёт себя третья гармоника. Впрочем, это тоже вполне закономерно для столь маленького излучателя.



Фаза линейна, тут без вопросов. Лёгкие колебания в районе 15 кГц – результат наличия апертурного тела перед куполом. Одним словом, хороший твитер, который любит высокую частоту среза ФВЧ.



СЧ динамик JBL GTO20M

А вот тут кое-какие вопросы появились. Излучает динамик, как и полагается купольнику, широко, но уж очень смущает выброс в области 6-10 кГц. С разворотом он ослабевает, но остаётся заметен. Фильтр потом его, конечно, подзадавит, но настораживает сам факт его наличия и того, что для его устранения вообще пришлось принимать какие-то меры.



С искажениями всё предсказуемо – с резонансной частотой немногим выше 700 Гц давать динамику работать ниже 1-1,5 кГц не нужно. Собственно, кроссовер так и делает, чуть дальше сами увидите. Искажения в целом низкие, это однозначно плюс.



Поведение фазы хорошо согласуется с уже увиденным на других графиках – на частоте около 6 кГц у динамика действительно есть небольшие проблемки. Как-то избавляться от них разработчикам пришлось настройкой фильтра.



Работа системы в двухполосном и трёхполосном режимах

Для наглядности совместил графики для всех динамиков. Поскольку в машине они могут быть развёрнуты как угодно, для каждого из них привёл сразу несколько снятых АЧХ.

В двухполосном режиме НЧ/СЧ динамик включён напрямую, без фильтров. Учитывая, что он доигрывает до своего верхнего предела достаточно ровно, иного и не требуется.



В трёхполосном режиме секция твитера остаётся без изменений. НЧ/СЧ динамик режется сверху, и часть диапазона передаётся под ответственность СЧ динамику. При этом видно, что фильтр повлиял на демпфирование НЧ динамика, что выразилось в появлении горбика на нижнем краю его диапазона – на частотах ниже 100 Гц.



Звучание



Для начала включаю акустику в свой тракт в двухполосном режиме. Первое впечатление – звучание очень ясное, с хорошей "скорострельностью", открытое. Но при этом отдельные звуки не лезут на первые планы, всё ровно и тонально сбалансировано. Глубина звуковой сцены строится средне, при этом создаётся интересное впечатление – звук не "затирается", а как раз напротив – будто инструменты задних планов приблизились к слушателям, а тихие звуки стали более отчётливыми.

Верха воздушные, причём, без излишней звонкости – лёгкие и в то же время деликатные. Завала на самом-самом верху не ощущается. Похоже, "хармановцам" удалось сделать твитеры с полимерными куполами, которые могут звучать вкусно. Так что первоначального скепсиса по этому поводу заметно поубавилось. Небольшие акценты, характерные для излучателей с апертурными "шайбами" перед куполом, с разворотом уходят. Хотя, что примечательно, воздушность звучания при этом сохраняется.

В сабвуферные глубины акустика не лезет, но верхний и частично даже средний бас отрабатывается хорошо, звучание основательное. Рельеф басовых инструментов прорабатывается не совсем по аудиофильски, но здесь этого и не требовалось. Зато уверенно – звучание на нижних частотах какое-то собранное, упругое.

Переключаю в трёхполосный режим. Благо, при подключенных среднечастотниках сделать это можно просто щёлкнув переключателями на основных кроссоверах. Сразу становится понятно, что СЧ динамики рассчитаны на установку с разворотом. Ориентировать их в салон точно не нужно, звучание может показаться слишком ярким.

В первые моменты создалось впечатление, что при переходе в 3-полосный режим немного теряется основательность на нижней середине, но на самом деле тут очень многое будет зависеть от того, как в конечном итоге встанут динамики относительно друг друга.

Выводы



Главная задача, которая ставилась при тестировании этой акустики – выяснить, в каком случае лучше покажет себя двухполосный комплект JBL GTO600C, а в каком случае можно добавить третью полосу в виде JBL GTO20M, и что это даст.

Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что если штатные места под твитеры расположены в стойках или уголках зеркал, и уж тем более если они "смотрят" в салон, лучше предпочесть 2-полосный вариант. Тем более, что сама по себе акустика получилась очень сбалансированной, с открытым и динамичным звучанием

А вот если есть возможность поставить СЧ динамики в торпедо с направлением вверх, то можно задуматься и о добавлении третьей полосы. Многие автомобили как раз имеют такие штатные места. Это поднимет звуковую сцену и улучшит разборчивость звучания на верхней середине.

  • Возможность легко и быстро превращать 2-полосную систему в 3-полосную
  • Сбалансированное и динамичное звучание 2-полосного комплекта
  • Если есть штатные места в верхней части торпедо, добавление СЧ динамика способно улучшить звучание системы

  • Не во всяком автомобиле есть необходимость добавлять третью полосу



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупке в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-07-25
Акустика AMP: AMP SP-T28BMW, AMP SWA-200BMW.

2021-07-24
Усилители мощности Deaf Bonce: Deaf Bonce Apocalypse AP-1600.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-2100.1D Atom Plus, Deaf Bonce Apocalypse AP-550.1D Atom Plus.

2021-07-22
Усилитель мощности Soundstream ST4.1000DB.

2021-07-22
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM14K-V6, Vibe BLACKDEATHM21K-V6, Vibe BLACKDEATHM8K-V6.

2021-07-17
Магнитолы InCar: InCar TSA-7090D, InCar TSA-9110D.

2021-07-16
Акустика Infinity Kappa 303S.

Почитать

Аудиофильская неоклассика
Тест компонентов Eton серии Onyx: НЧ/СЧ динамиков Eton Onyx 16, СЧ динамиков Eton Onyx 80 и твитеров Eton Onyx 28

Много усилителя за мало денег
Тест мощного и доступного 1-канального басового усилителя Aura Indigo-D1.900

Оружие для спецподразделений
Тест мощного и компактного 4-канального усилителя SWAT GLK-F175D

Без скидок на размеры
Тест 4-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI FOUR и 1-канального усилителя Ground Zero GZHA MINI ONE

Тест широкополосной акустики BLAM LFR 80

Посмотреть

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Частичная шумоизоляция и недорогой апгрейд звука в Haval F7X

Достойный звук для Audi Q7 второго поколения

Напористая музыка для Mazda CX-5

Приятный звук в Mercedes E class (W213)

Новое на форуме

Всем привет Подскажите какой Мид 8 дюймов смотреть, какой фирмы под такие жанры как Рок, Металл Чтобы могли играть громко и без саба... . . . . .

Здравствуйте уважаемые спецы автозвука. Подскажите советом, авто Субару Форестер 2020 штатно стоитHarman/Kardon усилитель сам, комплектация премиум. Фронт отыгрывает сносно, а вот тыл вообще не слышно . . . . .

Здравствуйте, в уголки двери лада Веста среднечастотник dego sp 3.0 Mr будет нормально? Объем выйдет небольшой, в стойку не получается, там уже вч стоит, или на что то другое посмотреть что пойдет в . . . . .

Прошу помочь с выбором сабвуфера, система : Гу Alpine 137, ПРОЦЕЕСОР H800, ВЧ Кикс Т26, Сч кикс Sound Civilization MD70.3, МИД Sound Civilization W165.5-WF, слушаю в основном рок, другие жанры тоже пр . . . . .

Доброго времени суток! Помогите пожалуйста новичку определится. Автомобиль Шевроле лачетти хэч. Слушаю разную музыку, я меломан: транс, хаус, рэп, рнб, попсу, металл, рок и прочее. По этому, систем . . . . .

Всем привет. Хочу приобрести саб Kicker 10VCVR124. В описании написано сдвоенные звуковые катушки. На терминалах корпуса написано 4 Ом. Судя по названию модели 4 + 4 Ом, т.е. подключение к усилителю в . . . . .

Салют форумчане! Снова я к вам за дельным советом. До сих пор думаю как лучше поступить с моей первой системой, Веста Св универсал, сделана шумка дверей, ГУ штатное Enjoy pro. Звук в стоке честно го . . . . .

Привет всем,подскажите, что можно поставить из недорогой (до 7000р) компонентной акустики 16,авто рено сандеро,голова китай 78аура. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель DD Audio D4.100 → Усь супер для Вч и Сч в Sq системе, работает вместе с GZRC, для мидов тоже нормально, но мостом саб 200 вт. тяжело тянет . . . . .

Сабвуфер Prology WOW-12 → низа берет до 35-40hz и выше (в закрытом корпусе), если правильно настроить, то для своих характеристик он больше чем со . . . . .

Сабвуфер SOaudio SO250-2x2 → Мне понравилось в 18л ЗЯ. Разыгрался за 2 недели, быстрый. плотный бас впечатляет. . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-8686 → Магнитола проработала 7 лет, хотя и ездил мало на машине... В последнее время стал тускнеть экран после включения, бывал . . . . .

Акустика Morel Maximo Ultra 602 → Решил поменять магнитолу на Пионер 620 поставить усилитель DD D4.100 и САБ Челенджер OPUS 300 BX чтобы раскрыть потенц . . . . .

Усилитель Kicker CX1200.1 → Дополнение к моему предыдущему отзыву. Концепция данного моноблока стала мне понятна после полной обкатки моего нового . . . . .

Сабвуфер Edge EDS15D2-E7 → За время использования думал будет жестче, но прошёл год и разминка прошла, валит больше треки выше 33 гц, ниже просто в . . . . .

Акустика Steg LEO650C → Установил на двери поверьте до этого много кенвудов и пионров использовал но это акустика просто огонь просто идеально п . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70