Два плюс один
Тест акустических систем JBL серии Stadium: JBL GTO600C и JBL GTO20M


К этой акустике JBL я присматривался уже давно, но только сейчас получилось раздобыть её для детального изучения. Её фишка заключается в том, что из двухполосного комплекта JBL GTO600C можно сделать трёхполосный простым добавлением среднечастотника JBL GTO20M – он продаётся отдельно. Вернее, простым этот процесс выглядит лишь с точки зрения конечного пользователя, а с инженерной точки зрения тут есть много чего интересного.

В модельном ряду JBL серия Stadium находится примерно посередине. Цена двухполосного комплекта на момент теста не превышает 10 тысяч рублей, а расширить его третьей полосой можно менее, чем за 8 тысяч.

Конструкция



Производитель позиционирует акустику не только для кастом-инсталляций, но и для апгрейда штатных систем. Этим объясняется и пониженный импеданс – акустика заявлена как 2,5-омная против традиционных 4 Ом.



Динамики выполнены добротно, на литых и достаточно крепких пластиковых корзинах.



В комплекте идут высокие грили. Не слишком броские, но и не лишённые дизайнерских изысков.



Диффузоры выглядят как плетёные. Описание скудно на подробности, но, судя по всему, это какой-то композит, армированный стекловолокном. Такие сложности затеяны для борьбы с распространением механических напряжений внутри диффузора. Кстати, как показали измерения, это работает, потом обращу на это внимание.



Твитеры компактные, с 19-миллиметровым куполом. Его материал не указан, есть лишь расплывчатое Soft Dome, но очень похоже, что это какой-то полимерный материал.



Кроссоверы средних размеров. Из того, что бросается в глаза при первом взгляде – шильдик на верхней крышке на самом деле является кнопкой, переключающей уровень твитера.





Разъём и переключатель на противоположной от терминалов стороне – та самая фича, позволяющая легко и быстро превращать двухполосный комплект JBL GTO600C в трёхполосный.



К этому разъёму подключается среднечастотник JBL GTO20M. Точнее, фильтр, который идёт с ним в комплекте, а уже к фильтру – СЧ динамик.





Сам среднечастотник JBL GTO20M – купольный. Купол тоже выполнен из полимерного материала и имеет диаметр 50 мм. Подвес – тканевый.



Какого-то особого акустического оформления для среднечастотника не требуется – динамик сам "несёт его с собой". Как и большинство купольных излучателей, конструктивно он большое похож на большой твитер.



Измерения



Для начала – электромеханические параметры НЧ/СЧ и СЧ динамиков. По абсолютно одинаковым значениям чувствительности видно сразу – они разрабатывались для совместной работы в одном комплекте.

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO600C:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,23
  • Qes (электрическая добротность) – 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,0 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,27 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика JBL GTO20M:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 740 Гц
  • Qms (механическая добротность) – 3,71
  • Qes (электрическая добротность) – 1,14
  • Qts (полная добротность) – 0,87
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,82 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 2,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,3 дБ


Собираю систему. Если в двухполосном режиме импедансная кривая выглядит более-менее привычно, то в трёхполосном её характер усложняется. Причём, как на средних частотах (ну это и так понятно было), так и на нижних. Виной последнему – подключающийся фильтр в секции НЧ.





НЧ/СЧ динамик из комплекта JBL GTO600C

Сам НЧ/СЧ динамик очень интересный. Сочетание резонансной частоты около 70 Герц и добротности порядка 0,7 позволяет ему уверенно работать на нижнем краю своего диапазона – стыковка с сабом проблем не вызовет. Сверху тоже обошлось без выбросов АЧХ. Да и вообще, характеристика укладывается в коридор шириной 3 дБ начиная от 70 Гц и чуть ли не до 7 кГц. С разворотом динамика АЧХ начинает перегибаться и спадать выше 2 кГц, но это нормально.



Искажения умеренные и большого повода к беспокойству не дают.



А вот и то, о чём говорил в самом начале – диффузор достаточно крепкий и хорошо задемпфирован. Хитрой структурой удалось окончательно загасить его "ломку", по нему не гуляют механические напряжения, так что и фаза абсолютно не скачет. В модальный режим (когда при увеличении частоты длина волны становится сопоставимой с размерами диффузора) динамик входит плавно. В общем, для двухполоски он весьма хорош.



Твитер из комплекта JBL GTO600C

Высокочастотник тоже неплох, вверх забирается уверенно. Всё как и полагается для правильного 19-миллиметрового купола.



Искажения невысокие, но работа ниже 5 кГц ему противопоказана – искажения начинают расти достаточно быстро, причём особенно безобразно ведёт себя третья гармоника. Впрочем, это тоже вполне закономерно для столь маленького излучателя.



Фаза линейна, тут без вопросов. Лёгкие колебания в районе 15 кГц – результат наличия апертурного тела перед куполом. Одним словом, хороший твитер, который любит высокую частоту среза ФВЧ.



СЧ динамик JBL GTO20M

А вот тут кое-какие вопросы появились. Излучает динамик, как и полагается купольнику, широко, но уж очень смущает выброс в области 6-10 кГц. С разворотом он ослабевает, но остаётся заметен. Фильтр потом его, конечно, подзадавит, но настораживает сам факт его наличия и того, что для его устранения вообще пришлось принимать какие-то меры.



С искажениями всё предсказуемо – с резонансной частотой немногим выше 700 Гц давать динамику работать ниже 1-1,5 кГц не нужно. Собственно, кроссовер так и делает, чуть дальше сами увидите. Искажения в целом низкие, это однозначно плюс.



Поведение фазы хорошо согласуется с уже увиденным на других графиках – на частоте около 6 кГц у динамика действительно есть небольшие проблемки. Как-то избавляться от них разработчикам пришлось настройкой фильтра.



Работа системы в двухполосном и трёхполосном режимах

Для наглядности совместил графики для всех динамиков. Поскольку в машине они могут быть развёрнуты как угодно, для каждого из них привёл сразу несколько снятых АЧХ.

В двухполосном режиме НЧ/СЧ динамик включён напрямую, без фильтров. Учитывая, что он доигрывает до своего верхнего предела достаточно ровно, иного и не требуется.



В трёхполосном режиме секция твитера остаётся без изменений. НЧ/СЧ динамик режется сверху, и часть диапазона передаётся под ответственность СЧ динамику. При этом видно, что фильтр повлиял на демпфирование НЧ динамика, что выразилось в появлении горбика на нижнем краю его диапазона – на частотах ниже 100 Гц.



Звучание



Для начала включаю акустику в свой тракт в двухполосном режиме. Первое впечатление – звучание очень ясное, с хорошей "скорострельностью", открытое. Но при этом отдельные звуки не лезут на первые планы, всё ровно и тонально сбалансировано. Глубина звуковой сцены строится средне, при этом создаётся интересное впечатление – звук не "затирается", а как раз напротив – будто инструменты задних планов приблизились к слушателям, а тихие звуки стали более отчётливыми.

Верха воздушные, причём, без излишней звонкости – лёгкие и в то же время деликатные. Завала на самом-самом верху не ощущается. Похоже, "хармановцам" удалось сделать твитеры с полимерными куполами, которые могут звучать вкусно. Так что первоначального скепсиса по этому поводу заметно поубавилось. Небольшие акценты, характерные для излучателей с апертурными "шайбами" перед куполом, с разворотом уходят. Хотя, что примечательно, воздушность звучания при этом сохраняется.

В сабвуферные глубины акустика не лезет, но верхний и частично даже средний бас отрабатывается хорошо, звучание основательное. Рельеф басовых инструментов прорабатывается не совсем по аудиофильски, но здесь этого и не требовалось. Зато уверенно – звучание на нижних частотах какое-то собранное, упругое.

Переключаю в трёхполосный режим. Благо, при подключенных среднечастотниках сделать это можно просто щёлкнув переключателями на основных кроссоверах. Сразу становится понятно, что СЧ динамики рассчитаны на установку с разворотом. Ориентировать их в салон точно не нужно, звучание может показаться слишком ярким.

В первые моменты создалось впечатление, что при переходе в 3-полосный режим немного теряется основательность на нижней середине, но на самом деле тут очень многое будет зависеть от того, как в конечном итоге встанут динамики относительно друг друга.

Выводы



Главная задача, которая ставилась при тестировании этой акустики – выяснить, в каком случае лучше покажет себя двухполосный комплект JBL GTO600C, а в каком случае можно добавить третью полосу в виде JBL GTO20M, и что это даст.

Поэкспериментировав, пришёл к выводу, что если штатные места под твитеры расположены в стойках или уголках зеркал, и уж тем более если они "смотрят" в салон, лучше предпочесть 2-полосный вариант. Тем более, что сама по себе акустика получилась очень сбалансированной, с открытым и динамичным звучанием

А вот если есть возможность поставить СЧ динамики в торпедо с направлением вверх, то можно задуматься и о добавлении третьей полосы. Многие автомобили как раз имеют такие штатные места. Это поднимет звуковую сцену и улучшит разборчивость звучания на верхней середине.

  • Возможность легко и быстро превращать 2-полосную систему в 3-полосную
  • Сбалансированное и динамичное звучание 2-полосного комплекта
  • Если есть штатные места в верхней части торпедо, добавление СЧ динамика способно улучшить звучание системы

  • Не во всяком автомобиле есть необходимость добавлять третью полосу



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70