Выбиться из стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика AMP SWU-10


Как-то так сложилось, что автомобильные сабвуферы в последнее время становятся всё тяжелее и тяжелее, требуя от усилителей всё больших и больших мощностей. А вот появление моделей, рассчитанных исключительно на SQ-системы, становится чуть ли не целым событием. Динамик отечественного бренда AMP – как раз из таких.

Если подойти к конструированию сабвуфера с инженерной точки зрения, то легко заметить, что часто получается замкнутый круг. Чтобы получить более высокое звуковое давление, саб должен выдержать больше подаваемой мощности. Чтобы выдержать больше мощности, катушку приходится делать крупнее, а подвесы жёстче. Жёсткие подвесы требуют увеличения массы подвижки, иначе это будет не сабвуфер, а большой мидбас с высокой резонансной частотой. Жёсткие подвесы и тяжёлая подвижка – ниже чувствительность. Ниже чувствительность – нужно больше мощности… Всё, круг замкнулся.

В итоге сабвуферы порой начинают выглядеть здоровенными бруталами с огромными магнитными системами (а иначе с большой катушкой никак), но настолько жёсткими, что сдвинуть их с места можно только какими-нибудь ломовыми усилителями. Работа при небольших мощностях на умеренной громкости? Не, не слышал.

AMP SWU-10 сконструирован иначе и выбивается из этого порочного круга. Лёгкая подвижка и далеко не самый жёсткий подвес делают его "отзывчивым" к небольшим уровням сигнала – как раз то, что нужно для правильного SQ. Да, совсем без компромиссов не обошлось, но найти "золотую середину" – это и есть искусство разработки. По ходу дела посмотрим, что и как получилось.



Стоимость динамика на момент теста не превышает 10 тысяч рублей. Зная подход Андрея Вахтина (кто не заметил, логотип AMP содержит недвусмысленную добавку "by A. Vakhtin"), есть все основания утверждать, что за эту сумму покупатель получает не украшательства, а результат тщательного проектирования и многочисленных проб (могу так говорить, поскольку был немного в курсе подготовки этого сабвуфера к серийному производству). Поэтому динамик выглядит скромно и не имеет в конструкции ничего лишнего. Как говорится, "вам шашечки или ехать?"



Диффузор – непрессованная целлюлоза с защитным полимерным покрытием лицевой стороны. Пылезащитный колпак – тоже целлюлоза, но уже прессованная. Верхний подвес средней ширины, выполнен заедино с уплотнением на фланце динамика.



Особо отмечу, что всё приклеено ровно, крепёжные отверстия ничем не перекрываются. Казалось бы, элементарная вещь, но нынче аккуратность сборки характерна далеко не для всех производителей.

Обратная сторона диффузора имеет характерную для непрессованной целлюлозы фактуру.



Центрирующая шайба средних размеров, подводящие проводники выполнены круглыми "косичками" и прошиты через неё – просто и надёжно.



Звуковая катушка намотана медным проводом. К её охлаждению вообще никаких вопросов – окна под фланцем центрирующей шайбы просто огромные. Чтобы в зазор не попало ничего лишнего, окна забраны мелкой сеткой.



Плюс традиционное осевое отверстие в керне магнитной системы. Тоже немаленькое. Вообще, хорошая "прокачка" воздуха вдоль катушки в SQ-динамиках нужна не столько для повышения допустимой мощности (хотя и для этого тоже), сколько для уменьшения температурной компрессии – когда на пиках сигнала температура катушки (и, соответственно, её сопротивление) тоже скачкообразно повышается.



Для интереса снял защитный кожух. Мотор динамика собран на двух 140-миллиметровых кольцевых магнитах высотой по 20 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода, насколько можно судить по внешнему виду, 8 мм.



Впрочем, делать выводы о работе динамика по внешнему виду мотора – дело неблагодарное. Важно то, как он устроен внутри, а оценить это можно только инструментальными измерениями.

Измерения



Интересно, что полученные параметры практически полностью совпали с обещаниями производителя (если помните, в самом начале я говорил, что был немного в курсе подготовки этого саба к производству). Кстати, не у одного меня – практически в это же время один из первых AMP SWU-10 отправился в Тольятти к Алексею Воронцову, у него результаты тоже оказались близкими с точностью до естественного метрологического разброса. Отчёт об этом Алексей выкладывал на Drive2.



Измеренные параметры AMP SWU-10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 94 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ


Резонансная частота, на первый взгляд, выглядит великоватой. Но есть немало примеров удачных сабвуферов с Fs примерно такого же порядка. Да и вообще, параметры нужно рассматривать вкупе, а не выхватывать отдельные.

Подвижная система достаточно лёгкая – нынче 10-дюмовые сабы не так уж и часто имеют подвижку меньше 100 граммов. Жёсткость подвеса средняя – как раз тот самый компромисс, о котором упоминал в самом начале. Если сделать мягче, то этим, конечно, можно было бы снизить резонансную частоту, но тогда динамик потребовал бы и гораздо большего корпуса. А это и неудобно с точки зрения инсталляции, и к усилителю кое-какие повышенные требования пришлось бы предъявлять. В общем, поиски той самой "золотой середины".

Расчёт акустического оформления



Сабвуфер явно не предназначен для того, чтобы "валить негров", но обеспечивать плотное и полновесное звучание басовых инструментов (кто не в курсе, наиболее информативный бас начинается от 35-40 Герц) он умеет. Что, собственно, как раз обычно и требуется от 10-дюймового саба.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 18 литров (лёгкое заполнение корпуса, Qtc=0,7)
  • Красная АЧХ – ФИ 23 литра / 42 Гц (труба 8 см длиной 31 см)


Отдача в закрытом ящике получается невысокой, но зато в плюсе оказывается точность и разборчивость басового диапазона. Мне удалось проверить этот вариант в деле, расчёты подтверждаю – саб будет нормально играть в объёмах от 15 до 20 литров.

С фазоинвертором бас получается чуть попроще по своей структуре (если подходить к этому делу с высоких аудиофильских облаков), но зато будет восприниматься плотнее и весомее. Так что для очень многих реальных инсталляций этот вариант может оказаться тоже вполне реализуемым. Разве что про сабсоник с таким оформлением забывать не нужно – его включение значительно улучшит качество баса.

Порт для небольших корпусов обычно получается не слишком удобных размеров, но поигравшись с расчётами, удалось получить неплохое сочетание – 23 литра "чистого" объёма и порт на 8-сантиметровой трубе длиной немногим больше 30 см.

Выводы



Порой бывает так, что циферки и графики получаются красивыми, а результат на деле не приносит ожидаемой радости. А бывает, что смотришь на расчёты, и вроде бы ничего примечательного, но саб при этом играет. Пожалуй, AMP SWU-10 как раз из числа вторых.

Мне удалось попробовать сабвуфер в деле, и должен отметить, что вариант с ЗЯ мне в целом понравился. Бас плотный, упругий. Крышу ветром не сносит, но тактильный удар обеспечивает хорошо. Классическая такая "десяточка". Лично себе я бы рассмотрел вариант сабвуфера на двух таких динамиках, установленных, например, клином под углом 90 градусов. Тогда и отдача будет уже приличной, и точность баса сохранится.

Если взглянуть на список продуктов под брендом AMP (а он пока не слишком большой), то обнаружится, что SWU-10 прекрасно "споётся" с моноблоком AMP One DA 500.1. Этот усилитель стабильно работает на низкоомную нагрузку, так что при параллельном включении катушек (результирующий импеданс получится 2 Ом) сможет выдать вполне достаточную мощность и неплохо контролировать этот динамик.

  • Высокое качество сборки
  • Хорошо работает в компактных корпусах
  • Упругий разборчивый бас

  • Относительно невысокая отдача в ЗЯ



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-01-28
Акустика Steg: Steg MT4, Steg MT4B, Steg MT4C, Steg MT8.

2023-01-27
Акустика Steg: Steg QK3, Steg QK6, Steg SS-652C.

2023-01-27
Акустика Colt: Colt Hunter 8 Pro, Colt Scout 5 component.

2023-01-26
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1403-6, InCar TMX2-1402-6, InCar TMX2-1402-3, InCar TMX2-1406-6, InCar TMX2-1406-3, InCar TMX2-1409-3, InCar TMX2-1418-3, InCar TMX2-1418-6, InCar TMX2-1411-3, InCar TMX2-1407-3, InCar TMX2-1404-6, InCar TMX2-1404-3, InCar TMX2-1603-3, InCar TMX2-2231-6, InCar TMX2-2231-3, InCar TMX2-2204-3, InCar TMX2-2257-6, InCar TMX2-2257-3, InCar TMX2-2251-6, InCar TMX2-2251-3, InCar TMX2-2245-3, InCar TMX2-2242-3, InCar TMX2-2256-6, InCar TMX2-2256-3, InCar TMX2-2218-6, InCar TMX2-2218-3, InCar TMX2-2233-3, InCar TMX2-2233-6, InCar TMX2-2220-3, InCar TMX2-2223-6, InCar TMX2-2223-3, InCar TMX2-2211-6, InCar TMX2-2211-3, InCar TMX2-2236-6, InCar TMX2-2236-3, InCar TMX2-2203-3, InCar TMX2-8608-3, InCar TMX2-8608-6, InCar TMX2-2210-3, InCar TMX2-2215-3, InCar TMX2-2215n-3, InCar TMX2-2208-3, InCar TMX2-2216-3, InCar TMX2-2216-6, InCar TMX2-2237-3, InCar TMX2-8646-3, InCar TMX2-8645-6, InCar TMX2-8645-3, InCar TMX2-8658-3, InCar TMX2-2217-3, InCar TMX2-2205-3, InCar TMX2-2226-3, InCar TMX2-2226n-3, InCar TMX2-2202CL-3, InCar TMX2-2202-3, InCar TMX2-2221-3, InCar TMX2-2206-3, InCar TMX2-4401-6, InCar TMX2-4401-3, InCar TMX2-4401s-6, InCar TMX2-4401s-3.

2023-01-26
Акустика Steg MSS 1M.

2023-01-25
Магнитолы InCar: InCar TMX2-1805-6, InCar TMX2-1805-3, InCar TMX2-1824-3, InCar TMX2-1824-6, InCar TMX2-2301-3, InCar TMX2-2301-6, InCar TMX2-1814-3, InCar TMX2-1814-6, InCar TMX2-1822-3, InCar TMX2-1822-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1815-6, InCar TMX2-1815-3, InCar TMX2-1808-3, InCar TMX2-1808-6, InCar TMX2-1811-6, InCar TMX2-1811-3, InCar TMX2-1806-6, InCar TMX2-1806-3, InCar TMX2-1806c-6, InCar TMX2-1806c-3, InCar TMX2-1819-3, InCar TMX2-1819-6, InCar TMX2-1810-3, InCar TMX2-1810-6, InCar TMX2-6303c-3, InCar TMX2-6303c-6, InCar TMX2-6303-3, InCar TMX2-6303-6, InCar TMX2-6301-3, InCar TMX2-6301-6, InCar TMX2-6304c-6, InCar TMX2-6304c-3, InCar TMX2-6304-6, InCar TMX2-6304-3, InCar TMX2-6302-6, InCar TMX2-6302-3, InCar TMX2-6312-3, InCar TMX2-6312-6, InCar TMX2-6312c-3, InCar TMX2-6312c-6, InCar TMX2-4603-3, InCar TMX2-4603-6, InCar TMX2-4601-6, InCar TMX2-4601-3, InCar TMX2-6106-6, InCar TMX2-6106-3, InCar TMX2-6102-3, InCar TMX2-6117-3, InCar TMX2-6109-3, InCar TMX2-6104-6, InCar TMX2-6104-3, InCar TMX2-6105-6, InCar TMX2-6105-3, InCar TMX2-6112-3, InCar TMX2-6112-6, InCar TMX2-2304-3, InCar TMX2-2304-6, InCar TMX2-2303u-6, InCar TMX2-2303u-3, InCar TMX2-2303n-6, InCar TMX2-2303n-3, InCar TMX2-2309-3, InCar TMX2-1410-3, InCar TMX2-1403-3.

Почитать

Концепция восьми дюймов: вниз или вверх?
Тест 8-дюймовых НЧ/СЧ динамиков AMP WU-20

Дорогая, я уменьшил усилители
Тест усилителей Kicx обновлённой серии AP: 4-канального Kicx AP 120.4 ver.2 и 1-канального Kicx AP 1000D ver.2

Тест головного устройства высокой мощности Prology PRM-100

Народный улучшенный
Тест 10-канального аудиопроцессора MadBit DSP Player 2 Special Edition, сравнение с «базовым» DSP Player 2 и DSP Player первого поколения

Тест универсальной акустики AMP

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Приветстувую. Выбираю компактный 4-х канальный усилитель от процессора Helix dsp pro mk3 с установкой под сиденье на миды SOaudio SO165/38 . . . . .

Всем привет. Нужны вч. Уже имеется : CDT Audio ES-6 + Eton Mini 300.2, CDT Audio ES-03 + Helix A4 Competition. Выбор пал на: CDT Aud . . . . .

Всех приветствую. Нужен совет по установке... Имеется Гу Pioneer S620bt и акустика на фронт Audio System MX 165 EVO. Авто солярис. Усилит . . . . .

Друзья, посоветуйте саб и усилитель (с ВУ входами) в запаску на Туарег NF, бюджет на все до 30 тыс. . . . . .

Добрый день. Подскажите пожалуйста за что отвечают переключатели в кроссоверах MID SW и TW SW. Система DLS XCK-RC6.3i . . . . .

Всем доброго времени суток! Посмотрел характеристики и рейтинг магнитолы Alpine iLX-705D. Купил. Ранее стояла Alpine w650bt. Так вот, внов . . . . .

Всем доброго дня! Купил акустику Focal PS 165 V1 в Ладу 2112 Характеристики: Nominal power 80W Maximum power 160W Sensitivity 92.5 . . . . .

Приветствую всех! Подскажите пожалуйста. Хочу собрать систему пока только фронт, саб будет потом. С учетом нынешних реалий бюджет оч . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz DPower 4 → Компактный, не греется. Работал от ГУ, автоматически включался и выключался при . . . . .

Сабвуфер Alpine X-W10D4 → Всем читающим привет, пришло время поделится опытом владения таких сабов, в нали . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Взял эти твитеры по совету опытного установщика. Ни капли не пожалел, действител . . . . .

Акустика SOaudio SO165/38 → Отличная акустика, очень странно, что магазин держит ей оценку 4 балла. Совмещае . . . . .

Сабвуфер Hertz MP 250 D2.3 Pro → Гудежный и медленно играющий сабвуфер. Играл в корпусе 20 литров. . . . . .

Усилитель Art Sound XE 754 → Усилитель не для сабвуфера. Ненадо плакать, что не раскачал говносабвуфер аля Со . . . . .

Акустика Hertz MPK 165P.3 Pro → Очень нравится звук Hertz. Эта серия великолепна. . . . . .

Акустика Focal Performance PS 165 F3E → Акустика, достойная внимания! Очень качественный и классный звук, разборчивость . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70