Выбиться из стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика AMP SWU-10


Как-то так сложилось, что автомобильные сабвуферы в последнее время становятся всё тяжелее и тяжелее, требуя от усилителей всё больших и больших мощностей. А вот появление моделей, рассчитанных исключительно на SQ-системы, становится чуть ли не целым событием. Динамик отечественного бренда AMP – как раз из таких.

Если подойти к конструированию сабвуфера с инженерной точки зрения, то легко заметить, что часто получается замкнутый круг. Чтобы получить более высокое звуковое давление, саб должен выдержать больше подаваемой мощности. Чтобы выдержать больше мощности, катушку приходится делать крупнее, а подвесы жёстче. Жёсткие подвесы требуют увеличения массы подвижки, иначе это будет не сабвуфер, а большой мидбас с высокой резонансной частотой. Жёсткие подвесы и тяжёлая подвижка – ниже чувствительность. Ниже чувствительность – нужно больше мощности… Всё, круг замкнулся.

В итоге сабвуферы порой начинают выглядеть здоровенными бруталами с огромными магнитными системами (а иначе с большой катушкой никак), но настолько жёсткими, что сдвинуть их с места можно только какими-нибудь ломовыми усилителями. Работа при небольших мощностях на умеренной громкости? Не, не слышал.

AMP SWU-10 сконструирован иначе и выбивается из этого порочного круга. Лёгкая подвижка и далеко не самый жёсткий подвес делают его "отзывчивым" к небольшим уровням сигнала – как раз то, что нужно для правильного SQ. Да, совсем без компромиссов не обошлось, но найти "золотую середину" – это и есть искусство разработки. По ходу дела посмотрим, что и как получилось.



Стоимость динамика на момент теста не превышает 10 тысяч рублей. Зная подход Андрея Вахтина (кто не заметил, логотип AMP содержит недвусмысленную добавку "by A. Vakhtin"), есть все основания утверждать, что за эту сумму покупатель получает не украшательства, а результат тщательного проектирования и многочисленных проб (могу так говорить, поскольку был немного в курсе подготовки этого сабвуфера к серийному производству). Поэтому динамик выглядит скромно и не имеет в конструкции ничего лишнего. Как говорится, "вам шашечки или ехать?"



Диффузор – непрессованная целлюлоза с защитным полимерным покрытием лицевой стороны. Пылезащитный колпак – тоже целлюлоза, но уже прессованная. Верхний подвес средней ширины, выполнен заедино с уплотнением на фланце динамика.



Особо отмечу, что всё приклеено ровно, крепёжные отверстия ничем не перекрываются. Казалось бы, элементарная вещь, но нынче аккуратность сборки характерна далеко не для всех производителей.

Обратная сторона диффузора имеет характерную для непрессованной целлюлозы фактуру.



Центрирующая шайба средних размеров, подводящие проводники выполнены круглыми "косичками" и прошиты через неё – просто и надёжно.



Звуковая катушка намотана медным проводом. К её охлаждению вообще никаких вопросов – окна под фланцем центрирующей шайбы просто огромные. Чтобы в зазор не попало ничего лишнего, окна забраны мелкой сеткой.



Плюс традиционное осевое отверстие в керне магнитной системы. Тоже немаленькое. Вообще, хорошая "прокачка" воздуха вдоль катушки в SQ-динамиках нужна не столько для повышения допустимой мощности (хотя и для этого тоже), сколько для уменьшения температурной компрессии – когда на пиках сигнала температура катушки (и, соответственно, её сопротивление) тоже скачкообразно повышается.



Для интереса снял защитный кожух. Мотор динамика собран на двух 140-миллиметровых кольцевых магнитах высотой по 20 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода, насколько можно судить по внешнему виду, 8 мм.



Впрочем, делать выводы о работе динамика по внешнему виду мотора – дело неблагодарное. Важно то, как он устроен внутри, а оценить это можно только инструментальными измерениями.

Измерения



Интересно, что полученные параметры практически полностью совпали с обещаниями производителя (если помните, в самом начале я говорил, что был немного в курсе подготовки этого саба к производству). Кстати, не у одного меня – практически в это же время один из первых AMP SWU-10 отправился в Тольятти к Алексею Воронцову, у него результаты тоже оказались близкими с точностью до естественного метрологического разброса. Отчёт об этом Алексей выкладывал на Drive2.



Измеренные параметры AMP SWU-10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 94 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ


Резонансная частота, на первый взгляд, выглядит великоватой. Но есть немало примеров удачных сабвуферов с Fs примерно такого же порядка. Да и вообще, параметры нужно рассматривать вкупе, а не выхватывать отдельные.

Подвижная система достаточно лёгкая – нынче 10-дюмовые сабы не так уж и часто имеют подвижку меньше 100 граммов. Жёсткость подвеса средняя – как раз тот самый компромисс, о котором упоминал в самом начале. Если сделать мягче, то этим, конечно, можно было бы снизить резонансную частоту, но тогда динамик потребовал бы и гораздо большего корпуса. А это и неудобно с точки зрения инсталляции, и к усилителю кое-какие повышенные требования пришлось бы предъявлять. В общем, поиски той самой "золотой середины".

Расчёт акустического оформления



Сабвуфер явно не предназначен для того, чтобы "валить негров", но обеспечивать плотное и полновесное звучание басовых инструментов (кто не в курсе, наиболее информативный бас начинается от 35-40 Герц) он умеет. Что, собственно, как раз обычно и требуется от 10-дюймового саба.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 18 литров (лёгкое заполнение корпуса, Qtc=0,7)
  • Красная АЧХ – ФИ 23 литра / 42 Гц (труба 8 см длиной 31 см)


Отдача в закрытом ящике получается невысокой, но зато в плюсе оказывается точность и разборчивость басового диапазона. Мне удалось проверить этот вариант в деле, расчёты подтверждаю – саб будет нормально играть в объёмах от 15 до 20 литров.

С фазоинвертором бас получается чуть попроще по своей структуре (если подходить к этому делу с высоких аудиофильских облаков), но зато будет восприниматься плотнее и весомее. Так что для очень многих реальных инсталляций этот вариант может оказаться тоже вполне реализуемым. Разве что про сабсоник с таким оформлением забывать не нужно – его включение значительно улучшит качество баса.

Порт для небольших корпусов обычно получается не слишком удобных размеров, но поигравшись с расчётами, удалось получить неплохое сочетание – 23 литра "чистого" объёма и порт на 8-сантиметровой трубе длиной немногим больше 30 см.

Выводы



Порой бывает так, что циферки и графики получаются красивыми, а результат на деле не приносит ожидаемой радости. А бывает, что смотришь на расчёты, и вроде бы ничего примечательного, но саб при этом играет. Пожалуй, AMP SWU-10 как раз из числа вторых.

Мне удалось попробовать сабвуфер в деле, и должен отметить, что вариант с ЗЯ мне в целом понравился. Бас плотный, упругий. Крышу ветром не сносит, но тактильный удар обеспечивает хорошо. Классическая такая "десяточка". Лично себе я бы рассмотрел вариант сабвуфера на двух таких динамиках, установленных, например, клином под углом 90 градусов. Тогда и отдача будет уже приличной, и точность баса сохранится.

Если взглянуть на список продуктов под брендом AMP (а он пока не слишком большой), то обнаружится, что SWU-10 прекрасно "споётся" с моноблоком AMP One DA 500.1. Этот усилитель стабильно работает на низкоомную нагрузку, так что при параллельном включении катушек (результирующий импеданс получится 2 Ом) сможет выдать вполне достаточную мощность и неплохо контролировать этот динамик.

  • Высокое качество сборки
  • Хорошо работает в компактных корпусах
  • Упругий разборчивый бас

  • Относительно невысокая отдача в ЗЯ

Источник: Журнал «Carmus»


Акции

При покупке штатного головного устройства Prology установка в подарок!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при покупке и установке у нас в студии!

Каждому покупателю нашего магазина оригинальный подарок - клевые миксы на компакт-диске от DJ Monj!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2019-08-20
Акустика Brax MATRIX ML8 MID.

2019-08-20
Процессорный усилитель мощности Match M 5DSP MK2.

2019-08-20
Акустика Match: Match UP C42MB-FRT, Match UP S4MB-CTR, Match UP S4MB-SUR, Match UP W8MB-S4 LHD, Match UP W8MB-S4 RHD, Match UP X4MB-FRT.

2019-08-19
Усилители мощности Swat: Swat EXE-4.200, Swat REV-4.110, Swat REV-4.80, Swat SBT-1.1500D, Swat SBT-1.2000D.

2019-08-19
Акустика Focal Access 165 AS3 midrange.

2019-08-19
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZRC 165.2SQ, Ground Zero GZRC 165.3SQ, Ground Zero GZRK 165SQ, Ground Zero GZRM 80SQ, Ground Zero GZRT 25SQ.

2019-08-19
Акустика DD Audio: DD Audio DC6.5a, DD Audio DC6x9a, DD Audio DX6.5a, DD Audio T2b.

2019-08-17
Магнитола Alpine iLX-W650BT.

Почитать

Двухполосная акустика Audison Thesis

Мультимедийное ГУ JVC KW-M450BT

Без D
Тест 6-канального усилителя AMP DA-80.6 Six

Усилитель AMP DA-80.6 SIX

Комфортный звук за очень скромные деньги
Тест линейки бюджетных акустических систем Infinity Alpha

Посмотреть

Pioneer AVH-Z9200BT

Kenwood DMX7018BTS

Pioneer AVH-Z2200BT

Prology MPN-D510

Prology MPN-450

Новое на форуме

Заказал на этом сайте DD Audio EC6.5. В описании кроссовер с аттеньюатором а получил несколько измененной конструкции, внешне такой же, но внутренности чуть другие и аттеньюатора там нет. Я заменой о . . . . .

Подбор усилителя . . . . . .

Подскажите, кто в курсе: какая аккустика побасистей HERTZ MPX 165.3 PRO или HERTZ CPX 165 Pro ? Мы профаны в этом деле. . . . . .

Всем привет! Недавно сдал на права и досталась машина toyota yaris 2007 года, так что я пока чайник. Хотелось бы поменять штатную магнитолу, пока на первое время ничего мудрить особо не хочу, подумыва . . . . .

Приветствую! Приобрел ус Alpine X-A90V. Колонки Alpine R-S65C.2 .саб JL Audio 12WX-4 box. Подскажите какие провода сечением надо для монтажа.Спасибо. . . . . .

Morel elate 603 . ГУ pioneer z5100bt. Через audison ap f8.9 подключены миды через мост. Далее через кросс (5 и 6 канал по 85 w) вч и сч, остальные два канала (7 и 8) на зад (pioneer z65f). Саб отдел . . . . .

Всем привет , купил себе новую машину , и загрузил туда саб старый , саб хороший , но почему то не выдаёт те же результаты , такое ощущение что играть стал в половину мощности , провода те же самые , . . . . .

Всем HI ! Кто подскажет из знающих? Собрал первую 3х-полоску , но полноценно разрулить пока не получается играет в 2.5 от 80-го. ВОПРОС ; при полноценном разруливании значительно улучшится систем . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer AVH-Z9200BT → Всем доброго времени суток! Приобретал данную магнитолу в этом магазине, все устроило. До этого стоял 80-й пионер. Боя . . . . .

Усилитель Audio System HX 175.4 → Усилитель чувствителен к наводкам. Слабые "уши" в местах крепления усилителя. В остальном не плох. . . . . .

Автомагнитола Alpine CDE-125BT → Как слушать музыку из телефона через блютуз . . . . .

Автомагнитола Pioneer MVH-A101V → приветствую всех. в целом по магнитоле вопросов нет,все отлично,вид,дизайн, сенсор откликаеся мгновенно, но есть вопрос . . . . .

Автомагнитола Pioneer MVH-S510BT → после предыдущего поколения (580/5900) магнитола вызывает только положительные эмоции, но это только 1й месяц, ну или ме . . . . .

Сабвуфер Alphard Machete M12 v2 D1 Sport → Очень надёжный ,даже давольно выносливый для эксплуатации в SPL .сильно мучаю ,издеваюсь как могу))) пол года и они живы . . . . .

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5100BT → Магнитола работает почти год в Весте. По части звучания никаких замечаний нет, нечего сказать. Единственное замечание эт . . . . .

Автомагнитола Pioneer MVH-A210BT → Отличная магнитола, ставил на Nissan Note, с заменой ГУ и колонками звук стал просто бомбический. Множество необходимых . . . . .

Ваши установки

Акустика DLS Nobelium 6.2 в Subaru Impreza

Автомагнитола Pioneer AVH-Z5100BT в Hyundai Tucson

Акустика Morel Tempo Ultra 602 в Hyundai Tucson

Акустика Ural AS-W130MB в UAZ Patriot

Усилитель Alpine PDX-V9 в Volkswagen Golf 6