Выбиться из стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика AMP SWU-10


Как-то так сложилось, что автомобильные сабвуферы в последнее время становятся всё тяжелее и тяжелее, требуя от усилителей всё больших и больших мощностей. А вот появление моделей, рассчитанных исключительно на SQ-системы, становится чуть ли не целым событием. Динамик отечественного бренда AMP – как раз из таких.

Если подойти к конструированию сабвуфера с инженерной точки зрения, то легко заметить, что часто получается замкнутый круг. Чтобы получить более высокое звуковое давление, саб должен выдержать больше подаваемой мощности. Чтобы выдержать больше мощности, катушку приходится делать крупнее, а подвесы жёстче. Жёсткие подвесы требуют увеличения массы подвижки, иначе это будет не сабвуфер, а большой мидбас с высокой резонансной частотой. Жёсткие подвесы и тяжёлая подвижка – ниже чувствительность. Ниже чувствительность – нужно больше мощности… Всё, круг замкнулся.

В итоге сабвуферы порой начинают выглядеть здоровенными бруталами с огромными магнитными системами (а иначе с большой катушкой никак), но настолько жёсткими, что сдвинуть их с места можно только какими-нибудь ломовыми усилителями. Работа при небольших мощностях на умеренной громкости? Не, не слышал.

AMP SWU-10 сконструирован иначе и выбивается из этого порочного круга. Лёгкая подвижка и далеко не самый жёсткий подвес делают его "отзывчивым" к небольшим уровням сигнала – как раз то, что нужно для правильного SQ. Да, совсем без компромиссов не обошлось, но найти "золотую середину" – это и есть искусство разработки. По ходу дела посмотрим, что и как получилось.



Стоимость динамика на момент теста не превышает 10 тысяч рублей. Зная подход Андрея Вахтина (кто не заметил, логотип AMP содержит недвусмысленную добавку "by A. Vakhtin"), есть все основания утверждать, что за эту сумму покупатель получает не украшательства, а результат тщательного проектирования и многочисленных проб (могу так говорить, поскольку был немного в курсе подготовки этого сабвуфера к серийному производству). Поэтому динамик выглядит скромно и не имеет в конструкции ничего лишнего. Как говорится, "вам шашечки или ехать?"



Диффузор – непрессованная целлюлоза с защитным полимерным покрытием лицевой стороны. Пылезащитный колпак – тоже целлюлоза, но уже прессованная. Верхний подвес средней ширины, выполнен заедино с уплотнением на фланце динамика.



Особо отмечу, что всё приклеено ровно, крепёжные отверстия ничем не перекрываются. Казалось бы, элементарная вещь, но нынче аккуратность сборки характерна далеко не для всех производителей.

Обратная сторона диффузора имеет характерную для непрессованной целлюлозы фактуру.



Центрирующая шайба средних размеров, подводящие проводники выполнены круглыми "косичками" и прошиты через неё – просто и надёжно.



Звуковая катушка намотана медным проводом. К её охлаждению вообще никаких вопросов – окна под фланцем центрирующей шайбы просто огромные. Чтобы в зазор не попало ничего лишнего, окна забраны мелкой сеткой.



Плюс традиционное осевое отверстие в керне магнитной системы. Тоже немаленькое. Вообще, хорошая "прокачка" воздуха вдоль катушки в SQ-динамиках нужна не столько для повышения допустимой мощности (хотя и для этого тоже), сколько для уменьшения температурной компрессии – когда на пиках сигнала температура катушки (и, соответственно, её сопротивление) тоже скачкообразно повышается.



Для интереса снял защитный кожух. Мотор динамика собран на двух 140-миллиметровых кольцевых магнитах высотой по 20 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода, насколько можно судить по внешнему виду, 8 мм.



Впрочем, делать выводы о работе динамика по внешнему виду мотора – дело неблагодарное. Важно то, как он устроен внутри, а оценить это можно только инструментальными измерениями.

Измерения



Интересно, что полученные параметры практически полностью совпали с обещаниями производителя (если помните, в самом начале я говорил, что был немного в курсе подготовки этого саба к производству). Кстати, не у одного меня – практически в это же время один из первых AMP SWU-10 отправился в Тольятти к Алексею Воронцову, у него результаты тоже оказались близкими с точностью до естественного метрологического разброса. Отчёт об этом Алексей выкладывал на Drive2.



Измеренные параметры AMP SWU-10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 94 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ


Резонансная частота, на первый взгляд, выглядит великоватой. Но есть немало примеров удачных сабвуферов с Fs примерно такого же порядка. Да и вообще, параметры нужно рассматривать вкупе, а не выхватывать отдельные.

Подвижная система достаточно лёгкая – нынче 10-дюмовые сабы не так уж и часто имеют подвижку меньше 100 граммов. Жёсткость подвеса средняя – как раз тот самый компромисс, о котором упоминал в самом начале. Если сделать мягче, то этим, конечно, можно было бы снизить резонансную частоту, но тогда динамик потребовал бы и гораздо большего корпуса. А это и неудобно с точки зрения инсталляции, и к усилителю кое-какие повышенные требования пришлось бы предъявлять. В общем, поиски той самой "золотой середины".

Расчёт акустического оформления



Сабвуфер явно не предназначен для того, чтобы "валить негров", но обеспечивать плотное и полновесное звучание басовых инструментов (кто не в курсе, наиболее информативный бас начинается от 35-40 Герц) он умеет. Что, собственно, как раз обычно и требуется от 10-дюймового саба.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 18 литров (лёгкое заполнение корпуса, Qtc=0,7)
  • Красная АЧХ – ФИ 23 литра / 42 Гц (труба 8 см длиной 31 см)


Отдача в закрытом ящике получается невысокой, но зато в плюсе оказывается точность и разборчивость басового диапазона. Мне удалось проверить этот вариант в деле, расчёты подтверждаю – саб будет нормально играть в объёмах от 15 до 20 литров.

С фазоинвертором бас получается чуть попроще по своей структуре (если подходить к этому делу с высоких аудиофильских облаков), но зато будет восприниматься плотнее и весомее. Так что для очень многих реальных инсталляций этот вариант может оказаться тоже вполне реализуемым. Разве что про сабсоник с таким оформлением забывать не нужно – его включение значительно улучшит качество баса.

Порт для небольших корпусов обычно получается не слишком удобных размеров, но поигравшись с расчётами, удалось получить неплохое сочетание – 23 литра "чистого" объёма и порт на 8-сантиметровой трубе длиной немногим больше 30 см.

Выводы



Порой бывает так, что циферки и графики получаются красивыми, а результат на деле не приносит ожидаемой радости. А бывает, что смотришь на расчёты, и вроде бы ничего примечательного, но саб при этом играет. Пожалуй, AMP SWU-10 как раз из числа вторых.

Мне удалось попробовать сабвуфер в деле, и должен отметить, что вариант с ЗЯ мне в целом понравился. Бас плотный, упругий. Крышу ветром не сносит, но тактильный удар обеспечивает хорошо. Классическая такая "десяточка". Лично себе я бы рассмотрел вариант сабвуфера на двух таких динамиках, установленных, например, клином под углом 90 градусов. Тогда и отдача будет уже приличной, и точность баса сохранится.

Если взглянуть на список продуктов под брендом AMP (а он пока не слишком большой), то обнаружится, что SWU-10 прекрасно "споётся" с моноблоком AMP One DA 500.1. Этот усилитель стабильно работает на низкоомную нагрузку, так что при параллельном включении катушек (результирующий импеданс получится 2 Ом) сможет выдать вполне достаточную мощность и неплохо контролировать этот динамик.

  • Высокое качество сборки
  • Хорошо работает в компактных корпусах
  • Упругий разборчивый бас

  • Относительно невысокая отдача в ЗЯ



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

В связи с ремонтом нового помещения нашего магазина мы временно работаем только как интернет-магазин и пункт выдачи заказов, расположенный по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-08-07
Акустика Eton: Eton ONYX 16, Eton ONYX 28, Eton ONYX 80.

2020-08-06
Акустика Oris: Oris GR-T42, Oris JB-650, Oris JB-652S.

2020-08-05
Акустика Vibe: Vibe BDPRO6M-V9, Vibe BDPRO8M-V9, Vibe CVEN1SQT-V9, Vibe CVEN6.5SQW-V9.

2020-08-05
Сабвуфер Kicx Sound Civilization Q 12.

2020-08-04
Адаптеры MOST150 NAV-TV ZEN-M, NAV-TV ZEN-V.

2020-08-03
Акустика Edge EDBXPRO69W-E9.

Почитать

JL Audio MVi – референсные морские процессорные усилители

Бодрый малый
Тест компактного 4-канального усилителя с 8-канальным процессором Eton MINI 150.4 DSP

Погружение в звук
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Best Balance D6.5C

Тест ВЧ-излучателей УРАЛ АК-25

Неполиткорректная эстрада
Тест «эстрадных» СЧ динамиков Vibe Black Death PRO 8M

Посмотреть

Полная шумоизоляция Volkswagen Caravelle T6

Prology MPC-70

Аудиосистема в Audi Q7 второго поколения

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai

Процессорная аудиосистема в Mercedes C class (W205) coupe

Полная шумоизоляция и установка музыки в BMW X1 F48

Процессорная аудиосистема в Nissan X-Trail T32

Boss Audio MGR450B

Новое на форуме

Всем добрый вечер! Нужен совет. На данный момент в автомобиле собрана поканалка. Гу pioneer avh-z5100bt. Перед hertz esk 165l.5. (вч динамики hertz et 26.5, мидбасы hertz ev165l. 5). Сзади machete lw6 . . . . .

Здравствуйте. В моем автомобиле стоят 2 комплекта компонентной акустики Morel Tempo 6. Для передних и задних пассажиров. На днях понял, что задним основным динамикам пришел конец- они стали хрипет . . . . .

Всем привет Имеются динамики Pioneer TS-A1600C и ГУ Pioneer MVH-S510BT Подробные характеристики: Тип компонентная АС Типоразмер 16 см (6 дюйм.) Количество полос 2 Мощность 80 Вт (номинальн . . . . .

Здравствуйте! Помогите пожалуйста. Хочу заменить звук в ам. Спереди стоят динамики с пищалками и в полке вообще ужас ( то ли миды) . Тойота е150 . Хочется именно музыку, внутри играющую очень качестве . . . . .

Audison prima 8.9bit или alpine e800dsp? Если бы была возможность взять один из них на халяву для работы от шгу по ВУ под двухполосный фронт поканально/тыл (подзвучка мидами)/выход на усь саба, что б . . . . .

Поканалка Pioneer SPH-DA240BT. Подскажите как подключить в поканальном режиме. Стоят морели темпо6 через двухканальный усилок. Твиттеры можно будет подключить напрямую от магнитолы без усилителя ? . . . . .

Всем привет! Что то стало не хватать RA 30 на фронт и саб. Думаю о DLS MAD 15 на саб, да и на фронт что нибудь помощнее. В принципе на фронт уже знаю что куплю, дёшего и сердито. К какому сабу ЗЯ . . . . .

Вечер добрый, помогите с выбором моноблока для саба edge edb12br e9. Подключение в 1Ом планирую . . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Panasonic CQ-C7405W → Предвзятостью попахивает .....,заказуха однозначно! Где вы на ней плохой прием радиосигнала увидели? ....про звук вообще . . . . .

Сабвуфер Power Acoustik BAMF-122 → Хороший аппарат стоит в седане не шумованом и через преобразователь звука так как мой мафан не достоин таких плюше . . . . .

Автомагнитола Sony XAV-W1 → Установил в 2008 г. звук отличный,качество дисплея отличное,вообщем все нравится,кроме высокой температуры заднего радиа . . . . .

Усилитель Kicx AP 4.80AB → Усилитель за свои деньги просто бомба,мода реально есть,но он ОЧЕНЬ СИЛЬНО ГРЕЕТСЯ! Не смотря на то,что на нём можно жар . . . . .

Усилитель Ground Zero GZUA 4.150SQ-PLUS → Привет,усилок просто кайф,пищи в класс А,миды в класс В,и хочется слушать,слушать,слушать.... Моща присутствует,ни копе . . . . .

Автомагнитола Phantom DVM-2020G iS →  Может быть совпадение, а возможно и закономерность. Совершенно случайно на разных автомобилях оказалась продукция Pha . . . . .

Автомагнитола InCar AHR-7780 U → После года работы заключила . Сенсор не работает , программы скачат, единственное блютуз подключается . . . . .

Автомагнитола Boss Audio MGR350B → Всем доброго времени, приобрёл сея оппарат и установил на гидроцыкл звучание превзошло все ожидания,. Советую не ищите а . . . . .

Ваши установки

Автомагнитола Mystery MFF-6501DS в VAZ 2107

Акустика Focal Auditor RSE-165 в Skoda Octavia A7

Усилитель Audio System CO-100.2 в SsangYong Actyon Sports 2

Усилитель Audio System CO-70.4 в SsangYong Actyon Sports 2

Акустика Audison Prima APK 163 в Lada Vesta SW