Выбиться из стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика AMP SWU-10


Как-то так сложилось, что автомобильные сабвуферы в последнее время становятся всё тяжелее и тяжелее, требуя от усилителей всё больших и больших мощностей. А вот появление моделей, рассчитанных исключительно на SQ-системы, становится чуть ли не целым событием. Динамик отечественного бренда AMP – как раз из таких.

Если подойти к конструированию сабвуфера с инженерной точки зрения, то легко заметить, что часто получается замкнутый круг. Чтобы получить более высокое звуковое давление, саб должен выдержать больше подаваемой мощности. Чтобы выдержать больше мощности, катушку приходится делать крупнее, а подвесы жёстче. Жёсткие подвесы требуют увеличения массы подвижки, иначе это будет не сабвуфер, а большой мидбас с высокой резонансной частотой. Жёсткие подвесы и тяжёлая подвижка – ниже чувствительность. Ниже чувствительность – нужно больше мощности… Всё, круг замкнулся.

В итоге сабвуферы порой начинают выглядеть здоровенными бруталами с огромными магнитными системами (а иначе с большой катушкой никак), но настолько жёсткими, что сдвинуть их с места можно только какими-нибудь ломовыми усилителями. Работа при небольших мощностях на умеренной громкости? Не, не слышал.

AMP SWU-10 сконструирован иначе и выбивается из этого порочного круга. Лёгкая подвижка и далеко не самый жёсткий подвес делают его "отзывчивым" к небольшим уровням сигнала – как раз то, что нужно для правильного SQ. Да, совсем без компромиссов не обошлось, но найти "золотую середину" – это и есть искусство разработки. По ходу дела посмотрим, что и как получилось.



Стоимость динамика на момент теста не превышает 10 тысяч рублей. Зная подход Андрея Вахтина (кто не заметил, логотип AMP содержит недвусмысленную добавку "by A. Vakhtin"), есть все основания утверждать, что за эту сумму покупатель получает не украшательства, а результат тщательного проектирования и многочисленных проб (могу так говорить, поскольку был немного в курсе подготовки этого сабвуфера к серийному производству). Поэтому динамик выглядит скромно и не имеет в конструкции ничего лишнего. Как говорится, "вам шашечки или ехать?"



Диффузор – непрессованная целлюлоза с защитным полимерным покрытием лицевой стороны. Пылезащитный колпак – тоже целлюлоза, но уже прессованная. Верхний подвес средней ширины, выполнен заедино с уплотнением на фланце динамика.



Особо отмечу, что всё приклеено ровно, крепёжные отверстия ничем не перекрываются. Казалось бы, элементарная вещь, но нынче аккуратность сборки характерна далеко не для всех производителей.

Обратная сторона диффузора имеет характерную для непрессованной целлюлозы фактуру.



Центрирующая шайба средних размеров, подводящие проводники выполнены круглыми "косичками" и прошиты через неё – просто и надёжно.



Звуковая катушка намотана медным проводом. К её охлаждению вообще никаких вопросов – окна под фланцем центрирующей шайбы просто огромные. Чтобы в зазор не попало ничего лишнего, окна забраны мелкой сеткой.



Плюс традиционное осевое отверстие в керне магнитной системы. Тоже немаленькое. Вообще, хорошая "прокачка" воздуха вдоль катушки в SQ-динамиках нужна не столько для повышения допустимой мощности (хотя и для этого тоже), сколько для уменьшения температурной компрессии – когда на пиках сигнала температура катушки (и, соответственно, её сопротивление) тоже скачкообразно повышается.



Для интереса снял защитный кожух. Мотор динамика собран на двух 140-миллиметровых кольцевых магнитах высотой по 20 мм. Высота верхней шайбы магнитопровода, насколько можно судить по внешнему виду, 8 мм.



Впрочем, делать выводы о работе динамика по внешнему виду мотора – дело неблагодарное. Важно то, как он устроен внутри, а оценить это можно только инструментальными измерениями.

Измерения



Интересно, что полученные параметры практически полностью совпали с обещаниями производителя (если помните, в самом начале я говорил, что был немного в курсе подготовки этого саба к производству). Кстати, не у одного меня – практически в это же время один из первых AMP SWU-10 отправился в Тольятти к Алексею Воронцову, у него результаты тоже оказались близкими с точностью до естественного метрологического разброса. Отчёт об этом Алексей выкладывал на Drive2.



Измеренные параметры AMP SWU-10:
  • Fs (собственная резонансная частота) – 54 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,22
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 94 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 17,9 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,4 дБ


Резонансная частота, на первый взгляд, выглядит великоватой. Но есть немало примеров удачных сабвуферов с Fs примерно такого же порядка. Да и вообще, параметры нужно рассматривать вкупе, а не выхватывать отдельные.

Подвижная система достаточно лёгкая – нынче 10-дюмовые сабы не так уж и часто имеют подвижку меньше 100 граммов. Жёсткость подвеса средняя – как раз тот самый компромисс, о котором упоминал в самом начале. Если сделать мягче, то этим, конечно, можно было бы снизить резонансную частоту, но тогда динамик потребовал бы и гораздо большего корпуса. А это и неудобно с точки зрения инсталляции, и к усилителю кое-какие повышенные требования пришлось бы предъявлять. В общем, поиски той самой "золотой середины".

Расчёт акустического оформления



Сабвуфер явно не предназначен для того, чтобы "валить негров", но обеспечивать плотное и полновесное звучание басовых инструментов (кто не в курсе, наиболее информативный бас начинается от 35-40 Герц) он умеет. Что, собственно, как раз обычно и требуется от 10-дюймового саба.



  • Синяя АЧХ – ЗЯ 18 литров (лёгкое заполнение корпуса, Qtc=0,7)
  • Красная АЧХ – ФИ 23 литра / 42 Гц (труба 8 см длиной 31 см)


Отдача в закрытом ящике получается невысокой, но зато в плюсе оказывается точность и разборчивость басового диапазона. Мне удалось проверить этот вариант в деле, расчёты подтверждаю – саб будет нормально играть в объёмах от 15 до 20 литров.

С фазоинвертором бас получается чуть попроще по своей структуре (если подходить к этому делу с высоких аудиофильских облаков), но зато будет восприниматься плотнее и весомее. Так что для очень многих реальных инсталляций этот вариант может оказаться тоже вполне реализуемым. Разве что про сабсоник с таким оформлением забывать не нужно – его включение значительно улучшит качество баса.

Порт для небольших корпусов обычно получается не слишком удобных размеров, но поигравшись с расчётами, удалось получить неплохое сочетание – 23 литра "чистого" объёма и порт на 8-сантиметровой трубе длиной немногим больше 30 см.

Выводы



Порой бывает так, что циферки и графики получаются красивыми, а результат на деле не приносит ожидаемой радости. А бывает, что смотришь на расчёты, и вроде бы ничего примечательного, но саб при этом играет. Пожалуй, AMP SWU-10 как раз из числа вторых.

Мне удалось попробовать сабвуфер в деле, и должен отметить, что вариант с ЗЯ мне в целом понравился. Бас плотный, упругий. Крышу ветром не сносит, но тактильный удар обеспечивает хорошо. Классическая такая "десяточка". Лично себе я бы рассмотрел вариант сабвуфера на двух таких динамиках, установленных, например, клином под углом 90 градусов. Тогда и отдача будет уже приличной, и точность баса сохранится.

Если взглянуть на список продуктов под брендом AMP (а он пока не слишком большой), то обнаружится, что SWU-10 прекрасно "споётся" с моноблоком AMP One DA 500.1. Этот усилитель стабильно работает на низкоомную нагрузку, так что при параллельном включении катушек (результирующий импеданс получится 2 Ом) сможет выдать вполне достаточную мощность и неплохо контролировать этот динамик.

  • Высокое качество сборки
  • Хорошо работает в компактных корпусах
  • Упругий разборчивый бас

  • Относительно невысокая отдача в ЗЯ



У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Carmus»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Пайка межблочных (линейных) кабелей RCA.

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Новости

2021-10-22
Магнитолы InCar: InCar DTA2-7709U-4, InCar DTA2-7710U-4, InCar DTA-2412, InCar DTA4-2412, InCar PGA 2 2412, InCar TSA-2412, InCar TSA-1814r, InCar TSA-1822r, InCar TSA-1827, InCar PGA 2 6310, InCar DTA4-2225, InCar DTA4-6106, InCar DTA4-6108, InCar DTA-6116, InCar DTA4-6116, InCar DTA4-6104, InCar DTA4-6107, InCar DTA4-6109, InCar TSA-6210, InCar TSA-6210CP, InCar TSA-2303rn, InCar DTA-2303u, InCar TSA-1405r, InCar TSA-1418r, InCar DTA4-1402, InCar DTA4-1405, InCar DTA4-1405m, InCar DTA4-1408, InCar DTA4-1408m, InCar DTA4-1403, InCar DTA4-1404, InCar DTA4-2205, InCar DTA4-2206, InCar TSA-2221, InCar DTA-2221, InCar DTA4-2224, InCar DTA4-2208, InCar DTA4-2210, InCar TSA-2215n, InCar DTA4-2203, InCar DTA-4401, InCar DTA4-8645, InCar TSA-8641r, InCar TSA-8641, InCar TSA-2413r, InCar TSA-2415r, InCar DTA-2413, InCar PGA 2 2413, InCar TSA-2412r, InCar DTA-1814, InCar DTA-1822, InCar DTA-1827, InCar DTA4-1811, InCar DTA4-1811c, InCar DTA-1815, InCar TSA-2221r, InCar PGA2-2209.

2021-10-21
Акустика Ground Zero GZUM 55SQ.

2021-10-19
Парктроники Sho-Me: Sho-Me 2612 (8 датчиков), Sho-Me 2616, Sho-Me 2616 (8 датчиков), Sho-Me 2618, Sho-Me 2618 (8 датчиков), Sho-Me 2620, Sho-Me 2622, Sho-Me 2630, Sho-Me 2680/

2021-10-19
Морская магнитола JBL PRV275.

2021-10-18
Морские сабвуферы JBL: JBL Stage Marine 10G, JBL Stage Marine 10W.

2021-10-18
Морская акустика JBL: JBL Stage Marine 6G, JBL Stage Marine 6W, JBL Stage Marine 8G, JBL Stage Marine 8W.

Почитать

Тест компрессионных рупорных твитеров JBL Shock Wave 4T

Тест «эстрадной» акустики JBL Shock Wave 100W65

Фоторепортаж с этапа EMMA в Липецке 4 сентября 2021 года

Драйвовые малыши
Тест 4-канального усилителя JL Audio MX500/4 и моноблока JL Audio MX500/1

Итальянец в английском прикиде
Тест акустических систем Vibe: НЧ/СЧ-динамиков Vibe CVEN6.5SQW-V9, СЧ-динамиков Vibe CVEN2.5SQM-V9 и твитеров Vibe CVEN1SQT-V9

Посмотреть

Настройка процессорного усилителя Helix или Match

Установка автозвука и дооснащение Suzuki Jimny IV

Pioneer DMH-A241BT - бюджетный аппарат с поддержкой Яндекс-навигации

Pioneer DMH-A4450BT

Недорогой и эффективный апгрейд штатного звука в KIA Optima III

JBL Celebrity 100

Достойный звук в классический седан BMW 5 (G30)

Полная шумоизоляция и качественная аудиосистема в Mitsubishi Pajero Sport

Новое на форуме

Здравствуйте, есть у кого опыт установки процессора kicx st d8? Сегодня мне на Октавии заменили передние динамики на eos motive , по высокому уровню подключили усилитель jbl stage a9004 и саб в зя op . . . . .

Всем здоровья! Вопрос людям прослушавшим не малое количество динов, по поводу двушки в приору. 1)На какую акустику обратить внимание? на данный момент присутствующая в продаже, в бюджете 15-20 т.р. . . . . .

Приветствую, такой вопрос назрел, правда ли что звук по качеству будет как напрямую с флешки а может и лучше если подключить к usb алпайна 92бт (w296bt в моем случае) плеер ipod. Я так понимаю айпод д . . . . .

Помогите, пожалуйста, автозвуком. Точнее выбор компанентов и правильная установка. что упустил, просьба уточнить, писал на скорую руку, так как кровь из ушей от этого недозвука)) Что уже стоит нештат . . . . .

Здравствуйте, магнитола алпайн 92 ,саб helix k10w ,сабвуфер атом 800.1 громкость на магнитоле выше 20 не слушаю,гейн на половину ,но такое ощущение что басса мало ,может ещё саб не разыгрался или . . . . .

Добрый день. Посоветуйте сабвуферный динамик "10" на 2 ома с номинальной rms 500вт. для качественного баса? На примете Kicker CVX10. . . . . .

Здравствуйте, вот ищу мидбас до 10т, основной критерий это чистая ясная середина и верхняя середина дабы четко стыковать с твитером и не появилась грязь в районе 4кгц! Для примера недавно приобрел дву . . . . .

И снова здравствуйте. Нужен совет по сабу - ремонт или новый купить. Кажется, со своими экспериментами я спалил саб. Helix K 12W box с двумя катушками 2+2 Ом. Подключен в 4 Ом. Но на клеммах выдае . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-X5500BT → Голова стоит на штатной акустике Chevrolet Lacetti . Вторая моя магнитола с блютуз и опять не дотягивает по звуку. Сравн . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 DSP → Программа настройки Android уже обновлялась несколько раз, все глюки устранили. Уже давно вышла программа для Windows. . . . . .

Усилитель Eton Stealth 7.1 DSP → Выдает очень достойный Hi-res audio звук по Wi-Fi и оптике. По высокому уровню тоже звучит неплохо. Внутри процессор схо . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-80PRS → Купил за 10500 в 2012, прошло почти 10 лет, нариканий нет я доволен . . . . .

Акустика Ground Zero GZCT 25SQL → Очень интересный вариант для тех кому не хватает громкости или мощности или драйва. Эти твитеры могут играть и чисто и . . . . .

Сабвуфер JL Audio 12W6v2-D4 → После боле чем годовой пользы могу потвердить еще раз, что саб высшего качества, играет чисто и мягко, очень глубокий ба . . . . .

Сабвуфер JL Audio 10W1v3-4 → Отличный саб, играет в стелсе в Octavia a7 c DD D1100. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и металл. Оч . . . . .

Усилитель DD Audio D1100 → Отличный усилок, сыгрался с JL 10W1v3-4 просто как боженька. И навалить можно, и джаз послушать со всеми нюансами и мета . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70