Усилитель Focal FPX 5.1200



Создатели большинства автомобильных систем не жалуют многоканальные усилители. Такова традиция, уходящая корнями во времена становления car audio, когда хвалились числом и мощью усилителей. Времена меняются, на смену «понтам» приходит здравый смысл – на первый план выходят компактность и экономичность. Многоканальные усилители занимают меньше места по сравнению с отдельными и в конечном итоге обходятся дешевле, а по оснащённости могут дать фору прочим.

Усилитель Focal FPX 5.1200

СИЛА ТРАДИЦИЙ

С точки зрения компактности многоканальные усилители вне конкуренции. Особенно их последняя инкарнация – полностью импульсная. Прошли те времена, когда классу D можно было поручить лишь канал сабвуфера – качество звучания широкополосных импульсных усилителей выросло настолько, что уже не уступает приличным усилителям класса AB. Но, по другой традиции, оснащение большинства усилителей, даже весьма богатое, почему-то оптимизировано для классической схемы «фронт-тыл-саб» и не предполагает работу в поканальной схеме без дополнительных ухищрений. Впрочем, в век звуковых процессоров, поникших в головные устройства, это уже не существенно.

В линейке FPX уже есть четыре усилителя: четырёхканальник класса AB и три импульсных аппарата – двухканальный, четырёхканальный и моноблок. Логическим завершением стал пятиканальный FPX 5.1200. То, что после точки – это суммарная мощность в ваттах, потом проверим. А то, что вся линейка относится к серии Elite, подразумевает не только мощность, но и низкие искажения – это тоже проверим.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Массивный корпус из алюминиевого сплава хорошо отводит излишки тепла – даже при длительной работе на большой мощности температура корпуса не достигала и 45 градусов. Снизу и с боков он закрыт панелями из листовой стали, торцы оформлены пластиковыми законцовками с отверстиями для крепления. Длинные саморезы «под шестигранник» входят в комплект. Клеммы и разъёмы не выступают за габарит корпуса, что можно только приветствовать.

Усилитель Focal FPX 5.1200

«Силовая» сторона корпуса выполнена в современных традициях: изолированные компрессионные клеммы питания и акустики рассчитаны на провод диаметром 13 и 5,5 мм соответственно, зажимные винты «под шестигранник». Ключи – в комплекте. Основные каналы усилителя допускают мостовое включение.

Усилитель Focal FPX 5.1200

С противоположной стороны – три пары RCA входов и панель регулировок. Верхний ряд – регулировки основных каналов, нижний – сабвуферного. Входы высокого уровня не предусмотрены. Гнездо телефонного типа предназначено для подключения выносного регулятора усиления канала сабвуфера.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Компактный регулятор снабжён синим индикаторным светодиодом и пятиметровым съёмным кабелем. Усиление регулируется только «в минус», диапазон регулировки – 16 дБ. Настройку системы лучше проводить, установив его в среднее положение.

А пока посмотрим, что внутри усилителя. Поскольку экземпляр тестовый (заводской номер – 15!), гарантийными наклейками не снабжён – ничто не помешало вооружиться отвёрткой и заглянуть внутрь. Любопытство – не порок. И чутьё в этот раз не подвело – внутри оказалось несколько приятных «изюминок»: прежде всего, раздельное питание каналов и дополнительные RC-фильтры у выходных гнёзд – в придачу к основным выходным LC-фильтрам.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Для заявленной мощности усилитель весьма компактный – заслуга импульсного класса D. Половину платы занимает источник питания, вторым этажом на отдельной плате – часть каскадов предварительного усиления и обработки сигнала, относящаяся к сабвуферной секции. Канал сабвуфера – мостовой, для его питания предусмотрена отдельная обмотка трансформатора, намотанная двойным проводом. Для каждой пары каналов также предусмотрена отдельная обмотка. Усилитель оснащён всеми видами защиты, но «против лома нет приёма…» Три малогабаритных «вилочных» предохранителя по 30 А установлены на плате, так что оперативно заменить их «в случае чего» не получится – потребуется демонтаж усилителя. Так что «случай» лучше не допускать.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Усилитель оснащён хорошо, а канал сабвуфера – просто богато. Помимо неотключаемого ФНЧ и сабсоника в канале сабвуфера предусмотрен также плавный регулятор фазы сигнала и бас-бустер с плавной регулировкой уровня. В основных каналах можно выбрать широкополосный режим, включить ФВЧ или ФНЧ. Естественно, во всех каналах есть регулировка чувствительности. Селектор режима позволяет использовать различные варианты конфигурации входов и распределения сигнала по каналам.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Прослушивание было организовано через фронтальную пару каналов. В связи с отсутствием подходящего сабвуфера его канал оценивался лишь по приборам. Звучание усилителя почти аналоговое, очень хорошая детальность звучания, чуть суховатая середина – но микро- и макродинамика на отличном уровне. Приличный запас мощности сопровождается хорошей прорисовкой мелких деталей звучания. Басовый регистр в основных каналах сочный, с хорошим наполнением.

ИЗМЕРЕНИЯ

Начнём с мощности и искажений, поскольку эти параметры многоканального усилителя более интересны, чем характеристики кроссовера – они понятны и по фотографии, графики лишь уточнят некоторые детали.

Заявка Факт
Максимальная мощность основных каналов
(4/2 Ом при КНИ 1%), Вт
75/120 105/160
Максимальная мощность в канале сабвуфера
(4/2 Ом при КНИ 1%), Вт
420/720 410/850
Коэффициент нелинейных искажений основных каналов
(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), %
0,03 0,011/0,015
Коэффициент нелинейных искажений основных каналов
(1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), %
0,03 0,0045
Коэффициент нелинейных искажений в канале сабвуфера
(100 Гц, P = 0,1 Pmax, 4/2 Ом), %
0,03 0,012/0,01
Чувствительность, В 0,18-3,65

Усилитель Focal FPX 5.1200

Кривые искажений больше напоминают хороший усилитель класс AB, нежели D. Мощность на четверть выше заявленной; рост искажений по мере приближения к максимальной мощности довольно плавный. Практически во всём диапазоне мощностей искажения намного ниже 0,1%, и их величина слабо коррелирует с сопротивлением нагрузки. Зато с сопротивлением нагрузки коррелирует полоса пропускания основных каналов.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Совершенно очевидно, что выходные фильтры усилителя оптимизированы для нагрузки 4 Ом. На нагрузке 2 Ом спад АЧХ начинается в звуковом диапазоне: -1 дБ на частоте 10 кГц и -3 дБ на 20 кГц. Криминала в этом нет – «завал» укладывается в допуск, но есть мнение, что четырёхомная акустика усилителю будет ближе и роднее.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Кривые искажений в канале сабвуфера уже больше напоминают типичные для усилителей класса D, но и на микромощностях они невысокие, хотя сабвуферу это и безразлично. Мощность на нагрузке 4 Ом слегка не дотянула до заявленной, на 2 Ом – наоборот, перекрыла норматив. Интересно, что в диапазоне основой рабочей мощности на двухомной нагрузке искажения в целом ниже. Вывод: оптимальная нагрузка для сабвуферного канала – 2 Ом.

Кроссоверное хозяйство основных каналов ориентировано на решение типовых задач, поэтому полосовые фильтры не предусмотрены – только одно из двух: ФНЧ или ФВЧ. Все фильтры – классический Баттерворт второго порядка, добротность фильтров во всём диапазоне перестройки не меняется. Впрочем, фильтры можно и отключить.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Фильтры 2 порядка работают идеально и в полном согласии с разметкой регуляторов, от 50 до 500 Гц. Так что вполне возможна конфигурация «2,5 полосы» с низко играющими среднечастотниками.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Фильтры 4 порядка в канале сабвуфера неотключаемые. ФНЧ работает строго по заявке, диапазон перестройки сабсоника чуть шире заявленного: 15…55 Гц.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Центральная частота бас-буста вполне типичная, 41 Гц, подъём 12 дБ – как и было заявлено. Буст узкополосный и убирается «в ноль», что можно только приветствовать.

Усилитель Focal FPX 5.1200

Регулятор фазы в канале сабвуфера работает как часы.

МЕД &ДЁГОТЬ

Неоклассический пятиканальник класса D с традиционными функциями. Для решения большинства типовых задач оснащение более чем достаточное, при соблюдении некоторых условий возможна даже схема «2,5 полосы». А если хочется большего – процессор вам в помощь. Фильтры работают грамотно, дизайн радует глаз, а звучание – слух. Дополнительный плюсик в карму разработчикам за то, что усилитель оптимизирован под типичную нагрузку: 4 Ом для основных каналов и 2 Ом – для сабвуферного. Если не обсуждать цену, то и минусов, по сути, нет.

Цена вопроса: 39900 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

С августа 2020 года наш магазин и студия установки находятся по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2020-09-21
Акустика Ground Zero GZCF 6.5SPL.

2020-09-21
Акустика Dego PO 8.0 MW.

2020-09-20
Акустика Helix: Helix F 52C, Helix F 5X, Helix S 3M.

2020-09-19
Акустика Ground Zero GZTK 165.

2020-09-18
Процессорные усилители мощности Nakamichi: Nakamichi NDS4610A, Nakamichi NDS4831A.

2020-09-17
Акустика Deaf Bonce Apocalypse AP-M67AF.

Почитать

JBL CLUB 602C

Планшет всему голова
Тест-обзор автомобильного 8-дюймового Android-планшета Pioneer SDA-80TAB и головного устройства Pioneer SPH-T20BT

Акустика, построенная по другим правилам
Тест акустических систем для мотоциклов Focal HDK 165-2014 UP

В поисках баланса
Тест обновлённых компонентных акустических систем Oris JB-65S и коаксиальных Oris JB-652S

От классики – к хайтеку
Тест 4-канального усилителя Audison SR 4.500 и 1- канального усилителя Audison SR 1.500

Посмотреть

Полная шумоизоляция Volkswagen Caravelle T6

Prology MPC-70

Аудиосистема в Audi Q7 второго поколения

Полная шумоизоляция Nissan Qashqai

Процессорная аудиосистема в Mercedes C class (W205) coupe

Полная шумоизоляция и установка музыки в BMW X1 F48

Процессорная аудиосистема в Nissan X-Trail T32

Boss Audio MGR450B

Новое на форуме

Всем привет, прошу совета у гуру. Есть старенький Nissan Maima со штатной музыкой. Хочу заменить фронт+тыл и сделать ШВИ дверей. Бюджет на все это дело +-40тыс деревянных (без учета ГУ). Присмотрел . . . . .

Доброго дня вам уважаемые гуру автозвука. Нужна помощь в проектировании новой аудиосистемы в Эклипсе 2Г. Место мало, бюджет около 3000 вражеских в течении года, собирать и настраивать буду сам. Руки н . . . . .

Здравствуйте. Хочу оставить головное устройство с сохранением всего функционала. Авто toyota crown 2016. Будет ли изменение в звуке если добавить аудипроцессор и все грамотно порезать? Есть возможност . . . . .

Всем привет, фронт DD Audio CC6.5a, на задних дверях Hertz CK 165, подключены от усь pioneer gm-d9605 через родные кросоверы, купил саб JL Audio 12W6v2-D4, вопрос - хочу подключить саб к 5-ому каналу . . . . .

Добрый день. Народ подскажите где можно посмотреть информацию про акустику Harman Kardon,.спасибо . . . . .

Ребята, привет. Помогите определиться с усилителем для двух Kicker 43cwrt 102. Установку планирую в два ЗЯ. Посоветуйте чем их питать и как лучше подключить. По музыке из предпочтений рок, инструмент . . . . .

Добрый день форумчанам! Подскажите, пожалуйста, как подключить сабвуфер к DDX4019BT. Включен двухполосный режим, на фронте двухкомпонентные Focal 165AS. Фронт подключен через ISO разъем играет от . . . . .

Здравствуйте, на авто outlander 3 подбираю акустику взамен штата, без усилка. Нужны советы, что лучше поставить спереди думаю об MTX TX265S сзади MTX TX265C или Hertz Uno X 165 . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Alpine SPX-17REF → Приобрел бэушки. Кроссоверы солидные, пищалки были севшие, мидбасы качественные, подвесы и корзина сделаны как напоказ, . . . . .

Усилитель Deaf Bonce Apocalypse AAB-1000.2D → Конечно заявочка большая 1200 всего лиш на соревнованиях сняли И раздражающий фон . . . . .

Усилитель Kicx GT 2.125 → Отлично раскачевает сабвуфер иволга f12 . . . . .

Усилитель DLS MA41 → Играет этот усилитель у меня более 5 лет и продолжает играть. Ставил другие в том числе eton, pioneer и все равно возвра . . . . .

Автомагнитола Alpine UTE-201BT → Впервые пользуюсь устройствами фирмы Alpine. До этого были Pioneer, Kenwood, JVC. Учитывая, что это не самая дешёвая маг . . . . .

Акустика ESX VE6.2W MkII → Хочу тоже оставить мнение! Очень понравились эти мидбасы, хоть и играют пока через кроссы в двушке. Действительно отличн . . . . .

Автомагнитола JVC KD-G227 → Работает отлично , тем более в поял aux и подключаю телефон . . . . . .

Акустика Hertz Uno K 165 → + Хорошая чувствительность. - Конденсатор на проводе твиттера. - Комариный писк от твиттера и бас мида без средних. . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Infinity REF1270 в Kia Sportage 3

Автомагнитола Mystery MFF-6501DS в VAZ 2107

Акустика Focal Auditor RSE-165 в Skoda Octavia A7

Усилитель Audio System CO-100.2 в SsangYong Actyon Sports 2

Усилитель Audio System CO-70.4 в SsangYong Actyon Sports 2