Цифровой процессор MadBit DSP 5



Сарапул – город с давними автозвуковыми традициями. Настолько давними, что автомобильные радиоприёмники под маркой «Урал» выпускали там в то время, когда Рокфорд с Фосгейтом об автозвуке ещё даже не задумывались. В девяностые торговая марка благодаря неразберихе в области авторского права «уплыла», но традиции остались. Впрочем, наша история не об этом. И даже не об импортозамещении, хотя и оно имеет место. В нашей лаборатории – компактный автомобильный звуковой процессор, разработанный специалистами ООО «Сарапульские системы». И он, в отличие от многих ему подобных, не остался в единичных экземплярах, а выпущен немалой серией и успешно продаётся.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
ИЗ САРАПУЛА…

Миллиметровка будет фигурировать на многих снимках – это для того, чтобы размерные линии не наносить. Да и фотографии обрабатывать проще… На первом снимке раскинулся во все свои богатырские 104 миллиметра дебютант нового  семейства цифровых звуковых процессоров MadBit DSP 5. Назван он так по числу выходов: четыре свободно назначаемых, пятый – сабвуферный. Маркировка выходов в лучших традициях программистов начинается с нуля. Этот незначительный штрих имеет далеко идущие последствия, потом увидите.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Стереовход – один, но в двух лицах: линейный и высокого уровня. На десятиконтактной колодке кроме входов расположены ещё выводы питания и управления (выключение с внешней кнопки, регулировка уровня с внешнего регулятора). А для подключения к компьютеру предусмотрен стандартный порт USB type B. Весьма практично – можно использовать кабель от принтера.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Что скрывается под мини-корпусом? Вот это. Всё остальное с обратной стороны платы. Обратите внимание: ёмкость разделительных конденсаторов в цепи выхода – 220 мкФ, при любом разумном сопротивлении нагрузки обеспечена полоса пропускания практически от постоянного тока. Усилитель не может? Ну, это его проблемы…

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Вот здесь уже интереснее. Процессор SigmaDSP ADAU1701 от Analog Devices и PCM1754.

Техническое отступление

ADAU1701 – это 56-разрядный цифровой сигнальный аудиопроцессор, АЦП, ЦАП и интерфейсы управления. Возможности обработки сигналов в ADAU1701 сопоставимы с возможностями высокотехнологичной студийной аппаратуры. Коротко говоря – может всё, что нужно в автомобиле и даже немного больше: кроссовер, частотная коррекция, многополосная динамическая обработка, компенсация задержки и расширение стереобазы.

Большая часть обработки выполняется в режиме двойной точности с разрядностью 56 бит, что дает высокое качество при работе со слабыми сигналами. Два сигма-дельта АЦП и четыре сигма-дельта ЦАП обеспечивают полный динамический диапазон 98,5 дБ при преобразовании сигнала из аналоговой формы в цифровую и обратно в аналоговую. Каждый АЦП обладает полным уровнем шума и искажений (THD + N) −83 дБ, аналогичный параметр каждого ЦАП составляет −90 дБ. Цифровые порты ввода и вывода обеспечивают непосредственное подключение к дополнительным внешним АЦП и ЦАП.

А сейчас начинается самое интересное. Процессор – четырёхканальный, откуда взялся пятый, сабвуферный канал? От цифрового порта ввода-вывода через дополнительный ЦАП PCM1754. Характеристики этого выхода в силу специфики сабвуферного сигнала могут быть скромнее, но ЦАП поставлен приличный.

Рабочие программы загружаются в ADAU1701 автоматически при каждом включении питания из последовательной памяти EEPROM, поэтому полное отключение питания не отразится на настройках. А как создать рабочую программу? Цитирую Analog Devices:

«Простое в использовании программное обеспечение SigmaStudio™ позволяет пользователю конфигурировать процесс обработки сигналов в графической среде, используя такие стандартные блоки, как биквадратные фильтры, процессоры динамической обработки, регуляторы уровня и порты ввода/вывода общего назначения».

Насчёт «простоты в использовании» я бы поспорил – это может быть просто, когда «набьёшь руку». А мне пришлось целый день просидеть, разбираясь со всеми функциями программы. Увлекательный процесс, нужная конфигурация собирается из «кирпичиков» стандартных функций обработки, для каждой из которых задаются параметры. Возможности явно превосходят нормальные потребности и ограничены только фантазией.

Единственный минус «инженерного софта», в отличие от специализированных программ для других процессоров – непривычный интерфейс, мелковатый для экрана ноутбука. Временные задержки вводятся в семплах (до 1024 семпла). Все изменения настроек применяются на лету. Если этого вдруг не произошло, нажимаем Link Compile Download. Эта же кнопка используется при замене модулей обработки. После сохранения новой программы в EEPROM процессора его нужно перезапустить, чтобы новая прошивка активизировалась.

Для простоты и наглядности тестирования был использован рекомендованный разработчиками MadBit DSP 5 готовый проект для популярной конфигурации «двухполосный фронт + сабвуфер». Надо отметить, что составлен проект с умом, вносить изменения в структуру вряд ли потребуется. А все параметры можно гибко корректировать под конкретные нужды.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Окно проекта. На входе – регулятор чувствительности, далее – два трёхполосных кроссовера, четыре регулятора задержки для фронтальных каналов, трёхполосные параметрические эквалайзеры в каждом канале. В канале сабвуфера – сумматор, полосовой фильтр и двухполосный эквалайзер. Задержка в канале сабвуфера не предусмотрена – это лишнее. С учётом того, что стоит он обычно в багажнике и сам по себе задерживает сигнал, плюс расстояние – десяток миллисекунд задержки уже есть в любом случае, поэтому «подгонять» придётся именно фронт под сабвуфер. Но если очень захочется – то задержку можно вставить и сюда.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Кроссовер. Для каждого из выходных каналов можно включить фильтр с неограниченным выбором частот среза, с характеристиками Баттерворта или Бесселя (12 – 18 – 24 дБ/окт.); Линквица-Райли (12 – 24 – 36 – 48 дБ/окт.). Усиление, инверсия сигнала – как пожелаете.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Опыт, надо заметить, оказался небогатым. Предельный уровень выходного сигнала – ниже привычного для такого рода устройств, потом измерим, что это в сухих цифрах. А играть с экзотическими настройками эквалайзера и кроссовера – занятие увлекательнейшее, но в силу особенностей программирования не особо наглядное. Пока что-то изменишь – уже забывается, как оно звучало раньше…

ИЗМЕРЕНИЯ

Заявленные характеристики
Чувствительность входов высокого уровня (пиковое): 14,4 В
Сопротивление входов высокого уровня: 1 кОм
Чувствительность входов линейного уровня (среднеквадратичное RMS): 2,2 В
Сопротивление входов линейного уровня: 10 кОм
Выходное напряжение: (пиковое) 1,65 В

Начали с чувствительности и уровня неискажённого выходного сигнала. Выяснили: коэффициент усиления устройства составляет -4 дБ. Входным сигналом его перегрузить нельзя, если отработать вниз входным регулятором. А вот максимальный уровень выходного сигнала составил всего 1,2 В RMS, поэтому устанавливать процессор лучше поближе к усилителям во избежание наводок.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Картину искажений наблюдали в канале мидбаса при установленной согласно приведённой модели полосе пропускания и коррекции. Ниже уровня насыщения линейность прекрасная: при любом уровне на выходе коэффициент гармоник колеблется в районе 0,01 — 0,03%. При этом, обратите внимание на состав гармоник: вторая есть, третья – существенно ниже. Четвёртую гармонику включать в график смысла не было, она трепыхается на уровне -95…-100 дБ.

Цифровой процессор MadBit DSP 5

Царство фильтров – в полном соответствии с установленными уровнями, коррекцией и частотами среза. Сравните с предыдущим графиком: искажения коррелируют со степенью влияния на сигнал.

МЁД & ДЁГОТЬ

Процессор изрядно впечатлил. МогЁм ведь не только блох подковывать (хотя это в Туле было, но суть не в этом). Возможности настройки великолепные и ограничены только фантазией, шумы и искажения – ничтожны, субъективное влияние на разрешение звукового тракта без специальной подготовки не фиксируется. Конфигурация хоть и простейшая, но тщательно продуманная. А если кому-то мало пяти выходов, то разработчики уже анонсировали восьмиканальную версию. Время придёт – посмотрим…

Есть, конечно, пятнышки на этом великолепии. Уровень выходного сигнала – не по современным стандартам, хотелось бы вольта два (и не пиковых, а RMS). И нетривиальный способ настройки (вернее – программирования) поначалу заметно затягивает процесс. Но, после овладения «всей суммой знаний» (читай – отлаженными моделями), процесс оказывается не намного сложнее, чем в традиционных программаторах.

Цена вопроса 9500 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

Поздравляем всех женщин с Международным женским днем!

8 марта магазин не работает.

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2021-03-07
Сабвуферы Kicx: Kicker 48CWRT102, Kicker 48CWRT104, Kicker 48CWRT122, Kicker 48CWRT124, Kicker 48CWRT672, Kicker 48CWRT674, Kicker 48CWRT82, Kicker 48CWRT84.

2021-03-06
Сабвуферы Infinity: Infinity Kappa 103WDSSI, Infinity Kappa 123WDSSI, Infinity Kappa 83WDSSI.

2021-03-06
Аудиопроцессор DD Audio DSI-3.

2021-03-05
Активные сабвуферы Kicx: Kicx L200BA, Kicx L250BA.

2021-03-05
Усилители мощности Vibe: Vibe BLACKDEATHM4K-V6, Vibe POWERBOX1000.1-V9, Vibe POWERBOX60.5-V7.

2021-03-03
Акустика Vibe BDPRO10M-V9.

Почитать

«Процеусь» с плюсом
Тест 4-канального усилителя со встроенным 8-канальным аудиопроцессором Musway M4+

С возможностью апгрейда
Тест компонентных акустических систем Kingz Audio TSR-65COMP и отдельных твитеров Kingz Audio TSR-HSQ

Когда выше, казалось бы, уже некуда
Тест среднечастотных динамиков Audison Thesis TH 3.0 II Voce и их сравнение с динамиками первого поколения Audison Thesis TH 3.0 Voce

Штучный High End для энтузиастов
Тест прототипов высокочастотных динамиков с подмагничиванием AMP Field Coil T25

Тест компонентной акустики CDT HD-625 SD

Посмотреть

Немецкий Hi-Fi в Audi A6 (C7)

Монобрендовая система на компонентах JBL в Volkswagen Jetta VI

Аудиосистема в Lada Vesta Sport 2020

Полная шумоизоляция Suzuki Jimny IV

Полная шумоизоляция и установка аудиосистемы в Toyota RAV4 пятого поколения

Шумоизоляция и установка громкой аудиосистемы в Volkswagen Caravelle T6.1

Полная шумоизоляция и установка качественного звука в Skoda Octavia A8

Аудиосистема класса Hi-Fi в Skoda Octavia (A7)

Новое на форуме

Всем любителям музыки привет! Хочу взять данную сборку дайте дельных советов стоит ли ее брать и все аргументированно по делу. Сборка начальная для входа в мир автозвука.В этом деле я не сильно . . . . .

Парни привет подскажите, посоветуйте несколько магнитол, самый главный критерий это качество звука, честно не охота процессорную гу, так как разделенку делать не буду, желательно несколько 1din, и нес . . . . .

Добрый день, помогите с выбором усилителя, фронт стоят hertz dpk 165.3, тыл morel tempo coax 6, выбираю между: md.lab AM-EL4.110, Pioneer GM-D8704, Helix B FOUR, Hertz DPower 4, Focal AP-4340 . . . . .

Здравствуйте. Подбираю компоненты для трёхполоски. Процессор уже куплен Helix DSP 3, Докупать нужно миды и среднечастотники. Если поможете определится с выбором, буду очень благодарен. Претенденты . . . . .

Вопрос по подключению усилителей к штатной голове Опель Astra h, через высокоуровневые входы. Имеется усилитель Helix M FOUR, и моноблок Alpine PDR M65, и двухканальный преобразователь уровня сигна . . . . .

Добрый день. Прошу помощи разобраться. Имеется саб MTX T610S-22 . какой мощности необходим усилитель если подключать на 4 ом? Спасибо. . . . . .

Добрый день, меломаны. Имеет ли место быть такая схема? Фронт - компоненты jl audio c1-650 (уже стоят) Голова - китай Asottu android 9 с DSP на чипе TDA7851. (установлена) Тыл - Мидбас Hertz C 1 . . . . .

Blam lfr50. Добрый день. Рассматриваю к покупке BLAM LFR 50 вместо свистков, уж хорошие отзывы на просторах интернета про них. Имеются в наличии мидбасы Dego PO 650 MW и Focal 6w2 с фазовыравнивающ . . . . .

Ваши отзывы

Акустика Ural AS-BV100 BULAVA → Не знаю, как они в качестве эстрадки, но в качестве серединки в трехполоску - Огонь!))) Малая мощность в соотношении с . . . . .

Усилитель Soundstream LW4.620 → Работает в машине более 10 лет. Проблемы были при покупке, так как начитался отзывов что ломаются, то сразу отнесли исп . . . . .

Акустика Dego PO 8.0 MW → Отличный МИД. Быстрый и детальный, но требовательный к усилителю. Играет от STEF K 2.03, в трешке. Баса, более чем. Не з . . . . .

Усилитель Kicx KAP-49 → Отличный усь в 2021 тоже не сдает позиции качает мостом pride solo v2) . . . . .

Акустика Infinity REF 6032i → По звуку типичный JBL серии GTO или CS7. Учитывая, что это одна контора, то ничего удивительного... Моторы одинаковые, д . . . . .

Усилитель E.O.S. AE-300.1 → Поставил такой усилитель, для сабвуфера арт саун хе 12 играет отлично все низкие Проигрывает, на улице слышно хорошо. М . . . . .

Акустика Infinity REF 6032i → По звуку типичный JBL серии GTO или CS7. Учитывая, что это одна контора, то ничего удивительного... Моторы одинаковые, д . . . . .

Акустика Hertz ST 35 → Стояли в 3-х системах, 2х200.1,610, 2 st, потом 2 solo 8 и 2 st 35. И везде много, убавляешь, но то качество и громкост . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70