Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3



Когда в составе серии, идущей в затылок к топовой Mille Legend, появляется коаксиальная акустика, трудно удержаться от вопроса: «Что этим хотел сказать автор?»

СТАВИМ ТОЧКУ

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Наверняка было что сказать, а то бы промолчали. Итальянцы вообще не любят показывать остальному миру полдела. Не потому что считают остальной мир… Ну просто – не любят.

Впрочем, главное, что хотели сказать авторы разработки, отчётливо видно на самом первом снимке. Шестидюймовая коаксиальная акустика серии Mille Pro реализована по принципу точечного излучателя, когда пищалка установлена не на стойке в центре диффузора, загораживая в зависимости от угла излучения то одну его часть, то другую, а в самом центре, в точке пересечения образующих диффузора и работает с ним настолько в гармонии, насколько реальный мир близок к абстрактной модели.

Строго лингвистически такие динамики полагалось бы называть не «коаксиальными», то есть имеющими общую ось, а «концентрическими», то есть – с общим центром излучения. Впрочем, погодите, они же и сами так написали, на упаковке: Two way concentric coaxial. Знали, выходит, что хотели сказать…

За такие конструкции в разное время брались многие и достигали успеха в очень разной степени. Главная проблема в том, что пищалка – никакая не точка. У неё есть размеры. Её надо поместить внутрь звуковой катушки. Увеличим её диаметр – отберём часть площади у диффузора, ведь это – не мидбас с колпаком в центре, а мидбасовая часть коаксиала с дыркой в том же центре. А пищалка всё равно получается небольшой, откуда уменьшенная чувствительность и повышенная нижняя граничная частота.

Вот в этой паутине и бились многие вполне уважаемые производители акустики, многие рано или поздно бросали биться. Посмотрим, что получилось у Hertz.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Заглядывая с тыла, видим: та же оптимизированная для всех компонентов Mille литая корзина, материал диффузора – вновь целлюлоза с армирующими волокнами, с вводящим в заблуждение полимерным покрытием с лицевой стороны (вы уже видели и подумали, что полипропилен).

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Габаритные размеры «концентрика» MPX 165.3 совпадают с размерами компонентного мидбаса того же калибра MP 165.3 до миллиметра (именно, одного). Там посадочная глубина 63 мм. Опытный глаз, однако, заметит: здесь диаметр звуковой катушки больше. У компонентника – традиционные 25 мм, здесь – 36. Туда ведь ещё пищалку грузить.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Гофр и здесь – Boundary Free. Коаксиалу, уже пожертвовавшему частью площади диффузора, это ещё нужнее: помимо повышенной линейности, такой гофр позволяет немного увеличить полезную площадь диффузора. Кто успел забыть, что такое Boundary Free, повторим иллюстрацию из презентации серии Mille третьего поколения (полный текст будет в конце по ссылке, как обычно).

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Тут, собственно, вот в чём дело: внешний край гофра выходит не наружу, а внутрь, весь гофр подбирается ближе к краю фланца, увеличивая эффективный диаметр диффузора, а геометрия внешнего края делает более симметричными (и, значит, более линейными) упругие силы, возникающие при колебании диффузора.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

А вот, собственно, пищалка. Тетолоновый купол диаметром 20 мм (больше не поместить даже в 36-миллиметровую катушку) с довольно обширным апертурным фазовыравнивающим телом, закреплённым на двух пилонах. Как оказалось, в этой детали содержится интересная недокументированная особенность MPX 165.3. Увидите…

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

И, как и на всех прочих компонентах Mille – QR код системы опознавания eID, позволяющий всякому проверить законнорождённость доставшегося ему экземпляра, а профессионалам – и продлить на год гарантию. За лояльность к официальным поставщикам и умение считывать QR коды.

Измерения

Предельную мощность акустики изготовитель заявляет как 100 Вт RMS и 200 Вт пиковой. Должно хватить.

Параметры Тиля-Смолла
Параметр Заявка Факт
Резонансная частота Fs, Гц 90 88,1
Эквивалентный объём Vas, л 4 4,36
Электрическая добротность Qes 1,06 0,844
Механическая добротность Qms 5,5 4,88
Полная добротность Qts 0,88 0,719
Масса подвижной системы, г 18,9 17,3
Силовой фактор, Тл м 5,8 6,39
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 92* 89,5**

* при 2,83 В

** при 2 В в среднем по рабочему диапазону

Измеренные параметры близки к заявленным, иное с этим производителем  случается редко. Что интересно: масса подвижной системы здесь, несмотря на отсутствие центрального колпака, больше, чем у компонентного мидбаса. Почему? Именно потому: чтобы сохранить жёсткость диффузора с большой прорехой в центре, не поддерживаемой колпаком, конструкторы сделали усиливающее кольцо вокруг центрального отверстия (его видно на фото в профиль), оно и увеличило массу. С чувствительностью – обычная история: в таблице параметров написано просто «92 дБ», на графиках – «при 2,83 В». Это – как раз 3 дБ разницы.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

C импедансом – никаких сюрпризов, 4 Ома минимум.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Теперь – звуковое давление. Чувствительности у 20-миллиметровой пищалки, как выяснилось, вполне хватает, но на оси излучения (и под небольшим углом к ней) отдача выше 12 кГц падает быстро и решительно. А как могло быть иначе, если перед куполом установлен фазовыравнивающий «пятак» диаметром в половину купола? Его задача, как раз, за счёт подавления части осевого излучения, выровнять внеосевое. Что мы во многом наблюдаем на АЧХ, снятой под углом 50 градусов. Но всё же…

В материалах компании, посвящённых серии Mille Pro, которые мы дали себе труд почитать, особый упор делался на то, что характеристики MPX 165.3 оптимизировались именно и исключительно с точки зрения внеосевой работы. Что не просто правильно, а единственно правильно. Твитер компонентной системы может быть установлен «в лоб», твитер коаксиала, сделанный качающимся на стойке, в принципе – тоже. Или почти. Но он при этом будет бросать такую причудливую акустическую тень на диффузор мидбаса, что АЧХ неизбежно станет похожа на бурное море (видели, и не раз). Твитер «концентрика» по определению всегда будет излучать под углом. Дальний – под меньшим, ближний – под большим. Причём в обоих случаях, внимание, речь идёт об углах в вертикальной плоскости, в горизонтальной коаксиал, установленный в передней части двери, разворота не требует. Но всё же нам показалось, что и внеосевые АЧХ какие-то не очень. И мы предположили (потому что молодцы и хорошо учились в школе), что пилоны, на которых установлено фазовыравнивающее тело, тоже принимают участие в акустической деятельности. Чёрная клякса на предыдущем графике показывает, в какой плоскости мы его поворачивали. Переставили динамик в бокс, повернув его на 90 градусов и всё повторили.

Коаксиальная акустика Hertz MPX 165.3

Теперь гляньте: по оси, разумеется, ничего не изменилось (с чего бы?), но осевая АЧХ такой акустики, как уже говорилось, никого не интересует. Зато под большим углом к оси АЧХ стала просто великолепной, трудно поверить, что это – 50 градусов. На 30 градусах – тоже лучше, и тут получается своего рода автоматическая регулировка: дальний – погромче, ближний – потише, в завидно широкой полосе.

Возникает вопрос: почему конструкторы об этом не сообщают в подробных и хорошо составленных документах? А не надо, решили они. Вернитесь к первому снимку и посмотрите на относительное положение пилонов пищалки и логотипа Hertz на фланце корзины. Если его поставить в нормально читаемое положение, то оптимальная внеосевая работа будет происходить именно в вертикальной плоскости, как и требуется. А если такая акустика досталась идиоту, способному поставить надпись боком, туда ему и дорога, не заслуживает он хороших АЧХ. Всё учтено…

Искажения в характерных частотных полосах
при звуковом давлении 90 дБ (1 м)
100-300 Гц 0,68%
300-1000 Гц 0,41%
1-3 кГц 0,49%
3-10 кГц 0,23%

Содержание гармоник близко к тому, что мы видели у компонентной пары того же калибра и той же серии, на верхней середине и ВЧ чуть выше, но и там остаются на уровне лучших образцов.

Личный опыт

Уже зная, что хотел сказать автор, мы даже не пытались поставить акустику при прослушивании себе в лоб. Зачем? Поставили головки надписью Hertz вертикально (не потому что идиоты, а условия теста требовали) и развернули боксы «носками врозь», максимально имитируя условия работы в салоне.

Очень выразительное оказалось звучание, без малейшего дефицита верхних частот, который предрекали глаза, видящие сильно отвёрнутые оси динамиков. В области баса коаксиальная модель даже в чём-то превосходит компонентную, пусть здесь выше резонансная частота мидбаса, зато выше и полная добротность, что делает средний бас более наполненным и лёгким для восприятия. На средних частотах довольно ясно выражен «эффект присутствия» – подчёркивание и выделение из общей картины основных голосовых формант. Детальность и ощущение пространства – неожиданные для коаксиалов, пусть и наиболее продвинутой конструкции.

МЁД & ДЁГОТЬ

Отважное решение – включить коаксиальные динамики в премиальную серию, не было безрассудным, а основывалось на расчёте: ключевые компоненты – диффузор, «бескраевой» гофр и прочее, было отработано на компонентниках. Разыгрывать, не впервые в истории car audio, карту точечного излучателя, всегда сопряжено с некоторым риском, однако здесь, по нашему мнению, создателям MPX 165.3 во многом удалось превзойти классиков прошлого столетия – KEF UniQ и Morel Integra, которые и сами добились немалого. А то, как инженеры Elettromedia решили вопрос с правильной ориентацией динамика при установке – даже остроумно. Не умеешь читать – не лезь в Mille Pro. Ты, значит, не Pro…

Цена вопроса: 13400 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

При покупке акустики для штатных мест Mercedes установка в подарок!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-03-27
Сабвуферы ESX: ESX VX10PRO, ESX VX12PRO, ESX VX15PRO.

2023-03-26
Сабвуферы Ural: Ural ПАТРИОТ 12, Ural ПАТРИОТ 15.

2023-03-25
Сабвуферы Helix: Helix IK S10 SVC2, Helix IK S12 DVC2, Helix IK S12 SVC2, Helix IK S8 DVC2, Helix IK S8 SVC2.

2023-03-24
Сабвуфер Hertz CBA 250.

2023-03-24
Магнитолы ACV: ACV AVS-2100BM, ACV AVS-814BB, ACV AVS-824BW.

2023-03-23
Акустика BLAM : BLAM FRS 2N50, BLAM TS 20 MG 35 HR.

Почитать

Малыши-крепыши
Тест 4-канальных усилителей AurA STORM-D4.150 и AurA STORM-D4.300 и широкополосного моноблока AurA STORM-D1.1000

Лёгкий или тяжёлый
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика BLAM L25 DB

Не по размерам басовитый
Тест 10-дюймового плоского корпусного сабвуфера Kicker TRTP10

Концепция лёгкости
Тест компонентных акустических систем Vibe BLACKAIR 6C-V0

Другая платформа
Тест головного устройства 1DIN со встроенным аудиопроцессором ACV ADX-905BM

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Здравствуйте! Может кто помнит из старожил характер звучания Audio system m 165? Как у них с глубиной баса? Могут громко играть? Хочу взя . . . . .

SQ система. Доброго времени суток, Уважаемые! Нужен ваш дельный совет. Звуком был болен давно, потом настала двадцатилетняя ремиссия, . . . . .

Здравствуйте. Подскажите чем отличаются Сабы cdt qes 1200 от cdt audio qex 1220? Какой из них выше серией? . . . . .

Всем привет. Выбираю между Best Balance C10 и Kicker 48CWR102. Установлен будет в ЗЯ соответствующего ему объема. Интересует мнение тех . . . . .

Здравствуйте товарищи. Пришла в голову мысль об установке в задние двери мидбасы, в передние СЧ и твиттеры. Например: MDLab SP-MB13B, Swat . . . . .

Доброго времени суток ,хочеться поменять сч динамики,на данный момент стоят ап4 аудисон хочу что то более музыкальное без потери в громкос . . . . .

Здравствуйте звукари! Что скажете за миды GZUK 165SQ как они в двушку? Или рассмотреть GZHK165?Blam lw 165 P? Gladen pro 165 Двухканальн . . . . .

Доброго здравия уважаемые форумчане! Нужна помощь при выборе акустики и сабвуфера. Для начало немножко информации. Есть автомобиль Mits . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола JVC KD-R322 → Всё отлично. Только антенна плохо ловит и нету юсб . . . . .

Усилитель Blaupunkt GTA 250 → Пользуюсь уже больше 3 лет, не подвёл, ржавый уже весь, но работает . . . . .

Акустика Hertz C 165 → Опять я. Читаю отзывы и удивляюсь, как у людей всё валится и сыпется. Гоняю эти . . . . .

Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Аудиофилия-болезнь! 77й отлично её лечит. Т.к. недовольство и гонка за звуком - . . . . .

Акустика Dego SP 6.5 MW → Поставили 1 год назад в двери Peugeot Expert 3, что от них слышу - это гул. Гудя . . . . .

Акустика Best Balance A25T → Достаточно хорошие твитеры, очень приятно звучат, не напрягают, звук мягкий и пр . . . . .

Усилитель Audison LRx 5.1k 5-channel → Поставил это усилитель давно и не хочу его менять, каждый раз когда слушаю музык . . . . .

Усилитель Hellion HAM6.80DSP → Отличный усилитель за свои деньги. Очень прост в настройке, разобрался самосто . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70