Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C



ОВАЛ С УГЛАМИ

Всякий, хоть шапочно знакомый с советской поэзией, знаком и с заочным диспутом о преимуществах угла перед овалом.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Да и мы к этому обсуждению не остались равнодушны (даже ссылку в конце привели). На самом же деле, по нашему глубокому и абсолютно верному, как обычно, убеждению, повода для противопоставления этих геометрических фигур нет. Даже наоборот: овалы во многом созданы для углов. Овалы и эллипсы, здесь встретятся и те и те. CDT CL-69C – нечасто встречающаяся разновидность компонентной акустики, в которой мидбасовому звену придана форма, более присущая коаксиалам для задней полки. И это при том, что акустика далеко не проста, а в части, относящейся к кроссоверу – даже вовсе и совсем. Итак, что тут у нас?

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

У нас тут, как нетрудно заметить – каноническое штатное расписание двухполосной компонентной акустики. Мидбас, пищалка с прикладом для установки и выносной кроссовер.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Мидбас был бы до степени смешения похож на любимый народом «блин», если бы не отсутствие в центре диффузора пищалки (а чаще даже – нагромождения пищалок). Целлюлозный диффузор с очень плотной пропиткой лицевой стороны (что делает его похожим на полипропиленовый), плоский и жёсткий центральный колпак.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

При взгляде с тыла: стальная рама с широкими спицами, довольно глухая, магнит с небольшим отверстием вентиляции катушки в центре и, по традиции, изобилием пропаганды вокруг. Аудиофилы, Фанатики, Европа, Калифорния… Большой праздник, короче.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Габариты – в соответствии с типоразмером. При виде отсюда – больше, чем у сабвуфера-восьмёрки…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Отсюда – меньше, чем у мидбаса-шестёрки.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Пищалка – с мягким куполом диаметром 28 мм, выводы – «хвостик» двужильного провода.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Габариты пищалки довольно типичны, «бочкообразность» — для возможности разворота в обоймах при поиске оптимальной ориентации оси.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Кроссовер, по фирменной традиции – за сеткой. Мы её сейчас, конечно, того…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Плата фильтров на свободе. Скажите, вам не показалось, что катушек для двухполосного кроссовера как-то многовато? Нам показалось, поэтому была снята принципиальная схема вот этого всего.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

ФНЧ мидбаса прост: фильтр второго порядка с ограничением импеданса. ФВЧ пищалки – не прост отнюдь. На входе – аттенюатор, несложный, но, как позже окажется, работающий корректно и точно. На выходе, перед пищалкой – позистор защиты (он виден на плате). А между ними что? Между ними – очень любопытный фильтр. Без конденсатора 0,47 мкФ (на самом верху схемы) это был бы фильтр 4-го порядка (что тоже, согласимся, не каждый день), с дополнительной же ёмкостью он превращается в знаменитый эллиптический (мы же предупреждали), крутизна спада которого может, в зависимости от сочетания номиналов, достигать очень высоких значений.

Для тех, кто мог что-то пропустить в вихре текущих событий: само название компании CDT означает Controlled Dispersion Technology. Именно факторы дисперсии (углы, углы, тоже обещали) всегда были для них в центре внимания. Какое это имеет отношение к овальным эллиптическим фильтрам? Более чем непосредственное. Существует два подхода к разделению частотных полос. Первый – использовать фильтры низкого порядка, тогда в области совместной работы фазовый сдвиг между головками может оказаться небольшим (а может и не оказаться, там тьма факторов), правда, область совместной работы будет широкой. Второй – применить фильтры высокого порядка, тогда передача эстафеты излучения от НЧ головки к ВЧ произойдёт в пределах узкой полосы частот, и тогда не так важно, каким внутри неё будет этот самый фазовый сдвиг.

CDT с момента основания свои решения строила на втором подходе. Удачными ли оказались решения на этот раз – скоро увидим.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

У динамиков крепкий басовый потенциал, что, впрочем, никакой неожиданностью не стало. Звучание на низких частотах ровное, без «горбов» и провалов. При грамотной подготовке двери результат впечатлит и даже заронит сомнения в неотвратимости установки сабвуфера.

Сразу слышно, что динамики проектировались с умом, с учётом специфики применения в автомобиле. При осевом расположении слушателя верхняя середина слегка выделена, но это вариант скорее гипотетический, при умеренных углах отклонения тональный баланс окончательно приходит в норму, при дальнейшем развороте радикальных изменений тонального баланса, которых мы ожидаем от излучателя с крупным диффузором, удивительным образом не происходит, окраска звучания постепенно и не травмирующим слух образом становится мягче и мягче, пока не достигает приглушенности, но это уже – на совсем серьёзных углах, градусов 60. Заметьте – без «пули» и прочих архитектурных излишеств. У CDT – свои методы.

Тут впору напомнить: у эллиптических диффузоров диаграмма направленности на верхнем краю диапазона расширена в плоскости малой оси. Поэтому ориентация мидбаса в двери оказывает заметное влияние на результат. Наиболее удачный вариант получится при установке динамиков таким образом, чтобы голова слушателя (вместе с ушами, так теперь носят) оказалась в плоскости малой оси. Так и делается в некоторых внедорожниках, где этот типоразмер – штатный: динамик развёрнут в плоскости двери на угол около 45 градусов.

Направленность пищалок на самом верху выражена более отчётливо, при развороте начинает уходить «воздух», чтобы этого не допустить, лучше придать им направление в сторону центра салона. Согласовать уровни позволит аттенюатор, отлично выполняющий свои функции.

ИЗМЕРЕНИЯ

Традиционно производители компонентной акустики параметры головок приводят через раз. Этот раз оказался как раз не раз. Будем добывать сами. Не в первый раз.

Параметры Тиля-Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц 59,2
Qts 0,78
Vas, л 16,2
BL, Тм 5,5
Mms, г 25,1
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 87,0

Сочетание резонансной частоты и полной добротности мидбасового излучателя – оптимальное для достижения ровной АЧХ на низких частотах в условиях среднестатистического салона, это когда-то было с блеском доказано в серии теоретических статей «Вспомнить всё». Магнитная система считалась бы мощной, будь это обычная «шестёрка», для 6 х 9 она – средняя. Подвижная система при этом тяжёлая, так что чувствительность мидбаса не поражает воображение, а к ней, понятное дело, конструкторы резисторами подогнали чувствительность пищалки.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Импедансная кривая мидбаса – ожидаемая, у пищалки с резонансной частотой 1685 Гц по измерениям, мощное жидкостное демпфирование. При изменении положения аттенюатора импеданс на входе мудрёного фильтра меняется причудливым образом, в положении максимума импеданс на отдельных участках падает до 3 – 3,5 Ом, что, впрочем, никакой угрозы не несёт.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

ФНЧ мидбаса, благодаря резистору в цепи конденсатора, задаёт небольшой спад выше 500 Гц, окончательно же полоса мидбаса ограничивается на 8 кГц. Немного странно: он там уже должен был бы замолчать без посторонней помощи, это же «лопух», а не 3-дюймовый мидрейндж. Будем разбираться. А ФВЧ пищалки – как предсказывали: крутизна – около 40 дБ/окт. Форма АЧХ по напряжению несколько зависит от положения аттенюатора, позже окажется, что на АЧХ по звуковому давлению это практически не сказывается.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Вот как работает пищалка через свой фильтр по оси в разных положениях аттенюатора. Всё чётко и предсказуемо. Спад на самом верху – традиционный атрибут шёлковых куполов, особенно – увеличенного диаметра.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Чистая пищалка при различных углах излучения. Видно, что где её порезали (на 4,5 – 5 кГц), там и надо было резать. Направленность излучения выражена довольно сильно (опять: диаметр), но спад происходит равномерно, без всплесков или провалов.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Подключаем теперь мидбас через его фильтр, пищалка пусть передохнёт. На оси спад отдачи начинается на 4 кГц, при том, что ФНЧ (мы видели) настроен на 8 кГц. Зачем тогда вообще нужен такой ФНЧ? Для согласования фазовых характеристик излучения в области совместной работы, пусть и узкой, вот зачем. И решена эта задача оказалась блистательно, мы в этом ещё убедимся. А пока отключим фильтр на время.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Просто мидбас. Без ФНЧ. Все АЧХ отличаются, как видите, очень незначительно, стал более заметен восходящий характер кривой между 500 Гц и 3 кГц, и наоборот, стли заметнее подавленные прежде внеполосные излучения выше 8 – 10 кГц. Но это (видите овал со стрелочками слева?) – при развороте динамика в плоскости малой оси. В этом случае направленность действительно выражена похвально слабо. Именно так мы, кстати, крутили динамик и на предыдущем графике, только вам не говорили прежде времени.

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Теперь же вращаем овал мидбаса в плоскости большой оси. До 2 кГц – без разницы, а выше – картина удручающая: уже на 30 градусах спад идёт быстрее и кривее, а на 50 – так и вовсе. Углы для овалов – важнейший фактор, правы были поэты…

Компонентная акустика 6 х 9 дюймов CDT CL-69C

Соединяем теперь всё в полную систему и, наученные предыдущими опытами, смотрим, что происходит при различных углах в «хорошей» плоскости (зачем нам теперь другая?). Обратите внимание, насколько безукоризненно стыкуются полосы двух излучателей, не знай вы, где частота раздела, нипочём бы не нашли. При этом под углом 30 градусов мы имеем почти горизонтальную АЧХ до 12 – 15 кГц, при 50 – со спадом, но плавным и аккуратным.

ИСКАЖЕНИЯ

Искажения в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м), %
100-300 Гц 1,77
300-1000 Гц 0,81
1-3 кГц 0,84
3-10 кГц 0,57

Ну, скажем так: мировых рекордов не установлено, но всё чинно и пристойно.

МЁД & ДЁГОТЬ

Создать серьёзную компонентную акустику на базе мидбаса-лопуха – это же так просто. Всего-то и надо: сделать фильтры, ювелирно подгоняющие друг к другу не только амплитудные, но и фазовые характеристики, сделать мидбас, способный заменить небольшой сабвуфер на нижних частотах и высококачественную «шестёрку» с фазовыравнивающей «пулей» на средних. Чтобы это удалось, надо крепко полюбить и овалы, и углы и очень хорошо в них разобраться.

Цена вопроса: 7800 руб.


Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Скидка 5000 рублей на установку Alpine iLX-F903D при покупкеу в нашем магазине!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 4000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Парктроник Phantom PS 4Z с ЖК-дисплеем и 4 датчиками универсального черного цвета по специальной цене при установке у нас в студии!

Специальное предложение для установщиков и студий установки Автозвука!

Новости

2021-01-21
Магнитола InCar DTA-6210CP.

2021-01-21
Акустика Rockford Fosgate M2-TS.

2021-01-20
Акустика Oris FT-T19.

2021-01-20
Сабвуферы Audio System: Audio System R 08 FLAT BR ACTIVE EVO, Audio System R 08 FLAT DBR ACTIVE EVO, Audio System R 08 FLAT GDF1 ACTIVE, Audio System R 10 FLAT G ACTIVE EVO, Audio System R 12 FLAT G ACTIVE EVO.

2021-01-19
Магнитолы Alpine: Alpine iLX-407, Alpine iLX-F409, Alpine iLX-F411.

2021-01-18
Усилитель мощности Audio System Italy AU 75.4.

Почитать

Уложиться в бюджет
Тест компонентных акустических систем Vibe SLICK6SQC-V9

С учётом специфики
Тест «морского» 8-канального усилителя со встроенным 9-канальным процессором Hertz HMD8 DSP

Решение для сложного формата
Тест 2-полосных компонентных акустических систем Best Balance D8C

SQ без стереотипов
Тест 10-дюймового сабвуферного динамика RS Audio A10 DVC

Не с нуля, но по-новому
Тест 2-полосных компонентных акустических систем АК

Посмотреть

Аудиосистема класса Hi-Fi в Skoda Octavia (A7)

Prology MPC-110 DSP

Prology MPC-120 DSP

Полная шумоизоляция Lada Granta

Pioneer DMH-Z5350BT

Аудиосистема класса Hi-Fi в Audi A6 (C7)

Процессорная аудиосистема с сабвуфером в BMW X5 (F15)

Возможности процессора звука MadBit DSP Player

Новое на форуме

Доброе утро. Подскажите, Голова Teyes CC3 с оптикой имею тройку Hertz MP 165P.3 + Helix MP 70.3 + Helix MP 280.3 Также Helix DSP.3 , докуплю bt или usb модуль , есть возможность взять дёш . . . . .

Всем добрый вечер.Сейчас стоит clarion hx-d2,вч seas h614,сч best balance a3m в стойках и уголках зеркал соответственно.В дверях morel virtus mw 6 миды,сабвуфер esx sx1040.Усилители sony xm4045 на вч . . . . .

Всем здрасти.... посоветуйте хорошую магнитолу 2 din.с дисплеем 9 ". . . . . .

Всем доброго время суток! Прошу совета. Киа соренто прайм: голова roXimo CarDroid RD 2317F; фронт Focal Perfomans 165 V1; тыл Hertz ESK 165L.5; саб. Ural AS-D12A Dual Hurricane. Хочу установить усил . . . . .

Всех приветствую! Кто знает что за контора Altec?? Усилители делают.. Например моноблок вот такой Altec Lancing Pierce S1.. Что это,Китай безродный?.. . . . . .

Здравствуйте! Помогите определиться. Имею авто королла 150 Гу MVH-S610BT,фронт темпо 6,на него dls xm40 поканально Саб MTX RT12-04 в зя от Alpine S-A60M Ищу усилитель на фронт компактный+поинтере . . . . .

Здравствуйте. Задам извечный вопрос - какой усилитель выбрать на СЧ/ВЧ из ниже перечисленных, предпочтения по музыке 90% progressive и vocal trance. Твитер morel mt230, середина пока в поиске. Genesi . . . . .

Помогите с выбором! Хочу сделать фронт, двухполоска. динамики: Audison Prima APK 200 или Rainbow IL-C8.2F, или может даже, чтобы погромче, Ground Zero GZCC 200.2SQL. бюджет 15К или около того. . . . . .

Ваши отзывы

Автомагнитола Pioneer DEH-P77MP → Я уже оставлял тут свой отзыв 01.01.2017. Что изменилось с того времени? Захотелось пойти дальше, я продал Пионер 77 и к . . . . .

Усилитель Ground Zero GZPA 4SQ → Аппарат отличный, ВЧ НЧ всё воспроизводится четко и качественно, универсальный усь, играет все жанры, звучание ближе к " . . . . .

Усилитель Ural BV 4.70 → Усилок, для того, чтобы разрулить поканалку по бомжу... Очень развитый кроссовер способен рульнуть 2х полоску как угодно . . . . .

Усилитель Audison VRx 6.420.2 → Очень классный ус , звук бомба, очен бархатный воздушный. . . . . .

Акустика Brax MATRIX ML3 → Очень крутая серединка , у меня до них были audison voce , Hertz mile legend , eton onex 80 . Ну брах это топчик самый . . . . .

Усилитель Supra SBD-A4240 → Последняя ревизия SBD-A4240 идёт с полевиками в блоке питания и полевики в выходных каскадах. На 2 Ома стабильно выдаёт . . . . .

Усилитель Panasonic CY-PA2003W → за 10 лет жёсткой эксплуатации ниразу не подвёл . . . . .

Сабвуфер Ground Zero GZIW 165X-II → Купил данный сабвуфер честно скажу качество полное гав... Цена ему 2000р . . . . .

Ваши установки

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 2 в Toyota Camry V70