Сабвуфер CDT Audio QEX-1020



ТЕРПЕНИЕ БУМАГИ

Бумага в жизни сабвуферов играет важнейшую роль. Это уникальный материал: она всё терпит, но не всё прощает.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Речь сейчас идёт вовсе не о бумаге как материале для диффузоров, хотя и это важно: древнейшая материал идёт и на утончённые аудиофильские головки, и на по-челябински суровые эспиэльные чудовища, после разной, правда, обработки.

Но даже и без этого бумага – первое, что мы видим, встретившись с сабвфуером. Сначала это – коробка, в которую он упакован и по которой славно прошлась рука художника-оформителя, обычно – на тему мощности. Художника, как известно, обидеть может каждый. И многих стоило бы, в назидание. Иначе поверить им окажется слишком накладно (в размере розничной цены сабвуфера плюс снятие-установка).

Другая бумага встречает нас уже внутри коробки. Там, бывает, что руки тоже оказались не для скуки. Всякое видали. Бывает, к примеру, что там (на бумаге) всё гладко до невозможности, мы проверяем – ничего похожего, да в такую сторону, что последовать бумажным рекомендациям – это попасть пусть не на сабвуфер, но точно – на корпус для него.

Бывает, когда всё сходится. А бывает совсем непонятно. В случае этого сабвуфера сошлось не всё (но достаточно много и достаточно близко), а вот непонятного оказалось многовато.

С коробкой всё хорошо, ерунды на ней художники не начертали. Инструкция же к динамику, довольно полная и подробная, содержала, помимо полезных и проверяемых (в нашем случае – уточняемых, для сокращения будущих расходов) сведений и нечто, чему мы объяснения найти не смогли. Вернее, смогли, но очень косвенное.

Есть такая апокрифическая история из инженерной практики, давайте расскажу. Некий завод ещё в стародавние советские времена готовил к выпуску криогенную установку, в технических характеристиках которой было сказано: «минимальная температура рабочего тела -271 градус по Цельсию». Сотрудник из отдела сбыта (это тогда было как сегодня отдел маркетинга) решил, что как-то некрасиво, и поправил на -275. Если вы школу не прогуливали, должно быть понятно. Если прогуливали, то не валяйте здесь дурака, а бегом в девятый класс, я проверю. Минус 271 – это о-го-го как, но в результате неуместного старания сбытовика вместо поздравлений заводу достался лишь гомерический хохот.

Здесь случилось нечто похожее. Всё у сабвуфера получилось удачно. Не почти, а всё. Оставалось только отразить это на бумаге приличествующим образом. И вот дёрнул же чёрт за клавиатуру американских сбытовиков, которые решили смело перешагнуть через абсолютный ноль. Об этом будет в разделе, посвящённом параметрам и оформлению сабвуфера, а начнём мы с конструкции.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Общий вид головки со стороны магнита вы уже видели в начале статьи, вот – со стороны диффузора. Уже видно, что материал – не бумага. Позже, правда, мы покажем, что и без неё не обошлось и оценим это по достоинству. Материал заявлен как стекловолокно,  это так и есть (обычно мы проверяем, когда заявлен карбон, примерно у каждого десятого проверенного оказывалось тоже стекловолокно, окрашенное в радикальный чёрный). Проверили. Стекловолокно. Корзина – не просто литьё, а литьё могучее, без тонких стенок, и почти по всем поверхностям – проточенное, чем, как вы понимаете, достигается максимум точности размеров и форм.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Размеры для этого калибра солидные, в том числе и установочная глубина, что, разумеется, надо иметь в виду. В комплекте с динамиком идёт самоклеящаяся прокладка под фланец.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

На тыльной стороне магнита – наклейка со словами «Фанатики», «Калифорния», «Аудиофилы», «Дизайн» и прочее, почитайте на ночь, если хотите. Нам показались более интересными как раз те части магнитопровода, напротив которых в бумаге (ну вот, опять) вырублены отверстия. Вентиляция звуковой катушки (66 мм, между прочим, это немало) идёт не только через центральный канал в керне, но и через шесть отверстий, ведущих напрямую в зазор магнитной системы. Все закрыты сеткой, от дурного глаза и посторонних частиц.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Крупный план диффузора и гофра. Гофр широкий, центральный колпак – большой, это оставляет на виду лишь довольно узкий стеклопластиковый обод, а на практике означает: жёсткость подвижной диафрагмы высокая.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Взгляд на диффузор с тыльной стороны показывает: бумага в хорошем смысле здесь тоже имеется. Описание динамика об этой особенности умалчивает, а зря: комбинация разнородных материалов в диффузоре, в данном случае – целлюлоза снизу и стеклоткань сверху, всегда улучшает его резонансные характеристики.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Контактный узел QEX-1020 – образец того, как это надо делать. Пружинные клеммы отменного качества не выступают за габарит рамы и установлены на площадке, чуть заглубленной внутрь одной из «спиц». И помечены так что захочешь – не перепутаешь.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Ещё немного акробатики с камерой – и мы видим: центрирующая шайба здесь увеличенная для такого калибра диффузора, крепится на специальной платформе корзины, провода через неё прошиты, и – присмотритесь: под шайбой – ещё один ряд отверстий вентиляции. Принимая во внимание диаметр звуковой катушки и схему её вентиляции, можем предположить: заявленная предельная мощность 500 Вт RMS – не совсем беспочвенная фантазия.

Конструкция, по итогам нашего исследования, получает твёрдую пятёрку по всем предметам. Теперь – к параметрам и измерениям.

Параметры Тиля-Смолла. Заявленные и измеренные

Параметр Заявка Факт
Сопротивление постоянному току 2,3 3,1
Резонансная частота Fs, Гц 31,5 36,3
Эквивалентный объём Vas, л 25,6 19,5
Полная добротность Qts 0,284 0,495
Масса подвижной системы, г 195 188
Силовой фактор, Тл м 15,6 15,4
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,9 83,5

В перечень параметров мы добавили примитивную, казалось бы, величину: сопротивление звуковой катушки доброму старому постоянному току. Это измеряется омметром за полсекунды любым кружковцем из Дома пионеров. Почему в этом параметре оказалось полуторакратное расхождение – для нас загадка.

Когда шла работа над этим тестом, другой экземпляр этого динамика готовился к установке в одной из московских студий. Тамошний установщик, узнав, что такой же поступил и к нам, попросил вне очереди дать ему результаты измерений, ему же ящик ладить, а это надо не по бумаге, а по существу. Прочтя первую строку таблицы, он сказал: «А я-то думал, у меня батарейки в тестере сдохли…»

Что касается остального: резонансная частота близка, после первых часов интенсивной эксплуатации она снизится на герц-полтора. Не больше, правда, если больше – то это не сабвуфер, а тряпка. Этот – не тряпка, мы видели. Эквивалентный объём, в силу тех же причин, слегка возрастёт, но тоже – не до заводской отметки. Масса подвижной системы и силовой фактор совпали ювелирно, чувствительность изготовителем заявлена без указания уровня сигнала, если это 2 В, как у нас, то наша меньше, если 2,83 В, как часто делают (без упоминания), то наша получается 86,5. Практически – то же самое.

Отдельным пунктом стоит вопрос о добротности. Здесь разрыв значительный, и главное – динамик с добротностью ниже 0,3 – это фазоинвертор и только фазоинвертор. А зачем «фазик» десятке, предназначенной для аудиофильской настройки системы?

Но что дали, то дали, смотрим на рекомендации по оформлению.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

У вас глаз-то наверняка уже зацепился за цифры на графике – мы нечасто прибегаем к указанию десятых долей литра. Да, вот так, только в кубофутах (0,1 – 0,15 – 0,25 соответственно). Ну и как вам? Это по заявленным параметрам, напоминаем, мы тут ни при чём. Вероятно, ответственного за составление этой части наставления проинструктировали: «Динамик позиционируется как предназначенный для компактных корпусов, ты уж не подведи». Не подвёл.  Даже предельный объём, на который отважился служака, не позволяет взять от динамика то, на что он, по всем признакам, способен. А 2,8 литра – это вообще курам на смех.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

С фазоинвертором тот же (или другой?) сотрудник пошёл таким путём: взял за отправную точку сакральный кубофут и стал двигаться вниз через четверть «кубика», каждый раз увеличивая частоту настройки на 5 Гц. Забвано, что как раз 14 и 7 литров дают результат, в принципе, небесполезный. Но там же (и тем же сотрудником, познакомьте, а?) радостно сообщаются необходимые размеры порта. Для 14 л это 53 см (при диаметре 7,6), для 7 л – 84 см. Это удобно…

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Проверяем те же рекомендации с измеренными параметрами. Выше 100 Гц кое-что изменилось, но кого это, собственно? А ниже – практически то же самое. Почему-то нас это совсем не удивило.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Аналогичная картина и с ФИ, несколько получше, правда. 14 литров на 40 Гц – уже даже на что-то похоже. А теперь оставим попытки реконструкции событий и сделаем всё по правилам.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Вот вам и ответ на все вопросы. В диапазоне объёма ЗЯ 9 – 13 л (если это не компактный, то позвоните и скажите, что для вас компактный) – идеальная АЧХ, не особо чувствительная к вариациям объёма. То есть сразу – и результат, и свобода манёвра. Надо только не забыть прибавить к этим значениям величину собственного объёма головки, она для своего калибра крупная, приабвляйте литра 3, не ошибётесь.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Ну, а уж если вас почему-то пробивает на ФИ, то хоть сделайте это элегантно. Вот вам два объёма с одной и той же настройкой. Порт будет верстовой в любом случае, но вы сами этого хотели. Меньший объём (нижняя кривая) совпадает с максимально-оптимальным ЗЯ, если сделаете такой – можете попробовать оба вида оформления не прибегая к инструменту. А потом заглушите порт насовсем, с эпоксидкой, и наслаждайтесь полученным результатом (см. на график выше).

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

«А не искажаем ли мы тут, часом, сигнал?» — спросим мы у нашего испытуемого. А он ответит: «Да чтобы я? Да никогда, в мыслях такого не имел…» И верно, уровень гармоник выше 33 Гц пусть не рекордно, но очень достойно низкий, а состав их – весьма благоприятный,  сплошная вторая, а на самом таком «мясном» басе (50 – 80 Гц) третья вообще норовит спрятаться в тину. По этому предмету – тоже зачёт.

МЁД & ДЁГОТЬ

Мы не зря в своё время отказались от бумаги. Вредное и опасное изобретение древних китайцев. Отличный динамик, по всем статьям, от конструкции (действительно, пятёрочная) до поведения в компактном оформлении и линейности. Все претензии к QEX-1020 носят документарный характер. Вот не подставь мы вовремя плечо, кто-нибудь сгоряча и напилил бы три литра закрытого ящика. За свой счёт. Будем надеяться, что документы к динамику не в граните отлиты (в Америке из гранита не умеют, а мы ни за что не скажем, как), и российский дистрибьютор в ходе переписки намекнёт, что кое-что надо подправить. И тогда, как написано на магните между вентиляционных отверстий, “Let the Music Begin!”

Цена вопроса:  19800 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2022-06-26
Усилители мощности ESX:ESX QM-Four, ESX QM-Four-PP, ESX QM-One.

2022-06-24
Магнитолы InCar: InCar DTA2-0704, InCar DTA2-1203, InCar DTA2-2228, InCar DTA2-2305, InCar DTA2-2408, InCar DTA2-2443, InCar DTA2-3302, InCar DTA2-3306, InCar DTA2-3308, InCar DTA2-3607, InCar DTA2-3609, InCar DTA2-3705, InCar DTA2-4601, InCar DTA2-4603, InCar DTA2-6292, InCar DTA2-6293, InCar DTA4-0704, InCar DTA4-1202, InCar DTA4-2222, InCar DTA4-2228, InCar DTA4-2305, InCar DTA4-2408, InCar DTA4-2443, InCar DTA4-3302, InCar DTA4-3306, InCar DTA4-3308, InCar DTA4-3607, InCar DTA4-3705, InCar DTA4-4601, InCar DTA4-4603, InCar DTA4-6293, InCar PGA 2 0704, InCar PGA 2 2228, InCar PGA 2 2408, InCar PGA 2 3302, InCar PGA 2 3308, InCar PGA 2 3609, InCar PGA 2 3705, InCar PGA 2 4601, InCar PGA 2 4603, InCar PGA 2 6209, InCar PGA 2-2209, InCar TMX-0704-6, InCar TMX-2228-6, InCar TMX-2305-6, InCar TMX-2408-6, InCar TMX-3302-6, InCar TMX-3306-6, InCar TMX-3308-6, InCar TMX-3607-6, InCar TMX-3609-6, InCar TMX-3705-6, InCar TMX-4601-6, InCar TMX-4603-6, InCar TMX-6293-6.

2022-06-23
Акустика Ground Zero: Ground Zero GZCF 165NEO-PRO, Ground Zero GZCT 25M-SPL.

2022-06-23
Сабвуфер Ground Zero GZHW 10SPL-D2 FLAT.

2022-06-22
Акустика Ural ПАТРИОТ ЭЛЕМЕНТ 3 АС-ПТ200.

2022-06-22
Магнитолы InCar: InCar TMX-7703-3, InCar TMX-7704-3, InCar TMX-7709-3, InCar TMX-7710-3.

Почитать

Res-Core – новый тип динамиков

Audison Forza – новая линейка усилителей

Урал вновь победил!

Таких сегодня уже не делают. Или делают?
Тест компонентных акустических систем E.O.S. TAS-6 II

Тест Hi-Res плеера AMP HRP и модуля HRPB

Посмотреть

Громкая аудиосистема в трицикл Harley-Davidson Tri Glide

Бодрый итальянский звук на штатном головном устройстве в Toyota Land Cruiser Prado 2021 года

Бодрая аудиосистема в KIA Picanto III (JA)

Эмоциональная аудиосистема на акустике Focal в Mercedes GL X164

Апгрейд Хармана и полная шумоизоляция Mini Clubman F54

Alpine iLX-W690D

Аудиосистема на акустике Focal в BMW X6 F16

Шумоизоляция и установка музыки в Toyota RAV4 пятого поколения

Новое на форуме

Всем привет ! Подскажите пожалуйста,какой фронт выбрать с заделом на будущее. На данный момент имеется в наличии: гу пионер avh-x1800 dls ca23 думаю на миды dls ca250 на вч Art Sound XE 1K Ch . . . . .

Всем привет. Есть ли смысл менять e.o.s al267 + e.o.s md75 + esx ve6.2w mk2 (жёлтые) на трешку Ground Zero GZRC 165.3SQ-ACT ? Музыка клуб/поп. Уж больно все нахваливают этот гз . . . . .

Добрый день! Помогите советом, какой из двух процеусей стоит выбрать под фронт BLAM 200 RS + сч E.O.S. MD-75? AMP DA-80.6DSP Panacea V4 или Audison Prima AP F8.9 bit .Важный момент, Audison всего на . . . . .

День добрый, подскажите peugeot boxer микроавтобус есть голова swat 7040 хочу поставить усилок, саб, блины в салон и динамики в перед двери, бюджет до 25-30 (мало что понимаю) . . . . .

Добрый день. Делают ли зя для Саба по форме крыла, но в мобильной версии? т.е. Не как стелс. Объясню для чего это нужно, мне нужен объем 30 литров, но не хочется терять багажник. И если, грубо говоря . . . . .

Всем доброго времени суток! Помогите пожалуйста разобраться с вопросом. Столкнулся с проблемой настройки процессора eton mini dsp . Запускаем приложение для настройки, делаем маршрутизацию, Выставляем . . . . .

Здравствуйте! Подскажите, есть ли смысл менять Kenwood KMM-304Y на KMM-BT356 в поканальной схеме? Блютуз не интересует! Вопрос о качестве звука! Спасибо! . . . . .

Доброго времени суток. Подскажите в чём разница усилителей Steg K серии, между китайскими и итальянскими кроме как в цене? Спасибо. . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель Hertz EP 1D → Отличный усилитель! Старенькие уже в продаже, но им ничего не делается, контроль усилитель обеспечивает прекрасный, потя . . . . .

Акустика E.O.S. Motive II MS-16.2 → Динамики за свои деньги однозначно- ЛУЧШИЕ! У меня играют от двух разных усилителей поканально, звук великолепный бас . . . . .

Сабвуфер Vibe BlackDeath BD15C → Мощный пи.. ц! . . . . .

Усилитель Sony XM-N502 → усилитель хороший только шоеется изза того что я к нему подключил саб 1200 ватный а усилитель то всего 500 ватный вот он . . . . .

Усилитель DD Audio Z2c → пользуюсь таким моноблоком очень стабилен прекрасный мощный басс раскачивает два сабвуфера дд9912сц серии советую к по . . . . .

Акустика Best Balance D8C → Установил себе этот комплект в передние двери финика ку50, под усилитель от штатной магнитолы. Басят так, как будто два . . . . .

Сабвуфер Dego SB-12 P-MK2 → Отменный саб. Играет в крете мостом от Helix c four, Бас быстрый, четкий, обволакивающий. До него стоял helix k 10w, раз . . . . .

Сабвуфер Alpine SWG-1044 → Имел до этого несколько сабвуферов из более высоких ценовых категорий, в основном 12 калибра Из опыта пришел к выводу, . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70