Сабвуфер CDT Audio QEX-1020



ТЕРПЕНИЕ БУМАГИ

Бумага в жизни сабвуферов играет важнейшую роль. Это уникальный материал: она всё терпит, но не всё прощает.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Речь сейчас идёт вовсе не о бумаге как материале для диффузоров, хотя и это важно: древнейшая материал идёт и на утончённые аудиофильские головки, и на по-челябински суровые эспиэльные чудовища, после разной, правда, обработки.

Но даже и без этого бумага – первое, что мы видим, встретившись с сабвфуером. Сначала это – коробка, в которую он упакован и по которой славно прошлась рука художника-оформителя, обычно – на тему мощности. Художника, как известно, обидеть может каждый. И многих стоило бы, в назидание. Иначе поверить им окажется слишком накладно (в размере розничной цены сабвуфера плюс снятие-установка).

Другая бумага встречает нас уже внутри коробки. Там, бывает, что руки тоже оказались не для скуки. Всякое видали. Бывает, к примеру, что там (на бумаге) всё гладко до невозможности, мы проверяем – ничего похожего, да в такую сторону, что последовать бумажным рекомендациям – это попасть пусть не на сабвуфер, но точно – на корпус для него.

Бывает, когда всё сходится. А бывает совсем непонятно. В случае этого сабвуфера сошлось не всё (но достаточно много и достаточно близко), а вот непонятного оказалось многовато.

С коробкой всё хорошо, ерунды на ней художники не начертали. Инструкция же к динамику, довольно полная и подробная, содержала, помимо полезных и проверяемых (в нашем случае – уточняемых, для сокращения будущих расходов) сведений и нечто, чему мы объяснения найти не смогли. Вернее, смогли, но очень косвенное.

Есть такая апокрифическая история из инженерной практики, давайте расскажу. Некий завод ещё в стародавние советские времена готовил к выпуску криогенную установку, в технических характеристиках которой было сказано: «минимальная температура рабочего тела -271 градус по Цельсию». Сотрудник из отдела сбыта (это тогда было как сегодня отдел маркетинга) решил, что как-то некрасиво, и поправил на -275. Если вы школу не прогуливали, должно быть понятно. Если прогуливали, то не валяйте здесь дурака, а бегом в девятый класс, я проверю. Минус 271 – это о-го-го как, но в результате неуместного старания сбытовика вместо поздравлений заводу достался лишь гомерический хохот.

Здесь случилось нечто похожее. Всё у сабвуфера получилось удачно. Не почти, а всё. Оставалось только отразить это на бумаге приличествующим образом. И вот дёрнул же чёрт за клавиатуру американских сбытовиков, которые решили смело перешагнуть через абсолютный ноль. Об этом будет в разделе, посвящённом параметрам и оформлению сабвуфера, а начнём мы с конструкции.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Общий вид головки со стороны магнита вы уже видели в начале статьи, вот – со стороны диффузора. Уже видно, что материал – не бумага. Позже, правда, мы покажем, что и без неё не обошлось и оценим это по достоинству. Материал заявлен как стекловолокно,  это так и есть (обычно мы проверяем, когда заявлен карбон, примерно у каждого десятого проверенного оказывалось тоже стекловолокно, окрашенное в радикальный чёрный). Проверили. Стекловолокно. Корзина – не просто литьё, а литьё могучее, без тонких стенок, и почти по всем поверхностям – проточенное, чем, как вы понимаете, достигается максимум точности размеров и форм.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Размеры для этого калибра солидные, в том числе и установочная глубина, что, разумеется, надо иметь в виду. В комплекте с динамиком идёт самоклеящаяся прокладка под фланец.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

На тыльной стороне магнита – наклейка со словами «Фанатики», «Калифорния», «Аудиофилы», «Дизайн» и прочее, почитайте на ночь, если хотите. Нам показались более интересными как раз те части магнитопровода, напротив которых в бумаге (ну вот, опять) вырублены отверстия. Вентиляция звуковой катушки (66 мм, между прочим, это немало) идёт не только через центральный канал в керне, но и через шесть отверстий, ведущих напрямую в зазор магнитной системы. Все закрыты сеткой, от дурного глаза и посторонних частиц.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Крупный план диффузора и гофра. Гофр широкий, центральный колпак – большой, это оставляет на виду лишь довольно узкий стеклопластиковый обод, а на практике означает: жёсткость подвижной диафрагмы высокая.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Взгляд на диффузор с тыльной стороны показывает: бумага в хорошем смысле здесь тоже имеется. Описание динамика об этой особенности умалчивает, а зря: комбинация разнородных материалов в диффузоре, в данном случае – целлюлоза снизу и стеклоткань сверху, всегда улучшает его резонансные характеристики.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Контактный узел QEX-1020 – образец того, как это надо делать. Пружинные клеммы отменного качества не выступают за габарит рамы и установлены на площадке, чуть заглубленной внутрь одной из «спиц». И помечены так что захочешь – не перепутаешь.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Ещё немного акробатики с камерой – и мы видим: центрирующая шайба здесь увеличенная для такого калибра диффузора, крепится на специальной платформе корзины, провода через неё прошиты, и – присмотритесь: под шайбой – ещё один ряд отверстий вентиляции. Принимая во внимание диаметр звуковой катушки и схему её вентиляции, можем предположить: заявленная предельная мощность 500 Вт RMS – не совсем беспочвенная фантазия.

Конструкция, по итогам нашего исследования, получает твёрдую пятёрку по всем предметам. Теперь – к параметрам и измерениям.

Параметры Тиля-Смолла. Заявленные и измеренные

Параметр Заявка Факт
Сопротивление постоянному току 2,3 3,1
Резонансная частота Fs, Гц 31,5 36,3
Эквивалентный объём Vas, л 25,6 19,5
Полная добротность Qts 0,284 0,495
Масса подвижной системы, г 195 188
Силовой фактор, Тл м 15,6 15,4
Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,9 83,5

В перечень параметров мы добавили примитивную, казалось бы, величину: сопротивление звуковой катушки доброму старому постоянному току. Это измеряется омметром за полсекунды любым кружковцем из Дома пионеров. Почему в этом параметре оказалось полуторакратное расхождение – для нас загадка.

Когда шла работа над этим тестом, другой экземпляр этого динамика готовился к установке в одной из московских студий. Тамошний установщик, узнав, что такой же поступил и к нам, попросил вне очереди дать ему результаты измерений, ему же ящик ладить, а это надо не по бумаге, а по существу. Прочтя первую строку таблицы, он сказал: «А я-то думал, у меня батарейки в тестере сдохли…»

Что касается остального: резонансная частота близка, после первых часов интенсивной эксплуатации она снизится на герц-полтора. Не больше, правда, если больше – то это не сабвуфер, а тряпка. Этот – не тряпка, мы видели. Эквивалентный объём, в силу тех же причин, слегка возрастёт, но тоже – не до заводской отметки. Масса подвижной системы и силовой фактор совпали ювелирно, чувствительность изготовителем заявлена без указания уровня сигнала, если это 2 В, как у нас, то наша меньше, если 2,83 В, как часто делают (без упоминания), то наша получается 86,5. Практически – то же самое.

Отдельным пунктом стоит вопрос о добротности. Здесь разрыв значительный, и главное – динамик с добротностью ниже 0,3 – это фазоинвертор и только фазоинвертор. А зачем «фазик» десятке, предназначенной для аудиофильской настройки системы?

Но что дали, то дали, смотрим на рекомендации по оформлению.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

У вас глаз-то наверняка уже зацепился за цифры на графике – мы нечасто прибегаем к указанию десятых долей литра. Да, вот так, только в кубофутах (0,1 – 0,15 – 0,25 соответственно). Ну и как вам? Это по заявленным параметрам, напоминаем, мы тут ни при чём. Вероятно, ответственного за составление этой части наставления проинструктировали: «Динамик позиционируется как предназначенный для компактных корпусов, ты уж не подведи». Не подвёл.  Даже предельный объём, на который отважился служака, не позволяет взять от динамика то, на что он, по всем признакам, способен. А 2,8 литра – это вообще курам на смех.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

С фазоинвертором тот же (или другой?) сотрудник пошёл таким путём: взял за отправную точку сакральный кубофут и стал двигаться вниз через четверть «кубика», каждый раз увеличивая частоту настройки на 5 Гц. Забвано, что как раз 14 и 7 литров дают результат, в принципе, небесполезный. Но там же (и тем же сотрудником, познакомьте, а?) радостно сообщаются необходимые размеры порта. Для 14 л это 53 см (при диаметре 7,6), для 7 л – 84 см. Это удобно…

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Проверяем те же рекомендации с измеренными параметрами. Выше 100 Гц кое-что изменилось, но кого это, собственно? А ниже – практически то же самое. Почему-то нас это совсем не удивило.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Аналогичная картина и с ФИ, несколько получше, правда. 14 литров на 40 Гц – уже даже на что-то похоже. А теперь оставим попытки реконструкции событий и сделаем всё по правилам.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Вот вам и ответ на все вопросы. В диапазоне объёма ЗЯ 9 – 13 л (если это не компактный, то позвоните и скажите, что для вас компактный) – идеальная АЧХ, не особо чувствительная к вариациям объёма. То есть сразу – и результат, и свобода манёвра. Надо только не забыть прибавить к этим значениям величину собственного объёма головки, она для своего калибра крупная, приабвляйте литра 3, не ошибётесь.

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

Ну, а уж если вас почему-то пробивает на ФИ, то хоть сделайте это элегантно. Вот вам два объёма с одной и той же настройкой. Порт будет верстовой в любом случае, но вы сами этого хотели. Меньший объём (нижняя кривая) совпадает с максимально-оптимальным ЗЯ, если сделаете такой – можете попробовать оба вида оформления не прибегая к инструменту. А потом заглушите порт насовсем, с эпоксидкой, и наслаждайтесь полученным результатом (см. на график выше).

Сабвуфер CDT Audio QEX-1020

«А не искажаем ли мы тут, часом, сигнал?» — спросим мы у нашего испытуемого. А он ответит: «Да чтобы я? Да никогда, в мыслях такого не имел…» И верно, уровень гармоник выше 33 Гц пусть не рекордно, но очень достойно низкий, а состав их – весьма благоприятный,  сплошная вторая, а на самом таком «мясном» басе (50 – 80 Гц) третья вообще норовит спрятаться в тину. По этому предмету – тоже зачёт.

МЁД & ДЁГОТЬ

Мы не зря в своё время отказались от бумаги. Вредное и опасное изобретение древних китайцев. Отличный динамик, по всем статьям, от конструкции (действительно, пятёрочная) до поведения в компактном оформлении и линейности. Все претензии к QEX-1020 носят документарный характер. Вот не подставь мы вовремя плечо, кто-нибудь сгоряча и напилил бы три литра закрытого ящика. За свой счёт. Будем надеяться, что документы к динамику не в граните отлиты (в Америке из гранита не умеют, а мы ни за что не скажем, как), и российский дистрибьютор в ходе переписки намекнёт, что кое-что надо подправить. И тогда, как написано на магните между вентиляционных отверстий, “Let the Music Begin!”

Цена вопроса:  19800 руб.




У нас в каталоге:




Источник: Журнал «Автозвук»


Информация

  Мы в Telegram

  Мы в ВКонтакте

Акции

Полная шумоизоляция Вашего автомобиля по специальной цене!

Каждый покупатель получает в подарок компакт-диск с клёвыми миксами от Mr. DJ Monj!

Каждому покупателю акустики размера 16,5 см. дороже 10000 рублей проставочные кольца для установки в подарок!

Каждому покупателю фирменные рамки «Auto-HiFi» для государственных номерных знаков в подарок!

Новости

2023-06-05
Сабвуфер Steg ST10P.

2023-06-04
Магнитола ACV AVS-934BG.

2023-06-03
Сабвуфер ESX DBX206A.

2023-06-02
Усилитель мощности Nakamichi NDSK4285AU.

2023-06-02
Усилители мощности Steg: Steg S1000, Steg S600.

2023-06-01
Переходные рамки InCar: InCar RAU-FC829, InCar RCH-FC878, InCar RCV-N16, InCar RDF-FC835, InCar RFI-FC420, InCar RFI-FC836, InCar RFI-FC860, InCar RFI-FC861, InCar RFO-FC281, InCar RFO-FC862, InCar RFR-FC696, InCar RFR-FC697, InCar RFR-FC834, InCar RFR-FC854, InCar RFR-FC894, InCar RFR-FC919c, InCar RGL-FC863, InCar RHO-FC864, InCar RHO-FC866, InCar RHO-FC868, InCar RHO-FC869, InCar RHO-FC870, InCar RHO-FC874, InCar RHO-FC930, InCar RHY-FC418, InCar RHY-FC846, InCar RHY-FC877, InCar RIF-FC934, InCar RKIA-FC373, InCar RKIA-FC374, InCar RKIA-FC828, InCar RKIA-FC880, InCar RKIA-FC937, InCar RLA-FC853, InCar RLF-FC409, InCar RMB-FC889, InCar RMB-GLK01, InCar RMS-FC859, InCar RMS-FC890, InCar RMS-FC943, InCar RMS-FC948, InCar RMZ-FC430, InCar RMZ-FC433, InCar RMZ-FC884, InCar RMZ-FC941, InCar RNS-FC892, InCar RNS-FC893, InCar RNS-FC954, InCar RNS-FC955, InCar ROP-FC694, InCar ROP-FC916c, InCar ROP-FC917c, InCar ROP-FC958, InCar RSU-FC899, InCar RSZ-FC693, InCar RSZ-FC900, InCar RTY-FC559, InCar RTY-FC727, InCar RTY-FC743, InCar RTY-FC904, InCar RTY-FC905, InCar RTY-FC907, InCar RTY-FC908, InCar RTY-FC909, InCar RTY-FC910, InCar RTY-FC912, InCar RTY-FC920, InCar RTY-FC939, InCar RTY-FC970, InCar RTY-FC971, InCar RTY-FC972, InCar RTY-FC976, InCar RUN-FC915, InCar RUN-FC989, InCar RVL-FC980, InCar RVW-FC914, InCar RVW-FC983.

Почитать

Тест акустики Light Audio LAS-17.2 и LAS-17C

Тест сабвуфера Light Audio LASW-10

Подросший муравей
Тест компактного и мощного 4-канального усилителя Kicx Angry Ant F4

Тест громкоговорителей УРАЛ ЧЕ 03 и ЧЕ 006

Концентрат баса в одной таблетке
Тест плоского 10-дюймового сабвуферного динамика Ground Zero GZRW 250-D2 FLAT

Посмотреть

Полная шумоизоляция и установка звука в Hyundai Solaris

Полная шумоизоляция Mercedes E class (W213)

Бодрая аудиосистема с заменой штатного усилителя и акустики в Mercedes E-class (W213) универсал

Полная шумоизоляция Renault Duster II

Полная шумоизоляция Toyota Hilux VIII

Шумоизоляция и установка аудиосистемы в Nissan Qashqai

Полная шумоизоляция и апгрейд звука в Infiniti Q50

Финал EMMA России 18 сентября 2022 года в Воронеже

Новое на форуме

Доброго дня всем, подскажите усилок для Opus 250BX, играт в зя, рассматриваю вариант alpine sa60m, но может есть варианты получше? . . . . .

Доброго дня. Устанавливал музыку у вас. Хотел бы спросить сколько будет стоить демонтаж установленного и поставить штатное обратно? 4 дина . . . . .

Доброго времени суток. Подскажите по выбору, сейчас есть 3х полосный фронт поканально: BLAM RT 20 BLAM R80 BLAM W 200 RS Процеус . . . . .

Всем привет. Прикупил на миды Cdt es 6 усилитель Xetec P2, на саб jl 12w3v3-4 ищу усилитель. Есть вариант взять eton mini 300.2. Вопрос ка . . . . .

Здорово всем! Вопросик тут по Helix P SIX DSP ULTIMATE закрался, никто еще не ставил/слушал этого зверя? Стоит вообще на него сантики к . . . . .

Всем привет! Парни, подскажите какие варианты для замены вч ground zero gzut 25sqx, уставшие они у меня. Система 3х полосная мид: peerle . . . . .

Всем привет! В общем дорос до плеера. Нужен плеер с блютусом LDAC для работы с Audison B-CON Какие знаете хорошо работающие именно по ВТ . . . . .

Здравствуйте, посоветуйте пожалуйста усилок для пары Challenger Opus SD-250FA . Стоять будут во фри эйре,в задней полке. Желательно не оче . . . . .

Ваши отзывы

Усилитель AMP DA-80.8DSP Pyromania → Звук не такой резкий и сухой как у хеликс.Плюсом отмечу что каналы можно мостить . . . . .

Усилитель Pioneer DEQ-S1000A2 → Поканалке без смартфона не работает. Работает только с otg.,но смартфон не заряж . . . . .

Сабвуфер Helix K 10W → Opus BX-250 звучит не хуже а цена в разы дешевле.У этого саба есть существенный . . . . .

Сабвуфер Challenger Opus SD-250BX → Отличный саб. Собрал ему закрытый ящик литров на 20. Играет кайфово . . . . .

Усилитель Eton Mini 150.4 → По всем параметрам один из лучших усилителей D класса. Helix m four ему уступает . . . . .

Акустика SOaudio SO26neo → Отличные твитеры. До этого использовал hertz MP 28.3 Pro. SOaudio 26neo играют п . . . . .

Акустика E.O.S. Maestro HD650 → Акустику брал не слушая по отзывам,мидбас впечатлил увесистый,с литой мощной кор . . . . .

Автомагнитола Aura VENOM-D41DSP → магнитолу мы выбираем по звуку в первую очередь! у меня простой logan с легкой с . . . . .

Ваши установки

Акустика Dego SP 6.5 MW в Peugeot Traveller

Сабвуфер Audison APS 8 R в Toyota Camry V70

Усилитель Audison Prima AP5.9 bit в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 690 в Toyota Camry V70

Акустика Audison Prima AP 6.5 в Toyota Camry V70